Христо Ботев. Стела.
Добавлено: 16 ноя 2009, 03:16
Памятник болгарскому революционному деятелю Христо Ботеву. 1978г.
https://nlr.ru/domplekhanova/dep/artupl ... A57842.pdfХристо Ботев жил эмигрантом в Румынии с августа 1867 г. по
16 (28) мая 1876 г. после короткого своего пребывания в Калофере, куда
он возвратился из России, пробыв перед тем несколько месяцев учителем
в бессарабской деревне Задунаевке. В Румынии он работал среди болгарской эмиграции, -сотрудничал в сатирической газете «Тъпан» («Барабан»),
в газетах «Свобода» и «Независимость», выходивших под редакцией Любена Каравелова в качестве органов революционной партии, сам редактировал в 1871 г. свою газету «Дума на българските емигранти» («Слово
болгарских эмигрантов»), в 1873 г. сатирическую газету «Будилник», а
потом, в 1876 г., редактировал газету «Знаме» («Знамя»), орган революционной партии, сменивший каравеловскую «Независимость», после того
как Каравелов отошел от революции.
Программа Ботева' та же, что и программа других тогдашних социалистов на Балканах — партии Светозара Марковича в Сербии, а именно:
1) восстание народа, т. е. рабочих, ремесленников и крестьян, для освобождения от турецкого абсолютизма; 2) устройство новой жизни на основании
общинных народных традиций, своего рода прыжок из царства первобытной
«задруги» (мира) и артели в общество развитого коммунизма; 3) федерация
всех балканских народов.
Первый биограф Ботева, Захарий Стоянов, рассказывает, что летом
1870 г., когда Ботев был учителем в Измаиле, к нему приехал его «давнишний приятель» под именем Ивана Ивановича. Чтобы не обращать на себя
внимание жителей городишка, оба друга поселились на необитаемом рыбацком островке на Дунае, между Измаилом и Тульчею, называемом
Балта.
их об этих поисках.
Русский консул в Измаиле, статский советник Романенко, в секретном
донесении № 19 от 12 января 1872 г. сообщает, что вызвал в консульство
аптекаря Вагнера, «одного из тех зачинщиков», у которых «бывают собран
ния революционеров и которые будто бы принимают деятельное участие
во враждебных замыслах против России, а равно и в заговоре против государя императора». Подвергнув Вагнера «строжайшем/ допросу», консул
убедился, что «сам Вагнер, как личность, не внушающая по образу жизни
своему никакого доверия, едва ли может считаться опасным заговорщиком,
но что у него проживал в 1870 г. некто Аарон Розенблюм, лицо весьма подозрительное, которое, пробыв около 2 месяцев в Измаиле, переехало потом
в Тульчу. В заключение Вагнер показал, что Огарева и Нечаева никогда
не видал, об Огареве ничего не знает, а о Нечаеве читал только в газетах».
Чтобы заинтересоваться связями измаильских «подозрительных» русских с Огаревым и Нечаевым, консул имел достаточные основания.
«По распоряжению новороссийского и бессарабского генерал-губернатора произведен был обыск у бывшего эмигранта Пилецкого (он же Лазарев), причем найдены были две записки на немецком языке, одна в общество молдованских масонов, другая к Огареву». «Сообщенные Пилецким
сведения об измаильских революционерах переданы были генерал-адъютантом Коцебу на проверку консулу нашему в Измаиле». Так как секретное донесение, цитируемое нами, имело место спустя полгода после того, как'
Христо Ботев покинул вместе с Нечаевым («Иваном Ивановичем») Измаил,—
необходимо предположить, что Пилецкий знал этих двух «измаильских
революционеров» (конечно, настоящая фамилия «Ивана Ивановича» ему
оставалась неизвестной). Царская власть интересовалась Измаилом, как
пограничным городом, из которого можно было переправлять людей и
литературу. Ботев занимался переправой и того и другого.
...
Если можно верить Захарию Стоянову в том, что рассказывает он о пропаганде Ботева среди арестантов в Галаце, то следует отметить, что здесь
у великого болгарского революционера явно выступают бакунинско-нечаевские идеи о революционности разбойничьего мира. Захарий Огоянов рассказывает, что Ботев «выступил перед ними с речью, в которой он их назвал
гражданами будущего государства бедняков, когда не будет тюрем, богатых,
помещиков, бедняков, как они сами, следовательно, не будет и никаких
краж, так каждый будет иметь то, чего теперь не имеет... Арестанты,
которые слушали нового апостола со вниманием, рукоплескали и с триумфом подняли его на руки»
ЛЕТОПИСИ М А Р К С И 3 М А
1 929 * ЛЕНИНГРАД