До присоединения Бессарабии к России в ней находилось 40 монастырей и скитов, мужских и женских. Малая населенность края в те времена, вследствие чего было много свободной земли, которая, хотя и считалась владельческой, но не имела почти никакой цены, покровительство монастырям тогдашнего правительства и расположение и уважение к ним народа были причинами их умножения.
Когда же, под русским правлением, гражданское и духовное состояние края стало устраиваться и, с возрастанием населения, распространилось земледелие, — монастырям, построенным на земле владельческой, оказалось невозможным, по недостатку средств, продолжать существование, почему они и были разновременно упразднены. Из новых же был построен только Ново-Нямецкий монастырь.
Почти все бессарабские монастыри и скиты устраивались в местах глухих и, по возможности, скрытых: в глубоких долинах, среди высоких гор, покрытых дремучими лесами, в виду частых набегов татар, кочевавших в степях Буджака. В них часто укрывались жители окрестных селений.
В настоящее время в Бессарабии, — не считая Ферапонтиевского монастыря, близ с. Сатуново, измаильского уезда, и Успенского монастыря в г. Измаиле (о которых у нас не имеется сведений), — существует 19 монастырей и скитов: 14 мужских, из которых 3 скита и 5 женских скитов.
- Киприяновский Успенский Монастырь
Находится в кишиневском уезде, в 35 верстах от губернского города, и расположен в живописной местности между горами, покрытыми лесом. Мимо протекает речка Ишновец, образующая у ворот монастыря довольно обширный пруд (речка заграждена для этого искусственной плотиной).
В каком году основана обитель — неизвестно, но существует предание, что молдаво-валахский господарь Петр Рареш заложил в сел. Киприанах первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую окончили постройкою его преемники Стефан VIII и Александр IV Лопушнян, из которых последний , 11 апреля 1559 года, пожаловал Киприановскому монастырю в вечное владение 12 сел, с пахотными землями, лесами и виноградниками. В 1698 году монастырь, грамотою господаря молдавского Антиоха Кантемира II, вследствие того, что он «зело ослабил и осиротел и остал без комати и без всего, еже требует на пищу обители таковой, от нерадения и злого оустроения живущих в ней ленивых и непотребных Богу и человеком злых калугерей», был «преклонен» Зографской обители, «понеже жителие святей обители Зографской от Святая-Гора, святые и честные отцы суть серби, болгари… целомудрии и добрыи строителие святей церкви и честному дому, якоже угодно есь Богу и человеком… А кто ея покусит разорити и сказити наше даяние и оустроение, да будет непрощенной от Господа Бога створившего небо и землю, и от Пречистия Его Матере, и от триста и осемьнадесять отцев, иже в Никеи святем граде. Анафема да будет, и маранафа, и да имает часть с Иудою, и с триклятым Арием в безконечные веки муки». С 1813 года Киприановский монастырь, с его обширными дачами, находился во владении кишиневского архиерейского дома, но в 1857 году был возвращен Зографскому монастырю, а, взамен его, кишиневская епископия получила во владение Гиржавский монастырь.
В настоящее время в Киприановском монастыре две церкви: одна — главная, холодная, во имя Успения Богородицы, построенная в 1820 году экзархом митрополитом Гавриилом на месте старой (основанной в 1545 году), разрушенной землетрясением. Она устроена по образцу святогорских храмов. Алтарь с тремя малыми пристройками по бокам; самая середина к югу и северу протянута овалом, в котором во время богослужения располагаются, справа и слева, настоятели обители и поющий клир. За овалом церковь идет узкою полосою и оканчивается западною дверью. При церкви — каменная колокольня, а за церковью справа приделана гробница экзарха Гавриила.
Другая, теплая церковь, тоже каменная, во имя св. Георгия, построена бывшим настоятелем игуменом Илларионом в 1840 году. Она устроена при кельях; у входа в нее, с левой стороны, находится колодец.
Кроме церквей, в монастыре имеются: большой двухэтажный каменный дом, построенный в 1826 году; два кирпичных корпуса на каменных фундаментах, с погребами под ними, и один деревянный корпус. Во всех этих корпусах устроены кельи для настоятеля и монашествующей братии.
В числе книг монастырской библиотеки находится редкое славянское Евангелие, пожертвованное господарем Петром Рарешом 11 октября 1545 года. Все Евангелие писано на пергаменте очень четко и красиво. Обе доски переплета украшены кованым серебряным позолоченным окладом, с вделанными по местам разноцветными каменьями. Верхняя доска, с изображением Воскресения Иисуса Христа, представляет Спасителя, изводящего из ада души ветхозаветных праведников. На нижней доске оклад изображает Успение Божией Матери, вокруг же этого изображения вычеканена надпись: «Благочестивии и христолюбивии Иоан, Петр воевода Божиею милостию Господинь в сисои молдовлахийской земли и господжа его Елена и сынове господствами Илияша воевода и Стефана и Константина и створих и оукрасих си тетросугль и дадохего в молбя господствами в новосозданиное нашей монастыри оуспние пречистяй Богородици глаголемии Киприяна в лето ЗНГ месяц октоврии».
Вообще, своим благоустройством Киприановский монастырь обязан тому, что находился во владеннии кишиневского архиерейского дохма, так как греческие монахи мало заботились о «преклоненных» обителях и управляли имениями, принадлежавшими этим обителям, крайне беспорядочно и своекорыстно.
Находится на земле, также преклоненной Святогорскому Зографскому монастырю, в 25 верстах от Кишинева, при потоке Катарга, и окружен со всех сторон горами, покрытыми лесом. Скит основан в 1783 году, но кем именно — неизвестно.
В нем только одна каменная церковь во имя святителя Николая, перестроенная в 1820 году бывшим настоятелем скита иеромонахом Рафаилом, и 10 монашеских келий.
Монастырь находится в кишиневском уезде, в 50 верстах от губернского города, при глубокой долине, на полугорке, у подошвы возвышенности. С востока, севера и запада он окружен горами, поросшими густым лесом, а невдалеке протекает река Когильник.
В начале своего существования Гинкуловский монастырь был некоторое время женским скитом. Этот скит основал в 1678 году молдавский бояр, великий стольник Михаил Гинкул, по желанию своей дочери, принявшей монашество под именем Параскевы и поселившейся в ските, для поддержания которого Гинкул пожертвовал из принадлежавшей ему вотчины Сакарен 1,040 десятин земли, почти сплошь покрытой строевым лесом. Обитательницы скита, постоянно тревожимые татарами, вынуждены были в половине XVIII века переместиться в более безопасные мтта. Скит был оставлен и приходил в разрушение. Тогда, по просьбе фамилии Гинкула, иеромонах Варлаам из Варзарештского скита взялся заселить опустелую обитель. Он исправил плетневую церковь и кельи; обнес весь скит плетневою оградою и собрал туда на жительство немногочисленную братию. Вскоре число монашествующих стало увеличиваться и скит привел свое хозяйство в хорошее состояние: производил посевы, развел большой фруктовый сад и виноградники, обзавелся крупным рогатым скотом и овцами. Увеличению благосостояния скита много способствовали болгарские колонисты, которые всегда питали благоговейное уважение к св. Параскеве Последняя сама была по происхождению из Сербии и мощи ее были перенесены в Тырнов при царе Болгарии и Сербии Иоанне Асене, но затем султан за 300 кошельков золота разрешил воеводе Василию Лупулу перенести их в Яссы.
До 1808 года скит беспрепятственно владел пожертвованною ему Михаилом Гинкулом землею, но с этого времени на его владения предъявили претензии сначала помещик села Кристешт спатарь Панаиот Катаржи, а затем кишиневский обыватель Дмитрий Минко, с которыми скит должен был вести тяжбы.
Скит был переименован в монастырь в 30-х годах XIX века при настоятеле игумене Досифее.
В монастыре две церкви: одна — холодная каменная с колокольнею, выстроенная на месте прежней деревянной в 1835 году игуменом Досифеем, родом болгарином, во имя препод. Параскевы. Церковь довольно красива, покрыта железом, имеет достаточную ризницу и утварь. Другая — теплая, каменная же, выстроенная в 1841 году во имя Успения Пресвятой Богородицы. Она расположена в средине каменного, весьма красивого корпуса, покрытого драницею, — в котором находятся: трапеза, гостиная, настоятельские и девять братских келий. Спереди этого корпуса— 16 четыреугольных колонн и 12 круглых каменных столбов. Близ корпуса находится каменный фонтан, построенный в 1835 году. Отдельно от корпуса стоит валькованный, крытый драницею, флигель с 12 отделениями, занятый братиею, и с тремя крыльцами с лицевой стороны. Еще имеется шесть отдельных домов, с 4 отдтелениями каждый, и кухня с пекарней. При монастыре — амбар, винокурня, столярная, кузница и другие хозяйственныя здания, а вокруг монастыря — пять фонтанов, в которые вода проведена, при помощи глиняных труб, за 300 сажен.
К числу редкостей монастырской библиотеки относятся:
1) «Омилия—духовные беседы св. Макария Великого, собранные и переведенные с еллино-греческого языка на молдавский и печатанные во дни Ио Александра Ипсиланти воеводы, благословением святейшего архи-епископа и митрополита всея Угро-Валахии Кир-Григория в Букурештах в лето от Р. X. 1675-е.»
2) «Амфилогион — собрание служб воскресных и праздничных на славянском языке, печатанное в Яссах при благочестивом воеводе Иоанне Михайловиче Раковиче в лето от Р. X. 1726-е.»
3) «Осмогласник —первый раз печатанный на славянском языке повелением государя Иоанна Константина Бессараба воеводы, во дни митрополита всея тоя страны Феодосии, в лето от Р. X. 1742-е.»
4) «Слова святого отца нашего Феодора Студита, переведенные с еллино-греческого на молдавский язык епископом рымникским Кир-Филаретом, во дни господаря Ио Михаила Константина Суцула воеводы, в лето от Р. X. 1784-е.»
5) «Толкования на 4 евангелия—от Матвея, Марка, Луки и Иоанна Богослова, переведенные с еллино-греческого на молдавский язык и в первый раз печатанные в Яссах, благословением архиепископа и митрополита всея Молдавии Кирио-Кир-Вениамина, в лето по Р. X. 1805-е.»
Кроме того, в Гинкуловском монастыре хранятся следующие документы: а) грамота молдавского господаря Илиаша Александра воеводы от 7475/1667 года ноября 8 дня; б) дарственная запись строителя монастыря Михаила Гинкула от 7486/1678 года декабря 9 дня; в) грамота молдавского господаря Григория Александровича Гики воеводы от 1766 года февраля 10 дня; г) повеление дивана молдавского господарства от 1772 года августа 2 дня, и д) дарственная запись родственников Гинкула от 1781 г. марта 20 дня.
Находится в кишиневском уезде, в 12 верстах от губернского города, при сел. Сурученах, от котораго и получил название. Скит расположен на косогоре и окружен с трех сторон горами, покрытыми лесом, теперь сильно поредевшим, с четвертой же стороны — открыт.
Основан в 1785 году помещиком Питарем Суручаном, по внушению черногорского иеромонаха Иосифа, бывшего первым настоятелем скита. До 1828 года скит имел во владении всего 16 десятин земли под лесом; в этом году помещик Касьян Суручан подарил обители до 40 десятин пахотной и сенокосной земли (в 20 верстах от скита), а сын последнего Иван пожертвовал позднее до 200 десятин (в 4 верстах от скита).
В Сурученском монастыре две церкви: одна — каменная во имя св. Георгия, выстроенная в 1828 году Касьяном Суручаном; другая— теплая, каменная же, во имя св. Николая чудотворца; при ней — настоятельские каменные кельи. Кроме того, здесь имеется двухэтажный корпус о пяти отделениях и 8 отдельных деревянных братских келий.
Находится в кишиневском узде, в 60 верстах от губернского города, и расположен на косогоре при потоке Синешты, у селения Варзарешт. С севера, востока и юга окружен горами, а с запада — открыт.
Это — самый древний скит в Бессарабии. Еще в грамоге Александра Доброго (на имя бояра Вены) он упоминается под именем «Кишнов рзарева монастыря», разрушенного татарами. Возобновлен был в 1770 г. проин-протопопом Константином Макареско вместе с его отцом священником Власием (в монашестве Варлаам).
В ските две церкви, построенные в 1796 и 1863 гг. Колокольня при более древней церкви сооружена в 1835 году. Кроме церквей, имеется корпус, в котором помещается трапеза (под ним устроен погреб), и флигель. Скитский священник живет в доме вне скита. Земли скит имеет 190 дес.
Варзарештский скит был мужским во все время своего долгого существования и лишь в 1815 году, когда в нем остались только настоятель и один монах, был обращен в женский, и в него переселились монахини из Косоуцкого монастыря.
Находится в оргеевском уезде, в 18 верстах от Оргеева и в 36— от Кишинева, в лесу, на равнине, при ручейке Хирове. Окрестности гористы и лесисты. .
Об основании скита не имеется точных сведений. Предание говорит, что на месте женского существовал мужской Хировский скит, истребленный пожаром в 1803 году, и, как неимевший своей земли, неразрешенный к возобновлению. Из хранящегося в ските дарственного акта резешей вотчины Исаковой от 4 мая 1805 года видно, что молдавский митрополит изыскивал средства для возобновления сгоревшего скита, и когда резеши узнали об этом, то, по советам протоиерея Димитрия Корицкого, отвели на содержание скита 149,5 дес. земли и, кроме того, в том же 1805 году выстроили деревянную церковь во имя св. Николая. По распоряжению же молдавского митрополита возобновленный скит был населен монахинями женского скита Гертоп, бедствовавшего по неимению земли. На месте прежней деревянной церкви в 1836 году, стараниями начальницы скита схимонахини Елисаветы и иеромонаха Феодота, выстроена каменная церковь с такою же колокольнею. В притворе церкви св. Николая похоронены: родная сестра бывшего ясского митрополита Гавриила Каллимахи и жена воеводы Иоанна Каллимахи — монахиня Пелагия.
Находится в оргеевском уезде, в 10 верстах от Оргеева и в 36 — от Кишинева, при пересыхающей речке Ватик, на возвышающейся над нею равнине, и окружен: с запада и востока — горами, покрытыми фруктово-виноградными монастырскими садами, а с юга — лесом; с севера же — открыт к речке.
Курковский монастырь основан в 1773 году мазылом Иордакием Курки, по следующему, сохраненному преданием, случаю.
Во время татарского нашествия, жители селения Бузешт Иордакий и Михаил Курки бежали, вместе с сельским священником Феофаном, его женою и двумя малолетними детьми, за Прут, где священник вскоре умер. На другой год Иордакий Курки решился возвратиться на родину, чтобы выпустить из погреба своих и священнических пчел, оставленных там перед бегством; по усиленной просьбе вдовы священника, он взял с собою и ее детей, причем она указала ему место, где были зарыты деньги, прося употребить их на воспитание детей. По приезде Иордакия на то место, где ныне находится монастырь, татары напали на него, и он, спасая свою жизнь и свободу, ускакал на отпряженной от повозки лошади, а дети попали в плен. Вскоре за Прутом скончалась и мать маленьких пленников. Иордакий Курки, терзаемый угрызениями совести за оставление сирот в жертву мусульманам, открылся в своем неумышленном преступлении духовнику, который посоветовал ему устроить богоугодное заведение на найденные деньги и на вырученные от продажи священнических пчел. Оба брата Курки возвратились после этого на родину и упросили жителей сел. Морозен дать им, взамен их земли, тот участок, где дети священника Феофана были взяты в плен, а затем, с разрешения ясского митрополита Иакова, построили там скит и деревянную церковь, приняв и сами монашество: Иордакий — под именем Зосимы, а Михаил — Манассии. Мало-по-малу скит начал населяться братиею, а в 1810 году поручик русской службы Феодор Собев (уроженец Трансильвании) купил вотчину Приточены и построил, с разрешения экзарха Гавриила, новую скитскую церковь на месте прежней деревянной; с этого же года скит был возведен на степень монастыря. Настоятелем его состоит преосвященный викарий кишиневской епархии епископ аккерманский.
В настоящее время в Курковском монастыре, кроме каменной церкви, построенной Собевым, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с соединенною с нею колокольнею, имеется и другая, теплая, также каменная, церковь во имя св. Димитрия, которая находится при настоятельских кельях, крытых, как и церковь, железом. Для помещения братий внутри каменной ограды монастыря устроено 9 корпусов келий, в числе которых две трапезы с кухнями и погребом и настоятельская кухня.. Для приезжающих и богомольцев устроено вне ограды два корпуса и дом с конюшнею и сараем.
Земли монастырь имеет 3,900 десятин и, кроме того, до 900 десятин леса. Большая часть земли — в отдалении от обители. В 1814 году монастырю был подарен дом в Кишиневе тем же Собевым, поступившим в монашество и умершим в 1817 году.
Находится в оргеевском уезде, в 20 верстах от Оргеева и в 35—от Кишинева, в ущельи, на косогоре, близ речки Ватик; со всех сторон живописно окружен лесистыми горами и только с востока несколько открыт.
Скит основан, по мнению одних, в 1784 году помещиком Георгием Руссо, а, по мнению других, в 1779 году приказчиком его (ватавою) Дарием Карпом. Название свое, по преданию, получил от слова табора (толпа), в виду того, что неприступная местность, на которой расположен скит, была приютом и убежищем для христиан, скрывавшихся от набегов татар. До 1815 года скит был мужским, но в этом году, по распоряжению экзарха Гавриила, в него переселены монахини из бывшего женскаго скита «Фонтина — Доамней», находившаяся также в оргеевском уезде.
В ските две церкви: одна — холодная каменная, во имя Успения Богохматери, построенная на месге прежней деревянной в 1828 году; другая—теплая, тоже каменная, построенная в 1857 году во имя Св.Троицы, на месте упраздненной старой (построенной в 1810 году). При теплой церкви — келья для настоятельницы и 64 кельи для монахинь, расположенные среди роскошной растительности. По штату, скит состоит из 40 монахинь и 40 послушниц.
Земли у скита 285 десятин, но по плану считается всего 89, которою скит фактически владеет, так как земля, показанная в формуляре, не размежована с землями соседних резешских вотчин.
Находится в оргеевском уезде, близ сел. Цыганешт, в 30 верстах от Оргеева и в 35 — от Кишинева, на красивой поляне; с востока, запада и севера окружен горами, с юга имеет открытое место до речки Икела, протекающей от скита в расстоянии версты; с восточной стороны из гор вытекают два источника, которые, сливаясь среди обители, образуют довольно большой пруд.
Полагают, что скит основан в 1741 году бояром Лупою Деукою, выстроившим здесь деревянную церковь для скрывавшихся от татарских набегов христиан, которые имели постоянное жилье на поляне, окруженной густым, почти непроходимым, лесом, изобиловавшим источниками. Но вскоре поселившиеся при церкви монахи, при новых набегах татар, бежали отсюда и возвратились лишь позже.. В 1803 году у скита возникла тяжба из-за земли с помещиком сел. Олонешт Россетом, разрешенная Сенатом в 1833 году в пользу скита.
В 1846 году на месте прежней деревянной церкви построена новая каменная, во имя Успения Божией Матери. При ските — кельи для монашествующей братии.
Земли у скита всего 50 десятин; кроме того, несколько водяных мельниц и фруктово-виноградных садов, а также два дома в Кишиневе.
Находится в оргеевском уезде, в 30 верстах от Оргеева и в 45 — от Кишинева, на возвышенности, склоняющейся на юго-запад к потоку Икелу; к югу открыть, а с прочих сторон окружен горами, покрытыми раньше лесом, а теперь мелким кустарником. С северной стороны — обширный монастырский виноградник; с восточной— фруктовый сад. Вообще, местоположение монастыря живописное, отчего он и получил название Фрумошикского (от слова «фрумос» — красивый).
Монастырь основан в 1807 году резешами сел. Бравич Ефремом и Иордакием Юрками и Григорашем и Антиохием Сапотянами, из которых первый принял монашество, а затем и схиму, под именем Евфимия. В монастыре две церкви: одна каменная летняя, во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстроенная в 1851 году на месте прежней деревянной. При церкви — отдельно расположенная колокольня, построенная в 1840 году. Другая, каменная же,—зимняя. Для настоятеля и братии устроены кельи.
Земли всего 1720 десятин, но монастырь владеет и бесспорно пользуется лишь садами и 211 десятинами земли, на которую имеет три документа: дарственная резешей сел. Бравич от 10 июня 1807 года, утвержденная молдавским диваном; тех же резешей от 1819, засвидетельствованная в бессарабском областном гражданском суде, и купчая от 1847 года о приобретении от кол. рег. Конст. Пассата 29,5 дес. Относительно остальной земли, приобретенной монастырем от бравичских резешей, заведена была тяжба, не разрешенная еще, в 1862 году.
Находится в оргеевском уезде, в 36 верстах от Оргеева и в 46 — от Кишинева, при долине, идущей к юго-западу от речки Икела, на пространном, несколько покатом месте. К востоку и югу скит открыть; с запада расположено сел. Речула, а с севера — небольшой лес.
Скит основан в 1797 году священниками сел. Пашкан Андреем и Иоанном Рошка при помощи резешей Семена и Константина Страту; по Мурзакевичу, священниками Иоанном Харею и Леонтием Бариаком, в 1798 году. Сначала скит был мужским, но в 1811 году туда переселены были монахини из находившегося близ Курковскаго монастыря, на помещичьей земле, женского скита Маны.
В ските две церкви. Главная, каменная, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выстроена в 1845 году; другая — теплая, во имя святителя Николая, построена в 1822 году.
Скит владеет 495 десятинами земли и имеет в сел. Питушке виноградный сад.
Находится в оргеевском уезде, в 40 верстах от Оргеева и в 50—от Кишинева, на косогоре, при речке Икеле. С запада монастырь имеет фруктовые и виноградные сады, с севера сел. Гербовец, с востока и юга (по долине речки)—открытое место.
Основан в 1730 году бояром Константином Карпузом; впрочем, некоторые относят основание монастыря к половине XVII века и приписывают его выходцам из подольского Бершадского монастыря, бежавшим от преследования униатов, причем происхождение названия обители обясняется телесным недостатком первооснователя иеромонаха Иоанникия Горбатого. До 1812 года монастырь три раза был разоряем и сжигаем турками и татарами, вследствие чего погиб весь архив обители.
В монасгыре — каменная церковь, во имя Успения Божиеи Матери (до 1812 года было 2 деревянных), построенная в 1816 году бывшим кишиневским полицмейстером Степаном Луповым, (впоследствии схимонах Серапион), его женою Еленою (урожденною Браеско, впоследствии—монахиня Таборского скита) и гербовецким архимандритом Серафимом.
В монастыре находится главнейшая святыня Бессарабии—Гербовецкая икона Божией Матери, пожертвованная в 1790 году женою (или матерью) полковника квартировавшего здесь полка Николая Албадуева, который был убит лошадью на монастырском дворе. Икона имеет в длину 233/4 вершка, в ширину—13 вершков. Она писана на холсте, наклеенном на липовую доску, которая больше иконы. Усердием Степана Лупова икона обложена серебряною ризою, в 18 с лишком фунтов весохм, которая, усердием кишиневских граждан, вызолочена и украшена по местам каменьями, а для самой иконы устроен богатый киот. На ризе, по правую руку Божией Матери, вырезано: «181 6 года марта 31 дня». С 1859 года из Свято-Успенского Гербовецкого монастыря ежегодно совершается ко дню праздника Покрова Пресвятые Богородицы крестный ход с иконою в Кишинев. Икона остается в крестовой церкви кишиневского архиерейского дома (митрополии) до 17 апреля— дня рождения Царя-Освободителя, и возвращается в монастырь 23 апреля—в день св. великомученика Георгия. Пребывание иконы в губернском городе много содеиствует процветанию обители.
В монастыре сохраняется 7 грамот разных молдавских господарей на владение землею, из которых самая древняя грамота Иоанна Дуки воеводы от 1671 года.
Из настоятелей архимандрит Серафим, построивший, совместно с Луповым и его женою, каменную монастырскую церковь, более прочих заботился об улучшении обители и употребил 70 тысяч левов (франков) для покупки земли, которою монастырь владеет и в настоящее время. Нынешним же прекрасным состоянием обитель обязана заботам настоятеля архимандрита Иоанникия, умершего в 1851 году. Он в продолжение 25-летнего настоятельства в Гербовце, улучшив хозяйственную часть монастыря, построил каменные здания, обновил церковь и расширил фруктовый сад. В обители похоронен проживавший здесь с 1861 года на покое архиепископ могилевский и мстиславский Анатолий.
Монастырь владеет 2,400 десятинами земли, на которьих расположены два селения, Гербовец и Годзинешты, четырьмя фруктовыми садами, 3 виноградниками и большим количеством скота. В обители существует обычай кормить бесплатно всех приходящих на поклонение Гербовецкой иконе Божией Матери, к какому бы вероисповеданию они ни принадлежали.
Передают, как воспоминание старожилов, что после землетрясения 14 октября 1802 года местность, на которой теперь расположен монастырь, значительно измнила свой вид. Сел. Гербовец, стоявшее под горою, было перенесено на другое место. Большая дорога, шедшая горою, позади монастырского сада, теперь идет низом, где была трясина и небольшая тропинка в лес, в который, при приближении врагов, убегали монашествующие, скрываясь в тайниках, вместе с монастырским имуществом. В самом монастыре, на месте нынешнего колодца у настоятельского дома, до землетрясения было озеро,
Находится в оргеевском уезде, в 50 верстах от Оргеева и в 60 — от Кишинева, на косогору у подошвы горы, в очаровательной местности. С севера открыт, с прочих же сторон окружен горами, покрытыми большим лесом. Гора, при подошве которой лежит монастырь, вычищена и возделана под фруктовый сад, разведенный до самой вершины, увенчанной виноградниками. Внутренность сада усеяна фонтанами, павильонами и беседками, от которых, извиваясь, идут чистые дорожки к небольшим прудам, висящим один над другим.
Гиржавский монастырь, получивший название от протекающего вблизи ручья Гиржавки, по преданию, основан в 1740 году. Долина, входящая с состав монастырской вотчины, с давних времен служила убежищем жителей от татарских набегов. В один из таких набегов, продолжавшейся, вероятно, не малое время, и был построен в долине молитвенный дом. Когда же татары ушли, скрывавшиеся жители заняли прежние свои дома и земли и при молитвенном доме остался только один старец Феодосий, чувствовавший наклонность к отшельнической жизни. Вскоре сюда переселились из Нямецкой лавры иеромонах Варсонофий и другой монах. По прибытии их, Ѳеодосий принял монашество, под именем Феоктиста, и три инока, при пособии молдавского бояра Никулицы, построили несколько келий, а на месте молитвенного дома — небольшую деревянную церковь. Слух о новой обители быстро разнесся по окрестностям, и иноки со всех сторон поспешили в это пустынное и уединенное место. С умножением братии, Феоктист, строитель и старец, жизнию и словом назидавший других, единодушно был провозглашен начальником обители, и перед смертью утвердил за нею свое небольшое имение в вотчинах Сипотенах и Калараше.
Другое предание гласит, что монастырь основан в 1750 году монахом Иннокентием Севым, постриженным в Яссах, уроженцем соседнего с. Калараш, который подарил основанной им обители значительный участок земли из Сипотенской вотчины, что также сделал и его дядя Мирон Бадюк. Впоследствии, в 1811 году, внуки Бадюка, Василий и Урсу, формально утвердили дар деда и дяди за монастырем и сами еще дали землю, смежную с Гиржавкой. Затем, 4-й из настоятелей, игумен Тарасий, утвердил за монастырем подаренные ему разными лицами участки, на что приобрел документы от молдавского дивана. Он же выстроил новую деревянную церковь на месте старой.
Но более других монастырь обязан преемнику Тарасия архимандриту Спиридону Филиповичу, вступившему в управление обителью в 1818 г.; до него монастырь, разрушенный турками и татарами, представлял совершенную пустыню. Филипович, по словам Надеждина, был родом черногорец и рано принял монашество, но вскоре оставил отчизну и «вступил на корабли адмирала Сенявина, странствуя по Европе». Ему пришлось быть во многих странах зрителем переворотов, потрясавших Европу при могучем Наполеоне. После Венского мира, отец Спиридон нашел себе приют в Бессарабии в Гиржавке и пересоздал обитель. Населил монастырскую землю царанами, завел сады, построил в 1836 г. теплую церковь, с кельями при ней, занялся хлебсшашеством и скотоводством и соорудил собственным иждивением каменную Вознесенскую церковь на месте деревянной. В 1845 году Гиржавская обитель поступила в непосредственное управление епископов кишиневской епархии, которые с того времени считаются ее настоятелями и назначают от себя наместников для ближайшего заведывания монастырем. Бывший архиепископ кишиневский и хотинский Иринарх также много заботился об улучшении обители, перестроил почти все здания и окончил теплую церковь во имя св. Спиридона Тримифийского. Позже, более других приложили забот высокопреосвященные — Павел и Исаакий. При теплой кирпичной церкви — настоятельские кельи, а далее — соединенные крытою галлереею большие настоятельские покои, с 7 отделениями. Кроиме того, в монастыре имеется кухня с пекарнею и братские кельи, всего 7 корпусов, а также конюшня, сарай и амбар. Обитель обнесена каменною стеною.
Земли всего 1,775 десятин, а в Кишиневе монастырь имеет подворье, ныне перестраиваемое в значительный дом.
Гиржавская обитель привлекает толпы богомольцев и славится своею очаровательною местностью, фонтанами, садами и виноградниками.
Находится в оргеевском уезде, в 53 верстах от Оргеева и в 95—от Кишинева, на вотчине Добруше, и расположен на полугорке, на покатом месте. С юго-западной стороны монастырь открыт, с северной же и отчасти с южной — окружен лесистыми высотами. Из-под горы вытекают два ручья, которые орошают монастырский сад, а затем, слившись, образуют три пруда ниже монастыря, к западу, и впадают в речку Добрушу.
Об основании монастыря предание говорит, что в 1772 году от молдавского монастыря Проботы ыл послан монах Иоасаф для осмотра имений, принадлежавших этому монастырю в Бессарабии. Найдя в пустопорожней вотчине Добруше очень красивую местность, Иоасаф испросил благословение от проботского архимандрита и приступил к постройке деревянной церкви, при содейстии иеромонаха Евфимия из Курковского монастыря. Иоасаф, по неизвестным причинам, возвратился в Проботский монастырь, не окончив постройки,, которая была завершена в 1785 году Евфимием, при содействии приглашенных из Курковского монастыря монахов Феофана, Памвы, Иезекииля, Арсения и Макария. Сооруженная церковь освящена во имя святителя Николая и при ней разрешено было устроить кельи для собравшейся братии, а вотчина Добруша стала условно принадлежать новому монастырю, с уплатою Проботской обители по 40 левов посессионных денег. Впоследствии, когда Проботский монастырь был преклонен св. Гробу Господню, Добрушская обитель с 1803 по 1807 год вносила в патриархию иерусалимскую по 80 левов, а с 1807 года—по 25 голландских червонцев.
Благодаря разным приношениям, монастырь приобрел значительное количество земли и достаточные средства. Когда, при умножившейся братии, открылся недостаток в воде, решено было переселиться в долину, на теперешнее место, изобилующее источниками. Долгое время шла постройка в долине обширной каменной церкви, законченная в 1822 г., при пособии бояра Фомы Козьмы, и освященная во имя святителя Николая. Вскоре здесь же возникли и братские кельи, которые каждый монах строил какую желал и какую позволяли ему средства. В первоначальном монастыре доканчивали свое житие престарелые из братии, а, после их смерти, сюда же переселились другие из новоустроенного монастыря, выстроив в 1839 году, вместо ветхой деревянной церкви, новую каменную, названную кладбищенской, потому что здесь погребалась усопшая братия.
Ныне в Добрушском монастыре находятся: главная и соборная церковь, во имя св. Николая, хорошей архитектуры, крытая железом с достаточною ризницею и церковною утварью; каменный корпус с теплою церковью во имя ГИреображения Господня и с настоятельскими кельями, построенная в 1847 году кладбищенская каменная церковь на верху горы, на прежнем месте монастыря; колокольня при соборной церкви, каменная, трехэтажная; братская трапезная каменная и при ней поварня; каменная гостиница о 14 комнатах и здание для склада хозяйственных вещей. Для помещения братий — деревянные кельи на каменном фундаменте, крытые отчасти гонтом, отчасти камышом, оштукатуренные.
Монастырь владеет 1,872 дес. земли, расположенной в разных местах губернии, и пользуется еще 1,690 десятинами земли, находящейся в управлении Министерства Земледелия, как принадлежащей св. Гробу Господню. При монастыре много фруктовых садов; три виноградниках близ обители, а четвертый недалеко от Кишинева; много скота и несколько мельниц, а также подворья: в Кишиневе, Теленештах и Бельцах. Вообще, Добрушский монастырь — одна из первенствующих обителей в губернии.
Находится в сорокском уезде, в 7 верстах от Добрушского монастыря, в 40 верстах от Сорок и в 113—от Кишинева, на косогоре, при речке Черной; с восточной стороны скит открыт, а с прочих— окружен лесом.
Основан в 1790 году жительницею с. Котюжан резешкою Марией Токаносовою, в монашестве Митродорою.
В ските — каменная церковь во имя Успения Божией Матери, выстроенная на месте старой деревянной в 1841 году старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестры его схимонахини Ирины, в то время — начальницы скита.
Монахинь до 50. Все — молдаванки и живут на собственном содержании. Скит владеет 60 десятинами земли, пожертвованной резешами с. Котюжан.
Находится в оргеевском уезде, в 43 верстах от Оргеева и в 85 верстах от Кишинева, и расположен чрезвычайно живописно на трех уступах, возвышающихся один над другим, спуски с которых обложены камнем. Невдалеке протекает р. Днестр, возле которой расположено селение Сахарна. Монастырь окружен со всех сторон горами, частию покрытыми лесом, частию каменистыми, голыми; между горами находится единственный узкий проход, и другого везда и выезда нет.
Основан в 1776 году монахом Варфоломеем Криворучкой (прозвание произошло от телеснаго недостатка в левой руке, простреленной нечаянно охотником еще в то время, когда Варфоломей был в миру). Поселившись в глубоком ущелье, Варфоломей, при пособии разных лиц, построил деревянную церковь, несколько келий и обнес обитель каменною стеною. Помещик сел. Сахарны Иван Христовергий подарил вновь устроенному монастырю 120 дес. земли. В том же ущельи, на запад от монастыря, еще раньше существовал скит Городище, состоявший из небольшой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и нескольких келий, неизвестно когда и кем устроенные. Найдя его пустым, Варфоломей исправил полуразрушенные кельи, вскоре наполнившиеся иноками, а в церкви начало совершаться богослужение.
Нынче в Сахарнянском монастыре две церкви: первая — высеченная в скале в древния времена, во имя Благовещения Божией Матери, а вторая — каменная, с такою же при ней колокольнею, построенная, на месте старой деревянной, в 1821 году настоятелем обители игуменом Тарасием. Простая по архитектуре и иконописанию, эта церковь заключаешь в себе довольно дорогие священные вещи: большой выносный кипарисный крест, обделанный в позолоченное серебро; плащаницу, вышитую золотом и украшенную драгоценными каменьями, и Евангелие, одетое в позолоченное серебро, в котором финифть обнизана бирюзою. Эти вещи пожертвованы обители в 1817 году некоторыми донскими казаками, по окончании войны с Наполеоном. Кроме церквей, в монастыре находятся: дом с настоятельскими кельями; братская трапеза с кухнею и пекарнею; флигель с кельями для монашествующих и каменный флигель.
Земли, принадлежащей обители, считается всего 420 десятин, лежащей возле монастыря, частию по ущелью, частию на вершине горы. В разных местах принадлежат обители небольшие фруктовые сады и виноградники, а невдалеке от нее, на возвышенной горе, находится хутор для полевого хозяйства; здесь имеется прострный дом, сараи, амбары и пасека. По ручью, протекающему в ущелье, сооружены три каменные мельницы. Есть достаточное количество крупного рогатаго скота и овец.
К Сахарнянскому монастырю в 1842 году причислен упраздненный, в качестве самостоятельного, Городищенский Успенский пещерный монастырь, отстоящий от него в 12 верстах и расположенный в прибрежных скалах правого берега Днестра, близ существовавшего некогда укрепления «Городище».
Точных сведений о времени основания этого последнего монастыря не сохранилось. Вероятно, он, как и многие другие пещерные храмы по берегам Днестра, служил приютом и охраною православного населения от татар еще со второй половины XIII века. Полагают, что Городищенский монастырь был возобновлен в 1756 году, когда пещерный скит, как вотчина логофета Радула Раковицы, был подарен последним молдавскому Добровецкому монастырю. Первоначально скит был устроен рад обрывом и состоял из келий, высеченных в скале, к которой вела над самой бездной узкая и опасная тропинка — лучшая защита от татарских набегов. После умиротворения края, городищенские иноки переселились из своих пещер ближе к вершине горы и устроили здесь кельи и церковь, сначала очень тесную, расширенную в 1765 году. В 1842 г. вся земля Городищенского монастыря была от него отобрана Киприановским монастырем, как его собственность, и сдана в аренду, а оставшийся без земли и без средств Городищенский монастырь был упразднен, с причислением к Сахарнянскому.
Местоположение Городищенского монастыря чрезвычайно оригинальное и красивое. Прибрежная каменистая скала выделяет из себя только лицевые стены обители, а весь монастырь, церковь, 15 келий и братская трапеза находятся внутри скалы. Там же высечена и колокольня, имеющая всего 4 неболыних колокола, весом от 20 фунтов до 6 пудов. Самая гора с западной стороны покрыта дубовою рощею; с серо-востока — отлого спускается к Днестру, а в верхней ее части, с южной стороны, открываются пахотные поля и сенокосы, принадлежащие монастырю, который имеет также виноградники и водяную мельницу, доставляющее инокам скромные средства к существованию. Восхитительный вид на монастырь открывается с Днестра и с подольского его берега: пещеры, церковь в скале, кельи; на вершине — другая церковь; около — два виноградника и фруктовые деревья — все залито зеленью, посредине которой белеется лицевая стена обители, едва выдвигающаяся из скалы.
Находится в сорокском уезде, близ с. Каларашевки, в 60 верстах от Сорок, в 95—от Хотина и в 180—от Кишинева; расположен в полуверсте от Днестра; с трех сторон живописно окружен горами, прорезанными ущельями и покрытыми лесом; с северной стороны монастыря протекает Днестр и местность здесь открытая.
Из грамот, хранящихся в Каларашевском монастыре, видно, что он первоначально был скитом, принадлежавшим молдавскому монастырю св. Саввы, преклоненному св. Гробу Господню. В ските жили иноки монастыря св. Саввы, присланные для управления Каларашевскою и другими монастырскими близлежащими вотчинами. Но иноки эти занимались собственно хозяйственными делами, отправляли же богослужение в древней деревянной церкви преимущественно молдаване и русские из числа братий скита. В 1780 году, когда деревянная церковь пришла в совершенную ветхость, житель г. Могилева Подольского Хаджи Марко Донич, по испрошении благословения от иерусалимского патриарха Авраамия, построил каменную церковь с колокольнею, которая освящена в 1782 году во имя Успения Богоматери. За построение церкви, стоившей большой суммы, Марко Донич был благословлен патриархом именоваться эпитроном и жить в ските в качестве безотчетного управителя Каларашевской вотчины с тем, чтобы на извлекаемые из нее средства седержалась братия и украшалась церковь. После смерти Донича в 1809 г., преемником его, по назначению монастыря св. Саввы, был иеромонах Лазарь, уплачивавший монастырю по 100 левов. Но в 1813 году большая часть скитских имений была отдана в аренду и для поддержания скита оставлено только 300 десятин земли. С этого времени скит, впоследствии переименованный в монастырь, хотя и считается находящимся на земле св. Гроба, но не зависит ни от него, ни от монастыря св. Саввы и, владея землею, как своею собственностью, подчинен кишиневскому епархиальному начальству.
В церкви, построенной Доничем, много хороших икон в серебряных позолоченных ризах, поступивших из упраздненного старо-обрядческого Сирковского скита, откуда перенесены были также и церковно-богослужебные книги раскольников, перевезенные затем в 1872 году в Кишинев. В монастыре в настоящее время есть и другая каменная церковь, теплая, построенная в 1853 году во имя святителя Митрофана; в этой церкви, в ковчеге перед храмовою иконою, хранится частица мощей св. Митрофана. Кроме церквей, в монастыре следующие постройки: каменная братская трапеза с двумя кельями; другая каменная трапеза для рабочих; каменная гостиница, деревянный флигель на каменном фундаменте для помещения братии и другие. Вокруг монастыря — каменная ограда. Вообще, обитель обстроена хорошо, чему способствовало обилие под рукою строевого леса и камня. Монастырь владеет 300 дес. земли (большинство которой—под лесом), фруктовым садом, виноградником и пасекой. Рогатого скота немного, в виду отсутствия пастбищ.
Шабский или, правильнее, Жабский монастырь находится в сорокском уезде, по течению Днестра, на 45 верст ниже Сорок, версты четыре ниже м. Каменки, близ с. Жоры, и расположен на скалистой возвышенности, среди небольшой полукруглой площадки, образуемой высокими горами. Все пространство от монастыря по обе стороны покрыто густою растительностью, а поляны усеяны разнообразною флорою. Внизу, направо, раскинуты прекрасные фруктово-виноградные сады, за которыми местность постепенно склоняется к Днестру, протекающему от обители, в 200 саженях. Извилистое течение реки видно на очень далекое расстояние; за рекою, на подольской стороне, рисуется местечко Каменка с садами и домом фельдмаршала Витгенштейна. Местность чудная. На северо-запад от монастыря лежат два пруда, образовавшиеся из двух источников, вытекающих из-под горы.
Основание монастыря относится к половине XVII века. Предание говорит, что в этом столетии пришел к Днестру из молдавского скита Делен иеромонах Иезекииль с небольшим числом братии и поселился на горе, у подошвы которой расположен теперешний монастырь, иссекая в скале церковь с кельями. До 1770 г. о скальном ските, высеченном Иезекиилем с братией, не имеется сведений; в этом году пришел из того же скита Делен иеромонах Феодосий и нашел уже скалу оставленною, вследствие татарских набегов. Мало-по-малу к Феодосию стала стекаться братия; скит оказался тесен и неудобен для собравшихся. Тогда Феодосий выпросил у владельцев вотчины Жабки небольшой участок земли, расположенный ниже скального скита, и, построив деревянную церковь, во имя Воздвижения Креста, и плетневые кельи, переселился туда с братией. С течением времени и средства скита стали возрастать. Феодосий вскоре приобрел от жабских резешей землю, построил мельницу, развел фруктовый и виноградный сады и завел скотоводство. В 1818 году он награжден от экзарха Гавриила званием игумена и скит переименован в Шабский монастырь. После Феодосия, и другие настоятели приобретали разновременно землю от резешей того же селения Жабки, и монастырь владеет теперь 910 десятинами земли; прекрасными виноградниками и фруктовыми садами; обширным огородом, орошаемым водою, пускаемою из прудов; пасекою; двумя водяными каменными мельницами и хутором (в 4 верстах от монастыря), с кельями, разными хозяйственными постройками, виноградным и фруктовым садами и также пасекою.
В монастыре — три церкви. Главная — каменная, крытая железом, во имя Вознесения Господня, посредине монастырского двора, построена в 1825 году дворянином Константином Андроновичем. Ризница и церковная утварь вполне достаточная и изящная.Замечательными святынями в этой церкви почитаются: частица мощей священномученика Харалампия, частица камня от Гроба Господня и частица древа от Креста Господня. Все эти святыни находятся в серебряном позолоченном крестике, для которого устроен небольшой круг резной работы, в сиянии, поддерживаемый, резной же работы, двумя ангелами в позолоченной одежде. При церкви — библиотека. Зимняя церковь во имя архистратига Михаила, к востоку от главной, с кельями, примыкающими к ней с двух сторон, построена в 1849 году усердием кишиневского чиновника Михаила Лобова, каменная, крытая железом, очень красивая. Церковь вне монастыря, под вершиною горы, в каменной скали, во имя Воздвижения Креста Господня, с небольшою при ней кельей, иссеченной в скале. Это первоначальная древняя церковь, возобновленная в 1852 году стараниями настоятеля монастыря архимандрита Кассиана и братии. Внутренность ее довольно просторна и отделана благолепно. При крутом подъеме в скалу к храму устроены каменные ступеньки, а псред церковью — площадка, откуда открывается чудный вид на Днестр и на новый монастырь.
Кроме церквей, в монастыре имеются: корпус с кельями для настоятеля и братии, четыре флигеля для братия, трапеза с пекарнею и кладовою; кухня, гостиница, амбар, ледник, 4 погреба и постройки на черном дворе. Все здания прочные, красивые, крыты гонтом.
Вообще, Шабский монастырь может считаться одним из первых в губернии. Церкви в нем хорошей архитектуры, а зимняя, по изящной простоте и вкусу, не имеет подобной в сорокском уезде. Здаыия для приезжих опрятны и чисты, и каждый принимается с истинно-христианским радушием. Сады правильно раскинуты; заведены лучшие лозы, преимущественно бургундского винограда. Куда ни посмотришь, повсюду видны заботливость, труд и знание: все просто, но прекрасно. Благолепие храма и чудный киевский напев в Шабской обители приводят в восхищение. Сюда стекается множество богомольцев не только из Бессарабии, но и далеко из-за Днестра, — особенно в праздник Вознесения. Прелесть природы неизъяснима: она очаровывает, и молдаване говорят, ѵгго соловьи со всей Бессарабии весною прежде всего слетаются в монастырь и его окрестности.
Находится в бендерском уезде, в 10 верстах от Бендер, ниже впадения в Днестр речки Ботны с ее болотистым устьем, образующей у селения Кицкан обширное болото. Обитель расположена на небольшой возвышенности вблизи берега Днестра, сплошь покрытой прекрасным строевым лесом, через который пролегает к монастырю дорога (около 3 верст), если проезжать из Бендер или Тирасполя (откуда — паромная переправа через реку). За монастырем, к западу, идут степные, сено-косные поляны, а к югу — расстилается луговая долина Днестровского побережья.
Ново-Нямецкий монастырь, называемый также Кицканским, основан очень недавно, в виду следующих обстоятельств. Вскоре после отторжения нынешнего измаильского уезда от России к Молдавии по Парижскому трактату 1856 года, оба придунайских княжества, не без содействия России, соединились в одно, под именем Румынии. Первый румынский князь Александр Куза, приступив к секуляризации монастырских имуществ в княжестве, 1 июня 1859 года определил отобрать в ведение министерства духовных дел все имения знаменитой Нямецкой лавры,— основанной еще в 1367 году и столь прославившейся, как главный питомник местной иерархии и хранилище славянского просвещения, — не упомянув ничего о правах лавры. Вследствие этого, имения, на которых были воздвигнуты лаврские строения, отданы были в арендное содержание с публичных торгов, при чем владение арендаторов простиралось в окружности лавры до самых ее ворот, а для продовольствия обители и приписанных к ней монастырей были объявлены подрядные торги. Помимо этого, в целях полной румынизации края, был нарушен устав о св. службе, установленной настоятелем лавры великим старцем Паисием Величковским. Богослужение на церковно-славянском языке в лаврских церквах было воспрещено; самые богослужебные. книги на этом языке из церквей изъяты; типография, принадлежавшая монастырям Нямцу и Секу — отчуждена; вместо церковного пения, возникло предположение ввести в православных церквах духовную музыку, по образцу католичества; церковная иерархия была лишена естественного своего права заведывать духовными учебными заведениями.
Но румынское правительство не имело возможности секуляризировать имения Нямецкой лавры, находившиеся в русской Бессарабии, которые, в общем, занимали площадь свыше 12 тысяч десятин, — главным образом в бендерском уезде (вотчины Кицканы и Копанка—до 10 тысяч десятин). Это обстоятельство подало повод и основание значительному числу монашествующих Нямецкой лавры, утесняемых как в материальном, так и в церковно-богослужебном отношении, оставить ее и найти новый приют в лаврских имениях русской Бессарабии. Главными деятелями в осуществлении этого стремления были: управлявшей бессарабскими лаврскими имениями иеромонах Феофан Кристи и духовник лавры иеромонах Андроник. Первый еще в 1859 году предпринял ходатайство о построении нового Нямецкого монастыря в лаврском имении Кицканах, и в 1864 году получил на это Высочайшее разрешение с тем, чтобы новая обитель находилась в зависимости от Нямецкой лавры и молдавского митрополита, но не в предосуждение и правам кишиневского преосвященного. Второй же, взяв из Нямецкой лавры точную копию с высокочтимой иконы Богородицы и значительное количество рукописных и книжных сокровищ, оставил лавру и, с большим числом монашествующей братии, переселился в новопостроенный Ново-Нямецкий монастырь. Последний, по примеру русских монастырей, пожелал приносить посильную пользу местному обществу и церкви и с этою целью образовал капитал в 50 тысяч рублей для воспитания, на счет процентов с него, нескольких молодых людей в кишиневской духовной семинарии и в основанном в 1862 году епархиальном женском училище.
В монастыре одна каменная церковь во имя Вознесения Спасителя; настоятельские и братские кельи, хозяйственные обзаведения и дом для приезжающих богомольцев. Со времени передачи имений заграничных монастырей в казенное управление средства обители сильно уменьшились.
Очень красив вид на Ново-Нямецкий монастырь с горы у Тирасполя. Оттуда виднеется Днестр с болотами при впадении речки Ботны, селение Кицканы, и вся, покрытая густым лесом, возвышенность, на которой построена обитель, с белеющею посреди зелени церковью.