Кишинёв в 1867 году

В июне 1867 года Кишинёв посетила российская императрица Мария Александровна. Несмотря на то, что это было даже не особым визитом представительницы царской семьи (Мария Александровна оказалась здесь по пути в Крым), для небольшого города на окраине империи её присутствие стало настоящим событием. И благодаря этому у нас появился уникальный шанс взглянуть на Кишинёв 1867 года — приготовления и сам город были запечатлены фотографом, и сейчас эти снимки являются одними из самых ранних известных нам фотографий Кишинёва.

Часть представленных ниже снимков сделаны в день приезда императрицы (хотя она на них не фигурирует), другие же, скорее всего, около той даты.

К приезду императрицы город украсили арками. На пути следования установили 3 такие конструкции на тогдашней Павловской улице: на въезде в город у моста через реку Бык (у пересечения нынешних улиц Петру Рареша и Албишоара); остальные две были установлены ближе к Кафедральному Собору на нынешней пешеходной улице А. Доги (одна у улицы Александру чел Бун, другая — у улицы Колумна).

Кишинёв 1867
Арка у въезда в город.

Первая арка у моста через реку Бык. На заднем плане видна Благовещенская церковь (сохранилась), слева в город уходит Павловская улица (нынешняя улица Петру Рареша). На арке надпись — «Благословен вход твой».

 

 

Кишинёв1867
Арка еврейской общины города.

Ближе к другому концу Павловской улицы стояла арка в мавританском стиле, построенная на средства еврейской общины Кишинёва. Подробное её описание сохранилось в одном из номеров газеты «Бессарабские областные ведомости» за тот 1867 год:

«Арка в мавританском стиле с четырьмя осьмиугольными устоями (или колоннами), увенчанными маленькими башенками с зубцами и позолоченными куполами. Боковые поля ворот с каждой стороны разделены на шесть меленьких аркад (всего 12по числу племён израильских). Двенадцать еврейских букв в этих арочках выражают надпись, сделанную наверху, над аркою, на русском языке — «Тобою веселимся и торжествуем», а с другой стороны — «охранит Тебя Бог на всех путях!».  Парящее в воздухе над самым верхним карнизом золотое М с короною указывает на Виновницу торжества. Все арабески и пестрые цвета строго выдержаны в мавританском стиле; основные же формы раскрашены русскими национальными цветами; флаги на башнях русский национальный и русский купеческий».

Кишинев 1867
Третья арка.

И, наконец, перед Собором у дома Катаржи императрица проезжала через третью, самую красивую арку, выполненную в русско-византийском стиле. Эта арка известна больше, мы её можем видеть и на гравюрах 1877 года.

Больше фотографий, связанных непосредственно с самим визитом Марии Александровны, нет. На остальных снимках перед нами предстают виды Кишинёва (предположительно, того же 1867 года).

Начнём с панорамных видов. Лучшие виды тогда открывались с холмов предместья Рышкановка.

Кишинёв, 1867
Вид на Кишинёв.

Перед нами предстаёт так называемый Нижний город, самая старая его часть. Узкая речка Бык, старые неприметные домишки, грязные улочки, над которыми возвышаются церкви — так выглядела эта окраина Кишинёва.

 

 

Кишинёв 1867
Вид на Кишинёв.

С этой фотографией лучше ознакомится в высоком разрешении, которое даст возможность различить отдельные здания. В частности, на Инзовой горе (ныне Пушкинская горка) видны развалины т.н. Дома Наместника (Дома Инзова), где А. С. Пушкин проживал во время своей ссылки в Кишинёве.

Кишинев 1867
Мазаракиевская церковь.

Самое сердце Кишинёва — Мазаракиевская церковь и Фонтан. Фонтан очень долгое время являлся главным источником питьевой воды для всего города. На снимке мы можем видеть повозки водовозов. Они набирают в бочки воду и развозят её по адресатам.

Кишинёв 1867 года
Гостиница «Петергоф».

Гостиница «Петергоф». Здание не сохранилось. Перед нами — нынешняя улица Колумна от улицы Пушкина в сторону улицы Бэнулеску-Бодони. За гостиницей мы видим одноэтажное здание, рядом с которым стоит дом Крупенских. Дом в начале 2000-х гг был разрушен, в наше время восстановлен, но всего лишь как первые этажи высотного жилого дома с остеклёнными фасадами. Далее мы можем видеть ту самую третью арку.

Кишинёв, 1867 год
Дом Катаржи.

Вид на этот же участок нынешней улицы Колумна, но уже с улицы Бэнулеску-Бодони в сторону Пушкина. Справа — сквер Кафедрального Собора, слева — дом Катаржи, арка и дом Крупенских.

Кишинёв, 1867 год
Собор.

На этой фотографии — нынешняя улица митрополита Варлаама у Кафедрального Собора.

 

 

 

Следующие три снимка показывают нам главную улицу Кишинёва (нынешний бульвар Штефана чел Маре). Улица ещё не мощённая и грязная, но уже застраиваемая большими и красивыми зданиями.

Кишинёв 1867 год
Московская улица.

Перекрёсток нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Слева нам виден Городской Сад (нынешний парк Штефан Чел Маре) с недавно установленной чугунной оградой, справа — только выстроенное здание, где впоследствии будет размещаться Швейцарская гостиница. Сейчас на этом месте стоит похожее по виду (но больше размерами) здание, построенное после Второй Мировой Войны. Вдали заметна колокольня лютеранской кирхи (угол с нынешней улицей Марии Чеботарь).

Кишинёв, 1867 год
Московская улица.

Фотограф прошёл ближе к кирхе и стоит сейчас у перекрёстка нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Триколорулуй (она справа). За рядом деревьев проглядывается крыша Губернаторского дома (там сейчас квартал Театра Оперы и Балета «Мария Биешу»).  Слева — Городской Сад.

Кишинёв 1867 год
Пожарная каланча.

Последний и один из самых интересных снимков серии. Известный каждому кишинёвцу перекрёсток в самом центре города, но ещё до того как он обрёл привычный нам всем вид. Широкая и незамощенная грязная улица — это нынешний бульвар Штефана чел Маре, а перед двухэтажным зданием — улица Пушкина. Слева виднеется деревянный забора сквера Кафедрального Собора. Высокая башня — это пожарная каланча. С неё открывался хороший вид на город, помогая быстро определить места, где происходили пожары. В начале XX века на месте пожарной части и каланчи построили красивейшее здание Городской Думы (там сейчас Примэрия). А до этого Городская Дума размещалась в двухэтажном здании, что мы видим на фотографии (справа рядом с каланчой).

Юрий Швец.