Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 11 мар 2010, 22:20

Талли ФИЛМУС
родился и провел своё детство в м.Атаки на берегу Днестрa.
В 1913 гoду семья переехала в Америку.
Будущий художник обучался в Академии изящных искусств в
Пенсильвании. Полученная стипендия позволила ему уехать в Европу
и продолжить занятия живописью в Париже.
В течение двенадцати лет T.Филмус преподавал в престижной
Школе искусств (Сооper).
Несмотря на то, что Филмус жил и работал в Америке, многие из его картин
наполнены воспоминаниями о крае, где он родился.
Произведения Мастера находятся в коллекции музея Метрополитен,
в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Среди созданных
им портретов есть и портрет Элеонор Рузвельт, написанный по поручению.
Скончался художник в своем доме в возрасте 94 лет.

Изображение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
МагнуМ
Новичок
Новичок
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 07 мар 2010, 00:02
Откуда: Ашдод, Израиль

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение МагнуМ » 17 мар 2010, 21:32

Казнённая нацистами подпольщица Сопротивления уроженка Кишинёва Ольга (Голда) Банчик признана национальной героиней Франции.
Меир Дизенгоф был не первым, а вторым мэром Тель-Авива. Просто о первом очень мало известно, и Тель-Авив обрёл статус города именно при Дизенгофе.
Голда Меир к Кишинёву отношения не имела, да и характеристика её, как государственного деятеля, весьма спорна, в свете подачи, в бытность её послом Израиля в СССР, Сталину списков советских евреев, желающих эмигрировать в Израиль (по тем спискам многие были расстреляны, остальные попали в лагеря), и её роли в стратегических ошибках, приведших к огромным (в масштабах страны) жертвам в Войне Судного Дня.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 18 мар 2010, 01:09

МагнуМ писал(а):Меир Дизенгоф был не первым, а вторым мэром Тель-Авива. Просто о первом очень мало известно, и Тель-Авив обрёл статус города именно при Дизенгофе.
Первым мэром Т.-Авива справедливо считается Дизенгоф.
Его предшественник возглавлял комитет квартала (района), из которого развился город.

Аватара пользователя
МагнуМ
Новичок
Новичок
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 07 мар 2010, 00:02
Откуда: Ашдод, Израиль

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение МагнуМ » 18 мар 2010, 13:32

rimty писал(а):
МагнуМ писал(а):Меир Дизенгоф был не первым, а вторым мэром Тель-Авива. Просто о первом очень мало известно, и Тель-Авив обрёл статус города именно при Дизенгофе.
Первым мэром Т.-Авива справедливо считается Дизенгоф.
Его предшественник возглавлял комитет квартала (района), из
которого развился город.
Я ничего не имею против Дизенгофа (более того - горжусь родством с ним - он был двоюродным братом моего прадеда, и переписывался с ним уже из Палестины, приглашал переехать сюда) и не умаляю его несомненно выдающихся заслуг. Просто, исторической справедливости ради, стоит отметить, что поселок Тель-Авив, из которого разросся город, основал как раз предшественник Дизенгофа, который и был первым мэром (или, если хотите, председателем комитета - сути это не меняет).

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 05 апр 2010, 17:03

Самсон ФЛЕКСОР (1907 — 1971),
французский и бразильский художник, основоположник
бразильского абстракционизма


Самсон Флексор родился в 1907 г. в уездном городе Сороки в
состоятельной семье. Его отец, Модест Флексор, был известным
во всей губернии агрономом, землевладельцем.
Самсон учился в частной гимназии в Сороках, затем в Одесском
художественном училище и в Бухаресте. В 1920-х годах он
продолжил образование в Бельгийской королевской
академии изящных искусств, затем — в парижской Национальной
школе Изящных искусств, посещал лекции по истории искусств
в Сорбонском университете, обучался технике фрески.

Рисовать Флексор начал с сорокских пейзажей, впоследствии почти
целиком сосредоточился на портретистике. С годами в портретных
работах появляются всё более выраженные экспрессионистские черты.
Первая персональная экспозиция работ Флексора состоялась в 1927 г. в
брюссельской галерее Campagne Premiere. Позже он участвовал в
групповых выставках в Париже, в 1930-х гг. регулярно выставлялся в
Salon des Surindépendants.
В 1933 году художник пережил личную трагедию, которая повлекла
за собой творческий кризис, Флексор принял католичество и на
некоторое время оставил занятия живописью. Когда же он вновь начал
рисовать, в его работах появились явственные религиозные мотивы.

В 1939 году отец приобрёл для него дом в Нормандии, где после
кратковременного участия в движении Сопротивления, художник
с семьёй провёл все военные годы.

После войны оставаться во Франции Флексору было не по душе, и в
1948 году он насовсем покинул её, поселившись в Бразилии, в Сан-Паулу.
Переезд отразился на его творчестве - художник отказывается от
реалистических тенденций и сосредотачивается на абстрактном искусстве,
единственным исключением из которого были фрески, выполненные им
в 1948 и в 1958—60 гг. для церквей в Сан-Паулу.

В 1951 году Флексор открыл первое в Бразилии абстракционистское
ателье Atelier-Abstração, где выставлялись работы объединившейся
вокруг него группы бразильских абстракционистов.

В последние годы жизни и после его смерти работы Самсона Флексора
регулярно экспонировались в Бразилии, со временем расширился
интерес к его творчеству и за рубежом.
Всеобъемлющая выставка из ста полотен художника к столетнему юбилею
его рождения «Сто лет/сто работ» (100 de ani/100 de opere) прошла
с 11 по 28 сентября 2007 года на его родине в Национальном художественном
музее Молдовы в Кишинёве, откуда переехала в Бухарест и далее — повторяя
жизненный путь художника — в Брюссель, Лондон, Париж, Рио де Жанейро
и другие города Бразилии.
/источник/, иллюстрации с сайтa Soroki.com

Изображение ___ "Сороки. Пейзаж." 1922 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 06 май 2010, 17:59

rimty писал(а):Талли ФИЛМУС
родился и провел своё детство в м.Атаки на берегу Днестрa..
Хочу добавить, что небольшой материал о Т.Филмусе - "Эксклюзивный" для
Молдовы, т.к. сведений о нем в местных СМИ не нахожу.
Имя этого талантливейшего художника пока известно немногим
и на остальном "постсоветском пространстве"...

Изображение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение Isaac » 13 май 2010, 12:05

А вот судьба еще одной нашей соотечественницы Клары Имас, жившей в Кишиневе в довоенные годы. Я хорошо знал ее родную сестру и, вообще, всю замечательную семью ее сестры. Ее сестра и моя мать были давними близкими подругами. Поэтому, мне кажется, было бы несправедливо не рассказать об этой выдающейся женщине. Рассказ ведется от лица ее племянницы.
Материал взят на сайте DORleDOR.info

Кишиневский соловей Клара Имас

О ней в моем доме напоминают висящие на стенах афиша ее сольного концерта и написанные ею пейзажи, оставшаяся после нее скрипка, ну и, конечно же, альбомы с фотографиями – маленькими, полувыцветшими, и большими, сверкающими рекламным глянцем; концертные программки, пожелтевшие скрипичные ноты, старые открытки и еще многое. А во мне живет память о ней из маминых рассказов, на фоне которых прошло мое детство, и воспоминание почти двадцатилетнего моего с нею личного общения. И очень мне захотелось этой памятью с кем-то поделиться и таким образом её сохранить.
Клара Имас – сестра моей мамы и моя единственная родная тетя: домашние звали ее Акой, а для меня она была тетя Ака. Я росла с ее именем и образом.... Помню, как мама вспоминала и рассказывала об их совместном довоенном прошлом, о той, навсегда ушедшей в небытие, семейной идиллии, о тётиных талантах, красоте, жизнерадостности, полетах фантазии. Я знала и любила свою тетю задолго до нашей встречи.
Клара росла в семье, где всегда звучала музыка и царил дух творчества. Отец, бухгалтер по профессии, был прекрасным художником-самоучкой, а мать, домохозяйка, неплохо играла на скрипке. Творческие гены и любовь к искусству передались детям. Конечно же, в доме было фортепиано и, естественно, маму и тетю учили на нем играть.
Клара была старшей. Она родилась 21 мая 1914 года в Кишиневе, но первые несколько лет ее жизни прошли в Бендерах, откуда был родом ее отец, а мой дедушка Арон Имас. Время было напряженным, неустойчивым и опасным. Шла Первая мировая война, затем произошла революция, власть постоянно менялась. В 1918 году Бессарабия была присоединена к Румынии, после чего молодая семья Имасов переехала в Кишинев. Там, в доме на Бендерской, 18 (между Киевской и Александровской) и провела свои юные годы моя тетя.
С раннего детства она проявляла ярко выраженную музыкальность. Мажорная мелодия вызывала у нее радость, минорная – грусть. Она любила привязывать тонкую проволочку к маминым вязальным спицам и, задевая их пальчиком, извлекать из самодельных струн звуки. На обеденном столе выстраивала в ряд наполненные на разном уровне водой стаканы и выстукивала ложкой «гамму». Вскоре Кларе купили скрипочку, и ее мать (моя бабушка) начала учить ее играть.
После румынской начальной школы Клара училась и сдала бакалаврские экзамены во французской гимназии «Женераль Бертело». Параллельно окончила частную музыкальную консерваторию «Униря», где занималась по классу скрипки у знаменитого профессора Марка Пестера, который очень высоко отзывался об ее исполнительском таланте. Под его чутким наставничеством Клара оттачивала свое мастерство сольной и ансамблевой игры, исполняла скрипичную классику – Паганини, Сарасате, Венявского, Лало и др., играла в различных камерных ансамблях со своими сокурсниками: виолончелистами Б. Шварцберг и Й. Слепак, скрипачами Р. Берзон и М. Кожушнером, пианистками С.Таксир и С.Ширман. Была в дружеских отношениях с Оскаром Дайном, Яковом Сорокером и многими другими.
Примерно в тот период у юной Клары открылся еще один музыкальный талант: художественный свист. Это довольно редкое искусство! Подобно инструментальным и вокальным солистам, артисты, владеющие им, обычно выступают с оркестрами, высвистывая произведения классической музыки. В мире их считанные единицы – вот почему художественный (или, как его еще называют, академический) свист так никогда и не получил широкого распространения и не был признан полноправным видом искусства, а остался всего лишь экзотической диковинкой. Для него не пишут специальную музыку – ему отведена роль в мире кабаре, варьете и эстрады. А ведь этот редкий жанр по уровню своих требований к таланту и мастерству исполнителя по праву заслуживает место среди «серьезных» видов музыкального искусства. Однако даже в наше время до полного его признания еще далеко, а в годы, когда моя тетя начинала свою музыкальную карьеру, – и подавно.
Кларины природные данные были поистине уникальными: начав с простых мелодий, она за короткое время довела свою технику, тембр и владение дыханием до виртуозности, позволяющей ей исполнять классические произведения, требующие большого диапазона и филигранной техники (напр. «Соловей» Алябьева и вальсы Шопена).
В добавок ко всему, она – красавица, яркая, эмоциональная, пластичная, обожающая выступать перед публикой – была «рождена для сцены», и ее выступления всегда проходили на ура. А выступать она начала в 16 лет, сначала на различных благотворительных концертах-вечерах, а затем в составе театра «Улыбка» (под руководством известной певицы Л. Липковской, в прошлом оперной солистки в Петербурге, а потом в Бухаресте). После номера, в котором Клара свистела алябьевского «Соловья», ее прозвали «кишиневским соловьем».
Несмотря на огромный успех, акцент в то время все-таки делался на скрипке. Клара брала уроки в Бухарестской музыкальной академии у профессора Димитриу и готовилась к занятиям в Берлинской консерватории, в которую она уже поступила. Однако этим планам не суждено было сбыться: в том же, 1933, году в Германии к власти пришел Гитлер.
Клара осталась в Кишиневе, в котором ей, однако, было тесно. Ей хотелось разъезжать, видеть мир, выступать перед широкой публикой. Такая возможность представилась в 1935-м: Клара вышла замуж и уехала в Палестину (там проживал ее супруг), находившуюся в то время под британским мандатом. Много концертировала по Ближнему Востоку и Европе. В Кишинев наведывалась регулярно, жила там подолгу и несколько раз выступила на Бухарестском радио с симфоническим оркестром, которым дирижировал знаменитый композитор Теодор Рогальский. Однако в стране поднимал голову национализм. В один из таких визитов ей предложили очень выгодный контракт, но при условии, что она сменит фамилию Имас на Имасеску. Клара, конечно же, отказалась – и контракт разорвала.
(Тетя вообще была человеком непрактичным, чаще руководствовалась чувствами и идеалистическими прин-ципами и всегда очень сильно ассоциировала себя с еврейством, а впо-следствии и с Государством Израиль.)
В 1937 году в Румынии пришло к власти профашистское правительство: «Лига национал-христианской защиты» профессора Ясского университета Александру Кузы и национал-аграрной партии поэта Октавиана Гоги. Начал развиваться антисемитизм в государственном масштабе. Министр иностранных дел правительства Кузы–Гоги в официальном выступлении сравнивал евреев с «мусором», который «бессмысленно терпеть», и требовал «срочно вымести двор».
Клара покинула Кишинев и вернулась в Палестину. Так закончился ее последний визит в родной город. В 1940 году в Молдавию вошли советские войска – и граница закрылась, казалось бы, навсегда. Родителей своих она больше никогда не видела: они умерли в эвакуации где-то в степях Киргизии. А со своей сестрой (моей мамой) она встретилась только через почти 40 лет.
А за это время в мире отбушевала Вторая мировая война, Великобритания потеряла власть над Палестиной – и родилось суверенное еврейское государство – Израиль, который моя тетя полюбила всей душой сразу, крепко и навечно, несмотря на все трудности становления, экономические проблемы и, с первого дня своего существования, враждебное окружение, а значит, постоянную опасность войны и уничтожения. Там проходил расцвет ее молодости, там, несмотря на то, что часто жилось впроголодь, ее окружали родственные, актерские души, там она встретила своего второго мужа, которого очень любила (он заменил ей оставшуюся в Кишиневе родную семью, по которой она всегда тосковала); там она была по-настоящему счастлива. Много лет Клара выступала в труппе сатирического театра «Ли-Ла-Ло», деля сцену и известность со знаменитой Шошаной Дамари и другими артистами, а также делала радиозаписи для солдат и для детей и ездила с концертами в Париж, Брюссель, Прагу и другие места. В Израиле многие ее помнят до сих пор, и ее музыка исполняется на радио.
Однако случилось непредвиденное. Неожиданно тяжело заболел ее муж, и оставаться жить в жарком климате, который был ему противопоказан, стало невозможно. Так в 1956 году тетя с дядей оказались в Нью-Йорке. Прибыли они туда пароходом, с несколькими долларами в кармане. Но уже через очень короткое время Клара выступала на телевидении в популярной программе знаменитого Эда Салливэна (который через несколько лет откроет «Битлз» для Америки), а потом в телевизионных шоу Лоуренса Вэлка и Джоджа Джессела (выдающегося продюсера, сценариста и актера телевидения, кино и театра). О ней писались хвалебные отзывы в «Нью-Йорк Таймс» и других изданиях. К ней приходили знакомиться знаменитости (в частности, по рассказам, и жена президента Эленор Рузвельт). Внезапная известность была ошеломляющей. А гонорар, полученный за эти выступления, сразу позволил поселиться в хорошей квартире и обустроиться на новом месте.
С таким прекрасным началом тетя могла бы продолжать свистеть и жить припеваючи, но она поняла, что в ее блестящем будущем не будет места для любимого спутника жизни, а этого она допустить не могла. И тетя приняла решение вернуться к скрипке и выступать со своим мужем, пианистом Станиславом Петерсбурским, вдвоем.
Те, кто жил в Америке, знают, как сложно классическим музыкантам зарабатывать себе на жизнь. Большинство скрипачей играют в оркестре или занимаются частным преподаванием. Однако моя непрактичная тетя отказывалась играть в оркестре, и преподавать она тоже не хотела. Думаю, по той же причине… И действительно – всё получилось, как она решила: тетя Ака была прирожденной солисткой, а дядя Стасик – великолепным аккомпаниатором, и вместе они создали чудесный дуэт.
Дядя, к слову сказать, тоже происходил из музыкальной семьи: его старший брат, Ежи Петерсбурский, был всемирно известным автором многих популярных мелодий, в том числе прославленной
К. Шульженко песней «Синий платочек», незабываемых танго «Утомленное солнце», «О, Донна Клара» (кстати, посвященного моей тете). Благодаря мужу тетя впоследствии выучила польский язык и поддерживала тесные культурные связи с Польской общиной и с культурным фондом Игнация Подаревского. О ней много и с благодарностью писалось в прессе, она удостаивалась почетных наград за свою концертную деятельность и исполнение скрипичной музыки великого польского композитора Генрика Венявского.
В составе дуэта она выступала под именем Клара Петерсбурски. Давала сольные концерты в знаменитых залах Эвери-Фишер и Карнеги-холл, а также разъезжала по стране и за рубежом, в дуэте с мужем, а после его смерти в составе струнного квартета. У нее был необыкновенно глубокий, сочный, почти что виолончельный тон, «с мясом», великолепная легкость пальцев, отважное владение смычком и порхающее flagеoletto. Она с одинаковым мастерством передавала глубину баховских сонат, огненность «венгерских рапсодий», смятенность и поэзию романтиков, русскую широту, блеск полонезов, щемящую лиричность Чайковского. В последние годы, уже будучи в пожилом возрасте, она разъезжала по Америке по приглашениям различных университетов и колледжей, выступала перед студентами.
Я счастлива, что мне довелось с ней лично познакомиться. Произошло это в 1976 году, после нашего переезда в Нью-Йорк. Несмотря на разницу в возрасте, у нас оказалось много точек соприкосновения – и мы сразу подружились. Наша дружба продлилась восемнадцать лет, и за это я благодарна судьбе. Мне довелось побывать на ее последнем сольном концерте в Карнеги-холл в 1982 году. В свои 72, тоненькая, стройная и грациозная, в белом шифоновом длинном платье, делающем ее похожей на ангела, она играла два полных отделения – музыкально, темпераментно, с отдачей... Играла так, что хотелось плакать от восторга.
Наряд свой, кстати, она придумала и сшила сама: помимо незаурядных музыкальных способностей, тетя была одарена и другими талантами. Она в совершенстве владела восемью языками (русским, румынским, английским, немецким, французским, польским, идишем, ивритом), одно время работала модельером женской одежды, прекрасно шила, вышивала бисером, а также была талантливой художницей – писала маслом пейзажи (многие из них – ностальгически молдавские: пастухи с овцами на покатых зеленых холмах, виноградники, кодры вдали...). Ну а кроме этого, она была чудесным, добрым человеком, с большим, щедрым сердцем, неутомимой энергией, творческой фантазией и вечно молодой душой, частицы которой навсегда остались на трех континентах, в городах, где она жила, творила и которым подарила свою любовь: в Кишиневе, Тель-Авиве и Нью-Йорке.
Ушла моя тетя Клара Имас (Петерсбурски) из жизни 10 мая 1994 года, не дожив нескольких дней до своего восьмидесятилетия. Похоронена она рядом с мужем на еврейском кладбище в штате Нью-Джерси, на противоположном от Нью-Йорка берегу Гудзона, неподалеку от красавца-моста имени Джорджа Вашингтона.
Тут, под скромным гранитным надгробием, покоится ее прах. А где-то там продолжает витать нетленная душа кишиневского соловья.

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение Алексей » 13 май 2010, 14:10

Как много замечательных людей жило на этой крохотной земле.Это интересно.

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение bunicaSoni » 16 май 2010, 19:13

rimty писал(а):Ещё один рассказ...

Дина Верни ( Dina Vierny)
Дина родилась в музыкальной семье в Кишинёве в 1919. Её отец, Яков Айбиндер был пианистом (он погиб в концлагере Освенцим в 1943 г.), мать — музыкантом, тётя — оперной певицей.
В 1925 г. семья поселилась в Париже. Там, когда ей было 15 лет, друг её отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил её со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем и Верни стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и других материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и пр.). Дина училась в Сорбонском университете и в свободное время к тому же снималась в кино.

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления, она осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, дважды была арестована и освобождена при вмешательстве Майоля.

27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал ей. С этого момента Дина становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 г. открытием музея Майоля, который, кроме его работ, представляет и других талантливых
художников. 20 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству и размещены в садах Тюильри.

Дина Верни — соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников,
с 1959 года она пропагандировала неофициальное советское искусство, организовывая выставки
советских художников, и благодаря ей сделали карьеру И. Кабаков, М. Шемякин, Э. Булатов.
Ее второе увлечение - она коллекционировала русские и советские блатные песни, и в 1975 году выпустила их в собственном исполнении на пластинке.

Кавалер ордена Почётного легиона. Всю свою жизнь она была пламенной троцкисткой.
Скончалась Дина Верни в январе этого года, не дожив 5 дней до своего 90-летия.


Кто знает, какова судьба этой скульптуры? Недавно с внучкой гуляла в "Долинке" и поразилась, увидев на прежнем месте этой скульптуры торчащую арматуру и останки разрушенного постамента. По-моему, ещё прошлым летом скульптура стояла у самого озера (хотя и тогда в уже не лучшем своём виде). :shock:

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение bunicaSoni » 16 май 2010, 20:37

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 23 май 2010, 16:05

Георгий Николаевич ГОРЧАКОВ
(О жизни и творчестве секретаря Сергея Прокофьева)

Русская колония в Тунисе считается “эмигрантской периферией”
и лишь недавно стала предметом активного изучения специалистами.
Вот и жизнь и творчество Георгия Горчакова, одного
из выдающихся представителей русской тунисской эмиграции,
долгое время оставалась “белым пятном”.

Талантливый композитор, музыкальный секретарь великого Прокофьева,
полиглот, владевший 15-ю языками, поэт, спортсмен, педагог и художник,
Горчаков прожил в Тунисе более полувека, оставаясь при этом
практически неизвестным как для белоэмигрантской колонии, так
и для европейцев, проживавших в стране.

Георгий Николаевич Попа-Горчаков (Абдельмалек) родился в Бессарабии
в 1902 или в 1903 году. Детство прошло в большом доме, где держали
много лошадей. Воспитанием маленького Георгия занимался гувернер,
еще в детстве он выучил греческий, латинский и французский языки.

С ранних лет Горчаков проникся любовью к музыке, вкус к которой
он унаследовал от отца. Получил музыкальное образование в
Кишиневской консерватории. Музыкальные занятия Горчакова
были прерваны войной.
Горчаков вспоминал о своем побеге гимназистом на фронт. В годы
Первой мировой войны он был награжден Георгиевским крестом.

Известно, что Горчаков покинул Бессарабию после смерти отца,
заразившегося испанкой, и что в 1922 году он находился еще в Кишиневе.
Он с увлечением читал египетские и тибетские священные тексты, а
также литературу, связанную с “Христианской наукой”, веря
в ее медицинские предписания. Он также продолжал свои занятия
музыкой и мечтал стать композитором.

Находясь весной 1922 года в Кишиневе, Горчаков читает в “Кристиан Сайенс
Монитор” рецензии на постановку оперы Прокофьева “Любовь к трем
апельсинам” и его Третий фортепианный концерт. Юный почитатель
посылает Прокофьеву письма. Через полгода Горчаков получил любезный ответ
композитора и вступил с ним в переписку. “Некоторое время спустя я
спросил Прокофьева, не согласился ли бы он обучать меня
композиторству и оркестровке". Так Прокофьев предложил Горчакову
должность своего музыкального секретаря. Георгий был счастлив
предоставленной возможностью стать причастным
к творчеству Мастера и отправился в Париж.
Он работает над партитурами многих произведений композитора.
В частности, им был записан оригинал партитуры “Огненного ангела” .
Горчаков пишет также часть авторской партитуры второй редакции оперы
“Игрок”, создает фортепианную редакцию “Скифской сюиты” для
исполнения в четыре руки.
К 1927 г. он уже настолько близок семье Прокофьева, что когда тот
уезжает с женой в турне по СССР, секретарь остается нянькой
при трехлетнем сыне Прокофьева . После возвращения из России
Прокофьев диктует ему “Московский дневник”, содержащий
его впечатления от посещения СССР.
Горчаков становится непосредственным участником и наблюдателем
повседневной жизни семейства композитора, всецело подчиненной
его работе. “...Он буквально устроил “музыкальный завод”, на котором
Горчакову отводилась достаточно важная роль: как только Прокофьев
передавал ему
законченную рукопись, он должен был готовить полную
партитуру, производя от 6 до 10 страниц в день.
На определенном этапе Горчаков оставляет должность секретаря,
чтобы уделять больше времени сочинению собственной музыки.
Хотя прожить композиторством было нереально: только три его
произведения были опубликованы. Он считал, что работа у
Прокофьева наложила отпечаток на всю его жизнь.
В 1939 году Горчаков оказывается в Тунисе, где был мобилизован в
разведслужбу Французской резиденции и переводил перехваченные
радиограммы врагов и передачи фашистского радио. В годы оккупации
Туниса немцами Горчаков был спрятан тунисцами в бейском дворце
в Кереддине, получил от бея чин полковника и стал ответственным
за службу новостей.

В 1949 г. был нанят беем Туниса для воспитания двух племянников,
В этот же период становится тренером тунисской команды пловцов.
Георгий Николаевич сам показал хорошие результаты
в заплыве на 1500 метров, и только отсутствие французского
подданства закрыло перед ним возможность участия
в чемпионате Франции и в Олимпийских играх.

С 1947 по 1950 годы он написал несколько десятков холстов, все более
склоняясь к абстрактной манере.
В течение всей жизни Горчаков увлекался поэзией. Он писал еще во
Франции, в Тунисе продолжал писать стихи на арабском и на французском.

С 1952 года у Горчакова появилась возможность раз в неделю играть
на старом, расстроенном пианино, до которого приходилось добираться
6 км. Желание музицировать было настолько велико, что он
преодолевал это расстояние в любую погоду.

В 1953 г. Горчаков получил, наконец, возможность играть на
пианино, пять или шесть часов проводил за инструментом утром,
сочинял днем и переписывал вечером, так он создаёт
32 фортепианных сонаты. Горчаков оценивал свои музыкальные
произведения достаточно критично, но, зная себе цену, писал:
"Я – лучший русский композитор после смерти Прокофьева".

В 1954 году Горчаков становится известным в музыкальном мире
Туниса благодаря громкому выступлению на конференции
о Прокофьеве. Он также проведит небольшой симпозиум, посвященный
русским композиторам для ассоциации, пропагандировавшей
музыкальное искусство.
Параллельно в 1957–1959 гг. Горчаков начинает работать с шестью
детскими деревнями, центрами воспитания детей-сирот. Эти центры
молодая Тунисская республика строила по советскому образцу,
а Горчаков в работе с детьми применял, в общем-то, метод Макаренко.
Список разноплановой деятельности Георгия Николаевича пополнили и
переводы из советской прессы для министра информации Туниса.

Горчаков написал серьёзный труд о Прокофьеве и рассматривал свою
книгу как “дело жизни” – послание, которое он адресовал человечеству,
исключительный вклад в изучение творческого пути Прокофьева,
но книга так и осталась неопубликованной.

В первой половине 1960-х годов Горчаков сочиняет, преподает
музыку, читает лекции о русских и даже советских композиторах.
В середине 1960-х имя его уже пользовалось определенной известностью
в музыкальных кругах Туниса.
Но музыка его редко там исполнялась, ведь в стране не было такой
профессиональной среды и требовательной публики, как Европе .

Горчаков противоречиво относился к русской диаспоре. Он никогда
не отрицал своего русского происхождения и оставался патриотом
России до конца жизни. Однако жил в некоторой изоляции от русской
диаспоры Туниса. Он был окружен представителями
местного арабского населения – от членов бейской семьи до простых торговцев
и даже бродяг. Общение с соотечественниками всегда оставалось ограниченным.
Жил Горчаков в Тунисе в большой бедности.

Отношения Горчакова с Россией также носили сложный и противоречивый
характер, изменяющийся во времени. Как бы там ни было, Горчаков
всегда считал себя истинно русским композитором и стремился к тому,
чтобы его музыка стала известной на родине. К 1967 году относится и
загадочная история с несостоявшейся поездкой Горчакова в СССР,
где начали проявлять некоторый интерес к композитору.

В начале 1980-х годов у Горчакова появились новые стимулы для творчества.
Он познакомился с хормейстером и композитором Луи Пероденом .
К нему проявляют интерес высококлассные пианисты Басем Макни и
Жак Элмстетер , а также другие серьезные музыканты. В 1984 году был
дан концерт в честь 80-летия Г. Горчакова.

С художественной точки зрения, музыка Горчакова, оставаясь классической,
была современна. Круг произведений – от духовной музыки до тем
арабских и казачьих песен. В 1980-х годах Горчаков писал, ориентируясь
на произведния Баха, увлекался русской религиозной музыкой.
Исполнение его произведений требовало от исполнителей виртуозной техники.

Долгие годы Горчаков преподавал музыку всем желающим: взрослым и
детям, тунисцам и европейцам. Учеников Георгия Николаевича можно
встретить в Тунисе и сегодня. Среди них – профессионалы и любители.
Все они с теплотой вспоминают своего русского учителя.
Горчаков очень беспокоился за судьбу своего музыкального архива и
решил передать все ноты в Национальную библиотеку Франции ,
в русский фонд Нади Буланже.
Георгий Николаевич Горчаков умер в Ла Марсе 16 марта 1995 года.
Он был похоронен на кладбище Гаммарт. На могиле три надписи:
по-русски, по-французски и по-арабски.

Практически всю свою эмигрантскую жизнь Г. Горчаков прожил в
статусе беженца. Однако есть сведения, что он все-таки принял
советское гражданство. Когда и почему? Советское и российское
гражданство? После распада СССР многие белоэмигранты и их
потомки согласились принять подданство новой России.

Изучение творчества Г.Н.Горчакова только начинается.

Марина Панова, Наталия Гладилина-Шома
«Новый Журнал», №258, 2010 г.

/текст я привожу в сокращении,
полностью - здесь/

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 11 июн 2010, 10:35

Оперная певица Мария Чеботарь (1910, Кишинёв - 1949, Вена)

Мария Чеботарь родилась в 1910 году в Кишинёвe. В детстве пела в хоре
Кишинёвского собора под руководством М. Березовского.
Училась в Кишинёвской консерватории, после окончания которой в 1929 году
присоединилась к гастролировавшей в городе труппе Московского художественного
театра. Вскоре вышла замуж за артиста труппы графа Александра Вырубова.
С 1929 года училась в Берлине. В 1931 году дебютировала в Дрездене и
на Зальцбургском фестивале . До 1943 года выступала в Берлине и Дрездене,
до своей преждевременной кончины входила в ансамбль Венской оперы.
В 1948 году участвовала в первых послевоенных гастролях Венской
оперы в Ковент-Гарден (Лондон). Снялась также в нескольких фильмах.

***********************************
сцена из фильма "Solo per te" (1938, USA), дуэт М.Чеботарь и B.Gigli

http://www.youtube.com/watch?v=I53tCzr0CNk

Ария из оперы Г.Доницетти "Дон Паскуале" :

http://www.youtube.com/watch?v=eEIiv1BiCYk

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 15 июн 2010, 16:43

Н.ПАТЛАЖАН, скульптор,
представитель неоромантизма 1930-х гг.

Из статьи Дорины Шлаен - "Н.Патлажан был скульптором в Париже.
Упоминания о Н.Б. Патлажане среди русских художников на
Монмартре я встречала, а репродукций его работ - никогда.
И вот в специальном выпуске журнала “Родина” за 2002 г,
посвященном евреям в России, на 111 странице, среди иллюстраций,
собранных под рубрикой “Жертвы погромов”, натыкаюсь на
фотографию (судя по всему, это открытка) скульптуры с подписью:
"Посвящаю отцу моему, ослепленному в октябрьские дни
1905 года. Б. Патлажан..."

Изображение

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 19 июн 2010, 02:22

bunicaSoni писал(а): Итак, Сара Горби.
Голос, покорявший континенты
Романс в исполнении Сары Горби

http://www.youtube.com/watch?v=YcrKE84yCGA

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 19 июн 2010, 16:08

Певица Изабелла (Иза) КРЕМЕР,
родилась в Бельцах в 1887 году.
Училась пению в Милане у известного педагога. Вернувшись на родину,
с успехом выступала в Одессе, Петрограде, Москве. После революции,
в 1919-ом, Иза эмигрирует во Францию. Гастролируя по многим странам
мира, она приобретает мировую известность, не только как прекрасная
исполнительница песен и романсов, но и завоёвывает славу как киноактриса.

В 1933 году Иза приехала в Германию, чтобы выступить в Обществе
еврейской культуры. Певица дала множество концертов в поддержку
испанских республиканцев.
В начале декабря 1943 г. Иза Кремер вместе с Морисом Шевалье,
Марлен Дитрих и Вадимом Козиным выступила в концерте для
участников Тегеранской конференции.

19 ноября 1944 года Иза Кремер дала концерт в Карнеги-холл.

Во время Второй мировой войны в Аргентине, где правительство
тайно поддерживало нацистов, Кремер давала концерты, сбор от
которых шел в пользу союзников.

Из-за своей весьма активной общественной деятельности в Аргентине,
где Иза жила с мужем, супруги пострадали: он потерял работу, а Изу
отлучили от больших залов, всячески замалчивали. Но она осталась
верна своим идеалам мира и справедливости.
Знаменитую песню «Майн штэйтэлэ Бэлц» (Мой городок Бельцы) на
идише написали специально для Изы Кремер поэт Яков Якобс и композитор
Александр Ольшанецкий. Она же впервые и исполнила эту песню в
оперетте, поставленной в Нью-Йорке в 1932. /Википедия/

http://www.youtube.com/watch?v=Zf64J9twV3w

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение rimty » 19 июн 2010, 16:25

В начале декабря 1943 г. Иза Кремер вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Вадимом Козиным выступила в концерте для участников Тегеранской конференции
Вспоминает Вадим Козин: «В начале декабря 1943 года
в Тегеране состоялась встреча глав правительств антигитлеровской
коалиции – СССР, США и Великобритании. В те дни отмечался день
рождения английского премьера Уинстона Черчиля, который видимо
хорошо помнил свои впечатления от концертов Кремер в Лондоне,
и поэтому пригласил певицу…
Она выступала в «строгом черном платье, отороченном белым мехом,
и пела песню о России. И надо было слышать, сколько
тайной, непреходящей горечи звучало в ее словах:
«Ни пути, ни следа по равнинам,
По равнинам безбрежных снегов…
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов…»

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2431
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение junafen » 21 июн 2010, 06:29

Спасибо, уважаемая Rimty! Переслал песню в исполнении Isa Kremer моей троюродной сестре в Торонто, внучке "белого" офицера, российского дворянина, подполковника "Вооружёных Сил Юга России", участника "Бреховского похода" 1920 года., т.е. "прорыва" через оккупированную румынами Бессарабию на Одессу и далее в августе 1920 г. - на пароходе "Виктория" в Крымский штаб Врангеля, с последующим "уходом" от "красных" в Галлиполи и в Белград. Она плакала, хотя слабо понимает по-русски (родилась в 1941 г. на английской военной базе в Гибралтаре). Ещё раз - СПАСИБО!

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11127
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение steinchik » 21 июн 2010, 17:58

Депутаты Кнессета (израильского парламента), выходцы из Бессарабии:

Ицхок Абрамович Корн (Ицхак Корен, 11 марта 1911, Кишинёв Бессарабской губернии — 22 июня 1994, Тель-Авив, Израиль) — израильский общественный и политический деятель, писатель, историк-краевед. Писал на идише и иврите. Депутат Кнессета от партии «Мапай» (1959—1965, 1969—1973), заместитель министра финансов и просвещения в правительстве Леви Эшколя, генеральный секретарь Всемирного Рабочего Сионистского движения (1964—1979).

Цви Гершони (1915, Бельцы — 1 сентября 1976) — депутат в 1969—1976 годах.

Авраам Гранот (Грановский) (1890, Флорешты — 1962, Иерусалим) — депутат первого Кнессета.

Меир Зореа (14 марта 1923, Кишинёв — 24 июня 1995) — генерал армии обороны Израиля, депутат от партии ДАШ (1977—1978).

Барух Камин (настоящая фамилия Каминкер или Каминский, 15 апреля 1914, Аккерман — 10 июля 1988) — окончил агрономическое отделение Кишинёвского университета, 29 июля 1944 года был заброшен в Румынию для организации партизанского движения, депутат от партии Мапай (1953—1955).

Иегуда-Лейб Фишман Маймон (при рожд. Лейб Фишман; 11 декабря 1875, Маркулешты Сорокского уезда Бессарабской губернии — 10 июля 1962, Тель-Авив, Израиль) — раввин, государственный и общественный деятель, литератор; один из лидеров религиозного сионистского движения «Мизрахи».

Ада Маймон Фишман (8 октября 1893, Маркулешты — 10 октября 1973) — организатор и лидер женского рабочего движения в Израиле, депутат первых двух созывов (1949—1955), сестра лидера религиозного сионизма и депутата первого Кнессета Иехуды—Лейб Фишмана (Маймона).

Шмуэль Мерлин (1910, Кишинёв — 1994) — один из руководителей партии Херут, депутат Кнессета первого созыва.

Авигдор Либерман (Эвет Львович Ли́берман; 5 июля 1958, Кишинёв, Молдавская ССР) — заместитель Премьер-министра, Министр иностранных дел Израиля, депутат Кнессета, лидер политической партии «Наш дом — Израиль».

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11127
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение steinchik » 21 июн 2010, 21:44

Ицхок Абрамович Корн
Интересно, что Сын Ицхока Корна — Дани Корен (род. 12 февраля 1945, Тель-Авив) тоже был депутатом Кнессета (2006). С 1994 года является председателем товарищества «Дом бессарабского еврейства» (Бейт-Бесарабия) им. И. Корна в Северном Тель-Авиве. Он так же - президент баскетбольного клуба «hаПоэль» (Тель-Авив).
В 1996 и в 2006 годах он посещал Кишинёв. Дани навестил родительский дом, который по-прежнему стоит на бывшей Харлампиевской (Al. cel Bun). Там в одной части здания теперь находится мастерская по ремонту обуви, а в другой живут несколько семей. Когда-то дом № 25 (близко к углу с Армянской) целиком принадлежал Корну-старшему, известному и состоятельному адвокату, который успел вместе с младшим братом Шуней уехать в Палестину в 40-м году. А Данины дедушка и бабушка, Абрам и Сара Корн погибли в кишинёвском гетто...
2010_1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение Алексей » 21 июн 2010, 22:59

Молодец,Стейнчик.
:%)

Ответить

Вернуться в «Бессарабцы и гости Бессарабии и Молдовы»