Ворота Города
Модератор: rimty
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
Кишинев 16 открыток. Издательство "Тимпул". Кишинев 1990
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Гражданин
- Сообщения: 1124
- Зарегистрирован: 07 мар 2011, 16:06
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
Фото из книги о Кишиневе 1982 г.
Где-то на нынешнем въезде на восьмерку. Видна крыша частного дома.
Где-то на нынешнем въезде на восьмерку. Видна крыша частного дома.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
Открытка от "Poşta Moldovei"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
Din fondurile ANRM.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
Inceputul anilor 80`
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Проспект Мира (Пэчий) / бульвар Дачия
2005 год
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Ботаника
Гордость горожан: «Ворота города» выдержат танковую атаку
Как и во многих других столицах мира, в Кишиневе есть свои «Ворота города» – визитная его карточка. Это два симметричных, ступенчато-зубчатых здания, похожих то ли на крепостную стену, то на сказочные каравеллы. Они издавна украшают туристические буклеты и проспекты, рассказывающие о Молдове. Уже не одно десятилетие в них живут люди. Об истории создания и нынешнем состоянии этих «рекламно-выставочных» порталов, приглашающих прямо из аэропорта въехать в город, мы беседуем с бывшим главным архитектором Кишинева Владимиром Модыркэ.
– Какова предыстория возведения «ворот»?
– В 1975 году образовался институт «Кишиневгорпроект», пригласили со всего Союза хороших, молодых, талантливых специалистов. Откликнулись и наши, так как именно в те годы начались первые выпуски архитекторов местного розлива. Коллектив набирался в спешке, ему предстояло выполнение огромных объемов работы. С удовольствием вспоминаю то время. И я тогда же и туда же поступил на работу по окончании учебы.
И тут ряд совпадений – один за другим два землетрясения. Были выделены колоссальные деньги из бюджета СССР на преодоление их последствий, у проявившей себя молодежи появился огромный фронт интересной индивидуальной работы по проектированию. Как грибы стали расти целые кварталы. Накладывалось строительство компьютерного завода с шестью-семью кварталами на Чеканах, начал застраиваться бульвар Мира (сейчас Дачии) новыми зданиями современной планировки и повышенной этажности. И если Алексей Щусев в своем генплане заложил пожелание, что в Кишиневе здания должны быть не выше четырех этажей, то теперь появились девятиэтажки на Ботанике, затем по проспекту Мира поднялись монолитные, железобетонные, скользящие, опалубные и полые дома в 16-22 этажа. И даже одно крупнопанельное здание в 16 этажей.
Все это привело к повышению уровня этажности по всему городу. Центральные бульвары не совсем застраивались, будь то Московский проспект или Алба Юлия, оставались резервы для будущих поколений архитекторов, чем они и воспользовались. Затем на Московском проспекте появились те здания, которые не построили вовремя, и слава Богу – потому что могли построить так же паршиво. Но были и исключения. Так проявилось веяние молодых архитекторов, решивших обозначить себя новыми акцентами. И придумали эти «восточные ворота». Мало кто помнит, но задуманы были также «южные» и «северные» как окаймление микрорайонов. Планировали даже превратить Кишинев в город-миллионер, потому что обещано было метро.
В отношении «ворот» был разработан генплан двух кварталов по обе стороны проспекта Мира. Авторы-разработчики: главный архитектор города Юрий Богданович Туманян, его жена Скворцова – скромная женщина с огромным талантом, руководитель творческой мастерской (сейчас проживает в Старом Осколе), Анатолий Спасов (трудится в министерстве, в отделе градостроительства) и Моркович (ныне живет и работает в Израиле). Основную линию вели главный архитектор города и главный архитектор института. Это было новое слово в возведении жилья.
– Это правда, что Молдова в смысле новостроя была фавориткой советских партбоссов?
– В то время Молдова действительно была примером новых способов строительства жилья. Кишинев отличался от других столиц республик тем, что здесь обкатывалась не одна серия типовых жилых домов, а несколько – через личные знакомства с Леонидом Брежневым и Николаем Щелоковым, наш молдаванин Змеу был в Госстрое, где диктовал политику и финансирование.
– Как получились «зубцы» – ведь это было ноу-хау?
- «Ворота» – тот же бетонный дом (монбанка). Идет опалубка на всю комнату, просовывается через оконный проем, которого еще нет. Потом все это монолитится, вынимается и переставляется. Переставная монолитная опалубка. Такая конструктивная схема в бетоне – потому что сейсмика у нас 8 баллов – позволила создать эту ступеньку через два этажа, а делать перепад высот больше двух этажей невозможно из-за сейсмических норм. Новые технологии позволили создать этот образ. Вначале «ворота» выглядели хорошо, хотя и напоминали картонный макет.
– Говорят, что даже вызывали зависть многих архитекторов СССР?
– Рисунок хорошо выверен и силуэтно смотрится здорово. Действительно, кто-то завидовал. Сама форма прекрасна.
– Но раздаются голоса, что сейчас они смотрятся ужасно…
– Только если говорить о социальном характере домов, тогда это – тюрьма народов. Делать подобные скопления-колхозы в одном месте, посылать людей в небоскребы в условиях высокой балльности – неправильно. Невыгодны первые этажи, неблагоприятны последние. Для того, чтобы заставить людей жить там, надо сделать квартиру очень привлекательной. Например, на первом этаже сделать террасы, а не обычные лоджии. А на последнем квартиры сделать улучшенными.
Тем не менее, эти два дома вошли во все анналы, они являются представительной картой и открыткой Кишинева. Я сомневаюсь, что сейчас кто-то в состоянии собрать деньги и построить аналогичные «ворота».
С высоты нынешнего времени можно раскритиковать и смешать с грязью любой объект, построенный в то время. Авторам нужны были громадные силы, чтобы красиво нарисовать, убедить и построить. Сейчас это может сделать любой - при современных-то возможностях.
– Сколько лет строились «ворота»?
– Их начали строить в 1977 году, в 1980-м они уже стояли.
– Смета? Трудности?
– Вопрос стоял так: стоимость этих домов не должна была превышать стоимость остальных. Отношения между проектировщиками и финансистами оформлялись через Стройбанк, который подвергал экспертизе каждый проект. Поэтому смета на высотные здания всегда выше за счет сейсмики.
Были и сложности. Когда выходишь с подобными проектами – всегда все против, начиная с органов местной власти и заканчивая центральной. Не сомневаюсь, что не было проблем и с поставкой бетона и арматуры, и со сроками. Если что-то добавлялось, скажем, на стройке на «Воротах города», то на другом объекте убавлялось, а перерасход – ни-ни. Но благодаря героическим усилиям наших авторов эти вещи преодолевались.
– Вам приходилось слышать отзывы жильцов?
– Там нет дворов. Дома холодные (раньше теплоэнергия стоила копейки, а сейчас – будь здоров). Что касается протекающих крыш - в этом доме может быть больше проблем, потому что кровель больше. Перепады высот, поэтому эксплуатация кровель – дорогое удовольствие. Проблема носит социальный характер и не решена по всей республике из-за неграмотной приватизации.
Получилось, что человек имеет в собственности только то, что находится внутри, а этажи, кровли, подвалы – ничейные. Люди на них не имеют права, что вызывает множество проблем. С этим я столкнулся, будучи 22 года главным архитектором. Плюс с тех пор сейсмика в том районе выросла на 1 балл. Когда начали подниматься грунтовые воды по бульвару Дачия, подвалы оказались в воде. Слава Богу, «ворота» – монолитные. Выдержат танковую атаку. С этой точки зрения – никакой опасности нет, жить можно.
https://point.md/ru/novosti/obschestvo/ ... vuyu-ataku
Как и во многих других столицах мира, в Кишиневе есть свои «Ворота города» – визитная его карточка. Это два симметричных, ступенчато-зубчатых здания, похожих то ли на крепостную стену, то на сказочные каравеллы. Они издавна украшают туристические буклеты и проспекты, рассказывающие о Молдове. Уже не одно десятилетие в них живут люди. Об истории создания и нынешнем состоянии этих «рекламно-выставочных» порталов, приглашающих прямо из аэропорта въехать в город, мы беседуем с бывшим главным архитектором Кишинева Владимиром Модыркэ.
– Какова предыстория возведения «ворот»?
– В 1975 году образовался институт «Кишиневгорпроект», пригласили со всего Союза хороших, молодых, талантливых специалистов. Откликнулись и наши, так как именно в те годы начались первые выпуски архитекторов местного розлива. Коллектив набирался в спешке, ему предстояло выполнение огромных объемов работы. С удовольствием вспоминаю то время. И я тогда же и туда же поступил на работу по окончании учебы.
И тут ряд совпадений – один за другим два землетрясения. Были выделены колоссальные деньги из бюджета СССР на преодоление их последствий, у проявившей себя молодежи появился огромный фронт интересной индивидуальной работы по проектированию. Как грибы стали расти целые кварталы. Накладывалось строительство компьютерного завода с шестью-семью кварталами на Чеканах, начал застраиваться бульвар Мира (сейчас Дачии) новыми зданиями современной планировки и повышенной этажности. И если Алексей Щусев в своем генплане заложил пожелание, что в Кишиневе здания должны быть не выше четырех этажей, то теперь появились девятиэтажки на Ботанике, затем по проспекту Мира поднялись монолитные, железобетонные, скользящие, опалубные и полые дома в 16-22 этажа. И даже одно крупнопанельное здание в 16 этажей.
Все это привело к повышению уровня этажности по всему городу. Центральные бульвары не совсем застраивались, будь то Московский проспект или Алба Юлия, оставались резервы для будущих поколений архитекторов, чем они и воспользовались. Затем на Московском проспекте появились те здания, которые не построили вовремя, и слава Богу – потому что могли построить так же паршиво. Но были и исключения. Так проявилось веяние молодых архитекторов, решивших обозначить себя новыми акцентами. И придумали эти «восточные ворота». Мало кто помнит, но задуманы были также «южные» и «северные» как окаймление микрорайонов. Планировали даже превратить Кишинев в город-миллионер, потому что обещано было метро.
В отношении «ворот» был разработан генплан двух кварталов по обе стороны проспекта Мира. Авторы-разработчики: главный архитектор города Юрий Богданович Туманян, его жена Скворцова – скромная женщина с огромным талантом, руководитель творческой мастерской (сейчас проживает в Старом Осколе), Анатолий Спасов (трудится в министерстве, в отделе градостроительства) и Моркович (ныне живет и работает в Израиле). Основную линию вели главный архитектор города и главный архитектор института. Это было новое слово в возведении жилья.
– Это правда, что Молдова в смысле новостроя была фавориткой советских партбоссов?
– В то время Молдова действительно была примером новых способов строительства жилья. Кишинев отличался от других столиц республик тем, что здесь обкатывалась не одна серия типовых жилых домов, а несколько – через личные знакомства с Леонидом Брежневым и Николаем Щелоковым, наш молдаванин Змеу был в Госстрое, где диктовал политику и финансирование.
– Как получились «зубцы» – ведь это было ноу-хау?
- «Ворота» – тот же бетонный дом (монбанка). Идет опалубка на всю комнату, просовывается через оконный проем, которого еще нет. Потом все это монолитится, вынимается и переставляется. Переставная монолитная опалубка. Такая конструктивная схема в бетоне – потому что сейсмика у нас 8 баллов – позволила создать эту ступеньку через два этажа, а делать перепад высот больше двух этажей невозможно из-за сейсмических норм. Новые технологии позволили создать этот образ. Вначале «ворота» выглядели хорошо, хотя и напоминали картонный макет.
– Говорят, что даже вызывали зависть многих архитекторов СССР?
– Рисунок хорошо выверен и силуэтно смотрится здорово. Действительно, кто-то завидовал. Сама форма прекрасна.
– Но раздаются голоса, что сейчас они смотрятся ужасно…
– Только если говорить о социальном характере домов, тогда это – тюрьма народов. Делать подобные скопления-колхозы в одном месте, посылать людей в небоскребы в условиях высокой балльности – неправильно. Невыгодны первые этажи, неблагоприятны последние. Для того, чтобы заставить людей жить там, надо сделать квартиру очень привлекательной. Например, на первом этаже сделать террасы, а не обычные лоджии. А на последнем квартиры сделать улучшенными.
Тем не менее, эти два дома вошли во все анналы, они являются представительной картой и открыткой Кишинева. Я сомневаюсь, что сейчас кто-то в состоянии собрать деньги и построить аналогичные «ворота».
С высоты нынешнего времени можно раскритиковать и смешать с грязью любой объект, построенный в то время. Авторам нужны были громадные силы, чтобы красиво нарисовать, убедить и построить. Сейчас это может сделать любой - при современных-то возможностях.
– Сколько лет строились «ворота»?
– Их начали строить в 1977 году, в 1980-м они уже стояли.
– Смета? Трудности?
– Вопрос стоял так: стоимость этих домов не должна была превышать стоимость остальных. Отношения между проектировщиками и финансистами оформлялись через Стройбанк, который подвергал экспертизе каждый проект. Поэтому смета на высотные здания всегда выше за счет сейсмики.
Были и сложности. Когда выходишь с подобными проектами – всегда все против, начиная с органов местной власти и заканчивая центральной. Не сомневаюсь, что не было проблем и с поставкой бетона и арматуры, и со сроками. Если что-то добавлялось, скажем, на стройке на «Воротах города», то на другом объекте убавлялось, а перерасход – ни-ни. Но благодаря героическим усилиям наших авторов эти вещи преодолевались.
– Вам приходилось слышать отзывы жильцов?
– Там нет дворов. Дома холодные (раньше теплоэнергия стоила копейки, а сейчас – будь здоров). Что касается протекающих крыш - в этом доме может быть больше проблем, потому что кровель больше. Перепады высот, поэтому эксплуатация кровель – дорогое удовольствие. Проблема носит социальный характер и не решена по всей республике из-за неграмотной приватизации.
Получилось, что человек имеет в собственности только то, что находится внутри, а этажи, кровли, подвалы – ничейные. Люди на них не имеют права, что вызывает множество проблем. С этим я столкнулся, будучи 22 года главным архитектором. Плюс с тех пор сейсмика в том районе выросла на 1 балл. Когда начали подниматься грунтовые воды по бульвару Дачия, подвалы оказались в воде. Слава Богу, «ворота» – монолитные. Выдержат танковую атаку. С этой точки зрения – никакой опасности нет, жить можно.
https://point.md/ru/novosti/obschestvo/ ... vuyu-ataku
Re: Ботаника
Туманян никогда не был гл. архитектором города! Туманян всегда был гл. архитектором "ГПИ Кишиневгорпроект"....главный архитектор города Юрий Богданович Туманян....
Re: Ботаника
Найдено в свободном интернете.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Ворота Города
Ворота Города.
Стройка.
Фото - Л. Акулов
"Вечерний Кишинёв",№233, 9 октября 1985 года.
Стройка.
Фото - Л. Акулов
"Вечерний Кишинёв",№233, 9 октября 1985 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Ворота Города
Аста ваще! "Ворота Города"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Ворота Города
По крайней мере,батут -оригинальнее,чем мангал!Даже можно сказать,что большой шаг вперёд.Оборвали полёт на взлёте,как и в истории с криулянскими вертолётами
Бюрократы
Re: Ворота Города
Уже убрали...
Re: Ворота Города
Газета Вечерний Кишинёв, сентябрь 1986.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.