Каприянский монастырь
Добавлено: 02 апр 2012, 20:44
Из альманаха "Бессарабия", 1903 год (текст и фото)
Киприановский Успенский монастырь.
Находится в кишиневском уезде, в 35 верстах от губернского города, и расположен в живописной местности между горами, покрытыми лесом. Мимо протекает речка Ишновец, образующая у ворот монастыря довольно обширный пруд (речка заграждена для этого искусственной плотиной).
В каком году основана обитель — неизвестно, но существует предание, что молдаво-валахский господарь Петр Рареш заложил в сел. Киприанах первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую окончили постройкою его преемники Стефан VIII и Александр IV Лопушнян, из которых последний , 11 апреля 1559 года, пожаловал Киприановскому монастырю в вечное владение 12 сел, с пахотными землями, лесами и виноградниками. В 1698 году монастырь, грамотою господаря молдавского Антиоха Кантемира II, вследствие того, что он «зело ослабил и осиротел и остал без комати и без всего, еже требует на пищу обители таковой, от нерадения и злого оустроения живущих в ней ленивых и непотребных Богу и человеком злых калугерей», был «преклонен» Зографской обители, «понеже жителие святей обители Зографской от Святая-Гора, святые и честные отцы суть серби, болгари... целомудрии и добрыи строителие святей церкви и честному дому, якоже угодно есь Богу и человеком... А кто ея покусит разорити и сказити наше даяние и оустроение, да будет непрощенной от Господа Бога створившего небо и землю, и от Пречистия Его Матере, и от триста и осемьнадесять отцев, иже в Никеи святем граде. Анафема да будет, и маранафа, и да имает часть с Иудою, и с триклятым Арием в безконечные веки муки». С 1813 года Киприановский монастырь, с его обширными дачами, находился во владении кишиневского архиерейского дома, но в 1857 году был возвращен Зографскому монастырю, а, взамен его, кишиневская епископия получила во владение Гиржавский монастырь.
В настоящее время в Киприановском монастыре две церкви: одна — главная, холодная, во имя Успения Богородицы, построенная в 1820 году экзархом митрополитом Гавриилом на месте старой (основанной в 1545 году), разрушенной землетрясением. Она устроена по образцу святогорских храмов. Алтарь с тремя малыми пристройками по бокам; самая середина к югу и северу протянута овалом, в котором во время богослужения располагаются, справа и слева, настоятели обители и поющий клир. За овалом церковь идет узкою полосою и оканчивается западною дверью. При церкви — каменная колокольня, а за церковью справа приделана гробница экзарха Гавриила.
Другая, теплая церковь, тоже каменная, во имя св. Георгия, построена бывшим настоятелем игуменом Илларионом в 1840 году. Она устроена при кельях; у входа в нее, с левой стороны, находится колодец.
Кроме церквей, в монастыре имеются: большой двухэтажный каменный дом, построенный в 1826 году; два кирпичных корпуса на каменных фундаментах, с погребами под ними, и один деревянный корпус. Во всех этих корпусах устроены кельи для настоятеля и монашествующей братии.
В числе книг монастырской библиотеки находится редкое славянское Евангелие, пожертвованное господарем Петром Рарешом 11 октября 1545 года. Все Евангелие писано на пергаменте очень четко и красиво. Обе доски переплета украшены кованым серебряным позолоченным окладом, с вделанными по местам разноцветными каменьями. Верхняя доска, с изображением Воскресения Иисуса Христа, представляет Спасителя, изводящего из ада души ветхозаветных праведников. На нижней доске оклад изображает Успение Божией Матери, вокруг же этого изображения вычеканена надпись: «Благочестивии и христолюбивии Иоан, Петр воевода Божиею милостию Господинь в сисои молдовлахийской земли и господжа его Елена и сынове господствами Илияша воевода и Стефана и Константина и створих и оукрасих си тетросугль и дадохего в молбя господствами в новосозданиное нашей монастыри оуспние пречистяй Богородици глаголемии Киприяна в лето ЗНГ месяц октоврии».
Вообще, своим благоустройством Киприановский монастырь обязан тому, что находился во владеннии кишиневского архиерейского дохма, так как греческие монахи мало заботились о «преклоненных» обителях и управляли имениями, принадлежавшими этим обителям, крайне беспорядочно и своекорыстно.
Киприановский Успенский монастырь.
Находится в кишиневском уезде, в 35 верстах от губернского города, и расположен в живописной местности между горами, покрытыми лесом. Мимо протекает речка Ишновец, образующая у ворот монастыря довольно обширный пруд (речка заграждена для этого искусственной плотиной).
В каком году основана обитель — неизвестно, но существует предание, что молдаво-валахский господарь Петр Рареш заложил в сел. Киприанах первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую окончили постройкою его преемники Стефан VIII и Александр IV Лопушнян, из которых последний , 11 апреля 1559 года, пожаловал Киприановскому монастырю в вечное владение 12 сел, с пахотными землями, лесами и виноградниками. В 1698 году монастырь, грамотою господаря молдавского Антиоха Кантемира II, вследствие того, что он «зело ослабил и осиротел и остал без комати и без всего, еже требует на пищу обители таковой, от нерадения и злого оустроения живущих в ней ленивых и непотребных Богу и человеком злых калугерей», был «преклонен» Зографской обители, «понеже жителие святей обители Зографской от Святая-Гора, святые и честные отцы суть серби, болгари... целомудрии и добрыи строителие святей церкви и честному дому, якоже угодно есь Богу и человеком... А кто ея покусит разорити и сказити наше даяние и оустроение, да будет непрощенной от Господа Бога створившего небо и землю, и от Пречистия Его Матере, и от триста и осемьнадесять отцев, иже в Никеи святем граде. Анафема да будет, и маранафа, и да имает часть с Иудою, и с триклятым Арием в безконечные веки муки». С 1813 года Киприановский монастырь, с его обширными дачами, находился во владении кишиневского архиерейского дома, но в 1857 году был возвращен Зографскому монастырю, а, взамен его, кишиневская епископия получила во владение Гиржавский монастырь.
В настоящее время в Киприановском монастыре две церкви: одна — главная, холодная, во имя Успения Богородицы, построенная в 1820 году экзархом митрополитом Гавриилом на месте старой (основанной в 1545 году), разрушенной землетрясением. Она устроена по образцу святогорских храмов. Алтарь с тремя малыми пристройками по бокам; самая середина к югу и северу протянута овалом, в котором во время богослужения располагаются, справа и слева, настоятели обители и поющий клир. За овалом церковь идет узкою полосою и оканчивается западною дверью. При церкви — каменная колокольня, а за церковью справа приделана гробница экзарха Гавриила.
Другая, теплая церковь, тоже каменная, во имя св. Георгия, построена бывшим настоятелем игуменом Илларионом в 1840 году. Она устроена при кельях; у входа в нее, с левой стороны, находится колодец.
Кроме церквей, в монастыре имеются: большой двухэтажный каменный дом, построенный в 1826 году; два кирпичных корпуса на каменных фундаментах, с погребами под ними, и один деревянный корпус. Во всех этих корпусах устроены кельи для настоятеля и монашествующей братии.
В числе книг монастырской библиотеки находится редкое славянское Евангелие, пожертвованное господарем Петром Рарешом 11 октября 1545 года. Все Евангелие писано на пергаменте очень четко и красиво. Обе доски переплета украшены кованым серебряным позолоченным окладом, с вделанными по местам разноцветными каменьями. Верхняя доска, с изображением Воскресения Иисуса Христа, представляет Спасителя, изводящего из ада души ветхозаветных праведников. На нижней доске оклад изображает Успение Божией Матери, вокруг же этого изображения вычеканена надпись: «Благочестивии и христолюбивии Иоан, Петр воевода Божиею милостию Господинь в сисои молдовлахийской земли и господжа его Елена и сынове господствами Илияша воевода и Стефана и Константина и створих и оукрасих си тетросугль и дадохего в молбя господствами в новосозданиное нашей монастыри оуспние пречистяй Богородици глаголемии Киприяна в лето ЗНГ месяц октоврии».
Вообще, своим благоустройством Киприановский монастырь обязан тому, что находился во владеннии кишиневского архиерейского дохма, так как греческие монахи мало заботились о «преклоненных» обителях и управляли имениями, принадлежавшими этим обителям, крайне беспорядочно и своекорыстно.