Георгий Николаевич ГОРЧАКОВ
(О жизни и творчестве секретаря Сергея Прокофьева)
Русская колония в Тунисе считается “эмигрантской периферией”
и лишь недавно стала предметом активного изучения специалистами.
Вот и жизнь и творчество Георгия Горчакова, одного
из выдающихся представителей русской тунисской эмиграции,
долгое время оставалась “белым пятном”.
Талантливый композитор, музыкальный секретарь великого Прокофьева,
полиглот, владевший 15-ю языками, поэт, спортсмен, педагог и художник,
Горчаков прожил в Тунисе более полувека, оставаясь при этом
практически неизвестным как для белоэмигрантской колонии, так
и для европейцев, проживавших в стране.
Георгий Николаевич Попа-Горчаков (Абдельмалек) родился в Бессарабии
в 1902 или в 1903 году. Детство прошло в большом доме, где держали
много лошадей. Воспитанием маленького Георгия занимался гувернер,
еще в детстве он выучил греческий, латинский и французский языки.
С ранних лет Горчаков проникся любовью к музыке, вкус к которой
он унаследовал от отца. Получил музыкальное образование в
Кишиневской консерватории. Музыкальные занятия Горчакова
были прерваны войной.
Горчаков вспоминал о своем побеге гимназистом на фронт. В годы
Первой мировой войны он был награжден Георгиевским крестом.
Известно, что Горчаков покинул Бессарабию после смерти отца,
заразившегося испанкой, и что в 1922 году он находился еще в Кишиневе.
Он с увлечением читал египетские и тибетские священные тексты, а
также литературу, связанную с “Христианской наукой”, веря
в ее медицинские предписания. Он также продолжал свои занятия
музыкой и мечтал стать композитором.
Находясь весной 1922 года в Кишиневе, Горчаков читает в “Кристиан Сайенс
Монитор” рецензии на постановку оперы Прокофьева “Любовь к трем
апельсинам” и его Третий фортепианный концерт. Юный почитатель
посылает Прокофьеву письма. Через полгода Горчаков получил любезный ответ
композитора и вступил с ним в переписку. “Некоторое время спустя я
спросил Прокофьева, не согласился ли бы он обучать меня
композиторству и оркестровке". Так Прокофьев предложил Горчакову
должность своего музыкального секретаря. Георгий был счастлив
предоставленной возможностью стать причастным
к творчеству Мастера и отправился в Париж.
Он работает над партитурами многих произведений композитора.
В частности, им был записан оригинал партитуры “Огненного ангела” .
Горчаков пишет также часть авторской партитуры второй редакции оперы
“Игрок”, создает фортепианную редакцию “Скифской сюиты” для
исполнения в четыре руки.
К 1927 г. он уже настолько близок семье Прокофьева, что когда тот
уезжает с женой в турне по СССР, секретарь остается нянькой
при трехлетнем сыне Прокофьева . После возвращения из России
Прокофьев диктует ему “Московский дневник”, содержащий
его впечатления от посещения СССР.
Горчаков становится непосредственным участником и наблюдателем
повседневной жизни семейства композитора, всецело подчиненной
его работе. “...Он буквально устроил “музыкальный завод”, на котором
Горчакову отводилась достаточно важная роль: как только Прокофьев
передавал ему
законченную рукопись, он должен был готовить полную
партитуру, производя от 6 до 10 страниц в день.
На определенном этапе Горчаков оставляет должность секретаря,
чтобы уделять больше времени сочинению собственной музыки.
Хотя прожить композиторством было нереально: только три его
произведения были опубликованы. Он считал, что работа у
Прокофьева наложила отпечаток на всю его жизнь.
В 1939 году Горчаков оказывается в Тунисе, где был мобилизован в
разведслужбу Французской резиденции и переводил перехваченные
радиограммы врагов и передачи фашистского радио. В годы оккупации
Туниса немцами Горчаков был спрятан тунисцами в бейском дворце
в Кереддине, получил от бея чин полковника и стал ответственным
за службу новостей.
В 1949 г. был нанят беем Туниса для воспитания двух племянников,
В этот же период становится тренером тунисской команды пловцов.
Георгий Николаевич сам показал хорошие результаты
в заплыве на 1500 метров, и только отсутствие французского
подданства закрыло перед ним возможность участия
в чемпионате Франции и в Олимпийских играх.
С 1947 по 1950 годы он написал несколько десятков холстов, все более
склоняясь к абстрактной манере.
В течение всей жизни Горчаков увлекался поэзией. Он писал еще во
Франции, в Тунисе продолжал писать стихи на арабском и на французском.
С 1952 года у Горчакова появилась возможность раз в неделю играть
на старом, расстроенном пианино, до которого приходилось добираться
6 км. Желание музицировать было настолько велико, что он
преодолевал это расстояние в любую погоду.
В 1953 г. Горчаков получил, наконец, возможность играть на
пианино, пять или шесть часов проводил за инструментом утром,
сочинял днем и переписывал вечером, так он создаёт
32 фортепианных сонаты. Горчаков оценивал свои музыкальные
произведения достаточно критично, но, зная себе цену, писал:
"Я – лучший русский композитор после смерти Прокофьева".
В 1954 году Горчаков становится известным в музыкальном мире
Туниса благодаря громкому выступлению на конференции
о Прокофьеве. Он также проведит небольшой симпозиум, посвященный
русским композиторам для ассоциации, пропагандировавшей
музыкальное искусство.
Параллельно в 1957–1959 гг. Горчаков начинает работать с шестью
детскими деревнями, центрами воспитания детей-сирот. Эти центры
молодая Тунисская республика строила по советскому образцу,
а Горчаков в работе с детьми применял, в общем-то, метод Макаренко.
Список разноплановой деятельности Георгия Николаевича пополнили и
переводы из советской прессы для министра информации Туниса.
Горчаков написал серьёзный труд о Прокофьеве и рассматривал свою
книгу как “дело жизни” – послание, которое он адресовал человечеству,
исключительный вклад в изучение творческого пути Прокофьева,
но книга так и осталась неопубликованной.
В первой половине 1960-х годов Горчаков сочиняет, преподает
музыку, читает лекции о русских и даже советских композиторах.
В середине 1960-х имя его уже пользовалось определенной известностью
в музыкальных кругах Туниса.
Но музыка его редко там исполнялась, ведь в стране не было такой
профессиональной среды и требовательной публики, как Европе .
Горчаков противоречиво относился к русской диаспоре. Он никогда
не отрицал своего русского происхождения и оставался патриотом
России до конца жизни. Однако жил в некоторой изоляции от русской
диаспоры Туниса. Он был окружен представителями
местного арабского населения – от членов бейской семьи до простых торговцев
и даже бродяг. Общение с соотечественниками всегда оставалось ограниченным.
Жил Горчаков в Тунисе в большой бедности.
Отношения Горчакова с Россией также носили сложный и противоречивый
характер, изменяющийся во времени. Как бы там ни было, Горчаков
всегда считал себя истинно русским композитором и стремился к тому,
чтобы его музыка стала известной на родине. К 1967 году относится и
загадочная история с несостоявшейся поездкой Горчакова в СССР,
где начали проявлять некоторый интерес к композитору.
В начале 1980-х годов у Горчакова появились новые стимулы для творчества.
Он познакомился с хормейстером и композитором Луи Пероденом .
К нему проявляют интерес высококлассные пианисты Басем Макни и
Жак Элмстетер , а также другие серьезные музыканты. В 1984 году был
дан концерт в честь 80-летия Г. Горчакова.
С художественной точки зрения, музыка Горчакова, оставаясь классической,
была современна. Круг произведений – от духовной музыки до тем
арабских и казачьих песен. В 1980-х годах Горчаков писал, ориентируясь
на произведния Баха, увлекался русской религиозной музыкой.
Исполнение его произведений требовало от исполнителей виртуозной техники.
Долгие годы Горчаков преподавал музыку всем желающим: взрослым и
детям, тунисцам и европейцам. Учеников Георгия Николаевича можно
встретить в Тунисе и сегодня. Среди них – профессионалы и любители.
Все они с теплотой вспоминают своего русского учителя.
Горчаков очень беспокоился за судьбу своего музыкального архива и
решил передать все ноты в Национальную библиотеку Франции ,
в русский фонд Нади Буланже.
Георгий Николаевич Горчаков умер в Ла Марсе 16 марта 1995 года.
Он был похоронен на кладбище Гаммарт. На могиле три надписи:
по-русски, по-французски и по-арабски.
Практически всю свою эмигрантскую жизнь Г. Горчаков прожил в
статусе беженца. Однако есть сведения, что он все-таки принял
советское гражданство. Когда и почему? Советское и российское
гражданство? После распада СССР многие белоэмигранты и их
потомки согласились принять подданство новой России.
Изучение творчества Г.Н.Горчакова только начинается.
Марина Панова, Наталия Гладилина-Шома
«Новый Журнал», №258, 2010 г.
/текст я привожу в сокращении,
полностью - здесь/