Юго-западное направление ЖД
Добавлено: 21 янв 2010, 15:35
Выношу на суд форумчан "нарытое непосильным трудом" об истории путей сообщения в Бессарабии.
Андреев П. Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге
Бессарабская ветвь
Раздельная, большая станция главной линии Юго-Западных железных дорог, служит исходным пунктом Бессарабской ветви. Рельсовый путь идет первоначально на юго-запад, пересекая обширную равнину, перерезанную оврагами и балками. Полотно железной дороги входит в долину р. Днестра; местность эта, обращенная широкораздвинувшимися склонами к Черному морю, в знойное лето подвергается умеряющему действию морских ветров и вообще не испытывает резких перемен температуры столь обычных в других местах Херсонской губернии. Южные ветры несут морскую влагу далеко вверх по течению р. Днестра и впадающих в него речек, оставляя следы своего влияния в виде роскошно развивающейся растительности. Долина р. Днестра — сплошной сад; фруктовые сады сменяются виноградниками, далее следуют табачныя плантации, огороды, баштаны, на которых разводятся арбузы, дыни и тыквы. Для жителя северных и центральных губерний долина р. Днестра с ея живописными видами, могучею растительностью, оригинальными типами представителей местнаго населения имеет захватывающий интерес. Окружающая обстановка далеко не обычна, проносящияся пред глазами картины новы, но в тоже время кругом слышится русская речь, хотя временами и испорченная, попадаются чисто русские типы и чувствуется, что все это часть России, часть того могучаго организма, который наполнил собою половину Европы и Азии, соединил в одно целое и ассимилировал целый ряд племен и народов. Труба на Кучурганской насыпи.
На 13 версте от Раздельной расположена станция Кучурган, получившая название от р. Кучургана, которую полотно железной дороги переходит за этою станциею своеобразною (двухэтажною каменною трубою. В соседстве со станциею находится большая немецкая колония Страсбург. За Кучурганом рельсовый путь делает крутой поворот на северо-запад и минуя небольшую полустанцию Новосавицкую, расположенную в степной, безлесной местности, направляется к уездному городу Тирасполю. Здесь, в 43 верстах от Раздельной находится станция Тирасполь, расположенная в непосредственном соседстве с городом. Тирасполь лежит на левом берегу Днестра и ныне имеет до 30 тыс. жителей; он весь потонул в садах и виноградниках, но несмотря на это имеет мало привлекательнаго для туриста: пыльныя, плохо содержимыя улицы, самые обыкновенныя, а в большинстве случаев даже мизерныя постройки оставляют далеко неблагоприятное впечатление. Лучше всего содержится местность, занимаемая упраздненною крепостью, где квартируют войска. Тирасполь не принадлежит к числу древних поселений этого края. До присоединения к России Очаковской области в 1791 году здесь существовала молдаванская рыбацкая деревня Суклея; после Ясскаго мира на месте Суклеи была основана крепость и рядом с нею возник город; название ему дано в память о древне-греческом городе Тирасе, который, однако, находился не в этом месте. В Тирасполе, как уже сказано выше, много фруктовых садов и виноградников, и отсюда идут большия партии фруктов во внутренния губернии России. Но замечательно то, что тираспольские жители испытывают недостаток во фруктах и на месте, в Тирасполе, купить мало-мальски порядочных фруктов почти невозможно: весь урожай еще с весны закупается приезжими торговцами, после сбора все отправляется по железной дороге и для продажи на месте ничего не остается.
В 6 верстах от Тирасполя, на правом берегу р. Днестра, находится имение Кицканы Л. Л. Звержхановскаго; имение это не велико, заключает в себе всего только около 1400 десятин, но обращает на себя внимание садами и виноградниками, занимающими пространство до 700 десятин.
От Тирасполя рельсовый путь идет прямо на запад. На лево из окон вагона, виднеется село Терновка, приобретшее в 1897 году печальную известность по разыгравшейся здесь трагической смерти 24 человек старообрядцев, лишивших себя жизни путем погребения заживо. Далее, железная дорога пересекает р. Днестр и вступает в пределы Бессарабии. На 56 версте от Раздельной расположена станция Бендеры. Станция Бендеры.
Большое несколько лет тому назад выстроенное по проекту инженера А. В. Кобелева, здание вокзала останавливает на себе внимание путника; оно особенно резко бросается в глаза после маленькаго теснаго здания пассажирской станций в Раздельной, о котором было сказано раньше при описании линии Киев-Одесса. Вокзал в Бендерах с его высокими комнатами и большими окнами является ныне лучшим вокзалом на Бессарабской ветви. Бендеры — бывшая крепость. На разстоянии менее одной версты от этой бывшей крепости, вниз по р. Днестру, лежит город Бендеры с населением более 32 тыс. душ об. пола, ныне уездный город Бессарабской губернии, в общем довольно ординарный и по своей внешности очень похожий на Тирасполь: те-же сады, немощенныя пыльныя улицы и свойственное маленьким городам нашего юга отсутствие оживления и какая-то пустота; приезжему кажется, что он попал в какой то сонный город, где жизнь остановилась. Бендеры известны с эпохи владычества генуэзцев на черноморском побережьи; затем они попали в руки турок, которые создали здесь сильную крепость. С именем этой крепости связано, воспоминание о шведском короле Карле XII, который, будучи разбит Петром Великим под Полтавою, бежал в пределы Турции и долго жил в Бендерах. Во время войн России с Турцией Бендеры неоднократно брали русския войска; но окончательное присоединение состоялось в 1812 году по Бухарестскому миру.
Близ станции Бендеры от линии железной дороги отделяется Варницкая ветвь, направляющаяся к пристани на р. Днестре при сел. Варнице; хлебные грузы, идущие сплавом по реке Днестру, здесь перегружаются в вагоны для дальнейшей отправки по железной дороге.
От станции Бендер рельсовый путь поворачивает на север и некоторое время идет параллельно течению р. Днестра; а далее направляется на запад. На 64 версте от Раздельной лежит небольшая полустанция
Калфа, окрестности которой представляют из себя широкую безлесную степь, перерезанную невысокими пологими пригорками. Мост на реке Калфе.
Далее, на 77 версте от Раздельной находится станция Бульбоки. Тоже небольшой остановочный пункт, заброшенный в степи и имеющий, главным образом, значение, как место отправки хлебных грузов — пшеницы и кукурузы.
По мере удаления от р. Днестра, на станциях встречается все более и более молдаван, причем, чем дальше углубляешься в Бессарабию, тем представители этой народности являются пред глазами наблюдателя более характерными; в Приднестровьи ярко выраженный молдавский тип уже составляет исключение; здесь они подверглись некоторой руссификации, главным образом, под влиянием смешанных браков с малороссами. В глубине же Бессарабии молдаване сохранились во всей их типичности; между ними то и дело попадаются характерныя физиономии дако-романскаго типа, напоминающия античныя римския изваяния. Тонко очерченный энергичный профиль, открытый лоб, прямой или орлиный римский нос, вьющиеся черные волосы, черные глаза, красиво закинутая голова — все это так и вызывает в воображении какую-нибудь фигуру с древне-римскаго форума. Молдавский язык, несмотря на множество славянских и отчасти турецких слов, несомненно, составляет характерную ветвь романских наречий. Филологи находят в нем, на ряду с древне-латинскими словами и этрусския, которыя давно исчезли даже в литературном латинском языке. В народной жизни сохранилось много обычаев, носящих на себе отпечаток древняго Рима. Кто бывал в Италии, особенно в глубине страны, в глухой италианской провинции, кто присматривался к тамошней народной жизни, тот всегда может подметить у молдаван много общаго даже с современным нам италианским народом. Те же обычаи, та же пища, в которой на первом плане стоит там полента, а здесь — мамалыга; те же возы и арбы, те же ковры, узоры которых, каким то совсем непонятным образом, передаваясь из поколения в поколение, перелетели с берегов Тибра на берега Дуная и Днестра.
P.S. от bunicaSoni:
Фрагмент получается слишком "масштабным". Если вызовет интерес, сообщите - продолжу.
С превеликим уважением низкий всем поклон.
Андреев П. Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге
Бессарабская ветвь
Раздельная, большая станция главной линии Юго-Западных железных дорог, служит исходным пунктом Бессарабской ветви. Рельсовый путь идет первоначально на юго-запад, пересекая обширную равнину, перерезанную оврагами и балками. Полотно железной дороги входит в долину р. Днестра; местность эта, обращенная широкораздвинувшимися склонами к Черному морю, в знойное лето подвергается умеряющему действию морских ветров и вообще не испытывает резких перемен температуры столь обычных в других местах Херсонской губернии. Южные ветры несут морскую влагу далеко вверх по течению р. Днестра и впадающих в него речек, оставляя следы своего влияния в виде роскошно развивающейся растительности. Долина р. Днестра — сплошной сад; фруктовые сады сменяются виноградниками, далее следуют табачныя плантации, огороды, баштаны, на которых разводятся арбузы, дыни и тыквы. Для жителя северных и центральных губерний долина р. Днестра с ея живописными видами, могучею растительностью, оригинальными типами представителей местнаго населения имеет захватывающий интерес. Окружающая обстановка далеко не обычна, проносящияся пред глазами картины новы, но в тоже время кругом слышится русская речь, хотя временами и испорченная, попадаются чисто русские типы и чувствуется, что все это часть России, часть того могучаго организма, который наполнил собою половину Европы и Азии, соединил в одно целое и ассимилировал целый ряд племен и народов. Труба на Кучурганской насыпи.
На 13 версте от Раздельной расположена станция Кучурган, получившая название от р. Кучургана, которую полотно железной дороги переходит за этою станциею своеобразною (двухэтажною каменною трубою. В соседстве со станциею находится большая немецкая колония Страсбург. За Кучурганом рельсовый путь делает крутой поворот на северо-запад и минуя небольшую полустанцию Новосавицкую, расположенную в степной, безлесной местности, направляется к уездному городу Тирасполю. Здесь, в 43 верстах от Раздельной находится станция Тирасполь, расположенная в непосредственном соседстве с городом. Тирасполь лежит на левом берегу Днестра и ныне имеет до 30 тыс. жителей; он весь потонул в садах и виноградниках, но несмотря на это имеет мало привлекательнаго для туриста: пыльныя, плохо содержимыя улицы, самые обыкновенныя, а в большинстве случаев даже мизерныя постройки оставляют далеко неблагоприятное впечатление. Лучше всего содержится местность, занимаемая упраздненною крепостью, где квартируют войска. Тирасполь не принадлежит к числу древних поселений этого края. До присоединения к России Очаковской области в 1791 году здесь существовала молдаванская рыбацкая деревня Суклея; после Ясскаго мира на месте Суклеи была основана крепость и рядом с нею возник город; название ему дано в память о древне-греческом городе Тирасе, который, однако, находился не в этом месте. В Тирасполе, как уже сказано выше, много фруктовых садов и виноградников, и отсюда идут большия партии фруктов во внутренния губернии России. Но замечательно то, что тираспольские жители испытывают недостаток во фруктах и на месте, в Тирасполе, купить мало-мальски порядочных фруктов почти невозможно: весь урожай еще с весны закупается приезжими торговцами, после сбора все отправляется по железной дороге и для продажи на месте ничего не остается.
В 6 верстах от Тирасполя, на правом берегу р. Днестра, находится имение Кицканы Л. Л. Звержхановскаго; имение это не велико, заключает в себе всего только около 1400 десятин, но обращает на себя внимание садами и виноградниками, занимающими пространство до 700 десятин.
От Тирасполя рельсовый путь идет прямо на запад. На лево из окон вагона, виднеется село Терновка, приобретшее в 1897 году печальную известность по разыгравшейся здесь трагической смерти 24 человек старообрядцев, лишивших себя жизни путем погребения заживо. Далее, железная дорога пересекает р. Днестр и вступает в пределы Бессарабии. На 56 версте от Раздельной расположена станция Бендеры. Станция Бендеры.
Большое несколько лет тому назад выстроенное по проекту инженера А. В. Кобелева, здание вокзала останавливает на себе внимание путника; оно особенно резко бросается в глаза после маленькаго теснаго здания пассажирской станций в Раздельной, о котором было сказано раньше при описании линии Киев-Одесса. Вокзал в Бендерах с его высокими комнатами и большими окнами является ныне лучшим вокзалом на Бессарабской ветви. Бендеры — бывшая крепость. На разстоянии менее одной версты от этой бывшей крепости, вниз по р. Днестру, лежит город Бендеры с населением более 32 тыс. душ об. пола, ныне уездный город Бессарабской губернии, в общем довольно ординарный и по своей внешности очень похожий на Тирасполь: те-же сады, немощенныя пыльныя улицы и свойственное маленьким городам нашего юга отсутствие оживления и какая-то пустота; приезжему кажется, что он попал в какой то сонный город, где жизнь остановилась. Бендеры известны с эпохи владычества генуэзцев на черноморском побережьи; затем они попали в руки турок, которые создали здесь сильную крепость. С именем этой крепости связано, воспоминание о шведском короле Карле XII, который, будучи разбит Петром Великим под Полтавою, бежал в пределы Турции и долго жил в Бендерах. Во время войн России с Турцией Бендеры неоднократно брали русския войска; но окончательное присоединение состоялось в 1812 году по Бухарестскому миру.
Близ станции Бендеры от линии железной дороги отделяется Варницкая ветвь, направляющаяся к пристани на р. Днестре при сел. Варнице; хлебные грузы, идущие сплавом по реке Днестру, здесь перегружаются в вагоны для дальнейшей отправки по железной дороге.
От станции Бендер рельсовый путь поворачивает на север и некоторое время идет параллельно течению р. Днестра; а далее направляется на запад. На 64 версте от Раздельной лежит небольшая полустанция
Калфа, окрестности которой представляют из себя широкую безлесную степь, перерезанную невысокими пологими пригорками. Мост на реке Калфе.
Далее, на 77 версте от Раздельной находится станция Бульбоки. Тоже небольшой остановочный пункт, заброшенный в степи и имеющий, главным образом, значение, как место отправки хлебных грузов — пшеницы и кукурузы.
По мере удаления от р. Днестра, на станциях встречается все более и более молдаван, причем, чем дальше углубляешься в Бессарабию, тем представители этой народности являются пред глазами наблюдателя более характерными; в Приднестровьи ярко выраженный молдавский тип уже составляет исключение; здесь они подверглись некоторой руссификации, главным образом, под влиянием смешанных браков с малороссами. В глубине же Бессарабии молдаване сохранились во всей их типичности; между ними то и дело попадаются характерныя физиономии дако-романскаго типа, напоминающия античныя римския изваяния. Тонко очерченный энергичный профиль, открытый лоб, прямой или орлиный римский нос, вьющиеся черные волосы, черные глаза, красиво закинутая голова — все это так и вызывает в воображении какую-нибудь фигуру с древне-римскаго форума. Молдавский язык, несмотря на множество славянских и отчасти турецких слов, несомненно, составляет характерную ветвь романских наречий. Филологи находят в нем, на ряду с древне-латинскими словами и этрусския, которыя давно исчезли даже в литературном латинском языке. В народной жизни сохранилось много обычаев, носящих на себе отпечаток древняго Рима. Кто бывал в Италии, особенно в глубине страны, в глухой италианской провинции, кто присматривался к тамошней народной жизни, тот всегда может подметить у молдаван много общаго даже с современным нам италианским народом. Те же обычаи, та же пища, в которой на первом плане стоит там полента, а здесь — мамалыга; те же возы и арбы, те же ковры, узоры которых, каким то совсем непонятным образом, передаваясь из поколения в поколение, перелетели с берегов Тибра на берега Дуная и Днестра.
P.S. от bunicaSoni:
Фрагмент получается слишком "масштабным". Если вызовет интерес, сообщите - продолжу.
С превеликим уважением низкий всем поклон.