Художественный музей, Национальный музей искусств
Модератор: rimty
Художественный музей, Национальный музей искусств
Шедевры Художественного музея
В отечественной пинакотеке - живопись Айвазовского, Шишкина, Сурикова, Кустодиева, графика Ренуара, Дюрера и Рембрандта.
Вот только мы, по привычке или незнанию, всё сетуем на наше культурное захолустье.
Детище молдавского скульптора и французского авангардиста
«Что есть интересного в вашем городе?» - на этот вопрос заезжих туристов многие из нас лишь виновато разводят руками. А ведь если вдуматься и пораскинуть мозгами, один только Художественный музей Кишинёва в этом отношении – настоящий Клондайк. Он появился на свет более 70 лет назад благодаря стараниям известного скульптора Александра Плэмэдялэ. В 1939 году маэстро сумел убедить коллег по десятому салону Общества изобразительных искусств Бессарабии пожертвовать свои картины в дар будущей экспозиции. Те 160 полотен и стали началом коллекции, а француз Огюст Байяр - художник-авангардист, проживший и проработавший в Кишинёве не одно десятилетие, вошёл в историю как её первый хранитель. К сожалению, судьба того картинного собрания окутана тайной. Доподлинно известно, что в первые дни войны все экспонаты музея спешно эвакуировали. Поезд должен был следовать по железной дороге в сторону Харькова. Но до места назначения состав так и не доехал - то ли его разбомбили по дороге, то ли с ним случилась другая напасть.
Ничего себе, провинциальный музей!
Тем не менее, уже в ноябре1944 года, спустя каких-то два месяца после завершения Ясско-Кишинёвской операции, Художественный музей стали восстанавливать. Под него отдали одно из самых красивых зданий в городе (в своё время в нём останавливалась румынская королевская семья) - бывший дом титулярного советника Владимира Херца. В послевоенные годы с баланса на баланс из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи молдавской столице были переданы жемчужины русской живописи, написанные кистью Шишкина, Репина, Сурикова, Кустодиева, Перова, Саврасова, Крамского , Рериха, Серебряковой, Кукрыниксов… Этот список знаменитых имён можно продолжать ещё и ещё… В 1947 году хранилище музея пополнилось и первой частной коллекцией – произведениями западно-европейской живописи и гравюры. Она принадлежала уроженцу Кишинёва профессору Санкт-петербургской Академии художеств Павлу Шиллинговскому, который перед смертью в блокадном Ленинграде завещал её родному городу. В 50-е Ольга Плэмэдялэ, вдова знаменитого скульптора, передала в дар несколько работ своего мужа. То же самое сделала и дочь Огюста Байяра, которая, помимо картин отца, презентовала музею и большую коллекцию полотен бессарабских художников - многочисленных учеников Мастера. В 70-е годы через экспертно-закупочную комиссию при Минкульте СССР в Кишинёв попали офорты Рембрандта, Дюрера и Ренуара.
Есть в арсенале наших музейщиков и свои «голландцы», и даже позднее итальянское Возрождение! Правда, большинство этих картин безымянно, проверка их авторства – не только сложная, но и очень дорогостоящая процедура. Таких трат музей, увы, позволить себе не может.
Сегодня в общей сложности Национальный музей искусств хранит более 39 тысяч единиц экспонатов.
Некоторые из них достойны отдельного упоминания.
В Кишиневе находится самая лучшая в мире копия знаменитой «Шоколадницы»
Кому не посчастливилось увидеть шедевр Жана-Этьена Лиотара, выставленный в Дрезденской галерее, совершенно не уловит вторичности в нашей «Шоколаднице». Эта копия считается поистине уникальной. Автор полотна - член Российской Академии художеств Александр Лактионов, прославившийся своей картиной «Письмо с фронта». Он написал её в конце 40-х.
Рассказывают, что почтенная комиссия искусствоведов, прибывшая из ГДР, чтобы оценить труд советского копииста, долго не могла определить, где же копия, а где оригинал - так точно художник передал дух лиотаровской пастели - и шуршание атласного платья, и дрожание посуды, и даже запах шоколада, исходящий от картины.
В Советскую Молдавию это полотно перебралось в 1959 году, по линии всесоюзного Министерства культуры. Была ли она отправлена в нашу республику в «художественную эмиграцию», подальше от глаз «охотников за шедеврами», которые в случае чего могли подменить высокохудожественной копией оригинал, или тому послужила другая причина, неизвестно.
«Купальщицы» Зинаиды Серебряковой есть только у нас и в Русском музее
Картины племянницы великого Александра Бенуа, русской художницы «серебряного века» Зинаиды Серебряковой, эмигрировавшей в 1923 году в Париж, сегодня как никогда востребованы на международном рынке антикварного искусства. Её женскими образами и фирменным «ню» не устают восхищаться искусствоведы, коллекционеры и простые ценители живописи во всём мире. В череде самых знаковых полотен художницы называют знаменитую «Купальщицу», написанную в 1911 году. Увидеть её воочию можно в Русском музее. Но не все знают, что вариант этой картины кисти Серебряковой есть и в Кишинёве! Она была передана в дар молдавской столице в победном 45-м.
- Художники очень часто делают несколько набросков своих полотен, - рассказали «Комсомолке» в Национальном музее искусств. - Видимо, в случае «Купальщицы» Зинаиды Серебряковой произошло то же самое. Она пробовала и искала лучший ракурс своей натурщицы и выбрала окончательный вариант, который выставлен сегодня в Русском музее. Это не умаляет достоинств нашей «Купальщицы», которая практически идентична московской.
Кишинёвский Суриков — не «Боярыня Морозова», но всё же...
В одной из дарственных коллекций, полученных от московских и ленинградских музеев в послевоенные годы, оказалось несколько этюдов Василия Сурикова. Долгие годы молдавские искусствоведы были уверены, что речь идёт о фрагменте легендарного полотна «Боярыня Морозова», но только пару лет назад совместными усилиями с коллегами из Красноярского художественного музея имени Сурикова выяснилось, что в Кишинёв попали рисунки к другой, менее известной картине художника - «Благовещение».
Японские гравюры приехали в Молдову из Маньчжурии?
В постоянной экспозиции Национального музея искусств представлена и уникальная коллекция японской цветной ксилографии школы Укиё-э. Стараниями наших искусствоведов она была выкуплена у известной семьи московских коллекционеров ещё в середине 70-х. Те, в свою очередь, приобрели её под занавес Второй мировой войны у одного советского офицера, служившего в Маньчжурии, которая тогда была оккупирована Японией. В самой стране Восходящего солнца долгое время деревянные гравюры считались чем-то вроде лубка, пока не начали пользоваться успехом у западных галеристов и художников. Японские гравюры для них стали не просто антикварной экзотикой, но и пособием по современному искусству. Считается, что именно этот вид графики оказал большое влияние на становление импрессионизма.
Наталия ШМУРГУН, 19.11.2011, http://kp.ru
В отечественной пинакотеке - живопись Айвазовского, Шишкина, Сурикова, Кустодиева, графика Ренуара, Дюрера и Рембрандта.
Вот только мы, по привычке или незнанию, всё сетуем на наше культурное захолустье.
Детище молдавского скульптора и французского авангардиста
«Что есть интересного в вашем городе?» - на этот вопрос заезжих туристов многие из нас лишь виновато разводят руками. А ведь если вдуматься и пораскинуть мозгами, один только Художественный музей Кишинёва в этом отношении – настоящий Клондайк. Он появился на свет более 70 лет назад благодаря стараниям известного скульптора Александра Плэмэдялэ. В 1939 году маэстро сумел убедить коллег по десятому салону Общества изобразительных искусств Бессарабии пожертвовать свои картины в дар будущей экспозиции. Те 160 полотен и стали началом коллекции, а француз Огюст Байяр - художник-авангардист, проживший и проработавший в Кишинёве не одно десятилетие, вошёл в историю как её первый хранитель. К сожалению, судьба того картинного собрания окутана тайной. Доподлинно известно, что в первые дни войны все экспонаты музея спешно эвакуировали. Поезд должен был следовать по железной дороге в сторону Харькова. Но до места назначения состав так и не доехал - то ли его разбомбили по дороге, то ли с ним случилась другая напасть.
Ничего себе, провинциальный музей!
Тем не менее, уже в ноябре1944 года, спустя каких-то два месяца после завершения Ясско-Кишинёвской операции, Художественный музей стали восстанавливать. Под него отдали одно из самых красивых зданий в городе (в своё время в нём останавливалась румынская королевская семья) - бывший дом титулярного советника Владимира Херца. В послевоенные годы с баланса на баланс из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи молдавской столице были переданы жемчужины русской живописи, написанные кистью Шишкина, Репина, Сурикова, Кустодиева, Перова, Саврасова, Крамского , Рериха, Серебряковой, Кукрыниксов… Этот список знаменитых имён можно продолжать ещё и ещё… В 1947 году хранилище музея пополнилось и первой частной коллекцией – произведениями западно-европейской живописи и гравюры. Она принадлежала уроженцу Кишинёва профессору Санкт-петербургской Академии художеств Павлу Шиллинговскому, который перед смертью в блокадном Ленинграде завещал её родному городу. В 50-е Ольга Плэмэдялэ, вдова знаменитого скульптора, передала в дар несколько работ своего мужа. То же самое сделала и дочь Огюста Байяра, которая, помимо картин отца, презентовала музею и большую коллекцию полотен бессарабских художников - многочисленных учеников Мастера. В 70-е годы через экспертно-закупочную комиссию при Минкульте СССР в Кишинёв попали офорты Рембрандта, Дюрера и Ренуара.
Есть в арсенале наших музейщиков и свои «голландцы», и даже позднее итальянское Возрождение! Правда, большинство этих картин безымянно, проверка их авторства – не только сложная, но и очень дорогостоящая процедура. Таких трат музей, увы, позволить себе не может.
Сегодня в общей сложности Национальный музей искусств хранит более 39 тысяч единиц экспонатов.
Некоторые из них достойны отдельного упоминания.
В Кишиневе находится самая лучшая в мире копия знаменитой «Шоколадницы»
Кому не посчастливилось увидеть шедевр Жана-Этьена Лиотара, выставленный в Дрезденской галерее, совершенно не уловит вторичности в нашей «Шоколаднице». Эта копия считается поистине уникальной. Автор полотна - член Российской Академии художеств Александр Лактионов, прославившийся своей картиной «Письмо с фронта». Он написал её в конце 40-х.
Рассказывают, что почтенная комиссия искусствоведов, прибывшая из ГДР, чтобы оценить труд советского копииста, долго не могла определить, где же копия, а где оригинал - так точно художник передал дух лиотаровской пастели - и шуршание атласного платья, и дрожание посуды, и даже запах шоколада, исходящий от картины.
В Советскую Молдавию это полотно перебралось в 1959 году, по линии всесоюзного Министерства культуры. Была ли она отправлена в нашу республику в «художественную эмиграцию», подальше от глаз «охотников за шедеврами», которые в случае чего могли подменить высокохудожественной копией оригинал, или тому послужила другая причина, неизвестно.
«Купальщицы» Зинаиды Серебряковой есть только у нас и в Русском музее
Картины племянницы великого Александра Бенуа, русской художницы «серебряного века» Зинаиды Серебряковой, эмигрировавшей в 1923 году в Париж, сегодня как никогда востребованы на международном рынке антикварного искусства. Её женскими образами и фирменным «ню» не устают восхищаться искусствоведы, коллекционеры и простые ценители живописи во всём мире. В череде самых знаковых полотен художницы называют знаменитую «Купальщицу», написанную в 1911 году. Увидеть её воочию можно в Русском музее. Но не все знают, что вариант этой картины кисти Серебряковой есть и в Кишинёве! Она была передана в дар молдавской столице в победном 45-м.
- Художники очень часто делают несколько набросков своих полотен, - рассказали «Комсомолке» в Национальном музее искусств. - Видимо, в случае «Купальщицы» Зинаиды Серебряковой произошло то же самое. Она пробовала и искала лучший ракурс своей натурщицы и выбрала окончательный вариант, который выставлен сегодня в Русском музее. Это не умаляет достоинств нашей «Купальщицы», которая практически идентична московской.
Кишинёвский Суриков — не «Боярыня Морозова», но всё же...
В одной из дарственных коллекций, полученных от московских и ленинградских музеев в послевоенные годы, оказалось несколько этюдов Василия Сурикова. Долгие годы молдавские искусствоведы были уверены, что речь идёт о фрагменте легендарного полотна «Боярыня Морозова», но только пару лет назад совместными усилиями с коллегами из Красноярского художественного музея имени Сурикова выяснилось, что в Кишинёв попали рисунки к другой, менее известной картине художника - «Благовещение».
Японские гравюры приехали в Молдову из Маньчжурии?
В постоянной экспозиции Национального музея искусств представлена и уникальная коллекция японской цветной ксилографии школы Укиё-э. Стараниями наших искусствоведов она была выкуплена у известной семьи московских коллекционеров ещё в середине 70-х. Те, в свою очередь, приобрели её под занавес Второй мировой войны у одного советского офицера, служившего в Маньчжурии, которая тогда была оккупирована Японией. В самой стране Восходящего солнца долгое время деревянные гравюры считались чем-то вроде лубка, пока не начали пользоваться успехом у западных галеристов и художников. Японские гравюры для них стали не просто антикварной экзотикой, но и пособием по современному искусству. Считается, что именно этот вид графики оказал большое влияние на становление импрессионизма.
Наталия ШМУРГУН, 19.11.2011, http://kp.ru
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
дублирую (из темы о доме Херца):
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Каталог выставки "Рисунки Нади Рушевой" в Художественном музее в 1971 году.bunicaSoni писал(а): ...По поводу выставки Нади Рушевой: мне отчетливо запомнился Музей изобразительных искусств (дом Херца), нас всем классом водили на эту выставку, а училась я тогда в 3-м классе. Хорошо запомнила и рисунки, впечатлили. Но не меньше поразил сам музей и его залы (скорее всего, это было первое моё посещение этого музея).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
В 2009 году в Национальном художественном музее прошла выставка картин художника Огюста Байяра (Auguste Baillayre),rimty писал(а): Плэмэдялэ сумел убедить коллег пожертвовать свои картины в дар будущей экспозиции. Те 160 полотен и стали началом коллекции, а француз Огюст Байяр - художник-авангардист, проживший и проработавший в Кишинёве не одно десятилетие, вошёл в историю как её первый хранитель.
...дочь Огюста Байяра, помимо картин отца, презентовала музею и большую коллекцию полотен бессарабских художников - многочисленных учеников Мастера.
приуроченная к 130-летию со дня рождения мастера.
"Огюст Байяр (1879—1961) был яркой, творческой, известной личностью. Француз по происхождению, он получил блестящее образование в Амстердаме, затем в Санкт-Петербурге. Был знаком с братьями Бурлюк, Владимиром Маяковским, Марком Шагалом, - рассказала зам. директора Национального художественного музея С. Почумбан. - В период с 1918 по 1942 годы художник жил и работал в Кишинёве: преподавал в школе изящных искусств, был одним из основателей Общества изящных искусств, а затем назначен директором муниципальной пинакотеки, на основе которой в 1932 году и был создан наш музей".
Согласно завещанию Байяра, 342 картины художника были переданы Национальному художественному музею и Национальному архиву РМ.
point.md
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Открытие экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения Иона Крянгэ. 1957 год.
Кадры из хроники: /с сайта А.Лупана/
Кадры из хроники: /с сайта А.Лупана/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Национальный Художественный Музей
Национальный художественный музей Молдовы – единственный подобный институт в нашей республике. Музей основан на коллекции муниципия Кишинев, созданной в 1939 году. Идея образования художественного музея принадлежит скульптору Александру Плэмэдялэ. Изначально коллекция насчитывала более 160 работ. В большинстве своем они были подарены музею участниками Десятого салона Общества изобразительных искусств Бессарабии, проходившем в Кишиневе в 1939 году.
Первым директором коллекции холстов стал художник August Baillayre. Первоначально коллекция обосновалась в двух залах Примэрии. Доступ публики к ней был позволен в ноябре 1939 года. Практически это и стало началом существования первого музея бессарабского искусства.
Художественные коллекции музея располагаются в трех зданиях, которые объявлены памятниками архитектуры. Это дом Херца, построенный в 1903-1905 годах в стиле барокко, дом адвоката Клигмана, построенный в неоклассическом стиле конца 19 века неподалеку от дома Херца. С 1989 года деятельность Национального художественного музея Молдовы разворачивается в здании по адресу 31 августа 1989, 115, построенном в 1895-1901 годах по проекту А. Бернардацци, в неоклассическом стиле с готическими элементами. Первоначально здесь находилась женская гимназия, созданная принцессой Наталией Дадиани, имя которой гимназия носила до 1940 года.отсюда
Первым директором коллекции холстов стал художник August Baillayre. Первоначально коллекция обосновалась в двух залах Примэрии. Доступ публики к ней был позволен в ноябре 1939 года. Практически это и стало началом существования первого музея бессарабского искусства.
Художественные коллекции музея располагаются в трех зданиях, которые объявлены памятниками архитектуры. Это дом Херца, построенный в 1903-1905 годах в стиле барокко, дом адвоката Клигмана, построенный в неоклассическом стиле конца 19 века неподалеку от дома Херца. С 1989 года деятельность Национального художественного музея Молдовы разворачивается в здании по адресу 31 августа 1989, 115, построенном в 1895-1901 годах по проекту А. Бернардацци, в неоклассическом стиле с готическими элементами. Первоначально здесь находилась женская гимназия, созданная принцессой Наталией Дадиани, имя которой гимназия носила до 1940 года.отсюда
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
1947 год фото П. Лисенкина
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
фото Александр Караман
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дома Клигмана и Херца
Семидесятые годы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
- В залах Художественного музея
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Билет, позволяющий фотографировать в Художественном музее.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
До 6 июня 2014 года в Музее открыта выставка "Urme germane in Republica Moldova 1814-2014".
Выставка интересная, рекомендуется к посещению Обложка буклета:
Выставка интересная, рекомендуется к посещению Обложка буклета:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Фото со страницы Agentia de Inspectare si Restaurare a Monumentelor.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Выставка <изобразительного искусства> Болгарии.
Фотоальбом "Кишинёв" (изд. 1963 года).
Фотоальбом "Кишинёв" (изд. 1963 года).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Ion Chibzii
- Гражданин
- Сообщения: 3591
- Зарегистрирован: 12 авг 2014, 16:58
- Откуда: Село Паскауцы, Рышканский район.
- Контактная информация:
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Фото Л.Кушниренко,Б.Челышева
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Полагают, что портрет Екатерины II, храняшийся в Государственном художественном музее г. Кишинёва, принадлежит кисти известного итальянского живописца Джованни Батисты Лампи, который, кажется, одно время работал на землях молдавского княжества.rimty писал(а):Шедевры Художественного музея
«Что есть интересного в вашем городе?» - на этот вопрос заезжих туристов многие из нас лишь виновато разводят руками. А ведь если вдуматься и пораскинуть мозгами, один только Художественный музей Кишинёва в этом отношении – настоящий Клондайк.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Карманный календарик на 1974г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Художественный музей, Национальный музей искусств
Портрет неизвестной. 1875 г.
Должен храниться в нашем музее.
Работа русского художника Василия Перова, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Должен храниться в нашем музее.
Работа русского художника Василия Перова, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.