- Здравствуй, «Молдова-филм»!
«Гримерный цех «Молдова-филм» принял меня несколько настороженно. Мои ровесники еще ходили в ассистентах, в то время, как я уже была самостоятельным художником-гримером. Период адаптации прошел быстро, и я погрузилась в работу. Ее было много, и она была интересной. Здесь «география» каждого фильма могла охватить сразу несколько регионов. В экспедициях приходилась бывать по нескольку месяцев, и это безумно выматывало. Но по завершению картины, мы уже с нетерпением ждали наступления следующей».
Тогда на «Молдова-филм» царила довольно серьезная конкуренция – на киностудии работало целое созвездие талантливых режиссеров – Эмиль Лотяну, Василий Паскару, Василий Брескану, Валериу Гажиу, Николай Гибу, Георге Водэ. Каждый из них обладал самобытным авторским почерком, в нагрузку к которому прилагался сложный и зачастую полный противоречий характер.
«С некоторыми режиссёрами находиться на одной площадке было совсем непросто. Их «крепкое словцо» доставалось и актерам, и всей съемочной группе. Если говорить о Лотяну, с которым я работала на «Лэутарах», он отличался невероятной требовательностью и жесткостью, был скуп на похвалу, но в жизни был очень добродушным и порядочным человеком. Так получилось, что после «Лэутар» я нуждалась в характеристике для получения очередной профессиональной категории. И было очень неожиданно получить ее от Лотяну, где он отозвался обо мне в очень уважительной и благодарной форме».
Гример — помощник и друг …
Имя художника-гримера Раисы Болотневой фигурирует в титрах более 30 картин, производства «Молдова–филм». С каждой из них у нее связан целый ворох воспоминаний, особенно яркие касаются тех, что были сняты ее любимыми режиссерами.
«К их числу я, безусловно, отношу Василия Брескану, который умел создать на съемках комфортные условия и настроить всех на «одну волну». Очень люблю его фильмы «Ошибка Тони Вендиса», где блистательно сыграл Игорь Косталевский; «Фаворит» с латвийским актером Арнис Лицитисом; но особенно ленту о подвиге Александра Маринеско «О возвращении забыть». Это был, выражаясь современным языком, масштабный проект, в котором был задействован весь Балтийский флот. Для воссоздания военных морских баталий использовались настоящие эсминцы, авианосцы, подводные лодки. Не обошлось и без казусов.
В Выборге снимали сцены, где эсэсовцы маршируют по городу. Зрелище было настолько натуралистичным, что шведские туристы тут же стали все это фотографировать. Узнавшая об этом мэр города вызвала Брескану к себе – оказывается, разрешения на съемку ему никто не давал. Дело, в конце концов, удалось уладить. Примечательно, что после выхода на экраны этой военной драмы, Александр Маринеско, о легендарной личности которого долгие годы почему-то умалчивалось, был награжден званием Героя Советского Союза».
Съёмочный день любого актера всегда начинается с кресла гримера. Некоторые герои проводят в нем по 2-3 часа, а то и больше. За это время, колдующему над образом художнику приходится брать на себя роль психотерапевта – успокаивающего и поддерживающего во всем, а иногда и друга, умеющего сопереживать и хранить секреты.
«Через мои руки прошло огромное количество актеров. Кому-то перед выходом на съемочную площадку надо выговориться и поделиться чем-то сокровенным, кто–то впадает в эйфорию и начинает делиться «тайнами мадридского двора», другим надо обеспечить абсолютную тишину, чтобы настроиться на роль. К их числу, например, принадлежал Сергей Лункевич – интеллигент до мозга костей, личность которого у всех вызывала благоговение. С Игорем Косталевским у меня сложились очень доверительные отношения, он любил выслушать, что я думаю о каждой его сыгранной сцене. Сергей Никоненко и Александр Филлипенко поражали меня своей эрудицией, потрясающей начитанностью.
Очень приятно было работать с Кларой Лучко – на «Молдова-филм» она снялась в шести картинах. В перерывах между съемками мы могли с ней запросто вместе сходить в кино или ресторан. Однако теснее всего мы приятельствовали с Тамарой Семиной – это актриса с хорошим чувством юмора, очень искренняя и открытая».
Работа с …Джеймсом Бондом
В обширной фото-картотеке Раисы Ивановны – весь актерский «цвет» советского кинематографа. И каково же было удивление среди всех «заслуженных» и «народных» обнаружить там героя «Властелина колец» и «Игр престола» – Шона Бина, и самого кассового и высокооплачиваемого в истории «Бондиады» «Джеймса Бонда» – Дэниэла Крэйга.
«В 1993 году меня и еще несколько молдавских коллег в составе международной киногруппы пригласили в Крым на съёмки популярного английского сериала « Приключение королевского стрелка Шарпа».
Главного героя в нем сыграл очень скромный, и даже где-то стеснительный актер Шон Бин. Роль Дэниела Кэрйга была менее заметной – в отличии от уже «звездного» Бина, он только начинал свою кинокарьеру. Со всей актерской группой мы очень сдружились. Англичане вообще поражали нас своей работоспособностью – они могли шумно кутить до середины ночи, при этом умудрялись в 7 утра к началу съемок выглядеть свежими, как огурчики. Им жутко нравилось все советское, наверное, каждый из них увез домой по несколько комплектов советской морской формы. По окончании съемок, помимо солидного гонорара, нам всем сделали шикарные подарки, презент мне вручил лично Дэниэл Крэйг».
Советские гримеры в своей работе проявляли чудеса изобретательности.
Лепили из папье-машье лысины,из подручных средств мастерили шрамы и родинки. Европейские коллеги не уставали поражаться, как в отсутствие проф.материалов, они ухитряютсясоздавать такие шедевры.
«Хорошие грим-материалы молдавская киностудия получала с «Мосфильма», но все равно приходилось как-то фантазировать и доводить все это до ума. Поэтому, когда мы увидели, с чем придется работать на английском сериале, чуть не сошли с ума от счастья. Это были специальные пасты, клеи, мастики, губки, тончайшие синтетические волокна, имитирующие волосы и многое другое. По завершении съемок все это гримерское богатство нам подарили. У англичан совершенно иной подход к организации кинопроцесса, они создавали настолько достойные условия труда, настолько заботились обо всей съёмочной группе, что работать было одно удовольствие».
С развалом Союза финансирование молдавской киностудии свелось к минимуму. Но Раису Ивановну продолжали звать на съемки российские режиссёры. Выйдя на пенсию, она подрабатывала на TeatrTV, телевидении и в рекламных студиях.
«Я всегда ощущала свою востребованность в профессии, и чаще отказывалась от чего-то сама, чем сидела без дела. Оглядываясь назад, вспоминая все проблемы и трудности, я все равно ничего бы не поменяла, и снова посвятила бы свою жизнь только кино!»
http://talenthouse.md