О происхождении кишинёвских улиц начала XIX века

Ликэ Саинчук

…are mănăstirea 2 moşii, anume una unde trăescu chişinăoanii, şi alta — străşenii…

1753, august 27

 

из книги «Кишиневские перекрестки» по Ивану Халиппе…

 

Книга И. Халиппы «Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина 1820 – 1823 гг.» появилась более ста лет назад, в 1899 году, и за это время стала классической. Она послужила источником информации для многих авторов, которые растиражировали также и ряд содержащихся в ней неточностей и сомнительных утверждений.

Топографической поддержкой книги послужил План Федорова 1834 г. — будучи всего лишь проектом, многое в нем могло быть просто пожеланием, в том числе и топонимы. Документально подтверждено, что языком общения областной столицы 1834 года, продолжал оставаться молдавский, поэтому названия улиц, которые впервые появляются на русском языке являются лишь переводами молдавских топографических терминов. Насколько адекватны были эти переводы, зависело от субъективного знания и понимания авторами либо румынского, либо русского языка.

Вигель:  “Никто из них [молдаван] не знает по-русски”

Крашевский в 1843 г.: «Преобладающим языком улицы является молдавский, т.е. румынский» (цитируется по Шт. Чобану)

Стороженко в 1829 г.: “Я полагал, что в 16 лет все уже выучилось по-русски; но приметивши, что куконам особенно не дался еще русский язык, адресовался к ним по–молдавански.” (Речь идет об элите города.).

Неоднократно предпринимались попытки реконструкции географических названий, которые сводились в большинстве случаев к обратному переводу с русского.

Таким образом возникали:

“Moscovei” ← Московская ← Moscului,

“Hanurilor” ← Гостинная ← Ospătarului ← Ospitalului,

“de Aur” ← Золотая ← Galbinii.

Многие названия появившиеся впервые на плане 1834 г., могли вовсе не отражать топонимическую реальность, а быть просто произвольными, административными выдумками, как это часто случалось и позже. Сомнительно, чтобы географические названия, типа «Екатерининская» отражали существующее положение вещей. Скорее они были привиты или со временем, гораздо позже, или только в официальном или русскоязычном использовании, как например «Вознесенская» церковь, для общенародного Sântăvineri. Таким образом, список улиц Халиппы не может быть документом для 20-х годов XIX века, а лишь основой для реконструкции.

Топонимы могут быть приняты в качестве неоспоримых только в том случае, когда они документально подтверждены предшественниками или современниками, такие как Bulgăriа (рус. Огородная), Fântâna cea Mare (рус. Фонтанная) или народной традиции (которые противоречат официальным топонимам), как например, Sântavineri, Măzărache или слишком очевидны, например, PrunculПрункуловская, ŢapuЦаповский, или подтверждены общей традицией волошских городов, таких как Drumul Mare. В остальных случаях, к сожалению, реконструируемые топонимы  остаются лишь предположениями.

План Кишинёва 1813
План города Кишинев на 1813 по Озмидову.

Комментируя текст, я пользовался картой Озмидовa «План Городу Кишиневу». Этот план включает в себя ситуацию Старого города на 1813 год,  застройку Нового города на 1817, а также проект на будущее. В нем указаны и некоторые объекты, месторасположение которых И. Халиппа только предполагал, на плане же они явно указаны, такие например как гауптвахта или рогатки. На основе Плана гораздо проще восстановить границы административных секторов предложенных Озмидовым в цитируемом Халиппой проекте.

Анализируя план Озмидова, а также более старые карты, можно сделать вывод о том, что регулярная планировка Кишинева проводилась и до аннексии края. Очевидным следом такой регулярной планировки во второй половине ХVІІІ века является Свято-Ильинский бульвар и прилегающие районы.

Карта Кишинёва XIX век
Регулярная планировка второй половины ХVІІІ века.
Коричневым цветом обозначена реализованная застройка
Розовым — частично реализованная
Линиями — вероятно-запроектированная

Новый город на плане Озмидова набросан довольно условно, без учета реальной местности, который сделал этот план невыполнимым на труднодоступных участках.

В попытке доказать русское влияние задолго до 1812, некоторые авторы выдвигали тезис о том, что прямолинейный план «Нового города» был продиктован расположением русского военного лагеря в конце ХVІІІ века, но при наложении, двух ортогональных сеток можно заметить, что они расходятся примерно на 5 градусов.

За основу ортогональной системы «Нового города» в проекте на плане Озмидова были взяты улицы в верхней части Старого города, скорее всего Каушанская и Галбенская дороги, по которым были разбиты остальные улицы. Место, которое Озмидов обозначает как «Плац-парадная» (позже «Бульвар», после постройки Нового собора) также принадлежало к структуре старого города и представляло пустырь, ограниченный по бокам двумя застройками, которые появились спонтанно вдоль Галбенской и Буюканской дорог.

Верхним пределом Старого города была не улица Колумна (тогда Каушанилор) как это укоренилось в литературе по истории Кишинева, а нынешний центральный бульвар Штефан чел Маре (Москулуй), а в некоторых местах и выше. Во всяком случае Гартинг и Озмидов, подписывают в 1814 году документ о сносе лавок – «провиантские магазины назначенные в сломку» в нынешнем расположении Главпочтамта и Мэрии. Далеко за бульваром Штефан чел Маре располагалось и Армянское Подворье (в районе ул. Болгарская и 31 Августа), которое вписывается в регулярную планировку 18 в., давшее название Армянской улице (Армяну).

Однако дислокация российских войск оставила нам название mahalua Moscului, откуда происходит и улица Moscului (в те времена «Mosc» означал «Россию», но по-русски был переведен как «Московская»), что впоследствии подтверждено и топонимом Русская магала (отмечено Шт. Чобану).

Принижение старой части города, Нижнего города, продиктованное идеологическими интересами, постоянно приводило к искаженному образу существовавшей исторической реальности. Попытки объективного изучения Старого города обычно наталкивались на сопротивление политической структуры, которое Ивану Халиппе удалось обойти, используя в качестве «прикрытия» пребывание в Кишиневе русского поэта А. С. Пушкина, фигура которого часто использовалась в качестве эдакого «тарана» для установления запретительного идеологического режима. Политическая неопределенность господства России в Бессарабии всегда заставляла ее искать этническую поддержку  в легитимизации территориального владения. В дополнение к практическим действиям по изменению демографической ситуации, прибегали к разработке универсальной культурно-идеологической матрицы.

Основные официальные тезисы :

  1. Территория между Прутом и Днестром и до аннексии была некой отдельной сущностью от остальной Молдавии;
  2. Территория между Прутом и Днестром, до аннексии была диким, «восточным» нецивилизованным краем;
  3. Население территории между Прутом и Днестром и до аннексии было этнически неоднородным, преимущественно славянским.

В атмосфере полного запрета языка, шовинистического подстрекательства к межэтническим столкновениям, пропитанной всякого рода само-утвердительными юбилеями, Ивану Халиппе удается приподнять занавес, и часто косвенно, ввести читателя в сложную и, порой, неожиданную реальность.

из книги «Скрытый Кишинев»…

Места эти заселены с доисторических времен — но мы привыкли исчислять возраст поселения от 1436 г., хотя некоторые авторы не согласны и считают от 1466. В любом случае теми годами отмечены водяные мельницы Кишинева, куда собирались крестьяне из соседних деревень чтобы перемолоть пшеницу, рожь, а позже и кукурузу.

Но самыми ранними знаками Кишинева, нитями, что могут быть прослежены сквозь туман времени до сегодняшнего дня, являются дороги. Первая, в Яссы и в Тигину вдоль реки Бык, да и сама река – это путь. Вторая шла с севера страны Молдавской, из Хотина, и доходил через Каушаны до башен Белого Города на Тирасе. Третий же путь тянулся из центра страны через Каприянский монастырь и доходил до Днестра. До появления мостов, дороги пересекали реки вброд, и места эти годились для запруд. Вот и появились пруды Кишинева, вместе с первой отраслью – мукомольной.

На пересечении этих трех путей должен был появиться и Рынок – чудесное решение наших дней, которое всегда приносит плоды. Кишинев начинает собирать мастеров на все руки, что могли отовариваться прямо на месте. Совокупность этих двух элементов – мельниц и бродов – давало людям возможность встретиться, обменяться благами материальными или духовными.

В качестве доказательства роста Кишинев выступает цена в которую оценивалось поселение при купли-продажи: 120 золотых в 1466 году и 500 золотых в 1576 году. При наличии ремесленников и купцов Кишинев перестает быть деревней и в 1666 его жители упоминаются как «посадские».

В общем, век ХVІІ является веком качественных и относительно быстрых преобразований в истории города: тогда Кишинев начинает прихватывать соседние деревни; на въездах появляются Таможенные рогатки, где взимаются пошлины; главой города назначается Пыркалаб, а позже и два, как в самых больших городах Молдавии того времени.

Кишинёв XVII век
Посад Кишинев к середине XVII века.

Городские занятия определяли и городскую структуру поселения – без нужды земельного участка вокруг дома, домашние хозяйства сжимаются, соприкасаются, лишаются пространства, где можно было свободно подышать в тишине и в размышлениях о светлом прошлом. И тем важнее становится в жизни горожан церковь.

Тогда же начинается и загрязнение окружающей среды — деятельность ремесленников и торговцев загрязняет посад. Естественно, что грязь стекает вниз по склону, и, что более естественно, город ползет вверх по склону, оставляя грязь и убожество в отправной точке, а более богатые слои населения всегда во главе этого восхождения.

В рамках этого движения, движется и центр: первый – прямо на берегу реки, недалеко от Большого Фонтана; затем взбирается выше, там появляется первая каменная церковь, городская, не так легко возгораемая в плотной застройке вокруг, господарская Святониколаевская (сегодня – Армянская) 1645 г.; далее так называемый Старый собор, построенный в 1747 году на участке, который ранее 1741 принадлежал поместью Буюканы; затем, все в гору, к Св.Ильи, где должен был сложится следующий центр города, уже с регулярной планировкой, если бы не вмешательство русско-турецких войн. После аннексии восточной части Молдавии, Кишинев становится ее областным центром, и, таким образом, приобретает еще большее значение. Таким образом, центр перемещается еще выше, где и отмечен Новым Собором.

Улицы города Кишинев (Кишенау) первой половины XІХ века

более старый топонимкатегорияпереименованиясовременноепояснения
AndreiулицаАндреевская, Alex. DoniciSf. Andreiв процессе исчезновения
AntoniuулицаАнтоньева, Антоновская, V. StroescuAnton PannВъ 1821 году армянин Антонио открыл трактир и в нем биллiардную.
(И.Халиппа)
Armeanu,
(la Armeanu)
улицаАрмянская, Cetatea Albă,
Mareşal Pietri Badoglio
ArmeneascăВедущая к Армянскому Подворью, которое находилось в районе пересечения улиц Болгарской и 31 Августа.
Armenească
улицаАрмянская, Старо‑Армянская, Gh. AsakiArmenească veche«… и множество армян — настолько многочисленных здесь, что занимают целую улицу…»
(Английский путешественник Вильям Макмайкл, 1817 г.)

Не путать с ул. Armeanu
Сохраняется малая часть.
Astafi ?улицаОстаповскаяAvram Iancu
Azimeiулица(Aziei ->) Азiятская, СвердловаRomanăAzimă – Маца, лепёшки из теста, не прошедшего сбраживание, разрешённого к употреблению в течение еврейской Пасхи.

Проходила рядом с Синагогой
BăiiулицаБанная, Oituzисчезнувшая
BălănescuулицаБалановскаяBălănescuПо имени Василия Баланеско, член Верховнаго Совета при Пушкине.
(И.Халиппа)
Băligoasă ?улицаБѣлокосовскiйисчезнувшая
BalșулицаБалшевская, Бальшевская, Bălcescu, БольшевскаяНазвание свое Бальшевская улица получила от фамилiи Бальшей.
Балш был … передовой человек своего времени в княжествах; не потому что он был великим ворником Молдавии, а потому, что по прошествии смут етерии ему принадлежала инициатива и руковолящая роль в деле возбуждении перед Портой ходатайства о назначении в Молдавию князя из коренных бояр

(И.Халиппа)


Исчезнувшая.
BazarплощадьСтарый Базар, Piaţa Vecheисчезнувшая
BotezatuулицаБотизатiевская, Батезатавская, ГрибоедоваA. BotezatuВ межевой записи за 20 октября 1740 г. упоминается
«…престарелый горожанин, под сто лет возрастом, а именно Мэриан Ботезатул…»
BuicanilorулицаБоюканская, Харузина, ГорькогоMaria CebotariДорога в село Буюканы.

Первое упоминание села:
... и закрепили за вышеописанными людьми сию вышеназванную деревню, а именно Буеканы, чтобы от нас была в их распоряжении, и со всей землей и со всеми доходом. ...
Написано в Яссах году 7116 (1608) 20 августа.
Bulgărieсторона
улица
Огородная, Ecaterina TeodoroiuGrădinilor
Bulgăriei
(la Bulgărie)
дорога,
улица
Болгарская,
Ardealului,
General Drăgălina.
BulgarăBulgărie, bulgării, с. ж.р. (Обл.) Огород или поле овощных культур.
(Толковый словарь румынского языка, 1984)
По-русски передавалось как Огороды или Булгария. Поэтому и церковь в этом районе иногда называлась Болгарской.
«…и так выбрались в Булгарию (нижняя часть города) и бросились к болотистым берегам р. Быка…»
Липранди
BunavestireулицаБлаговѣщенская, ТельманаBunavestireЦерковь имеет несколько датировок:
Сия святая обитель, заново отстроена капитаном Гавриилом Теринте и другими любителями Христа, под покровительством праздника Благовещения в октябре 2, 1810 года.
(Надпись на здании)
Этот колокол был выполнен полностью расходами капитана Тоадера Сабэу и передан церкви Благовещения в посаде Кишинев, да была в память о нем, и его супруги Марии, и его родителей : 1799
(Надпись на колоколе)
Căprieneiдорога
улица
Кипрiяновская, КапрiяновскаяCăprieneiв процессе исчезновения
Caraimilor?улицаКараимскiй, Mircea cel Mareисчезнувшая
Catelniţă ?переулокКателиновая, Кательницкiй, TraianC. Stamati.
Caţicăпереулок,
потом улица
  Кацыковой, Кацыковская,     V. Costachi, Олега КошевогоB. P. Hașdeu
Căușanilorдорога
улица
Каушанская, Николаевская, Ștefan cel Mare, ФрунзеColumnaДорога в сторону Каушан
Cazacului CazaciпереулокКазацкiй,
Казачiй
исчезнувший
Cheaguluiулица*Кягульская -> КагульскаяCahulГорода Кагула тогда еще не было.
CojocariулицаКожухарская, МатеевичCojocari
DoniciулицаДоничева, Павлика МорозоваDoncev
Drumul Mareдорога
улица
Большая, Павловская, Павлова.

В продолжении - Екатерининская.
Petru RareșГлавная улица средневекового города по оси север–юг.
От Большого моста (ныне станция Вистерничены), поднималась на холм (часть ул. Петру Рареш; во времени Халиппы – Павловская), мимо Старого собора и Старого базара (позже называемая Екатерининская), затем по Каушанской ул., вела из города. Главные улицы города были переименованы в честь российских царей: Александра, Екатерины, Павла, Николая, Петра (Петропавловская). Остатки Друмул-Маре: ул. Петр Rares; > в продолжение: пер. Архангел Михаил; > далее ул. Маклерская (исчезнувшая), пер. Бельцкий, пер. Хабад Любавич, ул. Колумна.

Более старые упоминания:
От сей межи все далее подле Кишинева по речной равнине, и через большую дорогу до вехи которую мы поместили по линии других вех от которой вехи была измерена поперек голова владения.

Оттуда все далее, вдоль Манчешт вниз через большую дорогу пониже Лошадиной Могилы
[Скотомогильник, ниже по реке от Скотобойни — Salhana] на 152 саженей …
(1811 г., 25 сентября. Письмо Енакаки Пауна)
Первую часть, начиная отъ моста у Хотинской заставы, по Большой улице мимо дома Михалакия Кацики [ныне «Массонская ложа»] и дома занимаемаго гоутбвахтою…
(Проэкт разделения города Кишинева на пять частей, 1823 г.)

Drumul lui Vodăдорогаотклики:
Vadul lui Vodă,
Вадулуйводская, Вдовый
Drumul lui Vodă – «Господарев Путь».
Заходила дорога в город через Каприянскую рогатку, по Каприянской дороге. Покидая город, пересекала реку по запруде, через Господарев Брод (Вадул луй Водэ). Тут, недалеко от Быка, в 19 веке существовал Вдовий переулок (Вэдувий ← из Вадулуй, или Водэ)
Корина Никулеску: "Румынский город, имел как правило, одну главную «дорогу»… Но существовала еще одна улица «господарская» … перпендикулярная к ней … из этих двух уличных координат рождались другие улицы …", которые формировали средневековый город. Таким образом, Кишинев, представляет собой классический случай: две основных магистрали – Drumul Mare и Drumul lui Vodă, и на их пересечении – Базар (рынок).
Fântâna-MareулицаФонтанная, Fântâna Blanduziei, Колхозная  FantaluluiПервое упоминание:
«…продали … половину села, по этой стороне Быка, напротив Албашева рудника, у Большого Фонтана (Fântâna Mare), верхнюю половину, преданному нам пану Иеремию казначею (vistier), за 100 татарских золотых.»
1517 (7025) декабря 15. Сучава.
Господарская закрепительная грамота.
Feredeielorулица*Фередеевская ?, Фарисеевская, Ion Ghica, BanatuluiИсчезнувшая
Feredeu – Общественная баня.
На плане Озмидова 1817 г. здесь обозначены «торговые бани».
Galbeneiдорога
улица
Галбенская, Синадиновская, Sinadino,  28 Июня  Vlaicu PârcălabНа плане Озмидова 1817 г. указана Галбенская дорога (ныне Ханчештская) продолжением которой была Галбенская улица.
По Галбенская и Минковской улицам проходил раздел города на владения Галатского и Пятницкого монастырей.
mahalaua Galbenii сторона, улицаЗолотая, Харлампiевская, Harlambie,
27 Martie 1918, Стефана Великого
Alexandru cel BunНазвание улицы тянется с тех пор когда она была окраиной города, стороной – сюда приходила Галбенская дорога (сегодня ул. Vlaicu Pârcălab). Постепенно, город расширяясь, Галбенская сторона оттесняется все выше, и во второй половине ХІХ века располагается в районе улиц Бернардацци – Матеевич.
По-немецки называлась Goldenstrasse.
Golieiулица*Irinopol, Иринопольская, Sf. VineriO. GogaОбразовывала объезд средневекового города: к востоку от нынешнего Измаильского моста > ул. О. Гоги >  бульв. К. Тэнасе > ул. И. Заикина.
GreceascăпереулокГреческiй,
Plevnei, Brăilei
Соответствовал современному бул. Grigore Vieru
GreculuiпереулокГрекуловскiйисчезнувший
IacubулицаЯковлевская, Петропавловская, Petru Rareș, Gheorghe Lazăr, Хаждэу  A. Haşdău
Ieșanu ?улицаЯсская, Жуковскаго, Жуковского  Tricolorului
IoachimпереулокЯкимовскiй, Stan Poetaș  Habad Liubavici
IoaneiпереулокИвановская, Ion Creangă Ion Botezătorul
IzvoruluiБѣгучiйРеконструкция Г. Безвикони.
Исчезнувшая.
JidovilorулицаЖидовская, Еврейская«… разбойники своротили вправо, по длинной и узкой Жидовской улице, ведущей в нижнюю часть города, ранив ятаганом жида, пытавшагося остановить лошадь самого Урсула…»
Липранди
Слита с ул. Кагульской (И.Халиппа)
LancasterпереулокЛанкастерскаяIacob HâncuНа ней была школа взаимнаго обучения по методу Ланкастера; школой заведывал майор В. Ф. Раевский, называвшийся “начальником дивизионной ланкастерской школы”.
(И.Халиппа)
LemnărieiпереулокПавловская, Диордица E. Doga
MăcărescuпереулокМакареско, Макаревская, Инзовский, Pușkin, Пушкина Горка  Colina PuşkinНазванный по имени престарелого бояра времен Пушкина, сардаря Федора Макареско.
(И.Халиппа)
Надпись на Старом Соборе гласила:
«Святая и Божественная обитель сия, Св. Архангелов Михаила и Гавриила, а издревле Св. Николая, города Кишинева, Лапушнянского уезда, сызнова и от основания построена и украшена нами, братьями майором Иоаном и сардарем Феодором, сыновьями протоиерея Констандина Макарескула, во славу и поминовение почитания сего праздника, мы же со смиренным сердцем, молим Господа, чтобы принял свое средь своих, и охранил город и сие здание во веки веков. Аминь. 2 июня 1806.»
Malul BâculuiдорогаВокзальная, Calea‑Visterniceni, Brâncoveanu, Набережная, Ильяшенко  Albișoara
Mardari ?переулокГрязный, Грязная, Crișanaисчезнувшая
MărianпереулокМарьянскiй, Марiйнская  Petru Maior«Căpitan Zaharia Mărian»
(Данные переписи населения Молдавии 1774 г., город Кишинев).
В процессе исчезновения.
MăzăracheпереулокМазараковскiй, Мазаракинскiй, Мазyрокиевскаяисчезнувшая
Mihail ?улицаМихайловская, Комсомольская  Mihai Eminescu
Mihail-ArhanghelпереулокМихайлова, Михайловскiй, Alecu Russoисчезнувшая
MinculuiулицаМинковская, Миньковская, И. Крянгэ, Mincu  G. Cosbuc şi Pușkin
Misiţilor?улицаМаклерскiйПо Г.Безвикони.
MoldovanМолдаванскiй, Молдавскiйисчезнувшая
MosculuiбульварMahalaua Moscului Mahalaua Rusă, Московская, Александровская, Alexandru cel Bun, Carol II,
Ленина
  Ştefan cel Mare şi Sfânt…от дома же г-жи Другановой до строющагося дома коллежскаго ассесора Варѳоломея, что против публичнаго сада, потом Московскою улицею мимо Гошпиталя до Боюканскаго ручья, а потом берегом речки Быка, до начальнаго пункта у большаго моста чрез реку Бык.
… отделяя описанною дорогою, идущею в селение Мунчешты, и Московскою улицею идущею между домами г. Статскаго Советника Крупенскаго и Ахмета Эфендия, продолжаясь мимо домов Армянскаго Архиепископа Григория, Коллежскаго Советника Дическулова, Митрополии, публичнаго сада, Действительнаго Статскаго Советника Варлама и Гошпиталя до Боюканскаго ручья, поворачиваясь оттоль в лево…

Проэкт разделения города Кишинева на пять частей
(1823 г. – Озмидов).
MovileanăулицаМогилевская, Берзарина  Petru Movilă
NeamţuluiулицаНемецкая, Инзова  S. Lazo
NeguţătorilorулицаКупеческая, Котовского, Hâncești  Vasile Alecsandri
Oarbăпереулок(*Orghilor ->) ОргѣевскiйСегодня продолжение ул. Cojocarilor
OlăriaулицаГоршечная, Mih. Sturza, Гончарнаяисчезнувшая
Opștii ?переулокОбщiй, Общая, Obștei, Marășeștiв процессе исчезновения
OrtolomeuпереулокВарфоломеевский, ТеатральныйTeatrului
Ospitaluluiулица*Ospătarului, Gostinnaia, Шмидтовская, Carol Schmit, Сталинградская, Двадцать пятого ОктябряDosoftei + VarlaamСкладывается впечатление что названия новым улицам были даны во времена неформального правления городом и регионом митрополитом Гавриилом (Банулеску-Бодони) и отсюда такое клерикальное направление названий, как-то Movileană, Nemţeană, Chiană, Lioveană, Moaştelor…
В те времена появилась и городская больница, и естественно улицу ведущую к ней назвали Ospitalului, но в просторечье она воспринималась «Ospătarului», и отсюда, в последствии, была переведена как «Гостинная».
OstroguluiулицаОстрожская, ОстровскогоЗдесь, в первой половине 19 в. находилась городская тюрьма.
ParaclisuluiулицаЧасовенная, I. Neculce?Сохранилась малая часть.
Название, вероятно, происходит от кладбищенской часовни на окраине средневекового города, которая затем стала старообрядческой церковью. При Советской власти часовня была снесена, и старообрядцам передали Мазаракиевскую церковь.
Petru ?переулокПетровскiй, Безымянный, Безъ названiя, Murafa
PietrărieiулицаКаменноломенная, Dragoș-Vodă, ЗаикинаZaikin
PoliţieiпереулокПолицейскийв процессе исчезновения
PopiiулицаПоповская, Павловская Малая, Miron Costin, СоветскаяŢirlmanв процессе исчезновения
PrunculuiулицаПрункуловскаяPruncul
PurcelпереулокПурчеловскiй, Movila Burcelисчезнувшая
RâşcanilorРышкановская, MaramureșuluiPușkin
Salhanà SalhanaleiулицаСалганнаяисчезнувшая
SălosпереулокСаловская, Tudor Vladimirescu, Pavel SvininMoara Roșie
SălosулицаСалоса, Zamfir Arboreулица Sălos, в отличие переулок Sălos
Саловская, Инзовская, Урицкого
SântăvineriулицаВознесенская, ЯкираGr. Ureche
SăpunărieпереулокМыльный, Грязный, Bucovineiисчезнувшая
SârbascăпереулокСербская, Сербскiйсохранилась малая часть
SareiулицаСарiйская, Сирiйская, Plevneiисчезнувшая
Sf. Ilie
Sântilie
бульварИльинская, Ильинскiй базаръ, Бульвар Космонавтов, Cosmonauţilor  C. Tănaseперепланирована
Sf. Constantin ?улицаКонстантиновская, Veniamin CostacheЧастично сохранилась, но не является улицей
Sfântu-GheorgheГеоргiевская, БаженоваSf. GheorgheДо сооружения церкви, это была дорога на Булгарию (Огороды) –верхняя ее часть остается до сих пор «Болгарской».
SinagogiiулицаСинагоговская, Evreească-Bâc, DecebalИсчезнувшая.
На плане 1817 г. отмечено: «Еврейская школа».
SinanogluпереулокСинагоговскiй–2 БельцкийBalţiПо И. Дрону
StavrieпереулокСтаврiевскiй, Петрiевская,
Bugeac
исчезнувшая
ŢapuluiпереулокЦаповскiй, Пролетарскийисчезнувшая
TelalbașулицаТiайбашевская, Тiойбашевская, ТeобашевскаяA. Vlăhuţă«Телалбаш» –чиновник, занимающийся продажей на аукционе.
Tighineiрогатка
улица
БендерскаяTighineiВозле Измаильского моста была расположена Тигинская (Бендерская) рогатка, к которой и вела улица.
ŢintirimuluiулицаКладбищенская, I. Sârbu, СпектораGheorghe SionПозднее на нее перенесено название упраздненного “Вдовьего переулка”
(И.Халиппа)
TituулицаТитовская, ТихоноваTitu Maiorescu
TurculuiпереулокТурецкая,
Старо-Армянская
Piaţa Vecheв процессе исчезновения
более поздние улицы:
ChianăКіевская31 August
LiovanăЛеовская, Cotruți, General BerthelotŞciusev
PodoleanăПодольская,
П.И.Федорова,
Искры
Bucureşti
???Ренійская,
Renilor,
Пирогова
Kogălniceanu
FierarilorКузнечная
LumânărarilorСвечная
пригороды
Гуцулевка
ChirăuluiКировская
Dicescului
Melesteu
Movila Calului
MunceştilorдорогаМунчештская
OtovascaАтаваска
PetricanilorдорогаПетриканская
PoştaPoşta Veche
Sculenilorрогатка,
дорога
Скулянская
TăbăcăriaТабакарияОзначала Кожемяк
Valea CurveiВаля КурвьиValea CruciiПо имени ручья Curva – «Кривой» и переименованая в середине 19 века, во избежание кривотолков.
VisterniceniВистерниченскаяVisternic – казначей

Ликэ Саинчук