Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов
Модератор: rimty
Re: Кишинёвский погром 1903 года
СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ
из книги "Оклик через жизнь" (К 100-летию погрома)
из книги "Оклик через жизнь" (К 100-летию погрома)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ, продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Pogrom de Chisinau. 1903.


Re: Кишинёвский погром 1903 года
ВОСПОМИНАНИЯ ЖАННЫ КРИГЕР
Согласно Еврейской Энциклопедии, в дни христианской Пасхи 6 апреля 1903 года в Кишинёве разразился жестокий еврейский погром. Непосредственным поводом к нему послужил кровавый навет в близлежащих Дубоссарах, а вдохновителями были редактор антисемитской газеты "Бессарабец" П. Крушеван, публиковавший в этой газете злобные антисемитские статьи, и жандармский офицер Левендаль. Погромщиками были в основном молдаване, а также несколько специально для этого приехавших в Кишинёв русских. Группы еврейской самообороны под руководством Я. Бернштейн-Когана были разоружены полицией и войсками, а их участники арестованы. Ужасы кишинёвского погрома (убито 49 человек, ранено 586, разгромлено более полутора тысяч еврейских домов и лавок) взволновали общественное мнение Европы и Америки, и в пользу пострадавших со всех концов света поступали пожертвования. Дело о погроме рассматривалось в Кишинёве сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903-го и начале 1904 года. Интересы потерпевших защищали О. С. Грузенберг и С. Е. Калманович, а также адвокаты-христиане Н. П. Карабчевский, А. С. Зарудный, С. С. Соколов и другие. Признанные виновными погромщики получили легкие наказания. Х. Н. Бялик посвятил кишинёвскому погрому поэму "Бе-`ир ха-харега" ("Сказание о погроме"), В. Г. Короленко описал эти события в очерке "Дом 13", Л. Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил царское правительство в прямом к нему подстрекательстве.
В октябре 1905 года волна погромов, захлестнувшая Россию, не миновала и Кишинёв, где было убито 19 и ранено 56 евреев. Группы еврейской самообороны оказали погромщикам сопротивление. Погромы и общий упадок экономического благосостояния евреев Бессарабии привели к усиленной их эмиграции из Кишинёва и замедлению роста еврейского населения города.
Согласно Еврейской Энциклопедии, в дни христианской Пасхи 6 апреля 1903 года в Кишинёве разразился жестокий еврейский погром. Непосредственным поводом к нему послужил кровавый навет в близлежащих Дубоссарах, а вдохновителями были редактор антисемитской газеты "Бессарабец" П. Крушеван, публиковавший в этой газете злобные антисемитские статьи, и жандармский офицер Левендаль. Погромщиками были в основном молдаване, а также несколько специально для этого приехавших в Кишинёв русских. Группы еврейской самообороны под руководством Я. Бернштейн-Когана были разоружены полицией и войсками, а их участники арестованы. Ужасы кишинёвского погрома (убито 49 человек, ранено 586, разгромлено более полутора тысяч еврейских домов и лавок) взволновали общественное мнение Европы и Америки, и в пользу пострадавших со всех концов света поступали пожертвования. Дело о погроме рассматривалось в Кишинёве сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903-го и начале 1904 года. Интересы потерпевших защищали О. С. Грузенберг и С. Е. Калманович, а также адвокаты-христиане Н. П. Карабчевский, А. С. Зарудный, С. С. Соколов и другие. Признанные виновными погромщики получили легкие наказания. Х. Н. Бялик посвятил кишинёвскому погрому поэму "Бе-`ир ха-харега" ("Сказание о погроме"), В. Г. Короленко описал эти события в очерке "Дом 13", Л. Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил царское правительство в прямом к нему подстрекательстве.
В октябре 1905 года волна погромов, захлестнувшая Россию, не миновала и Кишинёв, где было убито 19 и ранено 56 евреев. Группы еврейской самообороны оказали погромщикам сопротивление. Погромы и общий упадок экономического благосостояния евреев Бессарабии привели к усиленной их эмиграции из Кишинёва и замедлению роста еврейского населения города.
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Никак не могу найти эти антисемитские статьи Крушевана ...voling писал(а):ВОСПОМИНАНИЯ ЖАННЫ КРИГЕР
Согласно Еврейской Энциклопедии, ... вдохновителями были редактор антисемитской газеты "Бессарабец" П. Крушеван, публиковавший в этой газете злобные антисемитские статьи, ...
... В. Г. Короленко описал эти события в очерке "Дом 13", ...
С Короленко тоже не всё однозначно ...
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Есть файлы "Бессарабца"? С превеликим удовольствием бы почитал!Дмитрий Л. писал(а):Никак не могу найти эти антисемитские статьи Крушевана ...
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Есть ,,Друг,, наверное все выпуски ,по Бессарабцу отдельные статьи где-то ...snob писал(а):Есть файлы "Бессарабца"? С превеликим удовольствием бы почитал!Дмитрий Л. писал(а):Никак не могу найти эти антисемитские статьи Крушевана ...
Re: Кишинёвский погром 1903 года
(Погром 1905 г. помещаю пока сюда.)
После русского погрома в Кишиневе (Бессарабия) 1905 г.

После русского погрома в Кишиневе (Бессарабия) 1905 г.

Re: Кишинёвский погром 1903 года
В каком смысле русского?
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Похоже, что это какой-то кривой перевод с английского. Видимо имелось ввиду "After pogrom in Russia, Kishinev (Bessarabia), 1905"Дуболом писал(а):В каком смысле русского?
Re: Кишинёвский погром 1903 года
дословно After a Russian pogrom in Kischinew (Bessarabien). 1905voling писал(а):(Погром 1905 г. помещаю пока сюда.)
После русского погрома в Кишиневе (Бессарабия) 1905 г.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
"Погромщиками были в основном молдаване, а также несколько специально для этого приехавших в Кишинёв русских."-Очень странно,во всех материалах о Кишиневском погроме,которые попадались мне,наоборот говорится что среди погромщиков молдаван не было.
Да и откуда им было взятся,если население Кишинева того времени состояло в основном из русских и евреев?Может я не прав?

Re: Кишинёвский погром 1903 года
Значит евреи и громили! Шуткэ.Рональд писал(а):Да и откуда им было взятся,если население Кишинева того времени состояло в основном из русских и евреев?
Сложно представить СЕЙЧАС социальный слой погромщиков - представляются какие-то ремесленники, алкоголики и беднота.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Молдaване были, трудно сказать, какова их доля среди погромщиков,
да это и неважно.
да это и неважно.
Re: Кишинёвский погром 1903 года
А гагаузы были среди погромщиков?
Эх, опять мы не в те дебри удалились...



Эх, опять мы не в те дебри удалились...
Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов
Семен РЕЗНИК (Вашингтон)
ВМЕСТЕ или ВРОЗЬ *
Заметки о книге А.И.Солженицына "Двести лет вместе"
Еще менее адекватно Солженицын освещает Кишиневский погром 1903 года. Он опирается на "единственный документ, основанный на тщательном расследовании и по прямым следам событий, - Обвинительный акт, составленный прокурором местного суда В. Н. Горемыкиным, “который не привлек к делу ни одного еврея в качестве обвиняемого, что вызвало резкие выпады против него в реакционной печати“" (стр. 321).
Читать далее http://www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/reznik.htm
ВМЕСТЕ или ВРОЗЬ *
Заметки о книге А.И.Солженицына "Двести лет вместе"
Еще менее адекватно Солженицын освещает Кишиневский погром 1903 года. Он опирается на "единственный документ, основанный на тщательном расследовании и по прямым следам событий, - Обвинительный акт, составленный прокурором местного суда В. Н. Горемыкиным, “который не привлек к делу ни одного еврея в качестве обвиняемого, что вызвало резкие выпады против него в реакционной печати“" (стр. 321).
Читать далее http://www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/reznik.htm
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Второй массовый погром еврейской общины произошел 19 – 20 октября 1905 года.
------------------------------------------------------------
Pассказ Якова Вайнштейна:
"Мой прадед, дед моей матери по материнской линии, Ноах-Янкель Гершкович Макадзиоб 1860 года рождения
был убит во время этого погрома 1905 года.
В то время на улице Каменоломной жили всего две еврейские семьи, а остальные были русские.
Поэтому в первый день погрома, 19 октября, он увёл свою семью из дома по улице Каменоломной,
17, к родственникам на другую улицу, где было больше евреев. А на второй день, 20 октября, он
решил пойти домой и проверить, что там уцелело. При подходе к дому его заметила одна из
русских соседок и стала кричать, что вот идет еврей, чтобы убить их. На крик собрались соседи и
стали все вместе избивать одного еврея. А потом подошел городовой и саблей зарубил его. Тогда
19 евреев были убиты, 56 ранены. Жена моего прадеда Мася-Миндель Абрамовна (девичья
фамилия Крейдман) 1864 года рождения стала вдовой с восемью детьми. Одной из самых младших
была моя бабушка Цивья (Циля), родившаяся в 1899 году, которая и рассказала мне эту историю
еще во время моего детства, а потом пересказывали ее и мама, и ее сестра, и мамин двоюродный брат."
- 19 человек было убито и 56 ранено.
------------------------------------------------------------
Pассказ Якова Вайнштейна:
"Мой прадед, дед моей матери по материнской линии, Ноах-Янкель Гершкович Макадзиоб 1860 года рождения
был убит во время этого погрома 1905 года.
В то время на улице Каменоломной жили всего две еврейские семьи, а остальные были русские.
Поэтому в первый день погрома, 19 октября, он увёл свою семью из дома по улице Каменоломной,
17, к родственникам на другую улицу, где было больше евреев. А на второй день, 20 октября, он
решил пойти домой и проверить, что там уцелело. При подходе к дому его заметила одна из
русских соседок и стала кричать, что вот идет еврей, чтобы убить их. На крик собрались соседи и
стали все вместе избивать одного еврея. А потом подошел городовой и саблей зарубил его. Тогда
19 евреев были убиты, 56 ранены. Жена моего прадеда Мася-Миндель Абрамовна (девичья
фамилия Крейдман) 1864 года рождения стала вдовой с восемью детьми. Одной из самых младших
была моя бабушка Цивья (Циля), родившаяся в 1899 году, которая и рассказала мне эту историю
еще во время моего детства, а потом пересказывали ее и мама, и ее сестра, и мамин двоюродный брат."
Re: Кишинёвский погром 1903 года
Весной 1903 года молодой и талантливый художник Абель Панн,
завершающий обучение в Одесском художественном училище, отправился в Кишинев.
Он стремился увидеть случившееся своими глазами и запечатлеть трагедию соплеменников.
Увиденное в городе потрясло его. Абель сделал множество набросков и зарисовок
с натуры, одна из них позднее послужила основой большой картины
"Через день после погрома" ( которая стала его дипломной работой).
Работы Панна возвращают нас на улицы города тех роковых дней.
завершающий обучение в Одесском художественном училище, отправился в Кишинев.
Он стремился увидеть случившееся своими глазами и запечатлеть трагедию соплеменников.
Увиденное в городе потрясло его. Абель сделал множество набросков и зарисовок
с натуры, одна из них позднее послужила основой большой картины
"Через день после погрома" ( которая стала его дипломной работой).
Работы Панна возвращают нас на улицы города тех роковых дней.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.