Кишинёвское гетто

   О том, что в период Второй Мировой Войны в Кишинёве существовало еврейское гетто, слышали многие. Ужасы того времени подробно описаны также в очень многих источниках. Попробуем дополнить эти знания некоторыми новыми материалами, взглянуть на происходящее глазами современников событий.
В этом нам помогут газеты и фотографии того времени.

Датой основания кишинёвского гетто считается 25 июля 1941 года. Это было одним из первых распоряжений, отданных военным комендантом Кишинёва полковником Д. Тудосие. В газете «Basarabia» за 6 августа 1941 года вышла следующая статья (пропагандистский стиль и специфическая терминология сохранены, см. оригинал ниже):

Устройство гетто для кишинёвских жидов

Наша румынская Бессарабия, сохраняя ещё ужасные следы войны национального освобождения, возвращается в русло упорядоченной жизни, такой какой она была до 28 июня 1940 года.
Жиды, уничтожив всё на своём пути, поджигая церкви и учреждения, убежали вместе с красной армией к Москве, к Уралу к Сибири и дальше. Будучи настроены против цивилизации и небес, против христианства, эти осквернители икон наконец сняли свои маски, показав свои настоящие чувства и «любовь» к мирному и терпеливому румынскому народу.
Они хотели поставить нас на колени, сделать нас своими слугами. Но настал их час. За совершённые деяния пришло и время расплаты!
Господин генерал Войкулеску, губернатор Бессарабии, день и ночь следит за нормальным течением начавшейся новой жизни. Гражданские и военные власти для оставшихся жидов отвели специальный район Кишинёва. Никто из них не имеет права покидать это гетто, кроме как с позволения соответствующего командования и кроме как для покупки продуктов. До окончательного решения жидовского вопроса в освобождённой Бессарабии эта мера представляется наиболее подходящей и для всех тех румынских территорий, которые пострадали от действий пейсатых, не имеющих родины. Потому что кишинёвские жиды остались тут, преследуя криминальные цели, чтобы, как и прежде, подрывать основы нашего национального государства.

Кишинев
Газета «Basarabia» за 6 августа 1941 года

Границы еврейского гетто в Кишинёве нам известны. Для него был выбран район т.н. «нижнего» города, изначально заселённый преимущественно евреями.
На карте современного города гетто выглядит так:

Кишинев
Границы еврейского гетто Кишинёва в 1941 году

 Гетто было огорожено высоким дощатым забором. Было обустроено два охраняемых пропускных пункта.

Кишинев
Дощатый забор — граница кишинёвского гетто
Кишинев
Один из двух пунктов пропуска в кишинёвское гетто

На территории гетто оставались жить в своих домах около 100 христианских семей. Также там продолжали работать некоторые промышленные объекты. Вход и выход из гетто возможен был только для неевреев и по специальным пропускам. Евреи могли покидать гетто только специально организованными группами под военным конвоем для различных принудительных работ.

Кишинев
Вход и выход из гетто был возможен только для неевреев и по пропускам
Кишинев
Вход и выход из гетто был возможен только для неевреев и по пропускам

В гетто содержалось около 11 000 оставшихся в Кишинёве евреев. Надо понимать, что большая часть из них были крайне бедны и отчасти поэтому решили остаться в городе, а не эвакуироваться вместе с остальными. Изнутри гетто управлялось советом из 20 человек, через которых и осуществлялось взаимодействие с военным командованием города. Но в основном люди были брошены на произвол судьбы. Для того, чтобы не умереть с голоду им приходилось продавать последнее имущество, которое им удалось спасти от разграбления в первые дни захвата города. В гетто была разрешена торговля, туда допускались и крестьяне для того, чтобы они могли продавать евреям продукты питания.

На сохранившихся фотографиях запечатлены печальные виды рынка кишинёвского гетто:

Кишинев
На рынке еврейского гетто Кишинёва, 1941 год
Кишинев
Румынские солдаты на рынке еврейского гетто Кишинёва
Кишинев
На рынке еврейского гетто Кишинёва, 1941 год
Кишинев
На рынке еврейского гетто Кишинёва, 1941 год
Кишинев
На рынке еврейского гетто Кишинёва, 1941 год

Сложившаяся ситуация создавала благодатную почву для многих злоупотреблений. В газете «Basarabia» от 3 ноября 1941 года сообщается о поимке некоего Диомида Дамбруза, бывшего чиновника налогового управления Кишинёва. Диомид нелегально проникал на территорию гетто и скупал у евреев золото. При обыске нарушителя была найдена сумма в 92 000 леев, 250 г золота и различные украшения.

Кишинев
Газета «Basarabia» от 3 ноября 1941 года

 Некоторым состоятельным евреям удавалось покинуть гетто, подкупая охрану. В той же местной газете «Basarabia» от 9 декабря 1941 года можно найти заметку, в которой говорится об аресте трёх бывших полицейских (Ион Рохан, А. Стэнеску и Григоре Нямцу). Сообщается, что эти лица за внушительные суммы денег устраивали побеги евреев из гетто Кишинёва и Черновцов.

Кишинев
Газета «Basarabia» от 9 декабря 1941 года

Далеко не всем беглецам удавалось скрыться от властей. В газете «Basarabia» от 24 апреля 1942 года приводятся некоторые примеры поимок евреев, бежавших из кишинёвского гетто и скрывавшихся в Бухаресте:

Кишинев
Газета «Basarabia» от 24 апреля 1942 года

 Охрана гетто осуществлялась румынскими войсками. Из числа содержащихся в гетто евреев по требованию представителей немецких войск или румынского командования формировались бригады для отправки на принудительные работы.
На фотографии, сделанной немецким офицером в Кишинёве, можно увидеть одну из таких бригад:

Кишинев
Кишинёв, 1941 год. Отправка евреев на принудительные работы.

 Несмотря на то, что основное число евреев Бессарабии было уничтожено за Днестром, в Транснистрии, отдельные случаи массовых убийств происходили и здесь. Кишинёв эти трагические события также затронули.

Известны несколько случаев, описанные в труде «Cartea Neagră. Suferințele evreilor din România 1940-1944», изданного в Бухаресте в 1947 году.

1 августа 1941 года к председателю общины кишиневского гетто явился немецкий лейтенант, который потребовал выделить ему для работ 250 мужчин и 200 женщин. Евреи были собраны и в назначенный час в сопровождении трех солдат явился немецкий офицер, который и произвел отбор, выбирая в основном представителей интеллигенции и привлекательных женщин, для чего, как следует из содержания одного из показаний дела, был использован даже бинокль, после чего ушел с этой группой из 450 евреев. Вечером того же дня из ушедших возвратились 39 старых евреев, которые заявили, что остальные 411 евреев были расстреляны около Вистерничен и что они специально были посланы обратно, чтобы сообщить об этом случае.

7-8 августа 1941 года дорожный инспектор явился в гетто и потребовал для работ на строительстве в Гидигиче 500 мужчин. Требуемое количеству евреев было ему выделено, а также и дополнительно 25 женщин для приготовления им пищи. Примерно через неделю из них возвратилось 100 евреев, которые стали совсем непригодные для работы, а остальные 425 так и не появились.

Кишинев
Памятник жертвам фашизма, установленный у Вистерничен на месте массовых расстрелов

 Кишинёвские евреи были заперты в гетто несколько тяжёлых месяцев, после чего были депортированы в лагеря за Днестр, где большинство из них и погибло.
В газете «Basarabia» от 4 ноября 1941 года мы находим следующую заметку (стиль и специфическая терминология сохранены, см. оригинал ниже):

 Наконец-то Кишинёв избавился от иудейской проказы

По имеющейся у нас информации на днях из Кишинёва вышел последний транспорт с евреями.
Вследствие чего примэрия приступила к инвентаризации имущества этих евреев и тех лиц, что оставили город и ушли в Советскую Россию вместе с отступающими большевиками.
В настоящий момент происходит сортировка оставленного евреями имущества. Всё имущество будет складировано и далее распродано населению.
Таким образом, благодаря категоричным действиям Маршала, столица Бессарабии навсегда избавилась от иудейской проказы, которая так долго изводила молдаван междуречья Прута и Днестра.

Кишинев
Газета «Basarabia» от 4 ноября 1941 года

Сортировка и складирование еврейского имущества заняло некоторое время. В январе 1942 года в газете «Basarabia» выходит подробное описание процедуры скупки данного имущества: кому и как оно будет продаваться, кому будут предоставляться скидки и другое.

Кишинев
Газета «Basarabia», январь 1942 года

 Вторая Мировая Война кардинально изменили внешний облик Кишинёва и этнический состав его жителей. Если довоенный Кишинёв можно было с уверенностью назвать еврейским (40% населения — евреи), то уже в первые годы войны в нём не осталось практически ни одного еврея.
После войны часть еврейского населения вернулось в город из эвакуации, но Кишинёв уже никогда не стал таким, каким он был когда-то.

Единственным напоминанием еврейского гетто в Кишинёве является монумент, установленный в память его жертв в 1990-х гг. Памятник стоит на улице Иерусалимской на территории бывшего гетто.

Кишинев
В память жертв еврейского гетто

 

 Юрий Швец.

По материалам форума «Мой город Кишинёв», фотографии — Bundesarchiv, yadvashem.org, из коллекции автора.