Кишинев.
Кишинев, главный город Бессарабской губернии, находится под 47°2’ сев. шир. и 1°30’ западн. долготы от Пулковской обсерватории, в 1,800 верстах от Петербурга, 1,600—от Москвы и 176—от Одессы (по железной дороге). Он расположен на правом берегу незначительного притока Днестра — речки Быка, совершенно пересыхающей летом. Берег этой речки низменный и болотистый, по мере отдаления делается возвышенным, песчаным и теряется в зелени садов и виноградников. Кишинев — город новый, возникший в начале XIX столетия, с водворением в Бессарабии русского владычества, на месте незначительного местечка «Кишеноу» или Кишла-ноу (новый загон (зимовка) для скота), о котором в первый раз упоминается в грамоте 1420 года молдавского господаря Александра Доброго бояру Вене на владение землею, принадлежавшею ранее Кишно-Варзаревскому монастырю, разрушенному татарами.
На месте, занимаемом нынешним новым городом, еще в начале прошлого века находился обширный лес, один из тех, которые еще в шестидесятых годах XIX века, под названием кодров и боров, встречались в монастырских имениях. На самом же берегу Быка, тогда еще реки, во время существования на крутом его возвышении монастыря, был пустырь и пастбища для монастырского скота, для которого и был построен зимовник (кишла) и хутор. В XVII столетии Кантемир упоминает о существовании здесь селения Кишиноу, в котором была православная церковь, выстроенная бояром Мазаракием на месте Кишно-Варзаревского монастыря. Во второй половине XVIII в. на месте селения уже находилось небольшое, состоявшее из нескольких сотен молдавских лачуг, местечко Кишеноу, обозначенное под этим именем на географической карте 1760 года. В 1788 году, пред вступлением русской армии в Бессарабию, Кишинев был совершенно опустошен и сожжен турками. Фон Раан, бывший в действующей русской армии в Бессарабии, писал 12 декабря 1788 года, что «Кишинев, прежде опустошения, был посредственный город; после же сожжения его турнами, здесь видны печи и трубы, остатки лучших. домов, коих числом было около 300; купеческие лавки, которые составляли каменный квадрат на 300 сажен в окружности, лежат под пеплом, так же как и шесть или семь церквей». Вновь отстроенный Кишинев был некоторое время окружным городом «цынутов» Оргеева и Лопушны и принадлежал монастырю св. Гроба Господня, которым, вскоре по избрании его центром гражданского и церковного управления новой русской области, был подарен казне, а в 1818 году, по ходатайству экзарха митрополита Гавриила, утвержден областным городом, хотя честь эта, по справедливости, должна была принадлежать Бендерам.
Водворение в Кишиневе областных присутственных мест заставило переселиться сюда, кроме русских чиновников, многих местных бояр, принимавших участие в управлении краем. Бояре скупали места и строили дома частию новой архитектуры, но больше в азиатском вкусе: небольшие, посреди обширных дворов, обнесенных высоким каменным забором из местного оолитового известняка. Около этих домов в беспорядке лепились грязные маленькие домики прежних жителей и вновь пристраивались валькованные чамурные лачуги торгового класса: греков, болгар, преимущественно же евреев, прибывавших сюда толпами из западных губерний.
Болотистая местность берега Быка делала климат первоначального города или, как его теперь называют, старого или нижнего города (278 футов над уровнем моря) весьма нездоровым; притом же, город был расположен в котловине, окруженный песчаными тогда еще лесистыми возвышенностями, покрытыми буграми, с которых, во время дождей или весною, при таянии снега, вода стекала в город, затапливая улицы и делая их непроходимыми и почти непроездными. Жители усиливались возвысить более глубокие места, набрасывая мусор и навоз, но тем только умножали грязь; улицы становились хуже, непроходимее и неопрятнее и способствовали зарождению вредных испарений. Вода для питья добывалась почти из единственного родника, так называемого фонтана, представляющего собою обширный колодец с выбивающеюся из-под известняков водою, настолько обильною, что и в настоящее время городской водопровод, снабжающий водою почти весь город, добывает ее оттуда же.
2 августа 1834 года был утвержден план нового города и на другой же год, благодаря энергичным мерам губернатора Федорова, Кишинев стал изумительно быстро разрастаться и украшаться новыми зданиями. Холмистая, песчаная, бугроватая местность, господствующая над старым городом (732 ф. над уровнем моря), умными и дельными распоряжениями Федорова, как бы по волшебству, стала превращаться в ровную покатость и в течение нескольких лет возник совершенно и новый, верхний, европейский город, который, стройностью расположения, прямизною и шириною улиц, щеголеватостью зданий и чистотою, представляет совершенную противоположность тесного азиатского старого города, в котором, впрочем, в последнее время,—особенно по введении в Кишиневе городового положения, — бедность, грязь и разрушение также начали постепенно сменяться отрадными явлениями новых построек и опрятности. Почти весь верхний город и некоторые части нижнего замощены гранитом, и в настоящее время уже не приходится говорить о той невылазной грязи, которая некогда царила повсюду.
Из наиболее старых городских зданий самое замечательное, как по своему изяществу, так и по местоположению в центре города,—православный кафедральный собор, построенный в 1836 году во вкусе итальянской архитектуры, во имя Рождества Христова, с тремя престолами, украшенными образами новой живописи в серебряных ризах. В соборе похоронены: высокопреосвященные архиепископы кишиневские и хотинские Димитрий (Сулима) и Антоний и митрополит иеринопольский Митрофан,
Как самый собор, так и «бульвар», посреди которого он находится, составляют, вместе с городским садом, одно из лучших украшений города. При соборе, саженях в сорока от него, находится особая колокольня и далее, против митрополии, на Александровской улице, отдельно устроенные святые ворота, с сквозными проездами, сооруженные в 1840 году, по распоряжению губернатора Федорова, исключительно городским иждивением. В верхнем этаже ворот с трех сторон устроены арки, а с четвертой лицевой стороны установлены городские часы. Под верхним сводом, устроенным между четырьмя боковыми арками верхнего этажа ворот, повешен колокол в 400 пудов, отлитый из дарованных городу турецких пушек, и два меньшие для боя часов.
Самая древняя церковь—Мазаракиевская (Рождества Пресв. Богородицы), построенная, вероятно, в половине XVIII века; затем идет церковь Архангело-Михаиловская (старый собор), воздвигнутая в 1803 г. тщанием- молдавского Галацкого Монастыря, подчиненного в то время иерусалимскому патриархату. Ильинская церковь существует с 1806 года; Благовещенская—с 1810 года; Георгиевская—с 1819; Арханиело-Михаиловская в предместьи Боюкнах — с 1825 года; кладбищенская во имя Всех Святых—с 1830 и Харалампиевская—с 1836 года. Остальные церкви—более поздней постройки.
Г. Кишинев владеет 4,5 тысячами десятин земли, из которых свыше 770 десятин находится под селитебной его частью и до 2,500 десятин — под фруктово-виноградными садами в потомственном в-чном пользовании частных лиц. К этому общему количеству земли нужно присоединить еще 2,088 десятин межующейся с городом вотчины Рышкановки (Вистерничены), приобретенной городом два года тому назад на средства разрешенного правительством к выпуску полуторамиллионного облигационного городского займа.
Уездный город Аккерман или, правильнее, Аккермен, что значить, по-турецки, белый камень, расположен на каменистом возвышенном, живописном берегу Днестровского лимана под 4б°12’ сев. шир. и 0°30’ вост. долг. от Пулкова, в 168 верстах от Кишинева и в 40 верстах от Одессы по прямому тракту на Овидиополь. Последний лежит на левом, херсонском, берегу Днестровского лимана напротив Аккермана, с которым его соединяет ежедневное (за исключением суббот) пароходное, а также лодочное и баржевое сообщение.
На самом берегу расположен собственно город, с упраздненною крепостью и замком; далее за городом разбросаны посады, могущие, по всей справедливости, считаться его предместьями, но имеющие (Папушой и Турлаки) самостоятельные посадские общественные управления: длинною прямою улицею тянется посад Папушой (по-молдавски — кукуруза); затем, посад Турлаки (турла — турецкое название Днестра), с предместьями Чаиры (по-татарски — огороды) и Быковы. Эти посады соединены с г. Аккерманом в административно-полицейском и судебном отношениях. Далее же, за окружающими город виноградными садами, расположен в 5 верстах от него входящий в состав уезда, но также имеющий самостоятельное общественное управление, посад Шабо, с урочищем его Кимбет или Малая Катаржи.
Аккерман — самый древний город в Бессарабии, Еще за 4 или 5 веков до Рожд. Христова греческие выходцы из Милета, которыми была основана Ольвия и другия колонии на черноморском побережьи, кажется, первые завели на месте нынешнего Аккермана поселение, названное ими Никонион. Впрочем, по свидетельству Аммиана Марцеллина, еще за 6 веков до Р. X. здесь существовала финикийская колония. Офиуза («офис», по-гречески — змея), населенная, как говорит Геродот, неврами, которые только за одно поколение до похода Дария в страну скифов (около 513—508 г. до Р. X.) покинулисвои жилища по чрезмерному размножению змей. Во времена Геродота (в средине V века до Р. X.) на месте Офиузы был уже Тирас, населенный тиритами, которые в начале III века до Р. X. были порабощены гетами.
По смерти Александра Македонского, нынешнюю Бессарабию захватил Лизимах Фракийский, который, по преданию, в одном проигранном сражении был взят в плен в 292 году до Р. X. царем гетов. Последний, поставив перед Лизимахом стол с национальными блюдами, спросил его: «стоило ли порабощать такой бедный народ?»—и затем отпустил Лизимаха без выкупа. Тронутый этим, Лизимах не только уступил гетам все завоеванное у них, но еще заключил союз и отдал свою дочь в замужество за их царя.
За два века до Р. X. на месте древнего Тираса снова появляются греки и ведут меновую торговлю с обитателями Бессарабии до 120 года по Р. X., когда римляне, подвигаясь внутрь страны гетов, овладели ею, а, следовательно, и торговлею, а Тирас переименовали в Альба — Юлия, сделавшийся главным городом Дакии Траяна, в котором содержался римский гарнизон, и складочным местом обширной торговли, о чемт свидетельствуют находимые здесь римские монеты и разные памятники.
В 274 году по Р. X. император Аврелиан уступил Дакию готам, переведя римские войска и часть населения на правый берег Дуная, в Мизию; всякий же след римских колоний в Бессарабии исчез со времени вторжения Аттилы (в 376 году). Подвергшись, вслуг за гуннами, нападению разных варварских народов, Бессарабия или, точнее, угол ее между течениями рр. Дуная и Днестра и побережьем Черного моря, в VI веке очутилась во власти славянского племени антов, вместе с нынешним Аккерманом, известным в то время (в 545 году) под именем «Туриса», Затем, половцы и команы как кажется, называли Аккерман «Аклибой», а тиверцы и угличи—«Белым городом». Под этим имененем Аккерман был долго известен на Руси, и нынешняя южная часть Бессарабии называлась Белгородскою, даже поселенная турками в последнее время в Буджаке ногайская орда именовалась «белгородскою».
Когда, во время первого Крестового похода, 14 июля 1099 года, был взят Иерусалим, а во время четвертого—12 апреля 1204 года—Константинополь подпал под власть латинян, венецианцы, покровительствуемые папою и крестоносцами, захватили всецело в свои руки торговлю Черного моря и, Днестра; им принадлежал и Аккерман, который они называли «Мон-Кастро» или Мавро-Кастрон. Затем, после подчинения Константинополя Михаилу Палеологу, овладевать торговлею на Черном море стали генуэзцы, покровительствуемые как этим, так и последующими императорами. Генуэзцы населяли и укрепляли все места,, важные для торговли, основывая колонии сначала в устьях Дуная; оттуда они перешли и в устья Днестра, в окрестностях которого находились богатые соляные озера и плодоносные места, изобиловавшие виноградною лозою. Наконец, самая река, обильная рыбою, побудила генуэзцев основаться в Мон-Кастро, который носил тогда еще название Аспро-Кастрон. В 1436 году генуэзцы, по свидетельству венецианца Иосифа Барбаро, выговорили у татар дозволение на устройство в Мон — Кастро колонии и право свободного плавания по Днестру. Сооруженный ими замок они окружили земляным валом со рвом, отчасти для обеспечения от разливов Днестра, отчасти — от нападений. Главным предметом торговли генуэзцев была польская пшеница, которая спускалась по Днестру до Аккермана и отсюда отвозилась в Архипелаг.; Днестровский лиман был в то время заливом моря, ничем от него не отделявшимся; в него впадали Асиак, Офиуза и другия скифские речки, о существовании которых сохранились только одни предания. Обмеление вод лишь впоследствии произвело пересыпь, отделившую лиман от моря и образовавшую из морского залива полупресное (branisch) озеро.
С падением генуэзских колоний в Крыму, Мон-Кастро еще считался одним из важнейших их портов Чернаго моря. Когда Гай-дер-Гирей отдался со всей Тавридой под власть султана Магомета II, который переселил 40 тысяч генуэзцев из Крыма в Константинополь, один из транспортов, отправленных в Кафу, бросился, по уговорам генуэзца Симона Форнарио, на конвой, и, захватив корабли, генуэзцы, обременные большою добычею и 500 дегьми, укрылись в Мон-Кастро. Однако, несмотря на то, что Стефан Великий принял генуэзцев и их колонии в Бессарабии и Молдавии под свое покровительство, — по взятии турками Константинополя и занятии Крыма, Мон-Кастро не мог долго существовать. Отряд турок, высланный для преследования генуэзцев, отступавших из Крыма в Молдавию, по дороге разрушил в 1450 году Мон-Кастро и, затем, вторгнулся далее, уничтожая все генуэзские колонии на Дунае и внутри края. Вначале турки несколько раз теряли и снова брали Мон-Кастро, переименованный ими в Ак-Кермен, но генуэзцы удерживались здесь до 1474 года. Венгры называли Аккерман Фергевар; византийцы, кроме названия Аспро-Кастрон, употребляли также название Левкополихнион (левкос—белый); молдаване— Четате алба (т.-е. опять-таки белый город).
Около 1471 года Стефан Великий владел всей Бессарабией и к этому времени относятся надписи с его именем на внутренних стенах Мон-Кастро. Но, помогая генуэзцам удерживаться в Мон-Кастро, Стефан, после битвы при Вале-Альба, потерял все земли за Прутом, и хотя, затем, воодушевленный матерью, снова отнял их от турок, но не надолго. Генуэзцы из Мон-Кастро бежали в замок Сороки, где старые латинские надписи на башне долго об этом свидетельствовали. В 1484 году Баязет завоевал Килию и Аккерман и прошел через всю Бессарабию с огнем и мечом. В 1497 году аккерманский замок был уже вполне во власти турок, а когда, в 1503 году, господарь Богдан III признал себя вассалом Турции, турки сильно расширили и укрепили замок. В 1516 году осаждали Аккерман, но безуспешно, гетман Евстафий Дашкович и воевода Прецлав Лацкоронский. В 1569 г. султан Солиман II уступил окрестности Аккермана 30 тысячам ногайских семейств, выведенных турками с берегов Волги. В конце XVI века молдавский воевода Богдан, вскоре после рущукского дела, напал на Бендеры, но, отбитый беем Мир-Ахмедом, осадил Аккерман. Жители обратились за помощью к хану Кази-Гирею и воевода был разбит татарами под начальством Адиль-Гирея.
В мирном трактате между Польшею и Турциею 1607 г. упоминается, чтобы никто, кроме купцов, не переходил из Аккермана на польскую сторону, за чем должны были наблюдать турецкие власти. В 1626 г. из Польши был отправлен в Турцию посол с уведомлением об усмирении казаков и с просьбою об изгнании из Килии и Аккермана Кантемира, занявшего эти города с ногайцами для противодействия казачьим набегам. В 1628 и 1629 гг. польские посольства также домогались у Турции воспрещения беям Сиилистрии, Бендер, Аккермана, Никополя и буджакским татарам нападать на польские пределы. Жалобы поляков на татар за нападения на Украину и Подолию повторялись в 1630, 1631, 1643 и 1644 гг. В 1700 году турками было перевезено из Каменца-Подольского в Аккерман и Бендеры 142 легких орудия, 122—чугунных и 23 мортиры. Хотя в это время давнишняя торговля Аккермана значительно уменьшилась как вследствие обмеления Днестра, так и от соседства грабителей-татар, но все-таки город вел торговлю сушеными плодами, шерстью, венгерским и молдавским винами и воловьими кожами.
Во время русско-турецких войн Аккерманская крепость три раза была занимаема русскими войсками. В первый раз — 25 сентября 1770 г. бригадиром Игельстремом, по приказанию генерал-фельдмаршала, графа Румянцева, пооге 10-дневных осадных работ. По Кучук-Кайнарджийскому миру Аккерман был возвращен Турции. Второй раз — 30 сентября 1789 года атаманом Платовым, посланным Потемкиным. Турки, в числе 3,000, во главе с Тайфур-пашой (салоникским вали), сдались, без всякаго сопротивления, «на полную волю» Потемкина, завидев приближающияся на помощь Платову войска и суда с черноморскими казаками и флотилией. И третий раз — в 1806 году, крепость была занята, без малейшего кровопролития, генералом Ловейко, из отряда герцога Ришелье. С того времени упраздненная овидиопольская крепость перешла в Аккерман, сохранивший значение крепости до 1832 года; в нем устроены были также карантин, таможня и брандвахта.
Теперь крепость упразднена совершенно и находится в введении одесского Общества истории и древностей. Ее, к сожалинию, все более разрушающиеся, чернеющие башни, бойницы, высокие стены и глубокие рвы много говорят о былом и служат живою летописью величия их во времена минувшие; они представляют собою великолепное древнее укрепление, отличающееся прочною отделкою и материалом. Ров выложен камнем; ширина его доходит до семи сажен; перед рвом к полю устроен гластис. Главное строение крепостных частей обнесено каменною стеною с бойницами, окружность которой простирается до 1,000 сажен; по длине ее устроено 26 башен, из которых 12 заключают в себе кладовые, прочие же, глухие, служили только для — связи куртин. Ворот — 3: одни — к полю, с мостом через ров, двое— в нижнем укреплении, без мостов, ведущия к лиману. Внутри крепости находится цитадель, построенная генуэзцами, с четырьмя башнями и с замком на природном фундаменте. В замке имеются два пороховых погреба и скрытые цейхгаузы. Из строений в крепости виднеются еще развалины турецкой каменной мечети; в цитадели уцелели две связи казарм и магазин.
Замок крепости вдается в лиман, воды которого омывают его с двух сторон. Вид крепости — молчаливый, опустелый, мрачный. Над главными воротами, ведущими в крепость, которую теперь защищают только старинные каменные ядра, выбит султанский шифр на белой мраморной доске; такие же доски находятся на двух башнях. Рвы по ме-там прорыты в скале; широкая дорога, покрытая травою, ведет по вершине валов, на флангах которых угольные или круглые башни еще сохранились. В одной из них был заключен несчастный Конецпольский, прикованный к столбу цепью, На первом дворе, посредине, стоит минарет, пробитый тремя ядрами. Лестницы уже нет, минарет полуразрушен, но на вершине его еще сохранились башенка и галлерея, с которой муэдзин призывал когда-то, под говор волн лимана, правоверных к молитве. На этом же дворе находались в 60-х годах прошлого века камни с греческими и армянскими надписями и один с гербом, частию хранящиеся теперь в одесском музее. В башнях устроены каменные лестницы, ведущие к крышам, на которых некогда ходили часовые. В стенах — темные галлереи к лиману. На втором дворе стена, с двумя круглыми башнями, отделяет цитадель от прежнего порохового погреба и других складов. Третий двор — небольшой; на одной из сторон его сохранился герб, на котором едва заметно изображение луны и шпоры. На пороховом погребе сохранилась турецкая надпись, свидетельствующая об исправлении его в 1756 году. Здесь осталось еще жилище пашей —небольшой домик о трех стрельчатых окнах на запад, с потайным ходом к укреплениям.
Из крепости открывается чудный вид на окрестности. У подножия ее плещутся синие воды Днестровского лимана, на севере и северо-востоке берега которого — болотистые плавни, поросшие камышом. Противоположный берег лимана (имеещего здесь более 10 верст ширины) темный, пустынный; на нем виднеется лишь группа домов херсонского городка — Овидиополя. На юг от крепости, у самого ее подножия, расположен город, за ним —виноградные и фруктовые сады, а дальше, по берегу лимана, посад Шабо и богатая швейцарская колония того же имени, цветущая, вся в зелени. На запад, по другую сторону крепости, тянутся посады — Папушой и Турлаки, с их мельницами, садами, плавнями. Позади — чернеет необозримая степь, с ее дикою, пустынною, безмолвною красотою.
Поселения на месте нынешних посадов составляли «окружность» Аккермана и входили в состав аккерманской «райи». На месте посада Турлаки литовский князь Витовт построил в 1421 году крепость «Маяки». Затем, при турецком господстве, она получила нынешнее название по имени Днестра. Название «Папушой» дано было уже в начале XIX века поселившимися здесь, после выселения ногайцев, молдаванами. Колония Шабо основана швейцарцами в 1824 году близ посада, носившего уже тогда свое имя (в древности здесь находился город Офниса). В Турлаках, в 1900 году, при раскопке большого кургана, найдено 15 фунтов греческих и римских монет.
Городу Аккерману принадлежит всего земли 4,422 десятины, из них: под усадьбами и огородами — 396 дес. и под виноградниками — 2,617 дес. Посаду Папушой—3,298 дес., в том числе под усадьбами и огородами—270 и под виноградниками—506; посаду Турлаки —3,514 дес, из них 597 под усадьбами и огородами и 1,389—под виноградниками. Посаду Шабо до 4,000 дес (под усадьбами около 200, под виноградниками свыше 1,200 дес).
Близ упраздненной крепости, на гласисе ее, по скату берега посажены деревья и устроен в Аккермане бульвар, внутри которого — развалины турецкой бани с готическими воротами, и развалины мечети. Баня, как можно заключить, состояла из двух строений, соединенных круглою залою, примыкавшею к коридору; кроме залы, находятся еще десять маленьких отделений, темных, продолговатых и узких, соединяющихся между собою дверцами, в которые едва можно пройти боком и то согнувшись. В одно из этих отделений шел подземный ход из замка, крайне, низкий и узкий. Над всеми дверьми в 60 годах XIX века были заметны рисунки грубой работы, черною и красною краскою, изображавшие цветы, фестоны и домики. Кое-где виднелась лепная работа; в стенах—отверстия для выпускания паров, а под ними круглые глиняные трубы для выпускания воды. В мечети близ бани, до постройки в Аккермане собора, долгое время совершалось православное богослужение.
В одном из тесных переулков города находится армянская церковь с кладбищем, небольшая, до половины врытая в землю; она сохраняется в том виде, как и во времена владычества турок. Общий вид ее и характер внутреннего устройства напоминают глубокую древность. Вход в церковь, паперть и церковный пол выстланы надгробными камнями. Сама церковь – темная и таинственная. Над главным входом устроена особая галлерея для женщин. В стенах также надгробные камни, со старинными надписями, и вделана каменная купель для крещения детей. Из редкостей здесь сохраняется серебряная кадильница с еврейскою надписью, означающею, что она пожертвована Иаковом Бен Иоахимом, образа — все древне-греческой живописи.
На утесистом живописном берегу лимана находится древняя греческая церковь, построенная в 1482 году Стефаном Великим. Возле нее — старинное кладбище, на котором видны могилы, покрытые белыми мраморными досками с истертыми греческими и армянскими надписями. Тут же находится небольшая часовня, построенная на месте, где был замучен татарами около 1330 года св. Иоанн Сочавский. В ней горят свечи, жертвуемые богомольцами в честь святого, а в полу вделан старинный камень, бывший на могиле св. Иоанна; на нем грубо вырезаны две пальмы и надпись, ошибочно относящая год его смерти к 1492, тогда как мощи его перенесены из Белгорода в Сочаву Александром Добрым в 1402 году. Часовня сооружена над источником, носящим название «святой криницы», вода которого признается богомольцами чудодейственною.
На незначительном расстоянии от бывших казарм, на самом берегу лимана, из-под скалы вытекает ключ чистой, прекрасной воды называемый «Прасковиевскою криницею». О ней существует предание, что татары, во время одного из набегов на Подолье, захватили красавицу Прасковью, девушку набожную и с твердым характером. Попав в гарем паши, влюбившегося в нее, Прасковья отвергла все искательства последнего, не обращая внимания ни на мольбы и подарки, ни на угрозы. Когда разъяренный паша однажды ночью вошел к своей пленнице, то для защиты ее явился ангел; турок остолбенел, а Прасковья прошла, незамеченная стражею, к лиману; когда же очнувшийся паша выслал за нею погоню и турки уже собирались ее схватить, она обратилась в источник. «Криница» обделана камнем и вода в ней около аршина глубины.
Болгарская церковь, на улице того же имени, изящной архитектуры и вся окружена деревьями.
Главная, соборная, церковь города — обыкновенной новой архитектуры, с позолоченным куполом, построена в 1832 году на песчаном возвышении. В новой части города, который под русским владычеством стал быстро расширяться и улучшаться, находится площадь, под названием общественного сада, с довольно скудною растительностью. С трех сторон сад окружают лучшие городские дома, в числе которых находится и тот дом, в котором в 1828 году был заключен мирный трактат между Россией и Турцией.
Уездный город Бендеры лежит при Днестре, в 80 верстах от впадения реки в лиман, под 4б°51’ сев. широты и 0°47’ зап. долг. от Пулкова, в 56 верстах от Кишинева.
Бендеры состоят из 6 частей: собственно города, устроившегося по присоединении Бессарабии к России на равнине около Днестра, в том месте, где во времена турок были караван-сараи (гостиницы); четырех предместий: Притягайловки, Липкан, Борисовки и Тиски, и недавно упраздненной крепости очень древнего происхождения.
Некоторые полагают, что г. Бендеры сушествовал еще во времена гетов и, по образовании Траяновой Дакии, под именем Тигичиула служил одним из центров управления покоренных римлянами земель. В X веке Бендеры назывались Тунгаты, и в нем жили придунайские русские славяне. В начале XV века литовско-русский князь Витовт, овладев Подолией и землями до Черного моря, построил на месте Тунгат крепость Тягин или Тигин затем Тигином завладели генуэзцы, соорудившие цитатель и, вообще, расширившие и сильно укрепившие местность. В эпоху появления турок в пределах нынешней Бессарабии, после занятия Магометом II главного пункта владычества генуэзцев на Черном море — Кафы (ныне Феодосия), турки овладели Аккерманом, а вслед за тем и Тягином, который был ими переименован в Бендере («я хочу»). В 1594 году казаки, под предводительством атамана Наливайки, отняли у турок Бендеры и сожгли его до основания. Затем, Бендеры снова были отстроены, усилены новыми крепостными постройками и, вместе с Хотином и Аккерманом, составляли оборонительную турецкую линию со стороны России, Польши и Запорожья. В 1709 году шведский король Карл XII бежал, после Полтавской битвы, с горстью оставшихся войск сперва в Очаков, а потом в Бендеры. В трех верстах от крепости, по дороге в Варницу, до сих пор указывают изрытую поляну, как место стоянки укрепленнаго лагеря Карла XII, с двумя курганами («шведским» и «турецким»). Здесь, в этом лагере, умер Мазепа и встретился с Карлом развенчанный польский король Станислав Лещинский, проживший в Бендерах около года, до отъезда в 1714 году во Францию.
Принятый в качестве союзника Турции, Карл XII оставался в Бендерах, интригуя в серале и мечтая о войне с Россией. В 1712 году султан Ахмед III предложил королю безопасное возвращение в его владения и вместо просимых Карлом от Порты 1000 мешков золота на отъезд прислал 1,200. После долгих бесплодных переговоров и увещаний со стороны Порты о выезде короля из Бендер, последовал, наконец, фирман отправить его силою. Узнав об этом, упрямый гордый Карл XII принял одно из самых странных и отчаянных решений. Со своим штабом, служителями и 300 шведов он решился выдержать атаку 20 тысяч турок и 6 тысяч татар; когда же увидели своих храбрых шведов окруженными и взятыми неприятелем, он с 60 оставшимися при нем людьми, заперся в доме, где отчаянно защищался против нападений. После того, как огонь охватил со всех сторон строение, Карл бросился из него, во главе оставшихся своих сподвижников, в массу турок, явив чудеса храбрости и вызывая восторг неприятеля. Но он упал, был взят в плен и отправлен в замок Демартон, откуда отплыл в Штральзунд, в Померании, принадлежавший в то время шведам.
Во время русско-турецких войн бендерская крепость раза три была покоряема русским оружием. В первый раз — 17 сентября 1770 года граф Панин взял ее штурмом после двухмесячной осады и после того, как прежде были взорваны подкопами три бастиона. В то время крепость имела 10 бастионов, из которых два — в так называемом нижнем укреплении, со стороны Днестра, где, для сильнейшей обороны, находилась каменная батарея на 6 орудий; остальные 8 бастионов были обведены глубоким рвом, с каменными одеждами эскарпа и контр-экскарпа. Вся оборонительная линия занимала протяжение в 1,600 саж. Для выхода из крепости было устроено 6 каменных ворот и 4 подъемных моста. Внутри крепости находилась каменная (генуэзская) цитадель, с 8 башнями, обнесенная с трех сторон рвом с каменными одеждами. В крепости был дворец паши, казармы для гарнизона, бани и много домов и лавок.
По Кучук-Кайнарджийскому миру, Бендеры, стоившие России, убитыми и ранеными, 2,511 человек, были возвращены Турции.
Во второй раз Бендеры были заняты русскими войсками без пролития крови. Потемкин, имея главную квартиру в Каушанах, уже обложил крепость и армия наша готовилась к открытию траншей, но турки 3 ноября 1789 года сдали ее на капитуляцию.
По Ясскому миру 1791 года, Бендеры снова были возвращены Турции.
Наконец, в третий раз крепость Бендеры сдалась в 1806 году без сопротивления отряду генерала Мейендорфа.
По мнению Надеждина, у Бендер стоял лагерем Дарий Гистасп. Народное предание говорит, что здесь же был построен Траяном каменный мост через Днестр.
Соборная Преображенская церковь в Бендерах построена прихожанами в 1825 году. В ней три престола: Преображенский, Успенский и Николаевский. Находящиеся в крпости церковь во имя св. Александра Невского окончена постройкою в 1833 году. На месте соборной церкви существовала некогда Успенская церковь, в которой молился в 1482 году Стефан Великий.
Всей земли городу Бендерам, вместе с предместьями, принадлежит 5,657 десятин, из которых под крепостью — 195 дес. и земель неудобных—143 десятины.
Уездный город Оргеев расположен на левом берегу реки Реута, на главном продольном почтовом тракте губернии, в 40 верстах от г. Кишинева, под 47°22’ сев. шир. и 1°29’ зап. долг. от Пулкова.
Основание города, теперь незначительного, грязного и тесного, с преобладающими евреиским населением, относится к I веку до Р. X. Тогда около нынешнего Оргеева находилась дакийская крепость Патри-дава, которую жители называют «Старым Орхеем». Следы этой крепости видны невдалеке от города, в каменных утесах, где под землею находятся обширные переходы, в которых найдены разные древние вещи и монеты.
Впоследствии, в конце XIII и начале XIV веков, Орхей, — известный запорожпам под именем «Иргеев», а на Руси—«Орыга» — был главным городом края и резиденциею сердарей Бассарабов. В 1412 году он перешел во власть Молдавии (при Александре Добром), затем судьба его мало известна: его, вероятно, постигла та же участь, как и другие города страны, погруженные надолго в летаргию фанатизмом османлисов. При вассальстве турецком молдавских господарей, при князьях откупщиках фанариотах прекрасные и богатые местности Бессарабии представляли сплошную пустыню. Леса, скалы и ущелья вблизи Орхея наполнялись людьми, искавшими убежища и безопасности от зверства турок, набегов татарских хищников и корыстолюбия и алчности правителей. Орхей, находясь внутри края, в богатой изобильной его части, во все времена бедствий Бессарабии поочередно занимался войсками враждовавших сторон.
В начале XIX века Орхей (на карте Вячеслава Гродецкого XVI века называемый уже «Орыговым») был небольшим, незначительным местечком; окружающие его леса, известковые копи, виноградные сады ближних селений, богатых также разными сельскими произведениями, привлекли в Орхей промышленников евреев, наводнивших Бессарабию вслед за присоединением ее к России. В 1836 году Орхей,
пропущена 1 страница
…Бельцах император Александр I. На дороге к местечку государя встретила радостная весть о рождении у его августейшего брата Николая Павловича первенца-сына. На другой день, в 7 часов утра, в небольшой церкви местечка, прибывшим сюда из Кишинева священником, были совершены литургия и молебствие, и благословенный народами дарователь свободы Европе здесь, в бедной церкви бедного местечка, впервые молился о своем соименном племяннике, будущем великом Царе-Освободителе. При отъезде государь повелел Бельцам именоваться впредь городом.
Занимая выгодное положение внутри губернии в равном расстоянии от Прута и Днестра, г. Бельцы до проведения Новоселицкой ветви юго-западных железных дорог составлял сосредоточие торговли северной части Бессарабии, был первым по числу и значительности ярмарок. Вид города и его окрестностей очень неживописен. Город не распланирован, кроме небольшой части (план его утвержден еще 9 февраля 1845 года), зелени очень мало. Расположение его в низменной и топкой местности способствует зарождению весною и осенью местных лихорадок. Невылазная грязь немощеных улиц вполне оправдывает молдавское название города. Узкие, кривые улицы, соединенные множеством переулков, при нечистоте евреев, становятся отвратительными и воздух убийственным. Станция железной дороги находится в 3 верстах от города; проезд к ней шоссирован на средства губернского дорожного капитала, так же как и часть служащей продолжением этого пути Петербургской улицы.
Белецкая соборная Николаевская церковь построена бояром Георгием Панаиотом в 1795 году по плану-римско-католической церкви, составленному архитектором Вейсманом из Галиции. С западной и восточной сторон она имеет фронтоны с прекрасными украшениями; два боковые придела внутри отделены от главной части церкви пилястрами. Причину постройки белецкой церкви по плану костела предание объясняет тем, что бояр Панаиот, намереваясь основать на месте местечка город, пригласил из Галиции до 300 торговцев — армян и включил в число условий обязательство выстроить для них римско-католическую церковь. Но когда затем молдавское правительство не дозволило армянам переселиться в Бельцы, то Панаиот обратил церковь в православную; в 1804 году она и была освящена по православному обряду. К редкостям белецкой церкви принадлежать: крест на иконостасе, утвержденный на двухглавом большом позолоченном змии, и самый иконостас, расписанный искуснейшим в то время художником Евстафием, на которого обратил внимание Потемкин, проживавший, по случаю войны, в Яссах, отправивший его на свой счет в венскую академию художеств.
Около Бельц, близ Реута, находится так. наз. Татарский курган, насыпанный, по преданию, над могилою сына одного татарского князя, утонувшего в Реуте.
Уездный город Сороки (от молдаванского слова «сарака» —бедняжка) лежит при р. Днестре, под 48°36′ сев. шир. и 2° западн. долг. от Пулкова, в 175 верстах от Кишинева по почтовому тракту.
Весьма вероятно, что, как полагают некоторые, на месте нынешнего г. Сорок еще за несколько веков до Р. X., существовала греческая колония Ольхиония и генуэзцы впоследствии лишь применили древнее название к основанному ими складочному месту и сооруженной крепости. Около половины и века до Р. X., при гетском царе Беберисте здесь существовал город Сергидава (или Сериус), носивший позже название Кракикавы. В X веке по Р. X. здесь жили придунайские русские славяне. О генуэзской крепости Ольхионии, как уже о древней, упоминается в 1475 году, когда турки взяли ее у Стефана Великого и разрушили. Кажется, в это время Ольхиония была переименована в Сараки, так как на карте XVI века Вячеслава Гродецкого она значится под именем Срока. Из всех бедствий и зол средневековой истории Молдавии, во время которых Бессарабия была кровавой ареной Польши, Венгрии, Турции, татар и Запорожья, ужас нашествия иноземцев отражался и на жителях Сорок. В первой половине XVII века Сороки не раз были разграбляемы и сжигаемы валахами и трансильванцами, по разбитии ими господаря Лупула, бежавшего в Чигирин к зятю (Богдану Хмельницкому). В 1654 году казаки, под предводительством Тимоша Хмельницкого, разбили врагов Лупула и взяли крепость Сороки. В 1692 году Сороками владели поляки, которые защищались в замке от осадившего их Мустафы-паши. В 1711 году Петр Великий у г. Сорок переправил свои главные силы на правый берег Днестра, и 17 июня остановился здесь лагерем, причем армия его занялась печением хлеба. Устроив около города ретраншемент, в котором поместились все больные, и назначив Сороки главным складочным местом запасов для армии, Петр двинулся к Пруту по дороге в Яссы. Для защиты Сорок он оставил 4 драгунских полка под начальством генерала Гешова. В 1738 году Сороки были взяты и разорены миргородским полковником Капнистом, находившимся в армии Ласси.
Сороки расположены на неровной, уступами возвышающейся от Днестра местности, причем на самой горе, по скатам, ущельям, на обрывах, лепятся молдавские домики, окруженные садами и виноградниками. Общий вид города с Днестра очень живописен; в самом низу, близ берега, возвышаются развалины генуэзской крепости, обновленной Стефаном Великим. К югу по течению реки расположено предместье города Застынка, приобретенное казною вместе с городом и землею свыше 2,5 тысяч десятин, от владельцев Черкез в 1847 году. Далее идут каменные ломки и лес. Скалы в окрестностях города во многих местах изрыты подземными скрытыми жилищами, показывающими, что, вероятно, еще со времени владычества гетов, нынешний город Сороки и окрестные места служили убежищем христиан от гонений и притеснений; в одном из подземных жилищ, в вотчине Городештах, заметны остатки древней христианской церкви.
Уездный город Хотин находится на северной оконечности Бессарабии под 48°23’ сев. шир. и 3°37’ западн. долг. от Пулкова, в расстоянии 5 верст от австрийской и 36 верст от румынской границы, в 2б9 верстах от Кишинева и 22 от Каменец-Подольска.
Город расположен на правом, возвышенном, обрывистом берегу Днестра, по покатостям двух гор, и состоит из четырех частей: собственно города; предместий: магалы кацапской, магалы русской или упраздненной крепости с форштадтом, солдатской слободкою, Румни или Румны и небольшого хутора «Каменный яр».
Как пограничная крепость Молдавии со стороны Польши, потом как оплот Турции против России и, наконец, как значительный когда-то по торговле город Хотин играет довольно важную роль в летописях Бессарабии.
Основание Хотина приписывают предводителю гетов Котизону жившему в начале I века христианской эры и ѵбитому в сражении с римлянами, которыми предводительствовал Кос Корнелий Лентул (последний, по Тациту, был послан, вмхге с Друзом, в Паннонию, для подавления восстания тамошних солдат, в 14 году по Р. X.). По имени Котизона город был назван сначала Хоцим, а впоследствии это название изменилось в Хотин. Первоначальное же укрепление города относится ко времени владычества здесь генуэзцев, о чем свидетельствует архитектура древней башни на обрывистом берегу Днестра, служившей цитаделью древней крепости. Это была одна из укрепленных торговых станций, устроенных генуэзцами на берегу Днестра от Аккермана до Сочавы, где они имели свои торговые конторы. С упадком могущества генуэзцев на Черном море и даже ранее, Хотин сделался значительным торговым городом Молдавии. Мирною конвенциею 1459 года между Стефаном Великим и польским королем Казимиром, последний обязался «не тревожить жителей Хотина, не препятствовать им заниматься рыбными промыслами и не задерживать суда, идущия по Днестру».
Стефан Великий в это же время улучшил и распространил первоначальное генуэзское укрепление, покровительствуя последним. Разбитый в 1476 г. Магометом II, Стефан скрылся в Хотине и зд;сь приготовлялся к новой борьбе с турками, начавшейся через 8 лет. После его смерти турки овладели Молдавией и Хотином, в котором, по преданию, защищалась от них молодая вдова умершего воеводы. Начальствовавший осадным отрядом паша влюбился в защитницу замка и предложил ей свою руку и сердце. Молодая героиня потребовала, чтобы турки прежде сняли осаду, выстроили вокруг замка земляной ров и вооружили его пушками; когда же это условие было исполнено, молдаване овладели укреплениями и турки вынуждены были начать новую осаду, а, по взятии крепости штурмом, вдова Стефана бросилась в Днестр из окна верхнего этажа замка, которое показывают и теперь.
Вскоре Хотин опять был возвращен Молдавии. Овладвший, во время неурядиц, престолом княжества деспот Иаков Василидес в 1562 году отдал Хотин в залог помогавшему ему Альберту Лясскому, но, узнав о тайных сношениях последнего с гетманом Вишневецким, в том же году силою овладел крепостью и в 1563 году имел здесь главную квартиру, готовясь к борьбе с Вишневецким. В 1600 году валахский господарь Михаил Храбрый разбил под Хотином молдавское войско, под начальством Стефана Могилы, брата молдавского господаря Иеремии, который бежал в Польшу. Михаил Храбрый, овладев Хотином, присоединил к Валахии всю Молдавию и Трансильванию. Но в следующем же году Молдавия опять составила особое княжество и Хотин снова перешел к ней.
Вообще, в XVII веке Хотин переходил из рук в руки. После молдаван, им овладели поляки, от которых крепость отняли украинские казаки, державшиеся здесь до 1617 года. В этом году казаки, истребившие, при гетмане Жолкевском, турецкий флот и разорившие Трапезонд, принуждены были Польшею отдать Турции Хотин и срыть два городка, построенные ими на Днестре и служившие казацкими притонами при нападении на турецкия владния. В 1621 году Хотин находился во власти поляков, которые, вместе с украинским гетманом Конашевичем, под защитою этой крепости противостояли, с 65 тысячами войска, султану Осману, имевшему 300 тысяч турок и 100 тысяч татар. Казаки и поляки били татар и турок при всех вылазках, так что Осман решился продолжить выгодный мир в то самое время, когда недостаток в военных и съестных припасах должен был принудить крепость к сдаче. В 1650 году Хотин опять был во власти молдаван, и здесь воевода Лупул заперся от гетмана Хмельницкого, который, за отказ Лупула выдать свою дочь за его сына Тимоша, призвал полковников Носача, Пушкаря и Дорошенку с 16 тысячами казаков и 20 тысячами татар, разорявших Молдавию до тех пор, пока воевода не согласился на предложенный брак. В 1653 году, после смерти Тимоша Хмельницкого, убитого ядром при защите от поляков молдавской крепости Сочавы, Богдан Хмельницкий окружил польский стан у Жванца (местечко в Подольской губернии, насупротив Хотина) и польский король Казимир избавил свое войско от истребления только путем подговора крымского хана к вероломному отступничеству от союза с гетманом, вследствие чего последний принужден был отступить в Украину. В 1673 году Хотин принадлежал Турции, но 1 ноября этого года был взят коронным польским гетманом Яном Собесским, на голову разбившим, с набранным им в короткое время 50-тысячным войском, далеко превышавшего по численности неприятеля. Желая воспользоваться победою, Собесский намеревался двинуться дальше, но внезапная смерть короля Михаила Вишневецкого принудила его возвратиться в Польшу, где он был избран в короли под именем Яна III.
В 1674 году поляки осаждали Каменец-Подольск, но, по прибытии на помощь крепости султана Магомета IV, отступили, а Магомет взял обратно Хотин и, передав его молдаванам, сам двинулся в Украину на помощь гетману Дорошенке против русских, осаждавших Чигирин. В 1689 году Хотин был обложен королем Яном Собесским, желавшим принудить к союзу с Польшею против Турции господаря Константина I Кантемира (Старого).
Окончательно Хотин перешел в руки турок в 1711 году после прутского похода Петра Великого и бегства господаря молдавского Димитрия III Кантемира в Россию. Овладев Хотином, турки усилили крепость, которая была перестроена французскими инженерами. Для продовольствия турецкого гарнизона к крепости было причислено несколько сот деревень (нынешний хотинский уезд), образовавших хотинскую райю.
Во время русско-турецких войн, Хотин несколько раз был взят русскими войсками. В первый раз им овладел в 1739 году Миних, подступивший к Хотину на другой день после знаменитой победы над турками при Ставучанах с 30-тысячным войском, резервом которого командовал Румянцев. Остававшиеся в крепости 765 турок с комендантом Кончак-пашою сдались военнопленными. По белградскому миру, Хотин возвращен Турции. В 1769 году, 19 апреля, в день Пасхи, князь Голицын разбил турок под Хотином, но, не имея осадной артиллерии и обеспеченного продовольствия, не решился предпринять осаду и перешел обратно через Днестр у нынешнего селения Непоротово. Но, в конце июня, Голицын вторично перешел Днестр против сел. Перебийковцев и направился к Хотину в обход буковинского леса. 2 июля он разбил у Данкоуц вышедших навстречу из Хотина турок и начал блокаду крепости. Тревожимый беспрерывными нападениями турок, Голицын, однако, вскоре снял блокаду и 2 августа перевел войска на левый берег Днестра, остановившись в 4 верстах выше Хотина. Новый турецкий сераскир Молдаванчи-паша два раза делал неудачные попытки выбить русских из занятой позиции (28 августа и 6 сентября); во второй раз турки были разбиты на голову, вслед за чем хотинский гарнизон бежал к Дунаю, а крепость 7 сентября без боя была занята двумя русскими полками, под начальством генерала Эльмита, и до занятия Бендер служила главным опорным пунктом армии Румянцева, действовавшей в Бессарабии. По Кучук-Кайнарджийскому миру, Хотин был возвращен Турции. В последующую войну Хотин был атакован союзными австрийскими войсками, под начальством принца Кобургского, который, однако, после нескольких неудачных попыток овладеть крепостью, отступил. В июне месяце 1787 года с ним соединилась русская дивизия графа Салтыкова, переправившаяся через Днестр около нынешнего сел. Бырнова. Началась осада крепости; турки делали частые вылазки, особенно против русских, занимавших правый фланг позиции, но, отбиваемые с большим уроном, 18 сентября капитулировали. Турецкий гарнизон вышел, а крепость была занята русскими и австрийцами, а по отступлении последних за Прут — только нашими войсками, удерживавшими ее до 1791 года, т.-е. до Ясского мира, по которому Хотин снова возвращен Турции.
В последний раз Хотин, уже навсегда, был взят в 1806 году генералом Эссеном и князем Долгоруким, занявшим предместье Рушны. Комендант Мехмед-паша, в виду готовившегося приступа, сдал крепость на капитуляцию, с условием отпустить гарнизон, с женами и детьми, в Турцию и снабдить его продовольствием. С 1812 года Хотину назначено было быть крепостью 2-го разряда в составленном из завоеванных крепостей Дунайском инженерном отряде; в 1844 году хотинская кртюсть была перечислена в западный инженерный округ, а в 1856 году—упразднена, как неудовлетворяющая назначению по расположенно в котловине, окруженной командующими высотами, и передана в гражданское ведомство, войдя в состав города.
Во время владычества турок Хотин был одним из лучших турецких городов: в нем были красивые турецкие здания, сады и мостовые. Теперь только живописные окрестности Хотина остались прежние. Военные события конца XVIII и начала XIX вв. истребили турецкие здания, а нахлынувшее с водворением русского владычества еврейское население загрязнило некогда щеголеватую наружность города.
Всей городской земли—2,225 десятин.
По древности постройки замечательна бывшая цитадель крепости с генуэзскою башнею и глубоким, теперь безводным, колодцем. Внутри крепости виднеются развалины минарета. Из новых зданий: три православные церкви, армяно-грегорианская церковь, католическая каплица, синагога и несколько молитвенных домов. Лучшее здание — двухэтажное земское, в котором помещается управа, уездный сезд и воинское присутствие.
Уездный город Измаил лежит под 45°17’ сев. шир. и 1°32’ зап. долготы от Пулкова, на левом берегу Килийского рукава Дуная, между озерами Ялпухом—на западе и Котлабухом—на востоке, в 75 верстах от устья реки, в 40 верстах от Болграда и в 70 верстах (по реке) от железно-дорожной станции Рени и в 46 верстах от станции «Траянов Вал».
Основание собственно города Измаила положено в 1810 году генералом Тучковым, который устроил в трехстах саженях ниже крепости посад, названный его именем, с правильно расположенными кварталами на покатости горы. Крепость же Измаильская принадлежит к числу древних сооружений и, вместе с Килией, переходила из рук в руки: к молдаванам, туркам, татарам, казакам и русским.
Некоторые полагают, что именно на месгв нынешнего Измаила был основан императором Траяном, по завоевании Дакии, город Сморнис в числе других городов и крепостей во вновь учрежденной римской провинции; первое же устройство крепости приписывают генуэзцам. В XVI столетии об Измаиле уже упоминается, как о турецкой крепости. В 1632 году Измаил был разграблен казаками. С 1761 по 1772 год здесь была кафедра митрополита Даниила, управлявшего церквами во всех турецких райях и именовавшегося «митрополитом под браиловским, тамаровским (ренинским), хотинским, всего побережья Дунайского и Днестровского и щелой Украины ханской». 26 июля 1770 г. Измаил был взят русскими войсками под начальством князя Репнина, но после заключения Кучук-Кайнарджийского мира возвращен Турции, которая постаралась превратить его в сильнейшую крепость, считавшуюся неприступной. Обширность крепости, по излучинам местоположения, простиралась тогда около 10 верст и могла вмещать целую армию: в крепости находилось главное турецкое управление, державшее в повиновении буджакских татар и понуждавшее к тому же всю Бессарабию. Она называлась Орду-Каали, т.-е. армейская крепость.
Во время второй русско-турецкой увойны Измаил пытались взять князь Репнин, Де-Рибас и Головатый, но безнадежно. Исакча, Тульча и Килия находились уже в наших руках; один Измаил оставался опорой турок на Килийском рукаве Дуная. Крепость занимал тогда гарнизон в 35 тысяч человек под начальством опытного турецкого полководца, трехбунчужнаго паши Айдозла-Ахмета. Главный вал крепости, тянувшийся на шесть верст и доходивший до 4 сажен высоты, граничил с глубоким рвом, наполненным водою, и был уставлен орудиями в числе до 300. Взятие такой твердыни представляло непреодолимые препятствия при малочисленности наших войск. Но политическое положение России и наступившая зима требовали окончания войны, почему Потемкин обратился к Суворову. Под прикрытием небольшого конвоя, Суворов 2 декабря 1790 года приблизился к Измаилу, вернул отступившие войска и тотчас же начал заготовлять фашины для засыпки рвов и штурмовые лестницы. 7 декабря он предложил сераскиру сдать крепость в 24 часа, но, получив гордый отказ, 9 декабря собрал военный совег и, после единогласного решения приступить к штурму, перецеловал всех генералов и сказал: «Сегодня — молиться, завтра — учиться, послезавтра—победа, либо славная смерть». В распоряжении Суворова находилось всего 31 тысяча войска, из которых 15 тысяч иррегулярных и плохо вооруженных. Накануне штурма целые сутки 600 наших орудий громили турецкую твердыню, а затем в течение 10 часов была жаркая битва, в которой с турецкой стороны участвовали даже женщины. Турок пало 23 тысячи, в том числе 60 пашей; русских убито 4,000, ранено 6,000; орудий взято 265 и знамен до 400. Шесть дней очищали город от трупов. Первый взошел на стены майор Неклюдов. Когда колонна Кутузова, под напором неприятельского огня, остановилась, Суворов сказал: «Передайте Кутузову, что жалую его комендантом Измаила». В этих знаменательных словах вполне высказалась гениальная способность нашего героя одушевлять, увлекать солдат, придавать всем «сердца и смелости». Прав Наполеон, что «на войне нравственный элемент стоит втрое видимой действительности».
Штурм измаильской крепости произвел в Европе сильное впечатление, а в Константинополе вызвал народное восстание. Имя Суворова прославлялось повсюду, а измаильские герои стали примером для сравнения. Байрон, Державин и другие поэты воспели штурм неприступной крепости.
По Ясскому мирному договору 1791 года Измаил был возвращен Турции.
В войну 1806—1812 гг. Измаил был осажден и бомбардирован генералом Зассом, который принудил коменданта крепости Челиби-пашу к капитуляции и 14 сентября 1809 года русские вновь заняли Измаил, который, на этот раз, по Букарестскому миру, остался во власти России. В 1810 году, как упомянуто, основан был посад Тучков, куда стекались с разных сторон поселенцы, преимущественно болгары и русские раскольники. В 1830 году из Измаила и прилегающих к нему местностей было образовано особое измаильское градоначальство; по увольнении в 1836 году генерала Тучкова, градоначальство это было передано в ведение бессарабского губернатора Федорова, который сделался не только гражданским, но и военным губернатором области. После учреждении в 1841 году австрийской раскольничьей иерархии, белокриницкий раскольничий митрополит Кирилл посвятил для молдавских и валашских раскольников во епископа монаха Аркадия, который, с титулом епископа валлуйского, поселился в Измаиле. По Парижскому трактату 1856 года, Измаил отошел к Молдавии; в 1864 году здесь учреждена была кафедра новосозданной румынской нижне-дунайской епархии, на которую был назначен воспитанник киевский духовной академии Петрович-Стефанеско, устроивший в городе духовную семинарию. В последнюю русско-турецкую войну Измаил был занят нашими войсками 14 апреля 1877 года, тотчас же по переходе ими границы, и остался затем за Россией.
От крепости сохранились только развалины. Название «килийских крепостных ворот» присвоено теперь проходу с громадными земляными насыпями неуклюжей формы по сторонам, к которому ведет большая шоссированная дорога. В нескольких стах шагах от этого прохода, по левую сторону, расположена каменная Успенская церковь, с такою же колокольнею, освященная в 1852 году. В церковь ведут два входа— центральный и боковой; на каменном полу последнего вделаны 3 плиты с надписями (одна—сподвижника Суворова солдата Трусова, убитого при штурме Измаила). Церковь опрятна и в ней заметна даже некоторая роскошь утвари; поддерживает ее в порядке духовенство монастыря, находящегося в городе. Почти напротив Успенской церкви находится богато украшенная, недавно отремонтированная Николаевская церковь, а далее, на самом берегу Дуная, церковь Кресто-Воздвиженская, переделанная из турецкой мечети, а потому старейший из сохранившихся памятников. Церковь низенькая, маленькая, с крытым навесом перед входом, поддерживаемым бронзовыми колоннами прекрасной работы, с украшениями вверху и внизу колонн; с левой стороны храма уцелели еще 2 колонны, которыми, вероятно, поддерживался балкон; внутри храма мраморный пол (тот же, которым была украшена мечеть); в правой стене углубление в виде ниши красивой архитектуры — характерный признак всех мечетей. При входе в алтарь, в левом углу находится большая мраморная доска с длинным перечнем светских и духовных лиц, оказавших городу немаловажные заслуги, но непонятно, почему, в списке этом пропущен великий Суворов. У самой церкви, от входа с лой стороны, видны остатки насыпи около 2 сажен высоты и в ней явные признаки подземнаго хода, который шел через всю крепость к реке; ход весь обложен камнем и цементирован. В выстроенном вблизи сарае без крыши, совсем прогнившем, брошены огромные колокола прекрасной работы — дар церкви императора Николая I.
Более уцелели остатки хотинских ворот крепости и крепостных валов. Собственно, в городе находится армянская церковь во имя св. Георгия, соборная церковь — Покров Божией Матери и церкви св. Димитрия и св. Николая. В слободе Некрасовке—старообрядческая часовня.
Земли всего у Измаила и его предместий свыше 18 тысяч десятин, из коих до 700 десятин под строениями, свыше 7,000 дес. неудобной, из них: 6,700 дес. под камышевыми болотами в дунайских плавнях), под садами и виноградниками до 500 десятин.
Болград, ныне заштатный город Измаильского уезда, лежит под 45°40’ с. широты и 1°51’ запад. долг. от Пулкова, у озера Ялпуха, при впадении речки того же имени, в 202 верстах от Кишинева, 40—от Измаила и 7 – от станции Бендеро-Галацкой железной дороги «Траянов Вал». На берегу озера раскинуть роскошный парк.
В начале первого века по Р. X. близ нынешняго Болграда существовала дакийская крепость Таната; в начале второго века римляне учредили здесь укрепленный город «Паладу». В последнее время владычества турок здесь же находилось местечко »Табак». Основание же нынешнего города положено болгарскими поселенцами между 1806—1818 гг., а в 1821 году образованное ими местечко получило, по их желанию, настоящее название, сделавшись центром управления задунайских переселенцев. Находясь с 1856 по 1878 год на румынской территории, Болград считался уездным городом, и в нем находились все румынские уездные присутственные места. Теперь же, впредь до введения в воссоединенном по Берлинскому трактату участке Бессарабии общеимперских земского и городового положения, Болград, как Измаил и Кагул, является центром земского управления одного из трех румынских уездов, составляющих наш измаильский уезд.
Трехпрестольный болградский собор, во Имя Преображения Господня, принадлежит к числу лучших храмов в губернии. Он был заложен в 1833 году и торжественно освящен архиепископом Димитрием Сулимою, в присутствии незабвенного попечителя болгарских колонистов генерала Инзова и знаменитого архиепископа армянского, впоследствии патриарха католикоса всех армян, Нерсеса, в 1838 году. Кроме собора, в Болграде имеется кладбищенская церковь во имя блаженного святителя Митрофана, освященная в 1844 году. В ней похоронен генерал Инзов. Церковь же сооружена в память решения Инзова, разбитого параличом, помолиться в Воронеже у мощей святителя. Два обелиска сооружены болгарским колонистом Сарабеевым в 1838 году: один, близ кладбища, на месте смотра войскам, произведенного императором Николаем I в 1828 году, и другой, где тот же государь слушал божественную литургию перед выступлением русских войск в поход.
В Болграде — мужская гимназия имени, императора Александра III и полная женская гимназия. Существует также особое кредитное учреждение—колониальный банк.
Всей земли — 11,369 десятин, из коих под заселением города до 400 дес. и под садами и виноградниками свыше 300 дес.
Заштатный город Килия лежит под 45°21’ сев. шир. и 1°3’ зап. долготы от Пулкова, при Килийском рукаве Дуная, на границе измаильского и аккерманского уездов, в 55 верстах от Измаила (по реке).
Полагают, что город Ахиллея, сооруженный Александром Македонским в 334 году до Р. X. во время похода его против гетов, находился на месте нынешией Килии. Затем, греки называли ее Ликостомом. Впервые имя Килии встречается в Воскресенской летописи в списке городов, лежавших на пути киевских князей в Болгарию и Византию. В XIV и первой половине XV в. Килия входила в состав Валахии (при Мирче Воеводе): об этом сохранились известия у византийца Халкондилы и упоминается в «Geografia Blaviana» (1662 г.). Но в конце XV века Килия, вместе со всею северо-восточною частью Валахии, перешла к Молдавия. Первое укрепление города, вероятно, было произведено молдаванами, но затем, подвергаясь частым разграблениям (в 1462, 1475, 1484 гг.), Килия в 1584 году была взята турками, построившими четыреугольную, до 800 сажен в окружности, крепость. В 1594 году разграбили и сожгли Килию казаки, под предводительством Наливайки; в 1632 году—они же, под предводительством Сулимы. В русско-турецкую войну 1769—1774 гг. Килия, после 10-дневной обороны, сдалась 21 августа 1770 года отряду князя Репнина. В 1790 году она обложена была корпусом генерала Меллера-Закомельского и сдалась 13 октября его преемнику генералу Гудовичу. Затем, в 1806 году была занята без сопротивления дивизией герцога Ришелье. В это время Килийская крепость была обнесена с поля гласисом и 4 плацдармами, имела 4 бастиона и пять каменных башен (2 восьмиугольные и 2 четыреугольные). Окружающий ее ров, шириною в 7 сажен, наполнялся водой из Дуная и выложен был со стороны реки пиленым камнем. Ворот было двое.
На север от крепости лежит старая Килия, а за нею, в 500 саженях от крепости, новое поселение в правильных кварталах. При турецком владычестве, Килия была заселена армянами, евреями и молдаванами, но, по присоединении к России, большинство населения состояло из великороссов и малороссов. Внутри крепости находилась каменная мечеть, обращенная в церковь Успения Пресвятой Богородицы; в новой Килии — греческая церковь св. Николая, русская Свято-Покровская и старообрядческая часовня.
Земли всего 10,097 дес, из них: 1,400—неудобной; свыше 250— под заселением крепости и города и не более 50 дес. садов.
Заштатный город Рени лежит под 45°35’ сев. широты и 2°2’ зап. долготы от Пулкова, на левом берегу Дуная, в 3 верстах от устья Прута, близ озера Кагула, в 70 верстах от Измаила (по реке) и в 270 верстах от Бендер (по железной дороге).
На месте Рени, во время господства гетов, существовал город Дачипората, а по завоевании Дакии Траяном на месте разрушенной Дачи-пораты римляне основали город Арбиум. В начале XVI века Рени принадлежал Молдавии. В 1621 году султан Осман, после неудачного похода в Подолию, отнял у молдаван Рени с его округом и переименовал в Тамарово. Во время второй русско-турецкой войны при Екатерине И, сюда переселилось с правого берега Дуная много болгар, а во время греческого восстания в 20 годах XIX века—много греков. В 1790 году Рени был занять частью войск генерала Гудовича, а в 1806—отрядом из корпуса генерала Мейендорфа. Во время последней войны Рени был занят передовым отрядом нашей левой колонны и около него были устроены минные заграждения Дуная, прикрытые батареями, отрезавшие турецкие мониторы в Матчинском рукаве от главных сил неприятельской флотилии в Сулине. 22 апреля 1877 года турецкие мониторы бомбардировали Рени, но, после незначительной перестрелки с русскими батареями, отступили.
Старый город на очень крутом берегу, часто обрушивающемся, почему с 1821 года стал заселяться новый город выше старого, по отлогости горы, параллельно берегу, в расстоянии от него до 200 саж. В 1816 году в Рени был открыть порт, а в 1830 году — таможня, через которую в 1900 году вывезено товаров на 836 тысяч рублей и ввезено на 200 слишком тысяч, при чем таможенных сборов получено 11,755 рублей.
Земли всего свыше 5,000 дес; из них под постройками города до 200 десятин. Церквей — две.
Владельческий город Кагул, бывший до 1856 года уездным городом, лежит на левом берегу р. Прута, под 45 °56’ сев. шир. и 2°13’ зап. долг. от Пулкова.
Подле Кагула римлянами, по завоевании Дакии в начале II века по Р. X., был основан город Картал, ниже последнего, у села Вадулуй-Исак, город Траянул, откуда начинается нижний Траянов вал. В 1771 году близ Кагула Румянцев одержал знаменитую победу над турками, имея в своем распоряжении 17-тысячную армию против 150-тысячной неприятельской.
Посад Вилково лежить в плавнях при устье Дуная, в 120 верстах от Измаила (по реке). На его месте в древности существовала генуэзская колония Салина, названная так, вероятно, вследствие близости самосадочных соляных озер. Население состоит преимущественно из великороссов-раскольников, бежавших в пределы Турции во время исправления церковных книг, и частию малороссов из беглых казаков. Церковь св. Иоанна Богослова и две старообрядческия часовни. Рыболовные места, принадлежавшия вилковцам с начала XIX столетия,— богатейшие на Дунае. В 1856 году, когда Вилков отошел к Молдавии, жители много терпели от румыкских властей и были лишены своих рыболовных вод. Они были им возвращены не тотчас по воссоединении измаильского уезда к России, но только в 1881 г. по настоянию России, после неоднократных ходатайств вилковцев.
Посад Тузлы находится в 45 верстах от Аккермана на северном берегу озера Бурнас (Базырьян или Хаджи-Ибрагим). Население почти исключительно малороссийское — из потомков беглых казаков, возвратившихся из пределов Турции по присоединении Бессарабии к России. До 1856 года здесь был казенный соляной промысел, дававший до 10 миллионов пудов соли (соляная контора находилась в с. Шаганах). Земли всего — 31,344 дес.
Г. Кишинев. Кишиневу присвоен герб области. Изображение его— щит, разделенный на две половины. В верхней части, на красном поле, двуглавый орел, украшенный золотою короною; на груди орла красный щит с изображением св. Георгия Победоносца, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия; орел держит в правой лапе факел и молнию, а в левой — лавровый венок. В нижней части, на золотом поле, воловья голова (герб Молдавии).
Кишиневский уезд. Герб изображает дерево на голубом поле.
Г. Аккерман и его цынут (уезд). Герб представляет изображение виноградной лозы с гроздьями на красном поле, в знак изобилия винограда.
Г. Бендеры и его уезд. Герб представляет щит, разделенный на два поля: в верхнем, золотом, двуглавый орел, украшенный золотою короною, держащий в обеих лапах молнии, пламя которых обращено вниз, со щитом на груди, таким же, как на гербе области г. Кишинева; в нижнем черном поле — лежащий лев, в память затруднительного положения в Бендерах Карла XII шведского после Полтавской битвы.
Г. Оргеев и его уезд. Герб изображает дерево, в знак обилия уезда лесами.
:Г. Бельцы и его уезд (в то время «Ясский»). На красном поле лошадиная голова. Основания, почему для герба принято такое изображение, любопытно обяснены в положении Комитета Министров: «прежний герб целого Ясского цынута во время турецкого владения представлял лошадь, а как по присоединены Бессарабии к Российской державе часть сего цынута вошла в состав оной, а другая осталась под турецким владением, то, в память оного разделения, герб сего цынута представляет в красном поле лошадиную голову» (Полн. собр. зак. т. I, № 232).
Г. Хотин. Изображение герба — в золотом поле крепость о трех башнях, из коих на двух крайних по одному бунчуку, а на средней—луна; над луною—крестообразно две сабли, обращенные лезвиями вниз; выше их—серебряный крест, в память взятия русскими войсками турецкой крепости.
Г. Измаил (его цынут). Герб изображает щит, разделенный диагональною чертою справа налево на два поля: в верхнем (левом), красном поле — серебряный крест, внизу луна и между ними сабля, лезвие которой обращено книзу, в память Кагульской победы; в нижнем (правом), серебряном поле—внизу вода, с левой стороны берег, а с правой — нос корабля, с которого спускается якорь, — в память открытого порта.