Статья из
"Кишинёвского Обозревателя":
"Что мы знаем о наших земляках, павших в первую мировую 1914 года? А о полковых священниках, которые делили с солдатами-бессарабцами все тяготы и ужасы войны? Духовенство края не только послало на поле брани отряд священнослужителей. (Несколько лет назад Свято- Георгиевская церковь открыла мемориальную доску в память о священнике Александре Тарноруцком, павшем на поле брани 19 сентября 1916 года).
В 1915-1916 годах в Кишиневе работал лазарет имени Бессарабского духовенства на сто коек для лечения раненых солдат и офицеров. В приюте-мастерской увечные воины находили крышу, стол, здесь их учили жить со своими увечьями так, чтобы не быть в тягость родным и близким. В приюте инвалидов обучали различным ремеслам. Но самым крупным начинанием духовенства в те годы стало учреждение Бессарабского сиротского приюта для детей, чьи отцы сложили головы на полях сражений.
Война разгоралась, число беспризорных ребят увеличивалось. И в феврале 1915 года высокопреосвященный Платон, тогдашний архиепископ Кишиневский и Хотинский обратился к городскому голове Юлиану Левинскому с письмом. "...Воспитание детей, - писал владыка (КЕВ, №№ 17,18 1915 г.), - мыслимо и возможно только в соответствующей среде. В атмосфере, которую можно создать лишь при помощи нашей святой церкви и добрых женщин, которые готовы делать это дело только за совесть, только ради Бога, только ради вечного спасения своей души".
Архиепископ просил властей выделить место на Романовской площади для строительства трех приютских корпусов и храма Божьего. Владыка Платон считал, что заведение станет памятником доброго отношения Бессарабии к своим детям, на долю которых выпала сиротская участь.
Владыка учредил женскую общину, в которую вступили представительницы всех слоев общества. Дамы горячо принялись помогать архиепископу. На ктиторский сбор для сооружения и содержание приюта полились пожертвования со всех концов Бессарабии. Посылали деньги, ковры, полотно, скот, съестные припасы. На поступившие средства духовенство приобрело на Ганчештском шоссе площадку размером в 122 десятины, а также фруктово-виноградный сад с домом и необходимыми службами.
20 декабря 1915 года состоялось открытие приюта на углу улиц Пушкина и Федорова, в арендованном доме Горнштейна, состоявшем из 28 комнат и кухни. В нем стали жить 40 одиноких ребят, за которыми принялись ухаживать монахини и 25 послушниц из разных женских монастырей. Школьные занятия стали вести две учительницы. Через пять месяцев нанятое помещение не вмещало всех сирот. Их доставляли в приют в самом жалком виде: исхудалыми, малокровными, часто больными.
Вскоре Кишиневская Госдума во главе с ее головой Ю. Левинским отдала под богоугодное заведение недавно построенный по проекту архитектора В. Цыганко 2-этажный дом на пересечении улиц Немецкой, которую после начала войны переименовали в Романовскую (ныне - С. Лазо), и Ренийской (М. Когылничану). Новый архипастырь Бессарабии высокопреосвященный Анастасий принял его под свое покровительство и дал заведению дальнейшее развитие.
С увеличением числа питомцев (к концу 1916 года в приюте жили 435 детей), постепенно менялась его внутренняя жизнь. Впрочем, концепция, как сейчас говорят, учреждения оставалась неизменной. Суть ее состояла в том, что поскольку сироты в приют поступали в основном из сел, то в родные места ребята должны вернуться физически и нравственно здоровыми. Верующими, добрыми гражданами государства, которые станут полезными своему селу полученными знаниями и навыками.
Вскоре в главном здании приюта открылась церковь в честь Иконы Казанской Божией Матери. Обучение грамоте в приютской школе велось по курсу церковно-приходских школ и детского сада. Но главное - призреваемых детей приучали к труду. По мере своих сил мальчики и девочки работали в фруктово-виноградном саду, в поле, осваивали азы слесарного, столярного, колесно-кузнечного дела. Открыли башмачную мастерскую, в которой учились и работали старшие мальчики и послушницы.
Сапожному делу их обучали увечные воины, жившие в том же приюте. Мастерская в основном образом тачала обувь для своих, но принимались заказы и от горожан. Цехом заведовал Стефан Чеботаренко, кишиневский ремесленный голова. Под его руководством в 1916 году приютская мастерская изготовила 400 пар обуви на сумму 2767 рублей. В портняжном, вязальном и рукодельном цехах трудились девочки под руководством сестер и приглашенных мастериц. Вся одежда обитателей приюта шилась у них. Чтобы удешевить себестоимость ткани, сестры сами ее окрашивали.
Швейно-чулочной мастерской руководила 38-летняя Ольга Муратова, начальница приюта. Это была примечательная женщина. Потомственная дворянка, окончившая курсы при московском пансионе г-жи Маевской. До Кишинева Ольга Аркадьевна в качестве сотрудницы общества религиозного нравственно-патриотического воспитания опекала беспризорников Хитрова Рынка. После объявления войны 1914 года Муратова заведовала яслями в одном из российских городов. Кишиневским приютом начальница руководила бесплатно, пользуясь в нем только квартирой и столом.
Под стать Муратовой был и главный заведующий - протоирей Николай Васильевич Лашков. Воспитанник киевской духовной академии, состоял членом Духовного комитета Бессарабии, имел звание кандидата богословских наук, был удостоен многих наград: Ордена св. Владимира 4- й степени, Палицу, Золотой Крест. Николай Васильевич вел Закон Божий в двух кишиневских гимназиях: в I-й мужской и в I-й женской земской. Служил заведующий в приюте без жалования.
Эконом и делопроизводитель 36-летний священник Амвросий Яремчук, имевший два образования: аграрное и духовное, получал довольно скромные деньги, как и другие сотрудники. Это Мария Гобжило, вдова священника, заведовавшая отделением приюта на Пушкинской улице, Елена Гроссу, дочь псаломщика, работавшая учительницей. Впрочем, большинство их коллег, преподававших сиротам различные дисциплины, трудились бесплатно.
На какие средства существовало это огромное хозяйство? На частные пожертвования состоятельных и не очень жителей Бессарабии. Много лет духовенство епархии на всех богослужениях в своих церквях обносило кружки "на сиротку". Осенью, по окончании уборки хлеба, собирался обязательно ковш зерна для приюта. Городская дума учредила пять своих стипендий по 120 рублей каждая, которые носили имя Платона, архиепископа Кишиневского и Хотинского. Кстати, по его просьбе зодчий А. В. Щусев разработал проект и составил смету для сиротского приюта.
Сиротский дом продержался 36 лет. Он помог не одному поколению ребятишек, оказавшихся в трудной ситуации. С 1930 по 1940 годы приютом, он к тому времени был перепрофилирован в "Casa copilului", заведовала Александра Ременко. В 1940-м многолетний благотворительный проект, в котором приняли участие многие известные и рядовые горожане, завершился. Само здание сиротского приюта уцелело во время войны. Потом в нем долгие годы размещался ветеринарный факультет сельхозинститута.
Автор: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА"