Старые карты Бессарабии и Молдавии

История родного края в целом.

Модератор: rimty

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 10 май 2013, 21:44

Вот еще интересная карта.
Подробная милитерная карта по границе России с Турциею
Соч. и грав. при собств. Е. И. В. Депо карт. Часть I. - [Санкт-Петербург]: 1800.
Масштаб: 10 верст в 1 дюйме
Изображение

http://dl.dropbox.com/u/9202322/history/map/1800mk.jpg

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 10 май 2013, 22:31

kviten писал(а):Вот еще интересная карта.
Подробная милитерная карта по границе России с Турциею
Соч. и грав. при собств. Е. И. В. Депо карт. Часть I. - [Санкт-Петербург]: 1800.
Вот фрагмент этой карты. Окрестности озера Катлабух.

Для меня загадка вот в чем. Если датой основания сел
Кислицы считается 1807,
Гасанъ (ныне - Першетравневое) - 1813,
...
то как они могли попасть на карту 1800 года???
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось kviten 10 май 2013, 22:40, всего редактировалось 1 раз.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2892
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение спартак » 10 май 2013, 22:37

Для меня загадка вот в чем. Если датой основания сел Кислицы считается 1807, Гасан Спага (ныне - Першетравневое) - 1813, то как они могли попасть на карту 1800 года???
Часто в краевых энциклопедиях пишут об основаниях сел тумано. Примерно так " упоминание о селе впервые встречается в году таком-то"..поэтому в энциклопедиях часто бывает много ошибок, особенно это касается маленьких сел. Но появляются новые карты из архивов различных ведомств , как в вашем случае. И возникают вопросы...

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение Ionelus » 11 май 2013, 09:26

ris55 писал(а):Было?1360 год-Румынии и помине нет!
Валахия это и есть Румыния.
Если были бы румынские карты тех времём, было бы написано Цѣра Рȣмѫнѣскъ (румынская страна).
Есть в Сербии регион Тимок где румыны живут компактно. Если спросить их на румынском кто они, ответ будет, румынь, а если спросить на сербском, ответ будет, власи.
Сегодня сербское правительство переписало всех как сербов (так как по им понятиям власи это румынизированные сербы), фамилиям дали сербское окончание, школ и церквей на румынском нет, но они ещё помнят, что они румыны.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2051
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение бессарабец » 11 май 2013, 17:55

спартак писал(а):
Для меня загадка вот в чем. Если датой основания сел Кислицы считается 1807, Гасан Спага (ныне - Першетравневое) - 1813, то как они могли попасть на карту 1800 года???
Часто в краевых энциклопедиях пишут об основаниях сел тумано. Примерно так " упоминание о селе впервые встречается в году таком-то"..поэтому в энциклопедиях часто бывает много ошибок, особенно это касается маленьких сел. Но появляются новые карты из архивов различных ведомств , как в вашем случае. И возникают вопросы...
Интересный вопрос. А дело в том, что Кислица и Першетравневое украинцами, русскими, молдаванами и т.п. созданы на месте татарских и поселений других подданых турецких властей. И названия поселений в основном прижились... Так, при штурме крепости Измаил, штаб Суворова находился около поселения Сафьян (нынешнее Сафьяны), а у самих стен крепости находилось селение Броаскэ (нынешнее Броска). При занятии местности русскими войсками, татары всем скопом ушли в Крым. И вот русские, украинские, молдавские поселенцы считали основой своих поселений считали год, когда они пришли на новое место...

Frocus
Местный
Местный
Сообщения: 369
Зарегистрирован: 14 янв 2010, 06:55
Откуда: MD
Контактная информация:

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение Frocus » 11 май 2013, 22:28

На карте 1800 года отмечена чуть ли не единственная дорога из Кишинёва на юг в сторону села Буцены. На речке Ботна отмечен "Визирский мост". Если он был построен из камня, то было бы интересно посмотреть на его руины :). Только вот вычислить его точное местоположение не очень то просто... Предварительно похоже, что находился вблизи села Костешты - http://geoportal.md/ru/default/map#lat= ... se6,_base4

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 12 май 2013, 12:52

бессарабец писал(а):

Интересный вопрос. А дело в том, что Кислица и Першетравневое украинцами, русскими, молдаванами и т.п. созданы на месте татарских и поселений других подданых турецких властей. И названия поселений в основном прижились... Так, при штурме крепости Измаил, штаб Суворова находился около поселения Сафьян (нынешнее Сафьяны), а у самих стен крепости находилось селение Броаскэ (нынешнее Броска). При занятии местности русскими войсками, татары всем скопом ушли в Крым. И вот русские, украинские, молдавские поселенцы считали основой своих поселений считали год, когда они пришли на новое место...
Броаскэ - больше на румынский похоже. Или я ошибаюсь?
Насчет названий сел, то часть названий прижилась, часть канула в лету...
Так происхождение названия Кислицы - от тюркского Кышле (загон для овец, зимовье).
Гасан Аспага -- похоже на имя + "спаги" (легкая иррегулярная турецкая кавалерия).

Возле села, кстати, турецкий (не татарский) колодец, из которого доставляли в село питьевую воду.
Далее там на берегу озера Катлабух населенный пункт Китай.
Болгарские поселенцы принесли из Турции в название Шикирли ( очень сладкий).
И получилось Шикирликитай (ныне Суворово). Происхождения названия Китай не знаю.
Между этими населенными пунктами несколько канувших в лету названий...
В чем может быть причина живучести некоторых названий?

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 25 май 2013, 20:39

Подскажите пожайлуйста, как выглядел на карте округ Карлигатура (Cârligatura).
Первое упоминание о нем встретилось в Dictionar Geografic al Basarabiei an. 1904 de Zamfir Arbore.
В частности, о том, что в истории села первые поселенцы после войны 1806 - 1812 гг были оттуда.
http://dictionar.casata.md/index.php?l= ... ar&id=1128
(и, если можно, как переводится на русский приведенный текст?)

Просматривал админделение Румынии. Почему-то не нашел этого географического образования. Единственное, что пока нашел:
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0 ... 1%80%D0%B0

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2051
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение бессарабец » 26 май 2013, 11:33

В развитие вопросов kviten:

ПРЕДАНИЯ БЕССАРАБСКОЙ СТАРИНЫ


Сложная и интересная история нашего края. Названия сел, рек, археологические
памятники и письменные источники дают историкам бесценный материал о племенах
и народах, обитавших некогда на территории края, позволяют по крупицам
восстановить ранние страницы истории населенных пунктов. Лингвистическая
наука топонимика (с греческого «топос» – место и «онома» – имя) изучает
совокупность географических названий.
Многие события в истории нашего края связывают с куманами – кочевыми племенами, которые в русских летописях называются половцами, т.е. выходцами из степи, поля. Куманские племена дали название нашей Буджакской степи: «бучак» или «Бучачак» по-кумански означает «угол». Название «Бессарабия» многие исследователи связывают с куманским «безермен», т.е. «бусурман», или человек, говорящий на инородном языке.
На протяжении веков нынешняя юго-западная часть Бессарабии часто меняла свое название. Древние греки именовали ее «Малой Скифией», римляне, подражая грекам, - «Скифией», а потом «Ящероглазой»; греческий географ Страбон – «Гетовой пустыней»; Птоломей – «Нижней Мезией»; римский император Троян I, завоевавший эти пустынные земли, - «Дакией» или «трояновой областью»; готы – «Визитготфией»; гунны – «Гунниваром» или «Царственным наметом»; болгары – «Внешней Болгарией»; печенеги – «Фегер Варом», а позже – «Ателькусом»; древние румыны – «Бессарабом» или «Цара – Басарабяска»; славяне 12 века – «Углом»; Русь – «Белгородчина» или «Белая Сербия»; турки 16 века – «Томаровым Цынутом»; татары 17 века – «Буджаком», «Ногайской степью» (в Византийской летописи – «Докан»); румыны 19 века – «Нижней Дунайской областью»; русское правительство во время русско - турецкой войны 1806 – 1812 годов – «Заднестровской областью», а с 1878 года – «Измаильским уездом».
Выдающийся средневековый арабский ученый Абу - аль - Фида (1273 – 1331 годы) так описывает Дунай: «…большая река, гораздо больше Тигра и Евфрата вместе взятых». Автор дает Дунаю тюркскую форму: Дунай – «Туна».
Историк Геродот, лично посетил наш край, оставив свои впечатления: «Первая величайшая из всех рек Скифии – Истрос (Дунай) – «пятнистый». Он полноводен зимой и летом».
Греческий географ Страбон называет Дунай «Данубием» до Дунайских порогов, а отсюда до устья «Истрос». При римском императоре Юлие Цезаре Истрос впервые называется Данубием.
Нынешнее же название судоходной реки, в торой по величине, Дунай (Donare, Donaris) имеет в корне «don», в переводе со скифско-сарматского означает «река». Этот же корень представлен также в названиях рек Дон, Дунай, Днестр.
Нижнее название реки, именовавшееся некогда «Истр», означает «сильное течение воды», «поток воды» (для сравнения: Гольфстрим); в русском переводе: «струя» – поток воды; в украинском : «струмень» – поток, ручей; в польском : «струмен» – ручей, речушка. Родственные слова с названием Истра: болгарская Струма (Стримон), украинский Стрый (правый приток реки Нистру), Стырь (правый приток Припяти).
Река Истрос (Дунай) у Геродота имела пять устьев, у Плиния – шесть, у Страбона – семь. Однако названия седьмого устья не встречается нигде. Остальные же шесть следуют в таком порядке (с севера на юг): Малое, Северное, Ложное, Кривое, Гнилое и Святое (ныне Сулинское) – самое большое из всех устьев.
В устьях Истроса, по Геродоту, ловилась огромная бескостная рыба «Антаксос», которую солили. В дельте находилось множество островов. Самый большой и известный из них – Левки.
В древние времена Килийское устье Дуная (Килийский, Сулинский, Георгиевский рукава) носило название «Псилон» из-за сходства с греческой буквой псилон. Неподалеку от нынешнего Килийского устья находился остров Ахиллей, в честь храброго героя Ахиллеса, участвовавшего в походе против Трои под предводительством Агамемнона. Письменные источники свидетельствуют, что «всего страннее, что с острова Ахиллеса не видно было земли, хотя он был отдален от суши на 40 стадий (одна стадия равна 8 морским милям). О существовании этого острова сохранилось следующее предание: мать Ахиллеса Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левки – «Змеиный», при устье Истра, где Ахиллес и продолжал будто бы жить среди обоготворенных героев и героинь, и остров этот служил центром культа Ахиллеса.
Земля эта создана Богом для изобилия. Она желтела тучными злаками и голубела чистым небом. Бескрайняя, многокрасочная летом степь с ослепительным солнцем и открытая холодным ветрам, сдувающим зимой снег.
В былые времена здесь звенело оружие и лилась кровь. Трудно было найти землю, на которой жизнь была бы так не защищена ни законом, ни обычаем. Как везде в Причерноморье, турков здесь называли бусурменами, за то, что молились мусульманскому богу, украинцев – хохлами за бритые головы с чубами-хохлами, русских кацапами за бороды «как у цапа», т.е. у козла.
Обосновываясь на этих землях – благодатных, но требующих приложения немалого труда, селились люди у родников, по берегам рек. К воде в этих краях всегда было бережное отношение. Она была источником жизни, служила для орошения земель, рыбной ловли, средством сообщения. Названия больших и наиболее древних рек означали первоначально «вода» или «река» (Дон, Днестр, Дунай).
Некоторые населенные пункты в Бесарабии носят названия соответствующих рек. Наиболее древние названия в нашем крае от татарских и ногайских орд, кочевавших на этой территории в период владычества султанской Турции. Это старые татарские названия рек Хаджидер, Чемигедер, Когильник и другие. Однако не только крупные водные объекты, но и колодцы, родники, источники способствовали появлению новых топонимов. Река Кугурлуй (Кувурлуй, Кухурлуй) на юге Бесарабии означает с куманского «сухой». Правый приток Ялпуга – Чокрак с татарского – «источник, ручей, родник». Приток Чокрак дал название населенному пункту – Анчокрак, ныне Тарутино. Река Когильник – с тюркского «Каганлык» означает «каганат», с татарского (или ногайского) «кёгёлён» - «травка» Название села Чишмикиой переводится как «чишма» - источник, «кёй» - село, или с гагаузского «чошма» - источник, «куу» - деревня, село.
В жаркое бессарабское лето солончаковые почвы, высыхая, издают болотный, неприятный запах. Так, озеро Сасык в переводе с татарского так и звучит – «зловонное». Второе распространенное название Сасыка – Кундук, что с куманского означает – «житель степей», «куман». Татарское название Ялпуга в переводе означает «озеро дикого края».
Молдавская топонимика. Оставили свой прочный след в топонимике края и молдавские наименования. Ручей Формушика дал название селению Фрумушика, что с молдавского означает «красавица». Находящийся в предместьях города Белгород-Днестровского посад Турлаки, несмотря на первые турецкие поселения, получил название от молдавских слов «турла» – река и «лак» – озеро.
Левый приток Когильника – Скиноаса – переводится с молдавского как «долина с колючками», «чертополохом», «терновик».
Молдавское название «Фынтына дзынилор» в переводе означает: «фынтын» – колодец и «зине» – фея, волшебница. На балке Еникиой, где было основано село, «есть фонтан на источнике целебной воды железистого свойства, к которой больные жители прибегают во множестве в день Вознесения Господня». Трижды в году – на Иордан (Крещение Господне), Герговден (день святого Георгия) и спасовден (Вознесение Господне) брали из него жители села воду.
Турецкое название «Азис Бунар», сохранившееся у гагаузов южной Бессарабии, дословно означает «святой источник», что отчасти соответствует издавна усвоенному в Бессарабии греческому термину «агиасма» – святая вода. Ну а об источнике, давшем впоследствии название селу Фынтына Дзынилор (Кирнички), сохранились следующие сведения. В 1815 году священник села Китай (нынешний Червоный Яр) Сергей Земницкий доложил уездному протопопу Федору Малявинскому о том, что в долине Янук измаильским жителем, чабаном Прокопом Мунтяном открыта криница, называемая Фынтына Дзынилор, к которой из-за целебной воды во множестве стекаются из разных мест люди и получают от омытия этой водой в болезнях исцеление. Федор Малявинский для дознания истины сам ездил к означенной кринице. Измерив ее глубину, протоиерей нашел «воды две сажени». Вода так прозрачна, что на дне можно видеть самую маленькую монетку. От чабана узнали, что криница была забита. По более поздним сведениям стало известно, что эту древнюю криницу забросали камнями ногайские татары, когда их изгоняли из Буджака. Целебные свойства источника обнаружились случайно. В апреле 1814 года долго болевший чабан получил совершенное здравие от того, что омыл себя водой из этой криницы. После этого Прокоп Мунтян со своим братом Александром вычистили ее от камней и ила. Скоро слава о целебной воде разнеслась по всему краю. Омываясь водой, люди получали исцеление и бросали в криницу деньги в знак благодарности. Дабы не пропало такое подаяние, братья построили каплицу, а в ней разместили икону Божьей Матери и смастерили сундучок для подаяний. Сундучок этот четырежды был расхищаем. Суммы собирались внушительные, уже через время духовное начальство позволило выделить часть денег для сооружения каменной каплицы, оставшиеся же деньги использовались на богоугодные дела.
Для учета денег была заведена специальная книга, и местный священник обязан был отчитываться о потраченных суммах.
Два года спустя, в 1816 году, священник Николаевской церкви г.Тучкова (Измаил) Стефан Ляхович письменно уведомляет Дикстерию о том, что некий Александр Панайотов продал место целительной криницы за 40 червонцев евреям, которые собираются неподалеку от нее строить корчму.
Обеспокоенная Дикастерия высылает указ жителям Измаила Прокопию и Александру Чабанам и Василию Регушу определить первых двух попечителями, а третьему быть при каплице сторожем. Предполагалось также построить при каплице больницу. В течение 1817 года от использования криницы было получено 690 левов, из них на 66 левов было сооружено помещение для прибывающих больных.
Однако попечителей криницы по-прежнему продолжали беспокоить охотники селиться поблизости от нее. Жители города Тучкова (Измаила) арендовали всю долину Янук у местного еврея Гершки для выпаса скота. Семьи беглых малороссов Ильяченко, Завальнюк, Кравец, Шинкарь, Иваненко, Гавриленко, Коваль, Билинских соорудили себе бурдеи (землянки), собрали по окрестностям более 300 голов скота и лошадей и стали пригонять их на водопой к этой кринице. Изрытая копытами грязь стояла вокруг источника.
Сам митрополит наблюдал, ведя записи, точно ли от разных болезней исцеляются люди. «Приезжавшие сюда больные исцелялись – одни двукратным умыванием, другие – питием сией воды от сильной лихорадки и горячки, соединенной с сумасшествием, и от глухоты, и от разных ран и наростов».
Вызванный из города Томарова (Рени) медик Фишер «взял со дна оного колодезя грязи в стакан, и бросивши в оную ртути, помешал, причем ртуть немедленно распустилась». Медик признал воду минеральной и очень полезной от разных болезней.
23 декабря 1818 года вышел Синодальный указ: «часовню уничтожить; пресечь всякое отправление молитвословий; употребить надлежащие меры к уничтожению в народе разглашения о чудотворной воде…» Вскоре полномочный наместник области Бахметев кратко ответил: «предписал обратить минеральный источник в гражданское ведомство, как и прежде было».
Икону из каплицы перенесли в Свято-Параскевиевскую церковь села Чимаширы (Приозерное). Камень же самой каплицы отдали под начатую где-то постройку церкви. В рапорте митрополита Гавриила Синоду об исполнении указа указано: «предписал я местному уездному протопопу уверять народ, что это обыкновенная натуральная минеральная вода, исцелявшая и турок, и татар, и ныне исцеляющая не только христиан, но и магометан, и израильтян, и приписывают силу целения действию воды». Такова история целебного источника.
Свое же второе название – Кирнички – колодец – получил от украинского «криница» – «ключ, родник, источник».
Большинству населения нынешнего села Кирнички доступна вода из артезианских скважин. Впервые фонтанирующую подземную воду получили в 13 веке во французской провинции Артуа (древнее римское название – Артузия), где был вырыт глубокий колодец. С тех пор такие скважины стали называться артезианскими.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2051
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение бессарабец » 26 май 2013, 11:35

Продолжение:
Некрасовцы. Некрасовцы, как самостоятельное подразделение козачества, начинают свою историю после поражения Булавинского восстания (1707 – 1709 годы). Атаман Игнат Федорович Некрасов увел на Кубань до трех тысяч донских казаков с семьями, спасая их от истребления царскими властями.
Соединившись с атаманом Львом Маноцким, организовали своеобразную республику, которая 70 лет непрерывно пополнялась казаками и крестьянами.
В 18 веке судьба раскидала некрасовцев по берегам чужих морей. Но последовательно антикрепостнические и антисамодержавные принципы, унаследованные Некрасовым от своего брата (в фольклорной традиции) Кондрата Булавина продолжали жить среди них и на Дунае.
«Мы, некрасовцы, - донские казаки. Наш Игнат, сын Федора Некрасы… воевал за землю, за свой народ».
Кто же такой Некрасов, именем которого названо целое войско, а ныне села Старая и Новая Некрасовки? Сведения о его личности скудны и недостоверны: это отдельные упоминания в официальных документах, обычно в словосочетании «вор-Игнашка» и своеобразный фольклорный образ – бесстрашный красавец «Игнат-сударь», к которому весь Дон приходит за помощью в трудную минуту, а сама царица "Катярина" засылает сватов.
К 1730 году активность казаков заметно уменьшается. Приблизительно в 1737 году Игната не стало. В 1740 годы происходит первое разделение казаков: 1600 семей отправляются морем в Добруджу и основывают на дунайских лиманах два города – Сарыкёй (Желтое или Сарыково) и Дунавцы.
Временные казачьи поселения не оставили в источниках значительного следа. На картах городки обозначены одним и тем же именем – «Казаккёй», с турецкого – «казачье село».
Обосновавшиеся в Добрудже жили независимо от прежних своих занятий на положении казаков, следуя заветам Игната, подчиняясь кругу и атаманам, неся воинскую повинность, но не платя налогов. Дунайским казакам в начале 19 века пришлось столкнуться с проблемой, резко нарушившей их жизнь. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. 38 куреней запорожцев двинулись по Днепру к Черному морю. Турецкий султан принял их на тех же условиях, что и некрасовцев, и поселил в урочище Сеймены. Некоторое время те и другие казаки сосуществовали вместе, а беглых из России делили между ними турецкие пограничные власти, которые старообрядцев направляли к некрасовцам, а остальных – к запорожцам. В 1808 году последние за «разбой» переведены были на берег Черного моря к самим некрасовским станам. Начались религиозные распри.
В 1806 году некрасовцы штурмом овладели дунайской Сечью. Турки не вмешивались. Воспользовавшись началом русско-турецкой войны, энергичный кошевой С.Калниболотский собрал запорожцев и пошел по Дунаю, истребляя некрасовцев. Высадился в лимане Разин. Жестокая битва закончилась сожжением Сарыккёя. На некоторое время жизнь некрасовцев на Дунае была парализована, они семьями бежали. Около 100 семей осели в городе Тучков (Измаил).
В 1829 году группа некрасовцев (до 1500 человек во главе с атаманом Полежаевым) возвращается в Россию и живет с тех пор в Кугурлуе (Матроска) под Измаилом и в селе Некрасовка.
Оставшиеся некрасовцы восстановили хозяйства в придунайских станицах. Восходящий к Некрасову идеал вольного воина заменился идеалом зажиточного хозяина. Грозные некрасовцы превратились в мирных липован, которые признавались: «Мы, дунайские, позабыли об Игнате».
Яркой личностью был последний атаман Сарыкея Осип Семенович Гончаров (Гончар, он же Горчаков). В 1829 году вместе с некрасовцами переселился в Измаил, где была образована Новая Некрасовка. «Бескорыстие, деятельность и подвижность, которой не пределов», - так характеризовали атамана. «Вечно занят, вечно в хлопотах». В юности он пережил бедность и тяжелую болезнь. «Много горя перенес я с детства в жизни своей, когда начну пером писать, то рука не может пера держать, когда начну языком говорить, то не могу за слезами – и язык мой цепенеет от горести. Хочу удержаться от слез, то само мое внутреннее рыдает во мне», - признавался Гончаров. В 30-летнем возрасте он принимал участие в сложных международных политических комбинациях, писал стихи и богословские трактаты. Как утверждают историки, его собеседниками в разные годы был Луи Наполеон Бонапарт, А.И.Герцен, Н.П.Огарев.
Здесь, в Измаиле – Тучкове, некрасовцы и все российские старообрядцы сделали его поверенным по своим духовным и светским делам. Первым для Гончарова делом явилось учреждение старообрядческой епархии. До 1846 года старообрядцы-поповцы, не имея «законных» епископов, принимали в свои церкви беглых попов, нередко воров и пьяниц. Гончаров отправил инока Павла – главного энтузиаста устройства епископской кафедры, в Стамбул, где под стражей содержались шесть патриархов и более 20 опальных архиереев, удаленных из епархий султаном. Друг Гончарова Михаил Чайковский (он же Мехмед Садык-Паша), помог Павлу договориться с бывшим митрополитом Боснии Амвросием о переходе в старообрядчество. Амвросия выкрали из Стамбула с паспортом на имя некрасовца Карпа Карпова.
Он морем отправился в Добруджу, где торжественно был встречен Гончаровым и отправлен в Австрию. Так, 28 октября 1846 года в Белой Кринице появился первый старообрядческий митрополит.
Гончаров много раз бывал в Кишиневе, Одессе у местных архиереев и генерал - губернатора. Даже лично представлялся в 1836 году императору Николаю I и во исполнение высочайшего приказания, духовного и светского, «Милостию Божиею все дела установил».
О.С.Гончаров умер в городе Хвалынске Саратовской губернии в 1879 году, там, откуда и были родом его предки. Перед смертью принял монашество и наречен был Иосифом. Долго еще в домах старообрядцев можно было видеть портреты О.С.Гончарова с медалями на груди. В кубанской (некрасовской) белой длинной рубахе, до пояса сверху надет «куртин», ниже кожаный пояс, на рукавах поддевка светло-оливкового цвета, смазные сапоги с длинными голенищами.
С.А.Тучков приютил запорожцев и казаков по течению реки Дунай и ее окрестностям. Одних некрасовцев поселил в переселенном в 1809 году в городе Измаиле и его предместье Старая Некрасовка, расположенном в восточной части города, «в верстах пяти-шести», увеличив им до 2580 десятин земли. Другую - в западной части города в верстах шести-семи в предместье Новая Некрасовка и отвел им до 2010 десятин земли.
В 1826 году уже была плетневая часовня с девятью монашенками, 46 плетневых домов, один питейный дом, девять колодцев, виноградники и фруктовые сады. Неподалеку от слободы Некрасовской находились владения графа Ламбздорфа.
В1863 году в Новой Некрасовке между озерами Кугурлуй и Ялпуг основали старообрядческий монастырь с церковью во имя святого Архангела Михаила. Первоначально церковь была покрыта камышом, без купола. Только через тридцать лет к ней пристроят деревянную колокольню и перекроют крышу железом. Новонекрасовское общество выделило под монастырь десять десятин земли. При монастыре насчитывалось до 40 монахов, которые занимались земледелием и разводили виноградники.
Церковь во имя святого Иоанна Богослова построили в 1860-е годы.
В 1895 году в селе Старая Некрасовка иерействовал поп Петр Пулькин, в Новой – Ефимий Димитриев. Особенные льготы по отправлению религиозных обрядов были дарованы некрасовцам еще в 1811 году и подтверждены высочайшими указами от 18 мая 1879 года и от 10 марта 1894 года. На основании этих льгот старообрядцы могли совершать богослужения, таинства и обряды.
Овидий (печальный изгнанник). Римский поэт Публий Овидий Назон на пятидесятом году жизни был изгнан из страны императором Августом.
Меж нами есть одно преданье:
Царем когда-то сослан был
Полудня житель к нам в изгнанье…
Испытание изгнанием выпало на долю трех выдающихся деятелей римский культуры – Цицерона, Сенеки и Овидия. Изгнанье часто использовалось как радикальный способ расправы власть имущих со своими противниками. В те далекие времена существовало два вида ссылки изгнанный сам выбирает себе место ссылки(Цицерон) либо изгнаннику строго предписывалось место ссылки (Овидий, Сенека).
В конце 8-го года нашей эры император сослал Овидия на далекую окраину империи в город Томи (Томье, Томис) на территории нынешней Румынии. Причина ссылки – не более чем гипотеза и вряд ли это безнравственность литературных творений поэта. Была другая, вероятно, более важная причина. Именно о ней Овидий неоднократно говорил в туманных выражениях. Можно предположить, что поэт стал случайным свидетелем некоего преступления, не имевшего политического характера, но затрагивающего личные интересы императора. О том, что поэт знал о любви императорской внучки Юлии к молодому Силану и не донес? Но об этом знал весь Рим.
«Ты сам должен знать, за что тебя карают, - скажет Август поэту в их последнем разговоре. – Пойми и будешь прощен».
Мужество покинуло Овидия сразу же повергло душу изгнанника в глубокое уныние. «Жилище ужасов и нестерпимой стужи», - так называет Овидий этот город, ясно обозначая место при самом устье Дуная в своих элегиях. «Земля пустынная и ровная, как море, без садов и виноградников. Набеги, разорение, плен, смерть, враг страшен даже издали, потому, что у него стрелы, а на стрелах – яд. Что такое здешний мир? Вечная готовность к войне. Чужие люди, непонятный язык, овчины на плечах, вместо закона – нож». Так описывал поэт воинственные кочевые и полукочевые племена, совершавшие набеги по замерзшему Дунаю с правого берега города Томи.
Молдаване от своих предков слышали о каком-то странном человека: «Приехал из Рима человек необыкновенный, который невинен, как дитя, и добр, как отец. Этот человек всегда вздыхал а иногда сам с собою говорил, но когда он рассказывал, казалось истекает из уст его мед».
Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной,
Имел он песен дивный дар
И голос шуму вод подобный…
Высокий, седой поселенец, одетый в римскую тунику и тогу, считал себя здесь временным жителем. Терзаясь скукой, постоянно вздыхал о родине далекой и теплой. Ведь для каждого его отечество – лучшее в мире. Однако до конца дней своих так и не получил он обратного отзыва в Рим.
Печальны и прекрасны были песни изгнанника на незнакомом певучем языке. От написанных строк становилось легче, прояснялись мысли. Выучившись языку народа, он стал слагать песни и на их языке. Эти песни пели и скифы, и эллины, и геты. Люди полюбили чужеземца. А он все ждал приказа о помиловании или хотя бы перевода в места менее дальние и дикие. Но напрасно.
Вероятно, Овидий за время своего девятилетнего изгнания перешел из города Томи и скончался близ современного города Белгород-Днестровского Одесской области. Одна из древнейших легенд повествует о том, что Овидий на купеческом судне посетил эллинский город Тиру (Тирас). По душе пришлись поэту – изгнаннику и город, и люди, жившие в доброй дружбе. Когда же в Томи пришел торговый корабль из Рима, Овидий узнал о том, что скоро эти края посетит племянник императора, великий полководец, которого любили народ и армия за справедливость и отвагу. Август боялся популярности племянника и отправил его в почетную ссылку в город Тирас.
Оседлав коней, Овидий в сопровождении гетов направился в Тирас. Два великих римлянина встретились в цитадели. При свете факелов долго говорили друг с другом наедине. Об этой встрече тайные агенты донесли своему повелителю. Напуганный и взбешенный император приказал отравить обоих. Подосланный палач, выдававший себя за виночерпия, не замедлил выполнить приказ.
Городские жители скорбели об утрате и похоронили Овидия на высокой скале над древним Тирасом. За несколько дней и ночей после погребения поэта воды Тираса разлились и покрыли остров напротив города. Образовавшееся озеро жители назвали Овидовым озером.
Воспоминания о поэте, переходя из поколения в поколение, из рода в род, из века в век, сохранились до наших дней.
В 1795 году указом Екатерины II в честь римского поэта Овидия Назона был заложен город Овидиополь.
Ученый и исследователь Кантемир, доказывая факты пребывания Овидия в Бессарабии, приводит надпись на надгробном камне, который был оставлен на могиле поэта: «Здесь погреблен поэт, которому гнев божественного цезаря Августа повелел удалиться из родной страны. Часто несчастный выражал желание быть погребленным в родной земле, но напрасно: здесь судьба определила место».
К сожалению, сам ученый не видел ни места, ни могилы, ни камня с надписью, а говорит, что видел ее один поляк, со слов которого сохранились эти сведения в исторических документах…
Но если обо мне потомок поздний мой
Узнав, придет искать в стране сей отдаленной
Близ праха славного мой след уединенный,
И будет мило мне его воспоминанье…
(А.С.Пушкин, «Послание к Овидию»).

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 26 май 2013, 21:49

бессарабец писал(а):Продолжение:
ПРЕДАНИЯ БЕССАРАБСКОЙ СТАРИНЫ...Фынтына дзынилор...
Некрасовцы. ..
1) Как называются первоисточники, откуда черпались эти сведения?
2) Как выглядел на карте округ Карлигатура (Cârligatura)?
В какой период существовало это админобразование в составе Румынии?

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 31 май 2013, 14:14

Вот нашел.
http://itravel.md/images/maps/Moldova1483_PNG.png
Есть ли более поздние карты, на которых есть округ Карлигатура (Cârligatura)?
http://adevarul.ro/locale/iasi/carligat ... index.html
Беда только, не понимаю на молдавском (румынском) :wall:
Насколько я понял, его расформировали после русско-турецкой (крымской) войны 1854-1856гг. :write: :wink:

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13363
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение corax » 31 май 2013, 19:34

kviten писал(а): Насколько я понял, его расформировали после русско-турецкой (крымской) войны 1854-1856гг. :write: :wink:
В указанной статье написано, что Кырлигэтура был расформирован в 1834 году (разделён между уездами Яссы и Роман).

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 31 май 2013, 21:13

corax писал(а):
kviten писал(а): Насколько я понял, его расформировали после русско-турецкой (крымской) войны 1854-1856гг. :write: :wink:
В указанной статье написано, что Кырлигэтура был расформирован в 1834 году (разделён между уездами Яссы и Роман).
Capitala Cârligăturii a rămas până în 1834 la Târgu Frumos
Только понял, что столица его до 1834 была Târgu Frumos.
În 1856, după Războiul Crimeii, Moldovei s-a îmbogăţit şi cu trei judeţe, cel din sudul Basarabiei - Cahul, Ismail şi Bolgrad.
Значит, я перепутал, в 1856 к Молдавии отошли Измаил, Болград, Кагул.
Спасибо большое!

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 01 июн 2013, 10:09

Вот еще один интересный ресурс по довоенному админделению Румынии
http://romaniainterbelica.memoria.ro/
Надо полагать, большая часть Карлигатура (Cârligatura) отошла к Judeţul Iaşi
Изображение



В тоже время, Judeţul Roman выглядел так:
Изображение

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11509
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение steinchik » 02 июн 2013, 05:15

kviten писал(а):Вот еще один интересный ресурс по довоенному админделению Румынии
Простите, а какое это имеет отношение к теме "Старые карты Бессарабии"?

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2051
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение бессарабец » 02 июн 2013, 08:53

kviten писал(а):
бессарабец писал(а):Продолжение:
ПРЕДАНИЯ БЕССАРАБСКОЙ СТАРИНЫ...Фынтына дзынилор...
Некрасовцы. ..
1) Как называются первоисточники, откуда черпались эти сведения?
2) Как выглядел на карте округ Карлигатура (Cârligatura)?
В какой период существовало это админобразование в составе Румынии?
Это все перепечатки со СМИ. Не берусь бороться за правдоспособность, но таки интересно ...

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 02 июн 2013, 15:32

steinchik писал(а):
kviten писал(а):Вот еще один интересный ресурс по довоенному админделению Румынии
Простите, а какое это имеет отношение к теме "Старые карты Бессарабии"?
Админделение неразрывно связано с картами! Старые карты на данный момент - это не только карты 13-14 вв, но и 15-19, и первая половина 20в.
Приведенные мною карты - именно с того ресурса.
Мой вопрос в силе (см. посты выше). Вы можете показать, как выглядела территория, о которой я спрашиваю, в историческом контексте???? На более иллюстративных старых картах Бессарабии???? Буду очень признателен.

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 02 июн 2013, 16:00

В продолжение моего вопроса. Вот два изображения, относящиеся к 1483 году.
Однако на них по разному отражено админделение.
Так, к примеру, на одной из них есть Карлигатура (Cârligatura), на втором он отсутствует. Какое из этих двух изображений более правдиво отражает территорию????
Moldova1483_PNG.jpg
657px-Moldova1483.svg.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kviten
Местный
Местный
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 20:01

Re: Старые карты Бессарабии

Сообщение kviten » 02 июн 2013, 16:30

поправка:
не "относящиеся к 1483 году", а скорее, изображающие 1483 год

Т.К., (сами эти файлы не являются собственно старыми картами; они - современные и взяты с Википедии. Их можно будет найти там по названиям, которые я не менял.)

Ответить

Вернуться в «История Бессарабии и Молдовы»