Памятник Штефану Великому

Старые памятники и арки города.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение steinchik » 15 сен 2011, 23:11

кешеневер йид писал(а):О каком "бракосочетании" и невестушке речь?
Читайте здесь.

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение кешеневер йид » 16 сен 2011, 01:34

steinchik,спасибо. а гит шабес.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение steinchik » 16 сен 2011, 01:38

кешеневер йид писал(а):steinchik,спасибо. а гит шабес.
Воистину "а гит"! :D

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8284
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение ris55 » 16 сен 2011, 09:00

steinchik писал(а):
кешеневер йид писал(а):steinchik,спасибо. а гит шабес.
Воистину "а гит"! :D
А что значит "а гит"?

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение кешеневер йид » 16 сен 2011, 11:44

а гит шабес-хорошей Субботы.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3781
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение snob » 16 сен 2011, 12:42

rimty писал(а):Они, должно быть, и фотографии с т.н. "бракосочетания" имеют в своём архиве.
Никогда не понимал, почему нет ни ОДНОЙ фотки или видеозаписи этого действа. Порой подозреваю, что все
то придумал Марат Гелман - первый раз инфу прочел у него.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение rimty » 16 сен 2011, 13:40

Чтобы выдумать такой оригинальный сценарий, надо иметь о-очень богатое (и не вполне здоровое) воображение...

Помню разговоры в 90-м, и, кажется, сообщениe былo в местной прессе, как стать захотела она "столбовою дворянкой"...

Аватара пользователя
Wowo
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01 окт 2009, 14:31
Откуда: Молдова Кишинёв

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Wowo » 20 сен 2011, 21:24

corax писал(а):Памятник Штефану Великому, межвоенный период.
штефан.jpg
(аукционная)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Дмитрий Л. » 27 сен 2011, 16:49

Исчо ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4189
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Смолин Евгений » 27 сен 2011, 18:58

Дмитрий Л. писал(а):Исчо ...
Крест деревянный, но хорошо затонированный, позже при реставрации был замен бронзовым, идентичным первоначальному.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4189
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Смолин Евгений » 28 сен 2011, 19:59

1973-74г.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Lampa
Местный
Местный
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 22:20

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Lampa » 30 сен 2011, 21:25

Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишиневе, пожалуй, не меннее загадочна и драматична, чем судьба самого господаря. В 1923 году А. Плэмэдялэ было предложено разработать проект памятника Штефану чел Маре. В поисках портрета Штефана он объездил множество монастырей, пока в одном из них - Хуморском на территории современной Румынии - не обнаружил миниатюру, датированную 1475 годом, ценность которой была в том, что художник писал Штефана с натуры. Это изображение Плэмэдялэ взял за основу для работы над портретом.

Он представил три варианта памятника. Первый вариант Вы видите, но лучшим был признан тот, который установлен сегодня в центре Кишинева. Основную идею Плэмэдялэ почерпнул в традиционном русском иконографическом изображении князей (за основу была взята икона "Борис и Глеб", которая хранится сегодня в Киеве), только руку господаря с крестом Плэмэдялэ поднял выше. Это было сделано не случайно: Штефана чел Маре знали как представителя восточной православной веры. Памятник отливали в Бухаресте. А скульптору самому предложили выбрать площадку, на которой будет установлен монумент.

http://www.moldova.russian-club.net/kishinev.html
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13127
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение corax » 30 окт 2011, 13:30

На этом кадре из очерка 1960-х гг в руках Штефана Великого виден (вроде как) тот самый временный крест, вложенный ему в руку взамен утраченного:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение rimty » 03 янв 2012, 20:42

из книги воспоминаний Ольги Пламадяла:

"...макет памятника Стефану III наконец-то был одобрен.
В окончательном варианте Стефан III изображен в короне и богатом одеянии молдавского господаря. Он как бы медленно идет навстречу врагу, сжимая правой рукой меч и держа крест в левой поднятой руке.
Наконец-то для Александра Михайловича стало возможным приступить к работе, которой ничто больше не должно было помешать. Подставка и каркас остались те же, и он работал опять над пятиметровой статуей. Через два с половиной месяца работа была готова в глине.
Когда впервые я увидела законченную статую, меня поразило лицо Стефана, грозное и печальное. Типично молдавские черты, вдохновенный взгляд. При полном спокойствии в нем чувствуется большое внутреннее напряжение, воля к победе.
Отливку в гипсе А. М. Пламадяла, как всегда, сделал сам. Помогали ему Л. К. Жук, Сидорушкин и Попа.
Всему комитету очень хотелось произвести отливку в бронзе в Кишиневе. Владелец небольшой литейной, Мокану, смело брался за эту работу. Уверял, что ему необходим только один мастер художественного литья, а оборудования у него достаточно.
...Стало ясно, что поручить Мокану отливку памятника невозможно. Приходилось везти статую в Бухарест. Обычно Министерство искусств производило отливки в бронзе в литейной Рышкану. Туда и обратились. Рышкану заломил огромную цену, но председатель комитета так ловко торговался, что в конце концов с ним договорился. Бронзу выдали из Бухарестского арсенала — это были трофейные турецкие пушки, отбитые у турок в 1877 году во время русско-турецкой войны.
А. М. Пламадяла возвратился в Кишинев, погрузил гипсовую статую на вагон-площадку, и мы выехали в Бухарест. По дороге он мне рассказывал, как торговались председатель комитета и фабрикант, и мы смеялись до слез. Остановились в гостинице Брату на Каля Гривицей, совсем недалеко от литейной Рышкану. Командировка А. М. Пламадялы оплачивалась скупо, и поэтому, в целях экономии, мы сняли один из самых дешевых номеров на 4-м этаже. Там мы прожили около четырех с половиной месяцев.
Прежде всего была отлита левая рука Стефана. Фабрикант Рышкану начал с того, что попытался подмешать к высококачественной бронзе какие-то дешевые примеси, чтобы сэкономить бронзу для своих последующих заказов. Но А. М. Пламадяла сильно с ним поругался, грозил судом, и фабрикант уступил: таких попыток больше сделано не было. Постепенно А. М. Пламадяла отодвинул Рышкану на второй план и настолько сдружился с рабочими, что они выполняли только его распоряжения. Думаю, что в этом большую роль играл опыт работы А. М. Пламадялы в Москве, в литейной Рабекки. Он прекрасно знал все процессы работы и безошибочно руководил отливкой. Вначале Рышкану бурно протестовал, кричал, что Пламадяла прибрал к рукам его завод, потом только ворчал и в конце концов перестал приходить в литейную, так как работа прекрасно шла и без него.
Литейная была небольшой, и каждая из трех больших частей статуи отливалась отдельно. Пока набивали форму, все шло спокойно, но когда зажигался огонь, плавился металл, а потом его заливали в форму, все были в напряженном
состоянии, так как оборудование было очень примитивным, и все волновались, пройдет ли благополучно отливка.
Старик-кочегар был нелюдимого характера и ни с кем не желал разговаривать. Александр Михайлович называл его огнепоклонником, так как орудовать у огня было большим наслаждением для этого человека. Впоследствии он настолько благоволил к А. М. Пламадяле, что даже соглашался ужинать с нами вместе в вечера отливки.

...Когда была закончена отливка в бронзе памятника Стефану III и статуя смонтирована, Александр Михайлович устроил в литейной ужин, благодарил всех за труд, рабочие выступали с небольшими речами и тостами, а потом все сфотографировались у бронзовой статуи. Через несколько дней мы возвратились в Кишинев.

Работы по постаменту еще не были закончены. Материал для него — песчаник — был взят из Косоуцких карьеров. Добычу и обработку камня вел инженер Г. А. Левицкий, командированный в Косоуцы. Из этого же материала были высечены скамьи, а также плиты, которыми впоследствии была выложена площадка.
Выполняли эту работу косоуцкие умельцы — Максим Андриевский, их старейшина, двоюродные братья Шендилэ и Прокопий Загаевский. Окончательная обработка монолитов была произведена в Кишиневе, и постамент был смонтирован.
Установку монолитов вел инженер Г. А. Левицкий, а оформление площадки — архитектор Е. А. Бернардацци. Они не ладили между собой, но ссорились очень вежливо, что всегда забавляло Александра Михайловича.
Очень тормозили работы скупость комитета и отсутствие оборудования. "

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение rimty » 03 янв 2012, 20:45

А. Пламадяла за работой над первым вариантом памятника Стефану Великому в Кишиневе:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение rimty » 03 янв 2012, 20:59

Ещё один отрывок из книги воспоминаний Ольги Пламадяла:

"В первом макете Стефан III был изображен с непокрытой головой, в средневековых доспехах, плаще, опирающимся обеими руками на меч. Постамент был задуман в виде средневековой крепостной башни.
Макет понравился комитету, но скульптора просили сделать еще два-три макета, чтобы можно было прийти к. окончательному решению.
Стали думать о выборе места для памятника. Александр Михайлович изучил весь центр города, обсудил достоинства, каждого места, свободного от построек, и в конце концов продиктовал мне докладную записку, в которой предлагал срезать угол городского сада (парк им. Пушкина. — О. П.) и установить памятник на пересечении улиц Гоголя и Александра Доброго. Это место, расположенное на пересечении двух уличных и одной парковой магистрали, по мнению скульптора, помогало раскрытию образа Стефана Великого, который защищал родную землю от нападений многочисленных врагов. В конце концов А. М. Пламадяле удалось настоять на принятии этого предложения.
Поладить с комитетом по сооружению памятника оказалось не простым делом для Александра Михайловича, так как мнения там разделились. По просьбе высокопоставленных: дам из комитета скульптор был вынужден сделать второй макет, изображавший Стефана III средневековым рыцарем в латах, с поднятым забралом и опирающимся на меч. Но большая часть членов комитета, во главе с митрополитом Гурием, твердила, что Стефан III вел борьбу против «неверных» мусульман, строил монастыри и церкви и поэтому должен держать в руке крест и хоругвь, символы христианства.
Таким требованием А. М. Пламадяла был очень недоволен, волновался и нервничал. «Действительно, —говорил он,— в эпоху средневековья борьба за свободу и независимость проходила под знаменем борьбы за веру. Поэтому я согласен оставить крест в руке Стефана, как символ борьбы. Но крест и хоругвь — это уж чересчур. Сколько же предметов, в конце концов, должен я вложить в его руку?».
Этот вариант он решил выполнить в натуральную величину, чтобы привыкнуть к работе в больших масштабах.
— Пусть комитет убедится воочию, — говорил он, — как безобразно будет выглядеть эта перегруженная рука.
Большим утешением было то, что одобрили эскиз постамента. Городскому архитектору, Евгению Александровичу Бернардацци, также пришлось рассчитать проект постамента и сделать рабочие чертежи без задатка. При этом ему уже ставили в пример скульптора, который вот уже третий макет делает бесплатно. Е. А. Бернардацци вместе с Александром Михайловичем просидели у нас дома два вечера над обсуждением деталей, и в первый вариант постамента были внесены изменения.
Тем временем А. М. Пламадяла подыскивал подходящее помещение для работы над пятиметровой статуей. Хорошо зная школьные здания города, я посоветовала ему осмотреть вестибюль школы на Бендерской улице, угол улицы Пирогова. После больших хлопот удалось получить разрешение работать здесь. А. М. Пламадяла остался очень доволен этим помещением и сказал, что во время работы будут удобны марши лестницы, которая его огибает. Можно будет работать со ступеней лестницы на разной высоте, не строя лесов и помостов, а лишь поворачивая статую.
Скульптора предупредили, что придется давать комитету подробный отчет о расходах. Собирать и хранить денежные документы было поручено мне. К А. М. Пламадяле были прикомандированы два солдата — Попа и Сидорушкин, которым поручили помогать ему в переноске глины, прикреплении крестовин и т. д. Когда нужно было подняться по обыкновенной деревянной лесенке, чтобы закрепить наверху проволоку с крестовинами, сначала у одного солдата, а потом и у другого закружилась голова, и они едва не попадали с лестницы. Оказалось, что в полку их очень плохо кормят, и они сильно истощены. Поэтому у них просто нет сил подняться на несколько ступеней. Мы решили, что ходить в полк за обедом они будут по-прежнему поочередно, чтобы не возбуждать нареканий, но впредь заботу об их питании мы возьмем на: себя.
Привезли глину, и началась работа.

В этом варианте Стефан III был одет в кольчугу и со шлемом на голове. Правая рука сжимала меч, а в левой, как и было предписано — крест и хоругвь.
Этот вариант был отлит в гипсе, и его два раза подымали, на высоту постамента, сделанного из дерева на строительной площадке, чтобы комитет мог судить о том, как будет выглядеть памятник с крестом и хоругвью. Комитет признал свою неправоту и разрешил скульптору продолжать поиски нового решения."

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение steinchik » 04 янв 2012, 00:13

В первом макете Стефан III был изображен с непокрытой головой, в средневековых доспехах, плаще, опирающимся обеими руками на меч. Постамент был задуман в виде средневековой крепостной башни.
stefancelmare1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Апрель » 29 фев 2012, 11:57

Из альбома "Кишинев", примерно 1960 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13127
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение corax » 07 апр 2012, 13:11

rimty писал(а):... Но большая часть членов комитета, во главе с митрополитом Гурием, твердила, что Стефан III вел борьбу против «неверных» мусульман, строил монастыри и церкви и поэтому должен держать в руке крест и хоругвь, символы христианства.
Таким требованием А. М. Пламадяла был очень недоволен, волновался и нервничал. «Действительно, —говорил он,— в эпоху средневековья борьба за свободу и независимость проходила под знаменем борьбы за веру. Поэтому я согласен оставить крест в руке Стефана, как символ борьбы. Но крест и хоругвь — это уж чересчур. Сколько же предметов, в конце концов, должен я вложить в его руку?».
Этот вариант он решил выполнить в натуральную величину, чтобы привыкнуть к работе в больших масштабах.
— Пусть комитет убедится воочию, — говорил он, — как безобразно будет выглядеть эта перегруженная рука.
Большим утешением было то, что одобрили эскиз постамента. Городскому архитектору, Евгению Александровичу Бернардацци, также пришлось рассчитать проект постамента и сделать рабочие чертежи без задатка. При этом ему уже ставили в пример скульптора, который вот уже третий макет делает бесплатно. Е. А. Бернардацци вместе с Александром Михайловичем просидели у нас дома два вечера над обсуждением деталей, и в первый вариант постамента были внесены изменения.
Тем временем А. М. Пламадяла подыскивал подходящее помещение для работы над пятиметровой статуей. Хорошо зная школьные здания города, я посоветовала ему осмотреть вестибюль школы на Бендерской улице, угол улицы Пирогова. После больших хлопот удалось получить разрешение работать здесь. А. М. Пламадяла остался очень доволен этим помещением и сказал, что во время работы будут удобны марши лестницы, которая его огибает. Можно будет работать со ступеней лестницы на разной высоте, не строя лесов и помостов, а лишь поворачивая статую.
Скульптора предупредили, что придется давать комитету подробный отчет о расходах. Собирать и хранить денежные документы было поручено мне. К А. М. Пламадяле были прикомандированы два солдата — Попа и Сидорушкин, которым поручили помогать ему в переноске глины, прикреплении крестовин и т. д. Когда нужно было подняться по обыкновенной деревянной лесенке, чтобы закрепить наверху проволоку с крестовинами, сначала у одного солдата, а потом и у другого закружилась голова, и они едва не попадали с лестницы. Оказалось, что в полку их очень плохо кормят, и они сильно истощены. Поэтому у них просто нет сил подняться на несколько ступеней. Мы решили, что ходить в полк за обедом они будут по-прежнему поочередно, чтобы не возбуждать нареканий, но впредь заботу об их питании мы возьмем на: себя.
Привезли глину, и началась работа.

В этом варианте Стефан III был одет в кольчугу и со шлемом на голове. Правая рука сжимала меч, а в левой, как и было предписано — крест и хоругвь.
Этот вариант был отлит в гипсе, и его два раза подымали, на высоту постамента, сделанного из дерева на строительной площадке, чтобы комитет мог судить о том, как будет выглядеть памятник с крестом и хоругвью. Комитет признал свою неправоту и разрешил скульптору продолжать поиски нового решения."
Вот этот вариант:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Wowo
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01 окт 2009, 14:31
Откуда: Молдова Кишинёв

Re: Памятник Штефану Великому

Сообщение Wowo » 09 апр 2012, 18:34

может 90 -ые года,тогда не было цветной упаковки на цветах :roll:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Памятники Кишинёва»