Адрес церкви — ул. Чуфли, 1.
6 июля 1858 года, состоялось освящение церкви во имя великомученика Феодора Тирона, известной также под названием Чуфлинская. Построена она была на средства первой гильдии купца Анастасия Чуфли в память и по завещанию его старшего брата Феодора. Одна из немногих кишиневских церквей, она продолжала действовать и в советский период. А с закрытием в конце 1950-х годов Кафедрального собора сюда была перемещена кафедра архиепископа.
Простонародное название Феодоро-Тироновской церкви до наших дней донесло имя ее ктиторов. Анастасий (1801-1870) и Феодор(1794-1854) Чуфли осели в Кишиневе в начале 1820 гг. По национальности греки (потому фамилия пишется Чуфли, а не Чуфля, как в названии улицы), братья родились в бедной семье в местечке Цепелев Эпирской провинции. Некоторые факты их биографии приведены в статье «Феодоро-Тироновская церковь», опубликованной в журнале «Кишиневские епархиальные ведомости» в 1875 году. В 1817 году братья вынуждены были покинуть родительский дом. Переселившись в Молдавию, они занялись «коммерческими делами для поддержания себя и домашних своих».
В период гетерии (греческого восстания в княжествах Молдавии и Валахии), когда начались жестокие преследования греков, Чуфли «чудесным образом» спаслись. В одну из ночей турецкая полиция осадила дом, где находились братья. Попрощавшись «мысленно с родными, помолившись со слезами Богу, изливши горячие молитвы, они решились в одних легких платьях, босыми и нагими, выскочить из своей квартиры задним окном и с опасностью для жизни купить себе свободу». Подобно сотням своих соотечественников, бежавших от расправы турецких властей после поражения гетеристов, Чуфли нашли пристанище в Бессарабии. Здесь, проявив способности к коммерческой деятельности и предпринимательскую волю, братья прошли путь от мелкой розничной торговли до крупных домовладельцев и помещиков. Поначалу очень нуждались, не имея никаких средств, продавали на улицах бублики, прислуживали в кофейнях. Благодаря строжайшей экономии и «бережливости», в 30-е годы смогли купить место на Новом базаре, где за несколько лет построили заезжий двор, пользовавшийся популярностью и преуспевавший. С появлением постоянного источника доходов, братья арендовали помещичьи имения, а затем и приобрели в Бендерском уезде селение Акуй (впоследствии переименованное в Чуфлешть).
Достигнув известного благополучия, Анастасий решил жениться, однако Феодор предложил подождать несколько лет, пока состояние не увеличится «на 20 тысяч червонцев». Заработав назначенную сумму, «они захотели ее удвоить, утроить». В 50-е годы Чуфли входят в число виднейших и богатейших кишиневских купцов. Феодор занимался скотоводством, Анастасий проживал больше в Кишиневе. Имея репутацию «неподкупно честного» человека, часто от купеческого сословия избирался оценщиком домовладений. Слыл гостеприимным хозяином и благочестивым прихожанином Свято-Георгиевской церкви.
Громкую известность А.Чуфли приобрел, благодаря благотворительной деятельности и, прежде всего, как ктитор. Клятвенное обещание построить храм во имя своего ангела в селе Акуй Феодор взял у брата перед смертью. Анастасий, приступив в 1854 году к исполнению обещанного, церковь решил возвести в Кишиневе. По согласованию с тогдашним гражданским и военным губернатором Бессарабии П.И.Федоровым и архиепископом Кишиневским и Хотинским Иринархом, было определено место на окраинной части города, именуемой Пески или Кавказ. Большинство населения этого предместья, состоявшего из мелких торговцев, ремесленников и городской бедноты, относилось к приходу Свято-Георгиевской церкви, расположенной на отдаленном расстоянии, и особенно нуждалось в православном храме.
По проекту городского архитектора Л.Заушкевича место было выбрано в начале Московской улицы (пр. Штефан чел Маре), на возвышенности обширной площади, впоследствии названной Чуфлинская. Строительство контролировал А.Чуфли лично вместе с областным архитектором Н.Голиковым. Здание храма обошлось в 30 тысяч рублей серебром. По завершении строительства Чуфли был пожалован «благотворительный» орден св. Анны 3-й степени. Преобразивший городскую окраину, храм стал одной из архитектурных доминант Кишинева ХIХ-начала ХХ вв. Современники отмечали, что по своему расположению, по внутреннему и наружному виду Феодоро-Тироновская церковь была одной из красивейших в городе. Построена она в византийско-русском стиле, в форме «греческого креста», с тремя большими куполами с крестами. Здание было сложено «из самого лучшего и прочного материала: стены толщиною в два аршина (более одного метра) построены из котельцов, своды — из каменных плит и жженного кирпича, внутренняя штукатурка сделана под мрамор, кровля железная. Над притвором — колокольня, на которой пять колоколов — самый большой и самый звонкий — 25 пудов. Выше колокольни находятся часы. Церковь обнесена каменною оградою с деревянною решеткою, окрашенною зеленой краской и обсажена деревьями в два ряда». В течение многих десятилетий купола традиционно окрашивались в зеленый цвет. Иконы были расписаны в византийско-русском стиле. Особенное внимание привлекал очень красивый иконостас и царские врата с изящною реьзбою. «На парусах в церкви со всех четырех сторон изображены лики пророков евангелистов и других распространителейхристианства».
По свидетельству первого священника и настоятеля Феодоро-Тироновской церкви Иоанна Бутука, до ее постройки «нравственное и умственное состояние прихожан находилось в большом упадке, на самой низшей степени своего развития. Вся жизнь их была связана бесчисленными суевериями и предрассудками». Новый храм имел огромное благотворное влияние «на уничтожение нравственной порчи». В середине 1870-х годов, как писал Иоанн, «все прихожане с особенным усердием посещают церковь, внимательно слушают поучения и делают посильные пожертвования».
Число прихожан Феодоро-Тироновской церкви росло быстро и к концу 1870 годов возникла необходимость в большем помещении. В разные годы были сделаны дополнения, несколько изменившие первоначальный внешний и внутренний облик здания. С обеих сторон он был расширен пристройками. Пол был углублен на полметра и перенесен престол. Храм, украшенный луковичными главами, большими и малыми гранеными куполами, казался современникам «величественным». Оригинальная архитектура, «удачно соединившая византийский и московский стили», и сегодня выделяет его среди кишиневских храмов.
«Молдавские Ведомости», 18 июля 2008 г.