А.В. Щусев и Бессарабия

Архитекторы Бессарабии и Молдовы. Биографии, творения.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

А.В. Щусев и Бессарабия

Сообщение corax » 13 апр 2009, 15:33

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Другие дискуссии на форуме, имеющие отношение к данной теме:

Дом-музей А. В. Щусева

Дом Карчевских (Большая Малина)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------






В он-лайновой версии журнала Public наткнулся на интересную статью об известном кишинёвце Алексее Викторовиче Щусеве.
Такой человек и его дела (пусть даже далеко не всё им задуманное и сбылось) - заслуживают отдельной темы.

Итак, каким бы мог стать Кишинёв.
Shchusev.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 13 апр 2009, 15:38

Щусев планировал Кишинев как архитектурную утопию

В ночь на 24 января 1924 г. (Ленин умер три дня назад) Щусева вызвали в Кремль и сказали: решено хоронить Ленина в мавзолее, похороны — через два дня на третий. Строить начинаем завтра утром, но проекта вообще еще нет. Успеете? И он успел — создал проект за одну ночь, и через три дня на площади стоял Мавзолей (пока еще временный, деревянный). Потом был второй деревянный Мавзолей, а потом и третий, нынешний, — но все они восходят к тому первоначальному плану, выполненному — почти по Платону — «в один день и в бедственную ночь». Но ведь потому Щусева и вызвали в Кремль, что уже тогда он был академиком и знаменитейшим архитектором. Потому и верили, что именно он сможет выполнить уникальное задание, притом выполнить «на вчера».

Поэтому не будем на сей раз говорить о Мавзолее.

Алексей Викторович Щусев (1873—1949) — выходец из интеллигентнейшей кишиневской семьи, учился в Петербургской Академии художеств под руководством Репина и Бенуа и долго колебался, кем стать — архитектором или живописцем. Его акварели сделали бы честь любому художественному собранию. Говорят, что Репин, взглянув на написанную им фигуру натурщика, сказал: «Не надо и спрашивать — сразу видно, что рисовал архитектор! Как хорошо построена фигура…»

За 55 лет своей творческой жизни Щусев построил и реконструировал десятки зданий в разных городах и селах десяти нынешних стран. Назовем лишь самые знаменитые. Это особняк графа Олсуфьева на Фонтанке в Петербурге. Это — храм-памятник на Куликовом поле (правда, он не был достроен, а в Великую Отечественную — частично разрушен). Это — церковь св. Василия в Овруче, с XIII века лежавшая в руинах: именно за эту работу Щусев в 1910 г. стал академиком архитектуры, и сразу же — пожизненным членом Совета Академии художеств. Это — Казанский вокзал, который должен был стать воротами Москвы на восток, и в то же время, по замыслу заказчиков, превзойти все, что строилось до сих пор. Вокзал стал одним из любимейших творений Щусева, сочетая мотивы и московской, и казанской архитектуры.

Его проекты советского довоенного времени — все более масштабные, в духе новой эпохи. Тут и план реконструкции Москвы, предвосхитивший Генеральный план 1930-х годов. Тут и Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (на месте нынешнего ЦПКиО). Тут и гостиница «Москва», институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, театр оперы и балета в Ташкенте, здания нескольких министерств. И именно тут — Мавзолей, в трех его видах (январь 1924, март 1924, 1930). Его последнее творение — станция московского метро «Комсомольская-Кольцевая», задуманная как монумент в честь Победы.

Впрочем, проектов у Щусева — как, наверное, у всех архитекторов, — было куда больше, чем воплощений. Как-то раз в беседе он сказал, что «каждый архитектор-художник должен надеяться на то, что ему удастся в жизни раз-другой не только сделать удачный проект, но и осуществить его в натуре во всю силу своего таланта». По мнению К. Н. Афанасьева, такой удачей был для него Казанский вокзал. И все же успел Щусев много — слишком много, чтобы перечислить в рамках статьи. Некоторые сооружения (например, здание Академии наук Казахстана) были возведены хотя и по его проектам, но уже без него.

В разное время он был поклонником разных стилей. В 1890-х, побывав в составе археологической экспедиции в Самарканде, он был очарован зодчеством Средней Азии. Его влияние заметно в доме Драгоева, который Щусев в 1901 г. построил в Кишиневе, на углу Пушкина и Кузнечной (ныне Бернардацци). Затем он — горячий приверженец архитектуры древней Руси, а затем — русского барокко XVII века. То был стиль эпохи Алексея Михайловича (1645—1676), когда в русской культуре окончательно сложились комплексы Державы и державности. Именно этот посыл несут в себе постройки русского барокко, с их пышной нарядностью, с их монументальностью и сложной конструкцией. Стиль этот — уже европейский по технике, но неповторимо самобытный. великодержавному стилю, который сейчас называют «сталинским ампиром». Больше того — стал одним из его создателей.
sciusev.jpg

Однако Щусев был не только архитектором, но и градостроителем. Уже в первое советское десятилетие он составляет планы реконструкции Москвы (вместе с И. В. Жолтовским), Смоленска, Самары, Саратова, Туапсе. А после Отечественной войны главными для него стали проекты восстановления разрушенных городов. Это Истра — «Новый Иерусалим» патриарха Никона, шедевр русского барокко. Потрясенный картиной монастыря, взорванного нацистами, Щусев запечатлел ее в акварелях и тут же спроектировал вновь и его, и весь город. Это Новгород, где когда-то он знакомился с канонами русского искусства. И это — его родной город, Кишинев.

На родине Щусева сохранилось несколько его построек. Еще студентом, в 1894 г., он построил две каменные сторожки в Сахарне, имении Апостолопуло — друзей его семьи (в одной из них какое-то время жил сам). В 1897—1898 и 1901 — дом М. И. Карчевского в Долине Роз, а затем — на углу Пушкина и Кузнечной, о котором уже говорилось; оба стоят и поныне. В 1912—1916 по его проекту была возведена церковь в Старых Кугурештах близ Сорок — с учетом традиций молдавской архитектуры (соблюдение национального стиля — правило, которому Щусев следовал всю жизнь). Уже в 1947 г. он консультировал священника Каушанской церкви по вопросу ее восстановления.

Но теперь речь шла о подлинном возрождении города, потерявшего три четверти жилого фонда, половину зданий. К тому же — возможность исправить прямоугольную планировку, которую Кишинев получил еще в 1820—1830-х годах и которая казалась архитектору чересчур казенной. План послевоенной реконструкции Кишинева — самый масштабный из всех молдавских проектов Щусева, последний его крупный замысел. Этот план сегодня можно увидеть в доме-музее архитектора (ул. Щусева, 77) в виде акварелей, написанных им самим. Какой была бы сегодня наша столица, воплотись этот проект в жизнь?


Источник
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 13 апр 2009, 15:44

Набережная Быка должна была быть гранитной

Щусев планировал город своей мечты, город, который сам называл «Южной Пальмирой». Город — архитектурную утопию. Подобно Ле Корбюзье, подобно строителям Александрии и Петербурга, подобно итальянскому зодчему Антонио Аверлино, мечтавшему об идеальном городе Сфорцинде, Щусев верил, что красота способна изменить нравы, сделать жителей совершеннее. И его Кишинев свободно разбегается от резко выделенного центра по окрестным холмам. Автор надеялся: «После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство» (Скынтейя Ленинистэ, 1947, № 11).

В Москве Щусев выступал за высотные здания, которые изменят профиль города, сделают его монументальным. В проекте Кишинева таких зданий нет: они создали бы эффект имперского величия, чуждый нашей культуре. Нет и мрачноватой пышности Бухареста: Щусев как раз предостерегал от чрезмерного украшательства в духе румынского модерна. Нет, наконец, странных комбинаций нынешней Москвы, когда церкви, по замыслу устремленные «к небу, к Богу», смотрятся между небоскребами, словно временные пристройки. В конце концов, Щусев долго служил в Святейшем Синоде, сам возводил церкви и не нарушил бы замысла их строителей. На его акварели Мазаракиевской горки церковь — вершина всей композиции, дома не заслоняют ее, как сейчас.
proiect.jpg
Кишинев Щусевского проекта был бы монументален, но не вместителен.

Смысловой центр всей композиции — Триумфальная арка. Между нею и Кафедральным собором (колокольня которого тогда стояла ближе к главному корпусу, чем сейчас), на месте бывшего базара, намечена площадь с парком Победы. По ее сторонам располагаются колоннады Музея боевой славы, обелиски, а между ними — орудия и танки минувшей войны. По другую сторону от арки — трехэтажный Дом правительства, с обширными внутренними дворами и флигелями, охватывающими площадь с трех сторон. Над главной колоннадой — купол, напоминающий Таврический дворец в Петербурге (бывшую Государственную Думу).

От этого центра к Рышкановке (которую лишь предполагалось включить в городскую черту) расходятся три «луча» — широких радиальных проспекта. Щусев явно отталкивался от плана Новгорода из двух половин: Софийская сторона — радиальная планировка, Торговая — прямоугольная. Роль этих «сторон» в Кишиневе отводилась нижнему и верхнему городу соответственно. Стоит заметить, что именно в Новгороде Щусев стажировался в молодости (там, между прочим, познакомился с Н. К. Рерихом), и именно планом реконструкции Новгорода он занимался буквально за год до кишиневского проекта. Так что влияние новгородской архитектуры тут не случайно.

«Лучи» упираются в полноводный Бык, одетый в гранитную набережную. План включал строительство больших гидротехнических сооружений: Гидигичского водохранилища, Комсомольского озера, наконец, соединение Быка с Днестром, что сделало бы возможной постройку речного порта. Все эти сооружения проектировал брат А. В. Щусева — Павел Викторович, крупный инженер. Зеленые зоны должны были окружать город и глубоко врезаться в его застройку. Питьевую воду должны были давать артезианские колодцы (сейчас их хватает только на центр).

Щусев умел тонко учитывать местную архитектурную традицию во всех своих постройках — от Бари до Алма-Аты, от Царского Села до Абастумани. И в декоре кишиневских зданий он советовал использовать местные мотивы — виноградную лозу, акант, — но без чрезмерного украшательства, на которое было так щедро зодчество модерна. А на Буюканском спуске архитектор предусмотрел дом-мастерскую, где рассчитывал работать на закате дней. Увы, этого не случилось. Летом 1949 года, когда кишиневские архитекторы — друзья и ученики Щусева — готовились встречать его на родине, из Москвы пришла траурная телеграмма…

Его проект был осуществлен лишь частично. Из трех радиальных проспектов был проложен лишь один. До 1959 г. он так и назывался — «Центральный луч Щусева», затем стал проспектом Молодежи, а ныне — Возрождения (bulevardul Renasterii). В этом имени — символ города, в очередной раз, подобно птице Феникс, восставшему из пепла.

Двойственные чувства вызывает сегодня этот проект. С одной стороны, воплотись он — каким роскошным городом стал бы Кишинев! А с другой… Ох, как трудно было бы в нем поселиться! В те годы Москва украшалась роскошными зданиями, на жилой фонд не оставалось средств. Проблема решалась двумя способами: бесконечными «уплотнениями» в коммуналках, где люди постепенно теряли человеческие чувства друг к другу, и «паспортизациями» — выявлением и выселением лишних. Помните Булгакова: «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» И та же судьба, наверное, ждала бы Щусевский Кишинев.

Добрым словом нужно тут помянуть Н. С. Хрущева. Отказавшись от помпезного сталинского ампира, он начал строить типовые коробки без «архитектурных излишеств». Уныло смотрятся кварталы этих однообразных домов. Зато наше поколение уже не знало, что такое коммуналка. Узнали вновь лишь в последние годы, когда офисы растут быстрее, чем жилые дома.

Кишинев Щусевского проекта был бы монументален, но не вместителен. Он был бы роскошен — но лишь для немногих, это был бы город элиты, своего рода молдавский Петербург (не случайно же — «Южная Пальмира»!). Но и его пришлось бы строить долго, тщательно отделывая каждый дом. А ведь это было время не только послевоенной разрухи, но и голода. Сколько же лет ждали бы жилья рядовые горожане? Скольких пришлось бы выселить или отправить заселять чужие края по разнарядке?

К тому же — постоянный военный мемориал прямо у входа в Дом правительства… Как ни понятны чувства архитектора — свидетеля Великой Победы, но даже в Кремле у входа не стоит шеренга пушек. А молдавскому духу, весьма мирному, это тем более было бы чуждо.

Но ведь Щусев успел только наметить контуры своей мечты. Составить общий план, построить несколько зданий, спроектировать памятник Ленину… До настоящего строительства он не дожил. А если бы дожил — наверняка многое бы пересмотрел. Ведь родной город был для него площадкой дерзкого эксперимента, воплощением всего лучшего, что виделось ему. Потому-то, наверное, его проект уютнее Москвы, подавляющей не холодом, но массивностью. И проект этот допускал варианты — тот же мемориал, например, известен в разных видах.

Города не строятся одним человеком. И Петербург — творение не одного Петра. Созданная при заботливом участии А. В. Щусева школа талантливых кишиневских архитекторов творчески доработала его план и создала тот белый город, в котором мы живем, — «cel mai frumos oras de pe planeta», как гласят рекламные щиты. И в этом городе продолжает жить дух их Учителя. И ныне, в год его юбилея, помянем его с благодарностью.


Леонид Мосионжник
http://www.public.md/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

query
Новичок
Новичок
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 23:20
Откуда: Молдова, Кишинев
Контактная информация:

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение query » 16 апр 2009, 19:37

Написано хорошо, но мало од Великому Архитектору А.В. Щусеву.
Даже улица его имени названа рядом с улицей его коллеги и соперника - А. Бернардацци.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Дмитрий Л. » 16 апр 2009, 21:39

query писал(а):Написано хорошо, но мало од Великому Архитектору А.В. Щусеву.
Даже улица его имени названа рядом с улицей его коллеги и соперника - А. Бернардацци.
Ну соперниками их назвать трудно , так как творили в разное время .
В Кишинёве есть музей Щусева , заходите . Людмила Настасе ( смотрительница ) будет рада любому посетителю !
Семья Щусева владела частью дома . Экспонатов не много но есть на стенах фотографии , проекты ...
По проектам Щусева были востановлены более 60 городов СССР ...

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 21 апр 2009, 11:00

Статья по теме из "Кишинёвского Обозревателя".


"Историческое наследие безвозвратно уходит от нас"

"В мае исполняется сто лет (опечатка - исполняется 60 лет) со дня смерти нашего земляка, академика архитектуры, Алексея Викторовича Щусева. Свои первые и последние объекты великий зодчий реализовал в Кишинёве. Это дача семьи Карчевских в Долине Роз - там сейчас жилой дом, 1897 год и постамент памятника В.И.Ленина, скульптора С.Меркулова, 1949 год (демонтирован).

Попытаюсь изложить некоторые свои рассуждения по поводу участия А.В.Щусева в урбанизации нашего города.

Сейчас принято оправдывать все разрушения в исторической части города тем, что эти идеи были заложены в Генплан архитектором Щусевым (автором Казанского вокзала и гостиницы "Москва" в Москве, павильона на Международной выставке в Париже, "театра оперы и балета в Ташкенте и других памятников архитектуры). Трудно представить себе, что Щусев предлагал разрушить историю родного города, где он родился и вырос. Документы не подтверждают лично щусевскую разработку Генплана Кишинева. Нет на это и ссылок в его документах. Одним из авторов Генплана, утвержденного в 1951 году, были архитекторы Р.Курц и П. Рогулин (отец известного впоследствии хоккеиста). Утвердили Генплан, когда Щусева уже не было в живых.

Что касается Щусева, то он был высококультурным, образованным и глубоко верующим человеком, запроектировавшим множество известных культовых сооружений. Щусев прекрасно знал историю, и сам строил соборы и церкви. Он знал и любил Кишинев, здесь построены по его проекту несколько зданий, и дать добро на разрушение исторической части города, или разрешить снос древнейших церквей Кишинева - это просто невероятно. Проектировать и строить культовые сооружения Щусев начал сразу же по окончании Санкт-Петербургской академии.

В плеаде советских архитекторов не было специалиста, который бы запроектировал такое количество культовых сооружений. Некоторые из них: Главный иконостас Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры (1901), Церковь в Новом Афоне (1908), Церковь Спаса в Натальевке Харьковской губ (1908), Реконструкция храма Василия в Овруче XII в. (1911), Марфо-Мариинская обитель на Б. Ордынке в Москве (1912), Храм в Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве, Церковь в селении Кугурешты близ г. Сороки в Молдавии (1912-1916), Церковь на Куликовом поле в память победы Дмитрия Донского в 1380 г. (закладка состоялась в 1913 г. Постройка не закончена), Троицкий собор в Петербурге (1913-1916), Мавзолей В.И.Ленина в Москве. В дереве. Первый вариант (1924), Мавзолей В.И.Ленина в Москве. В граните (1929-1930), и т.д.

Ходили слухи, что Щусева хотели причислить к лику святых за сооружение большого количества культовых сооружений.

Щусев посетил послевоенный Кишинев последний раз в 1947 году и 2 октября выступил перед молдавскими архитекторами. Стенограмма его выступления пронизана призывом к молдавским архитекторам сохранять самобытность местной архитектуры и культовых сооружений. Выдержка из стенограммы выступления Алексея Щусева перед молдавскими архитекторами 2 октября 1947 года:

"Архитектор должен иметь высокую культуру. Ведь он руководит восстановлением городов, жилья, он своим трудом обеспечивает счастье человеку, который живет в этом городе. Сознание того, что мой труд необходим для счастья человеку, является очень важным стимулом".

"По литературе, журналам вы можете ознакомиться с нашими и зарубежными новинками, но в смысле изучения своей архитектуры у вас слабо. Перед вами богатый материал, но вы в нем не роетесь, не ищите, как его приложить к современной архитектуре, и сами мало ездите. Я ездил в Каушаны (посмотреть старую церковку). Одна эта постройка полуподземная производит большое впечатление - старое мастерство. Это не чистая Византия, в ней сказались мотивы именно молдавского искусства. Возьмите отдельные памятники, даже в самом Кишиневе: Мазаракиевская церковь и т. п. В них налицо специфические черты, которыми нужно воспользоваться, даже старые памятники на кладбище несут на себе признаки молдавского стиля. Архитектор должен быть творцом. Вы все должны к этому стремиться, нужно серьезно работать над собой, каждый должен показать свое творческое лицо.

Вы знаете, что в Кишиневе существуют два направления: одно направление - классическое, которое было принесено русскими. Это Пушкин - эпоха дома Варфоломеевых. Классицизм Кишинева имеет специфические молдавские черты... И второе - народный молдавский фольклор. Здесь интереснейшее наследие. Кроме того, вы можете также искать новые формы в архитектуре, применяя дикий камень, котелец, который даже не зависит от стиля. В простых формах надо дать полноценные решения для загородного жилья. Все эти элементы должны отразиться в советской молдавской архитектуре. Перед нами стоят задачи восстановления разрушенных зданий и создания новых... Я повторяю, кому нужно - пожалуйста, приезжайте в Москву, я помогу всем, чем смогу".

И вдруг, спустя десять лет после его смерти, ссылаясь на Щусева, сносят самый древний район города, где находились:

Старая площадь, одна из известнейших городских площадей располагалась на небольшом удалении вверх по склону холма от места переправы через реку Бык и от Мазаракиевского холма, у подошвы которого находился источник "Албишоара" (площадь между существующей территорией роддома и кинотеатра " Москова"). В месте пересечения основных торговых путей формировался общественный центр Кишинева. В XVII-XVIII веках непосредственно к площади примыкали подворья Николаевской (впоследствии Армянской) церкви и подворье Старого собора (Архангело-Михайловской церкви).

Архангело-Михайловская церковь, или "Старый собор" - одна из пяти древнейших церквей Кишинева размещалась в районе улицы Большой (Петру Рареш), между Губернаторской и Ильинской площадью, по соседству со Старой площадью. Время строительства предположительно 1741 год. (В то время единственная церковь в Кишиневе.)

Старый собор построен вместо одной из самой древней церкви г.Кишинева, сожженной татарами в 1739 году.На схеме 1800 года собор изображен без звонницы и следовательно, можно предположить, что она была пристроена в 1803 году или несколько позднее. В то время Архангело-Михайловская церковь была кафедральном собором. В подворье церкви находился церковный дом, в котором помещалась семинария. Собор до наших дней не сохранился - был разрушен при строительстве кинотеатра "Москова" на проспекте Молодежи (б-р Ренаштерий) в 1962 году.

Ильинская церковь также входила в число пяти древнейших церквей города, годом строительства считается 1808 г. Ильинская церковь возведена недалеко от Старого собора, на стыке нового и старого города. Площадь, сформировавшаяся в результате последующей реконструкции застройки прилегающих кварталов, получила название Ильинской. Архитектура церкви мало чем отличалась от Старого собора и Мазаракиевской церкви, т.к. при её сооружении была использована схема старомолдавского трехконхового храма ("трилистник"). Высокая колокольня, возведенная над нартексом имела четыре колокола: самый большой весом в 480 кг был отлит в Москве. Церковь была снесена в начале 1960-годов при реконструкции проезжей части продолжения ул. Гоголя (Митрополит Банулеску-Бодони), согласно генплана Кишинева 1951г.

Армянская церковь, по предположениям была построена на руинах молдавской Николаевской церкви, и может быть отнесена к древнейшим культовым зданиям г. Кишинева, начала XVII века. В пользу этого предположения свидетельствует почти полная идентичность размеров и формы планов церквей Армянской в Кишиневе и Успенской в Каушанах. Эти планы характерены для молдавских церквей XV- XVI веков. В 1803 году на фундаментах молдавской церкви была построена Армянская церковь Богородицы. В 1874 году архитектор А.Бернардацци пристроил к церкви параклиз в виде трехарочного портика по мотивам архитектуры востока. Церковь в советский период времени использовалась не по назначению, что отразилось на ее внешнем виде. Вопросами ее реконструкции занимался профессор архитектуры А.Х.Тороманян. В 1980-е годы по проекту архитектора А.Е. Амбарцумяна церковь была перестроена для новых функций.

К древнейшим церквям Кишинева можно отнести в первую очередь Мазаракиевскую церковь (1752), церковь Константина и Елены (1777), а также Благовещенскую церковь (1777) (опечатка, должно быть 1810).

1945-1946г.г. А.В.Щусев занимался реконструкцией и восстановлением послевоенного Кишинева. Им выполнены эскизные проекты: Дом правительства в Кишиневе, Молдавский государственный университет, Парк и монумент Воссоединения Молдавии и Победы в Отечественной войне.

План реконструкции города предполагал основную ось с композиционным центром - Триумфальная арка.

Сейчас же все преподносится так, что разрушение исторического центра Кишинева чуть ли не предложено великим архитектором. Но пробить центр исторического города без учета градостроительной ситуации и сложившегося рельефа - это никак не похоже на почерк маститого зодчего. Можно предположить, что творец был сильно заидеологизирован. На то время Щусев был неопровержимый авторитет и, учитывая вышесказанное, он мог предложить другую схему, если бы он сам выполнял эту работу. А.В.Щусев ушел из жизни в 1949 году; генплан Кишинева был выполнен в 1951г., а в 60-е годы Кишинев утратил существенную часть своего исторического наследия.

Авторы последнего генплана, используя имя великого зодчего, не обращая внимания на замечания Министерства культуры Молдовы, на предложения Национальной Академии наук, на международные положения и правила по отношению к историческим городам ICOMOS (Международный совет по памятникам и достопримечательностям. Молдова приняла на себя обязательства в данной сфере), продолжают проектировать и настаивать на разрушении оставшейся планировочной структуры исторического Кишинева. Не берутся во внимание и результаты опроса населения, выполненные BCI (Business Consulting Institute.

Исторический и старый город продолжает разрушаться. За последние годы ни одно историческое здание в Кишиневе не реставрировано, не восстановлено в надлежащем порядке, не говоря уже о соответствии с международными стандартами.

Нам нужно бережнее относиться к своему прошлому. У нас улочки старого города не хуже чешских, венгерских или эстонских. Их нужно увидеть и привести в порядок. И если мы хотим сохранить историю города, старые кварталы надо восстанавливать в их первозданной планировочной структуре, памятники реставрировать, повышать комфорт, возвращать исторические названия и символику. Мы же хотим иметь достопримечательные места и привлекать туристов. У будущих поколений тоже должна быть возможность увидеть своими глазами архитектурные памятники прошлых веков. Город прекрасен своим наслоением, своей историей, своей культурой. Именно это мы ищем, уезжая в туристические поездки в другие города и страны. Именно это мы надолго сохраняем в своей памяти и в своих фотографиях. Именно это позволяет нам отправить своих близких и друзей по этим местам. Все должно быть направлено на сохранение и преумножение исторического наследия. "


Григорий БОСЕНКО

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение steinchik » 12 июл 2009, 05:29

Слушайте, а вед у нас уже есть тема по Даче Карчевских. Может есть смысл перенести последние сообщения туда?

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 12 июл 2009, 10:27

steinchik писал(а):Слушайте, а вед у нас уже есть тема по Даче Карчевских. Может есть смысл перенести последние сообщения туда?
Да, всё-таки там биже по теме.
Свои первые и последние объекты великий зодчий реализовал в Кишинёве. Это дача семьи Карчевских в Долине Роз - там сейчас жилой дом, 1897 год и постамент памятника В.И.Ленина, скульптора С.Меркулова, 1949 год (демонтирован).

Дача Карчевских обсуждается тут.


Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Алексей » 12 мар 2010, 09:35

corax писал(а):Щусев планировал Кишинев как архитектурную утопию
В разное время он был поклонником разных стилей. В 1890-х, побывав в составе археологической экспедиции в Самарканде, он был очарован зодчеством Средней Азии. Его влияние заметно в доме Драгоева, который Щусев в 1901 г. построил в Кишиневе, на углу Пушкина и Кузнечной (ныне Бернардацци).
Это здание выделяется на улице своей строгостью и даже торжественной мрачностью.Оно красивое.Необычные восточные окна и проемы дверей.Вокруг него стоят дома "народного" стиля, и это еще больше выделяет его из окружения.Оно последнее по нечетной стороне улицы Бернардацци-Кузнечной.Через дорогу уже здание Университета. Сколько башмаков стоптано около этого особняка.Ведь, оно находится недалеко от входа на Комсомольское озеро.На стене,которая смотрит на Кузнечную написано "Проверено,мин нет.Лейтенант Гуркин."
Но на этой же улице,на Кузнечной угол бывшей Котовской,стоит еще один очень красивый особняк.Дом в два-три этажа.Не поймешь.В нем нет повторений ни в вертикальной плоскости,ни в плане.Очень уютное,с балкончиками,необычной архитектуры здание,какой-то есть в нем флорентийский дух.Здание далекой довоенной постройки,но современное и сегодня.Если сохранилось,конечно. Щусев там руку не приложил?
Ох,как я люблю свою улицу!

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 12 мар 2010, 20:07

Алексей писал(а):
Щусев планировал Кишинев как архитектурную утопию
В разное время он был поклонником разных стилей. В 1890-х, побывав в составе археологической экспедиции в Самарканде, он был очарован зодчеством Средней Азии. Его влияние заметно в доме Драгоева, который Щусев в 1901 г. построил в Кишиневе, на углу Пушкина и Кузнечной (ныне Бернардацци).
Это здание выделяется на улице своей строгостью и даже торжественной мрачностью.Оно красивое.Необычные восточные окна и проемы дверей.Вокруг него стоят дома "народного" стиля, и это еще больше выделяет его из окружения.Оно последнее по нечетной стороне улицы Бернардацци-Кузнечной.Через дорогу уже здание Университета. Сколько башмаков стоптано около этого особняка.Ведь, оно находится недалеко от входа на Комсомольское озеро.На стене,которая смотрит на Кузнечную написано "Проверено,мин нет.Лейтенант Гуркин."
Вот здание, сфотографировано в ноябре 2009 г.
Надписи на фасаде уже нет.
Кузнечная-ноябрь2009-1.jpg
Ну, и сама Кузнечная от Пушкина.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 12 мар 2010, 22:19

Реплики, касающиеся Кузнечной улицы (Бернардацци) - были перенесены в отдельную дискуссию.

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Алексей » 21 мар 2010, 21:32

corax писал(а):
Алексей писал(а):
Щусев планировал Кишинев как архитектурную утопию
... Сколько башмаков стоптано около этого особняка.Ведь, оно находится недалеко от входа на Комсомольское озеро.На стене,которая смотрит на Кузнечную написано "Проверено,мин нет.Лейтенант Гуркин."
Вот здание, сфотографировано в ноябре 2009 г.
Надписи на фасаде уже нет.
Кузнечная-ноябрь2009-1.jpg
Ну, и сама Кузнечная от Пушкина.
Как-то не верится,что надписи с л-том Гуркиным уже нет. Эта надпись была,как напутствие на удачу в долгом шатании по Камсику. Всегда глаза останавливались на ней.Она выцветала потихонечку.Краска из красной превратилась в бледно-оранжевую...
Но вот,лет десять назад я, проходя мимо, заметил,что надпись закрыли прозрачным пластиком с красивыми шурупчиками по углам.Так бережно, для потомков. Я аж возрадовался. Она была ближе к входу во двор,почти на углу, у калитки.Может, её на фотке просто не видно. :%)

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение corax » 21 мар 2010, 21:39

Алексей писал(а): Как-то не верится,что надписи с л-том Гуркиным уже нет. Эта надпись была,как напутствие на удачу в долгом шатании по Камсику. Всегда глаза останавливались на ней.Она выцветала потихонечку.Краска из красной превратилась в бледно-оранжевую...
Но вот,лет десять назад я, проходя мимо, заметил,что надпись закрыли прозрачным пластиком с красивыми шурупчиками по углам.Так бережно, для потомков. Я аж возрадовался. Она была ближе к входу во двор,почти на углу, у калитки.Может, её на фотке просто не видно. :%)
Я бы заметил, если бы она сохранилась..
Вот часть фотографии в полный размер - надписи не видно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Алексей » 21 мар 2010, 22:10

corax писал(а):
Алексей писал(а): Как-то не верится,что надписи с л-том Гуркиным уже нет... Она была ближе к входу во двор,почти на углу, у калитки.Может, её на фотке просто не видно. :%)
Я бы заметил, если бы она сохранилась..
Вот часть фотографии в полный размер - надписи не видно.
Да,сейчас вижу.У левого окошка просматривается более бледный по-сравнению с фоном стены четырехугольник.Это,наверное,была она.Жаль.Даже на Рейхстаге такие надписи сохранили. :%)

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение rimty » 16 июн 2010, 21:30

1) Работа Лазаря Дубиновского. А Щусев. /Дерево/
2) Мемориальная доска на доме Драгоева.

Фотографии - serg-beryozkin
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Смолин Евгений » 25 май 2011, 20:17

IMG0035A.jpg
Карандаш. Портрет А.В.Щусева находится в Союзе Архитекторов Молдовы. Предположительно выполнен в 1947 году архитектором В.Меднеком.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Смолин Евгений » 14 июл 2011, 20:01

Кишинёв дом Щусевых 1947год.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: А.В. Щусев

Сообщение rimty » 20 дек 2011, 13:19

В Москве прошла презентация книги "Алексей Щусев"

"Чтобы увидеть все работы архитектора Алексея Щусева, нужно пройти не один десяток километров по Москве и слетать, как минимум, в пять бывших советских республик. Впрочем, в этот вечер никто из гостей музея его имени на улицу выходить не собирается, путешествие по щусевским местам - от здания ФСБ на Лубянке до Академии наук в Казахстане - займет всего пару часов… за книгой.

"Я вот его определяю, как человека высочайших результатов, судьба вообще была к нему щедра. 76 лет жизни какой-то очень мощный талант, причем талант - такой деятельный, и надо отдать ему должное: он не упустил ни одного шанса", - говорит директор ГНИМА имени А.В.Щусева Ирина Коробьина."


видеосюжет, в котором показана прекрасно иллюстрированная книга о Щусеве -
http://www.vesti.ru/doc.html?id=665310

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: А.В. Щусев и Кишинёв

Сообщение Смолин Евгений » 23 янв 2012, 12:11

Схема строит. зонирования 1945-47г.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Архитекторы Бессарабии и Молдовы»