Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда одна из центральных улиц Кишинёва — Армянская — получила своё имя? Ответ, как и ожидалось, очень прост и кроется в самом названии.
Армяне переселились в Молдову давно — начиная с XIV века, хотя некоторые утверждают, что и ещё раньше. На территории Кишинёва армяне появляются аж с XV века.
В начале XIX века в городе насчитывалось 113 армянских семейств. В этот же период времени бессарабскими властями выделяется для строительства дома архиепископа, домов приходских священников и других зданий большой участок в Кишинёве. Сейчас это центр города, а тогда это было ближе к его окраине. На современной карте этот участок можно обозначить периметром нынешних бул. Штефана чел Маре, улиц 31 августа, Тигина и Армянской. Вся эта территория получила название Армянское подворье (или ограда). Это было официальным названием, оно встречается на планах города и адресах того времени.
Что же из себя представляло подворье? Старых фотографий его почти нет, а на тех, что сохранились — мы видим скромные древние одноэтажные дома. Например, на следующем снимке, сделанном в начале 1920-х гг, запечатлена резиденция самого армянского архиепископа Бессарабского и Ново-Нахичеванского. Очень скромно.
Кишинёв был центром армянской епархии, образованной в 1830 году. В Бессарабскую и Ново-Нахичеванскую епархию входили территории Дона, Крыма, Малороссии и Новоросии, Москвы и Санкт-Петербурга. Но в 1895 году епархиальный центр был перенесён в Ново-Нахичеван, и значение Кишинёва и Армянского подворья в нём сильно уменьшилось. Но подворье ещё не исчезло. На его территории, кроме всего прочего, располагались и многочисленные магазины. Об этом нам рассказывают и старые рекламные объявления.
Например, реклама 1913 года магазина братьев Озанианц — адресом магазина указана Армянская улица, Армянская ограда:
«Ежедневно свежее кофе всех сортов. Требуйте только фирмы Бр. Озанианц.
По желанию кофе перемалывается электрическим способом на месте в присутствии покупателей опытным специалистом».
Армяне в Бессарабии, по свидетельству современников, большей частью занимались торговлей или различными промыслами. В Кишинёве это были табачные фабриканты и тогровцы, также большинство брадобреев было армянами.
Самих армян в Кишинёве много не было. По данным всеобщей переписи населения 1897 года в городе проживало 369 человек, указавших в качестве родного армянский язык, 427 человек указали армяно-григорианское вероисповедание и 6 — армяно-католическое. И всё же они оставили значительный след в истории Кишинёва. Были построены 2 церкви — Апостольская церковь Святой Богородицы (1804 год) и церковь-часовня Воскрешения Христова (1915 год). Обе эти церкви сохранились до наших дней.
При церкви Святой Богородицы сохранились захоронения Манук-Бея и его двух дочерей.
Сохранилось и Армянское кладбище, на котором и сейчас можно увидеть захоронения начала XIX века:
Кстати, об Армянском кладбище. Народное название Центрального Православного кладбища («Армянское» — по названию прилегающей Армянской улицы) вводит в заблуждение не только гостей города, но и многих кишинёвцев. Тогда как настоящее Армянское кладбище находится на одной территории с католическим совсем в другом районе города на улице Долина Роз.
Кроме истории, церквей и кладбища осталась и Армянская улица. С неё мы начали своё путешествие, на ней и закончим. История и память города хранится не только в зданиях, предметах, книгах, но и в старых названиях улиц.
Юрий Швец.
По материалам форума «Мой город Кишинёв», armenianchurchsouth.ru, другие источники указаны в тексте.