Биографии

Биографии и факты из жизни людей, которые жили и работали в городе.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Биографии

Сообщение bunicaSoni » 17 окт 2012, 00:09

Милая Rimty, "я в восхищении"! :Bravo: Вот что значит спец "наследил"! СПАСИБО. :girlnice:

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Биографии

Сообщение bunicaSoni » 18 окт 2012, 17:50

Позволю себе смелость обратить внимание уважаемой публики ещё на одну преинтереснейшую биографию человека, часть жизни которого связана с нашим ГОРОДОМ.

Евфросиния Антоновна Керсновская
(08.01.1908 по новому стилю — 08.03.1994)
В Википедии о ней писано:
Евфроси́ния Анто́новна Керсно́вская (26 декабря 1907 (8 января 1908), Одесса — 8 марта 1994, Ессентуки) — бессарабская помещица, русская писательница (мемуаристка) и художница, заключенная ГУЛАГа, высланная из Бессарабии на поселение и принудительные работы в Сибирь в 1941 году, а затем осуждённая на длительный срок исправительно-трудовых лагерей.
Автор мемуаров (2200 рукописных страниц), сопровождённых 700-ми рисунками, о своих детских годах в Одессе и Бессарабии, высылке и пребывании в ГУЛАГе. Полный текст мемуаров Евфросинии Керсновской в 6 томах был опубликован только в 2001—2002 годах.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Керсновска ... _Антоновна)

Она не знала советской пропаганды и имела «роскошь» смотреть на мир глазами человека, который слушается прежде всего своей совести: «Какое это счастье, когда не испытываешь колебаний, прислушиваешься к голосу своей совести и подчиняешься только ее приказаниям!», - записано в одной из тетрадей.

В 1990 г. в ж-ле "Огонёк" можно найти первую публикацию об этой личности, подготовленную священником Владимиром Вигилянским. А режиссер Владимир Мелетин к 100-летию Е. А. Керсновской снял в 2007 г. док. фильм "Евфросиния Керсновская. Житие".

Вот что пишет Ильмира Болотян (один из редакторов телеканала РЕН-ТВ).
В истории этой уникальной женщины — и сибирские спецпоселения, и побег, за который она была приговорена к высшей мере наказания, и десять лет исправительно-трудовых лагерей. Она не только выжила, она оставила для потомков уникальные мемуары с иллюстрациями - всего около 700 карандашных рисунков. На многих из них воссозданы мельчайшие детали быта лагерной жизни. Это практически единственное - столь подробное - сохранившееся визуальное свидетельство на эту тему, ведь уже в начале 1940-х годов был издан запрет на фотографии внутри ГУЛАГа. Свой эпос Керсновская написала в 1963-64 годах, до знаменитых работ Солженицына, Гинзбург и Шаламова.
...свидетельство Керсновской необычно еще и потому, что она никогда не была советским человеком. Ее детство и юность прошли в Бессарабии. [...] В 1940-м году советские войска вошли в Бессарабию. Евфросиния отправляет маму в Румынию, а сама остается. Что удержало ее здесь? Тем более, что возможность уехать у нее была. Керсновская твердо решает разделить судьбу своего народа. Это был осознанный выбор, тайна которого осталась вместе с ней.
Когда начались массовые аресты и высылки, Евфросиния не стала ждать, когда ее заберут силой, она сама пошла в комендатуру...Ее репрессировали в 1941-м. Все происходящее с ней она наблюдает как бы «со стороны и сверху»
.

Свою жизнь Ефросиния Керсновская описала в книгах:
Керсновская Е. А. Сколько стоит человек : Повесть о пережитом : в 6 т. и 12 тетрадях. – Т. 1, тетради 1, 2 : В Бессарабии; Исход, или пытка стыдом. – М. : Фонд Керсновской, 2000. – 278 с.

P. S. Подскажите, нужно ли копировать сюда собранный материал об этой уникальной женщине или достаточно ограничиться перечнем ссылок.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11465
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Биографии

Сообщение steinchik » 18 окт 2012, 18:26

bunicaSoni писал(а):Подскажите, нужно ли копировать сюда собранный материал об этой уникальной женщине или достаточно ограничиться перечнем ссылок.
Обязательно! Тем более, что о ней уже писали на нашем форуме семь (7!) раз! :D

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Биографии

Сообщение bunicaSoni » 19 окт 2012, 18:55

steinchik писал(а):
bunicaSoni писал(а):Подскажите, нужно ли копировать сюда собранный материал об этой уникальной женщине или достаточно ограничиться перечнем ссылок.
Обязательно! Тем более, что о ней уже писали на нашем форуме семь (7!) раз! :D
Значит, я плохо искала на форуме о ней информацию (но искала). :girlwatch:

P.S. А ёрничать негоже.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 16 ноя 2012, 23:31

Александр Никифорович ШИМАНОВСКИЙ
российский и белорусский этнограф и фольклорист; пушкинист, педагог.

Родился в семье священника 31 августа 1850 в с. Чернин Бобруйского уезда Минской губернии.
В 1874 г. окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.

Работал преподавателем русского языка и словесности в 1-й мужской гимназии Кишинёва с 1874 по 1901 год. Статский советник (1887).
Внёс заметный вклад в развитие гимназического образования в Бессарабии.
По сведениям 1903, 1912 гг. избирался на должность товарища (заместителя) директора Кишинёвского городского общественного банка.
В 1914 г. Бессарабское дворянское депутатское собрание утвердило А. Шимановского в наследственном дворянстве.
Жена - Анна Арутюновна (до замужества Ускат).

Убит <большевиками> около своего дома по ул. Леовской в Кишинёве в 1918 годy.

Исследовательская деятельность:
Во время поездок на родину собрал материал по белорусскому фольклору и этнографии и составил сборник «Минская губерния и её народное творчество в связи с описанием народных праздников и обрядов» (1898 г.). Материалы сборника используются исследователями при изучении и публикациях фольклора.

Изучал кишинёвский период жизни и творчества А. С. Пушкина,
был активным участником кампании по установке памятника поэту в Кишинёве.
Написал книгу «Александр Сергеевич Пушкин: О пребывании его в Кишинёве в связи с предыдущей и последующей жизнью».
«Эта книга, пожалуй, единственный более или менее содержательный труд из всех, что вышли в Молдавии [о кишинёвском периоде жизни А. С. Пушкина]». — Б.А.Трубецкой, "Пушкин в Молдавии".

|Википедия|
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 11 дек 2012, 23:48

Анна Матвеевна СУХАНИНА (урожд. Зозулина)
(26 октября 1870, Кишинев – 27 октября 1969, Ницца)

Историк, географ, преподаватель, журналист, церковный и общественный деятель.
Окончила Высшие педагогические Фребелевские курсы в С.-Петербурге. Профессор истории и географии.
Изучала историю искусств в Академии художеств.
С начала 1900-х подолгу жила в Италии близ Сан-Ремо. Bозглавляла попечительский совет по сооружению по проекту
академика А.В. Щусева русской православной церкви Во имя Христа Спасителя.
Пожизненный член попечительского совета церкви.
В 1914 – 1918 жила в Кишиневе - журналистка, затем владелец и главный редактор газеты "Свободная Бессарабия".
В эмиграции в Италии, в 1929 переехала во Францию (Ницца), преподавала в различных учебных заведениях.
Похоронена на кладбище Кокад.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 11 дек 2012, 23:58

rimty писал(а):Анна Матвеевна СУХАНИНА (урожд. Зозулина)
Забытые истории Русской Италии

Анна Суханина (Зозулина) родилась в семье бессарабских дворян, вышла замуж за полковника Суханина, поселилась в Петербурге, где была одной из, говоря по-современному, феминисток, эмансипированных женщин. Тогда, мы знаем, университеты были еще закрыты, поэтому она, как и многие другие выдающиеся девушки, поступила на Высшие педагогические курсы, где потом и преподавала историю, географию и вообще была дамой очень образованной. Затем она обосновалась вместе со своим супругом-полковником, вышедшим в отставку, в Сан-Ремо из-за слабого здоровья единственной дочери. Она дала обет (хотя она была женщина современная) Христу Спасителю с тем, что если ее дочь в Сан-Ремо поправится, то она построит церковь. Этот обет она сдержала, церковь, кстати, действительно посвящена Христу Спасителю. В Сан-Ремо Храм Христа Спасителя связан с личной историей Анны Суханиной.
Она привлекла к проектированию этой церкви своего кузена, архитектора Алексея Викторовича Щусева, уже потом знаменитого советского архитектора, который откликнулся на просьбу своей двоюродной сестры, составил великолепный эскиз в московско-ярославском стиле и этот эскиз и был воплощен.

​​Однако Суханина, будучи дамой левых, демократических убеждений, во время всего этого церковного дела вошла в контакт с другой Россией, Россией консервативной, которая также обитала и поправляла свое здоровье на знаменитом курорте в Сан-Ремо, и начались трения. Суханину нигде всерьез не воспринимали, ее отторгали, она составляла первые воззвания, собирала деньги, потом эти воззвания переписывались, и Суханина с каждым воззванием отходила на все более дальний и дальний план. Всю эту историю она подробно описывает в своем дневнике.
В особенности, она была возмущена, когда за постройку взялись некоторые люди, которые стали завышать сметы, стали нанимать в качестве подрядчиков своих друзей и знакомых... она их пыталась вывести на чистую воду, писала письма в Священный Синод, в разного рода дипломатические структуры, даже было создано судебное дело вокруг церковного строительства, и перед тем как церковь была освещена, в Сан-Ремо проходил суд, ничем, правда, не закончившийся.
В итоге Анна Суханина, которая дала обет, которая собрала первую группу по сооружению храма, даже не пришла на освещение церкви. Вот такие печальные истории она рассказывает на страницах своего дневника.
Затем, после революции, она осталась в России, но также жила в эмиграции социал-демократического толка, писала в левые эмигрантские газеты под псевдонимом Иван Иванов и по этим причинам она мало известна в русской эмиграции, так как жила на отшибе русского эмигрантского потока. Она скончалась в Ницце, в 1969 году, и перед смертью отослала свои записки в Бахметевский архив, где они и хранятся.
Надо сказать, что Анна Суханина близко к сердцу принимала судьбу этой постройки, поэтому когда Сан-Ремской церкви угрожали разного рода напасти, а был один момент, когда муниципалитет Сан-Ремо хотел ее муниципализировать, потом пытались ее приватизировать, она всегда приходила на помощь храму.

Ее имя высечено на мраморной доске вместе с другими людьми, эта доска висит в притворе русского храма в Сан-Ремо, все они давно упокоились, и поэтому бывшие поссорившиеся враги все вместе перечислены в одном списке как строители этого русского храма.

Михаил Талалай, http://www.svobodanews.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lucia
Местный
Местный
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, 16:28

Re: Наши ЗЁМЫ(известные).

Сообщение lucia » 16 дек 2012, 16:59

Александр Павлович Ленский (настоящая фамилия - Вервициотти)
выдающийся актер, режиссер, педагог, крупнейший деятель русской сцены, творчество которого неразрывно связано с московским Малым театром. Родился в Кишиневе в семье князя П.И.Гагарина и гастролирующей в России певицы Ольги Вервициотти. Родители Ленского находились в неофициальном браке и до 50 лет он по паспорту носил фамилию матери. После ее смерти, а вскоре и смерти отца, Ленский с 1858 воспитывался в семье Корнелия Полтавцева, известного трагика Малого театра, приходившегося ему родственником. Воспитываясь в семье актера, с юности находился в атмосфере театра, видел лучших артистов Малого на сцене, начиная с М.С.Щепкина. Несмотря на очевидное его тяготение к сцене, мало кто поддерживал его в этом намерении, ссылаясь на отсутствие необходимых сценических данных, невыразительность лица. Не находя поддержки, стал искать себя в театральном любительстве. Первый спектакль сыграл в компании гимназистов. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского Час в тюрьме (видимо, в честь имени автора своей первой роли артистом был выбран сценический псевдоним). С 1865 по 1875 работал в провинциальных труппах, начиная с водевильного и опереточного репертуара и постепенно переходя к репертуару классическому. В 1876 был принят в Малый театр на амплуа «первых любовников». Но его дарование выходило далеко за пределы определенного амплуа. Им были сыграны разнообразные роли, как лирико-романтического плана, так и комедийного, и углубленно-психологического. В ролях героического плана проявлял психологическую тонкость, избегая резонерства и декламации. Его Чацкий (Горе от ума А.С.Грибоедова) был, прежде всего, влюбленным, переживающим крушение высоких мечтаний. Поэтичностью облика отличался также Гамлет (1877), волновавший не столько страстностью романтического протеста, сколько особой одухотворенностью и благородной чистотой помыслов, несовместимых с необходимостью мести за смерть отца. Преобладание мягкого, утонченного лиризма отличало многие, созданные им образы, делая их неповторимыми, запоминающимися современниками. Среди публики артист прослыл «великим очарователем». Важнейшим обстоятельством для Ленского стало поступление на сцену Малого театра, совпавшее с общественным подъемом. В год его успешного дебюта на столичной сцене состоялась премьера Овечьего источника Лопе де Вега, прославившая имя его будущей партнерши М.Н.Ермоловой и утвердившая героико-романтическую линию в репертуаре театра. Это направление стало одним из главных для Ленского (роль Уриэля Акосты в одноименной пьесе К.Гуцкова, 1879; Ден Сезар де Базан (Рюи Блаз В.Гюго, 1890 и др.). И все же успешно выступая в драмах В.Гюго и Ф.Шиллера, он больше тяготел к шекспировским образам. Среди трагических ролей это, кроме Гамлета, были Отелло и Ричард III из одноименных трагедий Шекспира, Дункан (Макбет). Огромный успех имел и в шекспировской комедиографии, сыграв неповторимые шедевры: Петруччо (Укрощение строптивой), Бенедикт (Много шума из ничего), Фальстаф (Виндзорские проказницы), и др. Игра отличалась искрометным юмором, комедийным изяществом и внутренней динамикой. Галерею психологически точных и художественно выразительных портретов создал на материале русской драматургии. Большое влияние на его творчество оказал А.Н.Островский, в пьесах которого Ленский сыграл около 30 ролей. Самые значительные из них: Глумов, Дульчин, Паратов, Великатов, Лыняев (На всякого мудреца довольно простоты, Последняя жертва, Бесприданица, Таланты и поклонники, Волки и овцы). С 1887 играл Фамусова (Горе от ума А.С.Грибоедова), создавая полнокровный и в то же время остро-сатирический образ московского барина, панически ненавидящего все новое, и восторженно восхищающегося старинными проявлениями угодничества и чинопочитания. В роли Фамусова ярко проявилось сценическое мастерство Ленского, его умение синтезировать рисунок поэтической речи и выразительность внутреннего перевоплощения, а также тончайшее чувство авторского стиля. Мастерство характерной детали, пластичность, изобретательность формы доводились им во всех ролях до совершенства. Талант Ленского был разносторонним. С 1888 преподавал драматическое искусство в Московском театральном училище, борясь с дилетантизмом и театральной рутиной. Конец 80-х годов 19 в. был для Малого театра временем кризиса, репертуарного и творческого застоя. Это неизбежно порождало штампы в актерской игре, отдаляя театр от живой современности. Неприятие отживших театральных форм, побудило Ленского к обновлению сцены, к театральным реформам. Он борется за обновление репертуара, новое качество режиссуры и художественного оформления спектаклей. Собственно его режиссерская деятельность началась с 1895 с подготовки учебных спектаклей, а затем в спектаклях филиала Малого театра, где он работал с молодежью (Новый театр, 1898–1903). С 1900 режиссирует на основной сцене Малого театра, отстаивая режиссуру, как самостоятельное искусство. Особое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектаклю, выступая как театральный художник. Кроме того, ввел в сценическую практику технические усовершенствования (например, вращающийся круг сцены). С 1907 - главный режиссер Малого театра. Однако свои творческие замыслы осуществить не удалось, слишком большое сопротивление оказал ему бюрократический аппарат театра. Незадолго до смерти от сердечного приступа, вынужденно ушел из театра. Потрясенная его смертью М.Н.Ермолова в одном из своих писем писала: «С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра…» Известно и его теоретическое наследие, его статьи об актерском мастерстве, существенно обогатившие театрально-эстетическую мысль и практику: Заметки о мимике и гриме (1890), Заметки актера (1894), По поводу декоративной живописи (1901). Представляется важным также факт неоднократного упоминания К.С.Станиславским в своих книгах имени Ленского, того огромного впечатления и влияния, которое оказал на него и его сценическую практику этот артист. Умер в Москве 25 октября 1908 года. Сочинения: Статьи. Письма. Записки, 2-е издание, Москва, 1950. Литература: Зограф Н. Г., Александр Павлович Ленский, Москва, 1955.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lucia
Местный
Местный
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, 16:28

Re: Наши ЗЁМЫ(известные).

Сообщение lucia » 16 дек 2012, 17:13

Михаил Осипович Гершензон
русский литературовед, философ, публицист, переводчик. Родился в Кишиневе в купеческой семье. Учился сначала в частном училище, а с 1883 в Кишиневской гимназии. По окончании гимназии (1887) уехал в Берлин, учился в Шарлоттенбургском политехникуме, слушал лекции по истории и философии в Берлинском университете. В 1889 вернулся в Москву, получив необходимое для еврея разрешение на учебу в Московском университете, историко-филологический факультет которого окончил в 1894. Еще в годы учебы Гершензон выступил в печати как критик. Его первая рецензия на исторические труды Н.Карева вышла в газете «Русская мысль» в 1894. В 1893 Гершензон сотрудничал в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат». Его студенческая работа об Аристотеле и Плутархе была удостоена в 1893 золотой университетской медали. Занятия классической филологией позволили Гершензону усвоить принципы работы с источниками, которые он впоследствии использовал для изучения русской литературы 19 в. Гершензон занимался переводами для издательства Сабашниковых, писал статьи на педагогические темы (Художественная литература и воспитание, 1899, и др.), участвовал в работе Комиссии по организации домашнего чтения. Круг общения Гершензона – в основном его составляли представители гуманитарной интеллигенции, придерживавшиеся либеральных идей дворянской интеллигенции 19 в., – получил в общественном сознании название «гершензоновская Москва». В то же время Гершензон придерживался позиции так называемого «религиозного народничества», отстаивал идеи неославянофильства и русского религиозного ренессанса. В 1899 Гершензон выехал за границу, где познакомился с сыном А.И.Герцена и Н.А.Тучковой-Огаревой. Это знакомство дало ему возможность работать в архиве Герцена и Огарева, а также познакомиться с материалами о московском дворянстве, которые впоследствии легли в основу книги Грибоедовская Москва (1914). В эти же годы он занимался в Берлине пушкиноведением и приобрел на деньги Солдатенкова архивные материалы, связанные с творчеством Пушкина. В 1900 Гершензон написал ряд статей по истории русского либерализма (Социально-политические взгляды А.И.Герцена, 1906, История молодой России, 1908, и др.) и по истории славянофильства (П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление, 1908, Исторические записки. (О русском обществе), 1910, и др.). Гершензон отметил сдвиг в мировоззрении русского общества в 19 в. – от патриархальности к мировой культуре. С этой точки зрения исследовал творчество А.С.Пушкина, результатом которых стали многочисленные статьи, вошедшие в книгу Мудрость Пушкина (1919). Статьи эти были написаны в присущей Гершензону художественной, почти новеллистической форме, что сделало их не только серьезными литературоведческими исследованиями, но и увлекательными художественными произведениями. В 1903–1905 Гершензон вел литературное обозрение в журнале «Научное слово», в 1907–1908 – литературную хронику в журнале «Вестник Европы». В эти же годы заведовал литературным отделом в журнале «Критическое обозрение», пригласил к сотрудничеству В.Я.Брюсова, Вяч.И.Иванова и др. писателей-символистов. Сотрудничал в московском религиозно-философском издательстве «Путь», в котором выпустил собрания сочинений И.Киреевского и Чаадаева. Для издательства Сабашниковых, в котором он публиковал собственные сочинения, Гершензон перевел стихи Ф.Петрарки (1915). После Первой русской революции 1905 Гершензон стал одним из организаторов и участников знаменитого сборника «Вехи» (1909). В написанной для этого сборника статье Творческое самосознание он обозначил главную, по его мнению, опасность внутреннего состояния русской интеллигенции: «Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития... что наше сознание... мчится впустую, оставив втуне нашу чувственно-волевую жизнь». Спасением от глубокого духовного кризиса должно было стать, по Гершензону, «стремление к творческому личному самосознанию», а не ко внешнему переделу мира. Для многих коллег и друзей Гершензона стало шоком, когда в 1917 он написал, что «только большевикам суждено вывести Россию на исторически правильный путь». Это мнение, впоследствии отвергнутое самим Гершензоном, стало причиной его конфликта с Н.Бердяевым. В 1915–1919 Гершензон составил сборник Русские Пропилеи; в 1923 вышел второй том – Новые Пропилеи. Оба эти тома состояли из публикаций литературных материалов, сыгравших существенную роль в формировании русского философского мировоззрения. В 1921 вышла книга эссе Гершензона и Вяч.Иванова Переписка из двух углов, в которой авторы осмысливали путь России и собственный духовный путь после революции. В марте 1917 Гершензон стал одним из организаторов Всероссийского союза писателей. После Октябрьской революции принимал участие в деятельности различных организаций, занимавшихся литературной жизнью (Бюро литературного отдела Наркомпросса, 1920–1921, и др.). Им были написаны книги Тройственный образ совершенства (1918), Мечта и мысль И.С.Тургенева (1919), Гольфстрем (1922), Ключ веры (1922), многочисленные статьи о Пушкине. Гершензон писал о том, что Россия вступила в период «духовной бездомности», которая, несмотря на болезненность разрушения привычных форм жизни, дает личности и обществу возможность глубокого самоосознания. Умер Гершензон в Москве 19 февраля 1925 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lucia
Местный
Местный
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, 16:28

Re: Биографии

Сообщение lucia » 16 дек 2012, 17:18

http://rodovoyegnezdo.narod.ru/Liter/Gizhitskie.html
А.И. Пеший, С.Г. Решетов


Дворяне ХЕРСОНСКОЙ и БЕССАРАБСКОЙ ГУБЕРНИЙ ГИЖИЦКИЕ И ИХ ПОТОМКИ
Петр Семенович Москалев (9.03.1851 (295) – между 1902 и 1911).
Окончил Императорский Новороссийский университет, кандидат юридических наук. 20 января 1876 г. поступил на службу в канцелярию Одесского уезда (так в тексте формуляра – Авт.). 17 февраля 1877 г. уволен от службы по домашним обстоятельствам. 10 января 1878 г. причислен к Министерству юстиции с откомандированием для занятий в Киевскую палату уголовного и гражданского суда. В октябре 1878 г. избран участковым мировым судьей 10 участка Кишиневского судебно-мирового округа, а 20 января 1880 г. переведен в 3-й участок того же судебно-мирового округа (296).
3 ноября 1879 г. подал прошение о перечислении из херсонских дворян в бессарабские. Проживал в Кишиневе, по Ясской улице, в доме Андоленко. Определением Бессарабского дворянского депутатского собрания 20 июня 1880 г. Петр Семенович Москалев сопричислен к роду его отца и был перечислен из херсонских в бессарабские дворяне, с внесением во 2-ю часть Дворянской родословной книги по Оргеевскому уезду. 30 января 1881 г. это определение было утверждено герольдией (297).
Коллежский секретарь (1876, 1900 гг.), почетный мировой судья г. Одессы. В 1899 г. один из директоров Земского банка Херсонской губернии. В 1900 г. один из управляющих Русского для вшешней торговли банка в Одессе, располагавшегося на углу улиц Пушкинской и Дерибасовской 6, в доме Элиасберга.
Действительный член Одесского славянского благотворительного общества имени Св. Кирилла и Мефодия (на 1871г.) (298) и пожизненный член Императорского общества сельского хозяйства Южной России (на 1897 г.).
А. Н. Крупенский в списке дворянских родов Бессарабской губернии, помещенном в его книге «Краткий очерк о Бессарабском дворянстве» утверждает, что представителей рода Москалевых в Бессарабии на 1911 год уже не было (299).
Землевладелец Оргеевского уезда Бессарабской губернии, часть вотчины Рошканы 550 дес., принадлежащих его жене (300).
В 1888,1892 гг. указан проживающим в Одессе в Казарменном переулке, 2, в доме Оттона. В 1900 г. на ул. Надеждинской, 3 (недалеко от дома своей двоюродной сестры Любови Ивановны Курис, урожденной Гижитской).
Ж. 31.10.1876, Святодуховская церковь с. Минчены Бессарабской губернии Екатерина Григорьевна Котруца (301) (ок. 1856–?).
Дочь коллежского регистратора Григория Матвеевича Котруцы. Дворянка. Определением Бессарабского дворянского депутатского собрания от 11 января 1899 г. сопричислена к роду мужа (302).
По определению Кишиневского епархиального начальства, состоявшемуся 30 октября 1901 г. – 26 января 1902 г., «брак супругов дворянина Петра Симеоновича Москалева и Екатерины Григорьевны, совершенный 31 октября 1876 г., по нарушению Петром Москалевым супружеской верности расторгнут с дозволением Екатерине Григорьевне Москалевой вступить во второй брак и с осуждением Петра Москалева на всегдашнее безбрачие».

42/18. Анастасия Семеновна Москалева (15.10.1852–?).
Крещена 23 октября 1852 г. в Кафедральном Преображенском соборе г. Одессы (303). Восприемники при крещении: отставной штабс-ротмистр Николай Александрович Гижицкий [дядя, см. № 13/5] и девица дочь штабс-капитана Гижицкая Евдокия Александровна [тетка, см. № 19/5].

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 18 дек 2012, 21:59

Борис Яковлевич Котляров
(1913 — 1982)
музыковед, доктор искусствоведения, профессор Кишинёвского института искусств им. Музическу

В результате взрыва снаряда, в семилетнем возрасте остался слепым.
Вскоре семья переехала из Елизаветграда в Кишинёв, где будущий музыковед получил домашнее образование,
в 1928 году поступил и закончил частную консерваторию «Unirea» (в 1932 г. по классу скрипки М. Пестера, и в 1933 г. по классу композиции Г. Яцентковского.
Продолжил обучение в Льежской консерватории.
С началом немецкой оккупации Бельгии в 1940 году бежал с братом в Великобританию.
С 1942 года работал переводчиком Комитета по кинематографии Красного Креста и при посольстве СССР, в 1948 году репатриировался в Москву. Занимался составлением субтитров для иностранных кинофильмов, преподаванием английского языка и системы Брайля в Государственном педагогическом институте.

В 1949 году вернулся в Кишинёв, где в 1950 году был принят преподавателем методики игры на смычковых инструментах, истории и теории смычкового искусства, и истории зарубежной музыки в Кишинёвскую консерваторию.
В 1955 году защитил в Московской консерватории кандидатскую диссертацию по теме «Развитие скрипичной культуры в Молдавии», а в 1971 году там же — докторскую диссертацию по творчеству Джордже Энеску.
С 1973 года — профессор Кишинёвского института искусств им. Музическу.
Был первым в Молдавии кандидатом и доктором искусствоведения.Член Союза композиторов МССР.

Борис Котляров — автор многочисленных трудов по истории зарубежной музыки (в первую очередь исследованию творчества Джордже Энеску и Алана Буша) и этномузыковедению, в том числе монографий «Джордже Энеску», «Молдавские лэутары и их искусство», «Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинёва» , «Алан Буш».

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8347
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Биографии

Сообщение ris55 » 18 дек 2012, 23:01

rimty писал(а):Борис Яковлевич Котляров
(1913 — 1982)
музыковед, доктор искусствоведения, профессор Кишинёвского института искусств им. Музическу
Это отец моего одноклассника Алексанра Котлярова.Они проживали сразу за театром "Чехова".Одноклассник переехал в Израиль(после смерти родителей),но уже лет 5 как вернулся в Кишинев.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 25 янв 2013, 18:28

Ленин просил Дзержинского разoбраться в деле нашего соотечественника.
-------------------------------------------------------------------------------------------------

Деловое письмо, отправленное Марком Борисовичем Этлисом в январе 1917 года.
E11.jpg
1017 Этлис.jpg
А ровно через год, в январе 1918 года, Марк Этлис участвовал в бою в Кишинёве.

Рассказ сына, Мирона Марковича Этлиса, о судьбе отца:

"Отец мой родился в Кишинёве в 1888 году. Дедушка был служащим на железнодорожной станции в Кишинёве. Детей в семье было двенадцать, но многие умерли маленькими. Старше отца среди детей был только Меор, или Мирон, в память о котором я и получил свое имя. Судьба дяди Мирона трагична: он пробился в Петроград, закончил медицинский факультет, был одним из учеников профессора В. М. Бехтерева и погиб в 1919 году в Одессе, заразившись в тифозном бараке. Остальных, кроме отца и тети-врача, разметало по свету.

Отцу было шестнадцать во время страшного еврейского погрома в Кишиневе в 1903 году. Имея всего четыре класса начальной школы (хедера) за плечами, он стал работать, чтобы помогать семье, занялся самообразованием и подпольной революционной работой, о содержании которой могу только догадываться, ибо она связана с именем Л. Б. Красина и многими другими известными именами: отец, ставший коммерческим представителем каких-то фирм на территории от Одессы до Вилыно, выполнял множество партийных поручений, о которых потом в семье и, думаю, вообще нигде и никогда не рассказывал. Вот только один раз что-то говорил об одесской тюрьме, куда однажды все-таки попал...

О периоде гражданской войны сохранились документы. Вот два из них:

I. СПРАВКА для представления в партизанскую комиссию

Дана сия тов. Этлис Марку Борисовичу, бывшему члену исполкома Кишиневского Совета рабочих и солдатских депутатов в том, что он участвовал 2 января 1918 года в бою с румынскими войсками в Кишиневе и с этого времени состоял в Красной гвардии последовательно при полевом штабе фронтотдела Румчерода (в г. Кишиневе) в Особой армии по борьбе с румынской олигархией и Тираспольском отряде Советских войск в разных должностях...
С вышеназванными красногвардейскими партизанскими частями тов. Этлис прошел весь путь от Кишинева до Воронежа, где эти части были положены в основу дальнейших формирований Красной Армии.

Бывш. член Исполкома Кишиневского совета рабочих и солдатских депутатов, бывший н-к Особой Армии по борьбе с румынской олигархией и Тираспольского отряда Советских войск Председатель центрального Совета об-ва Бессарабиев МП. (Левензон)

4 января 1931 года, г. Москва

Изложенное в настоящей справке в отношении т. Этлис М. Б. подтверждаю 12/VI-31 г.
Б. председатель Кишиневского Горсовета ю-р отрядов Кр. гвард. ныне командир и воен. комиссар... Трыковый. Основание: ф. 158, д. 2455, л. 12

II.
Может быть, не столько отца, сколько то время характеризует документ, подписанный И. Э. Якиром:

РЕКОМЕНДАЦИЯ

1. Знаю товарища (ф.и.о.) Этлис.
2. (Когда и где) По его работе в Тираспольском отряде в 1918 г., в VIII армии в 1918 и 1911 гг. и члена Исполкома Кишиневского Горсовета.
3. Как проявившего себя (отзыв) участником боя с румынами в г. Кишиневе, с немцами под Знаменкой и Пятихаткой и по руководству ж/д движением и эвакуацией по поручению Штаба Тираспольского отряда.
4. Рекомендую его как участника партизанского Тираспольского отряда, действующего против румын и против немцев на Украине.
5. Красный партизан или гвардеец, № удостоверения, район.
6. Работаю (где и в качестве кого, указывать отчетливо) — Член Реввоенсовета и Командующий Украинск. Военного округа.
7. Партийная принадлежность, стаж и № партийного билета—Член ВКП(б) с апреля 1917 г.
8. За правильность данной мною рекомендации товарищу Этлису М. Б. несу ответственность по 96 ст. УК РСФСР.

Подпись
28 июля 1931 г.
Подписи руки рекомендующего тов. Якира И. Э.
удостоверяю МП. Для особых поручений пр. РВС УВО Быковский Основание: ф. 158, д. 2455, л. 5 ......


Весной 1919 года комиссар М. Б. Этлис сочетался браком с Идой Цыбулиной.
А дальше опять возникает слово «повстанцы», возникает эпизод, когда молодых укрывал в подполье поп-батюшка. Он спас их, позволив жене в его доме выходить заболевшего сыпным тифом комиссара. Ближе к концу 1919 года отец мой оказался в Харькове на странной должности «комиссара дорог Юга России». И произошло нечто, оставшееся для меня загадкой по сей день.

В конце 19-го или в начале 20-го года отца вызвали в Москву, и он со своим поездом, в вагоне, охраняемом латышскими стрелками, прибыл на Курский вокзал столицы. Здесь его встретили чекисты с ордером на арест и он был препровожден в Лефортовскую тюрьму. Жена была с ним в вагоне, ее не тронули. И она пошла искать Кремль, чтобы выяснить причину случившегося. Маму заметил из машины папин друг «начальник бронесил республики», однофамилец легендарного Котовского — Георгий Софронович Котовский,
«машина с Георгием и со мною на борту двинулась к особняку, где жил наркомюст Крыленко»,— рассказывала мама.

Во дворе особняка стояла группа людей. Среди них были Владимир Ильич Ленин и Крыленко. Котовский по-военному доложил. Ленин написал записку и передал Георгию. В записке было: «Ф. Э., разберитесь с М. б.»|..| Ф. Э. — это Дзержинский. «А меня определили на квартиру к Марье Ильиничне (сестре B. Ленина - примеч. rimty)»,— говорила мать. Дзержинский был в отъезде. Котовский нашел следователя-чекиста, которому поручили заниматься «делом» отца. Это был Василий Соцков.
Как на беду, Васька (так его потом по-дружески звали у нас дома) был в запое. Пришлось его выхаживать. Выяснилось, что на отца пришли «серьезные документы» из Харькова. Суть их якобы состояла в том, что, пользуясь комиссарской властью, М. Б. загнал на Дон эшелон или два мануфактуры, обнаруженных им на каких-то запасных железнодорожных путях. Цель, конечно, благородная — обменять на хлеб и прокормить харьковских железнодорожников, но... Дело закрыли. Может, было какое-то судебное разбирательство, не знаю. Пока шли дни и недели, отец заболел, и его на носилках перенесли из Лефортовской тюрьмы в Лефортовский военный госпиталь. Так они с матерью и остались в Москве. Лечили отца медицинские светила — Плетнев, Крамер, еще кто-то. Но сочетание нескольких контузий и последствий сыпняка в 1921 году превратили отца в инвалида: он стал глухим, вернее, почти глухим. Его болезнь стала поводом для выхода из партии, так как он считал инвалидность и партийность вещами несовместимыми. Так ли это было на самом деле, сказать трудно, потому что инвалидность не помешала ему работать до конца дней.

Мать говорила (и показывала документы), что она в Москве какое-то время, пока отец болел, работала в типографии, куда ее устроили Ф. Я. Левенсон и А. В. Луначарский, с женой которого она была в дружественных отношениях.
Василий Соцков стал другом нашего дома... у нас бывало много крупных, красивых мужчин. Михаил Николаевич Тухачевский особенно среди них выделялся. Мать рассказывала: «Михаил всегда подшучивал надо мной, говорил, что я единственная из жен его товарищей, которая в него не влюблена».

А. С. - Ты не пытался выяснить подробности этого харьковского мануфактурно-хлебного «дела» отца?

М. Этлис. - Не успел. Помню только, мать говорила, что отец познакомился с писателем Алексеем Толстым и подсказал ему
сюжет для повести «Хлеб». Вышла она в 1937 году. Недавно прочитал и ничего знакомого с детства, кроме общей атмосферы, не обнаружил.
О Тираспольском отряде отец написал главу для «Истории гражданской войны», но издание ее тогда не состоялось: почти всех членов редакции пересажали."

отрывок из книги 'Современники ГУЛАГа. Книга воспоминаний и размышлений". Магадан, 1991.



=============================
Канцелярские товары М. Этлиса.
Ул. Александру чел Бун угол Ясской.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 06 фев 2013, 23:56

Михаил Максимиллианович ПАУТЫНСКИЙ

Родился в 1861 г. в Кишинёве в семье аптекаря М. М. Паутынского, в 1876 году окончил прогимназию.
В 14-летнем возрасте поступает на медицинский факультет Московского университета, в 1879 г. отлично сдает выпускные экзамены и получает степень помощника аптекаря, о чем свидетельствует диплом (No 2326). Через четыре года после также отлично сданных экзаменов, он удостаивается звания провизора - первой ученой степени среди фармацевтов, а еще через три, защитив диссертацию, утверждается в степени магистра фармации - высшей в этой области.

М. М. Паутынского приглашают на должность лаборанта Опытной станции виноградарства и виноделия.
По делам службы он часто выезжал в различные города России, в уезды Бессарабской и Херсонской губерний.

В 1898 г. М. Паутынский принимает участие в Одесской сельскохозяйственной выставке, в 1903
г. — в съезде виноградарей и виноделов Новороссийского края. В это время он занимается изучением различных сортов винограда, культивируемых в Бессарабии и на юге Украины. Исследования проходят успешно, о чем свидетельствуют многочисленные благодарности Министерства земледелия и государственных имуществ.
Паутынский является автором нескольких трудов: "Материалы по изучению виноградного куста. Исследование формы цветка, цветочной пыльцы и её прорастания", "Материалы для изучения химического состава сусла" ("Виноградарство и виноделие" N 3, Одесса, 1905).

В 1911 году Михаил Максимилианович становится старшим специалистом по виноградарству и виноделию на Опытной станции Бессарабского училища виноградарства и виноделия. К этому времени училище находилось на подъеме. На различных всероссийских и международных выставках оно представляет многие образцы вин, лучшие формировки виноградных кустов, результаты интересных лабораторных исследований и завоевывает многочисленные грамоты и медали. Так, Российское общество плодоводства награждает его за участие в выставках в 1907 г. малой серебряной, в 1918 г. - малой золотой, в 1913 г. - золотой медалями.

Необычайно интересно удостоверение, выданное М. Паутынскому как экспоненту юбилейной Всероссийской выставки плодоводства, виноградарства и огородничества в ноябре 1913 года. "Выражая благодарность за Ваше участие на юбилейной выставке..., комитет по устройству ее имеет честь уведомить, что экспертной комиссией выставки Вам присужден диплом на юбилейную золотую медаль Императорского Российского общества плодоводства за полезные работы в области виноградарства».

В докладе Опытной станции виноградарства и виноделия 31 августа 1913 года говорится: " И если... мы находим в отчетах этой станции целый ряд ценных наблюдений и работ по виноделию, виноградарству и исследованию почв, то этим обязаны не самому факту существования учреждения,
а кипучей энергии единственного постоянного работника Михаила Максимилиановича Паутынского, сумевшего в скромные формы лаборанта станции ввести почти энциклопедическую деятельность и химика-аналитика, и винодела, и виноградаря,и ботаника-морфолога, и почвоведа".

М. Паутынский был одним из учредителей и действительных членов Бессарабского общества естествоиспытателей.


("Садоводство и виноградарство Молдавии", Гос. агропромышленный комитет МССР. Изд. ЦК КПМ, 1987.
Информация почерпнута из коллекции документов из Государственного Исторического музея МССР)

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 01 мар 2013, 02:16

Полина (Перл) Осиповна ЭФРУССИ
(1876, Кишинёв — 1942, Северный Кавказ)
— советский психолог и педагог, доктор философских наук, профессор ленинградского
Института по изучению мозга и психической деятельности.

Полина Осиповна Эфрусси родилась в Кишинёве в семье банкира и зерноторговца Иосифа Ефруси и его жены Ривки (Ревекки) Бланк.
В 1885—1893 годах училась в городской гимназии для девочек, до 1897 года работала учительницей арифметики в Кишинёвском женском еврейском профессиональном училище.
В 1897—1900 годах училась в Берлинском университете, в 1901 г. — в ун-те Бреслау, в 1902—1904 г. — в Гёттингенском университете, где работала в лаборатории экспериментальной психологии под руководством Г. Э. Мюллера и защитила диссертацию «Экспериментальный подход к учению о памяти» с описанием классического эксперимента по роли повторения в процессах запоминания («Experimentalle Beiträge zur Lehre vom Gedächtnis», 1904, издана отдельной книгой).

По возвращении в Россию поселилась в Петербурге. В 1912 году перевела с немецкого языка книгу Вильгельма Грубе «Духовная культура Китая: литература, религия, культ» (СПб.: Брокгауз—Ефрон). Занималась также переводом психологической литературы (в том числе работы Карла Штумпфа «Явления и психические функции»).

В 1918 г. совместно с Н. Бахтиным, А. В. Луначарским, М. В. Богдановым-Березовским и др. стала одним из учредителей Курсов художественного слова (впоследствии Институт живого слова), вела курс психологии речи и мышления.
Автор многочисленных трудов в области экспериментальной психологии, детской патопсихологии, психологии школьного образования, дефектологии (отклонений поведения и умственной отсталости), судебной и генетической психологии.

В 1930-е годы жила вместе с сестрой — педиатром З. О. Мичник — в «доме специалистов» на Лесном проспекте.
В 1942 г. вместе с сестрой была эвакуирована Ленсоветом из блокадного Ленинграда на Северный Кавказ, где обе были схвачены немцами и расстреляны.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Биографии

Сообщение Isaac » 01 мар 2013, 02:42

rimty писал(а):...Полина Осиповна Эфрусси родилась в Кишинёве в семье банкира и зерноторговца Иосифа Ефруси и его жены Ривки (Ревекки) Бланк...
Могла ли ее мать иметь какое-то отношение к матери Ленина ?

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Биографии

Сообщение Isaac » 29 мар 2013, 18:16

Рассказ
Старый Симха
К 110-летию Кишиневского еврейского погрома 6-7 апреля 1903 года
В начале апреля 1993 года в Скулянском парке открывали стелу памяти жертв погрома, который кровавым вихрем пронесся по Кишиневу 90 лет назад. Выступающих было много, и все, воскрешая трагические события начала века, отметили, что не случайно выбрано это место для установления стелы. Раньше здесь было еврейское кладбище, на котором захоронили останки жертв того страшного побоища.

Вот тогда-то в моей памяти и всплыл образ Симхи, "старого Симхи", как его называли наши соседи, человека большой души и проповедника еврейства, который при перезахоронении останков с этого места вверх, на гору, где и сейчас располагается еврейское кладбище, сделал немало полезного для увековечения их памяти.

Постоянно творите людям добро,
Сторицей для вас отзовется оно
Уже стали привычными такие вопросы, когда встречаются два еврея:

- Ты еще здесь, не уехал? И не собираешься?

А то еще подойдет третий:

- Не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо.

Может оно и звучит как анекдот. Но то, что большинство еврейского населения на распутье, - это факт.

Когда я с Симхой, моим соседом, затрагивал эту тему в наших многочисленных беседах, его лицо, всегда такое открытое и очень приветливое, суровело, а жилы у висков напрягались до предела. Он, который всегда находил ответы на многие вопросы, благодаря жизненному опыту и профессии юриста, приходил в какое-то замешательство. Видимо, именно в это время перед его глазами, как на киноэкране, "прокручивалась" вся его долгая жизнь здесь, в Бесарабии, в его родном Кишиневе. Затем каким-то тихим голосом он отвечал:

- Понимаешь, мой друг, люди бывают разные, да и события вот такого рода тоже воспринимаются по-разному. Я, конечно, стар, и здесь я вроде никому не нужен. Да и там меня ничего не ждет. Родственников нет. Какие были, их уже нет в живых.

И, передохнув, продолжал:

- Очень тяжело расставаться с могилами родителей, прародителей. Они все покоятся в этой земле. Когда мне трудно, я иду к ним. Я чувствую какой-то контакт, и они советуют мне, как вести себя в разных ситуациях. А моя бедная Женечка, земля и ей будет пухом, - тоже здесь.

После этого, конечно, можно было понять старого Симху, почему он еще не там.

А он, переходя на более веселую ноту, приговаривал:

- Не могу оставить "Кешенеф". Еще и сейчас спустя столько лет, перед моими глазами возникают те скорбные картины моего Кишинева, каким я его увидел после освобождения в 1944 году от немецко-фашистских захватчиков, - истерзанным и опустошенным. И какой теперь красавец. И как уехать? Это ведь, как дитя, которое выросло: тяжело его отпустить и не менее тяжело оторваться от него. Эх, мой друг, сколько пар ботинок я износил, шагая по его улицам. Он все расширялся, еще и вверх тянулся. Вот так.

- Почему именно ботинки?

- Значит, ты этого не знаешь? У евреев, если человек приобрел обувь, ему желают: "Рви на здоровье". Это значит, чтоб был всегда на ногах, много ходил, бегал, всегда был в движении.

Короче, чтобы был здоров.

Чудак этот старый Симха. И чего он только не скажет! А подружились мы лет двадцать назад.

Уже пенсионером въехал он в наш многоэтажный дом со своей женой Женечкой, как он ее с любовью называл. Не суждено было Женечке долго жить в обустроенной квартире (ранее они ютились в полуподвальном помещении, в котором поселились еще в конце сороковых годов). Через два года с Женечкой случился инсульт. Был у них сын, но он давно уехал в Америку. Писал редко. И вот Симха остался один. Первые дни после смерти жены протекали очень мучительно. Старый Симха себе места не находил, а глаза постоянно были на мокром месте.

- Как же так, ведь сорок лет прожили вместе... Очень тяжело, никому не пожелаю на старости лет очутиться в таком положении, - приговаривал Симха.


Соседям он сразу понравился своей открытостью, незлобивостью и честностью. И многие приглашали его к себе, как-то развевая его печаль.

Шли дни и годы. Боль утраты понемногу сглаживалась. Но Симха не превратился в отрешенного от жизни человека. Он прорвал пелену одиночества, и многое в своей судьбе подчинил тому, чтобы помогать людям. И жители нашего дома стали для него большой семьей. У него как бы открылось второе дыхание, а связано это было с тем, что делал он людям добро.

Высокий, стройный, даже элегантный, аккуратно одетый, он во дворе появлялся ежедневно в одно и то же время. По нему можно было сверять часы. И тут же обращались к нему люди со своими вопросами, житейскими проблемами. Он никому не отказывал - если, конечно, это было в его силах. Старушке помогал написать письмо дочери в Иркутск, другой - сыну в Израиль или Америку...

Он был удивительно прост, внимателен, участлив, этот старый человек с белой шапкой волос, но еще очень подвижный и энергичный. Вместе с тем до педантичности скромный, не любил, чтобы ему дважды говорили "спасибо" за одно и то же одолжение.

Во дворе он бывал с раннего утра и до позднего вечера. Обычно сидел под кронами развесистого ореха, что рос напротив нашего дом. Здесь же были стол, скамейки. Всегда в окружении людей: молодых и постарше. Разговор мог вести на разные темы. Владел несколькими языками, глубоко знал древнюю и современную историю, Библию, а уж историю еврейского народа преподносил очень интересно и компетентно.

Для многих наших жильцов он был своеобразным "справочным бюро". Потому что, находясь целый день во дворе, выполнял всяческие просьбы: что кому передать, что привезли в магазин, а то пойдет принесет больному человеку продукты. Иногда можно было наблюдать, как Симха учил мальчиков и девочек мастерить разные поделки из сучьев, коры березы и еще много других безделушек. Бывало. Его просят: придет Манечка (Танечка, Яшенька) из школы, пусть уж идет гулять. Симха очень аккуратно выполнял эти поручения.


Дети его особенно любили. К ним у нег был какой-то особый участливый подход, они быстро находили с ним общий язык. В последние годы (может быть, это связано с этим тяжелым временем, которое мы все переживаем) Симха еще стал "заклинателем" болезней или, как это сейчас именуют, экстрасенсом. Заболеет в нашем доме взрослый или ребенок, родные поделятся с Симхой своим горем, несчастьем, он тут же говорит:

- Хорошо, я к вам зайду.

И зайдет, и спросит, что случилось. Подсядет к больному. Долго расспрашивает о недугах, пристально что-то изучает, если это взрослый, попросит:

- А ну дайте мне вашу руку. Возьмет ее и снова смотрит в глаза. Затем какую-то молитву нашепчет и заключает:

- Должно, обязательно должно стать лучше.

Если же этот ребенок, также долго смотрит на него шепчет молитву. Уходя, успокаивающе говорит родителям:

- Ваш ребенок будет здоров.

И, конечно, как опять-таки говорят наши соседи, больному становится лучше, а то и вовсе хворь проходила. Скептики одновременно вызывали и участкового врача. Но авторитет старого Симхи от этого не страдал. Сам же он веровал, что именно он помог больному.

События, о которых я рассказываю, проходили на нашем "пятачке". Но Симху знали хорошо и в городе как глубоко верующего. Молился он дома. В синагогу ходил только по праздникам. В связи с этим рассказывали другую историю. А было это тридцать с лишним лет тому назад. Когда решено было ликвидировать часть Еврейского кладбища, вот то самое место, где теперь установлена стела жертвам еврейского погрома, на Скулянке.

В то время еще очень много жило в городе родственников, чьи родители, прародители покоились на этом месте. С болью в сердце думали живые об этом, по правде говоря, душераздирающем факте. Но куда денешься?

Вот тогда создалась группа сподвижников по перезахоронению останков на нынешнее еврейское кладбище. Это был коллективный труд, и среди возглавивших это дело был СИМХА. Тогда еще молодой...

Да что говорить, старый Симха был всеми уважаем, компетентен во многих делах, его советы были всегда разумны и основывались на реальных возможностях.

Вы знаете, - говорил Симха, - мне не важно, какой национальности человек, важно, чтобы он был Человеком - и тогда он является гордостью своей нации.


Каждая беседа с ним оставляла в душе неизгладимый след. Ибо он был начитан, настоящий эрудит. К сожалению, так сложились обстоятельства, что я с ним редко стал общаться. Но выглядывая во двор из моего окна на четвертом этаже, я почти ежедневно видел старого Симху. Он всегда был при деле, среди людей. Однажды возвращался я ранним утром с дежурства. Стояла та прекрасная пора, которую в народе называют "бабьим летом". Ветер, который пронесся ночью, переместил листву с ветвей на тротуар и мостовые, и она лежала прекрасным разноцветным ковром. Лучи восходящего солнца, освещая стволы деревьев, создавали настроение какой-то сказочной таинственности. Прохожих на улице было еще совсем мало. Шел не торопясь, любуясь прелестью пробуждающегося дня, и внутренне радовался этим прекрасным мгновениям жизни. Приблизившись к своему дому, заметил, что у шестого подъезда собралось много жильцов. Сразу екнуло сердце. Похороны? Мысленно перебрал: с кем это могло случиться? И - озноб прошил мое тело. Да ведь в этом подъезде живет старый Симха. Неужели?! Убыстрил шаг, и вот до моего слуха стали доходить веселые голоса, смех, прибаутки. Отлегло. И тут же я узнал, что старый Симха отбывает на землю Обетованную. И вышли его провожать жильцы почти со всего дома. Тогда и подумал: "Наконец старик решился". Это было для меня неожиданностью. Но в душе порадовался за него.


Кто-то сбоку от меня, по-видимому, тоже удивившийся происходящему здесь, произнес:

- Да-да, Симха едет в Израиль.

Это, конечно, случай не из ряда вон выходящий. Едут многие и в гости, и насовсем на Землю Обетованную, но на меня произвели неизгладимое впечатление именно эти проводы.

Их было много за последнее время, но таких...

Около подъезда жильцы устроили живой коридор с цветами. Должен вам сказать, что, если присмотреться, то здесь были люди почти всех национальностей бывшего Союза.

А вот и он, Симха, появился в дверях подъезда.

Подтянутый, элегантный, подчеркнуто опрятный, своей быстрой походкой стал обходить всех. Прощаясь за руку, всем что-то желал, а знал он каждого очень хорошо. Его обнимали, целовали, желали счастливого пути. Но вот он приблизился ко мне. Крепкое рукопожатие - и тогда у меня вырвалось.

- Таки решился, Симха? Он приостановился, мы посмотрели друг на друга, в глаза, и наши сердца забились в унисон.

А Симха сказал:

- Да, мой друг, от судьбы никуда не денешься. Рано или поздно, но побеждает зов предков, - и пошел дальше.

Продолжая наблюдать картину проводов (Симха сел в такси-фургон, с ним еще несколько молодых ребят, которые поехали провожать его в аэропорт), я почувствовал, что кто-то трясет меня за локоть. Оглянулся, Алевтина Ионовна, соседка из третьего подъезда. Пожалуй, самая крикливая в нашей округе. Не раз она заводилась и с Симхой, но тот всегда мог "остудить" ее пыл.

Сейчас она была "ниже травы и тише воды", явно не в своем амплуа, немного даже бледная.

Когда же такси с Симхой отъехало, она тихо проговорила:

- Теперь его нам будет не хватать. Бог ему в помощь!


Михаил КИМЕЛЬФЕЛЬД.
1993 г.
"Независимая Молдова". 29 марта, 2013.
http://www.nm.md/

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11465
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Биографии

Сообщение steinchik » 30 мар 2013, 00:35

Isaac писал(а):Михаил КИМЕЛЬФЕЛЬД.
1993 г.
"Независимая Молдова". 29 марта, 2013.
http://www.nm.md/
Михаил Яковлевич Кимельфельд когда-то был редактором еврейской газеты "Наш Голос". Родился в Хынчештах в 1932 году. Буквально пол-года назад репатриировался в Израиль. Его жена Анна до самого отъезда преподавала в Музыкальном лицее Рахманинова.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 02 апр 2013, 18:31

14 000 км. Путешествие длиной в два с половиной года.

Журналист Вольдемар Гафенко и его супруга Екатерина в сопровождении маленькой собачки отправились
в пеший поход из Кишинёва в Лиссабон (Португалия) и обратно.
Они покинули свой город 30 сентября 1928 года. Путешествие должно быть завершено до 30 марта 1931 г.
Каждый день В. Гафенко отправляет рассказ о своих впечатлениях в журнал "Cuvantul Basarabiei".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18402
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 02 апр 2013, 19:48

rimty писал(а): Путешествие длиной в два с половиной года
15 июня 1929 года газета "La vanguardia" рассказала об этом необычном путешествии.
B это время Вольдемар и Екатерина Гафенко находились в Барселоне.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Жители Кишинёва»