Авиапарк

Модераторы: rimty, er-xvl

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1854
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение Gaerlind » 30 апр 2012, 01:59

vladik писал(а):в дальнейшем был списан и передан в Жуковский, ЛИИ, где находится и поныне в ужасном состоянии (ободран до металла), назначение его там пока неизвестно.
По сведениям от знакомого споттера из Москвы - этот борт якобы "приведен в чувства", вылизан и перекрашен (в современную ливрею с символикой ТУ) и сейчас принадлежит ОКБ Туполева и используется как служебный борт для нужд ОКБ.

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение vladik » 30 апр 2012, 11:00

Gaerlind писал(а):
vladik писал(а):в дальнейшем был списан и передан в Жуковский, ЛИИ, где находится и поныне в ужасном состоянии (ободран до металла), назначение его там пока неизвестно.
По сведениям от знакомого споттера из Москвы - этот борт якобы "приведен в чувства", вылизан и перекрашен (в современную ливрею с символикой ТУ) и сейчас принадлежит ОКБ Туполева и используется как служебный борт для нужд ОКБ.
Всё может быть, нужно будет проверить!

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 03 май 2012, 13:47

Возможный вариант поиска ИЛ18, который находился на горе между Рышканоквой и Чеканами, это создать одельную ветку (тему) с реестром только ИЛ18А(Б,В,Е,Д), с указанием номеров борта и завода, их истории, затем удалить известные... всем миром может удастся восстановить (узнать) этой "таинственный борт"... Могу составить весь перечень бортов ИЛ18. Знать бы какая буква была у нашего "чеканского ботра", было бы проще...
Может у кого есть другие идеи по этому поводу???
Что касается ссылок на другие источники, особенно английского тексто-содержания, то лучше не надо... по той простой причине, что очень много "умных и талантливых спецов" развелось...
Не в обиду молдавским следопытам!!! Так что лучше нам иметь свою тему или ветку...
Кстати, по номерам молдавских бортов Ту134(А) все верно, а вот снимков многих бортов из них нет вообще в инете, такая вот история...

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение vladik » 07 май 2012, 00:25

czeschawy писал(а):Возможный вариант поиска ИЛ18, который находился на горе между Рышканоквой и Чеканами, это создать одельную ветку (тему) с реестром только ИЛ18А(Б,В,Е,Д), с указанием номеров борта и завода, их истории, затем удалить известные... всем миром может удастся восстановить (узнать) этой "таинственный борт"... Могу составить весь перечень бортов ИЛ18. Знать бы какая буква была у нашего "чеканского ботра", было бы проще...
Может у кого есть другие идеи по этому поводу???
Что касается ссылок на другие источники, особенно английского тексто-содержания, то лучше не надо... по той простой причине, что очень много "умных и талантливых спецов" развелось...
Не в обиду молдавским следопытам!!! Так что лучше нам иметь свою тему или ветку...
Кстати, по номерам молдавских бортов Ту134(А) все верно, а вот снимков многих бортов из них нет вообще в инете, такая вот история...
Спасибо Вам за предложение! Но это очень кропотливая работа, потому что есть большая вероятность того, что по нескольким самолётам инфы не будет, и отсеять нужный нам из них будет нереально, хотя попробовать можно.
Есть другой вариант.
Нужно точно знать, в каком году этот ИЛ был установлен. Эти сведения пока разнятся прилично, но думаю, выяснить можно.
Далее, ничего же просто так не делается - то есть должно было быть решение госадминистрации на установку этого самолёта, и скорее всего местные СМИ освещали это мероприятие в своих изданиях. Иными словами нужно, зная год установки, полистать газеты тех лет в библиотеке и поискать статью об установке этого самолёта, там возможно есть и фото. Ну а если в архив попасть, поработать с документами, то можно и номерок быстро найти - он должен был быть указан в этих документах.

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 07 май 2012, 13:41

Были в Молдавском УГА уще вот такие ТУ134А, только очень малый период времени...
----
ser-5301 Ту-134 СССР-65686 sn-62390 mfd-1979.7.26 (ER-65686, ER-AAZ, ER-TCF)
----
ser-4608 Ту-134А3 СССР-65119 sn-60475 mfd-1978.6.14 (EX-65119, 60475, RA-65577)
----
ser-0701 Ту-134 СССР-65672 sn-9350701 mfd-1969 (YU-AHH, СССР-65672)
----
65686 получили самой последней, числилась за молдавскими военными, 65119 была где-то три-четыре месяца и забрали, за 65672 пока ничего не могу добавить....
Пока пытаюсь отыскать еще снимки наших бортов, потом уже постараюсь выложить на сайте...

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 07 май 2012, 13:52

Список всех Ил18(20/22)А-Д видимо составляет около 700 машин, что не могу утверждать. Собрать все - явно кропотливая работа. Так дома удобнее по всем пройтись, составить список, благо есть много подобных списков в инете, послушать и узнать дополнения других. В библиотеку вряд-ли кто сейчас пойдет и рыть архивы тоже не станет. Пусть останется 20-50 лайнеров, уже легче... Что касается нашего Ил18-Чеканы, то озадачил многих старожилов аэропорта. Говорил со многими авиатехниками, которым за 60 на сегодня, вообщем закрутился вопрос, так ведь многим стало интересно, есть даже такие, что его обслуживали. Одни подсказывают, может Ан12, их то порезали в нашем порту не мало. Будем ждать новостей. Стоял он уже в 1979, а вот снесли его примерно 1981-1983 годах, но точно до 1986 года. Попробую весь перечень пока у себя собрать в краткой форме, и видел где-то в инете довольно хорошие списки, только не могу снова собрать все реестры... другая работа тоже прижимает...
Что касается авторских снимков, и требований их публикации. По сути, согласен... только вот на многих сайтах, особенно англоязычных, есть снимки лайнеров за 1970-1986 годы... обратите внимание сколько лет автору снимка. Получается, автору не более 30 лет, и в утробе матери уже снимал с помощью Зенит, или , Зорький, Смена... Потом пишут за работу и обслуживание, вписывают такие мудренные наименования, сокращения... а по сути к самому самолету не прикасался вообще, опять же по возрасту не мог...

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 07 май 2012, 20:30

1974_65638_001.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8286
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение ris55 » 07 май 2012, 21:05

Туполев Ту-134
Бортовой №: CCCP-65638
статус: порезан
крайний эксплуатант: Аэрофлот - МГА СССР
до 1985 г.
в эксплуатации:
с 10 января 1970 г.
до 1985 г. (14 лет 11 месяцев)

первый полет: 1970 г. (42 года 4 месяца)
дата выпуска: 1970 г. (42 года 4 месяца)
списан: 16 ноября 1984 г. (Приказ МГА №241 - по отработке назначенного ресурса.)
техническая информация:
КБ: Туполев
тип: Ту-134 (реестр)
модификация: Ту-134

завод-изготовитель ХГАПП
заводской номер: 9350915
серийный (порядковый) номер: 09-15



информация об эксплуатантах:
с даты: модиф.: бортовой: авиакомпания: состояние:
1970.01.10 Ту-134 CCCP-65638 Аэрофлот - МГА СССР
→ 235-й Отдельный Правительственный АО летал
1972.02.21 Ту-134 CCCP-65638 Аэрофлот - МГА СССР
→ Молдавское УГА
→ Кишинёвский ОАО летал
1985 Ту-134 CCCP-65638 Аэрофлот - МГА СССР
→ Молдавское УГА
→ Кишинёвский ОАО порезан
(где? когда?)

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1854
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение Gaerlind » 07 май 2012, 21:18

Я смотрю что во времена СССР ресурс машин вырабатывался быстрее чем сейчас. То ли машины интенсивнее летали, то ли на ресурсе не экономили выжимая из машин последние соки пока они не рассыпятся...

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 09 май 2012, 19:02

За почти подробную информацию про Ту13 65638 благодарю, но это не все сведения.
Кстати, Ту134 не имели ВСУ и Реверса двигателя... И решалась проблема гашения скорости просто, после посадки выпускался парашют для торможения. Очень красивое зрелище, затем сбрасывался до рулежной дорожки, затем устанавливали другой в хвостовом спец-отсеке. Кстати, до сих пор не видел снимка такой посадки Ту134, может кто подскажет...

При Советском Союзе и во времена Аэрофлота, только на Москву было 7-8 рейсов сутки, да и десятки других дальних рейсов. Не экономили ни ресурсы , ни топливо - всего этого хватало, даже капремонты строго по графику, сама республика не оплачивала расходы. Теперь экономят даже на техобслуживани, пытаясь продлить сроки по максимуму. Вот и пошли проблемы с бортами.

Тут совместными усилиями авиаторов и старожилов вспомнили, что в нашем последнем списке по Ту134(А) еще не достает бортов 65839 - сгоревшего в Уфе, и 65816 - разбившегося под Днепродзержинском...

Да, мне подсказали многие из работавших и работающих в авиации, что было 8 бортов Ан-24 и 8 бортов Як-40
АН24 - 46284, 46376, 46414, 46417, 46508, 46599, 47685, 46698...
Як40 - 88280 -салон, 87400, 87401, остальные пока смутно, но среди своих найдем...

Так Ан10А _ СССР-11161 аэропорт подарил 17 школе в аэропорту в 1975-76 годах, хотели сделать типа музея... однако школьники распорядились по другому, исписали и поломали. Так 5 лет и стоял закрытым. Потом уже продали под кафе на Ботанике. Сколько слухов было о его появлении там ... На самом деле все прозаично. Наши (технари АТБ) отстыковали крылья и ночью по новой дороге перевезли на Ботанику, где его благополучно и собрали. Правда хвост приделали какой-то "левый". Крутые потом его не поделили, так подпалили, затем порезали бедолагу. Остальное вам всем из форума давно известно...

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 11 май 2012, 06:59

Дополнение к последнему списку по Ту134(А), не достает бортов 65839 - сгоревшего в Уфе, и 65816 - разбившегося под Днепродзержинском...
---
Ту-134А, СССР-65816, sn-4352210, ser-22-10, mfd-mar-1974, Молдавское УГА, Кишиневский ОАО, катастрофа 11.08.1979 г. в районе Днепродзержинска.
---
Ту-134А СССР-65839 sn-18117, ser-26-01, mfd-1974, Молдавское УГА, Кишиневский ОАО, разбился 19.05.1979 г. в Уфе.
---

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение vladik » 11 май 2012, 20:31

czeschawy писал(а):За почти подробную информацию про Ту13 65638 благодарю, но это не все сведения.
Кстати, Ту134 не имели ВСУ и Реверса двигателя... И решалась проблема гашения скорости просто, после посадки выпускался парашют для торможения. Очень красивое зрелище, затем сбрасывался до рулежной дорожки, затем устанавливали другой в хвостовом спец-отсеке. Кстати, до сих пор не видел снимка такой посадки Ту134, может кто подскажет...

При Советском Союзе и во времена Аэрофлота, только на Москву было 7-8 рейсов сутки, да и десятки других дальних рейсов. Не экономили ни ресурсы , ни топливо - всего этого хватало, даже капремонты строго по графику, сама республика не оплачивала расходы. Теперь экономят даже на техобслуживани, пытаясь продлить сроки по максимуму. Вот и пошли проблемы с бортами.

Тут совместными усилиями авиаторов и старожилов вспомнили, что в нашем последнем списке по Ту134(А) еще не достает бортов 65839 - сгоревшего в Уфе, и 65816 - разбившегося под Днепродзержинском...

Да, мне подсказали многие из работавших и работающих в авиации, что было 8 бортов Ан-24 и 8 бортов Як-40
АН24 - 46284, 46376, 46414, 46417, 46508, 46599, 47685, 46698...
Як40 - 88280 -салон, 87400, 87401, остальные пока смутно, но среди своих найдем...

Так Ан10А _ СССР-11161 аэропорт подарил 17 школе в аэропорту в 1975-76 годах, хотели сделать типа музея... однако школьники распорядились по другому, исписали и поломали. Так 5 лет и стоял закрытым. Потом уже продали под кафе на Ботанике. Сколько слухов было о его появлении там ... На самом деле все прозаично. Наши (технари АТБ) отстыковали крылья и ночью по новой дороге перевезли на Ботанику, где его благополучно и собрали. Правда хвост приделали какой-то "левый". Крутые потом его не поделили, так подпалили, затем порезали бедолагу. Остальное вам всем из форума давно известно...
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ!!!!!!!!

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6589
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Авиапарк

Сообщение Igori » 04 июн 2012, 16:18

Сегодня совершенно случайно забрёл в Аэропорт без всякой задней мысли с биноклем и фотиком.А тут ТАКОЕ :shock:


Наверное,скоро улетает в командировку,или ради меня :?: :oops: Сегодня разминал крылышки:левый круг с полосы 26 в зоне аэропорта с касанием полосы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 02 июл 2012, 23:41

Просмотрел многие сайты с описанием реестров... Увы многие реестры грешат данными, или есть полные несоответствия информации реальности. Самолет типа Ту134(А,Б) вроде недавно летал и есть много документов в "живых", неужели кому-то выгодно такая инфа. Кстати, из нашего молдавского списка нужно пока удалить Ту134 СССР-65070, нет пока доказательств у меня, что этот борт был нашим...
Теперь вопрос ко всем участникам форума и сайта...
Пока не встретил нигде список Ан10(А), которые были у нас. А сумарно их было 112 бортов...
Выпускался по годам
1957 выпущено 2
1958 выпущено 20
1959 выпущено 41
1960 выпущено 49
Всего - 112 (бортов).
Из них пока установил, что к нашему молдавскому списку принадлежали...
01- Ан-10 _ CCCP-11137
02- Ан-10 _ CCCP-11147
03- Ан-10 _ CCCP-11149
04- Ан-10 _ CCCP-11151
05- Ан-10 _ CCCP-11153
06- Ан-10 _ CCCP-11156
07- Ан-10 _ CCCP-11161
08- Ан-10 _ CCCP-11162
09- Ан-10А _ CCCP-11175
10- Ан-10А _ CCCP-11188
11- Ан-10А _ CCCP-11223
Дополнения к каждому борту добавить смогу немного позже...
Предлагаю обсудить и собрать полный список "наших" саолетов типа Ан-10(А)....

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 02 июл 2012, 23:49

Теперь хотел бы предложить тему для админа и всех участников форума....
Будем собирать сведения всех по вопросу нашего ИЛ-18 "Чеканы" и вычеркивать из общего списка те борты, которые явно не могли стоять в нашем парке....
Было выпущено всего самолетов типа Ил-18 (А-Д, 20, 22, 38) только 675 бортов.
Самолет типа Ил-18
прототипы Ил-18 (2 борта)
серийные Ил-18А (20 бортов)
серийные Ил-18Б (66 бортов)
серийные Ил-18Е (39 бортов)
серийные Ил-18Д (104 борта)
серийные Ил-20 (21 борт)
серийные Ил-20РТ (4 борта)
серийные Ил-22 (28 бортов)
серийные Ил-38 (58 бортов)
Всего (675 бортов)

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 03 июл 2012, 00:09

Было выпущено самолетов типа Ил-18 (А-Д, 20, 22, 38) по годам....
Самолет типа Ил-18
1964 выпущено 1
1965 выпущено 1
1966 выпущено 1
1967 выпущено 3
1968 выпущено 13
1969 выпущено 8
1970 выпущено 13
1971 выпущено 31
1972 выпущено 13
1973 выпущено 26
1974 выпущено 37
1975 выпущено 29
1976 выпущено 39
1977 выпущено 45
1978 выпущено 51
1979 выпущено 45
1980 выпущено 40
1981 выпущено 49
1982 выпущено 62
1983 выпущено 30
1984 выпущено 22
1985 выпущено -
1986 выпущено 1
1987 выпущено 4
1988 выпущено -
1989 выпущено 3
Всего – 567 (бортов).
Из общего числа надо отнимать теперь 1980-1989 годы выпущеных 191 борт,
остается 476 бортов....

Теперь побывавших в АВАРИИ и списаных по этой причине...

001- CCCP-75653
002- CCCP-75663
003- CCCP-75686
004- CCCP-75717
005- CCCP-75533
006- CCCP-75425
007- CCCP-75766
008- CCCP-75780
009- CCCP-75791
010- CCCP-75801
011- CCCP-75823
012- CCCP-75824
013- EX-75825
014- CCCP-75519
015- CCCP-75526
016- CCCP-75552
017- CCCP-75559
018- CCCP-75560
019- CCCP-75575
020- CCCP-75578
021- LZ-BEP
022- CCCP-75414
023- CCCP-75436
024- CU-T131
025- CU-T1539

Далее борт, попавший в катастрофу...

001- 002
002- CCCP-75648
003- CCCP-75651
004- CCCP-75654
005- CCCP-75665
006- CCCP-75685
007- CCCP-75687
008- B-202
009- OK-NAB
010- CCCP-75705
011- CCCP-75708
012- CCCP-75712
013- HA-MOD
014- OK-OAD
015- CCCP-75732
016- HA-MOC
017- OK-PAF
018- CCCP-75757
019- TZ-ABE
020- CCCP-75765
021- CCCP-75773
022- 3X-GAB
023- CCCP-75798
024- CCCP-74298
025- CCCP-75826
026- RA-75840
027- CCCP-75843
028- LZ-BEM
029- CCCP-75668
030- CCCP-75866
031- CCCP-75507
032- CCCP-75520
033- CCCP-75531
034- LZ-BEN
035- HA-MOH
036- CCCP-75558
037- CCCP-75563
038- LZ-BES
039- YR-IMH
040- YR-IMI
041- VN-B... ?
042- LZ-BED
043- CCCP-75405
044- LZ-BEG
045- ER-ICJ
046- YR-IMK
047- CCCP-75408
048- DM-STL
049- OK-WAI
050- 3X-GAX
051- B-222
052- CU-T1270
053- RA-74295
054- VN-B190
055- SP-FNZ
056- SU-AOV
057- CU-T899
058- SU-APC
059- unknow?
060- CCCP-75907

Вот пока что могу добавить по поиску Ил-18"Чеканы"...

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 31 июл 2012, 11:17

Взято из нашего форума, чтобы прояснить одну деталь... вернее две...
Кому что известно про борт СССЗ-52007 и его братика с лева на снимке...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
czeschawy
Местный
Местный
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 18 мар 2012, 23:41

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение czeschawy » 31 июл 2012, 18:30

Снимок нашего старого аэропорта в 1960 году, а поведал даже немного о самолетах Ил-14 Молдавского УГА. Справа видно один номер СССР-52007. Слева тоже один из наших бортов. Теперь можно утверждать, что у нас было 4-борта Ил-14(Р)...

Перечень Ил-14 Молдавского УГА
----------------------------------
Ил-14 _ СССР-52005 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14Р _ СССР-52007 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14Р _ СССР-52022 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14 _ СССР-52047 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО

Более подробных сведений пока не имею....

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение er-xvl » 10 авг 2012, 11:52

czeschawy писал(а):Снимок нашего старого аэропорта в 1960 году, а поведал даже немного о самолетах Ил-14 Молдавского УГА. Справа видно один номер СССР-52007. Слева тоже один из наших бортов. Теперь можно утверждать, что у нас было 4-борта Ил-14(Р)...

Перечень Ил-14 Молдавского УГА
----------------------------------
Ил-14 _ СССР-52005 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14Р _ СССР-52007 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14Р _ СССР-52022 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО
Ил-14 _ СССР-52047 _ Аэрофлот, Кишиненвский ОАО

Более подробных сведений пока не имею....
Ил-14 в Молдавском УГА было 5.
Пятый- СССР-52035
и вместо 52047, правильный номер: СССР-52041.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1854
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: авиация и Кишинёв

Сообщение Gaerlind » 10 авг 2012, 12:54

czeschawy писал(а): прототипы Ил-18 (2 борта)
серийные Ил-18А (20 бортов)
серийные Ил-18Б (66 бортов)
серийные Ил-18Е (39 бортов)
серийные Ил-18Д (104 борта)
серийные Ил-20 (21 борт)
серийные Ил-20РТ (4 борта)
серийные Ил-22 (28 бортов)
серийные Ил-38 (58 бортов)
Всего (675 бортов)
А эти 18Д они уникальные или это смесь? Дело в том что помимо постройки собственно изначальных 18Д, до уровня 18Д доводились во время кап-ремонта на авиазаводах многие более ранние машины из семейства 18-х...

Ответить

Вернуться в «Авиапарк»