Замечательный и светлый фильм Михаила Калика «Человек идёт за солнцем» вышел в 1961 году. Сюжет и смысл фильма обсуждать не будем, остановимся здесь на том, что снят он был в Кишинёве. И так как основа сюжета — это путешествие мальчика Санду (Нику Кримнус) за солнцем по всему городу, то на кадры попало много кишинёвских видов самого начала 1960-х гг.
Если внимательно изучить путь Санду за солнцем, то становится ясно, что мальчик передвигался по настоящему городу хаотически, появлясь и исчезая в разных его уголках. Режиссёр и не ставил своей целью передать близкий к действительности маршрут, поэтому и на этом не заострим своё внимание. Более того, есть сцены, снятые и не в Кишинёве (стадион, например).
Удалось переснять почти все места, за исключением некоторых неясных и труднодоступных (например, крыша Примэрии, или Центральный рынок, столь же заполненный людьми, как и сейчас; стройка и т.д.).
Отправляемся за Солнцем!
Утро, начало путешествия. Нынешний бульвар Штефана чел Маре у Городского Сада между улицами Театральной и Бэнулеску-Бодони:
«Покупайте лотерейные билеты! не проходите мимо своего счастья!… За 30 копеек.»
«Сколько у Вас счастья, дядя!»
Дядя продаёт лотерейные билеты у нынешнего входа в Примэрию:
«А что это такое — Лёха?» — вопрос, за который Санду получил крепкий шелбан от рыжего хулигана Лёхи.
«ЛЁХА + КАТЯ=». У спуска по гранитной лестнице к нынешнему озеру Валя Морилор (тогда Комсомольскому) со стороны Госуниверситета.
Каменную скамейку время не пощадило:
Далее сцена с роддомом. Мучающийся от неизвестности отец останавливает Санду у Соборного Сквера и предлагает ему 10 порций мороженного за простенькую работу — добыть информацию о своём новорожденном ребёнке из роддома. Санду справляется и получает своё мороженное, которое мы можем видеть на следующих сценах:
Разноцветные воздушные шарики привлекают внимание Санду, а стройные ножки девушки — случайного прохожего. Нынешняя улица Пушкина, между деревьями сквера проглядывает Собор.
За девушкой они проследовали аж до театра им. А. С. Пушкина (нынешний театр М, Эминеску):
Познакомиться не удалось, девушку увёз её парень на мотороллере. Разочарование:
Дальше Санду попадает на Центральный Рынок (сцены с арбузами и каскадёром-мотогонщиком, которого сыграл Евгений Евстигнеев). Рынок сейчас выглядит почти так же, разве что бочек с вином нет.
После Рынка Санду попадает в кабину к водителю грузовика, который везёт его к Солнцу, потому что ему по пути. В наше время эта сцена смотрится диковато, конечно же. Но такое уж наше время. Водитель Лёвка 3 раза уже объехал земной экватор — «… и без капитального ремонта!». Но, заметив свою сестру Викторицу, прогуливающейся с незнакомым мужчиной, Лёвка забывает и об экваторе, и о Санду, и выскакивает из машины.
Выскакивает на нынешней Площади Великого Национального Собрания прямо у Святых Ворот (Арки):
Лёвка со скандалом увёз Викторицу, а Санду (оставшийся без своего колеса), парень Викторицы и дедушка в тюбетейке («Вот молодёжь пошла-то!») стоят у Арки и смотрят им вслед:
Солнце приводит мальчика на масштабную стройку жилых кварталов, после чего Санду попадает в Городской Сад (парк им. А. С. Пушкина, парк им. Штефана чел Маре). Там свободно гуляющего мальчика замечает милиционер Рикэ и отчитывает его:
«Сегодня ты за солнцем пошёл, завтра билетами в кино спекулировать начнёшь, а потом… вообще в кусок бандита превратишься! Или, не дай Бог, в стилягу». То есть, для милиционера Рикэ, стиляга (а по-нашему современному, это будет, наверное, хипстер) — самое страшное, что может случиться с маленьким мальчиком в этом суровом мире.
В парке они встречают Ленуцу. Она поливает клумбу у памятника А. С. Пушкину:
Милиционер Рикэ прихорашивается и оставляет Санду на скамейке у фонтана:
Рикэ — «не какой-нибудь там младший сержант, которого ставят на пост где-то в районе Гуцулёвки» (старый район на окраине тогдашнего Кишинёва), и Ленуца, скучающая по своим родным местам у Редюл-Маре:
Милую картину общения прерывает начальник Ленуцы, который ругает её за то, что она «тут свою деревню разводит», и ломает посаженный ею в парке подсолнух — цветок солнца. «Трудящимся нужны розы и хризантемы, а не какие-нибудь там технические культуры». Милиционер Рикэ не может заступиться за свою девушку, и Санду берётся за это сам:
Начальника Ленуцы играет Анатолий Папанов. Санду удаётся его наказать и безнаказанно убежать.
На Аллее Классиков:
Сцена с ярыми футбольными болельщиками — безногим чистильщиком обуви и лысеющим парикмахером. Угол нынешних улиц Эминеску и Бернардацци:
«Не тот футбол сейчас! Да, не тот!» — голос дедушки многим покажется знакомым. Ещё бы, ведь его озвучивал сам Георгий Милляр:
Солнце скрывают тучи. Мальчик у водонапорной башни (угол нынешних улиц Матеевича и Бэнулеску-Бодони):
Похоронная процессия на бульваре Негруцци — «человек умер». Таксисты провожают своего коллегу в последний путь.
«Дяденька, что такое незабвенный?»
Санду снова оказывается у Комсомольского озера (нынешнее Валя Морилор).
На каскадной лестнице:
Здесь солнце снова проглядывает из-за туч, и мальчик продолжает своё путешествие за ним:
Далее следует сцена на стадионе, которая была снята не в Кишинёве. Там, на стадионе, Санду застаёт закат солнца и бродит по вечернему городу до тех пор, пока усталость не берёт своё. Мальчик засыпает у одного из львов Городского Банка (нынешний Органный Зал) и видит сон, в котором фигурируют люди, которых он повстречал за этот длинный день.
Спящего Санду ранним утром подбирает военный музыкант. Угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Влайку Пыркэлаба:
Мальчик рассказывает музыканту о том, как ходил за солнцем. Перекрёсток тех же нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Влайку Пыркэлаба, но уже другой угол в сторону улицы Эминеску:
Музыкант внимательно слушает Санду и успокаивает его, объяснив, что он и на самом деле обошёл вокруг земли, вернувшись вместе с солнцем на то же самое место. При этом собеседники каким-то образом оказались у Арки, хотя и шли в другую от неё сторону:
Солнце всходит и мальчик заканчивает своё кругосветное путешествие там, где и начал — во дворе своего дома.
О чём с ним говорили родители — осталось за кадром.
И напоследок — англоязычный постер фильма:
Юрий Швец