Проблема кишинёвского Центрального Православного кладбища

Все знают, какая печальная ситуация сложилась в настоящее время вокруг Центрального Православного кладбища Кишинёва (в народе именуемого Армянским) — старые захоронения бессовестно выкапываются и свеже-освободишиеся места занимают новые захоронения. И это несмотря на то, что хоронить там разрешено только в исключительных случаях. За особые заслуги перед страной, например. Но масса новых захоронений заставляет усомниться в том, что это правило выполняется. Очевидно, заслуги перед отечеством и достаточно крупная сумма денег стоят где-то на равных.
И это при том, что история этой проблемы далеко не нова. Выбирая себе последнее место на этом старом кладбище, беспокоя при этом покой давно усопших, люди почти наверняка обрекают и свои могилы на такое же действие в будущем. Кладбище центральное, «элитное» и поэтому всегда будут желающие увековечить свою память на нём. Проблема в том, что результат «увековечить» — никто не гарантирует. И история, и нынешняя ситуация ясно на это указывает.

Фотографии, сделанные 15 сентября 2013 года пользователем форума OldChisinau.com adelina
Фотографии, сделанные 15 сентября 2013 года пользователем форума OldChisinau.com adelina
Фотография, сделанные 15 сентября 2013 года пользователем форума OldChisinau.com adelina
Фотография, сделанные 15 сентября 2013 года пользователем форума OldChisinau.com adelina

 Привожу выдержки из одного из заседаний Кишиневской Городской Думы за 1906 год. Прошло почти 100 лет, и как будто не прошло ни дня.

«Заслушан доклад Управы об ассигновании кредита на расходы по устройству кладбища на вотч. Рышкановка.

Гл. Г. А. Пронин заявил, что по его мнению переводить кладбище на Рышкановку не следует, как в виду отдаленности последней от города, так и потому, что на устройство кладбища потребуется затратить много средств, а также устроить мостовую, которая будет стоять тысяч 15, если не больше. Между тем нести этот расход, в то время, когда в город мостовые находятся не в порядке, а во многих частиях совсем их нет — нельзя. А по тому находил, что испрашеваемого кредита давать не следует, а вопрос о переводе кладбища, как преждевременный, оставить пока открытым.

Соглашаясь с мнением гл. Пронина, что Рышкановка слишком далека от верхней части города гл. И. Б. Богдасаров предложил открыть кладбище в саду бывшем Захарина, который ныне принадлежит городу, как более близком месте и вполне удобном для этой цели почему полагал, что вопрос о кладбище рассмотрением следует отложить и избрать особую комиссию которой поручить осмотреть этот сад и дать свое заключение насколько он будет отвечать намеченной цели.

Гл. М. С. Стоянов, не возражал по существу против переноса кладбища, находил, что с устройством нового кладбища можно пока повременить. В центральной части кладбища действительно тесно, но подальше от центра — еще места достаточно и при правильном пользовании его может хватить на десятки лет. Затем, так как город для того, чтобы перенести кладбище на Рышкановку, затратил уже много средств и, так как рано или поздно, но все таки придется устроить там кладбище, то в настоящее время, не делая указанных в докладе Управы работ, произвести лишь посадку деревьев, на что открыт в распоряжение Управы необходимый кредит.

Протоиерей Н. Лашков не разделяя мнения, что на кладбище очень много места и его хватит на очень долгое время, заявил, что он как священник часто, посещая кладбище не может не указать на то, что православное кладбище — это самое неблагоустроенное из всех городских кладбищ, вызывающее краску стыда, возмущающее не только религиозное чувство христианина, но и просто чувство человеческого достоинства. Безобразия, которые там творятся, не поддаются описанию. Ему лично известны случаи, когда копая могилы, разрывались на части еще не истлевшие трупы; когда под фундаменты, под стены фамильных склепов подкапывались ямы и туда зарывали покойников; когда выходцы из других губерний, избравшие себе оседлость в г. Кишиневе просили хоронить их где угодно лишь бы не на нашем кладбище, где нельзя быть уверенным, что бренные останки приобретут покой. Что касается той части кладбища, где хоронят бесплатно лиц, умерших в больницах, безобразия эти достигают еще больших размеров . Зачастую могильщики разрывая могилы берут не вполне еще разложившиеся трупы и выкапывают рядом неглубокую яму и разрывают свежий труп для того, чтобы через несколько времени вырыть и обустроить место новому бесплатному жильцу. Подобные случаи места не имели бы, если бы места могло хватить на долгие годы, но места нет и кладбище нужно перенести или расширить. Ни на одном иноверческом кладбище в Кишиневе нет тех безобразий, каких на православном, а все это происходит от того, что кладбище почему-то стало статьею дохода. Ни польское, ни еврейское, ни лютеранское об-ва не стремятся извлечь доходы из кладбища, а вырученные деньги от продажи мест употребляют на улучшение и благообразное содержание жилища мертвых, а у нас это наоборот. Кладбище нужно было закрыть уже давно и если это не сделано, то по всей вероятности это было не в интересах смотрителя и причта кладбищенской церкви, так как при закрытии кладбища нужно будет упразднить должность смотрителя, а причт кладбищенской церкви вынужден будет сократиться, но на этом город не должен останавливаться.

Член Управы Т. С. Пршеменский подтвердил, что кладбище действительно переполнено и указав на некоторые безобразия виденные им лично какие творятся во время копки могил, находил, что оставлять кладбище так как оно есть дальше нельзя. Рышкановское кладбище необходимо открыть сейчас же, нужно не забывать, что на этом кладбище будутъ хоронить своих покойников не только жители города, но и жители села Вестерничен и Рышкановка, так как кладбище при Рышкановской церкви полно и его решено закрыть.

Городской Голова разъяснил, что отвергать тот факт, что кладбище переполнено и хоронить больше нет места — нельзя. Вопрос о переводе кладбища решен еще старым составом Думы и надо думать, что они решив его устроить на Рышкановке имели в виду те или другие соображения, почему остановились именно на этом месте. Другого более подходящего места нет и нужно оставить его. Расширение кладбища в смысле приобретения соседнего участка опять таки остановит решение вопроса о переводе кладбища, существование даже двух кладбищ при разбросанности города необходимо. Нельзя заставить жителей вот. Рышкановка и Вестерничен хоронить обязательно своих покойников на старом кладбище, а жителей Скиносы и друг. мест., непременно на Рышкановке. Старое кладбище привести в порядок невозможно ни в каком случае, это не кладбище, а какое-то место, где безнаказанно, без разрешения властей, трупы вырывают и вместо них закапывают новые. Порядок может быть заведен только на новом кладбище, разбитом на кварталы, с правильными участками и т. д. поэтому если Дума хочет, чтобы Кишинев имел кладбище если не европейское, то хотя приличное, то доклад Управы должен быть принят.

После продолжавшихся еще прений Дума постановила: испрашиваемый кредит на расходы по устройству кладбища на вот. Рышкановка в сумме 945 р. 20 к. ассигновать с производством такового за счет сметы будущего 1907 года.»

Чьи-то очередные потревоженные останки на Центральном Православном кладбище. 2009 год.
Чьи-то очередные потревоженные останки на Центральном Православном кладбище.
2009 год.

  Юрий Швец.