Монастырь в архиерейских виноградниках у Кишинёва

 Кишинёв хранит ещё много тайн и интереснейших мест. До одного из них добраться достаточно легко, так как сейчас оно находится в черте города. Правда, увидеть там в наши дни практически нечего, но история у места довольно необычна.

Речь пойдёт о живописных склонах у улиц Гренобля и Костюженской. Сейчас эти склоны запущены и поросли густой и высокой травой, но раньше там располагались архиерейские виноградники, занимавшие обширные площади. При виноградниках располагался целый комплекс хозяйственных и жилых построек с церковью и загородной резиденцией архиепископа. На карте 1939 года рассматриваемая нами местность названа «Odaia Arhierieului»:

Кишинев
Карта 1939 года.

Заметить комплекс можно и на советской карте 1943 года. На ней отмечена церковь и несколько построек:

Кишинев
Карта 1943 года.

  Земли на этой окраине города принадлежали монастырю Галата из запрутской Молдовы. В 1819 году настоятель этого монастыря передаёт Архиерейскому Дому часть монастырских владений под виноградники на правах аренды на неограниченный срок с ежегодной платой в 100 леев. Значит, с 1819 года и начинается история архиерейских виноградников.

На карте 1860-х гг на этом месте уже отмечена церковь:

Кишинев
Карта 1860-х гг.

Отмеченная на карте 1860-х гг церковь была либо снесена, либо перестроена, потому как известно о более поздней церкви при архиерейских виноградниках. Она была построена в 1882 году в честь Успения Божьей Матери.

То, что при каких-то сельскохозяйственных угодьях построили церковь, не должно нас удивлять, потому что это были не просто виноградники. Здесь располагалось и монашеское братство, которым этим всем и заведовало. Монашеское братство начинает упоминаться как монастырь Успения Божьей Матери в межвоенный и военный периоды.

При комплексе было обустроено и небольшое кладбище.

На 1930 год в комплекс входило 40 гектаров виноградников и садов, 67 гектаров пахотной земли, церковь, 7 строений (два из которых — двухэтажных). Управлял всем иеромонах Хрисант Николаев. Персонал состоял из 20 служителей: 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 4 монахов и 3 рясофоров.

Как выглядела церковь и некоторые строения комплекса — нам известно по иллюстрации из книги «Vizitând mănăstiri basarabene și bucovinene»  Димитрия П. Микшунеску (Бухарест, 1937 год):

Церковь и здания архиерейских виноградников, 1930-е гг.
Церковь и здания архиерейских виноградников, 1930-е гг. (Из коллекции Юрие Кожокару).

Монастырь упоминался и в прессе того времени. Например, в газете «Basarabia» от 21 октября 1943 года выходит заметка. В ней говорится, что кишинёвский сапожник Плешка Василе получил заказ от иеромонаха Ардалиона Нэстасе на изготовление 11 пар обуви для тамошних монахов, деньги взял наперёд, ничего не пошил, а возвращать деньги не собирается.

"Basarabia", 21 октября 1943 года.
«Basarabia», 21 октября 1943 года.

Из той же газеты, но уже из номера за 31 января 1944 года, монастырь упоминается как Успения Божьей Матери (Adormirei Maicii Domnului). В заметке говорится, что комплекс пострадал в результате военных действий в 1941 году, но уже к 1943 году восстановительные работы были завершены, на что была потрачена значительная сумма денег. В частности, была восстановлена разрушенная церковь, построены монашеские кельи и конюшня. Хозяйство монастыря также сильно пострадало, потому что в период 1940-1941 гг за ним никто не присматривал, в результате чего высохло почти 75% виноградников.

Представить, как выглядел монастырский комплекс к 1944 году в самый пик своего развития нам позволяет немецкий аэроснимок. На нём можно увидеть нынешнюю улицу Гренобля (слева направо). Ниже неё видны постройки монастыря и пруд в самой низине:

Кишинев
Немецкая аэросъёмка 3 мая 1944 года.

Наложив этот снимок на современный, мы получим более точно представление о расположении монастыря: Кишинев

  Оранжевым отмечено местоположение построек комплекса, синим — пруд, жёлтым отмечен склон холма, на котором располагалось кладбище (но не границы самого кладбища, которые установить очень трудно).

С очередным приходом советских властей ни о каком монастыре и речи не могло идти. В помещении церкви обустроили клуб, развалины самого здания церкви можно было видеть ещё в начале 1980-х гг. На основе других строений монастыря открыли лесопилку.

Кладбище было уничтожено в 1969 году, на его месте был разбит персиковый сад. Сейчас нет ни сада, ни кладбища.

Вот как выглядит местность в наши дни. Впереди, на месте пятиэтажных жилых домов, располагался монастырь. На склонах справа было кладбище. Внизу слева — пруд, который тоже не сохранился.

Кишинев

Как видим, в наши дни ничего уже не напоминает о монастыре. На самом деле напоминания есть, но они достаточно хорошо скрыты от любопытных глаз людских и поэтому загадочны.

Со стороны улицы Гренобля стоит неприметное строение, окружённое высоким забором и скрытое деревьями. Это молитвенный дом, выстроенный сравнительно недавно. Во дворе его стоит памятный крест в честь монаха, проведшего свои последние годы в описываемом нами монастыре и захороненном в 1928 году на уничтоженном позже кладбище. Монаха звали Иоанн Злотя, и в определённых кругах он достаточно известная личность — ему приписываются совершения многих чудес. На родине Иоанна Злоти в селе Сэлкуца района Кэушень открыт его дом-музей. Сами останки монаха были перезахоронены в 1969 году в Добруже (пригород Кишинёва).

Кишинев
Иоанн Злотя.

 

Кишинев
Во дворе молитвенного дома.

  О Иоанне Злоте известно, что в какой-то момент своей жизни он имел непосредственное отношение к иннокентьевцам. Остался ли он иннокентьевцем до последних дней своей жизни — неясно, но не похоже на то, чтобы данный молитвенный дом имел отношение к традиционному православию.

Кишинев
Вид на молитвенный дом.
Кишинев
Двор молитвенного дома.
Кишинев
Вход в молитвенный дом.

Если посетить могилу Иоанна Злоти на кладбище в Добруже, то там его принадлежность к иннокентьевцам уже сомнения не вызывает — на троице рядом прикреплена фотография Иннокентия Балтского.

Иннокентий Балтский на кладбище Добружи.
Иннокентий Балтский на кладбище Добружи.

Сам же Иоанн Злотя почитается среди людей этой общины как святой:

Могила Ионна Злоти в Добруже. Перенесена из Кишинёва в 1969 году.
Могила Ионна Злоти в Добруже. Перенесена из Кишинёва в 1969 году.
Могила Ионна Злоти в Добруже. Перенесена из Кишинёва в 1969 году.
Могила Ионна Злоти в Добруже. Перенесена из Кишинёва в 1969 году.

Юрий Швец.

По материалам форума «Мой город Кишинёв» — OldChisinau.com; «Basarabia» (21 decembrie 1943); «Basarabia» (31 ianuarie 1944); «Anuarul Arhiepiscopiei Chişinăului», 1930; Petre Cazacu «La mănăstire, la părințelul»; Nicolae Popovschi, «Istoria bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt ruşi», Chişinău, 1931; Pr. Dimitrie P. Micșunescu,»Vizitând mănăstiri basarabene și bucovinene», București, 1937; фрагмент немецкой аэрофотосъёмки предоставлен администрацией docs.ahistory.info; фотографии из коллекции автора.