Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Модератор: rimty
Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
УСАДЬБА ДОМБРОВСКОГО. Начало XX в. Усадебно-парковый ансамбль, расположенный на окраине села, на пологом северо-восточном склоне холма, занимает площадь 5,2 га . Построен в начале ХХ в. в имении наследников участника Отечественной войны 1812 г. И. М. Бржозовского (1784-1866) его зятем и владельцем усадьбы ген. В. Домбровским.
Усадебный дом и комплекс служебных и хозяйственных построек сооружен около 1910 г. В 1912-1914 г г . заложен парк. С учетом местных условий его закладывал паркостроитель И. В. Владиславский-Падалко, создавший один из лучших и своеобразных усадебных ансамблей
с ландшафтным парком на малой территории.
Усадебный дом частично искажен ремонтами и перестройками. Изменен материал кровли. Постройки хозяйственного двора в большинстве
утрачены и перестроены. Ландшафтные элементы парка нуждаются в реконструкции.
В основе планировочно-композиционного решения ансамбля лежит принцип построения больших и малых ландшафтных перспектив, раскрывающихся из главной видовой точки — площадки, на которой расположен усадебный дом. Дорожная сеть является планировочной основой, объединяющей в единое целое открытые и закрытые пространства, раскрывает парковые картины. Она организована в виде кольцевых маршрутов, берущих начало у дома и проходящих по дорожкам и опушкам. Общему стилю планировки парка соответствует своеобразный прием решения парадного въезда ландшафтно организованной, плавно изгибающейся подъездной аллеи. Этим обеспечивается эффект неожиданности раскрытия сразу с близкого расстояния основной композиционной доминанты дома - шатра, венчающего главный вход. Важная роль одноэтажного дома-усадь бы в общей композиции ансамбля подчеркнута скульптурностью его объема. Масштабные архитектурные формы являются постоянным визуальным ориентиром. С дорожек и полян последовательно раскрываются своеобразные живописные картины. Наиболее интересные моменты композиции фасадов заключены в рамы из темной и светлой зелени елей, искусно высаженных вокруг здания. Служебный флигель и каре хозяйственного дво ра скрыты плотной зеленью.
В системе построения ансамбля соблюден принцип организации композиций модерна — центробежность и центростремительность связей. В его планировочной композиции, характере построения пейзажа, принципе размещения архитектурных объектов отразились основные направления
русского паркостроительного искусства конца XIX в. Парк представля ет собой ценный объект ландшафтной архитектуры в планировочном и дендрологическом отношении. Объявлен заповедным, охраняется государством.
В объемно-пространственной композиции усадебного дома нашла отражение своеобразная трактовка принципов английского коттеджа в эпоху раннего модерна. Характерной особенностью планировочной композиции является учет региональных особенностей быта и климата в сочетании с применением планировочных приемов, свойственных стилю. В качестве ядра композиции выявлен просторный холл — передняя, вписанный в центр группы парадных помещений. Пространство холла, отмеченное извне высоким шатром, является центром всей структуры ансамбля.
Одновременно это центр тяготения всей жизни дома, объединяющий в целое различные функциональные зоны. Здесь устроен камин (реконструирован в 1970-х гг.) . Важную роль в интерьере холла играет рассеянное освещение верхним светом, проникающим сквозь мелкие переплеты окон в основании шатра. Традиционная связь с парком парадного зала - гостиной и столовой осуществлена через просторную крытую террасу.
Здесь же предусмотрены связи со вспомогательными помещениями и кухней, располагавшейся, по традиции, во флигеле. Южная сторона дома
занята жилыми комнатами. Часть жилых и служебных помещений расположена в мансарде. Убранство интерьеров не сохранилось.
Целесообразности и рациональности, заложенным в планировочной композиции, соответствуют простота и утилитарность конструктивного решения. Изломанность очертаний плана и дифференциация высот помещений определяют динамику и пластику фасадов, создающих множество интересных ракурсов при обходе здания, обеспечивают его пространственную связь о парком. Этим обусловлена предельная лаконичность декора фасадов; использованы зубцы, лепные обрамления верхней части оконных проемов, измельченная разбивка верхних оконных фрамуг.
Композиционно-планировочным центром усадебно-паркового ансамбля является дом. От него открываются основные перспективы на две
большие и две малые поляны, построенные на основе диагональных осей, сходящихся к дому. Для создания иллюзии большого пространства, защи ты внутренней части парка и создания благоприятного микроклиматического режима для произрастания инорайонных пород, а также для изоляции его от малоинтересного окружающего ландшафта, по периметру парка создана периферийная зона насаждений, которая внутри, в некоторых местах, переходит в сплошные массивы. Основу насаждений периферийной зоны и массивов составляют в северо-западной и юго-вос
точной части ясень обыкновенный, в северо-восточной части — акация белая и софора японская, в юго-восточной — клен полевой и берест.
Другой функциональной зоной являются открытые пространства (поляны, дороги, открытая территория вокруг дома). Насаждения занимают площадь 2,6 га , открытые пространства — 2,6 га.
Живописность парковому пейзажу придают поляны, построенные на глубоком знании пространственной и колористической композиции. Большие поляны построены с учетом законов линейной перспективы, укорочения и удлинения расстояний. Левая перспектива построена с учетом иллюзорного увеличения ее дальности. Этому способствует рамка из обыкновенной и голубой елей и завершение поляны кленом серебристым со
светлой кроной. Правая перспектива начинается рамкой из группы обыкновенной и голубой елей и завершается группой сосен, посаженных отдельно вне массива, что создает иллюзию сокращения пространства.
Основу опушек полян формируют ясеневые насаждения, оформленные отдельными декоративными породами: софорой, елью, черешней, дубом северным, черешчатым и пирамидальным.
Две меньшие поляны (западная и северная) имеют округлые живописные формы. Пейзаж западной поляны по опушке оформлен двумя экземплярами каштана конского, кленом серебристым, дубом черешчатым, тополем белым, ясенем обыкновенным плакучей формы. Особую декоративную роль в оформлении северной поляны играет ровная поверхность газона, обрамленная снизу красивоцветущим кустарником.
В парке насчитывается 26 видов и форм деревьев и кустарников.
Здесь успешно растут редко встречающиеся виды: липа Кавказская, клен серебристый, дуб северный и малораспространенные в республике — ива плакучая белая, шаровидная форма каштана конского.
Лит.: Леонтье в П. Парки Молдавии. Кишинев, 1967.
О. В. Руденко, Я. Н. Тарас
"Свод памятников культуры и истории Молдавской СССР. Северная зона", Кишинёв, "Штиинца", 1987
Усадебный дом и комплекс служебных и хозяйственных построек сооружен около 1910 г. В 1912-1914 г г . заложен парк. С учетом местных условий его закладывал паркостроитель И. В. Владиславский-Падалко, создавший один из лучших и своеобразных усадебных ансамблей
с ландшафтным парком на малой территории.
Усадебный дом частично искажен ремонтами и перестройками. Изменен материал кровли. Постройки хозяйственного двора в большинстве
утрачены и перестроены. Ландшафтные элементы парка нуждаются в реконструкции.
В основе планировочно-композиционного решения ансамбля лежит принцип построения больших и малых ландшафтных перспектив, раскрывающихся из главной видовой точки — площадки, на которой расположен усадебный дом. Дорожная сеть является планировочной основой, объединяющей в единое целое открытые и закрытые пространства, раскрывает парковые картины. Она организована в виде кольцевых маршрутов, берущих начало у дома и проходящих по дорожкам и опушкам. Общему стилю планировки парка соответствует своеобразный прием решения парадного въезда ландшафтно организованной, плавно изгибающейся подъездной аллеи. Этим обеспечивается эффект неожиданности раскрытия сразу с близкого расстояния основной композиционной доминанты дома - шатра, венчающего главный вход. Важная роль одноэтажного дома-усадь бы в общей композиции ансамбля подчеркнута скульптурностью его объема. Масштабные архитектурные формы являются постоянным визуальным ориентиром. С дорожек и полян последовательно раскрываются своеобразные живописные картины. Наиболее интересные моменты композиции фасадов заключены в рамы из темной и светлой зелени елей, искусно высаженных вокруг здания. Служебный флигель и каре хозяйственного дво ра скрыты плотной зеленью.
В системе построения ансамбля соблюден принцип организации композиций модерна — центробежность и центростремительность связей. В его планировочной композиции, характере построения пейзажа, принципе размещения архитектурных объектов отразились основные направления
русского паркостроительного искусства конца XIX в. Парк представля ет собой ценный объект ландшафтной архитектуры в планировочном и дендрологическом отношении. Объявлен заповедным, охраняется государством.
В объемно-пространственной композиции усадебного дома нашла отражение своеобразная трактовка принципов английского коттеджа в эпоху раннего модерна. Характерной особенностью планировочной композиции является учет региональных особенностей быта и климата в сочетании с применением планировочных приемов, свойственных стилю. В качестве ядра композиции выявлен просторный холл — передняя, вписанный в центр группы парадных помещений. Пространство холла, отмеченное извне высоким шатром, является центром всей структуры ансамбля.
Одновременно это центр тяготения всей жизни дома, объединяющий в целое различные функциональные зоны. Здесь устроен камин (реконструирован в 1970-х гг.) . Важную роль в интерьере холла играет рассеянное освещение верхним светом, проникающим сквозь мелкие переплеты окон в основании шатра. Традиционная связь с парком парадного зала - гостиной и столовой осуществлена через просторную крытую террасу.
Здесь же предусмотрены связи со вспомогательными помещениями и кухней, располагавшейся, по традиции, во флигеле. Южная сторона дома
занята жилыми комнатами. Часть жилых и служебных помещений расположена в мансарде. Убранство интерьеров не сохранилось.
Целесообразности и рациональности, заложенным в планировочной композиции, соответствуют простота и утилитарность конструктивного решения. Изломанность очертаний плана и дифференциация высот помещений определяют динамику и пластику фасадов, создающих множество интересных ракурсов при обходе здания, обеспечивают его пространственную связь о парком. Этим обусловлена предельная лаконичность декора фасадов; использованы зубцы, лепные обрамления верхней части оконных проемов, измельченная разбивка верхних оконных фрамуг.
Композиционно-планировочным центром усадебно-паркового ансамбля является дом. От него открываются основные перспективы на две
большие и две малые поляны, построенные на основе диагональных осей, сходящихся к дому. Для создания иллюзии большого пространства, защи ты внутренней части парка и создания благоприятного микроклиматического режима для произрастания инорайонных пород, а также для изоляции его от малоинтересного окружающего ландшафта, по периметру парка создана периферийная зона насаждений, которая внутри, в некоторых местах, переходит в сплошные массивы. Основу насаждений периферийной зоны и массивов составляют в северо-западной и юго-вос
точной части ясень обыкновенный, в северо-восточной части — акация белая и софора японская, в юго-восточной — клен полевой и берест.
Другой функциональной зоной являются открытые пространства (поляны, дороги, открытая территория вокруг дома). Насаждения занимают площадь 2,6 га , открытые пространства — 2,6 га.
Живописность парковому пейзажу придают поляны, построенные на глубоком знании пространственной и колористической композиции. Большие поляны построены с учетом законов линейной перспективы, укорочения и удлинения расстояний. Левая перспектива построена с учетом иллюзорного увеличения ее дальности. Этому способствует рамка из обыкновенной и голубой елей и завершение поляны кленом серебристым со
светлой кроной. Правая перспектива начинается рамкой из группы обыкновенной и голубой елей и завершается группой сосен, посаженных отдельно вне массива, что создает иллюзию сокращения пространства.
Основу опушек полян формируют ясеневые насаждения, оформленные отдельными декоративными породами: софорой, елью, черешней, дубом северным, черешчатым и пирамидальным.
Две меньшие поляны (западная и северная) имеют округлые живописные формы. Пейзаж западной поляны по опушке оформлен двумя экземплярами каштана конского, кленом серебристым, дубом черешчатым, тополем белым, ясенем обыкновенным плакучей формы. Особую декоративную роль в оформлении северной поляны играет ровная поверхность газона, обрамленная снизу красивоцветущим кустарником.
В парке насчитывается 26 видов и форм деревьев и кустарников.
Здесь успешно растут редко встречающиеся виды: липа Кавказская, клен серебристый, дуб северный и малораспространенные в республике — ива плакучая белая, шаровидная форма каштана конского.
Лит.: Леонтье в П. Парки Молдавии. Кишинев, 1967.
О. В. Руденко, Я. Н. Тарас
"Свод памятников культуры и истории Молдавской СССР. Северная зона", Кишинёв, "Штиинца", 1987
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
План парка с усадьбой.
П. В. Леонтьев, "Парки Молдавии", Кишинёв, 1967
П. В. Леонтьев, "Парки Молдавии", Кишинёв, 1967
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
П. В. Леонтьев, "Парки Молдавии", Кишинёв, 1967
П. В. Леонтьев, "Парки Молдавии", Кишинёв, 1967
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
Парка, можно сказать, уже нет. Есть очень сильно заросший лес.
Усадьба тоже весьма в плачевном состоянии.
1 мая 2022 года.
Парка, можно сказать, уже нет. Есть очень сильно заросший лес.
Усадьба тоже весьма в плачевном состоянии.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
1 мая 2022 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
1 мая 2022 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
В советское время - туберкулёзный профилакторий-санаториий для работников железной дороги.
1 мая 2022 года.
В советское время - туберкулёзный профилакторий-санаториий для работников железной дороги.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
1 мая 2022 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
Холл с обрушившейся крышей-шатром.
1 мая 2022 года.
Холл с обрушившейся крышей-шатром.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
Камин в холле.
1 мая 2022 года.
Камин в холле.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Усадьба Домбровского.
1 мая 2022 года.
Мансарда.
1 мая 2022 года.
Мансарда.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
Уважаемый(-мая) Corax!corax писал(а): ↑05 май 2022, 20:55УСАДЬБА ДОМБРОВСКОГО. Начало XX в. Усадебно-парковый ансамбль, расположенный на окраине села, на пологом северо-восточном склоне холма, занимает площадь 5,2 га . Построен в начале ХХ в. в имении наследников участника Отечественной войны 1812 г. И. М. Бржозовского (1784-1866) его зятем и владельцем усадьбы ген. В. Домбровским.
Усадебный дом и комплекс служебных и хозяйственных построек сооружен около 1910 г. В 1912-1914 г г . заложен парк. С учетом местных условий его закладывал паркостроитель И. В. Владиславский-Падалко, создавший один из лучших и своеобразных усадебных ансамблей
с ландшафтным парком на малой территории.
Лит.: Леонтье в П. Парки Молдавии. Кишинев, 1967.
О. В. Руденко, Я. Н. Тарас
"Свод памятников культуры и истории Молдавской СССР. Северная зона", Кишинёв, "Штиинца", 1987
Большое спасибо Вам за информацию и фотографии парка! Я пишу статью о Владиславском-Падалке, просьба помочь ссылкой на конкретную книгу/статью, с которой взято сообщение, что ген. Домбровский был заказчиком. По-моему у Леонтьева нет такой информации, вероятно у Руденка и Тараса?
Re: Усадьба Домбровского (Редюл Маре)
К сожалению, ссылки на источники мне известны только в том виде, какими они были приведены в вышеупомянутой книге "Свод памятников культуры и истории Молдавской СССР. Северная зона", Кишинёв, "Штиинца", 1987.Vlad S писал(а): ↑12 янв 2023, 14:50Уважаемый(-мая) Corax!
Большое спасибо Вам за информацию и фотографии парка! Я пишу статью о Владиславском-Падалке, просьба помочь ссылкой на конкретную книгу/статью, с которой взято сообщение, что ген. Домбровский был заказчиком. По-моему у Леонтьева нет такой информации, вероятно у Руденка и Тараса?