Все уже отснято.
Фотоальбом армянской церкви:
https://vk.com/album-62231824_200229858
Сарматский склеп:
https://vk.com/album-62231824_193586356
(Напомню, там при просмотре фото справа внизу есть менюшка "открыть оригинал").
На фото как раз видно, что церковь всегда была оштукатурена и побелена снаружи, а сейчас штукатурки нет.
arm02.jpg
Храм подробно описал в румынское время профессор Авакян, попробую найти ссылку.
Статуи из мрамора - это действительно надгробия, стоявшие на уничтоженном кладбище возле Греческой церкви. В частности, мраморное изваяние ангела в рост человека, находящееся сейчас у входа в Армянскую церковь, когда-то стояло на могиле купца Павла Руссова, имевшего греческие корни. Его отец был Городским головой Аккермана, а брат Александр - владелец знаменитого Дома Руссова на соборной площади Одессы.
Мое фото 1989 года:
nadgrobie.jpg
Сарматский склеп - это условное название. В 1989 году при работах в карьере на окраине города раскопали древний курган. В центре кургана находился данный склеп. Он был возведен из крупных каменных плит, установленных на ребро, и перекрыт двумя плитами двухскатной крыши. Плиты уложены насухо, без связывающего раствора. Фрагменты амфор, лепной и красно-лаковой керамики подсказали археологам, что склеп сооружен в 3 веке, возможно – живущими в округе сарматами
С внутренней стороны стены склепа были тщательно обработаны и оштукатурены известковым раствором терракотового цвета. Перед входом был установлен жертвенный столик - алтарь. Сам алтарь находится в экспозиции Белгород-Днестровского краеведческого музея, а склеп перенесён на территорию Армянской церкви.
Когда его в начале 90-х перевезли и собирали на территории армянской церкви, было уничтожено находившееся на этом месте древнее кладбище. Я помню, как долгое время на решетке ограды висели черепа, развешанные местными мальчишками, а вокруг склепа на земле белело множество костей.
1903г., Краткие исторические сведения о городах Бессарабской губернии.
"В одном из тесных переулков города находится армянская церковь с кладбищем, небольшая, до половины врытая в землю; она сохраняется в том виде, как и во времена владычества турок. Общий вид ее и характер внутреннего устройства напоминают глубокую древность. Вход в церковь, паперть и церковный пол выстланы надгробными камнями. Сама церковь – темная и таинственная. Над главным входом устроена особая галлерея для женщин. В стенах также надгробные камни, со старинными надписями, и вделана каменная купель для крещения детей. Из редкостей здесь сохраняется серебряная кадильница с еврейскою надписью, означающею, что она пожертвована Иаковом Бен Иоахимом, образа — все древне-греческой живописи."