Re: Биографии
Добавлено: 06 мар 2010, 13:37
К 100-летию со дня рождения Лазаря Дубиновского
Л. Дубиновский основал Аллею классиков в Кишиневе и проложил путь к монументальному искусству Молдавии. Сегодня его творчество подвергается политической ревизии.
ЛАЗАРЬ ИСААКОВИЧ ДУБИНОВСКИЙ (1 мая 1910 г. Фалешты - 29 ноября1982 г. Кишинев) Народный художник Молдавии (1963). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1964). Лауреат Государственной премии Молдавской ССР (1970) Почетный Член СХ Румынии (1960) Почетный гражданин Фалешт Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1948) Награжден орденом Ленина (1960)
Профессиональное образование Лазарь Дубиновский получил в Бухарестской академии изящных искусств. Первые два года он занимается в мастерской прекрасного портретиста, страстного поклонника Микеланджело - скульптора Д. Пачури. Остальные годы в Академии Дубиновский проводит под руководством замечательного педагога Оскара Хана. В конце XIX- начале XX веков в Париже закладывались основы прогрессивной французской школы реалистической скульптуры. Это привлекало молодого скульптора Дубиновского и в 1929 году он прибывает в студию, которой руководит А.Бурдель. В свое время у Бурделя обучалась и скульптор Вера Мухина (автор известной композиции "Рабочий и крестьянка").
В 1941 - 1942 годах Дубиновский участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Был ранен. Находясь на излечении в Иркутском военном госпитале, создал серию композиций, которые были выставлены там же в 1943 году. После демобилизации, с 1945 по 1951 годы Л.Дубиновский - начальник Управления изобразительных искусств в Комитете по делам искусств Молдавской ССР. В это время он создаёт своё известное произведение "Стрымбэ Лемне".
Неуёмность Лазаря Исааковича приводит его в 1951 году в Москву, в монументальную творческую мастерскую Е.В.Вучетича, где он проработал до 1953 года. По возвращению скульптор создаёт наиболее значимые монументальные произведения. Так, в 1953 г. в Кишиневе был установлен памятник герою гражданской войны Г.И.Котовскому, выполненный Л.Дубиновским совместно со скульпторами К.Китайкой, И.Першудчевым, А.Посядо и архитектором Ф.Наумовым. Пятиметровая бронзовая конная статуя, установленная на постаменте красного гранита, своим силуэтом напоминает решение, восходящее к образцам итальянского Возрождения. Авторы избрали классический путь, создав не символ, а образ. Это единственная конная скульптура в городе, выполненная на очень высоком профессиональном уровне.
Следующая работа-рельеф "Искусство Молдавии", выполненная в 1953 году на фронтоне только что отстроенного Молдавского государственного театра оперы и балета (архитекторы В.Смирнов, В.Александров).
В 1958 году творец Дубиновский начинает реализовывать проект "Аллея Классиков", в городском парке им. А.С. Пушкина (сегодня парк им. Штефана чел Маре). Совместно с архитектором Ф.Наумовым он возводит в этой аллее три бронзовых монумента: портрет писателя Г.Асаки, портрет поэта М.Эминеску и портрет писателя В.Александри. Ранее, в 1957году, Государственная Третьяковская галерея закупила в свои фонды портрет поэта М.Эминеску, выполненного в гипсе. Приобретение Третьяковки означало большое признание мастера.
Летом 1959 года город Кишинев получает ещё один шедевр - памятник "Героическому комсомолу" (архитектор Ф. Наумов). Памятник посвящён борьбе молдавских комсомольцев на фронтах Великой Отечественной войны и в подполье, избавлению родной земли от "коричневой чумы ХХ века". Над созданием этого автор памятника трудился два года. Двенадцатиметровый обелиск с бронзовым горельефом и венчающей фигурой девушки с факелом стал вертикальной доминантой, организующей не только площадь перед монументом, но и весь проспект Молодежи (сегодня б-р Г.Виеру).
В 70-е годы скульптором выполнены основные монументальные произведения, сравнивая которые можно проследить за эволюцией творчества Л. Дубиновского. В аллегорическом ключе решен и памятник "Воинам-освободителям", выполненный в 1970 году совместно с Н.Эпельбаумом (архитекторы А. Колотовкин, Ф.Наумов, И.Гриценко, А.Минаев). Памятник - посвящение советскому солдату, символизирующему армию - победителя фашизма и Родине, которую олицетворяет фигура женщины. Этот памятник можно отнести к лучшим монументальным скульптурным произведениям Молдавии.
Особому рассмотрению подлежит портретная галерея, созданная Л. Дубиновским. Она широка и разнообразна и являет собой воплощение психологических и индивидуальных особенностей каждой изображаемой личности.
Можно ещё долго перечислять произведения выполненные нашим земляком - талантливым скульптором, творческим человеком. Но в искусстве Л.Дубиновского неизменным остаётся источник вдохновения, главный герой его произведений - Человек.
Автор: Григорий БОСЕНКО
Кишинёвский Обозреватель, 2010-02-25
Л. Дубиновский основал Аллею классиков в Кишиневе и проложил путь к монументальному искусству Молдавии. Сегодня его творчество подвергается политической ревизии.
ЛАЗАРЬ ИСААКОВИЧ ДУБИНОВСКИЙ (1 мая 1910 г. Фалешты - 29 ноября1982 г. Кишинев) Народный художник Молдавии (1963). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1964). Лауреат Государственной премии Молдавской ССР (1970) Почетный Член СХ Румынии (1960) Почетный гражданин Фалешт Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1948) Награжден орденом Ленина (1960)
Профессиональное образование Лазарь Дубиновский получил в Бухарестской академии изящных искусств. Первые два года он занимается в мастерской прекрасного портретиста, страстного поклонника Микеланджело - скульптора Д. Пачури. Остальные годы в Академии Дубиновский проводит под руководством замечательного педагога Оскара Хана. В конце XIX- начале XX веков в Париже закладывались основы прогрессивной французской школы реалистической скульптуры. Это привлекало молодого скульптора Дубиновского и в 1929 году он прибывает в студию, которой руководит А.Бурдель. В свое время у Бурделя обучалась и скульптор Вера Мухина (автор известной композиции "Рабочий и крестьянка").
В 1941 - 1942 годах Дубиновский участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Был ранен. Находясь на излечении в Иркутском военном госпитале, создал серию композиций, которые были выставлены там же в 1943 году. После демобилизации, с 1945 по 1951 годы Л.Дубиновский - начальник Управления изобразительных искусств в Комитете по делам искусств Молдавской ССР. В это время он создаёт своё известное произведение "Стрымбэ Лемне".
Неуёмность Лазаря Исааковича приводит его в 1951 году в Москву, в монументальную творческую мастерскую Е.В.Вучетича, где он проработал до 1953 года. По возвращению скульптор создаёт наиболее значимые монументальные произведения. Так, в 1953 г. в Кишиневе был установлен памятник герою гражданской войны Г.И.Котовскому, выполненный Л.Дубиновским совместно со скульпторами К.Китайкой, И.Першудчевым, А.Посядо и архитектором Ф.Наумовым. Пятиметровая бронзовая конная статуя, установленная на постаменте красного гранита, своим силуэтом напоминает решение, восходящее к образцам итальянского Возрождения. Авторы избрали классический путь, создав не символ, а образ. Это единственная конная скульптура в городе, выполненная на очень высоком профессиональном уровне.
Следующая работа-рельеф "Искусство Молдавии", выполненная в 1953 году на фронтоне только что отстроенного Молдавского государственного театра оперы и балета (архитекторы В.Смирнов, В.Александров).
В 1958 году творец Дубиновский начинает реализовывать проект "Аллея Классиков", в городском парке им. А.С. Пушкина (сегодня парк им. Штефана чел Маре). Совместно с архитектором Ф.Наумовым он возводит в этой аллее три бронзовых монумента: портрет писателя Г.Асаки, портрет поэта М.Эминеску и портрет писателя В.Александри. Ранее, в 1957году, Государственная Третьяковская галерея закупила в свои фонды портрет поэта М.Эминеску, выполненного в гипсе. Приобретение Третьяковки означало большое признание мастера.
Летом 1959 года город Кишинев получает ещё один шедевр - памятник "Героическому комсомолу" (архитектор Ф. Наумов). Памятник посвящён борьбе молдавских комсомольцев на фронтах Великой Отечественной войны и в подполье, избавлению родной земли от "коричневой чумы ХХ века". Над созданием этого автор памятника трудился два года. Двенадцатиметровый обелиск с бронзовым горельефом и венчающей фигурой девушки с факелом стал вертикальной доминантой, организующей не только площадь перед монументом, но и весь проспект Молодежи (сегодня б-р Г.Виеру).
В 70-е годы скульптором выполнены основные монументальные произведения, сравнивая которые можно проследить за эволюцией творчества Л. Дубиновского. В аллегорическом ключе решен и памятник "Воинам-освободителям", выполненный в 1970 году совместно с Н.Эпельбаумом (архитекторы А. Колотовкин, Ф.Наумов, И.Гриценко, А.Минаев). Памятник - посвящение советскому солдату, символизирующему армию - победителя фашизма и Родине, которую олицетворяет фигура женщины. Этот памятник можно отнести к лучшим монументальным скульптурным произведениям Молдавии.
Особому рассмотрению подлежит портретная галерея, созданная Л. Дубиновским. Она широка и разнообразна и являет собой воплощение психологических и индивидуальных особенностей каждой изображаемой личности.
Можно ещё долго перечислять произведения выполненные нашим земляком - талантливым скульптором, творческим человеком. Но в искусстве Л.Дубиновского неизменным остаётся источник вдохновения, главный герой его произведений - Человек.
Автор: Григорий БОСЕНКО
Кишинёвский Обозреватель, 2010-02-25