Приморское (Будаки, Budachi) и Курортное (Budachi-Cordon)

Модератор: rimty

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3601
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Приморское (Будаки, Budachi) и Курортное (Budachi-Cordon)

Сообщение venberg_r » Вчера, 19:51

Старинный интересный документ. Досконально нотариусы работали.

В скобках примечание перевода.

Договор 30 августа 1868 г.

Аккерман (совр. г. Білгород-Дністровський / рум. Cetatea Albă), 30 августа 1868 г.

Я, нижеподписавшийся, подданный Ревеля (сегодня — Таллинн) Андреас Адам Хелльберг, действующий как поверенный её светлости княгини Кочубей (урожд. графиня Бенкендорф), как это записано в ___ районном суде 27 июня 1860 г., под № 75, подтверждаю заключение договора с колонистами Аккерманского уезда (Аkkermann district) о нижеследующем:

От колонии Теплиц (Teplitz): Фридрих Бендер, Конрад Вайденбах, Готтлиб Крамер, Андреас Крамер, Готтлиб Шух, Иоганнес Фёльхле, Георг Шмаудер, Леопольд Штойб и Симеон Курц.
От колонии Денневиц (Dennewitz): Михаэль Фрайтаг, Мартин Йёрке.
От колонии Березина (Beresina): Андреас Фрегин с товарищами.

Настоящий договор заключается на следующих условиях:

Я, Хелльберг, передаю в пользование вышеуказанным колонистам участок земли, выделенной княгиней Кочубей. Этот участок находится в Аккерманском уезде, в провинции Бессарабия, состоит из 2 230 десятин, включая все постройки, колодцы и ветряную мельницу, расположенные внутри ниже определённых границ, и передаётся в аренду на 12 лет — с 23 октября 1868 г. по 23 октября 1880 г. — для основания колонии с названием «Neufall» (Нойфаль ).

На востоке земля граничит с бороздой, проходящей через плантацию Будак (Budak), начиная от дамбы до сада, далее к лесу и имению владельца Мосаровича. С другой стороны — начиная от хозяйства Budak к участкам княгини Кочубей, которые она сдаёт в аренду жителям деревень Будак: Кляйнбалабанка (Kleinbalabanka), Каябай (Kajabei) и Адамовка (Adamofka).

Княгиня Кочубей оставляет за собой триста десятин на первые годы действия договора до 23 октября 1869 г., а именно землю между новыми кошарами (sheep pens — Koscharen), землёй владельца Budak и землёй в долине Budak. Указанные новые кошары и посадки деревьев могут использоваться колонистами для выпаса скота, лошадей и овец. Это условие фиксируется в пункте 2 настоящего договора с платой за аренду в размере 600 рублей и взносом 15 рублей.

Мы, вышеуказанные колонисты, обязуемся в течение первых 6 лет ежегодно платить княгине по 1 рублю 75 копеек за каждую десятину, а после шести лет — по 2 рубля 25 копеек ежегодно за каждую десятину; платежи производятся раз в полугодие авансом: первая половина 23 октября, вторая — 23 апреля.

Мы обязуемся в течение срока действия договора заботиться об уплате всех обязательных сборов, связанных с арендуемыми землями. Кроме того, ежегодно вносить по 5 копеек за десятину на хозяйственные расходы и сборы княгини Кочубей при каждом платеже.

В течение первых 4 лет аренды по настоящему договору колонисты обязуются построить 32 дома, каждый размером 7 фаденов 2 аршина в длину и 4 фадена 4 аршина в ширину. В одной половине чердака устроить 2 комнаты для ножных ванн, покрытых масляной краской; посередине — пристройку для кухни; в другой половине — комнату из камня или утрамбованной земли. При постройке из утрамбованной земли предусмотреть каменный фундамент высотой в 1 аршин. Внешние стены должны быть обшиты деревянными планками для укрепления. Княгиня Кочубей даёт каждому колонисту право разобрать и использовать в строительстве материалы из кошар Budak. Все прочие необходимые материалы колонисты обязаны приобрести за свой счёт. Кроме того, колонисты обязаны посадить не менее 40 деревьев при каждом доме и ухаживать за ними за свой счёт.

Колонисты не имеют права открывать трактир (таверну) в Нойфаль (Neufall) и не имеют права позволять его открывать в другой колонии.

Колонисты обязуются бережно содержать все переданные им от помещицы вещи и здания, а также посаженные по п.4 деревья; по окончании срока договора вернуть всё княгине Кочубей в надлежащем состоянии без возмещения за исключением мельниц, которые они построили: эти мельницы колонисты имеют право разобрать и унести с собой при отъезде из Нойфаль. Помещения с соответствующими полами должны содержаться аккуратно; в летнее время, когда люди посещают пляжи у Леманна и у моря, помещения для купания (ванны) могут быть сданы за плату по отдельному соглашению между отдыхающими и колонистами.

В силу данных условий колонисты имеют право использовать арендуемые земли для земледелия, выпаса и овцеводства, закладки виноградников и садов, а также для устройства ремесленных мастерских; доходы от этого колонисты оставляют себе и не обязаны отчитываться перед помещицей; однако передача арендуемых земель другим лицам допускается только с её согласия.

В последние четыре года действия договора указанные колонисты не имеют права засевать более 1 250 десятин; остальная земля должна быть отдана помещице под четырёхлетний пар. Если они засеют больше, то обязаны уплатить княгине по 4 рубля за каждую лишнюю десятину.

Колонисты имеют право обрабатывать и засевать землю с 15 августа до начала срока договора. Они или уполномоченные ими лица обязаны представить княгине отчёт о доходах от используемой арендуемой земли по состоянию на 15 августа. Если предполагается сдать в аренду ещё землю, то вышеуказанные колонисты имеют первоочередное право до 23 октября 1879 г. на её аренду на тех же условиях.

Княгиня Кочубей оставляет за собой право держать свои запасы сена и соломы на арендуемых землях до тех пор, пока они не будут израсходованы. Также она оставляет за собой кошары, помеченные «New», и железный склад во дворе деревни до тех пор, пока они не будут разобраны и вывезены.

Колонисты обязаны не пускать свой скот (коров, лошадей, свиней) на вторую половину плантации Budak; за нарушение — штраф 1 рубль за каждое животное.

Расходы по подписанию договора и заверке делятся пополам между сторонами.

За точное исполнение условий договора каждый колонист несёт индивидуальную ответственность, а все колонисты несут взаимную солидарную ответственность за своевременную уплату арендных сумм. В случае неуплаты княгиня Кочубей имеет право выселить виновных без извинения и удержать их имущество до полного возмещения причинённых убытков.

При подписании договора колонисты вносят депозит в размере 400 рублей, который может быть вычтен из платежа, подлежащего уплате 23 октября; в случае непристойного (хамского) поведения колонистов до этого срока княгиня оставляет за собой право удержать депозит и расторгнуть договор.

В случае неурожая в первые 10 лет аренды (не дай Бог) колонистам разрешается платить лишь половину суммы за соответствующие годы; недополученная половина выплачивается полугодовыми платежами в течение следующих двух лет сверх обычной аренды.

Договор сохраняет свою силу и не подлежит изменению; оригинал остаётся у княгини Кочубей, надёжная копия у колонистов; срок и подписи проставлены на первой странице.

В качестве поверенного княгини Софьи Александровны Кочубей (Sofia Alexandrowana Kotschubei) к настоящему договору выступил: гражданин Ревеля (Таллин) Андреас Адам Хелльберг. По просьбе подписали от колонии Теплиц: Фридрих Бендер, Конрад Вайденбах, Готтлиб Крамер, Андреас Крамер, Готтлиб Шух, Иоганнес Фёльхле, Георг Шмаудер, Леопольд Штойб и Симеон Курц; от колонии Денневиц: Михаэль Фрайтаг, Мартин Йёрке; от колонии Березина: Андреас Фрегин.

Русский перевод имён: (Peisach Lewit?) — указано в документе как переводчик/транслитерация. По просьбе, за Готтлиба Крамера (колония Теплиц) и Мартина Йёрке (Денневиц), не умеющих писать, подпись проставил гражданин Аккермана Давид Керснер.

Акт удостоверения: Для подтверждения, что договор подписан на немецком языке указанными колонистами и переведён на русский, подписи неграмотных колонистов проставлены от их имени Давидом Керснером; городская полиция Аккермана проставила печать 30 августа 1868 г. Оригинал удостоверён городским регистратором Кришановским и секретарём Фадуловым.

Город Аккерман, 1 сентября 1868 г.: подтверждаю, что договор надлежащим образом зарегистрирован в журнале под № 168 и подписан указанными 13 лицами; за двух неграмотных подписантов подписался Давид Керснер; поверенный княгини Андреас Хелльберг подписал и передал 264 руб. 60 коп. в городскую казну. Удостоверено брокером и нотариусом Аккермана: К. Дюкович (K. Dukowitsch).

Далее: заверение, что копия договора соответствует оригиналу и внесена в журнал под № 168 слово в слово — подписано и опечатано 1 сентября 1868 г., нотариус Аккерман: К. Дюкович.

Я, Андреас Адам Хелльберг, подтверждаю получение гарантийного депозита 400 рублей 31 августа 1868 г. как делегат княгини Кочубей.

Ответить

Вернуться в «Черноморское побережье Бессарабии»