![write :write:](./images/smilies/bv.gif)
Иван Заикин
Модератор: rimty
Re: Иван Заикин
- Драгоценность, затерявшаяся во времени
городу работу написанную во Владивостоке в далёком 1920-м году, а с другой — типичный образ горожанина тех лет.
Здесь, очевидно, была подпись автора, но её затирали. По начертанию, по тому, что от неё осталось, видно, что это Бурлюк.
93 года странствий, и вот портрет написанный во Владивостоке вновь вернулся в город.
Его подлинность и руку мастера, несмотря на затёртость подписи, подтвердила официальная
экспертиза, которую музей заказал специалистам Росохранкультуры. http://www.ptr-vlad.ru/
Бурлюк рисовал Заикина трижды, но эту акварель он написал именно во Владивостоке.
Свой 40-летний юбилей ( в ноябре 1920 г.) Заикин отпраздновал во Владивостоке. Этот портрет был написан к юбилею.
----------------------------------------------------------
Вроде бы супруга Заикина, Анна Фоминишна, служила кассиром в цирке.
Насколько достоверна информация, не знаю.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Фотография И. М. Заикина с его дарственной подписью.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Племянница И. Заикина, Тамара Моргунова, была женой академика АН Молд. ССР Тадеуша Малиновского.
(по воспоминаниям Левита И. Э.)
(по воспоминаниям Левита И. Э.)
Re: Иван Заикин
В московском архиве сохранились:
письма главнокомандующего военно-воздушными силами СССР, Одесского военного округа и Кишиневского дома офицеров И. М. Заикину с благодарностью за поздравления, участие в спортивном вечере.
(между 29.3.1947-18.1. 1948)
Письмо и адреса Комитета по делам физкультуры и спорта Молдавии, спортивного клуба Бессарабии и спортсменов-борцов И. М. Заикину с поздравлениями по случаю 25-летия спортивной деятельности и 65-летия со дня его рождения.
письма главнокомандующего военно-воздушными силами СССР, Одесского военного округа и Кишиневского дома офицеров И. М. Заикину с благодарностью за поздравления, участие в спортивном вечере.
(между 29.3.1947-18.1. 1948)
Письмо и адреса Комитета по делам физкультуры и спорта Молдавии, спортивного клуба Бессарабии и спортсменов-борцов И. М. Заикину с поздравлениями по случаю 25-летия спортивной деятельности и 65-летия со дня его рождения.
Re: Иван Заикин
На фото - Иван Заикин и Анри Фарман, авиаконструктор и директор школы авиаторов.
По слухам, Анри Фарман называл борца "мсье Заика".
По слухам, Анри Фарман называл борца "мсье Заика".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re:" Иван Заикин
"Иван Заикин", A. Cветов, изданиe 1957 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Советская Молдавия,краткая энциклопедия,1982г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Газетное объявление:
Прощальный бенефис И. Заикина в Одессе
Прощальный бенефис И. Заикина в Одессе
- 14 мая 1910 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
А.И. Куприн. Полный текст очерка "Мой полёт" (1911):rimty писал(а):... на аэроплане впервые поднялся русский литератор А. И. Куприн. Он полетел пассажиром с борцом, ставшим авиатором, И. Заикиным. Среди зрителей на ипподроме Одессы 12 ноября 1910 года был тринадцатилетний Валентин Катаев, на всю жизнь запомнивший мгновения, когда «аэроплан побежит вперед, оторвется от земли и достигнет рекордной высоты в триста метров, навеки прославив покорителей воздушной стихии и силы земного притяжения, великого борца среднего веса Ивана Заикина и знаменитого писателя Куприна».
Аэроплан потерпел аварию, но благодаря мастерству и выдержке Заикина пилот и пассажир совершенно не пострадали. Заикин, может быть, одним из первых совершил тогда то, о чем сегодня в подобных случаях пишут как о примере величайшего мужества и благородства. Предвидя падение, он в критической ситуации начал уводить аппарат от переполненного зрителями поля ипподрома в сторону кладбища и упал, не причинив никому вреда. Но машина была погублена. Это вызвало нарекания ее владельцев, одесских богачей Пташниковых, которые обвинили в аварии пилота.
Обстоятельства этого полета Куприн изложит в очерке «Мой полет»
"Очень жаль, что меня о моем полете расспрашивало несколько сот человек, и мне скучно повторять это снова. Конечно, в крушении аэроплана господ Пташниковых и в том, что мой бедный друг Заикин должен был опять возвратиться к борьбе, виноват только я.
Год тому назад, во время полетов Катанео, Уточкина и других, Заикин зажегся мыслью, чтобы летать. В это время мы вместе с ним были на аэродроме. Со свойственной этим упрямым волжанам внезапной решительностью он сказал:
– Я тоже буду летать! Дернул меня черт сказать:
– Иван Михайлов, беру с вас слово, что первый, кого вы поднимете из пассажиров, буду я!
И вот почти ровно через год, в очень ненастную, переменчивую одесскую погоду, Заикин делает два великолепных круга, потом еще три с половиною, достигая высоты около пятисот метров. Затем он берет с собой пассажиром молодого Навроцкого, сына издателя "Одесского листка", и делает с ним законченный круг, опускаясь в том же месте, где он начал полет. Несмотря на то что на аэродроме почти что не было публики платной, однако из-за заборов все-таки глазело несколько десятков тысяч народа. Заикину устроили необыкновенно бурную и, несомненно, дружественную овацию.
Как раз он проходил мимо трибуны и раскланивался с публикой, улыбаясь и благодаря ее приветственными, несколько цирковыми жестами. В это время, бог знает почему, я поднял руку кверху и помахал кистью руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно размял толпу, подошел ко мне и сказал:
– Ну что ж, Лексантра Иваныч, полетим?
Было очень холодно, и дул норд-вест. Для облегчения веса мне пришлось снять пальто и заменить его газетной бумагой, вроде манишки. Молодой Навроцкий, только что отлетавший, любезно предложил мне свою меховую шапку с наушниками. Кто-то пришпилил мне английскими булавками газетную манишку к жилету, кто-то завязал мне под подбородком наушники шапки, и мы пошли к аэроплану.
Садиться было довольно трудно. Нужно было не зацепить ногами за проволоки и не наступить на какие-то деревяшки. Механик указал мне маленький железный упор, в который я должен был упираться левой ногой. Правая нога моя должна была быть свободной. Таким образом, Заикин, сидевший впереди и немного ниже меня на таком же детском креслице, как и я, был обнят мною ногами. Правую ногу мою свела вдруг судорога от неудобного положения. Я пробовал об этом сказать, но это уже было невозможным, потому что пустили в ход пропеллер. Тогда я изо всей силы прижал икру ноги к какой-то вертикальной стойке и болью заставил судорогу прекратиться. Всякие разговоры и протесты были бы бесполезны, потому что ни крик, ни выстрел из пистолета не были бы слышны моим авиатором, которому я так легкомысленно вверил мою жизнь. Затем ощущение быстрого движения по земле – и страх!
Я чувствую, как аппарат, точно живой, поднимается на несколько метров над землей, и опять падает на землю, и катится по ней, и опять подымается. Эти секунды были самые неприятные в моем случайном путешествии по воздуху. Наконец, Заикин, точно насилуя свою машину, заставляет ее подняться сразу вверх.
Встречный воздух подымает нас, точно систему игрушечного змея. Мне кажется, что мы не двигаемся, а под нами бегут назад трибуны, каменные стены, зеленеющие поля, деревья, фабричные трубы.
Гляжу вниз – все кажется таким смешным и маленьким, точно в сказке. Страх уже пропал. Сознательно говорю, что помню, как мы повернули налево и еще и еще налево. Но тут-то вот и случилась наша трагическая катастрофа. Встречный ветер был раньше нам другом и помощником, но когда мы повернулись к нему спиной, то сказались наши, то есть мои и пилота, тринадцать пудов веса плюс пропеллер, плюс мотор "гном" в пятьдесят сил, плюс ветер, гнавший нас в спину. Сначала я видел Заикина немножко ниже своей головы. Вдруг я увидел его голову почти у своих колен. Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на одну секунду ощущения страха – страх был раньше. С каким-то странным равнодушным любопытством я видел, что нас несет на еврейское кладбище, где было на тесном пространстве тысяч до трех народа.
Только впоследствии я узнал, что Заикин в эту критическую секунду сохранил полное хладнокровие. Он успел рассчитать, что лучше пожертвовать аэропланом и двумя людьми, чем произвести панику и, может быть, стать виновником нескольких человеческих жизней. Он очень круто повернул налево... И затем я услышал только треск и увидел, как мой пилот упал на землю.
Я очень крепко держался за вертикальные деревянные столбы, но и меня быстро вышибло с сиденья, и я лег рядом с Заикиным.
Я скорее его поднялся на ноги и спросил:
– Что ты, старик? жив?!
Вероятно, он был без сознания секунды три-четыре, потому что не сразу ответил на мой вопрос, но первые его слова были:
– Мотор цел?..
Как это ни странно, но я утверждаю, что во время падения не было ни у него, ни у меня ни одного момента страха. Все это происходило будто в сказке, было какое-то забвение времени, опасности, ценности собственной жизни, было какое-то странное равнодушие.
Повторяю, что страх был только тогда, когда мы с трудом отдирались от земли. Сидя потом в буфете за чаем, Заикин плакал. Я старался его утешить, как мог, потому что все-таки я был виноват в этом несчастии. В тот же вечер решилась его судьба. Братья Пташниковы, миллионеры, хотевшие эксплуатировать удивительную дерзость этого безграмотного, но отважного, умного и горячего человека, перевели исковерканный "фарман" в гараж и запечатали его казенными печатями, и Заикин не мог войти в этот сарай, хотя бы для того, чтобы поглядеть хоть издали на свое детище. Все это дело прошлое. Заикин опять борется в Симферополе и часто пишет мне совершенно безграмотные, но необыкновенно нежные письма и подписывается: "Твой серенький Иван".
Несмотря на то что я своим нечаянным первым жестом перевернул его карьеру, он совсем не питает ко мне злобы, но зато и я твердо уверен в том, что через год, через два он непременно полетит на собственном аппарате. И не в угоду зевающей публике, а на серьезных авиационных конкурсах, и я уверен, что он сделает себе, несмотря на его отчаянность, бессмертное имя. Что касается меня – я больше на аэроплане не полечу!.."
Re: Иван Заикин
Кишинёв,краткий справочник-путеводитель.1961г.Составитель С.Мелега.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
"Одесские новости",
27 января 1911 года.
Волею судеб, г. 3аикину пришлось прервать удачно начатую карьеру авиатора и вернуться
на цирковую арену. Во вчерашнем дебюте в цирке Шумана Заикин щегольнул своей
поистине чудовищной силой.
27 января 1911 года.
Волею судеб, г. 3аикину пришлось прервать удачно начатую карьеру авиатора и вернуться
на цирковую арену. Во вчерашнем дебюте в цирке Шумана Заикин щегольнул своей
поистине чудовищной силой.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
- 4 мая 1910 года
ли ему полёты на учебном аэроплане, если он обучится заграницей пилотажу.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Дом И. М. Заикина.
Дата и автор снимка неизвестны. источник
Дата и автор снимка неизвестны. источник
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Дата и автор снимка так же неизвестны.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
Фото сделано в 1940-х в Кишиневе.
источник
"Знаменитый авиатор и борец И. Заикин в приволжских городах в 1897-1898 и 1899 гг."
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Иван Заикин
И. 3аикин с женой, сестрой (?) и друзьями.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4195
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Иван Заикин
С таким мужиком и рядом постоять за счастье. Знал, но в сравнении с окружающими...rimty писал(а):И. 3аикин с женой, сестрой (?) и друзьями.
Re: Иван Заикин
Большая Советская Энциклопедия(БСЭ),3-изд,1972г,том 9,стр.283.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.