Авиация и Кишинёв (до 1944 года)

Авиация, речной и морской транспорт. История, фотографии.

Модераторы: rimty, er-xvl

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Авиация и Кишинёв (до 1944 года)

Сообщение rimty » 18 сен 2018, 12:14

Igori писал(а):Пилот Ч(К)укубар Борис.
Правильно: Ciuhadar.
Он упоминается в книге Ю. Колесника, но подробной информации о летчике нет.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6590
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Авиация и Кишинёв (до 1944 года)

Сообщение Igori » 04 янв 2020, 19:08

Ботезат Георгий Александрович,создатель успешно летающего прототипа ВЕРТОЛЁТА в США.
Родился в Питере,но учился в Кишинёвском Реальном!

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18388
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Авиация и Кишинёв (до 1944 года)

Сообщение rimty » 19 май 2020, 18:47

Газета "Вечерняя Москва"

8 июля 1940 г.
Открыто регулярное сообщение почтовых самолётов.
8 июля 1940 _.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2516
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Авиация и Кишинёв (до 1944 года)

Сообщение venberg_r » 04 май 2024, 10:52

er-xvl писал(а):
15 сен 2021, 09:02
= «Ероплан» над лиманом =
***
В воскресенье, 2 сентября 1912 года, пароход «Тургеневъ» медленно входил в устье Днестровского лимана.
В это время на горизонте показалась необычайной величины птица.
- «Уточкин!» «Уточкин летит!» пронеслось по пароходу; все высыпали на палубу и все взоры обратились по направлению к «птице».
Она, казалось, нагоняла пароход.
- «Сядет к нам»... «Дайте место» - посыпались шуточки и веселые замечания пассажиров.
Держась приблизительно на высоте 50 - 60 саженей, аэроплан пронесся над «Тургеневым» и плавно стал спускаться над Бугазом.
Какая-то баба, испугавшись пролетавшего над ее головой аэроплана, бросила находившегося у нее на руках ребенка и, крестясь, убежала в хату, откуда уже не показывалась.
По направлению к месту спуска спешили местные рыбаки и солдаты пограничной стражи...
***
Задолго до полета весь центр города был увешан аршинными афишами.
Билеты продавались в кассе, которая была размещена на казарменном плацу, со стороны Бульварной (Горького) улицы.
На время полета плац был оцеплен стражей и огорожен заборами против «зайцев». Был совершенно закрыт переулок, ведущий со Скобелевской (Леона Попова) на плац, бульвар был перекрыт тоже, со стороны лимана берег охранялся стражей.
Такое «жестокосердие» со стороны устроителей полета вполне понятно: аэроплан — аппарат чрезвычайно дорогой, при том служить он долго не в состоянии; один мотор на аэроплане Уточкина стоит 4500 рублей (типа «Гномъ»); работать же он в состоянии только 50 часов, после чего становится совершенно негодным к делу. Весь аппарат стоит около 10.000 рублей.
***
И вот настал день, когда знаменитый Уточкин прилетел к нам из Одессы на своем «Блерио».
В 10 часов утра Кишиневская улица была запружена народом; все высыпали на улицу.
Вскоре послышалось странное жужжание и толпа разразилась криками: «ероплан летит!».
Над лиманом показался аэроплан. Скоро он скрылся за деревьями на Чаирах.
***
Здесь же находился корреспондент «Аккерманского слова».
«…Вот среди толпы замечаю старушку, которая истово крестится.
— Что, бабушка? — спрашиваю.
— Та от якась чертяча сила полетiла... Сохрани Господи i помилуй .
— Ох, грехи наши, грехи, - нашептывая молитвы она направляется своей дорогой.
В толпе – оживление, говор. До меня доносится:
— Здорово дует...
— А если бы его каменем, чи устоял бы?
— Я думаю…»
***
Вскоре - снова «гудит».
— Ероплан, ероплан, - кричат толпы народа, тыча в небо пальцами.
Высоко-высоко над крепостью, весело сверкая крыльями на солнце, мелькает аппарат.
Как он поразительно напоминает чайку. Вот он — царь природы!
Через минуту аэроплан скрывается из виду; толпа с разочарованными лицами расходится, возвращается к будням.
***
Иду в центр. Конка переполнена. Вскакиваю в вагон.
— Ба, ба! знакомые все лица! Тут почти все «наши». Они едут осматривать аппарат.
— Только в высокоторжественные дни и бывает переполнена конка,—шутит кто-то.
— Да-а!—флегматично соглашается кондуктор.
Л.И.Уточкин, брат знаменитого aвиaтоpa, любезно дает объяснения:
— Как видите, аппарат «беговой» — всего 14 пудов весит, одноместный и т. д.
***
Вечером в парке только и разговоров, что об Уточкине:
— Великолепная штучка — для экспроприации…
— Если бы мне аэроплан, мечтательно произносит какой-то долговязый гимназист – посадил был я с собой мою зазнобушку, — да и был таков...
***
И вот настал день показательных полетов.
Уже с двух часов дня толпы народа по всем направлениям тянулись к аэродрому на Казарменном плацу и к четырем часам плац и примыкающие улицы были заполнены публикой.
В половине пятого показалась изящная стрекоза - Блерио, подталкиваемая солдатами. Аппарат поставили среди плаца.
Начались томительно долгие приготовления. Наконец, все готово.
Аэроплан проводили мимо воспитанников учебных заведений и ратников ополчения, тесной массой расположенных у казарм.
Здесь уполномоченный авиатора объяснял учащимся и ратникам устройство аппарата.
***
После испытания мотора, аэроплан отводят к концу плаца. Начинает работать мотор, момент и аэроплан отрывается от земли над обрывом.
У публики вырывается крик: «Упал, упал» и большая толпа бежит к лиману, но аппарат показывается над лиманом и, описывая круг, взмывает все выше.
Вот он над плацем. Видно, как ветер треплет аппарат во все стороны.
Описывая полукруг над плацем, аппарат скрывается из глаз по направлению к Шабо.
Проходить минут двадцать. Аэроплана не видать.
Публика начинает волноваться. Опасаются несчастия с авиатором, рискнувшим подняться в сильный ветер. Некоторые высказывают предположение, что Уточкин улетел прямо в Одессу.
Только через час удалось узнать, что Уточкин опустился на Бугазе и, вследствие сильного, порывистого ветра, дувшего со скоростью от 8 до 15 метров, лететь обратно не рискует, а едет на лодке. Разочарованная публика начала расходиться .

Взято с ФБ группы "Старый Аккерман". Разместил Алексей Перминов. По наводке Василия Товтул (Basilio)
На форуме не публиковалась описание полета Уточкина в Кишиневе. вики ссылается на письмо Александра Дмитриевича Инглези к Георгию Гавриловичу Безвикони.
Архив Национальной библиотеки Республики Молдова. — С. 114.

Достаточно интересные подроности.
Первый аэроплан, при самой мирной обстановке, Кишинев увидел летом 1910 года.

Расклеенные по городу афиши объявляли, что в послеобеденные часы авиатор Уточкин совершит полет на Немецкой площади.

В назначенный день по краям площади были расставлены скамейки и стулья. Места были платные. Само собой разумеется, что не желавшие платить за билеты имели полную возможность наблюдать полет с прилегавших к площади улиц.

Об Уточкине я слышал уже давно, ещё в Петербурге. Тогда выдавались имена Ефимова, Кузнецова.. Позже – Сикорского.

Уточкин подвизался во всех родах спорта. Не отставал он и от авиации, принимая участие в перелетах Петербург - Москва и друг.

Был он маленького роста. Рыжий. Часто можно было видеть его с сигарой во рту.

Когда собралась публика, на середине площади началось снаряжение аэроплана к полету. Суетился возле него и сам Уточкин. Продолжалось это необычайно долго и публика, мало по малу, начала терять терпение. Многие расходились по домам. Наконец, перед самым уже закатом солнца, с шумом затрещал пропеллер, поднялась пыль, аппарат рванулся вперед и пробежав на обтянутых толстыми резиновыми шинами колесах некоторое расстояние по песку, стал подниматься ввысь. Однако маневр этот продолжался недолго: пролетев не очень высоко над крышами окаймлявших площадь со стороны парка – Садовой улицы, аэроплан виделся некоторое время над Боюканским спуском, а затем исчез из виду.

После некоторого ожидания публика была оповещена о том, что Уточкин принужден был снизится в Боюканах благодаря некоторым неисправностям в аппарате. Я ушёл домой. Когда я проходил, приблизительно час спустя, сейчас же после захода солнца по Подольской улице между Боюканской и Мещанской, я снова услышал гул пропеллера и увидел аэроплан, описывавший круг над Немецкою площадью и прилегавшим к ней к кварталам. Тем дело и кончилось.

В тот же вечер я узнал что при втором подъеме (после первого неудачного над Боюканами) Уточкин взял с собой в качестве пассажирки Наталью Ильиничну Суручан, урожденную Кобиеву.

Пассажирка была не простая, про супругу члена губ. земской управы Ф.Ф. Суручана, написано здесь
viewtopic.php?f=9&t=47&p=133531&hilit=% ... BD#p133531


Тем не менее - первый пассажир вступил на борт самолета летом 1910, что точно можно считать началом пассажирским авиаперевозкам в молдавской авиации .
Уточкин - пионер чартерных услуг на бизнес джете.

))

Ответить

Вернуться в «Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы»