- О Викторе Сундееве
Театром руководил заслуженный артист Молд. ССР Изяслав Иосифович Сологубенко (1926-1996),
позволявший подопечным называть его сокращённым именем Изосич.
Я с этим театром познакомился, когда ещё девятиклассником на каникулах приехал
в Кишинёв к брату, а он повёл меня на репетицию «Факела».
Изосич умел найти подход к каждому, с кем работал над спектаклем, увлечь его ролью, правильно настроить. И юные актёры играли с полной отдачей – и Наташа Потёмкина, и Нина Ошивалова, и Игорь Васильев, и Александр Соколов, и другие. Но главными звёздами театра «Факел», по общему признанию, были Лана Еникова и мой брат.
Витя играл на пару с Ланой Ениковой в спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, и это была очень удачная, яркая постановка. На спектакль, ставший событием в городе, кишиневцы, что называется, валом валили.
Событием стал и другой спектакль, где в главных ролях были Лана и мой брат: по пьесе Валентина Ежова «Соловьиная ночь».
Однако удавались Вите роли не только героев, но и характерные. Так, он создал полнокровный образ Хардэйкра в спектакле по пьесе Дж. Б. Пристли «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун».
Брат стал ведущим актером этого театра не только в силу своего природного дара, но и потому, что прошёл школу дубоссарского ТЮЗа, школу Никсеевны. Она, кстати, приезжала, по приглашению Вити, на премьеру одного из спектаклей с его участием. Брат познакомил её с Сологубенко, который отнёсся к ней с огромным уважением.
А теперь чуть подробнее остановлюсь на том, что известно лишь очень немногим.
…В любительском театре «Товарищ» при кишиневском Дворце профсоюзов, где после «Факела» работает Изосич, – премьера спектакля «Анджело, тиран Падуанский» по пьесе Виктора Гюго. До открытия занавеса остаётся минут сорок, и вдруг выясняется, что парень, играющий роль наёмного убийцы Габоардо, заболел. Изосич в ужасе: роль небольшая, но без неё нельзя. И тут, неожиданно для всех, появляется Витя. Он приехал на выходные из райцентра Чадыр-Лунга, куда был направлен по распределению преподавать в школе русский язык и литературу. Пошёл на «Анджело», потому что хотел повидаться со мной, с Изосичем, с друзьями, играющими в этом спектакле: Ланой Ениковой, Серёжей Комаровым, Витей Басом.
Изосич воспринимает появление Вити как дар небес. Бросается к нему: выручай! Брат, слегка посопротивлявшись, уступает его напору.
В распоряжении Вити очень мало времени. Нужно выучить текст роли, войти в образ, порепетировать с двумя незнакомыми партнёрами, переодеться, загримироваться…
И вот доходит черёд до сцены, в которой участвуют убийцы. С первых же слов брата зал оживляется. И это не только оттого, что у Габоардо хорошо поставленный голос и отменная дикция. Витя вжился в роль. Уловил оттенки, вложенные в неё автором. Его персонаж – человек страшный, но и очень ограниченный, а оттого выглядит смешным. Умирающий шпион-инквизитор Омодэи называет этим двоим имя человека, которого надо прикончить: Родольфо. Проходят считанные минуты, а туповатые убийцы уже не могут толком вспомнить услышанное имя:
«Орфео. Он сказал: Родериго.
Габоардо. Нет, он сказал: Пандольфо».
Габоардо хочет, чтобы его голос звучал твёрдо, но у него не получается, ибо он не до конца уверен, что это именно так. Стремление убедить самого себя и растерянность на дубоватом лице производят комический эффект. Зал смеётся, смеётся с облегчением, потому что понял: убийцы с таким уровнем умственного развития не сумеют отыскать Родольфо.
Небольшая роль Габоардо, сыгранная практически без подготовки, стала одной из самых ярких в спектакле.
Помогло делу не только актёрское мастерство моего брата, но и его умение моментально входить в неожиданную ситуацию. У него получалось это при любых обстоятельствах, в любой компании: мгновенно включаться и словно бы из воздуха вылавливать требуемую в этот момент модель поведения и наиболее подходящие слова.
Импровизация была его стихией, и во многом благодаря именно этому он замечательно
вёл позже и передачи на молдавском телевидении, и разного рода вечера и концерты.
Николай Сундеев, "Памяти брата"
2015 г. http://kstati.net/dux-neugomonnyj/