Армяно-Католическое кладбище. История

katolРасположенное в юго-восточной части Кишинева, по улице Валя Трандафирилор (бывшей Азовской) 11, римско-католическое кладбище, по городской традиции называемое «польским», сохранилось не полностью. К нему примыкал участок неправильной прямоугольной формы, площадью 80 х 108 м, с домом для престарелых и садом при нем. В современном виде католическое кладбище не имеет четкой границы с армяно-григорианским кладбищем, и оба кладбища воспринимаются как единое целое.

Строительство часовни над захоронением Иосифа Каэтановича Охановича,(+14 января 1909 года) и завещавшего «три тысячи рублей на постройку часовни при Кишиневском Римско-католическом кладбище», начато в 1913 году. В 1922 г. Г. А. Демьянович завершил строительство часовни, оформив интерьеры и воздвигнув на свои средства алтарь. Однонефное сооружение, с граненой восточной частью, выдержано в неоготическом стиле. Западный фасад на всю высоту и ширину украшен стрельчатым порталом. Углы здания закреплены двухступенчатыми контрфорсами. Каменные фасады, декорированные резными деталями, отражают высокий уровень мастерства строителей. В настоящее время памятник находится в стадии исчезновения, обрушилась кровля, полностью утрачены интерьеры, захоронения отсутствуют.

photo7С конца 40-х годов XX века превращено в обычное городское кладбище. В 60-е годы юго-восточная часть католического кладбища, как и армяно-григорианского, были изъяты из пользования общин, надгробия снесены, участки расчищены под новые захоронения. Упорядочение вопроса о христианских загородных кладбищах Кишинева относится к 1808 году и связано с началом деятельности митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони и русских чиновников С. С. Кушникова и В. И. Красно-Милошевича, сенаторов председательствовавших в Диванах Молдавии и Валахии, когда «заведены были загородные кладбища… и церкви, так как народ привык, чтобы покойников хоронили при церквах. Кладбища были обнесены плетнями…». После 1812 года в Бессарабской области и, прежде всего в Кишиневе, наряду с задунайскими переселенцами, появились выходцы из России и западноевропейских стран, часть которых принадлежала к католической и протестантской (лютеранской) церкви. В 1838 году немецкий путешественник И. Г. Коль, оценивая многонациональный состав жителей Кишинева, писал: «Остановились мы у армянина, переселившегося из Галиции… Немцев в Кишиневе так много, что они имеют собственную церковь и особого священника. В городе насчитывается 200 немцев евангелистов, но между 800 католиками, вероятно, также имеются и немцы. Большинство же католиков, конечно, поляки. Французов здесь мало».
С попытками упорядочения городской структуры «старого города» и его благоустройства, а также продвижением городской застройки на новые территории, родились планы Кишинева 1817 и 1834 годов. На плане 1817 года, выполненном областным землемером и архитектором М. С. Озмидовым (1782-1826), показаны места для кладбищ христиан «Армянского, Католического и Лютеранского исповеданий». В альманахе «Presa Buna» указано, что католическое кладбище в Кишиневе основано одновременно с приходом, то есть в 1822 году. Однако, в 1823 году, в рапорте Бессарабскому гражданскому губернатору К. А. Катакази о разделении Кишинева на 5 частей, тот же Озмидов упоминает новые городские кладбища, как действующие.

http://bessarabia.ru/necro-cat.htm


 

В галерее есть фотографии надгробий следующих людей:

  Aleksander Marciszewski
Andrea Basso
Anna Augustowska
Anna Marska
Berthe Dubois
Boleslaw
Brzosniowska
Camelia Jlobnitchi
Cerpicka
Bruno Filippo
Eugen Dutzmann
Karl Dutzmann
Franciszek
Iozef Kondelevsky
Janczycki
Jedlikowski
Jutina Wodzickaja
Marya Janowej-Kosko
Karpowicz
Leontyna Polanska
Marie Moreau
Pietro Facchini
Rita Zalutynska
Stefania Mikulska
Stefan Juszkiewicz
Steinert
Teofila Kondelewska
Tomasy Horodeckiy
Weligorskici
Wiktorija Nikitenko
Wladislaw Stanislaw
Kazimierz Bienniewitcze
Zofia Lempicka
Сванесова
Степан Павлович Богосов
Марина Карабетовна Богосова
Петр Иванович Вейцковский
Иван Игнатьевич Вейцковский

 


 

arm-cat1