Митрополия (комплекс)

Продолжим наше путешествие по исчезнувшим местам Кишинёва, и сегодня мы узнаем не об одном отдельном здании, а о целом комплексе — Митрополии, основанной митрополитом Гавриилом (в миру Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони).

Сначала — необходимое короткое введение в историю, чтобы было понятно, как и почему всё происходило.
В 1812 году, в результате очередной русско-турецкой войны, был подписан Бухарестский мирный договор, согласно которому Бессарабия перешла к Российской империи. В следующем году была образована Кишинёвско-Хотинская епархия, а возглавлять её был назначен митрополит Гавриил. То, что митрополит выбрал центром своей епархии небольшой населённый пункт Кишинёв, стало одним из главнейших событий в истории нашего города. Именно он стал главным городом Бессарабии, а не другие, более подходящие под эту роль (например, Бендеры).

После смерти Гавриила Бэнулеску-Бодони Кишинёвская и Хотинская епархия была понижена в статусе и стала архиепископией. Это значило, что митрополита уже не было, епархией отныне управлял архиепископ, и не должно было уже быть и митрополии (ситуация сохранилась до 1928 года, когда Георгий Степанович Гросу был назначен митрополитом новообразованной митрополии Бессарабии). Официально так и было, но кишинёвцы упорно продолжали называть дворец архиепископа и весь комплекс зданий Митрополией. Это отражалось даже на старых планах города, на открытках и т.д. Исходя из этого, мы и будем далее в основном использовать термин «митрополия».

С введением в историю закончено, переходим к самому интересному — описанию комплекса.
Итак, есть епархия, есть её центр. Но где же именно решил Гавриил Бэнулеску-Бодони основать митрополию? Для неё было выбрано место неподалёку от Кишинёва, и место это стало известным как Сады Митрополии. Город уже давно значительно вырос и сейчас указанное место является самым центром города и, в определённом смысле, всей страны. Мы говорим о квартале, которое в наше время занимает здание Правительства Республики Молдова (и некоторые другие важные здания).

Вот что представляла из себя митрополия в самом её начале (цитируется из «Описания Бессарабской Губернии» П. Свиньина, 1816 г.): «Митрополия основана в 1815 году преосвященным митрополитом Гавриилом на пустом месте и ныне состоит из следующих зданий: посреди большого двора, обнесенного каменною стеною, митрополитский дом, длиною 27 и шириною 8 сажень; при нем домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Засим следует с восточной стороны
1) дом для викарного епископа на саженях длины и ширины;
2) флигель для помощников и псаломщиков;
3) амбар для съестных припасов братии, с погребом;
4) флигель для духовника и крестовых иеромонахов и иеродьяконов;
5) корпус для типографии с потребными кельями для управляющего типографиею и работников, подле него флигель для братской трапезы, кухня и хлебная с кельями для поваров и хлебников; близ них черный двор, где находятся конюшни, два каретных сарая и два небольших флигеля, один для переплетной, а другой для разных мастеровых.
С северной стороны:
1) флигель, в котором помещается в разных удалениях дикастерия со своей канцелярией и архивом, казначейство, экономическое правление и эконом со своим помощником письмоводителем.
В том же ряду отдельно:
2) амбар для съестных припасов и другой собственно для митрополитского стола, с погребом, а далее к северо-западу кухня и хлебная архиерейская. Все сии строения каменные, иные с деревянной, некоторые с черепичной крышей. Сверх сих строений благодетельный Екзарх предполагает выстроить близ митрополии особенный двор с гостиницею для постоя священно- и церковнослужителей, приезжающих в город по каким-либо делам… Кроме того, учреждается при митрополии больница и выстроятся бани».

С момента описания Свиньиным Митрополия перестраивалась и достраивалась ещё около 100 лет, достигнув к 1910-м годам пика своего развития. Подробные планы комплекса ко мне в руки не попадали, но, благодаря немецкой аэрофотосъёмке, датированной маем 1944 года, и сохранившимся старым фотографиям можно достаточно полно представить, как всё когда-то выглядело.

Многие здания на момент съёмки лежат уже в руинах, но их ещё можно видеть:

Кишинёв Митрополия

На снимке обозначены следующие объекты:
1) Дворец архиепископа (митрополия);
2) Покровская церковь (упоминается также как Крестовая);

3) Духовная консистория;
4) Старое здание семинарии;
5) Семинарская церковь;
6) Жилые помещения преподавателей семинарии, склады, др.;
7) Епархиальный (Серафимовский) дом;
8) Сады Митрополии;
9) Новое здание семинарии;
10) Небольшой водоём (фонтан или пруд);
11) Место для памятника.

Кроме всего этого, на снимке видны и многие другие постройки комплекса (больница, склады, прачечная, кухня, конюшня, жилые помещения для персонала).
На углу нынешних ул. Пушкина и бул. Штефана чел Маре стояли здания, в которых располагались магазины, кафе, парикмахерские. Эти здания, по всей видимости, к Митрополии не относились, но важны для понимания того, как выглядел в целом весь комплекс.

Переносим эти здания на современную аэрофотосъёмку и видим, что от всей митрополии до наших дней дошли только новое здание семинарии (обозначено цифрой 9) и, каким-то чудом, ныне работающий бассейн (обозначен цифрой 10).

Кишинёв Митрополия

Аэроснимки — это прекрасно, но они дают нам представление только о том, что было построено и как всё это выглядело сверху. Но мы обычно не летаем и для того, чтобы понять, как видели митрополию изо дня в день кишинёвцы, к нам на помощь приходят старые фотографии.

Начнём с общих видов.
Изучим панораму, снятую в 1889 году известным кишинёвских фотографом П. М. Кондрацким. Для этого ему пришлось взбираться на колокольню и тащить за собой совсем не лёгкое в те времена фотооборудование.

Кишинёв Митрополия

На этой панораме мы можем отметить уже известные нам здания:

Кишинёв Митрополия

Ещё один общий вид на комплекс (фотосъёмка начала XX века):

Кишинёв Митрополия

В 1930-е гг другой фотограф взобрался на Арку и оттуда снял два вида центральной улицы.

Нынешний бул. Штефана чел Маре в сторону ул. Пушкина. Видны Епархиальный дом, магазины и кафе.
Нынешний бул. Штефана чел Маре в сторону ул. Пушкина. Видны Епархиальный дом, магазины и кафе.
Нынешний бул. Штефана чел Маре в сторону ул. Бэнулеску-Бодони. Видна Семинария.
Нынешний бул. Штефана чел Маре в сторону ул. Бэнулеску-Бодони. Видна Семинария.

А так выглядел нынешний бульвар Штефана чел Маре у Митрополии для обычных пешеходов:

Кишинев
1930-е гг, у Епархиального Дома.
Кишинев Со стороны нынешней ул. Бэнулеску-Бодони. Видны Семинария и Консистория. Фотография 1942 года
Со стороны нынешней ул. Бэнулеску-Бодони. Видны Семинария и Консистория. Фотография 1942 года

Теперь остановимся более подробно на самых важных зданиях митрополии.

Митрополитский дом (архиерейский дом) и церковь Покрова Божьей Матери.

Главное здание комплекса, появившееся одним из первых. Стояло на одной оси с Кафедральным Собором, Колокольней, Святыми Вратами.

Митрополия в начале XX века.
Митрополия в начале XX века.
Митрополия в 1930-е гг.
Митрополия в 1930-е гг.
Митрополия в конце 1930-х гг и памятник королю Фердинанду I.
Митрополия в конце 1930-х гг и памятник королю Фердинанду I.
Дом Митрополии в межвоенный период. Вид со двора.
Дом Митрополии в межвоенный период. Вид со двора.

Дом Митрополии в межвоенный период. Фасад западного крыла.

В 1940 году с приходом советских властей в здании разместили Дом Пионеров. В 1941 году с приходом войны дом сильно пострадал.

Митрополия в 1941 году.
Митрополия в 1941 году.
Митрополия в 1941 году.
Митрополия в 1941 году.
Митрополия в 1944 году.
Митрополия в 1943 году.

   После войны здание не восстанавливали, и от него осталась часть переднего фасада. На фотографии 1950 года мы можем видеть оставшийся фасад дома и на нём вывеску «Сад-театр ПОБЕДА». Можно предположить, что тут находился вход в бывшие Сады Митрополии, а в одном из сохранившихся зданий обустроили театр.

Сад-театр "Победа", 1950 год.
Сад-театр «Победа», 1950 год.

  При митрополитском доме была обустроена домовая церковь в честь Покрова Божьей Матери. Часто встречаются упоминания о ней, где церковь называется Крестовой.

Покровская церковь, 1889 год.
Покровская церковь, 1889 год.

В 1892 году церковь реставрировали, в результате чего внешний её вид сильно изменился, да и сама она увеличилась в размерах.

Вид Покровской церкви после 1892 года.
Вид Покровской церкви после 1892 года.

Духовная Консистория.
Очень важное здание митрополии. Представляло собой присутственное место, через которое под началом епархиального архиерея производились управление и духовный суд в местной епархии.
Здание Консистории было одним из самых красивых в комплексе митрополии.

1914 год. Памятник императору Александру I и Духовная Консистория.
1914 год. Памятник императору Александру I и Духовная Консистория.
1914 год. Памятник императору Александру I и Духовная Консистория.
1914 год. Памятник императору Александру I и Духовная Консистория.
Духовная Консистория, межвоенный период.
Духовная Консистория, межвоенный период.
1943 год. Слева виден уцелевший фасад Консистории.
1943 год. Слева виден уцелевший фасад Консистории.

Старое семинарское здание и семинарская церковь.

В Семинарии располагались учебные классы, жилые помещения для преподавателей. Здание на протяжении своей истории перестраивалось и достраивалось.
Так оно выглядело с 1817 года по 1868 год:

Вид Семинарии до 1868 года.
Вид Семинарии до 1868 года.

На этом снимке, как и на следующих, видна и семинарская церковь (справа от Семинарии).
В 1868 году здание Семинарии значительно перестроили и стало оно выглядеть уже так:

Вид реконструированного здания Семинарии. Справа - семинарская церковь. Конец XIX вв.
Вид реконструированного здания Семинарии. Справа — семинарская церковь. Конец XIX вв.
Семинария и семинарская церковь. Фотография начала XX века.
Семинария и семинарская церковь. Фотография начала XX века.
Семинария. Фотография межвоенного периода.
Семинария. Фотография межвоенного периода.

В 1911 году к Семинарии пристроили ещё один корпус. Он расположился между основным зданием и Консисторией. Новый корпус можно видеть на снимке ниже:

Семинария, фотография 1930-х гг.
Семинария, фотография 1930-х гг.
Вид фасада пристроенного семинарского корпуса после военных разрушений 1941 года.
Вид фасада пристроенного семинарского корпуса после военных разрушений 1941 года.

Рядом с Семинарией на углу нынешних ул. Бэнулеску-Бодони и бул. Штефана чел Маре в 1862 году построили церковь.

Семинарская церковь. Фотография межвоенного периода.
Семинарская церковь. Фотография межвоенного периода.
Интерьеры семинарской церкви. Начало XX века.
Интерьеры семинарской церкви. Начало XX века.

От церкви вверх вдоль нынешней ул. Бэнулеску-Бодони (раньше называвшейся, кстати, Семинарской) располагались простенькие одноэтажные здания, предназначенные для жилых помещений и складов.

Здания вдоль Семинарской улицы.
Здания вдоль Семинарской улицы.
Виды зданий, расположенных за Семинарией. Фотография межвоенного периода.
Виды зданий, расположенных за Семинарией. Фотография межвоенного периода.
Виды зданий, расположенных за Семинарией. Фотография межвоенного периода.
Виды зданий, расположенных за Семинарией. Фотография межвоенного периода.

Епархиальный (Серафимовский) дом.

Был выстроен к 1911 году благодаря стараниям архиепископа Кишинёвского и Хотинского Серафима. По его имени и называют иногда это прекраснейшее здание Кишинёва Серафимовским.

Фотография межвоенного периода.
Фотография межвоенного периода.
Фотография межвоенного периода.
Фотография межвоенного периода.

  В Епархиальном Доме расположились различные отделы епархии: церковный музей, попечительство, библиотека, школа псаломщиков и другие. Кроме того, здание вместило в себя даже самый настоящий концертный зал. Он занимал часть второго и третьего этажа Епархиального Дома. Этот концертный зал считался по праву лучшим в Кишинёве.
Серафимовский Дом приносил кишинёвской епархии и прибыль — первый этаж дома был отдан под различные магазины. Предпринимательство и торговля в те времена развивались бурно, магазины закрывались и открывались, сменяя друг друга. Место было очень привлекательным — самый центр города, прекрасное новое здание. Колбасная лавка соседствовала с табачной, тут были и книжный магазин, и церковный. Открытыми для клиентов были двери отделения банка, фотоателье и магазина музыкальных инструментов. Но одним из самых известных коммерческих заведений в Епархиальном Доме была кондитерская «Замфиреску». В тёплое время года на улице у кондитерской выставлялись столики.

Концертный зал Епархиального Дома.
Концертный зал Епархиального Дома.

1940 году советские власти передали Серафимовский Дом для нужд Красной Армии.
В 1941 году в первые недели войны здание сильно пострадало, но продолжало стоять.

Серафимовский дом, 1944 год.
Серафимовский дом, 1943 год.

Новое здание Семинарии.

Старое здание уже не могло вмещать большое количество семинаристов, не хватало залов для занятий. Поэтому было принято решение построить новый семинарский корпус. Строительство было начато в апреле 1900 года, здание принято комиссией в январе 1902 года, а в 1903 году в нём уже начались занятия.
Самое большое здание митрополии выстроили на углу нынешних улиц Бэнулеску-Бодони и 31 августа. Оно само состоит из двух корпусов. В первом трёхэтажном, вдоль улицы Бэнулеску-Бодони, расположились:
на первом этаже — кухня, комнаты для преподавателей;
на втором этаже — учебные помещения;
на третьем этаже — спальни для семинаристов (то есть, в этом здании они и жили, и учились).
В двухэтажном здании со стороны нынешней улицы 31 августа расположились:
в подвале — жилые помещения для рабочего персонала и склады;
на первом этаже — библиотека;
на втором этаже — канцелярия, музыкальный класс, художественный класс, класс физики и в межвоенный период — румынская библиотека.

Новый семинарский корпус, снимок начала XX века.
Новый семинарский корпус, снимок начала XX века.
Новый семинарский корпус, снимок 1930-х гг.
Новый семинарский корпус, снимок 1930-х гг.

Здание во Второй Мировой Войне также пострадало, но было восстановлено и сохранилось до нашего времени и, более того, в какой-то степени выполняет часть своих изначальных функций — в трёхэтажном корпусе, как и прежде, учатся студенты (Технического Университета), а двухэтажный корпус принадлежит Национальной Библиотеке.

Кишинев Новый семинарский корпус, фотография 2009 года.
Кишинев
Новый семинарский корпус, фотография 2009 года.
Кишинев Новый семинарский корпус, фотография 2009 года.
Кишинев
Новый семинарский корпус, фотография 2009 года.

Сады Митрополии.

Самая старая часть комплекса, которая не была ничем застроена. Представляла собой небольшой парк и сад. Ничего из всего этого не сохранилось, кроме водоёма, который в советское время был перестроен в бассейн, функционирующий и в наше время.

Сады Митрополии с самолёта. Фотография 1947 года.
Сады Митрополии с самолёта. Фотография 1947 года.

Конец истории Митрополии.
То, что мы сейчас не можем видеть эти все объекты, объясняется двумя причинами, взаимосвязанными между собой — Вторая Мировая Война и внутренняя политика советского государства.
Если бы Вторая Мировая Война не прошла через наш город с такими разрушительными последствиями, то, вполне вероятно, что советские власти не стали бы уничтожать все здания Митрополии — они были крепки, красивы и достаточно большие, чтобы приспособить их для новых целей, как они это сделали в 1940 году (в архиерейском доме устроили Дом Пионеров, из Серафимовского Дома — Дом Красной Армии). Но страшное случилось, и Митрополия, как и большая часть Кишинёва, оказалась в руинах. Многие повреждения были не критическими, великолепные фасады старых зданий ещё стояли и могли быть восстановлены. Ведь намного более разрушенную Городскую Думу всё же отреставрировали и ей мы можем любоваться и сегодня. Но для нового, советского, правительства это было поводом покончить с символами предыдущих властей и превратить это место в символ новой, своей, советской эпохи. Религиозное предназначение комплекса только усугубляло положение Митрополии.
Поэтому уже в конце 1940-х годов Митрополия стала исчезать.
Сначала разобрали здания, прилегающие к улице Ленина (Епархиальный Дом, Консисторию, Семинарию и семинарскую церковь). Процесс можно увидеть на снимке ниже — Консистории и Серафимовского дома уже практически нет.

Кишинев
1947 год. Снос зданий Митрополии.

Весь этот процесс именовался «восстановительными работами на площади Победы»:

Снос Епархиального Дома.
Снос Епархиального Дома.
Обустройство площади Победы. Начало 1950-х гг.
Обустройство площади Победы. Начало 1950-х гг.

На освобождённой от зданий территории обустроили большую площадь, такую удобную для многочисленных парадов в честь различных советских достижений и праздников.
На самое видное место, на котором до этого стояли памятники российскому императору Александру I, румынскому королю Фердинанду I, молдавскому господарю Штефану Великому, в 1949 году установили монумент герою нового времени — Ленину.
Поначалу Ленин так и стоял в окружении остатков зданий бывшей Митрополии.

Ленин и позади него - остатки архиерейского дома.
Ленин и позади него — остатки архиерейского дома.
Ленин и остатки Духовной Консистории.
Ленин и остатки Духовной Консистории.
Площадь Победы, Ленин и остатки Митрополии.
Площадь Победы, Ленин и остатки Митрополии.
Кишинев
Первомайская демонстрация на фоне остатков Митрополии, 1950-е гг.

Всё это продлилось до начала 1960-х гг, когда и остатки Митрополии (кроме нового семинарского корпуса) снесли и начали строительство Дома Правительства.

Строительство Дома Правительства, начало 1960-х гг.
Строительство Дома Правительства, начало 1960-х гг.

Таким образом, Кишинёв лишился целого квартала, имеющего для него огромную историческую и местами архитектурную ценность, но обзавёлся безликой площадью и таким же безликим огромным зданием-коробкой Правительства. От места, которое, без преувеличения, предопределило будущую историю нашего города и сформировало его таким, каким оно является сейчас (столица области, губернии, независимого государства), практически ничего не осталось. Даже не все кишинёвцы знают о его значении и истории.

    Юрий Швец.

По материалам форума «Мой город Кишинёв» (OldChisinau.com). Также использованы материалы из «Духовно-учебные заведения Кишинёвской епархии. Краткий очерк к столетию ея», Пархомович И. М., 1913 г.; «Описание Бессарабской Губернии», П. Свиньин, 1816 г.; Anuarul seminarului teologic superior „Mitropolitul Gavriil Bănulescu–Bodoni” din Chişinău, 1926; архив BNR, Landesarchiv Baden-Württemberg, Deutsche Fototek, журнал «Огонёк», личная коллекция и коллекции участников форума «Мой город Кишинёв».