Ещё одним прекрасным украшением Кишинёва было здание Благородного Собрания. Как уже видно из названия — оно представляло собой своеобразный клуб, где собирались бессарабские дворяне (но и не только). Кроме того, в здании был и свой театральный зал.
Своим появлением на Александровской улице в 1888 году здание обязано известному архитектору Генриху Лонскому.
О Благородном Собрании писал и князь С. Д. Урусов в своих «Записках Губернатора» в главе о кишинёвских нравах и обычаях начала XX века:
«Общий характер кишиневского общества всего заметнее отражался на жизни первого местного клуба — Благородного собрания, которое не походило на обычные провинциальные клубы знакомых мне городов. Клуб этот был всегда полон, завсегдатаи его собиралась около карточных столов уже с двух часов, расходясь зимой не ранее 3-4 часов ночи, а летом сидели и до 6-7 часов утра. О степени процветания этого учреждения можно судить по тому обстоятельству, что на ремонт одной только клубной кухни было при мне ассигновано собранием 36.000 руб., а десятипроцентное отчисление с карточного дохода, установленное во время войны в пользу Красного Креста, достигало тысячи рублей в месяц. Играли в Кишиневе очень бойко, и в такие игры, которые заставляли меня осторожно пользоваться моим званием почетного члена. Я посещал клуб очень редко, чтобы не являться в роли явного попустителя азартной игры, борьбу с которой я предоставил всецело полицмейстеру.
Бессарабцы замечательны, между прочим, тем, что они любят жить не на доходы, а на весь капитал. Таковы они и в карточной игре. Выиграть или проиграть в течении сезона сумму, равную всему состоянию,—для них ничего не значит. В мое время, один из местных мировых судей, Б., человек вовсе не особенно богатый, выиграл в кишиневском клубе, в течении двух недель, 60,000 рублей, а затем постепенно проиграл всю эту сумму в течение 2 месяцев. Многие проигрывались начисто и исчезали на время с общественного горизонта. Были среди членов клуба и профессионалы, — чтобы не сказать больше: один из них снимал перчатки с рук только во время игры, для того, как мне объяснили, чтобы сохранить чувствительность на концах пальцев во время метания карт».
В начале 1920-х гг в здании открывается Национальный Театр («Teatrul Național»). Вот что об этом театре пишут в литературно-художественном журнале «Золотой Петушок», издававшемся в межвоенном Кишинёве:
«На государственном румынском языке есть прекрасный Национальный театр, получающий огромную субсидию и этой субсидией живущий, дающий прекрасные постановки, имеющий большую и отлично составленную труппу».
(«Золотой Петушок», №1 от 1934 г.)
В Павильоне бывшего Благородного Собрания в межвоенный период также действовал «Весёлый театр» Василия Вронского и Михаила Чернова. В кишинёвском журнале «Ракета» от 4 августа 1930 году есть упоминание об этом театре:
«После продолжительных скитаний по бессарабской провинции наши талантливые артисты (Василий Вронский и Михаил Чернов) вернулись в Кишинёв, чтобы внести в скучные летние кишинёвские будни здоровый смех и веселье. Павильона Благородного Собрания совершенно не узнать, так он принарядился и изменился. Лёгкая французская комедия с её забавной фабулой, с её остроумными диалогами и сценическими трюками — царит на маленькой переустроенной сцене».
До нас дошла фотография, на которой можно различить вывеску:
«TEATRUL VESEL
В. ВРОНСКАГО V. VRONSCHI»
Несколько слов о самом Василии Вронском. Русский актёр театра и кино родился в 1883 году в Ковеле. До революции выступал в театрах многих городов России, в 1914—1919 годах — ведущий актёр и содержатель Русского театра в Одессе. В 1921 году снялся в нескольких кинофильмах в Германии. В 1922—1941 годах постоянно жил в Кишинёве (Румыния, с 1940 — СССР), где играл в русском театре «Колизей», а затем основал собственный театр. Во время румынской оккупации Одессы (1941—1944) стал главным режиссёром Русского театра, который стали называть «театром Вронского». В 1944 году арестован сотрудниками военной контрразведки СМЕРШ и репрессирован, погиб в ГУЛАГе в 1952 году. Реабилитирован в 1996 году. (wikipedia)
История бывшего Благородного Собрания закончилась в 1935 году, когда его здание снесли. Снесли, чтобы на его месте построить современный и просторный кинотеатр. Были уже возведены стены, но пришла война и строительство остановилось. На немецком аэроснимке мая 1944 года можно увидеть недостроенное здание кинотеатра:
Строительство завершилось после окончания войны под руководством архитекторов В. Войцеховского и М. Бербера. Новый кинотеатр открыл свои двери в 1952 году. Этот кинотеатр стал известен каждому кишинёвцу и до сих пор является центральным в Кишинёве. Речь идёт о «Патрии».
Благородное Собрание уже давно исчезло с улиц Кишинёва, но его историю, историю места в наше время продолжает кинотеатр «Патрия — Эмиль Лотяну».
Юрий Швец.