
Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Модератор: rimty
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
На фотке виден дым,поднимающийся от купола.Прогары со стороны Колокольни были.Возможно,собор горит ещё 

Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Это не дым-дефект фото.Igori писал(а):На фотке виден дым,поднимающийся от купола.Прогары со стороны Колокольни были.Возможно,собор горит ещё
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
А может и не дефект 

Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Если не дефект фото,то дым какой то слабый.Тем более,что на фото купол собора горел в основном со стороны площади.А здесь немецкие войска со стороны Гоголя,а дым(если не дефект)за собором.corax писал(а):А может и не дефект
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Да нет же, со стороны Павловской.ris55 писал(а):немецкие войска со стороны Гоголя
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Если среди участников форума есть специалист в области баллистики (не подрывник), хотелось бы узнать его мнение о том, как бы выглядел купол при прямом попадании авиационной бомбы или артиллерийского снаряда, характерны ли имеющиеся повреждения детонации мины или ручной гранаты, поджога внутри Собора?Isaac писал(а): в подобной диверсии нет никакого смысла: результат был бы только один: настроить верующую часть населения против Советской власти.
А не мог ли этот купол сам обрушиться ?...Скажем, взрывная волна от разорвавшегося снаряда или бомбы вблизи собора повредила его, а спустя некоторое время он обрушился.
На фотографии нет явных следов внешнего воздействия взрывной волны, на мой взгляд, купол поврежден пожаром изнутри.
Смысл в такой диверсии, полагаю имелся - большевики были убежденными атеистами и опирались в основном на идеологию, а страны Аксы вполную использовали религиозные мотивации, называя нападение на СССР - не иначе как крестовым походом против коммунизма и большевиков, Собор же был значимым местом для проведения таких (пиар)акций с участием высокопоставленных лиц (И.Антонеску, особ Королевского дома, духовенства, чиновников местного управления) на территории освобожденной Бессарабии, что подтвердилось фактом его быстрого восстановления и использования по этому назначению.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
именовали священной войной, используя вероисповедование масс и культовые сооружения, каким являлся Соборный комплекс, интересно действовал ли он в период 1940-1941?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Действительно, Собор был местом проведения различных церемоний духовенства, королевским двором и т.д. Но насколько это были пиар-акции...,телевидения тогда ведь не было. Мне кажется, Аделина, Ваш аргумент несколько натянутым. Ни в каких диверсионных операциях соборы не рассматривались в качестве цели. Нет смысла посылать людей на смерть ради Собора. Гораздо привлекательней уничтожить, скажем, здание вражеского штаба со всей документацией и сотрудниками, или казармы, например. Это имеет важное психологическое значение, эта акция способствует падению боевого духа противника. А Собор...вряд ли. Это была не война религий: и те, и другие были христианами.adelina писал(а):...Смысл в такой диверсии, полагаю имелся - большевики были убежденными атеистами и опирались в основном на идеологию, а страны Аксы вполную использовали религиозные мотивации, называя нападение на СССР - не иначе как крестовым походом против коммунизма и большевиков, Собор же был значимым местом для проведения таких (пиар)акций с участием высокопоставленных лиц (И.Антонеску, особ Королевского дома, духовенства, чиновников местного управления) на территории освобожденной Бессарабии, что подтвердилось фактом его быстрого восстановления и использования по этому назначению.Isaac писал(а): в подобной диверсии нет никакого смысла: результат был бы только один: настроить верующую часть населения против Советской власти.
А не мог ли этот купол сам обрушиться ?...Скажем, взрывная волна от разорвавшегося снаряда или бомбы вблизи собора повредила его, а спустя некоторое время он обрушился.
Что же касается атеизма большевиков, оно, конечно, верно. Но я знаю, что в самые напряженные моменты Великой Отечественной войны и большевики использовали церковь для подъема боевого духа. В частности перед началом битвы за Москву икона Казанской Б-жьей матери на самолете облетала оборонительные позиции советских войск. И этот облет свершился с санкции главного атеиста страны Сталина. В войсках был значительный процент верующих, и это сильно повысило боевой дух солдат. И ведь сработало. Буквально на днях я читал, что немцы имели перед началом битвы 3-4 кратное преимущество в танках и авиации, а ведь не прорвались. Как это объяснить, что умелые, профессиональные, сверхорганизованные немцы не прорвались к Москве, которую защищали еще толком не умеющие воевать, плохо вооруженные советские солдаты. Генерал Мороз...? Не исключено. Но почему именно зима 41-го выдалась предельно морозная ?... Когда речь идет о жизни и смерти любой атеист станет верующим.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Была война идеологий и ничего общего с христианами или другими верующими известные безбожники, снесшие тысячи храмов и памятников, возведенных в городах России до 1917 года, не имели (чего стоит хотя бы указание В. И. Ленина по поводу изъятия церковных ценностей в 1922 году - http://his95.narod.ru/doc21/gc41.htm.).
Известное указание «как можно быстрее покончить с попами и религией. ... Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады» считается фальшивкой, но на практике происходило именно так.
Гонения на Церковь, преследования и ограничения в правах верующих, хорошо известны: Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 20 января 1918 г., лишавший Церковь права собственности и юридического лица; май 1918 г. – создание «ликвидационного» отдела Наркомюста; Инструкция Наркомюста от 30 августа 1918 г., носящая откровенно дискриминационный характер, так как она лишала Церковь прав миссионерской, благотворительной и культурно-просветительской деятельности; Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» от 24 января 1929 г.; Постановление Политбюро ЦК от 28 февраля 1929 г. об изменении статьи Конституции РСФСР, лишающем верующих права «религиозной пропаганды» при сохранении свободы пропаганды атеистической (перешло и в сталинскую Конституцию СССР 1936 г.); Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. с последующими инструкциями к нему; Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» от 11 февраля 1930 г. и др http://www.politjournal.ru/index.php?PO ... &issue=209.
Т.е., Церковь являлась идеологическим противником большевиков, поэтому Кишиневский Собор и другие культовые сооружения занятого противником города, вполне могли рассматриваться в качестве цели в диверсионных операциях созданных истребительных батальонов.
Известное указание «как можно быстрее покончить с попами и религией. ... Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады» считается фальшивкой, но на практике происходило именно так.
Гонения на Церковь, преследования и ограничения в правах верующих, хорошо известны: Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 20 января 1918 г., лишавший Церковь права собственности и юридического лица; май 1918 г. – создание «ликвидационного» отдела Наркомюста; Инструкция Наркомюста от 30 августа 1918 г., носящая откровенно дискриминационный характер, так как она лишала Церковь прав миссионерской, благотворительной и культурно-просветительской деятельности; Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» от 24 января 1929 г.; Постановление Политбюро ЦК от 28 февраля 1929 г. об изменении статьи Конституции РСФСР, лишающем верующих права «религиозной пропаганды» при сохранении свободы пропаганды атеистической (перешло и в сталинскую Конституцию СССР 1936 г.); Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. с последующими инструкциями к нему; Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» от 11 февраля 1930 г. и др http://www.politjournal.ru/index.php?PO ... &issue=209.
Т.е., Церковь являлась идеологическим противником большевиков, поэтому Кишиневский Собор и другие культовые сооружения занятого противником города, вполне могли рассматриваться в качестве цели в диверсионных операциях созданных истребительных батальонов.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Извращеннейшая логика!!! На оккупированной территории направлять усилия НЕ НА подрыв боеспособности вражеской армии, а на подрыв идеологического противника???!!! А есть ли какие-либо документированные примеры, когда отступающие войска СССР сжигали или подрывали православные храмы?adelina писал(а): Т.е., Церковь являлась идеологическим противником большевиков, поэтому Кишиневский Собор и другие культовые сооружения занятого противником города, вполне могли рассматриваться в качестве цели в диверсионных операциях созданных истребительных батальонов.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Извращеннейшим являлось то, что советские власти сжигали или подрывали храмы как до войны, во время, так и после войны, свои преступления не документировали. Например, количество православных храмов, мечетей, синагог, католических костелов, старообрядческих церквей в СССР к 1941 г. сократилось в 20 раз по сравнению с их количеством на территории дореволюционной России. В целых областях не имелось ни одного действующего храма.
[...] А Гитлер же вплотную занимался религиозными проблемами и считал их очень важными в деле «управления покоренными народами». На оккупированной территории германские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют религиозную свободу, «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу немецкой армии и «спасение родины» от большевиков. "Направлять усилия НЕ НА подрыв боеспособности вражеской армии, а на подрыв идеологического противника???!!!" в условиях когда в первые месяцы войны в немецком плену оказались (вольно и невольно) миллионы советских военнослужащих, партизаньщина, диверсионные акции были весьма успешным занятием. Поэтому здесь и была выдвинута версия о подрыве Собора, старой Метрополии, Епархиального дома спецслужбами отступающей РККА.
[...] А Гитлер же вплотную занимался религиозными проблемами и считал их очень важными в деле «управления покоренными народами». На оккупированной территории германские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют религиозную свободу, «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу немецкой армии и «спасение родины» от большевиков. "Направлять усилия НЕ НА подрыв боеспособности вражеской армии, а на подрыв идеологического противника???!!!" в условиях когда в первые месяцы войны в немецком плену оказались (вольно и невольно) миллионы советских военнослужащих, партизаньщина, диверсионные акции были весьма успешным занятием. Поэтому здесь и была выдвинута версия о подрыве Собора, старой Метрополии, Епархиального дома спецслужбами отступающей РККА.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Вот-вот! Вся риторика относительно храмов не имеет ничего общего с боевыми действиями, она не относится к обсуждаемой теме. В своем желании обвинить одну из сторон уже выдается сакраментальная фраза о том что: "…количество православных храмов, мечетей, синагог, католических костелов, старообрядческих церквей в СССР к 1941 г. сократилось в 20 раз по сравнению с их количеством на территории дореволюционной России. В целых областях не имелось ни одного действующего храма. Бессарабии это счастье подвалило только после "освобождений" в 1940 и 1944. А Гитлер же вплотную занимался религиозными проблемами и считал их очень важными в деле «управления покоренными народами»." И вот уже Гитлер оказался, чуть ли не спасителем всех храмов СССР! Замечательная «версия о подрыве Собора» есть ни что иное как «Извращеннейшая логика»!!!
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Проявите свою логику и если есть что сказать, выдвигайте свои невинные версии подрыва сакраментального Собора и извращеннейшего разрушения нашего города в 1941 и 1944 годах и подкрепите их доказательствами, для этого собственно и собрались.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
adelina писал(а):Проявите свою логику и если есть что сказать, выдвигайте свои невинные версии подрыва сакраментального Собора и извращеннейшего разрушения нашего города в 1941 и 1944 годах и подкрепите их доказательствами, для этого собственно и собрались.
Вашего города?


Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Уважаемый Спартак, какая правда Вас устраевает? о какой идеологической вражде, о какой порче друг другу нервов, каких прекращений поисков заноз в прошлом, о какой ненависти к русскому царю Вы утверждаете?
[...] мешает восприятию простых русских слов "наш город"?
3десь же мы пытаемся узнать как разрушили наш город.
[текст сообщения отредактирован - rimty]
[...] мешает восприятию простых русских слов "наш город"?
3десь же мы пытаемся узнать как разрушили наш город.
[текст сообщения отредактирован - rimty]
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Аделина, я кажется не давал вам разрешения на упоминание моей фамилии? Может и свою назовете, а то все вас путают с другим полом. И ваш коммент увы ни о чем. Оставьте уже Россию в покое, далеко она. Я с вами уважительно, а вы снова о "румынофобии". Значит общения увы не получилось.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Повреждения в ходе уличных боёв, конечно нельзя со счетов сбрасывать. Я этого никогда и не делал.corax писал(а):Про преднамеренные поджоги - ясно, что прибывающим праздно поджигать город в котором они собирались разместиться было совсем не нужно.
Возможно, что к уже существующим теориям о том, как разрушили город - бомбардировки разных участвующих сторон, подрывы и поджоги отступающих войск (в 1941 и 1944 гг) - (причём я думаю, что имело место именно совокупность этих методов), можно добавить разрушения в результате прямых уличных боёв (наверное, в меньшей степени, но всё же. И опять же - в 1941 и 1944 гг).
К сожалению, это обычные методы ведения войны, от которых больше всего страдает местное население и город..
В случае с повреждениями собора в 1941 году, думаю, что имело место быть попадание арт. снаряда (этой же версии придерживается и er-xvl). Более того, рискну предположить, попадание в купол осколочно-фугасного снаряда.
Обратите внимание, следов пожара на здании не наблюдается (в отличии от фото 1944 года кстати). Осуществить подрыв так, чтобы снести купол, и в то же время оставить целыми оконнные и дверные рамы, можно на мой взгляд только заложив заряд непосредственно под куполом (могу предложить любителям теорий о диверсиях отступающих большевиков, рассмотреть версию о евреях-акробатах). Именно по этой причине (уцелевшие окна и двери), я исключил бы попадание авиабомбы.
При попадании снаряда в купол и его разрыве, взрывная волна частично ушла наружу сорвав обшивку и деформировав каркас, частично погасилась внутренними объёмами храма.
Разумеется это только моя версия, не притендующая на истину в последней инстанции.
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Но ваша версия более точно объясняет математическую составляющую взрыва и его последствия, которые нетрудно расчитать инженеру. На многих зданиях Кишинева, разрушенных в 1941 отчетливо видны последствия попадания именно авиационной бомбы, которая , пробив крышу и перекрытия этажей, взрывалась в самом низу, обрушая внутренности дома, а стены оставляя целыми. Жаль, нет на форуме ни одного военного сапера. Он бы быстро объяснил нам суть разрушений, без политики и идеологии..Дуболом писал(а): Повреждения в ходе уличных боёв, конечно нельзя со счетов сбрасывать. Я этого никогда и не делал.
В случае с повреждениями собора в 1941 году, думаю, что имело место быть попадание арт. снаряда (этой же версии придерживается и er-xvl). Более того, рискну предположить, попадание в купол осколочно-фугасного снаряда.

Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
Быстро объяснили нам суть разрушений, но с политикой и идеологией Н.В.АБАКУМОВА и О.В.ГАРУСОВА http://kommersant.press.md/index.php/ne ... -----.html)
Фото и видеосъемки Кишинева 1941 года позволяют судить о характере разрушений. Например, Епархиальный дом и Примария пострадали от зажигательных бомб. Хорошо известно, что купол Кафедрального собора был поврежден в результате бомбардировки. В рапорте же технической комиссии говорится только об одном здании, поврежденном бомбой – нынешнем Историческом музее. После подрыва здания от него остаётся гора камня, в то время как после авиа налёта, остов здания часто остаётся относительно целым.
Многие здания, судя по имеющимся снимкам, носили следы от пожаров, что вполне объясняется попаданием в них именно зажигательных или фугасных бомб. Сошлемся здесь на авторитетный анализ специалиста. В газете «Советская Молдавии» за 26 июня 1941 г. была опубликована статья военного инженера 2-го ранга Б. Трамма «Учись обороняться от воздушного врага», в которой он разъяснял последствия авиабомбардировок: «В местах падения этих бомб образуются многочисленные очаги пожаров, для тушения которых потребуются многочасовые усилия…Фугасные бомбы небольшого веса пробивают крышу и вызывают пожар на чердаке. Если имеет относительно большой вес (10 и более килограмм), может пробить не только чердачное, но и межэтажное перекрытие, проникнуть внутрь и, разорвавшись там, образовать очаг пожара».viewtopic.php?f=13&t=449&st=0&sk=t&sd=a&start=40
Фото и видеосъемки Кишинева 1941 года позволяют судить о характере разрушений. Например, Епархиальный дом и Примария пострадали от зажигательных бомб. Хорошо известно, что купол Кафедрального собора был поврежден в результате бомбардировки. В рапорте же технической комиссии говорится только об одном здании, поврежденном бомбой – нынешнем Историческом музее. После подрыва здания от него остаётся гора камня, в то время как после авиа налёта, остов здания часто остаётся относительно целым.
Многие здания, судя по имеющимся снимкам, носили следы от пожаров, что вполне объясняется попаданием в них именно зажигательных или фугасных бомб. Сошлемся здесь на авторитетный анализ специалиста. В газете «Советская Молдавии» за 26 июня 1941 г. была опубликована статья военного инженера 2-го ранга Б. Трамма «Учись обороняться от воздушного врага», в которой он разъяснял последствия авиабомбардировок: «В местах падения этих бомб образуются многочисленные очаги пожаров, для тушения которых потребуются многочасовые усилия…Фугасные бомбы небольшого веса пробивают крышу и вызывают пожар на чердаке. Если имеет относительно большой вес (10 и более килограмм), может пробить не только чердачное, но и межэтажное перекрытие, проникнуть внутрь и, разорвавшись там, образовать очаг пожара».viewtopic.php?f=13&t=449&st=0&sk=t&sd=a&start=40
Re: Кишинёв во Второй Мировой Войне - как разрушили город?
В газете BASARABIA за 20 ноября 1941 года автор утверждает, что первым зданием в котором "конструктивные факторы" пустили в действие бидоны с бензином и детонационный филтр - это Тюремный замок (Кишиневская Бастилия), в 1941 году при отходе, советские войска угнали всех заключенных за Днестром, а здание Центральной кишиневской тюрьмы было взорвано и подожжено бензином.
viewtopic.php?p=40735#p40735
viewtopic.php?p=40735#p40735