Кишинёвцы на улицах города. 1920-1930-е гг

Фотографий старого Кишинёва не так много, но они всё же есть. На них мы можем видеть город таким, каким он когда-то был — тихие улицы с великолепными зданиями. Но город — это не только строения, но и горожане. При этом на старых снимках кишинёвцы обычно остаются в тени. Постараемся исправить эту несправедливость, поискав на фотографиях людей, случайно попавших в очередной кадр задуманной фотографом композиции.
Здесь будут представлены 40 фрагментов известных и не очень старых снимков, сделанных на улицах нашего города в межвоенный период (1920-1930-е гг). Имена кишинёвцев на них нам, скорее всего, уже никогда не станут известны, но эти горожане с удовольствием проведут нам экскурсию и покажут нам свой Кишинёв — город, который ушёл в небытие вместе с ними.

Начнём у главных транспортных ворот тогдашнего Кишинёва — железнодорожного вокзала. На следующих трёх фотографиях перед нами разворачивается типичная и для наших дней сцена — из здания вокзала выходят пассажиры недавно прибывшего поезда, а снаружи их с надеждой поджидают таксисты того времени — извозчики.

У железнодорожного вокзала.
У железнодорожного вокзала.
У железнодорожного вокзала.
У железнодорожного вокзала.

Извозчики устремили свой взор на выходящих пассажиров, но те их игнорируют. Оно и понятно — прямо у вокзала расположена конечная остановка двух трамвайных маршрутов, которые вполне удобно и быстро довезут желающих близко к нужным им местам.

У железнодорожного вокзала.
У железнодорожного вокзала.

На этом снимке мы можем увидеть детвору у здания гостиницы «Палас» со стороны нынешней улицы Александри (гостиница располагалась на углу  этой улицы и нынешнего бульвара Штефана чел Маре).

Гостиница "Палас".
Гостиница «Палас».

Сцена на Новом Базаре (нынешний Центральный рынок). В начале 1920-х гг вывески на русском языке были ещё обычным делом. За позирующими покупателями и продавцами мы видим бакалейный колониальный магазин «Р. Вайсман». Никаких колоний у нас, конечно же, не было. Колониальными товарами в то время называли всякий экзотический импорт — кофе, сахар, пряности и т.д.

Центральный Рынок.
Центральный Рынок.

Центр города, великолепное здание Епархиального Дома. Господин в чёрном одеянии, судя по всему, священник.

У Епархиального Дома.
У Епархиального Дома.

Ещё один фрагмент снимка, сделанного у Епархиального Дома. Обратите внимание на то, что почти все запечатлённые люди, независимо от их возраста, носят головные уборы.

У Епархиального Дома.
У Епархиального Дома.

У перекрёстка нынешних улицы Пушкина и бульвара Штефана чел Маре. Видно здание Примэрии и поодаль — Городского Банка. Транспорта на дорогах не так много, поэтому пешеходы и позволяют себе такие вольности, разгуливая свободно по проезжей части главной улицы города.

У Примэрии.
У Примэрии.

А здесь облагораживают клумбы у Памятника Штефана чел Маре. Вернее, работает одна женщина, все остальные наблюдают и что-то обсуждают. Вывеска на ограде сообщает нам, что в оранжерее Городского Сада проходит какая-то выставка.

В Городском Саду.
В Городском Саду.

Следующие две фотографии сделаны у Национального Театра — бывшего Благородного Собрания. В середине 1930-х гг это здание снесут и начнут стройку нового. По причине разразившейся войны стройка затянется на очень долгое время и закончится уже в советский период истории города. Тут построят кинотеатр «Патрия».

У Национального Театра.
У Национального Театра.

Кишинёвцы куда-то спешат.

У Национального Театра.
У Национального Театра.

Центр города. Трамвай движется по Пушкинской улице, пересекая нынешний бульвар Штефана чел Маре. За порядком следит жандарм.

В центре города.
В центре города.

Место, где была сделана эта фотография, узнаваемо сразу благодаря Святым Вратам (или, как их стали называть в советское время,  Арке Победы). Однако, кроме самих Врат, до наших дней ничего с этого снимка не дошло. Даже улица — и та изменилась, расширившись в большую площадь и поглотив близлежащие здания, входившие в комплекс Митрополии.

В центре города.
В центре города.

Следующие шесть фрагментов взяты с фотографий, сделанных на пересечении нынешних улицы Армянской и бульвара Штефана чел Маре.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

Перекрёсток этот был и тогда таким же оживлённым, как и сегодня. Можем заметить и благоустроенную трамвайную остановку. Примерно на её же месте сейчас также располагается остановка современного общественного транспорта.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

По главной улице курсирует трамвай, а пешеходы всё так же беззаботно пересекают проезжую часть в тех местах, где им удобно.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

Угол Армянской улицы и бульвара Штефана чел Маре. Некоторые прохожие замечают фотографа.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

Угол Армянской улицы и бульвара Штефана чел Маре. Люди ждут на остановке свой трамвай, рядом прикорнул на своём рабочем месте уставший чистильщик обуви.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

Армянская улица в сторону Нового Базара (Центрального рынка). И снова грозный и усатый жандарм следит за порядком в городе. Вдали на Армянской мы можем заметить трамвай.

У Армянской улицы.
У Армянской улицы.

Люди и вооружённые солдаты у здания Торговой Палаты (угол нынешних улиц Эминеску и Митрополита Варлаама). Здания уже нет, на его месте — кинотеатр «Одеон». Судя по плакатам, жители города пришли сюда голосовать на каких-то выборах. Кстати, в Румынии женщины получили право на голос лишь в 1938 году, а в этой очереди мы можем заметить несколько женщин, поэтому перед нами исторический момент. К слову, женщины Бессарабии изначально получили такое право ещё в 1917 году после февральской революции, но с вхождением бывшей российской губернии в состав Румынии они этого права лишились.

У Торговой Палаты.
У Торговой Палаты.

У того же здания Торговой Палаты, фрагмент того же снимка. Как видим, желающих отдать свой голос собралось прилично — даже очередь образовалась.

У Торговой Палаты.
У Торговой Палаты.

Снова у железнодорожного вокзала. Слева стоит повозка-ларёк. Там продают пиво «Luther».

Железнодорожный вокзал.
Железнодорожный вокзал.

На следующих четырёх фотографиях — почтенная кишинёвская публика у недавно открытого памятника Капитолийской волчице в 1925 году. Памятник стоял у здания бывшей 3-ей мужской гимназии, где позже (но до создания снимка) заседал Сфатул Цэрий.

На открытии памятника Капитолийской волчице.
На открытии памятника Капитолийской волчице.

Публика собралась весьма разношёрстная — и взрослые, и дети, и одетые побогаче, и победнее.

На открытии памятника Капитолийской волчице.
На открытии памятника Капитолийской волчице.

И солдаты, и гражданские. Некоторые весьма колоритные.

На открытии памятника Капитолийской волчице.
На открытии памятника Капитолийской волчице.

Но только женщин вы тут не увидите.

На открытии памятника Капитолийской волчице.
На открытии памятника Капитолийской волчице.

Фрагмент фотографии, сделанный примерно в то же время, что и предыдущая с Капитолийской волчицей — в 1925 году. Даже место примерно то же — с другой стороны здания бывшей 3-ей мужской гимназии. Всё это на снимке — неспроста, тут проходила довольно масштабная промышленная выставка.  Поэтому тут и павильоны, и даже небольшое обзорное кольцо-карусель для развлечения посетителей. Сейчас на месте пустынной территории справа плещется озеро Валя Морилор (бывшее Комсомольское).

На выставке.
На выставке.

Три следующих фрагмента взяты с фотографии, сделанной у Национального Театра, о котором уже говорилось выше (бывшее Благородное Собрание).

У Национального Театра.
У Национального Театра.

На этих фрагментах снимка, сделанных у театра, можем заметить только военных (или жандармов) и детишек-школьников.

У Национального Театра.
У Национального Театра.
У Национального Театра.
У Национального Театра.

Извозчик у Лондонской гостиницы.  Здание гостиницы до наших времён не сохранилось, располагалось на углу нынешних улиц Пушкина и Митрополита Варлаама.

У гостиницы "Лондон".
У гостиницы «Лондон».

Лицеисты в Городском Саду у памятника А. С. Пушкину. Памятник великому русскому поэту простоял непотревоженным весь межвоенный период и даже Войну. И только в послевоенные годы советская администрация перенесла его в центр парка на освободившееся после сноса здания бывшего павильона Губернаторства Бессарабии место.

В Городском Саду.
В Городском Саду.

Четыре следующих фотографии сделаны в самом центре города — виды от Митрополии в сторону Кафедрального Собора.

В центре Кишинёва.
В центре Кишинёва.

Нарядные кишинёвцы гуляют по главной улице мимо цветущих клумб, рядом проезжает трамвай.

В центре Кишинёва.
В центре Кишинёва.

Господа явно знакомы и приветствуют друг друга, касаясь своих шляп.

В центре Кишинёва.
В центре Кишинёва.

Фотограф и тут не остался незамеченным. А мы обращаем внимание на количество и размеры цветущих клумб.

В центре Кишинёва.
В центре Кишинёва.

Два следующих фрагмента взяты с фотографии, сделанной у перекрёстка нынешних Пушкинской улицы и бульвара Штефана чел Маре. Тут мы можем видеть киоск или ларёк у входа в сквер Кафедрального Собора.

У Пушкинской улицы.
У Пушкинской улицы.

На этом фрагменте господа переходят Пушкинскую улицу и смотрят на фотографа.

У Пушкинской улицы.
У Пушкинской улицы.

Центр города у Святых Ворот. Пешеходы снова переходят улицу как им заблагорассудится. Фотограф снова привлекает особое внимание — тогда это было пока ещё в новинку.

Мальчик в чёрном, похоже, носит тёмные очки.

В центре Кишинёва.
В центре Кишинёва.

Последний фрагмент. На нём мы видим ребятишек в школьной форме, собравшихся у Епархиального Дома. Один из ребятишек приехал сюда на велосипеде, а велосипеды — это уж совсем редкий предмет на старых кишинёвских фотографиях.

У Епархиального Дома.
У Епархиального Дома.

Юрий Швец.

Фотографии из личной коллекции, из коллекции Юрие Кожокару и из коллекций участников форума «Мой город Кишинёв — OldChisinau.com».