Сообщение
Isaac » 08 апр 2014, 15:15
ТРАНСНИСТРИЯ: БЫЛИ ЛИ РУМЫНЫ "ДОБРЕЕ" НЕМЦЕВ ?
Яков Зубарев
-----------------------------------------------------------------------------------
В эти дни исполняется 70 лет со времени освобождения советскими войсками Транснистрии - несуществующей на карте "страны зла", где нмецкие и румынские фашисты уничтожали во время Второй мировой войны сотни тысяч евреев. Этому событию была посвящена специальная церемония в Зале Памяти меомориального музея Яд-ва-Шем. В ней принимали участия бывшие узники концлагерей и гетто, которые собрались потом в музейной аудитории, чтобы вспомнить страшные дни детства ( а все они были в те годы детьми и подростками ) и почтить память погибших соплеменников.
Наша газета не раз писала о Транснистрии, но каждое обращение к этой теме открывает все новые и новые страницы истории, позволяет вспомнить о том, что творилось в этой «стране» в годы Второй мировой войны.Транснистрия была образована в августе 1941 года в соответствие с румыно-немецким договором на территории оккупированной южной Украины- Одесской, Винницкой и Николаевской областей, а также левобережной части Молдавии.
Несмотря на задокументированные свидетельства очевидцев и многочисленные архивные источники, бытует мнение, что «под румынами» евреям Молдавии и Украины «жилось» немного легче, чем их соплеменникам в Белоруссии и Балтии, что румынские солдаты были «добрее», чем их немецкие «коллеги». Учитывая, что практически все белорусское, литовское, латышское и эстонское еврейство было уничтожено в первые же месяцы войны , слово добрее в данной ситуации, действительно может звучать в какой-то степени оправдано. Но фабрики смерти и в Транснистрии не знали передышки. Румынские власти не собирались терпеть еврейское присутствие на выделенной им земле, и об этом говорит множество документов. С ними и познакомил гостей музея научный сотрудник «Яд-ва-Шем» доктор Арон Шнеер.
Транснистрия, - рассказал он собравшимся, - была образована летом 1941 года на территории между реками Днестром и Бугом и самой южной части Украины. Она просуществовала два года и семь месяцев - до освобождения советскими частями 10 апреля 1944 года Одессы. За время хозяйничания румынских властей здесь процветали убийства, грабежи, пытки, издевательства, голод. Если немцы уничтожали евреев организованно, систематически и тотально, то геноцид, осуществлявшийся румынами, носил несколько иной характер.
У тогдашнего диктатора Румынии Антонеску не было заготовленного плана уничтожения и депортации евреев, но все зависело от воли местных «фюреров» - каждый губернатор, префект полиции, военые и даже наделенный минимальной властью гражданский чиновник могли поступать по отношению к евреям по своему усмотрению. Тем более по своему усмотрению действовали военослужащие, вступившие в июле 1941 года на территорию Молдовы и Бессарабии - ведь они получили на эти действия прямой карт-бланш от самого Антонеску. Уже 3 июля, спустя двенадцать дней после начала войны против Советского Союза, он заявил: « Я за насильственную миграцию еврейских элементов Бессарабии и Буковины. Мне безразлично, будем ли мы выглядеть в истории как варвары – более удачного момента никогда не существовало в нашей истории. У вас есть мои приказы. Я прошу вас быть беспощадными. Я говорю вам: тут нет закона, поэтому действуйте без лишних формальностей, при полной свободе действий, отбросив осторожность. Если нужно - стреляйте из автоматов.»
Еще до вступления румынских войск во многих молдавских селах и местечках начались погромы, о которых до сих пор мало говорят и практически не пишут. Об одном из таких погромов написала в дополнение к своим листам свидетельских показаний Анна Сойфер: « Когда началась война наша семья убежала из Фалешты. Дошла пешком до Домбровены, остановилась в большом доме с двумя выходами - его хозяева успели уехать раньше. В доме было много беженцев. Ночью начался погром. Буйствовали местные жители. Подожгли синагогу и начали убивать тех, кто остался. Часть людей выбежала через центральный вход, и их убили у дверей. А мы подошли к черному выходу и остались живы. Среди погибших были родные моего отца - Хинка, Шойел и трое взрослых детей;Хоникман Вася, Мойше и двое детей, брат Хаим, его жена Лея и двое детей, сестра Ривка с мужем, Ида Бокман и их четверо детей. Когда рассвело и начали перекликаться, их не оказалось. Оставшиеся в живых мужчины пошли их искать и увидели гору трупов, убытых вилами, топорами. Среди них были сестры и братья моего отца с семьями...»
Повторю: это было до оккупации. А что происходит после ? Вот свидетельство Сары Вайсман о смерти своего дяди в Садово Каларашского района. В первые дни оккупации Меира Лейба Лернера ( он был раввином ) убили молдаване села. Его привязали к телеге, которая делала круги по деревне, и крестьяне бросали в Меира Лейба камни.
Одно из самых зверских и безжалостных убийств было совершено в селе Пепень Сынжереского района. Тут слились воедино зверства местных жителей и румынских жандармов. В ночь с 10 на 11 июля 1941 года было убито 326 евреев. Жандармы стреляли из автоматов, тем не менее убили не всех. Вот что рассказал на следствии один из убийц- Соколенко: « Я приехал с поля домой и услышал выстрелы и дикие крики. Я пошел посмотреть , что случилось, по пути встретился с командиром жандармского поста, который тут же дал мне толстую палку и сказал: « Иди помогать убивать евреев ». Когда я подошел к зданию при мэрии, где был закрыты евреи, то увидел, что многие местные жители очень старательно убивают евреев. Увидев это, я сразу начал убивать тех евреев, которые спасались от смерти - бежали кто в окна, кто в двери. Я встал возле окна и бил по голове пытвшихся спастись, разбивая им головы. Палка, которой я убивал евреев, была вся в крови. Это продолжалось до двух часов ночи. Местные жители убивали евреев вилами, сапами, топорами. Мне было безразлично кого убивать: взрослого или ребенка, мужчину или женщину. Я бил всех подряд. Как только кто-то из евреев выбегал во двор, я тут же палкой, что была в моих руках, убивал его насмерть. Бил, стараясь убить с одного удара. Взрослых убил более десятка. После того как истребили всех евреев, я вместе с другими участниками погрома начал их грабить-забирать у них деньги, ценности, одежду. Я лично снял с убитых несколько мужских рубашек, и с ними ушел к себе домой».
То же самое происходило в селе Инешты Теленештского района. Женщин, стариков и детей 6 - 9 летнего возраста убивали палками, а трупы сбрасывали в ямы, сняв с них предварительно одежду и обувь. И таких примеров можно привести десятки.
3 июля румынские части вошли в городок вблизи границы. В тот же день 450 местных евреев из пятисот были убиты. Так же вела себя и румынская армия на протяжениеи всего пути по захваченной территории. 4 июля они заняли Старожинец – в нем было убито 200 евреев.
Кроме расстрелов и издевательств для румынских солдат, в отличие от немецких, было характерно массовое изнасилование женщин и девочек-подростков. В городах Жадово и ряде других женщин изнасиловали, а мужчинам отрезали бороды, многие были убиты. Из 400 евреев Костешты и Криницы в живых осталось 40 человек. 5 июля румыны заняли столицу Буковины Черновцы, где еврейское население составляло 50 тысяч человек. Солдаты сразу окружили еврейскую часть города, грабя дома и убивая сотни евреев. На следующее утро убийства продолжались, в течение дня было убито 2000 евреев. И это тоже соответствовало приказам румынского военного командования.
Начальник штаба 4-й румынской армии издал приказ: « Вражеские агенты пытаются совершить акты саботажа, снабжая врага информацией, даже убивают отдельных воинов. Еврейское население повсеместно принимает в этом участие. Мы требуем быть безжалостным по отношению к этим преступникам».
Все эти страшные акции проходили на северном участке румынского фронта, но подобные зверства были и на центральном. Интересно, что в начале войны местные евреи боялись больше румын, чем немцев. Так, евреи города Бельцы, опасаясь румынской армии – слухи об их зверствах уже дошли, - бежали из города. 9 июля в Бельцы вошли немцы, и евреи стали возвращаться в свои дома. По приказу немецкой военной полиции их заключили в гетто. Когда немцы покидали город, они передали его румынам, и те переправили евреев в лес, в лагерь, окруженный колючей проволокой. Там многие узники умерли от голода. Позднее оставшихся в живых депортировали в Маркулешты, а оттуда – в Транснистрию. В Маркулешты существовала богатая еврейская сельскохозяйственная колония - она насчитывала 2300 человек. 8 июля румыны оккупировали село и в течение 4 часов уничтожили тысячу евреев.
В конце июля 1941 года Северная Буковина и Бессарабия, на территории которой проживало 270 тысяч евреев были полностью заняты румынскими и немецкими войсками. Выполняя указания Антонеску об очищении Бессарабии и Буковины от евреев, их начали под конвоем отправлять на восток. Толпы обреченных людей шли по дорогам. Из деревень их гнали в города, которые становились пунктами концентрации, а затем к Днестру. На конец ноября евреи оставались еще только в трех городах – Черновцах, Строжинце и Кишиневе. 8 октября Антонеску приказал выселить евреев и из этих городов, а также Южной Буковины и Дрокиевского района. Их высылка завершилась к концу декабря, но в последний момент 20 тысяч черновицких евреев получили разрешенияе остаться в городе. Во время этапирования в Транснистри конвоиры издевались над евреями, насиловали женщин идевушек, а местные жители грабили. Они даже выкупали некоторых евреев у румынских жандармов, но вовсе не для спасения, а чтобы ограбить и затем убить.
В самой Одессе уже на следующий день после занатия ее румынами, 17 октября, были расстреляны около 3-4 тасяч мужчин, главным образом евреев. 22 октября была взорвана румынская комендатура, и на следующее утро были расстреляны и повешены заложники- около пяти тысяч мирных граждан. Тогда же в артиллерийских складах за городом были расстреляны пленные красноармейцы, коммунисты, комсомольцы, в том числе около 19 тасяч евреев, а их тела сожжены. Еще пять тысяч евреев были согнаны в тюрьму и 24 октября уведены на заставу Дальник, где помещены в бараки и сожжены. Всего же менее чем за месяц было уничтожено около 35 тысяч евреев. С 21 декабря 1941 по 15 февраля 1942 годов в селе Богдановка были расстреляны 44000 евреев Одессы и Одесской области.
В Транснистрии было создано более 250 лагерей и гетто. После первого крупного поражения немцев под Москвой в декабре 1941 Антонеску, как бы предчувствуя будущее нацистской Германии, замедлил темпы расстрельных акций. А после разгрома немецкой армии Паулюса под Сталинградом в феврале 1943-го румыны вовсе прекратили расстрелы евреев, но обрекли их на смерть от голода и болезней.
Особо стоит остановиться на помощи бухарестского еврейского центра румынским евреям. Центр сотрудничал с режимом Антонеску и спас немало евреев Румынии. При центре действовал подпольный комитет, американские евреи собрали около 50 тысяч долларов для помощи своим румынским соплеменникам. Но эта помощь не распространялась на румынских евреев, ставших гражданами Соетсткого Союза в результате присоединения Западной Украины. И это надо сказать порождало трения меду евреями обеих групп.
До сегодняшнего дня не известно точное количество евреев, погибших в Транснистрии. Известный ученый Рауль Хильберг говорит о 270 тысячах человек, историк Жан Анчел – о 310 тысячах убитых только в Транснистрии и 100 тасячах убитых в 1941 году в Бессарабии и Буковине. Официальная комиссия в Румынии по изучению Холокоста румынских, молдавских и украинских евреев говорит о гибели 280-380 тыаяч человек.
Данные противоречивы, точную цифру мы , видимо, никогда не узнаем. Но последние исследования бывших узников гетто супругов Валентины Тырмос и Якова Верховского, основанные на румынских архивах, показывают, что на территории Транснистрии было собрано 438 тысяч евреев, из них уничтожено 317 тысяч, в живых осталось около 120 тысяч человек, в основном из северной части.
Справедливости ради надо сказать, что некоторые жители Молдавии и Украины спасали евреев - они удостоены звания Праведников народов мира. Но, к сожалению, таких людей было значительно меньше тех, кто убивал и помогал убивать...
----------------------------------------------------------------------------------------------------
«The Jerusalem Post – Время НН», вып. 3 апреля, 2014. стр.24, 25.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.