Очень тяжело читатьrimty писал(а):Ида Голдис, урожденная Бидус. Вилли Голдис, её сын.
- Последнее письмо из гетто
Кишинёвское еврейское гетто
Модератор: rimty
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Письмо было написано на бланке из кишинёвской типографии.rimty писал(а):
- Последнее письмо из гетто
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
В гетто.
Фото из книги "Гетто Кишинёва - окончательный погром", Д. Дорон, Иерусалим, 1976 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Печальная дата - ровно 77 лет...
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Камни преткновения (нем. Stolpersteine) — проект немецкого художника Гюнтера Демнига.
Этот мемориал создан, чтобы напоминать людям о судьбах жертв нацизма.
Бо́льшая часть камней установлена в память еврейских жертв нацизма. Другие камни установлены в память цыган, Свидетелей Иеговы, гомосексуалов, левых, участников Движения Сопротивления и др.
Камнями преткновения являются кубические бетонные камни, окованные листами латуни с надписями.
Они встроены в мостовые или тротуары перед бывшими домами жертв нацизма.
На латунной пластине выгравировано имя, год рождения, год и место смерти человека.
С камнями должны храниться воспоминания о преследованиях нацистской эпохи. Они побуждают прохожего остановиться и прочесть написанное.
К апрелю 2015 г. было установлено 50000 камней в 1200 городах и населенных пунктах Германии, Австрии и других европейских стран.
(Wikipedia)
24 июля 2018 года по инициативе Центра реабилитации жертв пыток Mеmoria, Еврейской общины Молдовы, Agențiа de inspectare și restaurare a monumentelor, при финансовой поддержке Посольства США проект был продолжен также и в Кишинёве.
Фотографии - Facebook, Ion Stefanita
Этот мемориал создан, чтобы напоминать людям о судьбах жертв нацизма.
Бо́льшая часть камней установлена в память еврейских жертв нацизма. Другие камни установлены в память цыган, Свидетелей Иеговы, гомосексуалов, левых, участников Движения Сопротивления и др.
Камнями преткновения являются кубические бетонные камни, окованные листами латуни с надписями.
Они встроены в мостовые или тротуары перед бывшими домами жертв нацизма.
На латунной пластине выгравировано имя, год рождения, год и место смерти человека.
С камнями должны храниться воспоминания о преследованиях нацистской эпохи. Они побуждают прохожего остановиться и прочесть написанное.
К апрелю 2015 г. было установлено 50000 камней в 1200 городах и населенных пунктах Германии, Австрии и других европейских стран.
(Wikipedia)
24 июля 2018 года по инициативе Центра реабилитации жертв пыток Mеmoria, Еврейской общины Молдовы, Agențiа de inspectare și restaurare a monumentelor, при финансовой поддержке Посольства США проект был продолжен также и в Кишинёве.
Фотографии - Facebook, Ion Stefanita
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Первый памятный камень был установлен по ул. Александру чел Бун, 17, где жил Моисей Берлянд.rimty писал(а):Камни преткновения (нем. Stolpersteine)
24 июля 2018 года по инициативе Центра реабилитации жертв пыток Mеmoria, Еврейской общины Молдовы, Agențiа de inspectare și restaurare a monumentelor, при финансовой поддержке Посольства США проект был продолжен также и в Кишинёве.
Моисей Берлянд родился 23.07.1885 г. в Кишиневе. Он является дедушкой французского актера François Berléand.
В межвоенный период Моисей Берлянд уехал из Бессарабии во Францию. Будучи во Франции в период нацистской оккупации, арестовaн и депортирoвaн в концлагерь Дранси под Парижем. 7 марта 1944 года Моисей Берлянд был депортирован транспортом номер 69 в лагерь смерти Освенцим (Аушвиц Биркенау), где и был убит.
По данным на 15 марта 1940 г., Соломон Берлянд, отец убитого, являлся владельцем здания по ул. "27 Martie 1918", № 15 и № 17 (современ. Alexandru cel Bun).
В момент установки камня присутствовали дальние родственники Моисея Берлянда.
Второй «камень преткновения» был установлен рядом с домом № 27 по Армянской улице, где проживала Буня Брон.
Буня Брон родилась в 1890 г. в Кишинёве в семье Фишеля и Леи Имас; была замужем за Ицхаком Брон.
По данным 1940 г. Б. Брон вместе со своей матерью, Леей Имас, являлась владелицей квартиры пo ул. Армянской, 27.
По данным архива Яд Вашем, Буня Брон была расстреляна в 1941 году.
На основе информации ultimaadresa.md
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Карта Гетто в более хорошем качестве.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Еврейское Гетто
Здравствуйте! Я буду очень признательна информации о Балтском гетто. В нем находились мои бабушка, дедушка, мой папа 1941-го г.р., вся их семья. Я разыскиваю материалы о дедушке, он ушел на фронт после освобождения гетто и погиб в феврале 1945-го года. Спасибо!Рональд писал(а):Знаю,что в Балтском гетто были евреи из Кишинева.Пишу сейчас с рабочего компа,завтра буду дома,выложу инфу.
Re: Еврейское Гетто
Вот информация, воспоминания о Балтском гетто:Olga_H писал(а):Здравствуйте! Я буду очень признательна информации о Балтском гетто. В нем находились мои бабушка, дедушка, мой папа 1941-го г.р., вся их семья. Я разыскиваю материалы о дедушке, он ушел на фронт после освобождения гетто и погиб в феврале 1945-го года. Спасибо!Рональд писал(а):Знаю,что в Балтском гетто были евреи из Кишинева.Пишу сейчас с рабочего компа,завтра буду дома,выложу инфу.
viewtopic.php?p=54915#p54915
viewtopic.php?p=54920#p54920
Re: Еврейское Гетто
Мои прадедушка и прабабушка прошли через это гетто.Olga_H писал(а):Я буду очень признательна информации о Балтском гетто. В нем находились мои бабушка, дедушка, мой папа 1941-го г.р., вся их семья. Я разыскиваю материалы о дедушке, он ушел на фронт после освобождения гетто и погиб в феврале 1945-го года. Спасибо!
Re: Еврейское Гетто
Добрего времени суток ! Вы можете связаться с Вадимом Ароновичем Винярским ,альбо с Павлом Козленко .Есть его страница на FB - https://www.facebook.com/search/top/?q= ... SEARCH_BOXOlga_H писал(а):Здравствуйте! Я буду очень признательна информации о Балтском гетто. В нем находились мои бабушка, дедушка, мой папа 1941-го г.р., вся их семья. Я разыскиваю материалы о дедушке, он ушел на фронт после освобождения гетто и погиб в феврале 1945-го года. Спасибо!Рональд писал(а):Знаю,что в Балтском гетто были евреи из Кишинева.Пишу сейчас с рабочего компа,завтра буду дома,выложу инфу.
Он непосредственно занимается историей Балтского гетто. С ув.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Сегодня, 25 июля - печальная дата. 78 лет назад в 1941 году, было основано Кишиневское гетто...
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Из газеты "Наш Голос"
Письмо из Кишинёвского гетто
«Единственное, о чем я сожалею, так это то, что мои глаза больше никогда вас не увидят, я много страдаю. Была надежда, что мы снова увидимся, но она исчезла. Раз, лишь только раз увидеть вас снова, а затем - пусть самое худшее произойдет».
Строки из последнего письма, написанного Идой Голдиш ее старшей сестре Кларе, накануне депортации из Кишиневского гетто в Транснистрию.
Ида Голдиш (в девичестве Бидус) была депортирована вместе с маленьким сыном Вилли и младшей сестрой Добой из Кишиневского гетто в Транснистрию в октябре 1941 года. Ее муж Иосиф находился в рабочих батальонах румынской армии. Ида, Вилли и Доба были вынуждены идти пешком вместе с другими депортированными евреями из гетто. По пути Ида и Доба по очереди несли маленького Вилли на спине в специальном рюкзаке, который они сшили для этого. В начале 1942 года в сильные морозы мальчик замерз насмерть, и его мать, потерявшая желание жить, умерла через несколько дней, выпив отравленную воду. Иде было 24-е года, а Вилли всего три.
Иде удалось переправить это письмо из гетто через нееврейского связного, который работал с Добой в пекарне. Письмо было передано Кларе, которая осталась в Румынии.
Клара и Доба (позже Шварц) выжили, репатриировались в Израиль и сохранили это письмо. В 1979 году Доба Шварц заполнила Лист свидетельских показаний в память о своей сестре Иде и племяннике Вилли. Иосиф также выжил и репатриировался в Израиль.
Письмо, написанное на румынском языке, было передано в Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд Вашем дочерью Добы, Иехудит Шели, которая была сотрудницей архива музея.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Остфронт материал дает
https://ost-front.info/prop/7008/
СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА НЕМЕЦКОЙ ВОЕННОЙ МИССИИ В РУМЫНИИ «НЕМЕЦКИЙ ТОВАРИЩ» №9 от 31 августа 1941 года. «В КИШИНЕВСКОМ ГЕТТО»
https://ost-front.info/prop/7008/
СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА НЕМЕЦКОЙ ВОЕННОЙ МИССИИ В РУМЫНИИ «НЕМЕЦКИЙ ТОВАРИЩ» №9 от 31 августа 1941 года. «В КИШИНЕВСКОМ ГЕТТО»
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Из интервью с исполнительным директором Института иудаики Молдовы Евгением Бриком.
Ваши ролики о Холокосте наделали шума: многие не знали, что людей убивали прямо там, где сегодня в Кишинёве места отдыха.
– Да, один из отзывов так и звучал: «Я каждый день гуляю по бывшему Комсомольскому озеру, но даже и представить не могла, что в этой сосновой тиши, где мамы с детками кормят уток и белок, происходило такое».
С какого возраста нужно начинать говорить о Холокосте?
– Я никогда не читал лекций на эту тему ребятам младше десятого класса. Считаю, что пятиклашкам рассказывать о Холокосте нет смысла: они ещё дети и воспримут всё как страшную сказку. Тем более что долгое время молдавские школьники вообще едва ли слышали об этой трагедии. Учебники истории о ней молчали, и только с недавнего времени в старших классах ввели курс по Холокосту.
Помимо Холокоста, какие ещё эпизоды еврейской истории вас привлекают?
– Привлекают белые пятна, которые требуют прояснения. Когда евреи появились на территории Молдавии? Некоторые говорят: сто лет назад. Тем временем на юге республики существуют захоронения, которым две тысячи лет, эпохи ещё римских легионеров – и там надписи на иврите.
Привлекают и личности. Вот жил в XVI веке интересный человек – гражданин Турции по имени Шломо Бен Натан Ашкенази. Выходец из Италии, он умудрился сделать карьеру врача и дипломата при турецком султане, а глубоким старцем побывал в Молдове. Здесь правил тогда господарь Иммануил Арон. Ему нужны были деньги, потому что правила были такие: кто больше денег даст турецкому султану, тому и трон. И вот Арон пришел к Ашкенази и сообщил: «Скажу тебе страшную тайну. Моя мама на самом деле еврейка. Денег дашь?» Ашкенази выделил ему энную сумму, но взамен взял обещание вернуть евреев Молдовы из изгнания. Господарь же обещания не выполнил, а напротив, отослал своего мецената в Трансильванию, где его хотели казнить. В итоге Ашкенази, который в прошлом был известен как спаситель еврейских общин – и по легенде, уберег от изгнания евреев Венеции – был сам спасён общиной. Венгерские и британские евреи собрали нужную сумму денег и выкупили старика. Подобные истории привлекают меня.
Как вышло, что вы, доктор экономических наук, вдруг занялись историей евреев?
...Как еврей я всегда увлекался еврейской историей. Что творилось с еврейством на молдавской земле? Что происходило здесь во времена Холокоста? Ведь даже цифры жертв у разных исследователей до сих пор серьёзно разнятся: сколько убитых принадлежало к местной общине, сколько были привезены из других мест – это вопросы большого системного исследования.
Или другой феномен: еврейские сельскохозяйственные колонии в Молдове. По законам Российской империи, евреи долгое время не имели права работать на земле. Однако ещё в Молдавском княжестве действовал закон, по которому им это разрешалось. На юге Молдовы около десяти тысяч евреев были аграриями. А в середине XIX столетия возникли бессарабские сельхозколонии, в основном на севере Бессарабии.
В советское время источники для научных исследований были закрыты. А в 1990-е годы они открылись, и я увидел лакуны, пустые
пространства – мне захотелось их заполнить.
источник
Ваши ролики о Холокосте наделали шума: многие не знали, что людей убивали прямо там, где сегодня в Кишинёве места отдыха.
– Да, один из отзывов так и звучал: «Я каждый день гуляю по бывшему Комсомольскому озеру, но даже и представить не могла, что в этой сосновой тиши, где мамы с детками кормят уток и белок, происходило такое».
С какого возраста нужно начинать говорить о Холокосте?
– Я никогда не читал лекций на эту тему ребятам младше десятого класса. Считаю, что пятиклашкам рассказывать о Холокосте нет смысла: они ещё дети и воспримут всё как страшную сказку. Тем более что долгое время молдавские школьники вообще едва ли слышали об этой трагедии. Учебники истории о ней молчали, и только с недавнего времени в старших классах ввели курс по Холокосту.
Помимо Холокоста, какие ещё эпизоды еврейской истории вас привлекают?
– Привлекают белые пятна, которые требуют прояснения. Когда евреи появились на территории Молдавии? Некоторые говорят: сто лет назад. Тем временем на юге республики существуют захоронения, которым две тысячи лет, эпохи ещё римских легионеров – и там надписи на иврите.
Привлекают и личности. Вот жил в XVI веке интересный человек – гражданин Турции по имени Шломо Бен Натан Ашкенази. Выходец из Италии, он умудрился сделать карьеру врача и дипломата при турецком султане, а глубоким старцем побывал в Молдове. Здесь правил тогда господарь Иммануил Арон. Ему нужны были деньги, потому что правила были такие: кто больше денег даст турецкому султану, тому и трон. И вот Арон пришел к Ашкенази и сообщил: «Скажу тебе страшную тайну. Моя мама на самом деле еврейка. Денег дашь?» Ашкенази выделил ему энную сумму, но взамен взял обещание вернуть евреев Молдовы из изгнания. Господарь же обещания не выполнил, а напротив, отослал своего мецената в Трансильванию, где его хотели казнить. В итоге Ашкенази, который в прошлом был известен как спаситель еврейских общин – и по легенде, уберег от изгнания евреев Венеции – был сам спасён общиной. Венгерские и британские евреи собрали нужную сумму денег и выкупили старика. Подобные истории привлекают меня.
Как вышло, что вы, доктор экономических наук, вдруг занялись историей евреев?
...Как еврей я всегда увлекался еврейской историей. Что творилось с еврейством на молдавской земле? Что происходило здесь во времена Холокоста? Ведь даже цифры жертв у разных исследователей до сих пор серьёзно разнятся: сколько убитых принадлежало к местной общине, сколько были привезены из других мест – это вопросы большого системного исследования.
Или другой феномен: еврейские сельскохозяйственные колонии в Молдове. По законам Российской империи, евреи долгое время не имели права работать на земле. Однако ещё в Молдавском княжестве действовал закон, по которому им это разрешалось. На юге Молдовы около десяти тысяч евреев были аграриями. А в середине XIX столетия возникли бессарабские сельхозколонии, в основном на севере Бессарабии.
В советское время источники для научных исследований были закрыты. А в 1990-е годы они открылись, и я увидел лакуны, пустые
пространства – мне захотелось их заполнить.
источник
Re: Кишинёвское еврейское гетто
Интересно, еврейская община как-то отреагировала на памятник фашистам в Валя Морилор? Если верить Евгению Брику это место расстрела Цирельсона.
- er-xvl
- Модератор

- Сообщения: 2700
- Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
- Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E
Re: Кишинёвское еврейское гетто
///
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвское еврейское гетто
А, ну тогда да! С мнением России и её бессменного Президента считаются во всём мире! (И даже, наверное, за его пределами...)





