Синагога, иешива Цирельсона (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Модератор: rimty
-
- Новичок
- Сообщения: 35
- Зарегистрирован: 10 июн 2009, 12:48
- Откуда: Кишинёв
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Всегда очень интересовало это здание! а тут столько информации спасибо всем))
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Вот так поступают в Кишиневе со старыми домами!Возле меня долгое время был шикарный(по архитектуре)детский сад даже не знаю как назвать адрес-по Фрунзе взади жд больницы.Так после землетрясения 1977 года его признали аварийным и только в 2005 его с трудом,чуть ли не со взрывными работами снесли-а на его месте построили частную гостиницу!Это диагноз нашему архитектурному управлению и примэрии....
-
- Новичок
- Сообщения: 35
- Зарегистрирован: 10 июн 2009, 12:48
- Откуда: Кишинёв
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Да деиствительно с каждым годом таких прелестных архитектурных зданий становится всё меньше и меньше..
обидно скорпо так и вовсе нечего не останится,зато куча супермаркетов((
и всё блогадаря нашим властям...
очень грустно когда осознаёш во что скоро превратится твои родной город!
обидно скорпо так и вовсе нечего не останится,зато куча супермаркетов((
и всё блогадаря нашим властям...
очень грустно когда осознаёш во что скоро превратится твои родной город!
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
29 июля 2009 года.
вид правого крыла здания, где размещалась сама синагога:
вид правого крыла здания, где размещалась сама синагога:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
29 июля 2009 года.
Вид внутри:
Вид внутри:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
29 июля 2009 года.
Обломок черепицы, которой была покрыта крыша здания.
Обломок черепицы, которой была покрыта крыша здания.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
И, конечно, не мог удержаться, чтобы не фото-поэкспериментировать ))
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
И вот так:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Из личных архивов Анатолия Штаркмана
Фотография сделана в 70-х годах 20-го века
Фотография сделана в 70-х годах 20-го века
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Впервые вижу это здание в целом виде.. )
интересно очень.
интересно очень.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
До 1984 года это здание вообще невозможно было сфотографировать целиком. Узенькая улочка, вековые деревья, отсутствие широкоугольного объектива...
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Я вот не пойму стремительного его разрушения - я его с детства в виде руин только ипомню вроде как... а на фото - выглядит прилично!
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Спасибо за фотографии!!!
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Произошла ошибка! Фотка, которую я поместил, оказалась зеркальной. Помещаю правильную.
Дима, огромное спасибо за фотку!!!
Судя по состоянию здания, я думаю, что это снято уже после пробивки Котовского. Правая башенка разрушена. Да и ракурс... Старая улица такого не позволяла...Дмитрий Л. писал(а):Да-а , улица была узковата !
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Вот! Теперь я всё понял! Здание разрушили пьяные рабочие во время пробивки Котовского!Дмитрий Л. писал(а):Это во время пробивки .
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Вопрос Ольги о своих предках был перенесён в отдельную тему.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Интересная подборка ч/б фоток от Максима Новиченко
http://novicenco.livejournal.com/1654.html#cutid1
http://novicenco.livejournal.com/1654.html#cutid1
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Книга про Kишинёвскую Ешиву, выпущенная в Израиле в 1960 году. Продаётся на ebay за $46.00
Здание Кишинёвской Ешивы по Поповской 8 Гвир (богач) Яков Ринер. Стоял во главе комитета ешивы, т.е. по-видимому содержал ее. Братья раввины Р. Михл и Р. Аарон Вассерман(ы), ученики кишиневской ешивы в прошлом, составляют вместе с Яковом Палесом , Р. Аароном Розенталем и Р. Янкевом Яакововичем (Якубовичем, Якобовичем?) комитет ешивы. Как я понимаю, четверо из них - гвирим.
Здание Кишинёвской Ешивы по Поповской 8 Гвир (богач) Яков Ринер. Стоял во главе комитета ешивы, т.е. по-видимому содержал ее. Братья раввины Р. Михл и Р. Аарон Вассерман(ы), ученики кишиневской ешивы в прошлом, составляют вместе с Яковом Палесом , Р. Аароном Розенталем и Р. Янкевом Яакововичем (Якубовичем, Якобовичем?) комитет ешивы. Как я понимаю, четверо из них - гвирим.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Ну да! А здание, которое мы никогда толком не видели целым?Дмитрий Л. писал(а):Видел , не заметил илюстраций интересных для форума . ...
Re: Руины старой синагоги (ул. Рабби Цирильсона, 8)
Статья из PRESS-Обозрения
(18.01.2010).
За кого Цирельсон пошёл под пулю
Александра Романова
В вечной спешке передвигаясь по Кишинёву, пешком или на транспорте, мы устало-равнодушно скользим "замыленным" взглядом по фасадам домов. Честно говоря, приелись архитектурные красоты. Не трогают покрытые пылью веков старые купеческие особняки, равно как и сверкающие облицовкой новые офисные.
Кусты вместо пола
Но есть в молдавской столице сооружение (по улице Александри, недалеко от синагоги), вернее, остов его, при взгляде на который у одних сжимается сердце, у других просыпается любопытство. Высокие стены с зияющими провалами полукруглых окон, вместо крыши - небо, буйная растительность топорщится из многочисленных щелей.
Каждый задаёт себе вопрос: что здесь было и почему в самом центре города все больше и больше разрушается эта руина?
Ответ прозвучал неожиданно и веско на только что состоявшейся презентации в Еврейской библиотеке имени Мангера книги (по объёму, скорее, брошюры) "Слово о выдающемся деятеле (к 150-летию со дня рождения Лейба Цирельсона), составленной Теодором Магдером и изданной на личные средства Александра Билинкиса. Написанная сухим языком цифр, цитат и фактов, она, тем не менее, будит воображение.
Оказывается, вышеописанная развалина – это каменные останки здания некогда знаменитой ешивы Цирельсона, то есть религиозного учебного заведения со статусом вуза. Там набирались премудростей, изучая Тору, Талмуд и толкования каббалистов, будущие раввины и канторы многих стран. Видимо, за долгие годы они так намолили то замкнутое пространство, что никому из современных нуворишей не удаётся построить на этом месте торговый центр или пентхаус.
Силы богатырские
Но вернемся к книге. Упомянутый Лейб Цирельсон был весьма крупной религиозно-общественной фигурой Бессарабии. Он был главным раввином Кишинева и Бессарабии с 1918 по 1941 год. Более того, являлся депутатом румынского парламента и сената. А также особой, вхожей к королю.
Откуда только силы богатырские брались в худеньком, невысокого роста человечке с окладистой бородой и в кипе? Всюду и везде успевал он: писал книги и стать для различных газет, преподавал в основанной им ешиве, посещал им же созданные еврейские лицеи, детсадики, заглядывал в дом для престарелых (старался приходить внезапно, чтобы не успели подготовиться), читал лекции населению и общался на идише, иврите, русском, румынском языках. В письменных работах, кстати, использовал арамейский, латынь, французский и немецкий.
Благодаря его заботам не оставалась без духовности и культуры глубинка, по которой с концертами разъезжали тогдашние звезды Сиди Таль, Жина Златая, суперпианистка Мария Дайлис. Он постоянно взывал к совести богатых евреев, чтобы щедрее помогали бедным соплеменникам. Его хлопотами 5 тысяч деревенских евреев получили земельные участки, открылась сеть школ на идиш, выходили газеты, работали кошерные кухни, открылись еврейские кассы взаимопомощи.лечебницы. А какая шикарная еврейская больница была в Кишинёве – с массой талантливых, от Бога, врачей!
"Фронт работы" у него был огромен, ведь только за первые 15 лет его деятельности в качестве главы бессарабского иудейства к уже существовавшим двум сотням синагогам добавилось ещё 166. И это при еврейском населении в 352 с лишним тысячи в 1925 году.
Расстрел делегации
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. В Германии к власти пришёл Гитлер. Когда в главных городах Дойчланд устроили бойкот еврейским магазинам, Цирельсон немедленно инициировал всеобщий бойкот немецких товаров в Бессарабии. Эту акцию тогда поддержали некоторые христиане.
В 1938 году Румыния приняла ряд антисемитских законов. Протесты Цирельсона были проигнорированы, поэтому он вышел из заражённого гитлеризмом сената.
Грянула война. Он успел помочь эвакуироваться части евреев, но многие остались. Как настоящий пастырь, раввин не захотел оставить своё стадо и уехать в безопасное место. В июле 1941 он погиб.
Существуют две версии его смерти. По одной, в него попал снаряд во время бомбардировки центра Кишинёва, где он жил. Об этом написано в "Энциклопедии Рассеяния". На самом деле как раз та часть города и уцелела. По другой версии, отображённой в "Общей еврейской энциклопедии" (Нью-Йорк) и "Энциклопедии иудаики" (Иерусалим), трагедия разыгралась в других обстоятельствах. Энергичный и деятельный раввин не мог сидеть сложа руки. Он собрал самых авторитетных евреев Бессарабии (лидеров и уважаемых людей) и пол своим предводительством повёл в штаб немецко-румынской армии, чтобы защитить еврейское население. Однако разговор оказался коротким. Всю делегацию вместе с Цирельсоном арестовали и расстреляли.
Кому отдать развалину
На презентации выступили еврейские руководители - от общины и Еврейского Конгресса. Илья Шац, например, сказал, что Лейб Цирельсон для них – пример человека, способного вести за собой людей, защищать и поддерживать слабых. "Переживая мировой кризис, мы не можем не думать об обездоленных".
Тудор Магдер, автор книги, заявил. Что перед евреями Молдовы образовалось два пути. Первый, чтобы выжить, вынуждал идти по пути интеграции. С другой стороны, была необходимость сохранить себя, своё лицо, то есть иудаизм. И тут огромную роль сыграли раввины, духовные наставники. О Цирельсоне, в частности, добавил, что тот был человеком широких взглядов. Участвовал в инаугурации памятника Штефану чел Маре и произнёс на открытии проникновенную речь. Дал высшую оценку деятельности великого господаря. "Если евреи будут солидарны друг с другом, их нельзя будет уничтожить физически",- закончил он.
Нынешний главный раввин Кишинёва и Молдовы рэб Залман не упустил момента напомнить слушателям, что рэб Цирельсон был посланником Любавического Рэбэ, каковым является и он сам. Сказал несколько слов о хасидизме, Хабаде и Каббале. Помечтал, что лет через 150 лет напишут книгу и о нём.
Серго Бенгельсдорф сказал, что брошюра – только начало работы, которую заслуживает этот человек. Сказал, что в Кишинёве должен быть поставлен памятник равву Цирельсону.
Есть ещё одно пожелание, напечатанное жирным шрифтом в финале книги. А как известно, главная мысль произведения часто ставится в конце, чтобы лучше запомнилась. Вот она: "По общему мнению евреев РМ, здание основанной Цирельсоном ешивы на улице, названной его именем, необходимо передать еврейской общине РМ для его использования после реставрации в качестве Центра еврейского культа, общественной работы и благотворительности. Тем самым продолжать святое дело ребе "
(18.01.2010).
За кого Цирельсон пошёл под пулю
Александра Романова
В вечной спешке передвигаясь по Кишинёву, пешком или на транспорте, мы устало-равнодушно скользим "замыленным" взглядом по фасадам домов. Честно говоря, приелись архитектурные красоты. Не трогают покрытые пылью веков старые купеческие особняки, равно как и сверкающие облицовкой новые офисные.
Кусты вместо пола
Но есть в молдавской столице сооружение (по улице Александри, недалеко от синагоги), вернее, остов его, при взгляде на который у одних сжимается сердце, у других просыпается любопытство. Высокие стены с зияющими провалами полукруглых окон, вместо крыши - небо, буйная растительность топорщится из многочисленных щелей.
Каждый задаёт себе вопрос: что здесь было и почему в самом центре города все больше и больше разрушается эта руина?
Ответ прозвучал неожиданно и веско на только что состоявшейся презентации в Еврейской библиотеке имени Мангера книги (по объёму, скорее, брошюры) "Слово о выдающемся деятеле (к 150-летию со дня рождения Лейба Цирельсона), составленной Теодором Магдером и изданной на личные средства Александра Билинкиса. Написанная сухим языком цифр, цитат и фактов, она, тем не менее, будит воображение.
Оказывается, вышеописанная развалина – это каменные останки здания некогда знаменитой ешивы Цирельсона, то есть религиозного учебного заведения со статусом вуза. Там набирались премудростей, изучая Тору, Талмуд и толкования каббалистов, будущие раввины и канторы многих стран. Видимо, за долгие годы они так намолили то замкнутое пространство, что никому из современных нуворишей не удаётся построить на этом месте торговый центр или пентхаус.
Силы богатырские
Но вернемся к книге. Упомянутый Лейб Цирельсон был весьма крупной религиозно-общественной фигурой Бессарабии. Он был главным раввином Кишинева и Бессарабии с 1918 по 1941 год. Более того, являлся депутатом румынского парламента и сената. А также особой, вхожей к королю.
Откуда только силы богатырские брались в худеньком, невысокого роста человечке с окладистой бородой и в кипе? Всюду и везде успевал он: писал книги и стать для различных газет, преподавал в основанной им ешиве, посещал им же созданные еврейские лицеи, детсадики, заглядывал в дом для престарелых (старался приходить внезапно, чтобы не успели подготовиться), читал лекции населению и общался на идише, иврите, русском, румынском языках. В письменных работах, кстати, использовал арамейский, латынь, французский и немецкий.
Благодаря его заботам не оставалась без духовности и культуры глубинка, по которой с концертами разъезжали тогдашние звезды Сиди Таль, Жина Златая, суперпианистка Мария Дайлис. Он постоянно взывал к совести богатых евреев, чтобы щедрее помогали бедным соплеменникам. Его хлопотами 5 тысяч деревенских евреев получили земельные участки, открылась сеть школ на идиш, выходили газеты, работали кошерные кухни, открылись еврейские кассы взаимопомощи.лечебницы. А какая шикарная еврейская больница была в Кишинёве – с массой талантливых, от Бога, врачей!
"Фронт работы" у него был огромен, ведь только за первые 15 лет его деятельности в качестве главы бессарабского иудейства к уже существовавшим двум сотням синагогам добавилось ещё 166. И это при еврейском населении в 352 с лишним тысячи в 1925 году.
Расстрел делегации
Но всё хорошее когда-нибудь кончается. В Германии к власти пришёл Гитлер. Когда в главных городах Дойчланд устроили бойкот еврейским магазинам, Цирельсон немедленно инициировал всеобщий бойкот немецких товаров в Бессарабии. Эту акцию тогда поддержали некоторые христиане.
В 1938 году Румыния приняла ряд антисемитских законов. Протесты Цирельсона были проигнорированы, поэтому он вышел из заражённого гитлеризмом сената.
Грянула война. Он успел помочь эвакуироваться части евреев, но многие остались. Как настоящий пастырь, раввин не захотел оставить своё стадо и уехать в безопасное место. В июле 1941 он погиб.
Существуют две версии его смерти. По одной, в него попал снаряд во время бомбардировки центра Кишинёва, где он жил. Об этом написано в "Энциклопедии Рассеяния". На самом деле как раз та часть города и уцелела. По другой версии, отображённой в "Общей еврейской энциклопедии" (Нью-Йорк) и "Энциклопедии иудаики" (Иерусалим), трагедия разыгралась в других обстоятельствах. Энергичный и деятельный раввин не мог сидеть сложа руки. Он собрал самых авторитетных евреев Бессарабии (лидеров и уважаемых людей) и пол своим предводительством повёл в штаб немецко-румынской армии, чтобы защитить еврейское население. Однако разговор оказался коротким. Всю делегацию вместе с Цирельсоном арестовали и расстреляли.
Кому отдать развалину
На презентации выступили еврейские руководители - от общины и Еврейского Конгресса. Илья Шац, например, сказал, что Лейб Цирельсон для них – пример человека, способного вести за собой людей, защищать и поддерживать слабых. "Переживая мировой кризис, мы не можем не думать об обездоленных".
Тудор Магдер, автор книги, заявил. Что перед евреями Молдовы образовалось два пути. Первый, чтобы выжить, вынуждал идти по пути интеграции. С другой стороны, была необходимость сохранить себя, своё лицо, то есть иудаизм. И тут огромную роль сыграли раввины, духовные наставники. О Цирельсоне, в частности, добавил, что тот был человеком широких взглядов. Участвовал в инаугурации памятника Штефану чел Маре и произнёс на открытии проникновенную речь. Дал высшую оценку деятельности великого господаря. "Если евреи будут солидарны друг с другом, их нельзя будет уничтожить физически",- закончил он.
Нынешний главный раввин Кишинёва и Молдовы рэб Залман не упустил момента напомнить слушателям, что рэб Цирельсон был посланником Любавического Рэбэ, каковым является и он сам. Сказал несколько слов о хасидизме, Хабаде и Каббале. Помечтал, что лет через 150 лет напишут книгу и о нём.
Серго Бенгельсдорф сказал, что брошюра – только начало работы, которую заслуживает этот человек. Сказал, что в Кишинёве должен быть поставлен памятник равву Цирельсону.
Есть ещё одно пожелание, напечатанное жирным шрифтом в финале книги. А как известно, главная мысль произведения часто ставится в конце, чтобы лучше запомнилась. Вот она: "По общему мнению евреев РМ, здание основанной Цирельсоном ешивы на улице, названной его именем, необходимо передать еврейской общине РМ для его использования после реставрации в качестве Центра еврейского культа, общественной работы и благотворительности. Тем самым продолжать святое дело ребе "