Страница 1 из 1

Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 25 авг 2013, 12:51
corax
Александр Волькенберг знаком нам по многочисленным открыткам со старыми видами Кишинёва, выпущенных его издательством.

На filokartist.net есть короткая заметка:

Александер-Вильгельм Волькенберг, турецкий поданный, был коммерсантом, который жил постоянно в Кишиневе (ул. Госпитальная). Был лютеранином, женат на Людмиле-Вильгелине Шинделарь, романо-католичке. Имели дочь – Марию, рожденную 21 ноября 1891 года, в Кишиневе. Крестными у девочки были Константин Хартинг и Франциска Шинделарь.
Анализируя издательскую деятельность А. Волькенберга, можно отметить, что он был первым и единственным в Бессарабии, кто издал первые трех-четырех видовые почтовые карточки с видами города Кишинева конца ХIХ и до 20 годов XX века.

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 25 авг 2013, 12:53
corax
Дом А. Волькенберга сохранился до наших дней.
Сегодняшний его адрес - бул. Штефана чел Маре, 151 (угол с ул. Т. Чорбэ).

Фотография марта 2013 года:
март 2013.jpg
Фотография 1954 года:

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 25 авг 2013, 12:56
corax
Магазин Александра Волькенберга находился в здании Швейцарской гостиницы на первом её этаже (на углу).

Дублирую фотографию вывески магазина, выложенную Апрелем в дискуссии о Швейцарской гостинице:
Волькенберг 600_магазин.jpg

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 25 авг 2013, 12:56
corax
Реклама магазина А. Волькенберга:

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 03 ноя 2013, 01:13
Andrey
Он был турецким поданным, а по национальности немец?

Вот бы найти его портрет!

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 03 ноя 2013, 01:30
Andrey

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 03 апр 2014, 17:27
rimty
/Аукционное/
Письмо, отправленное в Кишинёв Волькенбергy в декабре 1899 годa.
(Поздравление с Новым годом 1900 ?)

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 18 апр 2014, 13:47
rimty
При издании некоторых открыток Волькенберг использовал фотографии П. Кондрацкого.
Например, вот работа Кондрацкого
028.JPG


и варианты этого вида на открытках Волькенбергa:

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 19 апр 2014, 10:31
Ionelus
rimty писал(а):При издании некоторых открыток Волькенберг использовал фотографии П. Кондрацкого.
Наверно он фотографом небыл, а только использовал снимки (на открытках) от других фотографов.

Re: Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 27 июл 2015, 23:23
rimty
Книжный магазин Волькенберга был подключен к городской электрической сети
не позже 1908 года. В помещении имелось 9 ламп.

Александр-Вильгельм Волькенберг

Добавлено: 23 сен 2023, 13:28
oldscaner
Издатель и фотограф Александр Волькенберг

Из книги: Iurie Colesnic. Chișinăul nostru necunoscut. Editura Cartier, Chișinău, 2016. pag. 235-237.
Мой перевод с румынского.

ИЗДАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ РУКОВОДИЛ ВРЕМЕНЕМ

Картины обладают способностью останавливать время.
Фотографы и издатели имеют право управлять этим временем, сохраняя его для вечности.
Великий румынский историк Николае Йорга в 1905 г. предпринял длительное путешествие по Буковине и Бессарабии, и впечатления от этого путешествия он перенес на страницы книги Neamul românesc în Basarabia, которая была напечатана в 1905 г.
[…] Описание Бессарабии и сегодня впечатляет своей живописностью и тем, что историк Николае Йорга, внимательный к деталям, фиксирует совершенно удивительные моменты, как в данном случае произошло в Кишиневе: «Мы возвращаемся в магазин канцтоваров (вспоминает он), чтобы купить прекрасные виды Бессарабии, которые издавала фирма Волькенберга […]».
[…] Тонкая внимательность Николае Йорги к иллюстрированным почтовым открыткам заставила нас попытаться найти больше данных об издателе Волькенберге, имя которого фигурирует на некоторых открытках.
Он, безусловно, был издателем с очень хорошим вкусом, и у него был магазин канцелярских товаров, где он также продавал рамки для фотографий и картин, расположенный на первом этаже Швейцарской гостиницы.
Автор книги Popas în timp. Catalog de carte poștală ilustrată (Chișinău, 2006), Ана Грицко после исследования Национального архива обнаружила очень мало биографических данных, которые могли бы проиллюстрировать судьбу этого издателя: «Александр-Вильгельм Волькенберг (Alexander-Wilhelm Wolkenberg) , турецкий подданный, был торговцем, который, по-видимому, постоянно жил в Кишиневе (ул. Госпитальная — сегодня Тома Чорбэ). Он был лютеранского вероисповедания, женат на Людмиле-Вильгелине Шинделарь, католической религии. У них была дочь — Мария, родившаяся 21 ноября 1891 года в Кишиневе, крестными которой были Константин Хартинг и Франческа Шинделарь (АНРМ, ф. 95, оп. 3048, д. 84, л. 3)».
При этом, с открыток под редакцией Ал. Волькенберга мы можем вывести множество нюансов, характеризующих его как профессионала.
Его тематический подход был очень широким, начиная с Кишинева, где он выбирал самые интересные сюжеты, и заканчивая всей Бессарабией. Благодаря этим видам мы знаем, как выглядели в начале ХХ века наши крепости: Аккерман и Хотин, или вокзал в Тигине, Днестр в Тигине, Большой холм Бикир в Сороках, Прут в Дэнуцень, поместье графа Константина Морузи, или вокзал в Унгень, который, в то время, был последней точкой на карте Российской империи.
В тот же реестр включены изображения каскадных мостов из Шолданешть, виды села Вэрзэрешть, села Кельменцы или села Брага Хотинского уезда и т. д.
Особой темой являются фотографии, изображающие монастыри Бессарабии: Хырбовец, Хыржаука, Жапка, Куркь, Сахарна, Цыганешть и др.
Клише и изображения Ал. Волькенберга использовались разными авторами, описывавшими Бессарабию, начиная с Павла Крушевана и митрополита Висариона Пуйу и кончая современными авторами, воспроизводящими изображения, не зная, кто их напечатал.
Еще одна очень хорошо иллюстрированная тема представлена в жанре Souvenir de Bessarabie, в котором мы обнаруживаем уникальные пейзажи, сельские поселения, крестьянские дома с архитектурой той эпохи, а также талантливо поставленные сюжеты: «Жок», «У колодца», «Крестьянский двор», и т. д.
Список фотографий Кишинева, которые мы знаем, впечатляет. Они фигурируют также под общим названием «Сувенир Бессарабии. Кишинёв» или просто «Кишинёв, улица Александровская».
И таким образом были увековечены кадры из прошлой жизни и реальности Кишинева: новая Ратуша, магазины на первом этаже Ратуши, центральные улицы города, Благородное собрание, Епархиальный зал, Пушкинская аудитория, приют Бальша, памятник Александру II, дом Шварцмана, дом Шумского, Кафедральный собор, церковь Мужской гимназии № 2, Лютеранская кирха, Католическая церковь, Земский музей, Бессарабский окружной суд, Старый вокзал, Городской банк, Дом финансового управления, Акцизное управление, Духовная семинария, Мужская гимназия №1, Мужская гимназия №2, Женская гимназия №1, Женская гимназия №2, Епархиальное училище, Швейцарская гостиница и др.
Эти изображения послужили образцом для тех, кто пошел по стопам Александра Волькенберга и фотографировал те же объекты. В реальности последователям было гораздо проще, у них уже был разработан и представлен один из возможных ракурсов съёмки.
Еще одним оригинальным аспектом этого редактора является расположение типографии. Он печатал в Кишиневе, как делали и другие издатели, но лучшего качества. Ал. Волькенберг получил улучшение его, когда стал печатать фотографии в Берлине. Недаром на качество фотографий обратил внимание Н. Йорга, который даже использовал некоторые из них для иллюстрации своей книги. Немецкие типографии тогда и сейчас славятся качеством своей продукции.
Мы должны отметить, что, хотя точный год его издательского дебюта неизвестен, как и год, в котором он прекратил этим заниматься, с большой приблизительностью можно сказать, что он начал свою деятельность в 90-х годах XIX и действовал до 20-х годов ХХ века.
Дом, в котором жила семья Волькенбергов, можно увидеть и сегодня. Он расположен на бул. Штефан Чел Маре №151, на пересечении с ул. Тома Чорбэ, в этом здании располагается Торгово-промышленная палата Республики Молдова.
Несмотря на то, что здание бывшей Швейцарской гостиницы было отремонтировано и перестроено, его все еще можно найти сегодня на бул. Штефан Чел Маре №148, а также помещение бывшего канцелярского магазина Волькенберга.
Хотя у нас нет фотографии издателя Ал. Волькенберга, синтезируя его творчество, мы получаем портрет человека, который был не только профессионалом, чтившим свою профессию, но был человеком, глубоко и искренне любившим Бессарабию и ее народ. Именно поэтому мы с большим удовольствием вспомнили его и его творчество...