Сообщение
ПЧ69 » 24 июл 2015, 12:04
Да, тепловоз ТЭ7 как пассажирский вариант тепловоза ТЭ3 я лично наблюдал в 1985 году, кода они были основной тяговой силой на главном ходу Львов -- Жмеринка (депо Львов Запад). В то время в нашем депо ТЧ 1 Одесса Сортировочная были в основном ТЭ3, а в депо ТЧ 2 Котовск -- его же более совершенная модификация 2ТЭ10Л.
Сделаю небольшое отступление. По своей сути (и очень коротко говоря) -- 2ТЭ10Л представляет собой усовершенствованный ТЭ3. Их моторы были практически идентичны и по запасным частям унифицированы до 80%. Если кратко и без излишних подробностей, то отличие было вот в чём. На двигатель 2Д100 мощностью 2000 л.с. тепловоза ТЭ3 на выхлопные трубы были насажены специальные "крутилки", турбины которых приводились в действие от выходящих газов и тем самым вращение передавалось на компрессор для нагнетания дополнительного воздуха во все 10 цилиндров двигателя, тем самым, дополнительным наддувом, увеличивалась мощность мотора в полтора раза. На выходе получили двигатель 10Д100 мощностью 3000 л.с. для тепловозов серии ТЭ10 практически при тех же технических параметрах двигателя, числа оборотов вала и расхода топлива.
Тепловоз ТЭ3 имел пассажирский вариант ТЭ7, который от прототипа практически ничем не отличался, тот же мотор 2Д100, те же цепи управления. Только было изменено соотношение шестерёнок в редукторах тяговых двигателей на тележках (передаточное число, которое позваляло передавать б0льщую скорость при меньшей мощности) и электропневматический тормоз (ЭПТ) для пассажирских составов.
У 2ТЭ10Л тоже был свой пассажирник: ТЭП10Л с таким же самым же двигателем 10Д100 и пассажирским передаточным числом в шестерёнках.
Далее, если основной единицей пассажирского тепловоза ТЭ7 была двухсекционная машина, как и ТЭ3, то ТЭП10Л самостоятельной единицей считалась только однокабинная секция, та самая "половинка". Но в случае на то необходимости, два ТЭП10Л могли сцепиться между собой и управляться из одной кабины, как обыкновенный 2ТЭ10Л.
Ну и как ТЭ3, так и ТЭ7 тоже могли тягать пассажирские составы только одной своей секцией с одной кабиной.
На примере нашего когда-то мощного тепловозного депо ТЧ 2 Котовск, могу сказать, что тепловозы для пассажирского движения были ТЭП10Л как синего, так и зелёных цветов. Так же, под пассажирский состав могли выдать ничем внешне почти не отличающуюся именно половинку от грузового 2ТЭ10Л, как и собственно 2ТЭ10Л в двух своих секциях. В семидесятых годах, по мере поступления в депо ТЭП60, имеющиеся ТЭП10Л были переданы в депо ТЧ 5 Шевченко и ТЧ 8 Николаев, при этом оставался мощный парк "грузовиков" 2ТЭ10Л. Ещё раньше (до 1970 года) в Котовске были ТЭ3, которые потом были переданы в депо ТЧ 1 Одесса Сортировочная, где была не такая сильно интенсивная тепловозная работа. При этом был довольно большой цех эксплуатации для ТЭ3 депо ТД Арциз, которое подчинялось ТЧ 1. Пару штук ТЭ3 оставались в Котовске.
А поезд Одесса -- Измаил и Одесса -- Рени довольно долгое время водили нашими тепловозами ТЭ3 в двух секциях (в фильме "Формула радуги" в 1966 году зафиксирован пассажирский поезд, проходящий через Бугаз одной секцией ТЭ3).
Сегодня депо ТЧ 2 Котовск -- мощное уже электровозное депо, где не осталось НИ ОДНОГО магистрального тепловоза.