История молдавского кораблестроения и мореплавания

Модераторы: rimty, er-xvl

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение bunicaSoni » 15 янв 2010, 23:26

Оба-на! Какие вопросы? Вы же ещё не окунулись в волшебный мир букв, запятых и многоточия. А если без шуток... Ребята, давайте не будем зло иронизировать раньше времени. :oops: Приберегите красноречие на время.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 15 янв 2010, 23:28

er-xvl писал(а):Есть к автору. Уже.
Какие? То что Молдавский флот противостоял армаде Турков? Не вижу в этом ничего невероятного.
Вспомним как полудикие племена Гуннов уничтожили Великую Римскую Империю. Вспомним какая кошмарная проблема была в средние века у Испанского флота (самого могущественного в те годы) с маленькими скоростными одномачтовыми суденышками класса "тендер". Кстати англичани называли их "обрубками" (по-английски - cutter). Вот откуда и появилось слово катер.

Партизанская война (война набегов и уколов исподтишка) еще НИКОГДА и НИ РАЗУ не была выиграна.
А я уже слышал ранее о том, что Молдавские легкие суда применяли именно такую тактику (на подобии современных торпедных катеров - нанес удар и смылся). Посмотрим, вернее почитаем, что написал автор.

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение er-xvl » 15 янв 2010, 23:52

Gaerlind писал(а):
er-xvl писал(а):Есть к автору. Уже.
Какие? То что Молдавский флот противостоял армаде Турков? Не вижу в этом ничего невероятного.
Вспомним как полудикие племена Гуннов уничтожили Великую Римскую Империю. Вспомним какая кошмарная проблема была в средние века у Испанского флота (самого могущественного в те годы) с маленькими скоростными одномачтовыми суденышками класса "тендер". Кстати англичани называли их "обрубками" (по-английски - cutter). Вот откуда и появилось слово катер.

Партизанская война (война набегов и уколов исподтишка) еще НИКОГДА и НИ РАЗУ не была выиграна.
А я уже слышал ранее о том, что Молдавские легкие суда применяли именно такую тактику (на подобии современных торпедных катеров - нанес удар и смылся). Посмотрим, вернее почитаем, что написал автор.
Конечно, посмотрим. И почитаем. Вопросы такие: Молдавский флот, а он существовал как флот? Если- да, то кто им командовал- ф.и.о., где упоминания в исторических документах. Почему раньше никто не знал, было засекречено в архивах КГБ, пока шкипер Бендерского порта не получил к ним доступ? Нет, я допускаю, что может быть когда-то молдавские свирепые разбойники напали на Турецкую шхуну и отобрали весь улов. Но противостояние флота-ФЛОТУ, нуууу, очень сомневаюсь. А еще обидятся Украинские "историки", которые утверждают что запорожцы на своих челнах хозяйничали в Черном море... Дальше, а зачем подменять понятия и сравнивать океанские плавания Колумба с прибрежным плаванием молдован... А до Петра Поморы никуда не плавали? Уже похоже на очередную "сенсацию". А вообще давайте действительно для начала подержим книжку в руках...

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 00:09

Не знаю существовал ли он как флот и кто им командовал, но о том, что военные корабли у Молдавкого Княжества во времена Штефана были я слышал и ранее. Правда, информации было мало. Но та что была совпадает с тем описанием кораблей, которые представил автор.
Это были именно военные корабли, а не купеческие судна, на которые загнали армию солдат. И корабли были довольно грамотно созданные для того времени. Высокий нос и корма говорит о их большой степени мореходности в условиях сильных волнений и даже шторма. А еще обратите внимание на косые, или как их называют "латинские" паруса, которые позволяют судну двигаться против ветра (у казаков был обычный прямой парус).
О том, что молдавские корабли хозяйничали на всем Черном море речи не шло. А Запорожские Казаки орудовали в своей части "моря-окияна". В любом случае, при помощи флота или без него, но именно при Штефане Молдова освободилась от Турецкого гнета. Это о чем-то говорит, думаю.

А на счет "сенсаций", как я вижу Вы большой скептик и очень часто зря... :D (без обид-я по дружески)

Завтра специально пойду и куплю себе эту книгу.

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение er-xvl » 16 янв 2010, 00:20

Gaerlind писал(а):...О том, что молдавские корабли хозяйничали на всем Черном море речи не шло...
Как не шло, вот же: "... После падения Каффы турецкому флоту на Черном море противостоял только молдавский".
Gaerlind писал(а):А на счет "сенсаций", как я вижу Вы большой скептик и очень часто зря... :D (без обид-я по дружески)

Завтра специально пойду и куплю себе эту книгу.
О, да! Мне, как это, "присущь здоровый скептицизм". Видимо возрастное. Книгу тоже постараюсь купить завтра.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 00:32

er-xvl писал(а):После падения Каффы турецкому флоту на Черном море противостоял только молдавский".
Простите, но я не вижу в этой фразе смысла что Молдавский флот хозяйничал. Здесь всего-лишь говорится, что флот других государств либо не вступал в конфликт, либо не оказывал должного сопротивления и в таких условиях вопроса, естественно, что Молдавский флот оказывался единственным. Кстати, анализируя конструкцию кораблей, я не исключаю, что это были наиболее мощные корабли по эту сторону Черного моря (о мореходности и парусах я уже говорил).

И вообще, почему Вы считаете что такая маленькая страна как Молдавское княжество в те годы не могла быть могущественной? Пример: Португалия в те же годы. Крошечная страна и в то жевремя наиболее могущественная морская держава, а сейчас беднейшая страна европы. Все течет все меняется.

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение er-xvl » 16 янв 2010, 00:57

Уважаемый Сергей, есть такой логический принцип- "Бритва Оккама":Если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них".
Не пытайтесь строить домыслы на основе домыслов. (Я по-дружески ;-) ) Всё, дожидаемся книги...

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 00:58

er-xvl писал(а):Всё, дожидаемся книги...
Самое верное и мудрое решение!

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение bunicaSoni » 16 янв 2010, 01:53

Мальчики, извините за назойливость. Решила напомнить номер телефона издательства ARC: 73-53-29; 73-36-19. Это, в том случае, если "зудеть" будет нестерпимо, а в книжном магАзине скажут "Nu este la vânzare" или "Нема".
:no:

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 02:13

Огромное спасибо :)

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение er-xvl » 16 янв 2010, 14:02

Ну вот книжечка и в моих руках. Позвонил по телефону издательства любезно предоставленному Бабушкой Сони, через пол-часа был там и забрал. Адрес изд-ва "Арк"- ул. Г. Менюк, 3. Цена без магазинной накрутки- 35.00 лей. Теперь будем читать. :good:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 18:02

А я не купил. Обошел все книжные магазины, а что издательство сегодня работает в голову не пришло. Куплю в понедельник :)

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Молдова - морская держава (Кишинёв-Стамбул).

Сообщение Gaerlind » 16 янв 2010, 19:00

В общем, видимо, bunicaSoni была права: зуд это страшная сила! =@
Особенно если ты увлечен историей техники и родного края. :D :D :D
Пошел в издательство и купил. До понедельника не дотерпел.
Спасибо еще раз bunicaSoni за игнформацию.
Сейчас сяду и буду читать.

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение er-xvl » 17 янв 2010, 16:42

Может не совсем по теме..., хотя почему-же?

http://www.youtube.com/watch?v=IykzLy3b2Nc

:good:

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение er-xvl » 17 янв 2010, 22:16

http://www.youtube.com/watch?v=Bcs6yqsEY3I

Не совсем про Днестр конечно..., но уж очень песня хороша. А про Днестр и судоходство на нем, в том числе, тут: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1066

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13360
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение corax » 22 янв 2010, 18:21

Статья из "Кишинёвского Обозревателя"
выпуск № 2 от 2010-01-21


Бессарабский Одиссей
Гавриил Безвеконный открыл Бессарабии путь к морю


Изображение


В 2009 году Молдова, спустив на воду в международном порту "Джурджулешть" первое пассажирское судно, стала морской державой. Немногие знают, что более ста лет назад Бессарабия имела выход к морю и располагала собственным флотом, портами и морскими курортами, такими, как: Шаболат (Сергеевка), Будаки, Тузлы, Бурнас. В Волчке в 30-х годах, например, союз бессарабских журналистов- профессионалов собирался построить собственный санаторий, о чем сообщала газета "Бессарабское слово" за 28 ноября 1932 года. Пионером без преувеличения поистине американского размаха развития бессарабского судоходства был Гавриил Андреевич Безвеконный, агент Русско-Дунайского пароходства, отец известного исследователя бессарабской истории.

На портрете, который дошел до нас, будущий водный деятель выглядит молодым светским щеголем. Аккерманский предводитель дворянства Михаил Понсет в своих воспоминаниях ("Din trecutul nostru" № 9-10, 1934) запечатлел облик этого человека в период его водной реформы: "Гавриил Андреевич был выдающимся экономистом, насадителем крестьянской кооперации в Бессарабии, прекрасным публицистом и оратором. Он, в прямом смысле этого слова, раскрепостил местное крестьянство от хищнической эксплуатации арендаторов-ростовщиков".

Дунай с 1856 года (по парижскому трактату) был объявлен международной рекой. С 1883 года по лондонскому трактату образовалась международная европейская дунайская комиссия для надзора за рекой. Самый удобный глубоководный рукав Дуная, так называемый Сулинский, благодаря комиссии, стал служить главной артерией для судоходных сообщений придунайских государств с "континентами". В устье Дуная образовался торговый порт Сулин (территория Румынии), который постепенно разросся и превратился в благоустроенный европейский город с многонациональным населением.

С 1893 года через Сулинский канал в русские порты Килия, Измаил, Рени, стали ходить суда акционерной пароходной компания князя Гагарина. Транспорт этой компании перевозил в основном пассажиров и колониальные товары. Потому что иностранцы опережали их в вывозе зерна и выгодных грузов. Вывозом бессарабского хлеба и зерна занимались исключительно европейские пароходы с большим тоннажем. Путь через Сулину приносил князю немалые убытки.

Вскоре предприятие князя Гагарина лопнуло, вместо него возникло Русско-Дунайское пароходство, получившее государственную субсидию. Одним из главных агентов новой структуры стал Гавриил Андреевич Безвеконный, который искал пути для решения этой проблемы. Как человек энергичный, он не ограничивался только обязанностями агента. Гавриил Андреевич способствовал развитию пароходства по Днестру и по Черному морю на участке Одесса - Аккерман.

С 1900 года установил новое прямое сообщение бессарабских портов с Одессой. Бессарабия получила ежедневное пассажирское сообщение на нескольких благоустроенных пароходах и товарообмен для всевозможных своих нужд по кратчайшему пути через Полуночное гирло Дуная. Придунайская Бессарабия начала сбывать в Одессу свои фрукты, рыбу, виноград, вино, брынзу, шерсть и многое другое.

Открылись несколько банков, ставшие финансировать вывоз хлеба дешевым фрахтом. И Бессарабский край, оторванный из-за отсутствия железных дорог от торговых центров, стал оживать исключительно благодаря дунайскому водному пути. Главный проект этого подвижника бессарабского развития состоял в открытии в Прутской линии для сплава хлебных грузов в Рени, Галац, Одессу, когда был положен конец страшной эксплуатации бессарабского крестьянства. Многие годы припрутские помещики обоих берегов реки возили свое зерно в эти порты на повозках по бездорожью. И никому не приходило в голову, что сплавлять сельхозпродукцию вниз по реке гораздо дешевле и лучше. Гавриил Андреевич во время поездок по Бессарабии попал на Прут и сразу сообразил выгоду водного пути, и горячо взялся за дело. Он добился чистки русла реки, установки причальных пунктов.

Прут стал судоходной рекой. До 1914 года по нему курсировали до 200 судов разного типа. 60 судов из них принадлежало Русско-Дунайскому пароходству, 20 - румынскому правительству, 15 шаланд - русскому банку и до 100 - частным владельцам-грекам. Суда ходили 6-7 навигационных месяцев на протяжении 360 километров, до села Макарешты. Восемь бессарабских банков выдавали государственные ссуды под ссыпаемое зерно в магазины, емкостью до 6 миллионов пудов. На берегах реки стали строиться капитальные зернохранилища, открылась свободная купля, продажа и отправка земледельцами своих продуктов. Теперь они могли сами отправлять свою продукцию, куда хотели. Крестьяне освободились от монопольной зависимости скупщиков и их кредитов, которые экспортеры предоставляли на грабительских условиях. Бессарабские помещики и даже крестьяне начали самостоятельную продажу и отправку по Пруту своей продукции на центральные рынки по выгодным для них ценам.

Монополия греческих фирм закончилась. Экспортеры-старожилы стали реорганизовывать свое дело. Прутским экспортом командовали две известные солидарные между собой греческие фирмы. Их владельцы приехали в Бессарабию бедными арматорами. Но сумели в Бессарабии из своего предприятия извлечь миллионные барыши. Завели океанские пароходы и стали одними из мировых экспортеров. Конечно, свои капиталы они сумели заработать не без своей коммерческой энергии. Но и при помощи эксплуатации мелких местных арматоров и темного молдавского труженика.

Почувствовав выгоду от нового торгового пути, земледельцы безвозмездно отводили по всему Пруту ценные земельные угодья под постройку речных пристаней. Кроме 8 существующих намечалось в самые ближайшие сроки открыть 15 новых пристаней. Первая мировая война сорвала этот выгодный для края проект...

В те же годы Безвеконный разработал проект учреждения пароходства на озерах Кугурлуй и Ялпуг и передал его в министерство. Но нашлись противники. Заинтересованными лицами стали предприниматели рыбных промыслов и попечительский совет Болградских гимназий, которым принадлежали несколько озер между Боградом и Измаилом. Водоемы приносили огромный доход учебным заведениям. Озера, как и много тысяч плавен и пахотной земли, болгарским и другим поселенцам, в свое время подарило русское правительство. Попечители гимназии нашли поддержку в министерстве народного просвещения, и дело Безвеконного отправили под сукно. Вспомнили о нем во время первой мировой войны.

В 1914 году водную дорогу по озерам открыли в считанные дни. Пароходное и баржевое сообщение заработало на полную мощь. Два парохода и 20 грузовых судов перевозили сотни тысяч пудов военного и частного груза. Водный путь по Кугурлую и Ялпугу простирался между главными бессарабскими торговыми центрами экспорта - Измаилом на Дунае и Болградом на Ялпуге. Перекатами Репидой и Аскундой (мелководными участками озер) эта дорога соединялась с железнодорожной станцией юго-западной железнодорожной ветки Троянов Вал.

С началом первой мировой войны Русско-Дунайское пароходство перешло на военную службу. В 1916 году Гавриила Андреевича назначили главным сотрудником Экспедиции Особого Назначения контр-адмирала М. М. Веселкина. Военный штаб обосновался в Рени, и вскоре захолустный городок, благодаря неутомимым работникам, которых подобрали адмиралу, превратился в важнейший порт на Дунае. Гавриил Андреевич занимался организацией и оборудованием госпитального судна Экспедиции, но средств не хватало. Безвеконный предложил Веселкину прибегнуть к частной благотворительности, но идея адмиралу не понравилась. Безвеконного поддержали землевладельцы юга Бессарабии, которые ценили "водного агента", благодаря его проектам. Главного сотрудника Экспедиции засыпали пожертвованиями, и вскоре пароход "Сестрица" под флагом Красного Креста закачался на водах Дуная...

Октябрьская революция поставила крест на кипучей деятельности подвижника бессарабского пароходства. Его любимое детище, в которое он вложил немало личных средств, подверглось разграблению и уничтожению. В марте 1918 года Безвеконный какое-то время работал инспектором Днестровской линии в Тирасполе. Потом переехал в Кишинев. Избирался почетным председателем коммерческо-промышленной артели "Согласие", созданной в 1918 году бессарабской общественностью для помощи нуждающимся офицерам запаса. Но структура просуществовала недолго. Тогда Гавриил Андреевич взялся за организации консервной фабрики для переработки местной продукции. Но и это дело заглохло.

Права на пенсию этого активного бессарабского деятеля, более полувека прослужившего интересам нашего края, новые власти не признавали. Разоренный Гавриил Андреевич последние годы жил в большой нужде. До последних дней он не расставался со своими планами, проектами по развитию бессарабского судоходства. Он умер 30 апреля 1937 года на 76 году жизни.

Автор: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение Апрель » 23 янв 2010, 09:16

А вот и его сын Георгий Гаврилович.

Стать бессарабскому дворянству забытым не позволил Георгий Безвиконный. У нас нет сведений о том, был ли сам Георгий Гаврилович потомком дворянина. Возможно, что был. Отец его занимал видный пост в Дунайском пароходстве. Мать получила классическое дворянское воспитание, обладала живым умом, была по-хорошему любопытна, правильнее сказать, любознательна. Судя по фамилии, род их сформировался на Украине. В переводе на русский язык слово «безвиконный» означает «безоконный». Молдаване звали его Безвикони. Совсем на итальянский манер. Почти сразу же после выхода из гимназии Безвиконный начал издавать маленький журнальчик «Din trecutul nostru» – «Из нашего прошлого». Это был первый в Бессарабии журнал, посвященный истории края. Глубоко в историю издатель не вдавался. Он сосредоточился на XIX веке, и характер его статей был больше генеалогический, основанный, скорее всего, не на книжной премудрости, а на рассказах живых представителей древних родов, на их семейных архивах. Нормальному кишиневскому обывателю выбор Безвиконного был непонятен. Все эти занятия, вся эта история не годилась в качестве хорошего подспорья для карьерного продвижения молодого ещё человека. Деловые симпатии журналиста направлялись явно не туда. Аристократы уже не выступали хозяевами жизни, российские дворяне отступили в тень, в откровенную опалу. Ему бы заняться чем-нибудь другим, актуальным, выгодным, не вызывающим сомнений. Но, видимо, был во всем этом trecutul nostru какой-то свой непреодолимый шарм. Всё это щемило воображение. Всё это было свежо и ещё несделано. Всё это было рядом.

Первый номер журнала вышел в 1933 году. Содержание его было расплывчато, поверхностно, чувствовалось, что запас специальных знаний у автора невелик и его не хватает, чтобы развернуть журнальную интригу. Но автор не сдавался, журнал стал выправляться, к нему стали относиться как к серьезному источнику информации. Большую часть статей Безвиконный написал сам. Со временем в журнале стали появляться материалы других авторов. Издавался журнал завидно долго. Последние его номера вышли в 1940 году. Георгий Гаврилович не был историком, прошедшим через горнило академической науки с диссертациями, докладами, публикациями в солидных журналах и дрязгами воюющих научных школ. Он работал, как подсказывало ему чутье исследователя. В журнале было всё: и обстоятельные генеалогические статьи, отдельные заметки, рассказы очевидцев, сообщения из-за границы и даже стихи. Большое количество фотографий, рисунков, генеалогических схем делали его нескучным, наличие эксклюзивной информации – уникальным. Он публиковал обширные материалы по истории дворянских родов Бессарабии. В журнале можно найти повествование о Стурдзах, Леонардах, Крупенских, Россетах, Казимирах, Манук-беях и др. Там рассказывалось об армянах и сербах, губернаторах, городских головах, о пребывании в Бессарабии Пушкина, о судьбах знаменитых бессарабских женщин, о городских и сельских достопримечательностях. Венцом всей проделанной работы стала его книга «Boerimea Moldovei dintre Prut şi Nistru», вышедшая в Бухаресте уже в годы войны. Она была целиком построена на архивном материале, на богатейшей информации из документов Бессарабского дворянского депутатского собрания и являлась необходимым дополнением к опубликованному им ранее в журнале «Din trecutul nostru». В этой книге уже никто не был забыт. Он был добровольным и бескорыстным историографом бессарабского дворянства. Ни одна из губернских дворянских корпораций России не имела такого преданного и результативного исторического обозревателя.

Мы столь внимательно рассказываем об этом человеке в связи с тем, что он, образно говоря, тоже участвовал в наших разысканиях по генеалогии рода Бузни. И хотя он давно уже умер (в 1966 году в Бухаресте), мы, тем не менее, постоянно ощущали его присутствие. Он всё время нам что-то подсказывал, что-то подтверждал. Одна из таких подсказок одновременно нас радостно удивила и озадачила. Мы поняли, что наша поисковая работа, которую мы считали практически завершенной, всего лишь половина пройденного пути, что впереди есть исследовательская перспектива, ведущая резко в глубину веков. Но об этом несколько далее…

Материал из сайта о Бессарабском дворянстве.

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение Дуболом » 02 фев 2010, 13:44

К сожалению, уважаемые авторы «Кишинёвского обозревателя», ну никак не могут обойтись без мелких ляпов.
В 2009 году Молдова, спустив на воду в международном порту "Джурджулешть" первое пассажирское судно, стала морской державой.

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение Дуболом » 02 фев 2010, 14:02

Прочитал «Кораблестроение в средневековой Молдове». Получил некое представление, правда не о кораблестроении, а об уровне теперешних «исторических» изысканий.
Текст данный- на 90% вода, с периодическим вкраплением глупостей и постоянными попытками притянуть всемирную историю мореплавания за уши, поближе к Молдове.
Три основных источника, на которые ссылается автор:
1.Курти О. «Постройка моделей судов»
Действительно очень серьёзная, толковая книга изобилующая техническими подробностями, но как видно из названия, являющаяся пособием отнюдь не по истории, но по судомоделизму. И уверяю вас, в книге этой нет ни слова ни о Молдове, ни тем паче, о её великом флоте.
2.Дыгало В. Аверьянов М. «История корабля»
Тут возможны варианты. Дело в том, что в издательстве «Изобразительное искусство» под этим названием выходила книга и набор открыток. Про открытки писать не берусь ( друзья-филокартисы :friends: )
А книга- интересно, толково написана. С задачей привить любовь к морской истории в частности и к флоту вообще, у детей среднего школьного возраста- справлялась блестяще. А вот как источник, для столь амбициозного, я бы даже сказал- сенсационного труда как «Кораблестроение в средневековой Молдове»… Впрочем и «История корабля», молдавские корабли обходит молчанием.
3. Birdeanu N. Nicjlaescu D. Contributii la istoria marinei Romine.- Bucuresti: Editura stiintifica si enciclopedica
Ну тут только о румынах и только в превосходной степени (для них и писалось). Правда достоверность материала честно говоря, вызывает большие достоверность у меня даже сомнений не вызывает. :oops:

Начиная со страницы 65 «Кораблестроения», можно кстати почерпнуть много полезной информации. Как то: Основные конструктивные элементы набора корпуса, рангоут и оснастка парусных судов. Парусное вооружение и такелаж галеона XVII века. Морские узлы и.т.д. Вот только на мой взгляд человек, которому эта информация понадобится, будет в последнюю очередь искать её на страницах «Кораблестроения в средневековой Молдове». Видимо нечем было автору объём заполнить?
А может не надо было и пытаться, а написать честно то, что он и написал в конце своего произведения:
Гравюры, фрески, рисунки, исторические документы с упоминаниями о славных делах молдавских корабелов и мореходов, к сожалению не достаточно изучены в нашей стране и находятся в стадии изучения. В дальнейшем, надеемся они найдут своих молодых исследователей
:unknown:

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: История молдавского кораблестроения и мореплавания

Сообщение bunicaSoni » 05 фев 2010, 23:36

Уважаемый... коллега-форумчанин! (Простите, но язык... в смысле - перо; нет, не перо - кнопки клавиатуры;... короче: не могу я обращаться к Вам тем ником, который Вы себе назначили!) Ох, коллега! Как редактор (заметьте, не научный, а литературный) не могу оставить без внимания Ваш комментарий по поводу книжки, заявленной как "Краткая история" кораблестроения в средневековой Молдове.
КОНЕЧНО, Вы правы, и я согласна с Вами на все 100: материал - сырой. Его (материала) до боли зубной мало.
НО! Давайте отдадим должное автору - первому, рискнувшему взяться за эту никем до него "не паханную" тему. Как у редактора у меня много претензий, но как "олдкишинёвка" я благодарна автору и считаю, что "концы рубить" не надо. Думаю, каждый умеющий читать между строк осознает, какие трудности пришлось преодолеть автору, чтоб найти в нашей державе издателя для книги на русском языке, основанной на местном (не румынском!) материале.
Надеюсь, что и такая "ненаучнопопулярная" литература принесёт добрые плоды "племени младому, незнакомому". Кто из даже не молодых что знает о Молдове как морской державе? Давайте поинтересуемся.
А как литературный редактор могу лишь повторить свои слова, адресованные автору: "копать", "рыть", структурировать и систематизировать. Это - даже не начало пути, а лишь намерение его предпринять.
Вам же, коллега, благодарность за предвзятое прочтение.

Ответить

Вернуться в «Водный транспорт»