Это точно Бендеры. Снято от крепости. Фото этого периода есть в разделе Бендеры, только снято с другой стороны.Gaerlind писал(а):Разместил это фото в железнодорожном разделе, но решил продублировать и здесь.
Деревянный мост через Днестр построенный немецкими войсками взамен взорванного при отступлении Советскими войсками.
Мост железнодорожный, но в момент съемки видимо пути по нему еще не проложены и по нему едут несколько гужевых подвод. Если присмотритесь, то за этим мостом чуть дальше виден наполовину построенный деревянный мост чуть меньшего размера. Вот он предназначен для автомобилей.
Фото из архива Имперских железных дорог - Deutsche Reichsbahn (такое название носили Немецкие железные дороги в тот период).
1942 год.
Точное место съемки в архиве не указано, но предположительно это окрестности Бендер или Резины. Других мест где железная дорога пересекала бы Днестр (напомню про железнодорожный мост разрушенный при отступлении) у нас в Молдове вроде не было...
Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Модератор: rimty
- Васисуалий
- Местный
- Сообщения: 780
- Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Пленные, взятые советскими войсками на территории МССР в августе 1944 года.
(timpul.md)
(timpul.md)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
аукционные фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Итальянский фотограф Federico Patellani снимал окрестности и колонну передвигавшyюся через Бессарабию (Фалешты - Бельцы - Сороки).
Фотографии расположены по порядку, слева направо, от номера 0015508 по 0015545.
Фотографии расположены по порядку, слева направо, от номера 0015508 по 0015545.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
термос у немца такая диковинка видимо , у нас и не знали думаю о существовании термосов. Пленные на фото, а какого года съёмка?Ionelus писал(а):Итальянский фотограф Federico Patellani снимал окрестности и колонну передвигавшyюся через Бессарабию (Фалешты - Бельцы - Сороки).
Фотографии расположены по порядку, слева направо, от номера 0015508 по 0015545.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Они италианцы. Год 1941 или 1942.Россея писал(а):термос у немца такая диковинка видимо , у нас и не знали думаю о существовании термосов. Пленные на фото, а какого года съёмка?Ionelus писал(а):Итальянский фотограф Federico Patellani снимал окрестности и колонну передвигавшyюся через Бессарабию (Фалешты - Бельцы - Сороки).
Фотографии расположены по порядку, слева направо, от номера 0015508 по 0015545.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Chilia Noua. Август 1941 г. На принудительных работах.
архив Yad Vashem
архив Yad Vashem
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Аукционное.
1941-й год. По дороге из Бельц в Николаев
1941-й год. По дороге из Бельц в Николаев
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Фотографии из альбома немецкого солдата (аукционные).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Васисуалий
- Местный
- Сообщения: 780
- Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Интересно, что за Рошканы на фото? Может Рышканы?
А мост вовсе не Тираспольский.
А мост вовсе не Тираспольский.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Вероятно, Рышканы.Васисуалий писал(а):Интересно, что за Рошканы на фото? Может Рышканы?
А мост вовсе не Тираспольский.
A мост, значит, не в Тирасполе... Все фотографии в альбоме так аккуратно подписаны, что у меня не возникло сомнений в достоверности места сьёмки.
- Васисуалий
- Местный
- Сообщения: 780
- Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Аккуратно, к сожалению, не значит достоверно...rimty писал(а):Вероятно, Рышканы.Васисуалий писал(а):Интересно, что за Рошканы на фото? Может Рышканы?
А мост вовсе не Тираспольский.
A мост, значит, не в Тирасполе... Все фотографии в альбоме так аккуратно подписаны, что у меня не возникло сомнений в достоверности места сьёмки.
Жаль, иногда путаницу вносят такие подписи.
Вероятно время между съёмкой и получением фото прошло достаточно, забылось где точно снято, отсюда не точности. Но неточность с мостом, а вот за Рошканы не скажу. Сколько Рошкан вообще есть на Пруту? А может в Румынии тоже есть?
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Аккуратно не только с точки зрения почерка: на остальных фотографиях место съёмки действительно соответствует подписи (например, Одесса, Греция).Васисуалий писал(а):Аккуратно, к сожалению, не значит достоверно...
Жаль, иногда путаницу вносят такие подписи.
Вероятно время между съёмкой и получением фото прошло достаточно, забылось где точно снято, отсюда не точности. Но неточность с мостом, а вот за Рошканы не скажу. Сколько Рошкан вообще есть на Пруту? А может в Румынии тоже есть?
Так что не исключено, что и в "наших" фото нет ошибки (за исключением моста в Тирасполе).
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
На каждого эвакуированного заводилась карточка. Вот несколько примеров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Интересные документы о военных действиях в воздухе и с воздуха впервые дни войны.
взято отсюда Переводчики документов в скобках дают пояснительные комментарии.
BA-MA, RL 7/471
Секретно, только для командования
Телеграфная станция:
Наименование аппарата: GTBT
Текущий номер: 0617
Принято Дата: 22.6. 1941, в 22:00 Отправлено Дата: 23.6.1941, в 00:35
Телеграмма Штаб связи, полковник Бассанж (Bassenge)
1) Наземная обстановка:
Добруджа:
На Черноморском побережье без особых происшествий. Артиллерийская перестрелка в Тулче (Tulcea) и Исакче (Isaccea).
Прутский фронт:
Захвачены плацдармы к востоку от Галаца у Оанча (Oancea), Фэлчиу (Fălciu) и Стэнилешти (Stănilesti).
Северная Буковина:
Сильное сопротивление противника юго-восточнее города Черновцы. Использование [противником] танков.
Общее впечатление:
Сильное сопротивление противника в Северной Буковине. На Прутском фронте – более слабое сопротивление, вероятное отступление отдельных частей противника.
2) Воздушная обстановка:
Кроме отдельных коротких полетов самолетов-разведчиков за р. Прут, противник нанес всего один воздушный удар, использовав для этого четыре самолета. Целью удара был железнодорожный мост через р. Путна в 20-ти километрах к северу от Фокшаны (странно, но именно этого удара в сводках советских авиадивизий не обнаруживается - М.С.). Нападение успеха не имело. Бомбометание выполнялось якобы с пикирования.
Операции румынского авиакорпуса:
В 4:20 вылетели 18 самолетов He-111 вместе с эскадрильей Me-109.
Цель: [аэродром] Кишинев-Южный. Там обнаружены от 10 до 12 двухмоторных самолетов. Некоторые из них были охвачены огнем. Противовоздушная оборона не организована. Та же группа "хейнкелей" произвела бомбардировку автопарка под Тирасполем. Пожары.
В 4:14 9 самолетов Savoya SM-79 (трехмоторный бомбардировщик итальянского производства - М.С.) вылетели в сопровождении одной эскадрильи IAR-80 (истребитель румынского производства - М.С.). Цель: аэродром Болгарийка, на котором находились 20 одномоторных самолетов (один из двух аэродромов 67 ИАП, 22 июня этот полк стал, вероятно, самым результативным во всех советских ВВС - М.С.). Результат: уничтожено около 10 самолетов. Сильное сопротивление вражеских истребителей. Наши потери: два Savoya-79 не вернулись, один Savoya совершил аварийную посадку на нашей территории. Еще один Savoya был обстрелян и при посадке разбился.
В 11:15 13 самолетов Potez-63 (легкий 2-моторный бомбардировщик французского производства - М.С.) вылетели в сопровождении 12 самолетов He-112 (немецкий истребитель, выпущен в конце 30-х годов малой серией - М.С.). Цель: аэродром Болград (второй аэродром 67 ИАП - М.С.), на котором было от 15 до 20 одномоторных самолетов. На земле уничтожено от 10 до 12 самолетов. Имел место сильный обстрел зенитными установками и противодействие истребителей противника. Потери: два POTES-63 не вернулись с операции.
В 11:45 9 самолетов IAR-37 (легкий 1-моторный бомбардировщик румынского производства - М.С.) вылетели вместе с 8 шт. He-112. Цель: аэродром Измаил (аэродром ВВС Черноморского флота - М.С.). На аэродроме размещены палатки и бараки. Эффективность операции под сомнением. Произошел воздушный бой примерно с десятью истребителями противника, из которых один был сбит. Наши потери: сбит один IAR-37 и один IAR-37 совершил аварийную посадку на нашей территории.
В 12:10 Удар по наземным целям силами 9 самолетов LOS (2-моторный бомбардировщик PZL-37 "Лось" польского производства - М.С.) в сопровождении 6 истребителей "Харрикейн" (Hurrican). Цель: аэродром Болград. Эффективность налета в связи с имевшим место воздушным боем установить не удалось. 4 вражеских самолета сбиты нашими истребителями. Наши потери: 2 шт. LOS.
Результат [общий]: сбито ок. 5 истребителей противника И-16 (Rata), ок. 20 уничтожены на земле (отмеченные в Оперативных сводках потери 67 ИАП составили: "один самолет И-16 сгорел; один самолет И-16 подбит на земле, летчик старший лейтенант Мокляк погиб, один летчик тяжело ранен" - М.С.).
Наши потери: сбито 8 самолетов, 5 шт. совершили аварийную посадку или повреждены.
3) Разведка с воздуха:
Разведка показала наличие значительных сил истребительной авиации противника в Южной Бессарабии. В центре и на севере румынского театра военных действий присутствие противника очень незначительно. На аэродроме неподалеку от Кулевча (Kulevcea) замечены от 25 до 30 двухмоторных самолетов.
4) Наши задачи на 23.6
Под прикрытием истребителей нанести удары по вражеским аэродромам с истребительной авиацией в районе Болграда.
Наши довольно большие потери были обусловлены применением разнотипных самолетов, а также недостаточным истребительным прикрытием, которое отныне будет значительно усилено.
Штаб связи, полковник Бассанж
(подпись)
Перевел Андрей Фабрициус
Этот документ, составленный в (или для) штабе связи люфтваффе с румынскими ВВС, отражает действия румынской авиации. В следующем будут отчеты о действиях 4-го Авиакорпуса люфтваффе в те же дни
***********************************************
BA-MA, RL 8/31
Штаб IV авиакорпуса, 23.6.41
Отдел разведки и контрразведки
Оперативная сводка за 22.6.41
1) Действия противника
За исключением кратковременных пролётов отдельных вражеских разведывательных самолётов над р. Прут отмечен только налёт четырёх вражеских самолётов на железнодорожный мост через р. Путна (Putna) в 20 км к северу от Фокшаны. Удар, выполненный по непроверенным данным в пикировании, оказался безуспешным.
2) Действия IV авиакорпуса
IV авиационный корпус с раннего утра 22.6.41 наносил массированные удары смешанными ударными группами по вражеским аэродромам и известным наземным целям в районе к северу от линии Vaslui - Дубосары, добившись очень хороших успехов. Основной упор в ударах делался на фланге у Черновцы и Балта. Благодаря отличному взаимодействию между бомбардировочными и истребительными соединениями при этих ударах были достигнуты очень большие результаты и обеспечено превосходство в воздухе в указанном районе.
В районе Черновцы силами [бомбардировщиков] I и II/KG-27 совместно с [истребителями] JG-77 и I/LG-2 уничтожено на земле 102 самолёта и еще 6 вражеских самолётов (И-16 и МиГ-3) сбито в воздушных боях, в том числе один - бомбардировщиком Не-111 (бортстрелком II/KG-27). На аэродромах достигнуто много попаданий в ангары и самолёты на стоянках (район базирования 149 ИАП, ВВС Юго-Западного фронта; это был один из самых первых (в 4-10 утра по местному времени), самый массированный и один из самых успешных налетов люфтваффе на советские аэродромы за весь день 22 июня; на земле уничтожено порядка 20-30 самолетов - М.С.)
В районе Бельцы силами III/KG-27 совместно со штабом, II и III/JG-77 уничтожено на земле 40 самолётов и 10 истребителей сбито в воздушных боях (действительно, аэродром базирования 55 ИАП, трижды подвергся 22 июня бомбовым ударам противника и потерял, по разным документам, от 4 до 11 самолетов - М.С.).
Кроме того, ударам подвергались автомобильные и пешие колонны, палаточные лагеря и казармы, два склада горючего, с достижением очень хорошо заметных результатов. Палаточные лагеря, казармы и склады горючего были подожжены, пешие колонны рассеяны.
Таким образом, всего уничтожено на земле 142 самолёта и 16 сбито в воздушных боях. Следует рассчитывать на ещё большее число уничтоженных на земле самолётов, учитывая отличное бомбометание по аэродромам и штурмовые удары с малых высот, выполняемые с большим искусством.
3) Действия румынских авиационных соединений
Румынские авиационные соединения наносили 22.6 массированные удары по вражеским аэродромам к югу от линии Vaslui - Дубосары, демонстрируя тесное взаимодействие бомбардировочных и истребительных соединений. Всего было задействовано около 65 бомбардировщиков и 45 истребителей.
Результат:
На земле уничтожено примерно 20 самолётов. В воздушных боях сбито примерно 5 вражеских истребителей. Ангары и палатки атакованы бомбами и пулемётным огнём.
Потери: 8 самолётов потеряно безвозвратно, 5 самолётов совершили вынужденную посадку или повреждены (в сводке не учтены два разведывательных "Бленхейма" румынских ВВС, сбитых 22.6 на юге Бессарабии - М.С.)
4) Действия соседних соединений
В боевых действиях соседних 1-го и 2-го Воздушных флотов центральное место также отводилось борьбе с вражескими ВВС. Используя мощные смешанные группы, они наносили очень успешные удары по вражеским аэродромам, о расположении которых имелись подтверждённые сведения. При этом на земле были уничтожены сотни самолётов, и большое их число было сбито в воздушных боях и зенитной артиллерией. При одном из налётов из 36 вражеских самолётов было сбито 32. Подполковник Мёльдерс записал на свой счёт 72-ю победу в воздухе. При одном из налётов из 75 вражеских самолётов было сбито 21.
Общее впечатление:
Благодаря сильным и внезапным ударам по вражеским ВВС централизованное управление русскими военно-воздушными силами частично совершенно нарушено, что ясно проявлялось в отдаче приказов по радио открытым текстом и в многочисленных запросах из частей своему командованию, например: "Подвергаемся ударам, что мы должны делать?", "Запрашиваем помощь!", "Все пилоты должны приземлиться в Bobznisk (140 км к югу от Минска)!".
5) Обстановка на земле
На черноморском побережье кроме артиллерийских обстрелов с обеих сторон в районе Тульча Tulcea (румынский город в районе дельты Дуная - М.С.) боевых действий нет. После первоначального внезапного удара в Бессарабии похоже, что противник здесь остановлен. Разведывательные рейды через р. Прут выполняются планомерно и пока полностью успешно. На буковинском фронте (т.е. на правом фланге Юго-Западного фронта - М.С.) сильное сопротивление. Driurguleste нашими войсками оставлен. Мост через р. Прут в Oanzea потерян в результате контратаки противника. Мосты через Прут в Bogdanesti и Falcin находятся в руках румын. У Albita создан румынский плацдарм. У Kotumory расширенный немецкий плацдарм. Там контрудар противника был сорван.
Общее впечатление:
В Северной Буковине сильное сопротивление, на Прутском фронте более слабое.
6) Обстановка на море
II/KG-4 ранним утром 22.6 успешно выполнила минирование входа в севастопольский порт, используя 9 Не-111 (печально знаменитый, самый первый налет вражеской авиации на советскую территорию; тот самый, который был "успешно отражен благодаря бдительности наркома Н.Г. Кузнецова" - М.С.).
Визуальным наблюдением установлено наличие в гавани Севастополя линкора "Парижская Коммуна", в Одессе и в море между Одессой и Севастополем — многочисленных больших и малых торговых судов.
За штаб корпуса
Начальник штаба:
Оперативный отдел
******************************************************
Штаб IV авиакорпуса, 24.6.41
Отдел разведки и контрразведки
Оперативная сводка за 23.6.41
1) Действия противника
При вражеских налётах в полосе базирования 1-го Воздушного флота (Тильзит, Мейденбург) и 2-го Воздушного флота (аэродром в Бяла-Поляска) нанесён лишь незначительный ущерб материальной части и живой силе. Противник атаковал в сомкнутом строю, не заботясь об обороне.
2) Действия IV авиационного корпуса
IV авиакорпус с раннего утра 23.6 наносил массированные удары смешанными ударными группами по вражеским аэродромам и известным наземным целям в районе к северу от линии Vaslui - Дубосары, добившись хороших результатов. Основные усилия при ударах приходились на районы Бельцы, Кишинев и Черновцы.
В районе Бельцы силами III/KG-27, II/JG-77, III/JG-77 и I/LG-2 уничтожено на земле на аэродроме Бельцы 15–20 самолётов, 3 самолёта сбито в воздушных боях (ничего подобного в документах 55 ИАП и 20 САД не обнаруживается - М.С.). На дороге Бельцы - Яссы бортовым оружием успешно поражались артиллерийские, танковые и топливные колонны.
В районе Кишинев силами III/KG-27 силами II, III и штаба/JG-77, II/KG-27 и I/LG-2 на аэродроме Кишинев-III уничтожено на земле 9 самолётов, в окрестностях Кишинев была атакована автоколонна (3 грузовика подожжены), войсковой лагерь, палаточный лагерь и позиция зенитной артиллерии. Четыре самолёта сбито в воздушных боях (потеря трех самолетов 4 ИАП в воздушном бою подтверждается советскими документами, потери на земле не отмечены - М.С.). На аэродроме Тирасполь на земле уничтожено 2 самолёта и 1 самолёт сбит.
В районе Черновцы силами [истребителей] I/LG-2 и III/JG-77 бортовым оружием наносились удары по поездам, выходящим со станции Черновцы в северном, восточном и западном направлениях. Пять самолётов сбито в воздушных боях. Силами II/KG27 и III/JG77 был успешно нанесён удар по аэродрому Horocea. На земле уничтожено 20 самолётов, наблюдалось два взрыва на складе горючего, бараки и радиостанция повреждены. На станции Коломыя был атакован поезд.
При ударах [бомбардировщиков] I/KG-27 по аэродромам Кулевча, Выгода и Либенталь (два последних около Одессы - М.С.) было уничтожено 10 самолётов наверняка и 9 вероятно (фактически сгорел один и были повреждены четыре И-153 из состава 299 ШАП - М.С.). В автоколонне было уничтожено 6 грузовиков, другие повреждены.
При налетах III/KG-27 на г. Проскуров было отмечено попадание бомб в черте города. Далее наблюдались взрывы поезда и были успешно атакованы механизированные колонны.
Всего было уничтожено на земле 67 самолётов и 16 сбито в воздушных боях. Потерян один Bf-109. Разведывательная эскадрилья 3(F)/121 собрала в результате многочисленных вылетов ценные сведения (частично в виде аэрофотоснимков) об обстановке на аэродромах и в портах.
3) Действия румынских авиационных соединений
24 румынских истребителя, действующие в районе Болград-Болгарийка, сбили 6 вражеских истребителей. Один румынский самолёт потерян (67 ИАП заявил в тот день 4 сбитых самолета противника, собственные потери - два И-16)
4) Общее впечатление:
Внезапный удар по вражеским ВВС по всему Восточному фронту застал их на ранее разведанных аэродромах и привёл к уничтожению в общей сложности 1111 самолётов, из них в воздушных боях 223 и на земле 888. Этим вражеской авиации был нанесён решающий удар.
5) Обстановка на земле
Все мосты через Буг и пограничные укрепления, частично очень мощные, захвачены неповреждёнными нашей группой армий "Юг". На настоящий момент на земле группой армий "Юг" уничтожено 420 вражеских самолётов, группой армий "Центр" - 600. Русское сопротивление беспорядочное, делаются попытки выходить из боя. Русские ВВС не активны.
Противник собрал у р. Прут большие силы, по-видимому, собираясь отбить или разрушить мосты через Прут. Главными пунктами концентрации усилий русских являются Фельчиу и Leuscheny. Противник готовит крупное наступление в направлении Галац, также, вероятно, в районе Кагул (первый пункт на Дунае, второй у Прута - М.С.). Мы удерживаем плацдармы у мостов у Bogdanesti, Скуляны и Santa Maria и высоты к северо-западу от неё. Мосты [на р. Прут] у Штефанешти и Radauti взорваны. Сковывание сил противника выполнено успешно.
Последующая задача: оборона и продолжение разведки.
6) Обстановка на море
Ранним утром 22.6 русские береговые батареи обстреляли румынские миноносцы. Потерь нет.
В ночь с 22 на 23.6 выполнен воздушный налёт [советской авиации] на порт Констанца. Отмечены попадания бомб на территории порта. Подверглась бомбардировке морская радиостанции в порту Сулина
23 июня II/KG-4 успешно выполнила минирование Очаковского фарватера (Николаев). Аэрофотосъёмка выявила большое число торговых судов в Одессе и нахождение почти всего Черноморского флота в Севастополе.
В 04:00 средствами радиопеленгации засечено четыре морские цели (вероятно, русские подводные лодки).
В 04:15 налёт 14 русских самолётов на Бриэла (порт на р. Дунай - М.С.), взрывы бомб на территории порта. Вероятно, один самолёт был сбит. Сообщение об обстреле русской артиллерией порта Галац.
В 06:05 24.6 сообщение о выброске русских парашютистов к северу от порта Констанца.
7) Общие итоги (на 12:00 23.6)
Количество уничтоженных 22 июня 4-м Воздушным флотом (т.е. с учетом действий 5-го авиакорпуса в небе над Украиной - М.С.) самолётов увеличилось следующим образом:
сбито в воздушных боях 57 самолётов
уничтожено на земле 486 самолётов
повреждено на земле 23 самолёта
всего 566 самолётов
Вражеская истребительная авиация прикрытия всё ещё выглядит многочисленной, часто с использованием групп в 15-25 самолётов, но эскорт способен их подавить либо от них можно оторваться за счёт превосходства в скорости. До настоящего момента успешными были лишь попадания артиллерийских снарядов, выпущенных с большого расстояния. От атак наших истребителей И-16 (Rata) удаётся уходить, выполняя крутые виражи и перевороты через крыло со снижением.
Фотографии показывают большое число самолётов без камуфляжа. В радиограмме были затребованы чехлы для самолётов, чтобы закрыть опознавательные знаки. Здесь может идти речь о мерах по маскировке. Согласно сообщениям, русские должны подготовить для своих самолётов чехлы с чужими опознавательными знаками. О макетах самолётов до настоящего времени сообщалось только в отношении одного аэродрома. Следует, однако, рассчитывать на их использование.
За штаб корпуса
Начальник штаба:
Оперативный отдел
**************************************************
Телеграмма
HSTXR 19 949 27.6.41 13:10
В штаб связи, полковнику Бассанжу
Оперативная сводка от 24.6.41
1) Действия противника:
Во время подлёта 6 русских самолётов из Скуляны к Tiganas 4 самолёта было сбито зенитным огнём у г. Яссы. 12 вражеских самолётов бомбили Epurine, при этом один самолёт сбит зенитной артиллерией. При ударе по Констанца были сброшены бомбы, причём различные зажигательные бомбы упали в море (по-видимому, экстренный сброс). Западнее Констанца один самолёт сбит пулемётом, часть экипажа взята в плен. Они имели маски для высотных полётов. 25.6 (так в тексте - М.С.) в 6:55 аэродром Цилестия был атакован шестью ДБ-3 с высоты 6000 метров. Бомбы упали южнее, за пределами аэродрома.
Разведка по всему Восточному фронту свидетельствует о постоянных и кратковременных перемещениях в расположении вражеских аэродромов, что может быть следствием планомерных действий по введению в заблуждение или обороне. Вчерашнее донесение о сбросе парашютистов у Corbul (25 км от Констанца) не подтвердилось.
2) Действия 4-го авиакорпуса:
Основные действия частей 4-го авиационного корпуса 24.6 приходились на поддержку сухопутных сил путём непосредственного участия в наземных сражениях, нарушения коммуникаций противника в тыловых районах, налётов на транспортные узлы и атак мест нахождения высших штабов вражеской армии.
В районе Скуляны – Бельцы – Clodeni KG-27 выполняла в период с 14 до 19 часов очень энергичные атаки с малой высоты подразделений сухопутных сил противника, используя бомбы и бортовое вооружение. Были нанесены удары по артиллерии, добиваясь прямых попаданий в автомобили, машины с боеприпасами, тягачи и орудия, по гужевым и механизированным колоннам (при этом наблюдалось 4 горящих грузовика), по находившемуся в плотном строю пехотному батальону, который в результате прямых попаданий в живую силу пришёл в беспорядочное состояние, и, наконец, по железным дорогам, где, среди прочего, один локомотив получил тяжёлые повреждения при попадании из пушки.
Бомбардировочные соединения во время своих атак, как правило, поддерживались нашими истребителями, которые непрерывно сражались в воздухе над местами проведения наземных боёв в Скуляны и Santa Maria и эффективно защищали бомбардировочные соединения при нанесении ударов по транспортным узлам противника. При этом истребители JG-77 и I/L-G2 всего сбили 8 бомбардировщиков и 8 истребителей противника в порой очень тяжёлых воздушных боях. Затем они приняли непосредственное участие в наземном сражении, уничтожив 9 танков и несколько повредив, сильно нарушили порядки батальона противника, сбросив 360 SD-2 (мелкие осколочные бомбы - М.С.) , и атаковали армейские колонны на дороге из Скуляны в Cloden пулемётным и пушечным огнём, добившись очень хороших результатов.
II/KG-27, кроме того, атаковала с малой высоты аэродромы в районе Одессы, при этом на аэродроме Выгода было уничтожено 6 самолётов и 20–25 сильно повреждено, на аэродроме Либенталь 25 машин уничтожено и очень сильно повреждено, и на аэродроме Кулевча после нанесённого удара наблюдалось 10 горящих машин (аэродром базирования 5 БАП, утром 24 июня налетом немецкой авиации там было уничтожено 7 и повреждено 7 бомбардировщиков СБ и Пе-2, остальные успехи люфтваффе подтверждения в советских документах не находят -М.С.). Можно уверенно предполагать нанесение повреждений другим самолётам. Одновременно с высокой эффективностью наносились удары по баракам и автоколоннам на этих аэродромах.
После ночных налётов на Бельцы , Кишинев, Жмеринка и Проскуров наблюдались различные крупные и многочисленные небольшие пожары в указанных городах.
Разведывательная эскадрилья 3(F)121 выполняла сбор информации в полосе действия корпуса, совершая различные вылеты на визуальную и фоторазведку и доставляя ценные снимки и сведения о занятости аэродромов и морских портов, движении транспорта противника и скоплениях войск.
Общее число самолёто-вылетов, выполненных 4-м авиакорпусом 24.6.41:
56 бомбардировщиками
97 истребителями
4 разведчиками (примерно 0,7-0,8 вылета на один самолет - М.С.)
Общая результативность:
16 сбитых (8 истребителей, 8 бомбардировщиков) самолетов противника
41 машина уничтожена на земле
37 машин повреждено на земле
Потери:
2 Не-111
1 Bf -109
5 Не-111 совершили вынужденную посадку
3) Действия румынских авиационных соединений:
В результате удара 6 бомбардировщиков типа LOS под прикрытием двух истребительных групп по аэродрому Измаил на земле было уничтожено 15–20 одномоторных самолётов. Один самолёт типа "Бленхейим" поразил бомбами среднего калибра аэродром Аккерман и повредил различные бараки. Выполненная во второй половине дня разведка выявила крупные передвижения войск (направление Tighina — Basarabeasca).
4) Обстановка на земле:
Успех действий групп армий "Центр" и "Север" должен получить отличную оценку. В прибалтийских государствах уже проявляется разложение. На севере наши танки стоят у Каунас, Вильнюс и севернее Лида. Танки группы армий "Центр" находятся севернее припятских болот, у г. Слуцк (южнее Минска), на юге танки наступают на восток от г. Стрый.
Противник укрепился на берегу р. Прут и создал полосу обороны у переправ. Захваченные накануне румынскими войсками мосты у Giurgesti (возле Галац) и Cancea были отбиты противником. Кроме того, русские атакуют немецкие предмостные плацдармы у Скуляны и Santa Maria и разрушили свои огнём мост у Скуляны.
Наши бомбардировщики разрушили железнодорожные линии из Черновцы в Sulita и Cozmeni в различных местах. В разведывательных донесениях сообщается об интенсивном движении транспорта в общем направлении на восток. В целом тактика противника остаётся оборонительной, он принимает заблаговременные меры, главным образом на дорогах и мостах, для выполнения отхода.
5) Обстановка на море:
В ночь с 23 на 24.6 II/KG-4 успешно выполнила минирование входа в севастопольский порт. Аэрофотосъёмка 24.6 показала почти не изменившееся присутствие большого числа боевых кораблей в порту Севастополя. В Николаеве находятся в постройке среди прочих линейный корабль и ряд средних и малых боевых кораблей, а также отдельные средние и малые единицы в порту.
23.6 при русском воздушном налёте силами 14 самолётов на порт Бриэла один самолёт, вероятно, был сбит. 24.6 Галац был обстрелян русской артиллерией. Во время бомбардировки русскими Порта Констанца не было ни одного попадания на территории порта и нефтехранилища. Засечённые на море радиопеленгацией русские подводные лодки были, вероятно…
Перевел Александр Кочетков
взято отсюда Переводчики документов в скобках дают пояснительные комментарии.
BA-MA, RL 7/471
Секретно, только для командования
Телеграфная станция:
Наименование аппарата: GTBT
Текущий номер: 0617
Принято Дата: 22.6. 1941, в 22:00 Отправлено Дата: 23.6.1941, в 00:35
Телеграмма Штаб связи, полковник Бассанж (Bassenge)
1) Наземная обстановка:
Добруджа:
На Черноморском побережье без особых происшествий. Артиллерийская перестрелка в Тулче (Tulcea) и Исакче (Isaccea).
Прутский фронт:
Захвачены плацдармы к востоку от Галаца у Оанча (Oancea), Фэлчиу (Fălciu) и Стэнилешти (Stănilesti).
Северная Буковина:
Сильное сопротивление противника юго-восточнее города Черновцы. Использование [противником] танков.
Общее впечатление:
Сильное сопротивление противника в Северной Буковине. На Прутском фронте – более слабое сопротивление, вероятное отступление отдельных частей противника.
2) Воздушная обстановка:
Кроме отдельных коротких полетов самолетов-разведчиков за р. Прут, противник нанес всего один воздушный удар, использовав для этого четыре самолета. Целью удара был железнодорожный мост через р. Путна в 20-ти километрах к северу от Фокшаны (странно, но именно этого удара в сводках советских авиадивизий не обнаруживается - М.С.). Нападение успеха не имело. Бомбометание выполнялось якобы с пикирования.
Операции румынского авиакорпуса:
В 4:20 вылетели 18 самолетов He-111 вместе с эскадрильей Me-109.
Цель: [аэродром] Кишинев-Южный. Там обнаружены от 10 до 12 двухмоторных самолетов. Некоторые из них были охвачены огнем. Противовоздушная оборона не организована. Та же группа "хейнкелей" произвела бомбардировку автопарка под Тирасполем. Пожары.
В 4:14 9 самолетов Savoya SM-79 (трехмоторный бомбардировщик итальянского производства - М.С.) вылетели в сопровождении одной эскадрильи IAR-80 (истребитель румынского производства - М.С.). Цель: аэродром Болгарийка, на котором находились 20 одномоторных самолетов (один из двух аэродромов 67 ИАП, 22 июня этот полк стал, вероятно, самым результативным во всех советских ВВС - М.С.). Результат: уничтожено около 10 самолетов. Сильное сопротивление вражеских истребителей. Наши потери: два Savoya-79 не вернулись, один Savoya совершил аварийную посадку на нашей территории. Еще один Savoya был обстрелян и при посадке разбился.
В 11:15 13 самолетов Potez-63 (легкий 2-моторный бомбардировщик французского производства - М.С.) вылетели в сопровождении 12 самолетов He-112 (немецкий истребитель, выпущен в конце 30-х годов малой серией - М.С.). Цель: аэродром Болград (второй аэродром 67 ИАП - М.С.), на котором было от 15 до 20 одномоторных самолетов. На земле уничтожено от 10 до 12 самолетов. Имел место сильный обстрел зенитными установками и противодействие истребителей противника. Потери: два POTES-63 не вернулись с операции.
В 11:45 9 самолетов IAR-37 (легкий 1-моторный бомбардировщик румынского производства - М.С.) вылетели вместе с 8 шт. He-112. Цель: аэродром Измаил (аэродром ВВС Черноморского флота - М.С.). На аэродроме размещены палатки и бараки. Эффективность операции под сомнением. Произошел воздушный бой примерно с десятью истребителями противника, из которых один был сбит. Наши потери: сбит один IAR-37 и один IAR-37 совершил аварийную посадку на нашей территории.
В 12:10 Удар по наземным целям силами 9 самолетов LOS (2-моторный бомбардировщик PZL-37 "Лось" польского производства - М.С.) в сопровождении 6 истребителей "Харрикейн" (Hurrican). Цель: аэродром Болград. Эффективность налета в связи с имевшим место воздушным боем установить не удалось. 4 вражеских самолета сбиты нашими истребителями. Наши потери: 2 шт. LOS.
Результат [общий]: сбито ок. 5 истребителей противника И-16 (Rata), ок. 20 уничтожены на земле (отмеченные в Оперативных сводках потери 67 ИАП составили: "один самолет И-16 сгорел; один самолет И-16 подбит на земле, летчик старший лейтенант Мокляк погиб, один летчик тяжело ранен" - М.С.).
Наши потери: сбито 8 самолетов, 5 шт. совершили аварийную посадку или повреждены.
3) Разведка с воздуха:
Разведка показала наличие значительных сил истребительной авиации противника в Южной Бессарабии. В центре и на севере румынского театра военных действий присутствие противника очень незначительно. На аэродроме неподалеку от Кулевча (Kulevcea) замечены от 25 до 30 двухмоторных самолетов.
4) Наши задачи на 23.6
Под прикрытием истребителей нанести удары по вражеским аэродромам с истребительной авиацией в районе Болграда.
Наши довольно большие потери были обусловлены применением разнотипных самолетов, а также недостаточным истребительным прикрытием, которое отныне будет значительно усилено.
Штаб связи, полковник Бассанж
(подпись)
Перевел Андрей Фабрициус
Этот документ, составленный в (или для) штабе связи люфтваффе с румынскими ВВС, отражает действия румынской авиации. В следующем будут отчеты о действиях 4-го Авиакорпуса люфтваффе в те же дни
***********************************************
BA-MA, RL 8/31
Штаб IV авиакорпуса, 23.6.41
Отдел разведки и контрразведки
Оперативная сводка за 22.6.41
1) Действия противника
За исключением кратковременных пролётов отдельных вражеских разведывательных самолётов над р. Прут отмечен только налёт четырёх вражеских самолётов на железнодорожный мост через р. Путна (Putna) в 20 км к северу от Фокшаны. Удар, выполненный по непроверенным данным в пикировании, оказался безуспешным.
2) Действия IV авиакорпуса
IV авиационный корпус с раннего утра 22.6.41 наносил массированные удары смешанными ударными группами по вражеским аэродромам и известным наземным целям в районе к северу от линии Vaslui - Дубосары, добившись очень хороших успехов. Основной упор в ударах делался на фланге у Черновцы и Балта. Благодаря отличному взаимодействию между бомбардировочными и истребительными соединениями при этих ударах были достигнуты очень большие результаты и обеспечено превосходство в воздухе в указанном районе.
В районе Черновцы силами [бомбардировщиков] I и II/KG-27 совместно с [истребителями] JG-77 и I/LG-2 уничтожено на земле 102 самолёта и еще 6 вражеских самолётов (И-16 и МиГ-3) сбито в воздушных боях, в том числе один - бомбардировщиком Не-111 (бортстрелком II/KG-27). На аэродромах достигнуто много попаданий в ангары и самолёты на стоянках (район базирования 149 ИАП, ВВС Юго-Западного фронта; это был один из самых первых (в 4-10 утра по местному времени), самый массированный и один из самых успешных налетов люфтваффе на советские аэродромы за весь день 22 июня; на земле уничтожено порядка 20-30 самолетов - М.С.)
В районе Бельцы силами III/KG-27 совместно со штабом, II и III/JG-77 уничтожено на земле 40 самолётов и 10 истребителей сбито в воздушных боях (действительно, аэродром базирования 55 ИАП, трижды подвергся 22 июня бомбовым ударам противника и потерял, по разным документам, от 4 до 11 самолетов - М.С.).
Кроме того, ударам подвергались автомобильные и пешие колонны, палаточные лагеря и казармы, два склада горючего, с достижением очень хорошо заметных результатов. Палаточные лагеря, казармы и склады горючего были подожжены, пешие колонны рассеяны.
Таким образом, всего уничтожено на земле 142 самолёта и 16 сбито в воздушных боях. Следует рассчитывать на ещё большее число уничтоженных на земле самолётов, учитывая отличное бомбометание по аэродромам и штурмовые удары с малых высот, выполняемые с большим искусством.
3) Действия румынских авиационных соединений
Румынские авиационные соединения наносили 22.6 массированные удары по вражеским аэродромам к югу от линии Vaslui - Дубосары, демонстрируя тесное взаимодействие бомбардировочных и истребительных соединений. Всего было задействовано около 65 бомбардировщиков и 45 истребителей.
Результат:
На земле уничтожено примерно 20 самолётов. В воздушных боях сбито примерно 5 вражеских истребителей. Ангары и палатки атакованы бомбами и пулемётным огнём.
Потери: 8 самолётов потеряно безвозвратно, 5 самолётов совершили вынужденную посадку или повреждены (в сводке не учтены два разведывательных "Бленхейма" румынских ВВС, сбитых 22.6 на юге Бессарабии - М.С.)
4) Действия соседних соединений
В боевых действиях соседних 1-го и 2-го Воздушных флотов центральное место также отводилось борьбе с вражескими ВВС. Используя мощные смешанные группы, они наносили очень успешные удары по вражеским аэродромам, о расположении которых имелись подтверждённые сведения. При этом на земле были уничтожены сотни самолётов, и большое их число было сбито в воздушных боях и зенитной артиллерией. При одном из налётов из 36 вражеских самолётов было сбито 32. Подполковник Мёльдерс записал на свой счёт 72-ю победу в воздухе. При одном из налётов из 75 вражеских самолётов было сбито 21.
Общее впечатление:
Благодаря сильным и внезапным ударам по вражеским ВВС централизованное управление русскими военно-воздушными силами частично совершенно нарушено, что ясно проявлялось в отдаче приказов по радио открытым текстом и в многочисленных запросах из частей своему командованию, например: "Подвергаемся ударам, что мы должны делать?", "Запрашиваем помощь!", "Все пилоты должны приземлиться в Bobznisk (140 км к югу от Минска)!".
5) Обстановка на земле
На черноморском побережье кроме артиллерийских обстрелов с обеих сторон в районе Тульча Tulcea (румынский город в районе дельты Дуная - М.С.) боевых действий нет. После первоначального внезапного удара в Бессарабии похоже, что противник здесь остановлен. Разведывательные рейды через р. Прут выполняются планомерно и пока полностью успешно. На буковинском фронте (т.е. на правом фланге Юго-Западного фронта - М.С.) сильное сопротивление. Driurguleste нашими войсками оставлен. Мост через р. Прут в Oanzea потерян в результате контратаки противника. Мосты через Прут в Bogdanesti и Falcin находятся в руках румын. У Albita создан румынский плацдарм. У Kotumory расширенный немецкий плацдарм. Там контрудар противника был сорван.
Общее впечатление:
В Северной Буковине сильное сопротивление, на Прутском фронте более слабое.
6) Обстановка на море
II/KG-4 ранним утром 22.6 успешно выполнила минирование входа в севастопольский порт, используя 9 Не-111 (печально знаменитый, самый первый налет вражеской авиации на советскую территорию; тот самый, который был "успешно отражен благодаря бдительности наркома Н.Г. Кузнецова" - М.С.).
Визуальным наблюдением установлено наличие в гавани Севастополя линкора "Парижская Коммуна", в Одессе и в море между Одессой и Севастополем — многочисленных больших и малых торговых судов.
За штаб корпуса
Начальник штаба:
Оперативный отдел
******************************************************
Штаб IV авиакорпуса, 24.6.41
Отдел разведки и контрразведки
Оперативная сводка за 23.6.41
1) Действия противника
При вражеских налётах в полосе базирования 1-го Воздушного флота (Тильзит, Мейденбург) и 2-го Воздушного флота (аэродром в Бяла-Поляска) нанесён лишь незначительный ущерб материальной части и живой силе. Противник атаковал в сомкнутом строю, не заботясь об обороне.
2) Действия IV авиационного корпуса
IV авиакорпус с раннего утра 23.6 наносил массированные удары смешанными ударными группами по вражеским аэродромам и известным наземным целям в районе к северу от линии Vaslui - Дубосары, добившись хороших результатов. Основные усилия при ударах приходились на районы Бельцы, Кишинев и Черновцы.
В районе Бельцы силами III/KG-27, II/JG-77, III/JG-77 и I/LG-2 уничтожено на земле на аэродроме Бельцы 15–20 самолётов, 3 самолёта сбито в воздушных боях (ничего подобного в документах 55 ИАП и 20 САД не обнаруживается - М.С.). На дороге Бельцы - Яссы бортовым оружием успешно поражались артиллерийские, танковые и топливные колонны.
В районе Кишинев силами III/KG-27 силами II, III и штаба/JG-77, II/KG-27 и I/LG-2 на аэродроме Кишинев-III уничтожено на земле 9 самолётов, в окрестностях Кишинев была атакована автоколонна (3 грузовика подожжены), войсковой лагерь, палаточный лагерь и позиция зенитной артиллерии. Четыре самолёта сбито в воздушных боях (потеря трех самолетов 4 ИАП в воздушном бою подтверждается советскими документами, потери на земле не отмечены - М.С.). На аэродроме Тирасполь на земле уничтожено 2 самолёта и 1 самолёт сбит.
В районе Черновцы силами [истребителей] I/LG-2 и III/JG-77 бортовым оружием наносились удары по поездам, выходящим со станции Черновцы в северном, восточном и западном направлениях. Пять самолётов сбито в воздушных боях. Силами II/KG27 и III/JG77 был успешно нанесён удар по аэродрому Horocea. На земле уничтожено 20 самолётов, наблюдалось два взрыва на складе горючего, бараки и радиостанция повреждены. На станции Коломыя был атакован поезд.
При ударах [бомбардировщиков] I/KG-27 по аэродромам Кулевча, Выгода и Либенталь (два последних около Одессы - М.С.) было уничтожено 10 самолётов наверняка и 9 вероятно (фактически сгорел один и были повреждены четыре И-153 из состава 299 ШАП - М.С.). В автоколонне было уничтожено 6 грузовиков, другие повреждены.
При налетах III/KG-27 на г. Проскуров было отмечено попадание бомб в черте города. Далее наблюдались взрывы поезда и были успешно атакованы механизированные колонны.
Всего было уничтожено на земле 67 самолётов и 16 сбито в воздушных боях. Потерян один Bf-109. Разведывательная эскадрилья 3(F)/121 собрала в результате многочисленных вылетов ценные сведения (частично в виде аэрофотоснимков) об обстановке на аэродромах и в портах.
3) Действия румынских авиационных соединений
24 румынских истребителя, действующие в районе Болград-Болгарийка, сбили 6 вражеских истребителей. Один румынский самолёт потерян (67 ИАП заявил в тот день 4 сбитых самолета противника, собственные потери - два И-16)
4) Общее впечатление:
Внезапный удар по вражеским ВВС по всему Восточному фронту застал их на ранее разведанных аэродромах и привёл к уничтожению в общей сложности 1111 самолётов, из них в воздушных боях 223 и на земле 888. Этим вражеской авиации был нанесён решающий удар.
5) Обстановка на земле
Все мосты через Буг и пограничные укрепления, частично очень мощные, захвачены неповреждёнными нашей группой армий "Юг". На настоящий момент на земле группой армий "Юг" уничтожено 420 вражеских самолётов, группой армий "Центр" - 600. Русское сопротивление беспорядочное, делаются попытки выходить из боя. Русские ВВС не активны.
Противник собрал у р. Прут большие силы, по-видимому, собираясь отбить или разрушить мосты через Прут. Главными пунктами концентрации усилий русских являются Фельчиу и Leuscheny. Противник готовит крупное наступление в направлении Галац, также, вероятно, в районе Кагул (первый пункт на Дунае, второй у Прута - М.С.). Мы удерживаем плацдармы у мостов у Bogdanesti, Скуляны и Santa Maria и высоты к северо-западу от неё. Мосты [на р. Прут] у Штефанешти и Radauti взорваны. Сковывание сил противника выполнено успешно.
Последующая задача: оборона и продолжение разведки.
6) Обстановка на море
Ранним утром 22.6 русские береговые батареи обстреляли румынские миноносцы. Потерь нет.
В ночь с 22 на 23.6 выполнен воздушный налёт [советской авиации] на порт Констанца. Отмечены попадания бомб на территории порта. Подверглась бомбардировке морская радиостанции в порту Сулина
23 июня II/KG-4 успешно выполнила минирование Очаковского фарватера (Николаев). Аэрофотосъёмка выявила большое число торговых судов в Одессе и нахождение почти всего Черноморского флота в Севастополе.
В 04:00 средствами радиопеленгации засечено четыре морские цели (вероятно, русские подводные лодки).
В 04:15 налёт 14 русских самолётов на Бриэла (порт на р. Дунай - М.С.), взрывы бомб на территории порта. Вероятно, один самолёт был сбит. Сообщение об обстреле русской артиллерией порта Галац.
В 06:05 24.6 сообщение о выброске русских парашютистов к северу от порта Констанца.
7) Общие итоги (на 12:00 23.6)
Количество уничтоженных 22 июня 4-м Воздушным флотом (т.е. с учетом действий 5-го авиакорпуса в небе над Украиной - М.С.) самолётов увеличилось следующим образом:
сбито в воздушных боях 57 самолётов
уничтожено на земле 486 самолётов
повреждено на земле 23 самолёта
всего 566 самолётов
Вражеская истребительная авиация прикрытия всё ещё выглядит многочисленной, часто с использованием групп в 15-25 самолётов, но эскорт способен их подавить либо от них можно оторваться за счёт превосходства в скорости. До настоящего момента успешными были лишь попадания артиллерийских снарядов, выпущенных с большого расстояния. От атак наших истребителей И-16 (Rata) удаётся уходить, выполняя крутые виражи и перевороты через крыло со снижением.
Фотографии показывают большое число самолётов без камуфляжа. В радиограмме были затребованы чехлы для самолётов, чтобы закрыть опознавательные знаки. Здесь может идти речь о мерах по маскировке. Согласно сообщениям, русские должны подготовить для своих самолётов чехлы с чужими опознавательными знаками. О макетах самолётов до настоящего времени сообщалось только в отношении одного аэродрома. Следует, однако, рассчитывать на их использование.
За штаб корпуса
Начальник штаба:
Оперативный отдел
**************************************************
Телеграмма
HSTXR 19 949 27.6.41 13:10
В штаб связи, полковнику Бассанжу
Оперативная сводка от 24.6.41
1) Действия противника:
Во время подлёта 6 русских самолётов из Скуляны к Tiganas 4 самолёта было сбито зенитным огнём у г. Яссы. 12 вражеских самолётов бомбили Epurine, при этом один самолёт сбит зенитной артиллерией. При ударе по Констанца были сброшены бомбы, причём различные зажигательные бомбы упали в море (по-видимому, экстренный сброс). Западнее Констанца один самолёт сбит пулемётом, часть экипажа взята в плен. Они имели маски для высотных полётов. 25.6 (так в тексте - М.С.) в 6:55 аэродром Цилестия был атакован шестью ДБ-3 с высоты 6000 метров. Бомбы упали южнее, за пределами аэродрома.
Разведка по всему Восточному фронту свидетельствует о постоянных и кратковременных перемещениях в расположении вражеских аэродромов, что может быть следствием планомерных действий по введению в заблуждение или обороне. Вчерашнее донесение о сбросе парашютистов у Corbul (25 км от Констанца) не подтвердилось.
2) Действия 4-го авиакорпуса:
Основные действия частей 4-го авиационного корпуса 24.6 приходились на поддержку сухопутных сил путём непосредственного участия в наземных сражениях, нарушения коммуникаций противника в тыловых районах, налётов на транспортные узлы и атак мест нахождения высших штабов вражеской армии.
В районе Скуляны – Бельцы – Clodeni KG-27 выполняла в период с 14 до 19 часов очень энергичные атаки с малой высоты подразделений сухопутных сил противника, используя бомбы и бортовое вооружение. Были нанесены удары по артиллерии, добиваясь прямых попаданий в автомобили, машины с боеприпасами, тягачи и орудия, по гужевым и механизированным колоннам (при этом наблюдалось 4 горящих грузовика), по находившемуся в плотном строю пехотному батальону, который в результате прямых попаданий в живую силу пришёл в беспорядочное состояние, и, наконец, по железным дорогам, где, среди прочего, один локомотив получил тяжёлые повреждения при попадании из пушки.
Бомбардировочные соединения во время своих атак, как правило, поддерживались нашими истребителями, которые непрерывно сражались в воздухе над местами проведения наземных боёв в Скуляны и Santa Maria и эффективно защищали бомбардировочные соединения при нанесении ударов по транспортным узлам противника. При этом истребители JG-77 и I/L-G2 всего сбили 8 бомбардировщиков и 8 истребителей противника в порой очень тяжёлых воздушных боях. Затем они приняли непосредственное участие в наземном сражении, уничтожив 9 танков и несколько повредив, сильно нарушили порядки батальона противника, сбросив 360 SD-2 (мелкие осколочные бомбы - М.С.) , и атаковали армейские колонны на дороге из Скуляны в Cloden пулемётным и пушечным огнём, добившись очень хороших результатов.
II/KG-27, кроме того, атаковала с малой высоты аэродромы в районе Одессы, при этом на аэродроме Выгода было уничтожено 6 самолётов и 20–25 сильно повреждено, на аэродроме Либенталь 25 машин уничтожено и очень сильно повреждено, и на аэродроме Кулевча после нанесённого удара наблюдалось 10 горящих машин (аэродром базирования 5 БАП, утром 24 июня налетом немецкой авиации там было уничтожено 7 и повреждено 7 бомбардировщиков СБ и Пе-2, остальные успехи люфтваффе подтверждения в советских документах не находят -М.С.). Можно уверенно предполагать нанесение повреждений другим самолётам. Одновременно с высокой эффективностью наносились удары по баракам и автоколоннам на этих аэродромах.
После ночных налётов на Бельцы , Кишинев, Жмеринка и Проскуров наблюдались различные крупные и многочисленные небольшие пожары в указанных городах.
Разведывательная эскадрилья 3(F)121 выполняла сбор информации в полосе действия корпуса, совершая различные вылеты на визуальную и фоторазведку и доставляя ценные снимки и сведения о занятости аэродромов и морских портов, движении транспорта противника и скоплениях войск.
Общее число самолёто-вылетов, выполненных 4-м авиакорпусом 24.6.41:
56 бомбардировщиками
97 истребителями
4 разведчиками (примерно 0,7-0,8 вылета на один самолет - М.С.)
Общая результативность:
16 сбитых (8 истребителей, 8 бомбардировщиков) самолетов противника
41 машина уничтожена на земле
37 машин повреждено на земле
Потери:
2 Не-111
1 Bf -109
5 Не-111 совершили вынужденную посадку
3) Действия румынских авиационных соединений:
В результате удара 6 бомбардировщиков типа LOS под прикрытием двух истребительных групп по аэродрому Измаил на земле было уничтожено 15–20 одномоторных самолётов. Один самолёт типа "Бленхейим" поразил бомбами среднего калибра аэродром Аккерман и повредил различные бараки. Выполненная во второй половине дня разведка выявила крупные передвижения войск (направление Tighina — Basarabeasca).
4) Обстановка на земле:
Успех действий групп армий "Центр" и "Север" должен получить отличную оценку. В прибалтийских государствах уже проявляется разложение. На севере наши танки стоят у Каунас, Вильнюс и севернее Лида. Танки группы армий "Центр" находятся севернее припятских болот, у г. Слуцк (южнее Минска), на юге танки наступают на восток от г. Стрый.
Противник укрепился на берегу р. Прут и создал полосу обороны у переправ. Захваченные накануне румынскими войсками мосты у Giurgesti (возле Галац) и Cancea были отбиты противником. Кроме того, русские атакуют немецкие предмостные плацдармы у Скуляны и Santa Maria и разрушили свои огнём мост у Скуляны.
Наши бомбардировщики разрушили железнодорожные линии из Черновцы в Sulita и Cozmeni в различных местах. В разведывательных донесениях сообщается об интенсивном движении транспорта в общем направлении на восток. В целом тактика противника остаётся оборонительной, он принимает заблаговременные меры, главным образом на дорогах и мостах, для выполнения отхода.
5) Обстановка на море:
В ночь с 23 на 24.6 II/KG-4 успешно выполнила минирование входа в севастопольский порт. Аэрофотосъёмка 24.6 показала почти не изменившееся присутствие большого числа боевых кораблей в порту Севастополя. В Николаеве находятся в постройке среди прочих линейный корабль и ряд средних и малых боевых кораблей, а также отдельные средние и малые единицы в порту.
23.6 при русском воздушном налёте силами 14 самолётов на порт Бриэла один самолёт, вероятно, был сбит. 24.6 Галац был обстрелян русской артиллерией. Во время бомбардировки русскими Порта Констанца не было ни одного попадания на территории порта и нефтехранилища. Засечённые на море радиопеленгацией русские подводные лодки были, вероятно…
Перевел Александр Кочетков
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
Воспоминания Виктора Михайловича Синайского:
Вскоре, 10 мая, мы перелетели еще южнее, в Бессарабию.
В Бесcарабии наш батя неоднократно тренировал полк по боевой тревоге - то на перехват морского десанта, то на перехват бомбардировщиков. Понимаете, какое было глупое положение! Мы видели немецких разведчиков, которые ежедневно летали через нас, и мы не имели права ничего им противопоставить. Не только сбивать, но нельзя было взлететь и попросить их удалиться. «Ю-88» на большой высоте утречком рано проходил и вечером тоже проходил. Они смотрели, что у нас делается, а мы с этим мирились. Я сейчас не помню, в каком-то полку летчик вылетел и преследовал разведчика. Так его арестовали и судили. И самое интересное, что его судили в сентябре 1941-го года, когда уже шла война. Токарев и Гармаш жили отдельно - в деревне, а мы все жили в палатках рядом с аэродромом.
22 июня шел небольшой дождик. Ночью было тихо. Мы спали в палатках под шум дождя. Вскоре после рассвета вдруг раздался воющий звук сирены. Мы все заворчали: «Что это батя в воскресенье не даст отдохнуть?! Только три дня назад мы отражали румынский десант. Вот опять тревога!» Я побежал к самолету, расчехлил его, запустил мотор, стал пробовать. Другие самолеты тоже запустили моторы. Эскадрильи стояли вдоль всех сторон прямоугольного аэродрома. Наша эскадрилья располагалась ближе всего к деревне, поэтому мы запустились первыми. Вскоре запустились эскадрильи, которые стояли по бокам, четвертая эскадрилья, которая стояла на противоположной стороне, запустилась последней. Когда запустилась четвертая эскадрилья, я уже заканчивал испытание мотора, прогрел его. Вдруг почувствовал, что меня бьет по ногам ручка управления. Увидел, что инженер по вооружению дергает элерон, показывая, чтобы я убрал газ. Я убрал газ. Он подошел и сказал, что надо испытывать пулеметы. Я возмутился, что стрелять из 4 пулеметов, потом снимать их и чистить - это же пол дня, все воскресенье пропадет. Он мне что-то еще сказал, но я не понял. Потом он ткнул меня рукой в плечо, нагнулся к уху, сказал: «Война, Синайский, война, какое воскресенье!» И ушел. Естественное, я увеличил газ, потому что стрелять можно было при больших оборотах, иначе прострелишь винты синхронными пулеметами. Отстрелял всеми четырьмя пулеметами, вылез, выключил мотор и ждал указаний.
В это время прибежал Гармаш, нужно сказать, что в мирное время, когда мы отдыхали, обычно мы интересовались боевым опытом, полученным этими эскадрильями в Монголии. И Гармаш тогда говорил, что прежде всего надо рыть щели, не ждать никаких указаний. Есть свободная минутка, рой щель, она тебя спасет. Кроме щели, никто тебя защищать не будет, когда придут бомберы. Еще хуже, если будут штурмовать, - спасет только щель. Не дожидаясь никаких указаний, мы начали рыть щели. Потом прибежал Токарев - мы на время бросили рыть щели и потащили самолеты в опоясывающую аэродром лесополосу, замаскировали их. Опять принялись за щели. И к тому времени, когда, как по расписанию, прилетел немецкий разведчик, на аэродроме не было не только самолетов, но и автозаправщиков и ни стартеров - никаких признаков наличия аэродрома. Видимо, поэтому в первый день войны немцы наш аэродром так и не тронули - меры были приняты своевременно.
Все знали, что и как надо было делать. Мы растащили самолеты. Отрыли щели.
Первый день войны прошел совершенно спокойно.
На следующий день пришел приказ: двум эскадрильям вернуться на Украину прикрывать Днепрогэс и Кривой Рог, а две других - 1-ю и 2-ю направили в район Тирасполя и Бендеры.
Основная наша задача состояла в том, чтобы помогать южной группе войск прикрывать и главным образом оберегать этот мост - Тирасполь-Бендеры. Вокруг этого моста шли непрерывные воздушные бои. Первый самолет был сбит, как и следовало ожидать, Сиговым. Он упал на нашей территории. И к нему мы ходили целой экскурсией. Это было очень убедительно - оказывается, немецкие самолеты можно сбивать. Молодые летчики после первых столкновений с бомбардировщиками убедились, что пулеметы ШКАС калибра 7,62 мало эффективны. Честно говоря, мы ударились в пессимизм. Что же это такое, стреляют, стреляют, а никакого результата нет. А Сигов показал, что надо уметь стрелять - не просто стрелять, а стрелять по уязвимым местам самолетов противника.
А потом, когда завязались воздушные бои над мостом Бендеры-Тирасполь, то Давидков (Давидков Виктор Иосифович, полковник. Воевал в составе 131 ИАП), Токарев, Сигов и другие показали, что на «И-16» можно успешно бороться и с «Мессерами», и с бомбардировщиками противника. Даже группой в два раза меньше, чем противник, наши летчики успешно отражали их налеты. Бои шли на нашей территории, поэтому, как правило, мы их видели. И результаты были хорошо известны, зафиксированы землей.
Этот мост немцы разбомбить так и не смогли. Примерно через 10 дней, проведенных в районе Тирасполя, нас перебросили под Первомайск.
http://www.iremember.ru
Вскоре, 10 мая, мы перелетели еще южнее, в Бессарабию.
В Бесcарабии наш батя неоднократно тренировал полк по боевой тревоге - то на перехват морского десанта, то на перехват бомбардировщиков. Понимаете, какое было глупое положение! Мы видели немецких разведчиков, которые ежедневно летали через нас, и мы не имели права ничего им противопоставить. Не только сбивать, но нельзя было взлететь и попросить их удалиться. «Ю-88» на большой высоте утречком рано проходил и вечером тоже проходил. Они смотрели, что у нас делается, а мы с этим мирились. Я сейчас не помню, в каком-то полку летчик вылетел и преследовал разведчика. Так его арестовали и судили. И самое интересное, что его судили в сентябре 1941-го года, когда уже шла война. Токарев и Гармаш жили отдельно - в деревне, а мы все жили в палатках рядом с аэродромом.
22 июня шел небольшой дождик. Ночью было тихо. Мы спали в палатках под шум дождя. Вскоре после рассвета вдруг раздался воющий звук сирены. Мы все заворчали: «Что это батя в воскресенье не даст отдохнуть?! Только три дня назад мы отражали румынский десант. Вот опять тревога!» Я побежал к самолету, расчехлил его, запустил мотор, стал пробовать. Другие самолеты тоже запустили моторы. Эскадрильи стояли вдоль всех сторон прямоугольного аэродрома. Наша эскадрилья располагалась ближе всего к деревне, поэтому мы запустились первыми. Вскоре запустились эскадрильи, которые стояли по бокам, четвертая эскадрилья, которая стояла на противоположной стороне, запустилась последней. Когда запустилась четвертая эскадрилья, я уже заканчивал испытание мотора, прогрел его. Вдруг почувствовал, что меня бьет по ногам ручка управления. Увидел, что инженер по вооружению дергает элерон, показывая, чтобы я убрал газ. Я убрал газ. Он подошел и сказал, что надо испытывать пулеметы. Я возмутился, что стрелять из 4 пулеметов, потом снимать их и чистить - это же пол дня, все воскресенье пропадет. Он мне что-то еще сказал, но я не понял. Потом он ткнул меня рукой в плечо, нагнулся к уху, сказал: «Война, Синайский, война, какое воскресенье!» И ушел. Естественное, я увеличил газ, потому что стрелять можно было при больших оборотах, иначе прострелишь винты синхронными пулеметами. Отстрелял всеми четырьмя пулеметами, вылез, выключил мотор и ждал указаний.
В это время прибежал Гармаш, нужно сказать, что в мирное время, когда мы отдыхали, обычно мы интересовались боевым опытом, полученным этими эскадрильями в Монголии. И Гармаш тогда говорил, что прежде всего надо рыть щели, не ждать никаких указаний. Есть свободная минутка, рой щель, она тебя спасет. Кроме щели, никто тебя защищать не будет, когда придут бомберы. Еще хуже, если будут штурмовать, - спасет только щель. Не дожидаясь никаких указаний, мы начали рыть щели. Потом прибежал Токарев - мы на время бросили рыть щели и потащили самолеты в опоясывающую аэродром лесополосу, замаскировали их. Опять принялись за щели. И к тому времени, когда, как по расписанию, прилетел немецкий разведчик, на аэродроме не было не только самолетов, но и автозаправщиков и ни стартеров - никаких признаков наличия аэродрома. Видимо, поэтому в первый день войны немцы наш аэродром так и не тронули - меры были приняты своевременно.
Все знали, что и как надо было делать. Мы растащили самолеты. Отрыли щели.
Первый день войны прошел совершенно спокойно.
На следующий день пришел приказ: двум эскадрильям вернуться на Украину прикрывать Днепрогэс и Кривой Рог, а две других - 1-ю и 2-ю направили в район Тирасполя и Бендеры.
Основная наша задача состояла в том, чтобы помогать южной группе войск прикрывать и главным образом оберегать этот мост - Тирасполь-Бендеры. Вокруг этого моста шли непрерывные воздушные бои. Первый самолет был сбит, как и следовало ожидать, Сиговым. Он упал на нашей территории. И к нему мы ходили целой экскурсией. Это было очень убедительно - оказывается, немецкие самолеты можно сбивать. Молодые летчики после первых столкновений с бомбардировщиками убедились, что пулеметы ШКАС калибра 7,62 мало эффективны. Честно говоря, мы ударились в пессимизм. Что же это такое, стреляют, стреляют, а никакого результата нет. А Сигов показал, что надо уметь стрелять - не просто стрелять, а стрелять по уязвимым местам самолетов противника.
А потом, когда завязались воздушные бои над мостом Бендеры-Тирасполь, то Давидков (Давидков Виктор Иосифович, полковник. Воевал в составе 131 ИАП), Токарев, Сигов и другие показали, что на «И-16» можно успешно бороться и с «Мессерами», и с бомбардировщиками противника. Даже группой в два раза меньше, чем противник, наши летчики успешно отражали их налеты. Бои шли на нашей территории, поэтому, как правило, мы их видели. И результаты были хорошо известны, зафиксированы землей.
Этот мост немцы разбомбить так и не смогли. Примерно через 10 дней, проведенных в районе Тирасполя, нас перебросили под Первомайск.
http://www.iremember.ru
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
аукционные фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
аукционные фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Васисуалий
- Местный
- Сообщения: 780
- Зарегистрирован: 22 мар 2010, 16:22
Re: Бессарабия. Вторая Мировая Война.
интересно где и когда сделаны фото?
Похоже что это рекогносцировка на местности.
Похоже что это рекогносцировка на местности.