Здравствуйте, уважаемая Ирина! Прежде всего хочу поблагодарить Вас за то, что сочли возможным откликнуться. Надеюсь, Вы станете нашей активной "форумчанкой".
Книга, Вами упоминаемая издана на русском языке в издательстве «Библия для Всех» в 1997 г. (160 с.). Вот аннотация к ней:
Эта книга является переводом книги скандинавского автора, опытного историка-богослова. В этой книге он рассказывает о личности Иософа Рабиновича, российского еврея, чрезвычайно озабоченного судьбой своего народа и его будущим. Рабинович
выпек (подчёркнуто мной. - bunicaSoni: сознательно не правлю, так как не уверена, что это опечатка)
из семьи хасидских раввинов, изучая Талмуд и Тору с раннего детства. В совершеннолетнем возрасте он увлекся более прогрессивной еврейской мыслью и стал сторонником Хаскалы. Он был весьма эрудированным и образованным, человеком, автором и редактором в еврейских изданиях. Хотя некоторые называли его «рав», раввином он так никогда и не стал и «смиху» ему никто не давал. Зато Рабинович стал адвокатом. Автор рассказывает о жизни этого социально озабоченного российского еврея и о том, как он пришел к вере в Йешуа, говоря Иисус – наш брат. Вера Рабиновича повлияла на многих других евреев. Также он способствовал созданию целых обществ ранних мессианских евреев. Эта книга - биографическое и историческое повествование о жизни, вере и деятельности Иосифа Рабиновича открывает читателю историю пионеров современного мессианского еврейского движения.
Иосиф Рабинович книга.jpg
Ещё в одном описании этой книги читаем: "Эта книга посвящена российскому еврею Иосифу Рабиновичу, который в 1882г. совершил путешествие в Палестину для того,чтобы изучить возможность создания там еврейского поселения, и вернулся в Россию с вновь обретенной верой в то, что Иисус Христос был мессией и братом еврейского народа".
(Автор: Кай Кьер - Хансен
ISBN:5-7454-0169-9
Формат:
Тираж: 15000 экз.)
Упоминание об И. Д. Рабиновиче можно найти также в книге В. Ф. Марцинковского "Слово жизни". В ней автор утверждает, что некролог на Рабиновича написал сам Владимир Соловьёв. К сожалению, в трудах Соловьёва я этого не нашла. Но Марцинковского хочу процитировать.
1) Наш великий русский философ Владимир Соловьев был другом еврейского народа, и он выразил свои симпатии к нему в ряде произведений ("Талмуд и новейшая литература о нем", "Новозаветный Израиль",
"Некролог Иосифа Давидовича Рабиновича" и др.).
2) Нам нечем гордиться, также как нечем гордиться и иудеям. И те и другие были призваны Богом к великому по Его благости. И если бы евреи были поистине евреями, а христиане христианами, то они были бы братьями, согласно мысли Владимира Соловьева. Этот великий русский мыслитель-христианин и друг Израиля в своих научно-философских трудах, названных выше, доказывал, что единственное разрешение еврейского вопроса заключается в том, чтобы евреи уверовали в Иисуса Христа, как в Мессию и Богочеловека. Он особенно приветствовал еврейско-христианское движение, созданное И. Д. Рабиновичем в Кишиневе, именно ввиду того, что оно не примыкало ни к какой сложившейся христианской исторической Церкви, но образовало самостоятельную общину; ибо, говорил он, евреи не должны принимать готовую форму, но они должны строить Церковь самобытно, с начала (ab ovo). Он звал евреев к живой, деятельной вере во Христа. И к осуществлению этой же веры на деле он призывал христиан.
3) В главе "Евреи-христиане" читаем:
В сочинениях В. Соловьева вы найдете статьи о так называемом Новозаветном Израиле и его провозвестнике Рабиновиче.
Иосиф Давидович Рабинович, адвокат в Кишиневе, сын и внук раввина, основательно изучил Евангелие. В 1882 году он посетил вместе с группой евреев Палестину. В Иерусалиме, будучи на Елеонской горе, Рабинович глубоко размышлял о судьбе своего народа и о возможности возвращения евреев в землю отцов. Он стал читать Евангелие. Ему открылись слова Христа из 15 главы Евангелия Иоанна: "Без Меня не можете делать ничего".
Луч веры озарил его сердце, и он обратился к Богу во имя Иисуса Христа. О своих дальнейших переживаниях он говорит: "Я увидел свет. Я узнал, куда мы должны стремиться и где мы можем чувствовать себя дома. Возвратясь в Россию, я сделал своим лозунгом следующие слова: "Ключ от Святой Земли находится в руках Иисуса Христа" (см. книгу "Движение к христианству среди евреев в Кишиневе". Речи вождя этого движения И. Д. Рабиновича. Кишинев 1893, с. 89).
4) Далее:
Конечно, он встретил отпор со стороны еврейской общины в Кишиневе, Однако, часть евреев присоединилась к нему, и они сообща построили молитвенный дом в этом городе, под названием "Вифлеем". Над дверью этого дома были золотыми буквами начертаны слова апостола Петра из Деяний Апостольских: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
В 1931 году я посетил Кишинев, был на могиле Рабиновича; имел также близкое общение с членами местной общины христиан-евреев, ревностно продолжающих его дело; имел радость читать на собрании этой общины из древне-еврейской Библии, которая принадлежала Рабиновичу.
В своём труде "ЧТО ТАКОЕ ИУДЕОХРИСТИАНСТВО?" Александр Мень подверг критике учение И. Д. Рабиновича.
Не считаю возможным для себя ни комментировать, ни высказывать какие-либо собственные убогие суждения. Только факты и цитаты. Так вот, в труде А. Меня можно прочесть следующее:
Я не думаю, что такие опыты, которые предпринимал Иосиф Рабинович (см. об этом в предисловии "От редакции") и другие проповедники, имели смысл. Деятельность Рабиновича была попыткой все-таки ассимилировать еврейские группы. Она была очень непоследовательна. Будущее разрешение конфликта должно бы иным. Кто-то из евреев может признать во Христе великого учителя и пророка - высшего из их народа. Мы же знаем, что Он более чем пророк, и для нас Его голос - это голос Божий. Его Лик - это лик Предвечного. Большего, чем это, добавить невозможно. Большего нам даже не нужно.
Сейчас в Израиле люди верующие составляют меньшинство. Большинство людей вообще отпало от всякой веры, живет в бездуховности. Мы должны считать добром, если этим людям будет не навязана какая-то официальная государственная религия, как бывало в прошлые века, а будет открыт свободный путь выбора. Если они вернутся к иудаизму - хорошо, если они будут искать другие выходы - хорошо. Если они придут к христианству, они от этого не перестанут быть-евреями, а только прочнее свяжутся со своей традицией. Но это уже будет традиция не в архаическом смысле, не в замкнуто-национальном, а в широком, всемирном, могучем, как самая основа Церкви.
(Континент, 1998, № 95, с. 255-268.)
В редакционном предисловии сказано следующее:
Вл.Соловьев охарактеризовал движение Рабиновича как “первобытную иудействующую форму христианства, из которой вышел не протестантизм, а Церковь” (Письма, т. IV, с. 90). Своя правда в этом утверждении была. Именно в XIX веке началось движение “к истокам христианства”, преодолевавшее тысячелетние шизофренические усилия забыть о синагогальных истоках Церкви. Это было прежде всего движение академическое: богословы и историки искали общее между древним христианством и древним иудаизмом. К середине XX века общего нашли уже столько, что проблема радикально изменилась и стали спрашивать, а были ли, собственно, различия. Появился термин “иудеохристианство”, обозначавший сразу несколько феноменов I-II веков истории Церкви, прежде всего – исповедание Христа одновременно с исполнением Моисеева закона во всей его полноте.
P.S. Относительно указанного Вами названия улицы, на которой предположительно находятся развалины молитвенного дома, то она, кажется, называется Rabbi Tirilson.
И ещё пару фотографий Иосифа Давидовича
Иосиф Рабинович портрет.jpg
Ну, и уж простите, вот такая фотография скульптуры "Рабинович в саду скульптур Одесского литературного музея. Это, конечно, шутка. Не обиделись?
Скульптура Рабинович в саду скульптур Одесского литературного музея.jpg