«Кишинёвский Кафедральный собор», Священник Сильвестр Ключицкий

В 1813 году, при Императоре Александре I-м, открыта была Кишинёвская епархия. Первым архиепископом в новооткрытой епархии был Молдаво-Валахийский митрополит Гавриил, член Святейшего Синода, многоопытный в деле церковного управления. Для своего постоянного места жительства митрополит Гавриил избрал нынешний город Кишинёв, находящийся в центре Кишинёвской епархии. Выражаюсь «нынешний город» на том основании, что к Кишинёву, каков он был в 1813 году, понятие города ни в каком случае не может быть применено. В 1812 году во время присоединения Бессарабии к России, вместо нынешнего города Кишинёва было небольшое местечко, состоявшее из нескольких бедных молдавских лачуг. Они были зародышем настоящего губернского города с населением в полтораста тысяч жителей. Лачуги расположены были вдоль реки Быка, в той части нынешнего города, которая не имеет ни одной прямой и широкой улицы. Строения расположены были без всякого плана. Это ныне – старый город.

Место, на котором находится сейчас архиерейский дом, крестовая церковь, духовная семинария и Кафедральный собор, избрано было митрополитом Гавриилом для поименованных построек несмотря на то, что оно далеко отстояло от старого города и покрыто было кустарниками и буграми. В настоящее время возведённые постройки находятся в центре города и украшают его. Архиерейский дом, домовая при нём церковь, называемая доселе митрополиею, и помещения для духовной семинарии воздвигнуты были до 1817 года. Но настоящий вид они получили после, многое было вновь устроено, а многое – перестроено. О постройке Кафедрального Собора переписка тянулась более десяти лет, начиная с 1817 года. 11 мая 1830 года заложен был собор, а 15 октября 1836 года был освящён. Историю постройки Кафедрального Собора мы и изложим подробнее.

Мысль о постройке Кафедрального Собора и успешное выполнение этого дела принадлежит архиепископу Димитрию.

До устройства Кафедрального Собора, для архиерейских служений и совершения торжественных молебствий назначена была по Высочайшему повелению Архангело-Михайловская церковь, именуемая и по настоящее время старым Собором. Но эта церковь только по нужде могла быть обращена в Кафедральный Собор. Архиепископ Димитрий в своей ходатайственной бумаге о постройке нового собора писал, что Архангела Михаила церковь очень мала, находится в старой части города, в неудобном месте для торжественных служб и собирания на оныя гражданских и военных чинов, в виду чего он просил Князя исходотайствовать Высочайшее разрешение на устройство соборного трёх-престольного храма с посвящением главного придела во имя Рождества Христова, а боковых – одного во имя Святого Мученика Никиты, а другого – Иоанна Нового, как пострадавших за веру во Христа в пределах Бессарабии. Первый пострадал от готов в Галацах, а второй – от магометан в Аккермане. В осуществление ходатайства архиепископа Димитрия принял близкое участие Наместник Новороссийского края и Бессарабии граф Михаил Семёнович Воронцов, который дал надлежащий ход этому делу, пригласил профессора архитектуры Императорской академии художеств Мельникова для составления планов и фасадов соборного храма с колокольнею. По этим планам составлена была смета одесским городским архитектором Фраполи на 388 т. 374 лева, что составило 194 тыс. рублей ассигнациями. Сумма на постройку собора требовалась немалая. Кишинёвская епархия не имела средств выстроить собор. И в этом отношении граф Воронцов оказал услугу. Он исходотайствовал разрешение на постройку Кафедрального Собора с колокольнею, а с сим и Высочайшее разрешение употребить на постройку собора исчисленную по смете сумму 194 т. из 10 проц. областного Бессарабского капитала, определённого на богоугодные заведения, общественные и городские учреждения. Выдача капитала распределена была на три года. Применительно к планам и смете составлены были кондиции и назначены дни для торгов, но в Кишинёве не нашлось охотников взять на себя обязательство построить соборный храм с колокльнею. В виду этого торги на отдачу работ произведены были в Одессе 21, 24 и 28 октября 1827 года при участии и содействии управляющего Новороссийским краем графа Воронцова. На торгах обязательство построить соборный храм с колокольнею осталось за надворным советником Дитериксом за 192 т. 275 р. Ассигнациями, с условием, что Дитерикс примет на себя издержки по устройству рештования к обоим зданиям, которые в смете не были показаны, и потребуют издержек около 4 т. р. ассигнациями.

Для наблюдения за ходом постройки назначен был «Строительный комитет», в состав коего вошли: исправляющий должность Бессарабского областного архитектора подполковник Гнейнинг, Бессарабский областной землемер Эйтнер и Яков Никопольский. Комитет по заключении формального условия с Дитериксом приступил к делу. 10 мая 1830 г. строительный комитет просил архиепископа Димитрия, дабы он, совместно с городским духовенством совершил чин закладки трёх-престольного соборного храма и колокольни. 11 мая совершена была закладка соборного храма на Митрополитанской площади. Так называлась площадь, занимаемая ныне собором и бульваром. На рапорте комитета арх. Димитрий наложил следующую резолюцию: «По сему Церковь сия заложена на 11 мая во имя Рождества Христа Спасителя, с двумя приделами – во имя князя Александра Невского и иже во святых Отца нашего Николая, архиепископа Мирликийских Чудотворца». Первоначальное желание архиепископа Димитрия – о посвящении боковых приходов во имя местных мучеников Никиты и Иоанна Нового, по особым соображениям оставлено было. Архиепископ зорко следил за каждым действием строительного комитета и одобрял таковые, или выражал своё мнение, как должно быть сделано. Так, по рассмотрении кондиций, архиепископ сделал следующие замечания, в которых выразил глубокое понимание строительного дела:
1) фундамент для соборного храма вырыть не в два аршина, а такой, который бы равнялся бы шестой части высоты здания и положить в основании, если окажется сырость, дубовые осмоленные лежни. Этого требует прочность постройки;
2) Колонны кругом храма устроить с выемками;
3) Пол в храме выстлать плитами из сорокского камня, а не кирпичом. Кирпич мягок, от хождения будет вытираться в пыль, падая на иконы, будет затемнять их и портить живопись.

Замечания архиепископа комитет принял во внимание. Храм Соборный и колокольня окончены были постройкой к 12 июля 1835 г., и супруга строителя Дитерикса просила архиепископа принять здания в духовное ведомство. Принять поручено было кафедральному протоиерею Исидору Гербаноскому. Но отнёсся к делу разумно и внимательно, и тогда только принял, когда сделано было всё, чего не доставало, — приделаны к дверям замки, к окнам крючки, приделана труба для прохода дыма от кадильной жаровни, а на колокольне поставлены брусья для колоколов.

Протоиерей требовал, чтобы и окна в храме навешены были не изнутри, а снаружи, для избежания течи от дождей с бурей и метелей. Требование не было удовлетворено. Замечание о. протоиерея было основательно: течь по стенам храма замечалась от дождей и потому в 1842 году окна в куполе были переделаны; дубовые рамы заменены сосновыми и сделаны отливы с трубами для предотвращения течи. Это исправление первоначально допущенной ошибки с технической стороны стоило 328 р. По принятии зданий в духовное ведомство – до устройства кругом собора ограды – Губернатор Бессарабии Павел Феодоров распорядился, чтобы здания охраняемы были особым караулом для целостного сбережения крылец и прочих наружных частей зданий. За исправностью караула поручено было следить кафедральному протоиерею Гербановскому. Ключи от собора до освящения находились в домовой архиерейской церкви.

На живописные и иконописные работы для украшения соборного храма составлена была в 1834 году, по предложению графа Воронцова, смета и чертежи художником Ковшаровым на 41 т. 250 р. серебром. Ему же, Ковшарову, и поручено было освятить соборный храм иконостасом и живописью.

Стены соборного храма украшены были художником Ковшаровым по мысли архиепископа Димитрия изображением следующих священно-исторических событий. В арке алтаря главного придела, над горним местом, изображён Авраам, приносящий «на жертву своего сына». Изображение этого события весьма прилично месту: оно, преобразуя голгофскую искупительную жертву, напоминает таинственное повторение её в таинстве евхаристии. В арке над западными дверями изображены Мытарь и Фарисей. Изображение показывает достоинство молитвы, проникнутой духом смирения. В арках над южными дверями изображено воскрешение Лазаря, брата Марфы и Марии, а над северными – дарование очей слепому. Эти два события служили и служат величайшим фактическим доказательством Божественности Иисуса Христа. Пред лицом таких чудес многие и из врагов Иисуса Христа преклонились пред Ним, как Сыном Божиим, сознав своё прежнее заблуждение и вину в преследовании нашего Господа и Спасителя. Под главным куполом изображены четыре евангелиста, а выше, между окнами, события из жизни благочестивых царей народа израильского. Купол главного придела и боковых, а равно и своды украшены кассетонами то с сиянием, то с розеттами. В боковых приделах, в арках над горним местом и в соответствующих местах на западной стене изображены крест и по бокам два ангела. Такое же изображение, только в меньшем виде, сделано около этих арок над окнами. Изображения напоминают страдания Спасителя в последние дни Его земной жизни и божественное укрепление человеческого естества Сына Божия в сих страданиях.

На украшение соборного храма иконами и живописью израсходовано 41 т. 250 р. серебром. Большая часть этой суммы покрыта была из того же источника – из 10 проц. областного капитала, отпускаемого на богоугодные заведения и учреждения общественные. Собор из своих средств, рои своей бедности, мог уделить только четыре тысячи рублей, да ещё собрано было на этот предмет просительными книгами 734 руб. 10 коп.

Архиепископ Димитрий, начавший постройку Кафедрального собора, заботился и о том, что бы всё необходимое для общественного богослужения было приготовлено ко времени окончания постройки собора или вскоре после оной. Немалую заботу для него составляло приобретение колоколов. Ещё в 1833 году архиепископ Димитрий возбудил ходатайство пред Генерал-Губернатором Новороссийским и Бессарабским Михаилом Семёновичем Воронцовым об отпуске для отлития колоколов 1500 пудов меди из старых турецких орудий. По этому поводу архиепископ Димитрий писал князю Воронцову следующее: «Не откажите ходатайством своим украсить Бессарабский храм потребным количеством колоколов. Да возвышают они родами грядущим победу и величие Богом превознесённых Монархов Всероссийских и попечение ваше о благе Бессарабии». Ходатайство графа Воронцова пред военным министром и Государём увенчались успехом. Государь Император Николай Павлович соизволил дать разрешение отпустить 1000 пудов меди на отлитие колоколов из пушек турецких, доставленных из Селистрии и Измаила. Это была новая милость Государя Бессарабской епархии и ценная жертва для Кафедрального Собора. Об этом граф Воронцов известил архиепископа 30 июля 1835 года. Предстояло решить, где удобнее отлить колокола. По совету Бессарабского Губернатора Павла Феодорова решено отлить в Измаиле, где к тому времени предположено было вылить колокола для измаильской соборной церкви. В осуществлении этой мысли принял сердечное участие губернатор Феодоров и комендант измаильской крепости генерал-майор Лев Андреевич Карнович. Последний принял на себя все хлопоты по этому делу, ближайшее наблюдение и распоряжение. Из 1000 пудов меди решено было вылить 5 колоколов: 1- весом в 400 пудов, 2 – в 200 пудов, 3 – в 100 пудов, 4 – в 50 пудов и 5 – в 25 пудов. На каждый пуд меди, для приятного звука колоколов, прибавлено было по 5 фунтов олова. Оставшаяся медь продана была по 23 рубля за пуд. Вырученная сумма пошла на погашению расходов по вылитию колоколов и доставке их в Кишинёв. Расход же по этому предмету простирался до 13 т. рублей. Выливал колокола литейный колокольный мастер, мещанин Киевской губернии, Василий Лосенко. Контракт заключён был на этот предмет с комендантом крепости измаильской Львом Карновичем. На колоколах вылиты следующие слова: «От щедрот Императора Николая I 1838 г.», а по краям – «для Кишиневского Кафедрального Собора». Когда колокола были отлиты, нужно было перевезти их в Кишинёв, что не особенно легко было, принимая во внимание тогдашнее состояние дорог. Архиепископ Димитрий, снесшись с кем следовало, просил распоряжения об исправлении дорог, гатей и мостов, куда должны были следовать с колоколами. За сим, по просьбе первосвященного, назначен был князем Воронцовым чиновник особых поручений Андреевский для осмотра пути и сопровождения обоза с колоколами от Измаила до Кишинёва. Колокола отправлены были из Измаильской крепости 11 июня 1839 года в 5 часу по полудни. Пред отправкою совершено было благодарственное молебствие с освящением воды. Выезд из крепости сопровождался трезвоном в присутствии коменданта, чиновников и множества народа, под ближайшим наблюдением чиновника Андреевского. 25 июня благополучно прибыли с колоколами в Кишинёв. Четыре меньшие колокола помещены были на устроенной колокольне, что же касается 400 пудового колокола, то его невозможно было поместить на той же колокольне. Необходимо было придумать новое помещение для этого колокола; явилась мысль устроить башню «Святые врата».

Первоначальная мысль об устройстве башни — Святых врат при въезде в собор — принадлежит бессарабскому губернатору Павлу Феодорову, который и пожертвовал для этой цели четыре с половиной тысячи, а две с половиною тысячи были пожертвованы: бывшим городским главою и Богачевым, давшим по тысячи рублей, а 500 р. бывшим соборным старостой Рябченко. Так что устройство башни стоило 7 тысяч рублей. На башне укреплены был 400 пудовый колокол и установлены часы, приобретённые Феодоровым из Австрии. За завод, присмотр и исправление сих часов ассигновано было в год 200 р. серебром. И доселе от города делается это вознаграждение одному из часовых мастеров. Часы же в 12 ч. дня возвещают об этом времени жителям города ударом 12 раз в 400 пудовый колокол.

Чем дальше шло время и окончание постройкою и благолепным украшением Соборного храма больше близились к концу, тем больше и больше радовался архиепископ Димитрий, а с ним и жители города. Архиепископ следующее писал графу Воронцову от 17 сентября 1836 года: «Наконец исполнил Господь во благих желание людей своих. Уже воздвигаемый храм в Кишинёве от щедрот Благочестивейшего Государя нашего получил окончательное своё устройство, и внутреннее благолепие оного соответствует величию цели, для коей зиждутся Божьи Храмы. Души и сердца обитателей Кишинёва, при воззрении на святилище сие, невольно исполняются благоговейным восхищением и благодарною любовью к христолюбивому венценосному Зиждителю оного. Они вместе со мною умоляют ваше сиятельство, да коснутся Августейшего слуха их благодарные гласы усерднейших сердец и возносимые молитвы к престолу Господа Саваофа о долголетии Императора». В заключение архиепископ Димитрий просил почтить и осчастливить своим присутствием торжество освящения соборного храма, которое назначено было на 15 октября 1836 г. К этому дню, по просьбе архиепископа Димитрия, губернатор Феодоров оповестил жителей города о предстоящем торжестве. Чин освящения храма архиепископом при участии городского духовенства в присутствии множества народа совершён был торжественно. Благовест к торжеству освящения и литургии начался в 9 часов. После литургии совершено было благодарственное Господу Богу молебствие с произнесением многолетия Государю императору и всему царствующему дому, строителям и благотворителям храма.

Кафедральный собор по освящении был весьма благолепен. В настоящее время он далеко не имеет того благолепного вида, какой имел он и какой должны иметь храмы Господни. Благолепие содействует расположению души и сердца к сердечной молитве. Ждёт соборный храм своих благотворителей для основательного внутреннего ремонта, чтобы возвратить ему ту красоту и благолепие, какие имел храм в 1836 году. На соборные средства сделать это невозможно, средства скудны. Жаль, что ещё время не определено, до которого нашему соборному храму, этой Святыне нашего города, суждено находиться в таком неказистом виде. будем надеяться, что пошлёт Господь любителей церковного благолепия, которые своею щедрою жертвою сделаю то, чего не может сделать собор своими средствами.

Священник Сильвестр Ключицкий.

Кишинёвские епархиальные ведомости, 1889 г, №19.