Рассуждения о трамвае
Рассуждения о трамвае
Димитрий Шуков на фейсбуке опубликовал интересную статью, копирую ее сюда
Как извесно заключительный трамвай прошёл по Кишинёву 13.05. 1961. В газете "Вечерний Кишинёв" от 14.05.1961 была опубликована статья "Последний рейс трамвая", которую я привожу.
Последний рейс трамвая.
Поздняя ночь. Громыхая колёсами на стыках рельсов, по улице Фрунзе в направлении депо мчится последний трамвайный вагон. Радостно на душе у водителя Ивана Прутяну. И как бы выражая радость своих чувств, он нарушает ночную тишину трелями звонков. Но вот и депо. Последний звонок – и вагон 26, как и все остальные, больше не покажется на улицах города.
Кишинёвский трамвай, который в течение сорока восьми лет служил неотъемлемой частью городского пейзажа, отжил свой век. По решению городского Совета вчера трамвай на маршрутах улиц Фрунзе, Армянской, и Павловской прекратил своё существование. Трамвай. Как много связывает его со старым, утопающим в грязи Кишинёвом, с его немощёными улицами, покосившимися хибарками. Как не похож прежний Кишинёв на новый, социалистический город с его покрытыми асфальтом широкими магистралями, по которым мчатся комфортабельные троллейбусы.
Многие из работников трамвайно-троллейбусного Управления с горечью вспоминают времена, когда хозяином трамвая было Бельгийское общество, когда забота о куске хлеба вытесняла у них все другие заботы.
Иван Прутяну сравнительно молодой водитель трамвая. Работает он лишь с 1952 года. Но прекращение работы трамвая его не пугает. Вот уже два месяца, как он занимается на курсах водителей троллейбуса и скоро, очень скоро, сядет за руль современной машины. Он счастлив, что будет водить троллейбусы по магистралям нового, в корне преобразившегося города.
- первые троллейбусы, - рассказывает начальник трамвайно-троллейбусного управления М.Л. Гольдштейн, - были пущены в Кишинёве по улице Ленина в октябре 1949 года ко дню празднования 25-летия республики. Всего курсировало шесть вагонов. Сейчас по пяти троллейбусным маршрутам курсируют 65 троллейбусов, связывающих почти все части города с его центром. Только с начала этого года троллейбусом перевезено около 18 миллионов пассажиров.
На линиях прекратилось движение трамваев. Их заменят троллейбусные и автобусные маршруты. Уже ведётся реконструкция улицы Фрунзе. Новый современный транспорт всё прочнее и прочнее входит в быт жителей молдавской столицы, преображая её жизнь.
Как извесно заключительный трамвай прошёл по Кишинёву 13.05. 1961. В газете "Вечерний Кишинёв" от 14.05.1961 была опубликована статья "Последний рейс трамвая", которую я привожу.
Последний рейс трамвая.
Поздняя ночь. Громыхая колёсами на стыках рельсов, по улице Фрунзе в направлении депо мчится последний трамвайный вагон. Радостно на душе у водителя Ивана Прутяну. И как бы выражая радость своих чувств, он нарушает ночную тишину трелями звонков. Но вот и депо. Последний звонок – и вагон 26, как и все остальные, больше не покажется на улицах города.
Кишинёвский трамвай, который в течение сорока восьми лет служил неотъемлемой частью городского пейзажа, отжил свой век. По решению городского Совета вчера трамвай на маршрутах улиц Фрунзе, Армянской, и Павловской прекратил своё существование. Трамвай. Как много связывает его со старым, утопающим в грязи Кишинёвом, с его немощёными улицами, покосившимися хибарками. Как не похож прежний Кишинёв на новый, социалистический город с его покрытыми асфальтом широкими магистралями, по которым мчатся комфортабельные троллейбусы.
Многие из работников трамвайно-троллейбусного Управления с горечью вспоминают времена, когда хозяином трамвая было Бельгийское общество, когда забота о куске хлеба вытесняла у них все другие заботы.
Иван Прутяну сравнительно молодой водитель трамвая. Работает он лишь с 1952 года. Но прекращение работы трамвая его не пугает. Вот уже два месяца, как он занимается на курсах водителей троллейбуса и скоро, очень скоро, сядет за руль современной машины. Он счастлив, что будет водить троллейбусы по магистралям нового, в корне преобразившегося города.
- первые троллейбусы, - рассказывает начальник трамвайно-троллейбусного управления М.Л. Гольдштейн, - были пущены в Кишинёве по улице Ленина в октябре 1949 года ко дню празднования 25-летия республики. Всего курсировало шесть вагонов. Сейчас по пяти троллейбусным маршрутам курсируют 65 троллейбусов, связывающих почти все части города с его центром. Только с начала этого года троллейбусом перевезено около 18 миллионов пассажиров.
На линиях прекратилось движение трамваев. Их заменят троллейбусные и автобусные маршруты. Уже ведётся реконструкция улицы Фрунзе. Новый современный транспорт всё прочнее и прочнее входит в быт жителей молдавской столицы, преображая её жизнь.
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А в Одессе при этом сохраняли и Трамвай, и Троллейбус развивали...
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Сволочи!По-другому и не скажешь.
Эта статья уже есть на Форуме. Опять рану разбередили.
В Одесссе тралл не особо расцвёл,несмотря на почтенный возраст (1941г.р.).А 14-й в Аэропорт,слегка приподнявшись в 2015-2018,умер окончательно.Трамвай тоже проредили значительно:NN 11- вдвое,30- вообще.Даже визитную Пятёрку еле спасли!Спасибо Мишастику!
Да и то- Аркадийское кольцо утрачено:(
Это утраты постсоветские.А раньше-ещё масштабнее.
Эта статья уже есть на Форуме. Опять рану разбередили.
В Одесссе тралл не особо расцвёл,несмотря на почтенный возраст (1941г.р.).А 14-й в Аэропорт,слегка приподнявшись в 2015-2018,умер окончательно.Трамвай тоже проредили значительно:NN 11- вдвое,30- вообще.Даже визитную Пятёрку еле спасли!Спасибо Мишастику!
Да и то- Аркадийское кольцо утрачено:(
Это утраты постсоветские.А раньше-ещё масштабнее.
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А в Кишинёве убили Трамвай из-за Тещи какого-то Шишки, которой Трам мешал своим грохотом.
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Эта легенда,думаю,далека от реальности.
Трамвай тогда стали убивать повсеместно. Типа,на этой карете прошлого …
Однако,времена изменились ,и назовите СХОДУ столицу из ес без трамвая
Трамвай тогда стали убивать повсеместно. Типа,на этой карете прошлого …
Однако,времена изменились ,и назовите СХОДУ столицу из ес без трамвая

Размышления о трамвае
Такой бред... назовите перспективы трамвая в городе таких пробок....
Ну не рассчитана инфраструктура на такой трафик транспорта.
у рельс нет манёвра в отличии от авто и троллейбуса.
это же реальный вой от совкового наследия стелился бы над городом
Правильно, что его давно убрали. И это нормальная тенденция. Физику не обмануть. И Лондон, и Москва и другие мегаполисы прощаются или давно попрощались с этим транспортом. Да было круто, удобно, и безальтернативно. Времена изменились и прогресс техники лучше и условия не те..
Давайте адекватно оценивать ситуацию.
Без трамвая проблем на дорогах для городских владельцев авто очень много, и знаки, и пдд и пешеходы...
ну представьте еще трамвай прямолинейный...
диктатура, а не жизнь.
Люди умные планировали город на перед и дальнейшее его развитие в перспективе .
Ну не рассчитана инфраструктура на такой трафик транспорта.
у рельс нет манёвра в отличии от авто и троллейбуса.
это же реальный вой от совкового наследия стелился бы над городом
Правильно, что его давно убрали. И это нормальная тенденция. Физику не обмануть. И Лондон, и Москва и другие мегаполисы прощаются или давно попрощались с этим транспортом. Да было круто, удобно, и безальтернативно. Времена изменились и прогресс техники лучше и условия не те..
Давайте адекватно оценивать ситуацию.
Без трамвая проблем на дорогах для городских владельцев авто очень много, и знаки, и пдд и пешеходы...
ну представьте еще трамвай прямолинейный...
диктатура, а не жизнь.
Люди умные планировали город на перед и дальнейшее его развитие в перспективе .
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А Вы назовите город в СССР, где убрали трамваи. Я что-то, кроме Кишинёва не знаю других.
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Вот это бред )))
Москва попрощалась с Троллейбусом, но прокладывает новые линии Трамвая, а старые обосабливает, сужая или убирая полосы для автомобилей. На одном участке даже будет автономное движение Трамвая.
И есть куча примеров, где в Европе возвращают и развивают трамвай.
Но в Кишинёве, да, лучше развивать Троллейбус, нормальные полосы для ОТ сделать, штрафовать водятлов с блатными номерами за выезд на эти полосы... Ну и закупать сочленённые, лучше с тремя секциями, благо их б/у скоро тоже много будет
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
прошу прощения за вероятную бестактность. но мне кажется, что у нас гугл один на всех.
речь не только о РФ, но и пост пространства СССР
бегло ссылки
https://www.roi.ru/38702/
https://holden-k.livejournal.com/418199.html
https://www.ridus.ru/pochemu-v-rossii-u ... 80085.html
https://daily.afisha.ru/news/78673-vlas ... hane-i-sk/
да и в загранице не все радужно
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%B0%D0%BB
да и без сторонних ссылок, просто представьте еще полосу для трамваев на Штефана, и пассажиров трамваев... ...
а другие улицы для трамвайных путей и рекомендовать страшно.
не то время.
Последний раз редактировалось venberg_r 21 окт 2024, 20:49, всего редактировалось 1 раз.
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Я этот вопрос не Вам задал и не надо его расширять )))venberg_r писал(а): ↑21 окт 2024, 20:45прошу прощения за вероятную бестактность. но мне кажется, что у нас гугл один на всех.
речь не только о РФ, но и пост пространства СССР
Вопрос был именно про СССР, потому что Трамвай только в Кишинёве убили (Я могу ошибаться , потому и спросил) и именно в то время

А в постсоветские времена трамваи убирали повсеместно, просто потому что времена такие были... Кишинёв вон даже автобусы толком восстановить не может, хотя в 80-х годах автобусов было намного больше, чем сейчас троллейбусов, так ещё была куча маршрутов только на гармошках.
Ну, а по Вашим ссылкам:
1. Про Питер - фигня. Была серия урезаний, пока у власти была Валька "Стакан", но сейчас снова планируют восстанавливать.
2. В остальной России не только Трамвай ликвидируют, а ещё и Троллейбус. Просто потому что автобусное лобби сильнее, они больше откатов дают, чем электротранспорт. И опять же, это началось в постсоветское время, до 91 года трамваи и троллейбусы развивали примерно одинаково. А в 2003 Я даже помню, как в Коломну ездил на открытие новой ветки Трамвая.
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Вы запамятовали.
Сначала был мне ответ. Потом Вы его расширили .
Я оптом ответил.
И как ответ на контраргумент на приведенные сссылки, - про лобби, фигню и расширение...
Все возможно. Спорить не буду.
В контексте темы про кишиневский трамвай , Вы меня не переубедили.
В реалиях трафика и ширины улиц Кишинёва, крайне трудно представить возобновление трамвайного движения в коммерческом масштабе.
В порядке размышлений.
гипотетически, было бы возможным пустить один маршрут олдскульных вагонов на Штефана, при условии, что по этой магистрали будет курсировать исключительно общественный транспорт а остальной транспорт пустили бы параллельными улицами.
Они бы ужились, чисто теоретически.. Для столицы это было бы плюсом по многим параметрам. И туризм, и чистота в центре и пр.
Но, тут же себе возражаю...
это будет неудобно и этого не допустят важные персоны, которые возят себя по центральной улице к местам своей государственной работы..
И конечно все упрется в вопрос логистики. Куда их парковать, куда класть новые ветки путей, кто примет и будет их обслуживать, и во сколько выльется эта туристическая забава.
про откаты не знаю....это не по европейски)))
и автобусам и троллейбусам, у каждого городского транспорта есть своя работа в городе. и выделенные полосы.
-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Сейчас городить трамвай в Кишинёве нет смысла.
Если бы начали соединять пр.Кантемира, то там, и только там, теоретически можно было бы продумать и Трамвай, пустив его от Ворот города, далее вниз по Дечебала и до Скулянки.
Но лет 50 ещё это Кишинёву с кучей рынков на каждом углу, хаотичной застройкой вплотную к магистралям, точно не грозит. Тем более, что в границах всех перспективных расширений, которые были намечены в советские времена, уже построено огромное количество высотных жилых домов.
Так шо только Троллейбус )
Если бы начали соединять пр.Кантемира, то там, и только там, теоретически можно было бы продумать и Трамвай, пустив его от Ворот города, далее вниз по Дечебала и до Скулянки.
Но лет 50 ещё это Кишинёву с кучей рынков на каждом углу, хаотичной застройкой вплотную к магистралям, точно не грозит. Тем более, что в границах всех перспективных расширений, которые были намечены в советские времена, уже построено огромное количество высотных жилых домов.
Так шо только Троллейбус )
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А Вы назовите город в СССР, где убрали трамваи. Я что-то, кроме Кишинёва не знаю других.
[/quote]
Кроме Симфера и наших Черновиц,я тоже не знаю.
[/quote]
Кроме Симфера и наших Черновиц,я тоже не знаю.
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А чем не устроит маршрут Сынжера - Ромашка (пляж в районе села Гидигич) и пути уже есть, осталось только электрофицировать и транспорт муниципальныйseriojik писал(а): ↑21 окт 2024, 23:20Сейчас городить трамвай в Кишинёве нет смысла.
Если бы начали соединять пр.Кантемира, то там, и только там, теоретически можно было бы продумать и Трамвай, пустив его от Ворот города, далее вниз по Дечебала и до Скулянки.
Но лет 50 ещё это Кишинёву с кучей рынков на каждом углу, хаотичной застройкой вплотную к магистралям, точно не грозит. Тем более, что в границах всех перспективных расширений, которые были намечены в советские времена, уже построено огромное количество высотных жилых домов.
Так шо только Троллейбус )


-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
А трамвай тут при чём? )))asotel писал(а): ↑22 окт 2024, 08:32А чем не устроит маршрут Сынжера - Ромашка (пляж в районе села Гидигич) и пути уже есть, осталось только электрофицировать и транспорт муниципальныйseriojik писал(а): ↑21 окт 2024, 23:20Сейчас городить трамвай в Кишинёве нет смысла.
Если бы начали соединять пр.Кантемира, то там, и только там, теоретически можно было бы продумать и Трамвай, пустив его от Ворот города, далее вниз по Дечебала и до Скулянки.
Но лет 50 ещё это Кишинёву с кучей рынков на каждом углу, хаотичной застройкой вплотную к магистралям, точно не грозит. Тем более, что в границах всех перспективных расширений, которые были намечены в советские времена, уже построено огромное количество высотных жилых домов.
Так шо только Троллейбус )![]()
![]()
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Поезд это когда много вагонов, а когда один то это трамвайseriojik писал(а): ↑22 окт 2024, 09:58А трамвай тут при чём? )))asotel писал(а): ↑22 окт 2024, 08:32А чем не устроит маршрут Сынжера - Ромашка (пляж в районе села Гидигич) и пути уже есть, осталось только электрофицировать и транспорт муниципальныйseriojik писал(а): ↑21 окт 2024, 23:20Сейчас городить трамвай в Кишинёве нет смысла.
Если бы начали соединять пр.Кантемира, то там, и только там, теоретически можно было бы продумать и Трамвай, пустив его от Ворот города, далее вниз по Дечебала и до Скулянки.
Но лет 50 ещё это Кишинёву с кучей рынков на каждом углу, хаотичной застройкой вплотную к магистралям, точно не грозит. Тем более, что в границах всех перспективных расширений, которые были намечены в советские времена, уже построено огромное количество высотных жилых домов.
Так шо только Троллейбус )![]()

-
- Местный
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 15 окт 2008, 10:47
- Откуда: Москва, Некрасовка
- Контактная информация:
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Когда хоть один на ж/д инфраструктуре, то это всё равно не трамвай, это электричка ))) И какой смысл электрифицировать такой участок ради одновагонного транспорта, как его ни назови )
Можно просто автомотриссу пустить без электрификации.
Но кто на неё пойдёт при наличии 18-го автобуса. Интервалы вряд ли будут меньше, да и скорость тоже вряд ли будет выше.
Можно просто автомотриссу пустить без электрификации.
Но кто на неё пойдёт при наличии 18-го автобуса. Интервалы вряд ли будут меньше, да и скорость тоже вряд ли будет выше.
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Напрмер Алма-атинский трамвай — трамвайная система, функционировавшая в городе Алма-Ата с 1937 по 2015 годы.Или Тверско́й трамвай — закрытая трамвайная система в Твери, работавшая с 28 августа 1901 года по 14 ноября 2018 года.
Re: Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)
Кроме того:Баку в 2004 отказались от трамваев,В Тбилиси избавились от троллейбусов и единственной трамвайной системы в стране (2006),Трамвай убрали из Ташкента в 2016, в Армении (Ереван) (2004),Дзержинск (1933-2015),Комсомольск-на-Амуре (1957-2018),Усть-Илимск (1988-2022),Ногинск (1924-2016),Архангельск 2004 г,В 2008 году вслед за такими российскими городами, как , Астрахань, Карпинск, Шахты, закрылось движение трамваев и в Иваново.