А.В. Щусев и Бессарабия
Модератор: rimty
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Документальный фильм "Архитектор Щусев".
Есть и кишинёвские/бессарабские кадры.
https://www.youtube.com/watch?v=idaFC1N-P5Y
Есть и кишинёвские/бессарабские кадры.
https://www.youtube.com/watch?v=idaFC1N-P5Y
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
В лучшем качестве
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4194
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
viewtopic.php?p=151451#p151451Смолин Евгений писал(а): ↑14 май 2020, 12:14Мы так и не определились, где был отведён участок под строительство приюта. Или я опять все пропустил. Удачи!
В статье говорится, что изначально планировали построить на Немецкой (переименованной в Романовскую) площади, a позже - по дороге в Костюжены, на Хынчештской дороге.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
...Во время Великой Отечественной войны были разрушены главная улица - Ленинская, половина самых красивых зданий города, все магазины по ул. Пушкина и Штефана Великого, здания двух гимназий и множество домов в рабочих кварталах.
Новый план реконструкции Кишинева предусматривает исправление всех прежних недостатков города и его планировки и сооружение новых зданий на месте разрушенных.
Построены новый вокзал, русский драматический театр, восстановлены электростанция, консерватория и много жилых домов.
Восстановлен и расширен ряд фабрик и заводов города. Проектом предусматриваются постройка ряда общественных зданий и создание архитектурных ансамблей. Напротив сада Пушкина будет построено здание Государственной оперы на 1000 мест. На месте старого базара предполагается площадь Победы. С этой площади три улицы лучеобразно будут направлены к Рышкановке, которая присоединяется к городу. Русло р. Бык по проекту должно быть исправлено и углублено. В нижней части города предполагается построить маленький речной порт.
"Глубокие артезианские колодцы будут снабжать город хорошей питьевой водой. Кишинев будет полностью канализирован. На поле возле с. Мерень будет проведена ирригация. Здесь будет развито огородное хозяйство.
Кроме восстановленных заводов будут еще построены авторемонтные заводы, винные, шампанского, стройматериалов и др. В долине Боюканы будет посажен большой Ботанический сад, а вокруг высоты Инзова - красивый парк, где будут размещены здания культурного назначения.
После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство".
Щусев А. В., "Завтрашний Кишинев"; "Скынтейя Ленинистэ", 1947, № 11 (пер. с молд.).
Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Кишинев и его пригороды мы встречаем в ряде зарисовок зодчего. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения.
Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора, взявшего на себя смелость определить характер реконструкции города и его архитектурно-художественное лицо. Об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.
5 октября 1947 г. А. В. Щусев выступает с докладом на собрании членов Союза советских архитекторов в Кишиневе.
В докладе он касается самых различных творческих проблем реконструкции городов.
из стенограммы доклада А. В. Щусева на собрании членов ССА Молдавии 5 - Х - 1947 г. :
Одним из специфических творческих вопросов было национальное своеобразие архитектуры Молдавии. Стенограмма этого доклада представляет собой совершенно исключительный по интересу документ.
"Каждый, - говорит зодчий, обращаясь к молдавским архитекторам, - кому выпало счастье принять участие в восстановлении такого большого города, должен ценить эту работу как действительно замечательную... За общей планировкой города идет планировка его центра, после центра идет архитектура, идут детали... Я считаю большим счастьем для каждого из молдавских архитекторов участвовать в этой работе по восстановлению всей республики. Работа здесь, по крайней мере, на 15-20 лет. Значит лучшая часть жизни человека будет посвящена этой работе. От этой работы нельзя отказываться, ею надо гордиться...".
"Архитектор должен иметь высокую культуру. Ведь он руководит восстановлением городов, жилья, он своим трудом обеспечивает счастье человеку, который живет в этом городе. Сознание того, что мой труд необходим для счастья человеку, является очень важным стимулом".
"По литературе, журналам вы можете ознакомиться с нашими и зарубежными новинками, но в смысле изучения своей архитектуры у вас слабо. Перед вами богатый материал, но вы в нем не роетесь, не ищете, как его приложить к современной архитектуре, и сами мало ездите. Я ездил в Каушаны (посмотреть старую церковку). Одна эта постройка полуподземная производит большое впечатление - старое мастерство. Это не чистая Византия, в ней сказались мотивы именно молдавского искусства. Возьмите отдельные памятники, даже в самом Кишиневе: Мазаракиевская церковь и т. п. В них налицо специфические черты, которыми нужно воспользоваться, даже старые памятники на кладбище несут на себе признаки молдавского стиля.
Архитектор должен быть творцом. Вы все должны к этому стремиться, нужно серьезно работать над собой, каждый должен показать свое творческое лицо. Вы знаете, что в Кишиневе существуют два направления: одно направление - классическое, которое было принесено русскими. Это Пушкин - эпоха дома Варфоломеевых. Классицизм Кишинева имеет специфические молдавские черты...
И второе - народный молдавский фольклор. Здесь интереснейшее наследие. Кроме того, вы можете также искать новые формы в архитектуре, применяя дикий камень, котелец, который даже не зависит от стиля. В простых формах надо дать полноценные решения для загородного жилья. Все эти элементы должны отразиться в советской молдавской архитектуре. Перед нами стоят задачи восстановления разрушенных зданий и создания новых... Я повторяю, кому нужно - пожалуйста, приезжайте в Москву, я помогу всем, чем смогу". И в самом деле, бывали случаи, когда молодые молдавские зодчие приезжали из Кишинева в Москву и работали над своими проектами в стенах архитектурной мастерской А. В. Щусева.
Особое внимание в этом докладе Щусев уделял выбору характера архитектуры того или иного здания, моменту, который он считал в процессе проектирования чрезвычайно важным.
"Советская архитектура, - говорит он, - отличается отсутствием буржуазного украшенчества, амурчиков и всякой лепнины, она должна отличаться хорошими пропорциями и хорошим выбором архитектурных форм". Эти формы могут быть в процессе работы исполнены в местном духе. Тоже и классицизм должен быть не академическим, не книжным, а местного характера. Должно быть ясно, что он сделан не для Новгорода, не для Петербурга, а для Кишинева. Это очень важно. "... Советский классицизм использует наследие того же классицизма, но решает задачи проще, конструктивнее. Одним словом, характер эпохи надо почувствовать, надо вдуматься в эпоху, надо вдуматься в жизнь... Здесь можно вкладывать в архитектуру Молдавии элементы поэзии. Вы знаете, что молдаване - народ земледельческий, здесь производятся, главным образом, вино, овощи, фрукты... Можно ввести в орнаментику... виноградную лозу, это как будто пустячок, а вместе с тем это красиво. Здесь и акант растет, и розетки классические на земле растут. Здесь, я считаю, очень много интересного: можно немножко дать и отголосков Востока.
Щусев советует молдавским архитекторам поступить так, как поступали архитекторы Азербайджана, которые пошли по монументальной линии и начали с изучения местных национальных традиций. И тут же предостерегает их: в том же Азербайджане кое-кто решил создавать венецианский стиль. Это фальшивая вещь - это неверно... "Так что мы не должны ударяться в какой-нибудь слишком пышный стиль - это будет капиталистическая Румыния, а по такой линии советская архитектура не пойдет, потому что у нас она должна быть строже, сдержанней, а на себя навешивать разные погремушки и т. д.- это для нас дело неподходящее". Щусев призывал молдавских архитекторов работать просто - черепичные крыши, аркады, балконы, местный камень; создавать нужное настроение, а не копировать формы.
"Не надо бояться, надо быть смелее, искать. Параллельно с архитектурными чертежами должны быть наброски, нужно, чтобы у каждого архитектора был альбом, если только чертить аккуратно, тогда фанта зия работать не будет... Каждый должен мечтать о своем и отстаивать свои мотивы, свои убеждения".
Его слова хорошо объясняют идеи, которыми он сам руководствовался в проекте реконструкции Кишинева.
отсюда
Новый план реконструкции Кишинева предусматривает исправление всех прежних недостатков города и его планировки и сооружение новых зданий на месте разрушенных.
Построены новый вокзал, русский драматический театр, восстановлены электростанция, консерватория и много жилых домов.
Восстановлен и расширен ряд фабрик и заводов города. Проектом предусматриваются постройка ряда общественных зданий и создание архитектурных ансамблей. Напротив сада Пушкина будет построено здание Государственной оперы на 1000 мест. На месте старого базара предполагается площадь Победы. С этой площади три улицы лучеобразно будут направлены к Рышкановке, которая присоединяется к городу. Русло р. Бык по проекту должно быть исправлено и углублено. В нижней части города предполагается построить маленький речной порт.
"Глубокие артезианские колодцы будут снабжать город хорошей питьевой водой. Кишинев будет полностью канализирован. На поле возле с. Мерень будет проведена ирригация. Здесь будет развито огородное хозяйство.
Кроме восстановленных заводов будут еще построены авторемонтные заводы, винные, шампанского, стройматериалов и др. В долине Боюканы будет посажен большой Ботанический сад, а вокруг высоты Инзова - красивый парк, где будут размещены здания культурного назначения.
После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство".
Щусев А. В., "Завтрашний Кишинев"; "Скынтейя Ленинистэ", 1947, № 11 (пер. с молд.).
Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Кишинев и его пригороды мы встречаем в ряде зарисовок зодчего. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения.
Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора, взявшего на себя смелость определить характер реконструкции города и его архитектурно-художественное лицо. Об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.
5 октября 1947 г. А. В. Щусев выступает с докладом на собрании членов Союза советских архитекторов в Кишиневе.
В докладе он касается самых различных творческих проблем реконструкции городов.
из стенограммы доклада А. В. Щусева на собрании членов ССА Молдавии 5 - Х - 1947 г. :
Одним из специфических творческих вопросов было национальное своеобразие архитектуры Молдавии. Стенограмма этого доклада представляет собой совершенно исключительный по интересу документ.
"Каждый, - говорит зодчий, обращаясь к молдавским архитекторам, - кому выпало счастье принять участие в восстановлении такого большого города, должен ценить эту работу как действительно замечательную... За общей планировкой города идет планировка его центра, после центра идет архитектура, идут детали... Я считаю большим счастьем для каждого из молдавских архитекторов участвовать в этой работе по восстановлению всей республики. Работа здесь, по крайней мере, на 15-20 лет. Значит лучшая часть жизни человека будет посвящена этой работе. От этой работы нельзя отказываться, ею надо гордиться...".
"Архитектор должен иметь высокую культуру. Ведь он руководит восстановлением городов, жилья, он своим трудом обеспечивает счастье человеку, который живет в этом городе. Сознание того, что мой труд необходим для счастья человеку, является очень важным стимулом".
"По литературе, журналам вы можете ознакомиться с нашими и зарубежными новинками, но в смысле изучения своей архитектуры у вас слабо. Перед вами богатый материал, но вы в нем не роетесь, не ищете, как его приложить к современной архитектуре, и сами мало ездите. Я ездил в Каушаны (посмотреть старую церковку). Одна эта постройка полуподземная производит большое впечатление - старое мастерство. Это не чистая Византия, в ней сказались мотивы именно молдавского искусства. Возьмите отдельные памятники, даже в самом Кишиневе: Мазаракиевская церковь и т. п. В них налицо специфические черты, которыми нужно воспользоваться, даже старые памятники на кладбище несут на себе признаки молдавского стиля.
Архитектор должен быть творцом. Вы все должны к этому стремиться, нужно серьезно работать над собой, каждый должен показать свое творческое лицо. Вы знаете, что в Кишиневе существуют два направления: одно направление - классическое, которое было принесено русскими. Это Пушкин - эпоха дома Варфоломеевых. Классицизм Кишинева имеет специфические молдавские черты...
И второе - народный молдавский фольклор. Здесь интереснейшее наследие. Кроме того, вы можете также искать новые формы в архитектуре, применяя дикий камень, котелец, который даже не зависит от стиля. В простых формах надо дать полноценные решения для загородного жилья. Все эти элементы должны отразиться в советской молдавской архитектуре. Перед нами стоят задачи восстановления разрушенных зданий и создания новых... Я повторяю, кому нужно - пожалуйста, приезжайте в Москву, я помогу всем, чем смогу". И в самом деле, бывали случаи, когда молодые молдавские зодчие приезжали из Кишинева в Москву и работали над своими проектами в стенах архитектурной мастерской А. В. Щусева.
Особое внимание в этом докладе Щусев уделял выбору характера архитектуры того или иного здания, моменту, который он считал в процессе проектирования чрезвычайно важным.
"Советская архитектура, - говорит он, - отличается отсутствием буржуазного украшенчества, амурчиков и всякой лепнины, она должна отличаться хорошими пропорциями и хорошим выбором архитектурных форм". Эти формы могут быть в процессе работы исполнены в местном духе. Тоже и классицизм должен быть не академическим, не книжным, а местного характера. Должно быть ясно, что он сделан не для Новгорода, не для Петербурга, а для Кишинева. Это очень важно. "... Советский классицизм использует наследие того же классицизма, но решает задачи проще, конструктивнее. Одним словом, характер эпохи надо почувствовать, надо вдуматься в эпоху, надо вдуматься в жизнь... Здесь можно вкладывать в архитектуру Молдавии элементы поэзии. Вы знаете, что молдаване - народ земледельческий, здесь производятся, главным образом, вино, овощи, фрукты... Можно ввести в орнаментику... виноградную лозу, это как будто пустячок, а вместе с тем это красиво. Здесь и акант растет, и розетки классические на земле растут. Здесь, я считаю, очень много интересного: можно немножко дать и отголосков Востока.
Щусев советует молдавским архитекторам поступить так, как поступали архитекторы Азербайджана, которые пошли по монументальной линии и начали с изучения местных национальных традиций. И тут же предостерегает их: в том же Азербайджане кое-кто решил создавать венецианский стиль. Это фальшивая вещь - это неверно... "Так что мы не должны ударяться в какой-нибудь слишком пышный стиль - это будет капиталистическая Румыния, а по такой линии советская архитектура не пойдет, потому что у нас она должна быть строже, сдержанней, а на себя навешивать разные погремушки и т. д.- это для нас дело неподходящее". Щусев призывал молдавских архитекторов работать просто - черепичные крыши, аркады, балконы, местный камень; создавать нужное настроение, а не копировать формы.
"Не надо бояться, надо быть смелее, искать. Параллельно с архитектурными чертежами должны быть наброски, нужно, чтобы у каждого архитектора был альбом, если только чертить аккуратно, тогда фанта зия работать не будет... Каждый должен мечтать о своем и отстаивать свои мотивы, свои убеждения".
Его слова хорошо объясняют идеи, которыми он сам руководствовался в проекте реконструкции Кишинева.
отсюда
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
То есть уродливость советской архитектуры - это не случайность. Это так и задумано.rimty писал(а): ↑14 май 2020, 19:47"Так что мы не должны ударяться в какой-нибудь слишком пышный стиль - это будет капиталистическая Румыния, а по такой линии советская архитектура не пойдет, потому что у нас она должна быть строже, сдержанней
Его слова хорошо объясняют идеи, которыми он сам руководствовался в проекте реконструкции Кишинева.
отсюда
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Назвать уродливыми дома на улице Ленина, построенные после войны, - это сильно погрешить против истины.snob писал(а): ↑15 май 2020, 13:01То есть уродливость советской архитектуры - это не случайность. Это так и задумано.rimty писал(а): ↑14 май 2020, 19:47"Так что мы не должны ударяться в какой-нибудь слишком пышный стиль - это будет капиталистическая Румыния, а по такой линии советская архитектура не пойдет, потому что у нас она должна быть строже, сдержанней
Его слова хорошо объясняют идеи, которыми он сам руководствовался в проекте реконструкции Кишинева.
отсюда
Но, конечно, жаль, что при этом не сохранили то, что можно было сохранить (например, дом Фитова или Епархиальный).
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4194
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Вероятно восстановить эти здания было не возможно или очень трудозатратно.Но, конечно, жаль, что при этом не сохранили то, что можно было сохранить (например, дом Фитова или Епархиальный).
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Я говорю именно о том, что отличает советскую архитектуру от "буржуазной". Ни в одной нормальной стране, сдается мне, не построили бы современную часть Gemini или Дом правительства.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
"Комсомольская правда",
22 апреля 1948 г.
А. В. Щусев: ...Я руковожу также группами архитекторов Управления по делам архитектуры МССР и Новгородской области.
В ближайшие 10 лет столица Молдавии Кишинев и древнерусский город Новгород будут реконструированы.
Группы архитекторов уже приступили к исполнению планов новой застройки этих городов.
22 апреля 1948 г.
А. В. Щусев: ...Я руковожу также группами архитекторов Управления по делам архитектуры МССР и Новгородской области.
В ближайшие 10 лет столица Молдавии Кишинев и древнерусский город Новгород будут реконструированы.
Группы архитекторов уже приступили к исполнению планов новой застройки этих городов.
А.В. Щусев и Бессарабия
Акварель "Вид с Инзовой горы", 1945 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Из газеты: "Коммунист",№38, 16 октября 1998 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: А.В. Щусев и Кишинёв
Все верно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Родители супруги Щусева.
С такой родословной, архитектору из "бывших" , доверили строить Мавзолей Ленина.
Неисповедимы пути..
С такой родословной, архитектору из "бывших" , доверили строить Мавзолей Ленина.
Неисповедимы пути..
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Не могли не доверить. У него брат репрессирован.
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
Re: А.В. Щусев и Бессарабия
1946 г. Проект реконструкции Кишинева. Архитектурная мастерская академика А.В.Щусева. Архитектор: Щусев А.В.
Планировка центра
Планировка района вокзала.
План прилегающиx к городу районов.У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
А.В. Щусев и Бессарабия
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева. Фасад б. Швейцарской гостиницы Молдавский Государственный Университет Проект Памятникa Ленину на Центр. площади.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.