Столб Штефана Ноура

Как и в любом крупном городе, в Кишинёве установлено много самых разных памятников. Призваны они запечатлеть в камне и в металле память о правителях, поэтах, важных событиях. А благодаря бурной истории нашего края, часть монументов уничтожалась с каждой новой сменой власти, из-за чего, и без того не особо богатый на достопримечательности, наш город беднел в этой сфере всё больше и больше.

Рано или поздно у любого интересующегося своим городом человека возникнет вопрос — а какой памятник здесь самый старый? Для нынешнего Кишинёва вопрос, казалось бы, не сложен, и ответ на него известен практически всем. Самый старый на данный момент из памятников Кишинёва (и не являющийся надгробным) находится в центральном парке города и стоит на виду у всех горожан. Это — бюст А. С. Пушкина, появившийся в нашем городе в 1885 году.

Но мы будем говорить не о нём, потому что бюст хоть и старый, но не первый появившийся памятник в Кишинёве. Существуют свидетельства о так называемом «столбе» Ноура, который был установлен на целый век раньше памятника А. С. Пушкину.

Что нам известно об этом «столбе»? Мы знаем, что стоял он во дворе Ильинской церкви. Церковь эта была снесена ещё в 1960 году при продлении нынешней улицы Бэнулеску-Бодони. Церковь была построена на том месте в 1806 году, и «столб» Ноура уже стоял в то время (каменную церковь возвели вместо более старой деревянной).

Кишинев
Ильинская церковь, межвоенный период.
Кишинев
Примерное расположение Ильинской церкви в наше время.

Нам очень повезло, что сохранилась фотография этого «столба», сделанная в межвоенный период. На ней мы видим вертикально установленную плиту (но уже с отколотыми фрагментами) с выбитой надписью.

Кишинев

Надпись достаточно хорошо видна, чтобы её можно прочесть. Вот что она гласит:

«Ачест стылп лау ридикат робул луй Дмнезеу
Штефан Ноур пентру поменире луй ши а пэринцилор луй:
диаконул Ноур, Мария, Василие, Мария ши Аксения, Гахица
че сау робит де тэтарь.
В лет 1781 май 11»

Слова эти можно перевести следующим образом:

«Этот столб был воздвигнут рабом Божьим Штефаном Ноуром в память
о себе и своих родителях: диаконе Ноуре и Марии, Василии,
Марии и Аксении, Гахице, уведённых в рабство татарами.
В год 1781, 11 мая».

Возможно, что остальные имена после диакона Ноура и Марии принадлежат также близким родственникам Штефана.

Пусть нас не удивляет это упоминание о набеге татар на Кишинёв. До занятия Бессарабии Российской Империей эта небольшая область представляла из себя довольно пёстрое собрание земель. Примерно треть всей области — юг Бессарабии до самых Каушан и местами севернее — принадлежала татарам, на севере и востоке были так называемые райи — Хотинская и Бендерская. Райи входили напрямую в Османскую Империю. Всё остальное подчинялось Молдавскому княжеству (которое, в свою очередь, подчинялось всё той же Османской Империи).

Наглядно это можно себе представить, изучив карты того времени:

Кишинев
Бессарабия в XVIII веке.
Кишинев
Бессарабия в XVIII веке, фрагмент карты.

На представленном фрагменте Кишинёв можно заметить посередине в верхней части. В каких-нибудь 30 км на юго-восток лежат османские земли Бендерской райи, а в 30 км на юг — уже земли и поселения татар. Такое местоположение могло благоприятствовать развитию торговли в городе. Но в то же время и оставляло его открытым к набегам с сопредельных территорий.

Судьба «столба» Ноура неизвестна. Есть слабая надежда, что после сноса Ильинской церкви в 1960 году его не разрушили, и что пылится он где-нибудь в музейных запасниках. Но если всё же он утерян, это бесценное свидетельство бурной истории нашего края можно попытаться восстановить и установить на его законное место — у нынешней улицы Бэнулеску-Бодони рядом со зданием Прокуратуры.

Швец Юрий.