Версии возникновения города

Интересные и малоизвестные факты из истории Кишинёва. Воспоминания и фотографии.

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Версии возникновения города

Сообщение venberg_r » 16 июл 2025, 20:36

Немного другая история "версии " возникновения города....
в продолжении этой теории от соседей.
viewtopic.php?f=18&t=1130&p=186998&hili ... 8B#p186998

Lapszemle, 1933. július

«Кишинёв, столица Бессарабии, как и все деревни венгерского происхождения вокруг него, были основаны венграми. Кишинёв, который когда-то назывался "Кисюнё" (Kisjunő), вырос, а находящийся рядом Хидегешфель (Hideges-feél) — это Чилдегиш (Chidighis), Орхей (Orhei) произошёл от Őrhely, а Буркут (Borcut) от Боркут. Со временем названия изменились.»

«Об этом в большом материале на 23-й странице пишет Temesvári Hírlap, ссылаясь на сенсационные утверждения бывшего министра и профессора Кишинёвского университета Стефана Цифтчана (Ciftcean Ștefan).»\и на самом деле, это не новая теория, как утверждает газета «Тимишоара».
Ведь это действительно давно известный исторический факт, что рассматриваемые местности были основаны венгерскими гуситами, бесследно эмигрировавшими из Трансильвании. Среди венгров сенсацией скорее является то, что румын осмелился открыто указать на этот общеизвестный исторический факт, противопоставляя его ослеплённой шовинизмом румынской историографии. Но Чофкан выдвинул эту теорию не сейчас, как утверждает газета «Тимишоара», а ещё в 1920 году, когда в наказание за это ему было отказано в румынском гражданстве /румынскими университетскими профессорами
Забористо...

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: 500-летие Кишинёва (1966 г.)

Сообщение venberg_r » 19 июл 2025, 19:30

venberg_r писал(а):
16 июл 2025, 20:36
Немного другая история "версии " возникновения города....
в продолжении этой теории от соседей.
viewtopic.php?f=18&t=1130&p=186998&hili ... 8B#p186998

Lapszemle, 1933. július

«Кишинёв, столица Бессарабии, как и все деревни венгерского происхождения вокруг него, были основаны венграми. Кишинёв, который когда-то назывался "Кисюнё" (Kisjunő), вырос, а находящийся рядом Хидегешфель (Hideges-feél) — это Чилдегиш (Chidighis), Орхей (Orhei) произошёл от Őrhely, а Буркут (Borcut) от Боркут. Со временем названия изменились.»

«Об этом в большом материале на 23-й странице пишет Temesvári Hírlap, ссылаясь на сенсационные утверждения бывшего министра и профессора Кишинёвского университета Стефана Цифтчана (Ciftcean Ștefan).»\и на самом деле, это не новая теория, как утверждает газета «Тимишоара».
Ведь это действительно давно известный исторический факт, что рассматриваемые местности были основаны венгерскими гуситами, бесследно эмигрировавшими из Трансильвании. Среди венгров сенсацией скорее является то, что румын осмелился открыто указать на этот общеизвестный исторический факт, противопоставляя его ослеплённой шовинизмом румынской историографии. Но Чофкан выдвинул эту теорию не сейчас, как утверждает газета «Тимишоара», а ещё в 1920 году, когда в наказание за это ему было отказано в румынском гражданстве /румынскими университетскими профессорами
Забористо...

для балланса.


косвенная Версия других соседей. НАН України. Інститут історії України.
http://resource.history.org.ua/cgi-bin/ ... R=Mavzolei
МАВЗОЛЕЇ, монументи ранньомусульманські на українських землях, кeшені (ін. варіанти "кишинь", множина – "кишини"), кишинев. Кeшені – прийнята (кілька згадок 15–17 ст.) назва гробниць і склепів-мавзолеїв (місць поховань представників нобілітету номадів – послідовників ісламу) у Пд. (частково навіть у Центр.) Україні та суміжних районах Росії й Молдови. В пізніші часи через свою яскраву самобутність часто виконували роль топонімічних орієнтирів на слабозалюднених територіях.

Про кешені на укр. землях залишилися передовсім свідчення в поодиноких джерельних згадках. Найраніша з них, датована 1419, – про Митереві "кишині" на Поділлі біля р. Дністер. Бл. 1542 є кілька згадок про кeшені біля Маяків в описі Причорномор'я, 1548 – на р. Інгул та його прит. Громоклія (бас. Пд. Бугу) у межиріччі р. Пд. Буг та його прит. Синюха, "Кешиньський уход" 1552 (див. також Уходництво; район сучасного с. Кишеньки Кобеляцького р-ну Полтав. обл.), повідомлення М.Броневського, датоване 1577, про кілька кeшенів: біля Вітовтового мосту на Пд. Бузі та трохи нижче по Пд. Бугу – "турецька Керкикешенія (Черкикешенія ), котру зазвичай називають Гетрикешенія", повідомлення 1594 Е.Лясоти про "стару татарську мечеть" нижче р. Тясмин (прит. Дніпра),

Окрема група згадок про кeшені, датованих 15–16 ст., стосується території межиріччя Дністра і Прута (прит. Дунаю), де ця лексема отримала локальний варіант "кишинéв" чи "кешенéв" (напр., Червлений кишинев (1458), з яким, найімовірніше, і пов'язана назва сучасної столиці Молдови, Акбашев кешенев (згаданий 1436), Великий кешенев (1535) тощо).

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Версии возникновения города

Сообщение спартак » 19 июл 2025, 21:40

Профессор Цыфтчан ( по некоторым данным армянин :) ) много чего писал. Что в ту пору било по ушам всех, кто пытался как то обосновать законность нахождения в Кишиневе румынской администрации. Цыфтчан так же указывал , что венгры-это смесь славян венедов и унгров. И что Драгош тоже был венгр, хотя давно об этом споры идут не по детски. Не мог католик править православной страной, как утверждают оппоненты этой теории. А что касается города, то есть упоминание у Ключевского и ряда румынских историков, таких как Енэкицэ Вэкэреску, Димитрий Ончул, что когда конница Стефана Великого сделала привал в р-не нынешнего Зеленстроя ( там и камень стоит , как упоминание о начале города), то к молдавскому воинству подошли армяне-торговцы . Их тоже упоминают , как основателей города. При раскопках возле Мазаракия, были найдены останки воинов, как утверждают археологи, венгров. Только мало ли кто в 16-17 веках одевался по венгерской моде. Так что споров много. Даже такой вариант, что войско Штефана оправилось на привале. А слово "кишет" -это как раз оправление. :) Чего только не предполагали ученые. Но есть и неоспоримые факты- храм Мазаракия стоит на более древнем фундаменте, на котором только надстроили липованскую церковь в 18 веке. Найдены в р-не ул. Мунчештской татарские поселения и остатки черняховской культуры. Останки Гетской крепости в лесу Дурлешты....сколько народу проходило здесь. Кстати на Руси родник в древности часто называли Кишка...

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Версии возникновения города

Сообщение venberg_r » 20 июл 2025, 01:45

"кишет" ... Кишка
это имхо перебор и подгонка

я поставил задачу, чтоб "многоуважаемый компьютер" проанализировал варианты семантики по ближайшим соседям и употребляемые формы в архивных материалах, сравнил фонетику и выдал коллективное мнение ИИ.

тоже любопытно, в порядке размышлений
Предварительный анализ семантики и происхождения названия «Кишинёв»
1. 📜 Исторические формы
Название города Кишинёв (в кириллической передаче) впервые упоминается в документах Молдавского княжества в 1436 году как Cheșeneu или Chișinău. Однако это — поздняя письменная фиксация.

Сравнение исторических форм:

Kishinev / Кишиневъ — русские и османские источники XVIII–XIX вв.

Кишинэу / Chișinău — румынская передача с начала XX века.

Кишенёв / Kisinyov / Кешенев — варианты у венгерских, польских и немецких картографов.

Kischineff / Kischinev — в немецкой и идиш-литературе XIX века.

Примеры:

"Carte de la Bessarabie" (1790), Вена: Kischinew
„Országos Hírlap”, 1901: „A Kisinyov-i pogrom...”

2. 🏛️ Варианты этимологии
A. Румынская версия:
Происходит от слова chișla — источник воды (в турецком — kışla, родник, временное жильё) + суффикс -ău → Chișinău — «поселение у источника».

Критика:

chișla — османизм, заимствованный позже; в XV веке топонимы с этим корнем не характерны.

Слово chișla не корневое румынское, а скорее тюркское или балканское.

Суффикс -ău малораспространён в румынских географических названиях.

См.: Dicționarul Etimologic Român, Alexandru Ciorănescu, Madrid, 1966.

B. Славянская версия:
От старославянского корня Кишеня / Кишиня — «мешок», «изгиб», «углубление», связанного с формой местности.

Названия с корнем Кишен- встречаются в Киеве (река Киянка/Кишенка).

Возможен корень кишеть (рус.) — «изобиловать чем-либо», аналогично: кишащая вода = источник.

См.:

Географические названия южнорусских земель, Н. И. Тихонравов, СПб, 1898.
Archivum historicum Czeskie, Praha, 1932. Упоминания Kishenew у чешских миссионеров XIV–XV вв.

C. Болгаро-славянская гипотеза:
Кишенево — как поселение при келье, в низине, с формой, похожей на мешок (кише).

См.:

Etnogeneza toponimică a Balcanilor, Sofia, 1937. Д-р V. Berov: „Kişenev este o denumire slavă cu origini topografice”.

3. 🌍 Сравнение фонетических аналогов
Язык Версия Ближайшее звучание к «Кишинёв»
Румынский Chișinău / [kiʃiˈnəu] отдалённое (из-за -ău)
Русский / Слав. Кишинёв / Kishinyov максимально близко
Венгерский Kisinyov точно передаёт старую форму
Немецкий Kischineff сохранена структура
Турецкий Kışla → Kışlanov? маловероятно по фонетике

4. 📚 Источники из архивов и прессы до 1941
Magyar Távirati Iroda (1930) — упоминание Kisinyov как центра русской губернии.

Berliner Zeitung, 1913 — „In Kischineff, wo die Pogrome stattfanden...”

Bulgarski Istoricheski Arhiv, Sofia, 1926 — карта с «Кишенева» в славянизированной форме.

„Török Nyelvi Kutatások”, Budapest, 1931 — опровержение османского происхождения названия.

🧾 Вывод
Румынская версия этимологии названия «Chișinău» ссылается на тюркское слово «chișla», но:

Сомнительна фонетически.

Появляется поздно (не фиксируется в молдавских хрониках).

Используется политически — после 1918 года.

Славянские версии (от «кишеть», «кишеня», «Кишиня») гораздо старше и фонетически ближе к современному названию. Венгерские, чешские, болгарские и немецкие документы конца XIX — начала XX века используют форму Kishinev/Kischineff, поддерживая славянскую версию.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Версии возникновения города

Сообщение спартак » 20 июл 2025, 23:51

17 июля 1436 года - первое упоминание топонима “КИШИНЭУ”. Это была грамота, согласно которой государи молдавские Стефан и Илие утвердили владение логофета Оанча над несколькими сёлами, среди которых упоминается и селение на реке Бык. Оно располагалось в долине ручья Хулбоака, который впадал в Бык напротив некоего Акбашева Кешенева.
«…и близь Быку, по тои сторонѣ, на долину што падает(ь) против(ь) Акбашева Кешенева, ѹ Кръници, где ест(ь) Татарскаѧ Селища, против(ь) лѣска».
Предположительно сейчас на этом месте возвышается Мазаракиевская церковь – от этого места и принято вести историю Кишинёва.

Упоминание первое 17 июля 1436 г. Фамилия Оанча и сейчас встречается в Кишиневе. И как видим, поселение уже было задолго до упоминания. Да еще татарское Карл.. :)

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2915
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Версии возникновения города

Сообщение спартак » 21 июл 2025, 20:53

Напротив Акбашев Кешенев.....очень мило. Акбашев или акбаш-это белая голова. А Кешена в переводе с тюркского- захоронение, мавзолей...Мавзолей некоего Акбашева. :) Вообще многие ученые , изучавшие топонимику, в частности профессор Рымбу, написавший учебник"География Молдавии", всегда удивлялись нелогичности названия нашего города. Если вокруг Кишинева поселения имели хоть какую то логическую окраску, типа Криуляны, Дубоссары, уже молчу за Тирасполь , Бендеры, Сороки, Хотин и т.п, то Кишинев резко бил по ушам своим названием даже ученых союзных республик. Типа что это? Откуда это? Киев понятно, Рига, Таллин, Ташкент, Минск....а Кишинев это что за птица такая? Если прошло столько времени, но именно наша столица все еще не определилась точно, кто дал ей такую погремуху и за что. :)

vst
Новичок
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 18:28

Re: Версии возникновения города

Сообщение vst » 16 сен 2025, 16:00

спартак писал(а):
21 июл 2025, 20:53
Напротив Акбашев Кешенев.....очень мило. Акбашев или акбаш-это белая голова. А Кешена в переводе с тюркского- захоронение, мавзолей...Мавзолей некоего Акбашева. :) Вообще многие ученые , изучавшие топонимику, в частности профессор Рымбу, написавший учебник"География Молдавии", всегда удивлялись нелогичности названия нашего города. Если вокруг Кишинева поселения имели хоть какую то логическую окраску, типа Криуляны, Дубоссары, уже молчу за Тирасполь , Бендеры, Сороки, Хотин и т.п, то Кишинев резко бил по ушам своим названием даже ученых союзных республик. Типа что это? Откуда это? Киев понятно, Рига, Таллин, Ташкент, Минск....а Кишинев это что за птица такая? Если прошло столько времени, но именно наша столица все еще не определилась точно, кто дал ей такую погремуху и за что. :)
"Кешеневов" в Пруто-Днестровском междуречье было пять. Рассматриваются две версии, что за объект имелся в виду под формулировкой "Акбашев Кешенев":
1) кешене (мавзолей, могила уважаемого человека) возле Татарского селища, упомянутого в грамоте 1436 года
И.В. Дрон "Является ли Кишинэу латинизмом или тюркизмом?" Советская тюркология, 1989. страницы 80-86.
https://archive.nyu.edu/bitstream/2451/ ... 000747.pdf


2) обустроенный источник:
https://bacalovsergiu.wordpress.com/wp- ... nc483u.pdf

https://ibn.idsi.md/sites/default/files ... -16_12.pdf

helgis
Новичок
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 сен 2025, 00:03

Re: Версии возникновения города

Сообщение helgis » Вчера, 23:04

Киш на горе Нево, где Нево это Священная Гора Нево или Пулковский меридиан. Сам же город упомянут в Библии как одна из привязок могилы пророка Моисея. Так говорится что город находился на земле моавитянской. С другой стороны земля Моава простиралась до самых Яц на севере, это Яссы. Если пройти к истокам то Молдова как говорил Штефан чел Маре согласно воззрениям местного населения находится под защитой Белого Старца, Белого Быка издревле захороненного на данной территории Великого Мага и Волшебника Евразии. Белый Старец в Христианстве это Николай Чудотворец, в язычестве Велес в Буддизме советник Будды. Кстати об этом писал Михай Садовяну в своих трудах. Моисей служил как раз Богу-Быку - Осирису в Гелиополе как писал Манефон. Он изображен на гербе Молдовы. Перед своим разгромом ему поклонился орден Тамплиеры или Храмовники, благодаря которым и возникло Молдавское княжество. Однако важно знать что культ Бога Быка возник на данной территории еще до прихода тамплиеров. Местное население в древности здесь было смесь Даков и Гетов. Так вот Даки или Дахи это парфянские скифы, которые кроме поклонения Богу-Быку традиционно поклонялись Венере-Исиде. С этим культом было связано еще одно их название - сарматы. SSURA или Параскева Пятница - Венера это мать парфянских Дахов, она же мать тамплиеров и Меровингов. В узком понимании это последняя Царица Парфии из рода Аршакидов-Пехлевидов или Библейских Артаксерксов. Эти Цари известны как основатели Зороастризма с Богом Быком, разрушившие Вавилон и Престол Сатаны. Она не оставила потомства однако ее своей матерью назвали народы и кстати была меньшая ветка династии правившие Великой Арменией. Город Григориополь основан именно этой веткой а до этого COMORUL врата в город SSURA с красивой легендой про нее и Дуб.Если опубликуете булу рад, наработал много материалов по данной тематике. Это все предистория вопроса.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4013
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Версии возникновения города

Сообщение snob » Сегодня, 15:15

Мазур, вы?

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11600
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Версии возникновения города

Сообщение steinchik » Сегодня, 16:21

snob писал(а):
Сегодня, 15:15
Мазур, вы?
Это больше похоже на перевод Торы от Гоблина :)

Genesis
Новичок
Новичок
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 13:40

Re: Версии возникновения города

Сообщение Genesis » Сегодня, 16:28

Нет, этот бред достоин самого Иванова:

(ну или это он и есть)

https://rus-lad.ru/news/yuriy-ivanov-ki ... vinskom-l/

Ответить

Вернуться в «История Кишинёва»